Как сделать маску из канала в фотошопе

Обновлено: 04.07.2024

Исходное изображение в RGB. В целом, неплохого качества.
Возможные проблемы при создании выделения на основе канала -- недостаточная контрастность в некоторых местах: в области соприкосновения светлой одежды и фона, в том месте, где развевающиеся волосы попадают на относительно тёмный фон, между тёмно-розовыми туфлями и падающей от них тенью. В этих случаях построение выделения пером, например, было бы несложным.
Отмечаем и выгоду выделения через канал (и неудобство для пера): развевающиеся волосы и ажурный край юбки.

Шаг 2

Определяем канал, в котором изображение модели наиболее контрастно к фону. Создаём дубликат канала и продолжаем работу уже с этой копией. В данном случае наиболее контрастным оказался канал Blue RGB-изображения. Иногда наилучший результат даёт сумма или какое-либо наложение двух каналов (Apply Channel, Channel Mixer) или канал L Lab-изображения.

Шаг 3

Усиливаем контрастность в канале Blue copy. Конкретные значения могут сильно различаться в каждом случае. Контрастность может быть более высокой или более низкой. Критерий один: добиться того, чтобы край выделяемого объекта сильнее "отделился" от фона в как можно больших местах.
В нашем случае усиление светов приводит к снижению контрастности в первом проблемном месте (юбка/фон), а усиление теней -- к снижению контрастности во втором месте (волосы/тёмное пятно фона и туфли/тень). Останавливаемся на оптимальном варианте, который впоследствии будет легче обработать.

Шаг 4

С этого места начинается самое интересное. Способ, который я нашёл сам и который часто использую -- повышение контрастности края объекта с помощью двух инструментов: Burn и Dodge.
Burn Tool следует использовать для затемнения тёмного края до 100%, а Dodge Tool -- для высветления светлого края до 0%. Соответственно, в обычной ситуации Burn Tool настраивается для воздействия на тени (опция Range: Shadows), а Dodge Tool -- на света (Range: Highlights).
Какова последовательность применения обоих инструментов -- быстро выясняется на практике. В нашем примере, как это чаще и бывает, сначала надо пройтись по тёмному краю. Если цвет края достаточно далёк от 100% чёрного, приходится проводить по нему кистью по нескольку раз. При этом надо следить, чтобы не "передержать" кисть, иначе край становится слишком жёстким, исчезают все полутона и появляется пиксельная "пила". Само по себе это не страшно, если таким образом будет обработано всё изображение -- тогда по завершении работы надо будет применить какой-нибудь фильтр размытия, например размытие по Гауссу, чтобы восстановить мягкость маски. И всё же лучше этого избегать, так как "вторичное" размытие несколько снижает точность маски, особенно в сложных контурах и, кроме того, придётся бороться с лишним размытием в тех местах, где оно не нужно (например, волосы нашей модели).

Шаг 5

Преимущество инструментов Burn и Dodge в том, что нет необходимости проводить кистью точно по краю будущей маски. Этот край уже определён самим изображением. За счёт ненужности "прицеливания" и появляется скорость работы. Данный скриншот иллюстрирует лёгкость, с которой Burn Tool позволяет обработать сложное место -- кружево на платье.

Шаг 6

Шаг 7

Такое сложное место как развивающиеся волосы Dodge Tool "вытягивает" играючи, одним движением. Но для этого надо быть внимательным на шаге 3 -- сохранить достаточную степень контрастности с проблемных местах.

Шаг 8

После обработки края изображение принимает приблизительно такой вид.

Шаг 9

Следующая задача -- завершить заливку областей маски. Сделайте это любым удобным способом. Например, если чёрный край был достаточно широким, то можно в несколько движений построить выделение (как на скриншоте) и залить его. Аналогично залить фон белым.

Шаг 10

Почти финальный вид маски. Надо проверить, чтобы не остались случайные пятна. На скриншоте не учтёнными оказались блик на ногте и блики на носках туфель.
Осталось совсем немного -- загрузить канал Blue copy как выделение, создать слой из бэкграунда изображения и нажать кнопку "Add layer mask". Всё. Ну да, разумеется, надо ещё интвертировать цвет маски, чтобы она скрывала фон, а не объект -- выделить значок маски и нажать Crtl/Cmnd+I.

Шаг 11

На скриншоте -- слой с маской, под который подложен белый фон. Видно качество выделения.

Шаг 12

То же самое. Цвет контрольного фона -- насыщенный, контрастный к изображению. В целом тест пройден. Для сложного случая можно ещё поработать с волосами и в целом с контуром -- убрать эффект свечения.

Шаг 13

Результат работы маски в районе волос. Без какой-либо дополнительной обработки. Рисовать такое самому -- можно и не мечтать. Только через канал. (Бесстрашных умельцев с планшетом и набором специальных фотошоповских кистей в рассчёт не берём, они исключение, подтверждающие правило).

Довольно часто при съемке пейзажей мы получаем вот такую картину: хорошо проработанная земля, деревья, здания, но недостаточно детализированное небо, которое выглядит однотонным, хотя мы помним, что во время съемки на небе были отчетливо видимые облака.


Почему так происходит?

Дело в том, что при съемке подобных сюжетов часто прибегают к так называемому методу с экспонированием вправо или ETTR. Это позволяет наилучшим образом записать информацию в RAW-файл, так как количество отсчетов, приходящееся на соответствующий тоновый диапазон в RAW-файле, подчиняется логарифмической зависимости. Наибольшее количество отсчетов, то есть, информации, будет записано в диапазоне светов. Именно поэтому при съемке имеет смысл экспонировать изображение, предельно прижимая гистограмму вправо, но без глухих пробоев, то есть, пересветов.

Подробнее о данном способе съемке можно прочитать в статье Метод "Экспонирование вправо"

Избыточность информации в RAW-файле позволяет легко восстанавливать детали в светах (конечно, при условии, что они все же были записаны в файл, а не вышли в отсечку)

Однако, при восстановлении деталей в светах мы неизбежно столкнемся с понижением общей яркости изображения, чего допускать нельзя.

Одним из способов решения данной проблемы является объединение двух изображений, на одном из которых хорошо проработана земля, деревья, здания, а на втором небо. Самый простой метод – наложить изображение с проработанным небом сверху и прорисовать нужные области по маске.

А если маска должна иметь границу сложной формы? Сколько времени потребуется на ее рисование?

Время нужно ценить и экономить, поэтому мы не будем использовать ручное рисование маски, а создадим ее на основе каналов изображения.

Для начала откроем RAW-файл в Camera Raw с настройками по умолчанию, то есть, не будем пока производить никакой коррекции. Далее нам нужно открыть изображение в фотошопе как смарт-объект, чтобы иметь возможность манипуляции с RAW-файлом, не переходя в Bridge и не открывая файл заново в Camera Raw.

Для этого в Camera Raw нужно нажать и удерживать клавишу SHIFT и кликнуть по кнопке Открыть объект.


Посмотрим, как выглядит изображение в каждом из каналов:




В данном случае имеет смысл в качестве заготовки для маски использовать информацию из синего канала изображения.

Теперь давайте создадим копию слоя со смарт-объектом. Для начала неплохо бы переименовать название слоя, например в "земля".


Затем кликаем правой кнопкой мыши на слое в палитре, но не на миниатюре или названии. Появится контекстное меню, где нужно выбрать пункт Создать смарт-объект путем копирования (Smart Object via Copy).


Новому слою со смарт-объектом дадим название "небо".


Далее, создаем маску для слоя "небо". Для этого нужно нажать пиктограмму в виде кружка в прямоугольнике внизу палитры слоев.


На слое "небо появится маска.


Теперь на эту маску мы должны поместить содержимое синего канала. Для этого кликаем по маске в палитре слоев, делая ее активной и переходим в меню Изображение – Внешний канал (Image – Apply Image). Выбираем в качестве источника синий канал, режим наложения Умножение (Multiply).


Теперь на маске слоя "небо" появилось содержимое синего канала изображения.


Для того, чтобы посмотреть, как выглядит маска, нужно кликнуть по ней с нажатой клавишей ALT.


Теперь дважды кликаем по миниатюре смарт-объекта на слое "небо"


Откроется оригинальный RAW-файл в модуле Adobe Camera Raw.


Проявляем детали на небе


Очень подробно о работе в модуле Adobe Camera Raw я рассказываю в видеокурсе "Фотошоп для фотографа – 2013", поэтому не буду здесь останавливаться на нюансах. В нем Camera Raw посвящено целых 29 видеоуроков.

Затем нажимаем ОК. Изменения применятся к смарт-объекту, в результате мы увидим вот такое изображение


Мы проявили детали на небе, не затронув при этом деревья. Однако, произошло некоторое затемнение забора и тропинки. Нам необходимо от него избавиться.

Для этого выделяем слой "небо" и помещаем его в группу, нажав комбинацию клавиш CTRL+G.


На группу накладываем маску. Это делается точно также, как добавление маски к слою.


Выбираем инструмент Кисть (Brush). Непрозрачность кисти устанавливаем на 100%, жесткость на 0%. Цвет кисти выбираем черный. Делаем активной маску группы и черной кистью зарисовываем забор и дорожку. Совсем необязательно делать это очень точно и аккуратно.


Вот так стало выглядеть изображение


Теперь не мешало бы немного осветлить кроны деревьев. Для этого переходим на слой "земля", открываем двойным кликом смарт-объект и производим необходимые регулировки в Camera Raw.


Закончив настройку, нажимаем ОК. Изменения применятся к смарт-объекту, и мы увидим вот такое изображение.


Мы получили как проработанное небо, так и деревья, землю.

Естественно, работа с масками бывает и более сложной. При необходимости маски можно собирать из нескольких каналов изображения, в том числе из разных цветовых пространств, дорабатывать их с помощью различных команд и инструментов. Но прежде, чем перейти на такой уровень работы, нужно хорошо усвоить элементарные принципы создания масок и работы с ними.

При выделении части изображения невыделенная область становится маскированной или защищенной от редактирования. Поэтому после создания маски защищенные области изображения остаются нетронутыми при изменении цветов, применении фильтров и других эффектов. Также можно воспользоваться масками для сложного редактирования изображения, например для постепенного применения цветовых эффектов или фильтров к изображению.

Примеры масок в Photoshop

Примеры масок

A. Непрозрачная маска использовалась для защиты фона и редактирования бабочки B. Непрозрачная маска использовалась для защиты бабочки и изменения фонового цвета C. Полупрозрачная маска использовалась для изменения фонового цвета и частичного изменения цвета бабочки

Маски хранятся в виде альфа-каналов. Масками и каналами являются изображения в градациях серого, поэтому их можно редактировать точно так же, как и другие изображения, при помощи инструментов раскраски, инструментов редактирования или фильтров. Закрашенные черным цветом области являются защищенными, закрашенные белым области можно редактировать.

Воспользуйтесь режимом «Быстрая маска» для преобразования выделения во временную маску для упрощения редактирования. «Быстрая маска» появляется в виде цветного наложения с настраиваемой непрозрачностью. «Быстрая маска» редактируется при помощи любого инструмента рисования или изменяется при помощи фильтра. После выхода из режима «Быстрая маска» маска преобразуется обратно в выделенную область изображения.

Чтобы сохранить выделенную область, ее можно поместить в альфа-канал. В альфа-каналах выделенные области хранятся в виде редактируемых масок в градациях серого на панели «Каналы». Сохранив один раз выделенную область в виде альфа-канала, можно впоследствии загрузить ее в любое время либо даже применить для другого изображения.

Панель «Каналы» в Photoshop

Выделенные области хранятся в виде альфа-каналов на панели «Каналы»


Наверняка вы уже сталкивались с инструментами выделения в Photoshop, такими как «Прямоугольная область», «Волшебная палочка» и другими. Но возможно для вас станет открытием, что выделение и маска суть одно и то же! На первый взгляд между областью, очерченной «бегающими муравьями», и маской мало общего, но на самом деле это разные состояния одного и того же.

Давайте снова создадим в Photoshop два слоя: зеленый и желтый. Затем с помощью инструмента «Прямоугольная область» выделим часть изображения. Если в палитре слоев у нас выбран желтый слой, и мы нажмем кнопку «добавить маску слоя», то наше выделение превратится в маску.

Маску можно посмотреть, для этого нужно щелкнуть по маске в палитре Слоев с нажатой клавишей Alt. Чтобы вернутся к обычному просмотру слоев –щелкните миниатюру слоя.

Из маски получить выделение тоже очень просто, достаточно щелкнуть по маске с нажатой клавишей Ctrl.

У тех, кто только начинает изучать Photoshop, выделение ассоциируется с четкой границей: пиксел или выделен или нет. Но на самом деле выделение может быть «мягким», для этого достаточно ввести в поле Растушевка значение, отличное от нуля.

Если при этом из выделения создать маску, то по ней будет хорошо видно, как размыто выделение. Область, очерченная «марширующими муравьями» на самом деле показывает лишь границу перехода выделения в 50%. То есть границу, где пиксели выделены наполовину.


Иногда выделение может быть невидимым, если степень выделения не превышает 50%. Сейчас мы с вами это увидим (увидим невидимое… с помощью масок :))!

Залейте маску черным цветом. Включите ее отображение, щелкнув по ней с нажатым Alt. Сделайте основной цвет серым и темнее 128, например 100, 100, 100. Затем нарисуйте что-нибудь на маске.


Если перейти в обычный режим отображения слоев (щелчком по миниатюре слоя), то мы увидим полупрозрачную желтую мазню. Как будто бы мы рисовали кисточкой с непрозрачностью в 40%.

Жмите Ок – все правильно! Мы получили невидимое выделение и оно вполне работает. Отключите видимость желтого слоя, перейдите к зеленому, и залейте к примеру черным (D, затем Alt + Bacspace).


Вы увидите, как невидимая выделенная область закрасилась черным, с непрозрачностью примерно 40%.

Иногда маску называют альфа-каналом, так как по сути маска это еще один канал изображения. Любое выделение можно сохранить как маску или как канал. Верно и обратное – из любой маски или канала можно загрузить выделение.

В меню Photoshop есть команды Выделение – Сохранить выделенную область и Выделение – Загрузить выделенную область. Но я ими никогда не пользуюсь, так как есть более простой способ.

Чтобы сохранить выделение, я перехожу в палитру Каналов и нажимаю кнопку Создать канал из выделения.

Чтобы загрузить выделение из нужного канала, я нажимаю Ctrl и щелкаю по этому каналу.

Получается гораздо быстрее, чем через меню.

Выразительное небо

Но пора перейти от теории к практике. Возьмем вот такую фотографию. И с помощью кривых и масок добавим небу выразительности и контраста.


Если бы мы решили нарисовать маску неба с помощью кисточки, получилось бы долго и неаккуратно. Граница неба так сложна, что я даже не буду пробовать! В подобном случае гораздо лучше создать маску из самого изображения. Для этого воспользуемся каналами. Перейдем в палитру каналов и просмотрим каждый из них. Нам нужно найти канал, где контраст между нужной нам областью и остальной частью снимка максимальный. В данном случае это синий канал. Небо в нем наиболее светлое, а листва и земля наиболее темные.

Нам нужно скопировать этот канал в маску слоя кривых. Сделать это очень просто. Щелкнем по синему каналу, удерживая нажатой клавишу Ctrl – загрузится выделение из этого канала. Затем перейдем в панель Слои и создадим слой Кривых. При этом выделение автоматически превратится в маску этого слоя.

Теперь нам нужно доработать эту маску. Щелкнем по миниатюре Маски в палитре Слои с нажатой клавишей Alt, что бы отобразить ее на экране. Необходимо, чтобы небо на Маске стало абсолютно белым, а все остальное абсолютно черным. Для этого применим к Маске команду Кривые или Уровни, через меню Изображение – Коррекция – Кривые. Или с помощью клавиш Ctrl + M.

Сдвиньте крайние точки Кривой, таким образом, чтобы изображение стало двухцветным.

Оставшиеся белые пятна ниже горизонта (блики на воде и на лодке) выделите с помощью лассо и залейте черным цветом.

Затем выделите серые пятна на небе и залейте их белым. Маска готова.

Двойной щелчек по иконке кривых. Небольшая настройка… и небо проявилось во всей своей красе.


Подобный прием, когда маска создается из самого изображения с использованием его каналов, чрезвычайно точен и эффективен. Конечно, не всегда это возможно, но когда я имею дело с пейзажем и мне нужно выделить небо, то как правило данный метод лучше всего.

Метод комплексной маскировки можно применять для отделения объектов от фона. При этом даже не потребуется и кисти.

Вот результат извлечения объекта из фона при помощи каналов:


Зачем использовать каналы для создания маски

В Фотошопе есть немало способов и инструментов для создания выделенной области. Например, инструменты Magnetic Lasso Tool (L), Magic Wand Tool (W), Quick Mask (Q), функция Color Range и т.д. Причина использования каналов в том, что этот метод экономит время и создаёт более аккуратную выделенную область. Я не буду рассказывать подробно о каналах, в Интернете есть много информации об этом. Суть в том, что каналы разделяют изображение на три уровня яркости.

Шаг 1

В этом уроке мы будем изучать данный способ создания выделения на примере ветки, расположенной на фоне неба. Вы можете загрузить это изображение <a href="/lessons/267/tree.jpg" target="_blank">здесь</a>. Откройте его в Фотошопе и сделайте копию слоя (Ctrl + J). Переименуйте её в “branches”. К этому слою мы и применим маску и отделим ветки от фона.


Шаг 2

Как видите, здесь много веток, и использование инструмента Pen Tool (P) займёт много времени. Инструмент Magic Wand Tool (W) не позволит Вам добиться ровных краёв. Режим Quick Mask (Q) также займёт много времени.

Так как наш фон имеет однотонный цвет, мы воспользуемся каналами, чтобы создать альфа слой. Не беспокойтесь, если Вы сейчас ничего не понимаете, просто следуйте моим шагам. Выберите слой “branches” и перейдите в палитру каналов.


Шаг 3

Вы увидите там три канала для каждого базового цвета. Они называются альфа каналами. Канал RGB содержит в себе все три канала. Цель в том, чтобы выбрать тот канал, который содержит в себе наибольший контраст между ветками и фоном.

Кликните по очереди на каждом канале и увидите разные результаты на холсте. Обратите внимание на разницу в яркости. В данном случае нам нужно выбрать канал Blue, потому что на нём контраст между фоном и объектом (ветками) больше, чем на двух других. Кликните на нём, чтобы выбрать его.


Шаг 4

При активном канале Blue перейдите в меню Image ? Calculations. Эта функция позволяет смешивать альфа каналы и Вы увидите предварительный результат. При помощи этой функции мы создадим новый альфа канал. Используйте эти настройки:


Сейчас объясню, что произойдёт. Данная функция возьмёт канал Blue в качестве источника на заблокированном фоновом слое и смешает его с каналом Blue скопированного слоя “branches”, используя Blending Mode — Multiply.

Канал Blue, помноженный на другой канал Blue, в результате даст более контрастное изображение на новом канале Alpha 1. Это усилит контраст между чёрным и белым. Конечная цель в том, чтобы сделать ветки полностью чёрными, а фон полностью белым. Если мы не получим такой результат, то не сможем использовать данный канал в качестве маски для слоя.

Шаг 5

В шаге 4 мы повысили контрастность, но этого не достаточно. Нужно её усилить ещё больше. Выберите канал “Alpha 1”, который был создан в предыдущем шаге и перейдите в меню Image ? Calculations. На этот раз используйте Blending Mode — Overlay.


Второе применение функции вычисления сделает светлые участки светлее, а тёмные темнее. У Вас появится новый канал “Alpha 2”.


Шаг 6

Даже после второго применения функции вычисления на изображении присутствует серый цвет. И мы до сих не можем использовать канал в качестве маски.

Выберите канал “Alpha 2” и перейдите к коррекции Levels (Ctrl + L). При помощи неё мы избавимся от серого цвета и сделаем фон абсолютно белым.

Передвиньте правый ползунок, отвечающий за светлые области, влево до тех пор, пока фон не станет белым. Также немного усильте тени при помощи левого ползунка.


Мы, наконец, получили то, что хотели — белый фон и чёрные ветки. Теперь можно переходить к созданию маски.

Шаг 7

Всё, что нужно сделать, это инвертировать цвета канала “Alpha 2”, чтобы ветки стали белыми, а фон чёрным. Инвертировать цвета можно через меню Image ? Invert (или сочетанием клавиш Ctrl + I).

Удерживая Ctrl, кликните иконке канала “Alpha 2”. У Вас появится выделение вокруг веток, как показано ниже:


Шаг 8

Вернитесь в палитру слоёв и выберите слой “branches”.


Вы увидите выделение вокруг веток на цветном изображении. Оно включает в себя все детали, даже те, которые Вы не смогли бы выделить при помощи инструмента Pen Tool (P) или любого другого.

Шаг 9

Теперь пройдите в меню Layer ? Layer Mask ? Reveal Selection (или кликните на иконке маски в нижней части палитры слоёв). После этого Вы увидите, что фон исчез, а остались только ветки. Если Вы приблизите изображение, то увидите, что все края ровные и аккуратные.


Работа по маскировке закончена. Чтобы убедиться, что всё ОК, создайте фоновый слой и залейте его любым цветом.

Проблемы с цветом

Если Вы вставите ветки на новый фон, то столкнётесь с проблемой, которую многие пользователи Фотошопа считают трудной для решения. Проблема эта в том, что синий цвет может остаться на ветках.


Удаление ненужного цвета

Существует простой способ удаления оставшегося цвета — это использование коррекции Hue/Saturation и уменьшения маски слоя. Если синий цвет появился только на краях, то можно просто сжать маску на 1 пиксель.

Так как мы уже имеем маску на слое “branches”, то не можем создать там же ещё одну. Решение заключается в том, чтобы поместить этот слой в группу и применить маску к группе.

Выберите слой “branches” и нажмите Ctrl + G, чтобы поместить его в группу.


Сделайте выделение маски слоя “branches” (удерживая Ctrl, кликните на иконке маски слоя). Потом перейдите в меню Select ? Modify ? Contract и введите значение 1 пиксель. После этого создайте маску для группы через меню Layer ? Layer Mask ? Reveal Selection (или через иконку маски в нижней части палитры слоёв).


Если разрешение Вашего изображение не большое, то применение данного способа может быть плохой идеей, так как сужение маски может привести к потере детализации.

Но даже после уменьшения маски остатки синего цвета могут присутствовать. От них можно избавиться при помощи коррекции Hue/Saturation. Она должна уменьшить синие тона или изменить их так, чтобы они соответствовали фоновому изображению.

Создайте корректирующий слой Hue/Saturation (Layer ? New Adjustment Layer ? Hue/Saturation), выберите тона Blues и уменьшите их насыщенность. Проделайте то же самое с тонами Cyans.


Результаты до (сверху) и после (снизу) уменьшения маски и коррекции Hue/Saturation.


Чириканье
Мыло
Вконтактик
Рожи
ЖэЖэ
Яша

В случае копирования урока указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Более подробную информацию вы можете получить в разделе «Правовая информация».

Читайте также: