Как раньше ретушировали фотографии без фотошопа

Обновлено: 04.07.2024

Цифровые технологии дали возможность сохранить на какой угодно срок фотоснимки из семейного архива, которые раньше со временем неминуемо желтели, тускнели и утрачивали изображение. Также стала возможной оцифровка видео, аудио, кино и других материалов.

Сегодня убрать изъяны, царапины, потертости, брак печати, имеющиеся на бумажном фотоснимке, не слишком трудно. Нужно отсканировать изображение и обработать его на компьютере с помощью специальных инструментов, имеющихся в графическом редакторе. Затем фотографию сохраняют в цифровом формате, записывают на диск и, если нужно, распечатывают. Заказать такую услугу можно в специализированной студии, осуществляющей оцифровку различных аналоговых носителей.

Многим интересно узнать, как ретушировали фотографии в те времена, когда не было современных компьютерных средств для работы с ними.

Как редактировали снимки до наступления цифровой эпохи

Ретушировать фотографии стали примерно с 1850 года, сразу же после того, как они появились. Ведь качество съемки и печати оставляло желать лучшего. Ретушёрами (это слово происходит от французского «retoucher», означающего «подправлять», «подрисовывать») обычно становились люди, имеющие художественное образование и разбирающиеся в анатомии.

Чаще всего ретушировали портретные фотографии. Полностью или частично их делали цветными. Мастер мог удалить весь задний план с негатива портрета, а на позитиве в качестве фона подставить или нарисовать какой-либо пейзаж, интерьер либо архитектурный ансамбль. Во второй половине XIX века фотопортретисты не только убирали со снимков различные дефекты, но и «улучшали» лица своих клиентов, к примеру, удаляли морщины и подрумянивали щеки. Также широко использовались приемы фотомонтажа. К примеру, на хрестоматийном изображении президента США Авраама Линкольна голова освободителя афроамериканцев совмещена с телом политика-южанина, ярого сторонника рабовладения Джона Кэлхуна.

Черно-белые негативы обрабатывали специальными скребками. С помощью соляной, хлористоводородной и других кислот производили осветление и уменьшение контрастности фотоснимка, сглаживание и размытие контуров на нем. Специальными карандашами для ретуширования или обычными мягкими делали затемнение определенных участков изображения. При работе использовали лупу. Детали прорисовывали красками или карандашами. Также задействовались специальные приспособления для ретуши со стеклом, оптикой, подъемной доской и подсветкой снизу рассеянными лучами.

Цветные негативы ретушировали с помощью красителей, графита, карандашей. В процессе работы мастера печатали тестовые изображения, чтобы оценить, удачными или нежелательными были те или иные действия. Разумеется, при изготовлении фотоснимка с негатива свет инвертировали.

Для ретуширования и расцвечивания черно-белых позитивов использовали акварельные и анилиновые краски, аэрографы. Изъяны на них зарисовывали тонкими кистями, карандашами. Напечатанные цветные или черно-белые фотографии ретушировали в тех случаях, когда было затруднительно работать с проблемными местами на миниатюрном по сравнению с готовым снимком негативе.

Востребованным ретуширование фотографий было в СССР, особенно в официальной сфере. Известно множество случаев, когда в публикуемых в прессе и книгах снимках делались значительные изменения, например с групповых фото убирались те или иные лица.

Как пройти от метро Сокольники

Карта проезда в Студию Видео8

Адрес: Москва, ул. Маленковская, д.32 стр.3. Пн-Пт: 09:00-21:00, Сб-Вс: 11:00-19:00.

Недавно под одной из моих статьей оставили комментарий якобы "А вот раньше фотошопа не было, никто фотографии не приукрашивал!". Однако это ошибочное мнение, которое, тем не менее, широко распространено. В этой статье я расскажу, как раньше редактировали фото.

Сразу скажу, что сама я пленочной фотографией не занимаюсь и сама все эти методы обработки не использовала, поэтому постараюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в подробности и не используя сложные термины.

Фотографии обрабатывали с различными целями : кто-то хотел угодить существующей власти (так, например, во времена Сталина с фотографий "вырезали" неугодных людей), художественная обработка тоже имела место быть, придание цвета изначально черно-белой фотографии, создание неправдоподобных и даже мистических сюжетов и изображений.

Редактировали фото, используя многократную экспозицию, комбинацией негативов в темной комнате, рисования на негативах и уже готовых бумажных снимках.

Ниже я приведу несколько примеров снимков, снятых в доцифровую эпоху, до и после их обработки.

Вот, например. К фотографии пейзажа, используя комбинацию негативов, были "прифотошоплены" облака с другого снимка.

Динамический диапазон первых камер был недостаточно широк, поэтому фотографы прибегали к обработке фотографий Динамический диапазон первых камер был недостаточно широк, поэтому фотографы прибегали к обработке фотографий

Или вот, фотография знаменитой голливудской актрисы Джоан Кроуфорд, снятая в 1931 году. Ретушер значительно постарался, убирая все погрешности на коже и мелкие морщинки.

И во времена пленочной фотографии фотографии голливудских актрис тщательно редактировали, чтобы предать им идеальный вид И во времена пленочной фотографии фотографии голливудских актрис тщательно редактировали, чтобы предать им идеальный вид

Кроме того, была выпущена целая книга в Америке в 1940-х годах, посвященная именно ретуши портретов. Называлась она "Как ретушировать снимки для коммерческого использования".

Иллюстрация из книги "Как ретушировать снимки для коммерческого использования" Иллюстрация из книги "Как ретушировать снимки для коммерческого использования"

Наверное, многие из вас считают Одри Хепберн недостижимым идеалом, но и она была обычным человеком, которому также высветляли морщинки, кожу и поправляли испортившуюся прическу в "Фотошопе" прошлого века.

А вот пример одной из самых выдающихся комбинированных фотографий - "Два жизненных пути". Для её создания понадобилось 32 негатива, а снята она была аж в 1857 году!

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

1931 год. Сравните эти промо-кадры классической голливудской актрисы Джоан Кроуфорд. Ретушер Джеймс Шарп убрал морщинки, точки и другие огрехи и разгладил кожу.

В 1841 году англичанин Уильям Тальбот представил миру калотипию – первый способ создать негатив, который можно размножить. Он использовал бумагу, пропитанную йодистым серебром. Уже спустя пять лет его знакомый сделал снимок пяти монахов. Четверо хорошо и красиво стояли, а вот пятый держался поодаль и пялился не пойми куда. Недолго думая, фотограф закрасил его чернилами. Так и появилась ретушь.

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Очень скоро негативы стали корректировать многие немецкие фотографы. Клиентам это нравилось, особенно женщинам. Если верить сохранившимся рассказам фотографов, знатные дамы плохо слушались инструкций, капризничали, и снимки часто получались темными, с уймой лишних деталей. Ретушь помогала отсечь лишнее и прибавить нужное. В последней четверти XIX века примеру немецких коллег последовали американские фотографы и вскоре корректировка негатива стала чуть ли не обязательной.

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Результаты работы с фото в XIX веке. Светской даме долго и тщательно исправляли шею и другие огрехи.

Даже в газетах писали, что публика чрезмерно увлеклась ретушью и не стоит перебарщивать! Ничего не узнаете? Так же сегодня говорят о Photoshop и аналогичных программах. Дескать, графические редакторы сжили со свету натуральную красоту и теперь невозможно понять, видишь ли ты на снимке человека или его сильно улучшенную версию.

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Когда расцвел Голливуд, работы ретушерам только прибавилось. Им и так приходилось трудиться над каждым заказом по нескольку часов, а к постерам новых фильмов и промо-снимкам актеров и актрис были еще более жесткие требования.

И даже великая Одри Хепберн не была идеальной. Ей правили прическу и довольно сильно выбеливали лицо до фирменной мраморности.

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Кстати, уже 100 лет назад в пособиях по ретуши писали, что очень важно не переусердствовать. Как только зритель замечает, что над фотографией кто-то поработал, и она сильно изменена, этот кадр можно считать браком. Совет как нельзя верен и сегодня. Не бойтесь корректировать фотографии, но не сотрите себя самого с них!

Как фотошопили, когда Photoshop и в помине не было: взгляните на звезд Голливуда и светских львиц до и после ретуши. Фотография, Photoshop, 20 век, Копипаста, Фильмы, Длиннопост

Киношники поставили перед ретушером задачу чуть смягчить образ Бетти Дэвис (которую многие считали надменной), не сильно вмешиваясь в фото. Он отлично справился.

Стандартный набор ретушера:

Набор карандашей разной твёрдости, заточенные особым образом - грифель выступает на 1 - 1.5 см., и затачивается как иголка с помощью шкурки нулёвки.

Лак матолеин, делался из скипидара и растворённой в нём канифоли. Маленькая капля лака наносилась на негатив или позитив, и быстро растиралась мягкой тряпочкой. Это позволяло карандашу хорошо прилипать к поверхности.

Карандашом не рисовали, а наносили множество мелких точек, пока не достигали нужной плотности. Наш мастер шутил, что лучше всего ретушировать с глубокого похмелья, когда руки трясутся.

Остро отточенный скальпель в качестве скребка, выскребать тёмные участки.

Столик ретушера - по сути обычный ящик с застеклённой наклонной верхней поверхностью, внутри ставили лампу, и над ней кальку в качестве рассеивателя. На таких столиках ретушировали негативы. Часто просто использовали в качестве ретушерского столика станок для контактной печати. Чуть менее удобно, но конструкция такая же.

Ну и в особо сложных случаях использовали специальные краски для ретуши. Но в нашей стране это был страшный дефицит, я их так ни разу и не увидел, обходились только карандашами.

Это только изменение фотографии с помощью ретуши. Так же применяли маскирование при печати, локальное осветление химическими способами, методы аппликации, и множество других приёмов. Например, был такой способ проявки плёнки и фотографий - так называемое "голодное проявление". Результат получался сходным с современным HDR.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Оценив степень повреждений, всю работу по реставрации можно разделить на несколько этапов:

1. Обрезка лишнего (кадрирование) и коррекция свето-теней.

2. Устранение всех мелких дефектов в виде трещин и царапин (они присутствуют почти на каждом миллиметре фотографии).

3. Полная замена фона.

4. Реконструкция утраченной части фото.

Начнем с обрезки. Её можно выполнить инструментом "Рамка" (выбирается горячей клавишей "С"). Данная процедура не требует описания, ибо проста сама по себе. Затем переходим к коррекции света и тени. Для начала обесцветим всё фото: вкладка "Изображение/Коррекция/Обесцветить" (или клавиши Ctrl+Shift+U). Далее выполняем "Автотон" (или "Автоуровни" - в зависимости от перевода версии ФШ). В предыдущем посте мы уже применяли эту опцию (выполняется клавишами Ctrl+Shift+L). Сравним наш результат на данной стадии:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Как видим, тут полная жесть, все дефекты проявились ещё сильнее. Вот тут-то и начинается собственно настоящая фотореставрация - этап 2. Первое, что мы сделаем - применим фильтр "Пыль и царапины". Открываем вкладку "Фильтр/Шум/Пыль и царапины", и в диалоговом окне настройки фильтра выставим нужный радиус. Он зависит от разрешения и размера обрабатываемого изображения: чем оно меньше, тем меньше значение радиуса. В реальном времени мы увидим, как он влияет. В нашем случае подойдет радиус 1. Если поставить больше (например 2) - всё станет слишком размыто, пропадет резкость.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Ну а теперь нам предстоит многочасовая ручная работа инструментом "Точечная восстанавливающая кисть", о котором я уже рассказывал в предыдущем посте. Здесь очень полезно пользоваться графическим планшетом, перо которого чувствует силу нажатия, в отличие от мышки. Можно конечно обойтись и мышью, но уверяю вас: это будет сложнее и дольше. Итак, начнём. Убирать дефекты с фона мы не будем: это бесполезно, к тому же на фоне здесь не наблюдается никаких значимых объектов. Фон будет полностью заменён на последующем этапе. Сейчас мы будем тщательно избавляться только от тех дефектов, которые присутствуют на персонажах и объектах переднего плана (какая-то тумбочка справа). Настраиваем размер точечной восстанавливающей кисти (мне удобно делать это клавишей "[" - меньше, и "]" - больше). Проходимся по КАЖДОЙ царапинке и ненужной крапинке, проявив максимум терпения.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

При этом масштаб рабочего увеличения должен быть не менее 100% (натуральная величина), а если фото небольшого размера, как в нашем случае - то можно и 200%. Примерно 20 минут работы, и мы устранили с первого персонажа большинство основных дефектов с помощью точечной восстанавливающей кисти. Сравним результат:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

К сожалению, в результате обработки мы получили побочный эффект - этакие ватные замыленные пятна как на лице, так и на мундире офицера. Если вы хоть немного художник, то не составит особого труда подретушировать лицо, более отчетливо прорисовать глаза, нос, рот и т.д., при этом по возможности не исказив черты лица до неузнаваемости, сгладить темные пятна, сделав цвет лица более равномерным. Для этого я воспользуюсь инструментами "Затемнение" и "Осветление", постоянно настраивая размер кисти и интенсивность. Вот что получилось:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Определённо, черты лица немного изменились после моей ретуши, но я не могу уловить, где именно накосячил. Во всяком случае, передо мной несколько иная задача - показать процесс реставрации в целом, а не постигать тонкости художественной ретуши. Так что продолжим.

Должен сказать, что в реставрации иногда приходится прибегнуть и к методу фотомонтажа. В нашем случае он просто необходим. При помощи фотомонтажа мы восстановим не только утраченную 1/4 часть фото, но и некоторые видимые объекты, которые повреждены настолько, что отреставрировать их невозможно. Возьмём, например, фуражку этого офицера. Она совсем плоха, и проще будет её заменить, чем пытаться восстановить и дорисовать. Почему нет? Нам понадобится фотография-донор, откуда можно позаимствовать похожую фуражку )). И такая нашлась.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

К сожалению ракурс у этой фуражки не очень подходящий (слегка повернута), но мы это исправим. Пол-часа работы, и офицер получил более качественную фуражку по сравнению с тем, что было до этого ))

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Вообще, я забежал вперёд, смонтировав эту фуражку. Фотомонтаж и замену объектов лучше делать на последующей стадии после замены фона, когда все объекты уже будут изолированы от фона на отдельном слое. А сейчас необходимо продолжить устранение всех дефектов. На это может потребоваться несколько часов.

Ну вот, за пару часов (с тремя перекурами) нам удалось устранить с обоих персонажей все трещины и царапины. Больше всего пришлось повозиться с реставрацией лица девушки. Но работы впереди всё ещё много. Давайте сравним текущий результат с исходным вариантом.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Теперь мы переходим к третьему этапу - удалению фона. С помощью инструмента "Лассо" выделим грубо всё, что должно остаться, захватив и небольшую часть фона. Примерно так:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Копируем это и вставляем в новый слой. Предыдущий удаляем, он больше не понадобится. Теперь нам нужно подобрать новый подходящий фон и вставить его в подлежащий слой. Остатки старого фона мы тщательно вычищаем ластиком (с размытыми краями) под большим увеличением. Вот что получилось в результате:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

В качестве фона я взял имеющуюся у меня заготовку для подобных целей. Древесный пол в норме, а вот задний план слишком уж "замыленный". Над этим мы поработаем позже, а сейчас - самое время пустить в ход все прелести фотомонтажа. Фуражку офицеру мы уже сделали, попробуем добыть подходящие ноги.

Готовых подходящих ног вместе с сапогами найти так и не удалось, пришлось монтировать всё по отдельности. Пока не обращаем внимание на несоответствие яркости добавляемых объектов, всё это мы сбалансируем позже. Отбрасываемые тени на полу тоже нарисуем на завершающей стадии. Сейчас офицер с ногами выглядит уже лучше.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Приведём в порядок мундир. У меня в запасе где-то должен быть цивильный офицерский френчик, сейчас найду и примерею ему )). Конечно, попахивает отсебятиной, но зато выглядит, на мой взгляд, значительно лучше, если сравнить с тем, что было:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Для полного счастья вернем ему его орден с цепочкой и портупейный ремень, приведем в надлежащий вид рукава и руки.

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Теперь офицера можем оставить в покое и займемся его женщиной. А точнее её одеждой. Попробуем затемнить платье, скопировав его в отдельный слой и подчистим ластиком края. Теперь оно смотрится намного лучше, но сливается с темным фоном. Поэтому сейчас самое время немного изменить фон, сделать его светлее. На старинных фото часто можно увидеть задник в виде какой-нибудь фрески, и мне эта идея показалась неплохой. Вот результаты для сравнения:

Фотореставрация с процессом (Часть 2) Фотошоп мастер, Реставрация фото, Ретушь, Длиннопост

Можно сказать, что теперь мы уже близки к завершению работы, всё самое сложное осталось позади. Изначально упоротый оригинал явно преобразился, фото постепенно оживает. Но как-то несуразно торчит нога из-под платья, сейчас мы это исправим, а заодно подгоним более приличную тумбочку или столик, потому что оригинальную восстанавливать, как мне кажется, не имеет смысла. На заключительном этапе добавляем несколько размытых теней на полу, после чего работа будет полностью завершена.

Читайте также: