Как в 1с начислить резервный капитал

Обновлено: 07.07.2024

Использован релиз 3.0.70

Для формирования резервов по сомнительным долгам в программе "1С:Бухгалтерия 8" необходимо:

  • для создания резервов в бухгалтерском учете установить флажок Формируются резервы по сомнительным долгам в форме "Учетная политика" (рис. 1);
  • для создания резервов в налоговом учете установить флажок Формировать резервы по сомнительным долгам в форме "Налоги и отчеты" (рис. 2);
  • установить сроки расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов будет признаваться сомнительной (в справочнике "Договоры" – для конкретного договора с покупателем (рис. 3) и/или в форме "Параметры учета" – для всех договоров с покупателями (рис. 4); приоритет имеет настройка в справочнике "Договоры").

Поскольку правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация разрабатывает самостоятельно, в программе для удобства учета правила формирования резерва в бухгалтерском учете соответствуют правилам формирования резерва в налоговом учете. Отличие только в том, что для налогового учета резервы нормируются, а для бухгалтерского учета такого ограничения нет.

Настройка формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (рис. 1):

  • Раздел: Главное – Учетная политика (рис. 1).
  • Установите флажок Формируются резервы по сомнительным долгам.
  • В поле Применить с выберите январь того года, с которого в бухгалтерском учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.
  • Если организация применяет ПБУ 18/02 и переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств установлен в положение:
    • "Ведется в соответствии с действующей редакцией ПБУ" (ПБУ 18/02 в редакции от 06.04.2015), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как постоянные;
    • "Ведется в соответствии с проектом Минфина от 05.12.2017" (ПБУ 18/02 в редакции от 20.11.2018), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как временные.


    Настройка формирования резервов по сомнительным долгам в налоговом учете (рис. 2):

    • Раздел: Главное – Налоги и отчеты.
    • В списке слева выберите Налог на прибыль.
    • В открывшейся в правой части форме "Налог на прибыль":
      • установите флажок Формировать резервы по сомнительным долгам;
      • В поле Применяется с выберите год, с которого в налоговом учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.


      Установка сроков расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов в программе будет признаваться сомнительной:

      • Настройка сроков для сомнительной задолженности по конкретному договору (имеет приоритет) (рис. 3):
        • Раздел: Справочники – Договоры.
        • Выберите (или создайте новый) договор, вид договора – С покупателем.
        • Раскройте ссылку "Расчеты", установите флажок Установлен срок оплаты и укажите срок в днях, по истечении которого задолженность по договору будет считаться сомнительной.
        • Кнопка "Записать и закрыть".


        • Настройка сроков для сомнительной задолженности по всем договорам (используется для тех договоров, у которых не указаны сроки оплаты в справочнике "Договоры") (рис. 4):
          • Раздел: Администрирование – Параметры учета.
          • Перейдите по ссылке Сроки оплаты покупателями.
          • В поле "Срок оплаты долга покупателями" установите срок в днях (общий для всех договоров и покупателей), по истечении которого задолженность будет считаться сомнительной.


          Смотрите также


          Величина резервного капитала отображается в строке 1360 баланса, что свидетельствует о том, что резервный капитал является составляющей общего капитала организации, отражаемого в итоговой строке 1300.

          О том, что резервный капитал входит в состав собственного капитала компании, указывается и в п. 66 Положения по ведению бухучета и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н (далее — ПВБУ).

          Как отразить резервный капитал в балансе и какие нюансы нужно учесть при заполнении данной строки, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно.

          О том, что такое собственный капитал компании, вы сможете узнать из нашей статьи «Собственный капитал в балансе - это. ».

          Резервный капитал — актив или пассив?

          Капитал и резервы компании относятся к ее пассивам, поэтому вполне логично, что резервный капитал как составляющая собственного капитала является, конечно же, пассивом.

          Кроме того, в бухучете информация о состоянии и перемещении резервного капитала обобщается на счете 82, который также является пассивным.

          Резервный капитал предназначен для накопления части чистой нераспределенной прибыли, которая впоследствии будет расходоваться преимущественно на покрытие убытков.

          Больше информации о пассивах и активах вы получите при изучении статьи «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».

          Резервный капитал у АО и ООО — в чём отличия?

          За счет чего происходит формирование резервного капитала?

          1. В соответствии с действующим законодательством основным источником формирования резервного капитала являются отчисления из чистой прибыли.

          Уставом АО «Колос-инфо» предусмотрено создание резервного фонда в размере 6% от уставного капитала. Уставный капитал на момент заседания совета директоров (20.02.20ХХ) составил 90 000 000 рублей, резервный капитал был сформирован на уровне 5 200 000 рублей. Чистая прибыль АО «Колос-инфо» за 20ХХ год составила 6 000 000 рублей.

          РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
          Можно ли указать в уставе ООО, что прибыль не распределяется между участниками, а направляется в резервный фонд или на уставные цели общества? Как это отразить? Ответы на эти и другие вопросы см. в справочно-правовой системе К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

          Если компании довелось обратиться к источнику резервного капитала для покрытия убытков, образовавшихся по итогам отчетного периода, то в следующем периоде придется снова производить отчисления из чистой прибыли до достижения уставного значения.

          1. Кроме указанного выше способа пополнения резервного капитала за счет части нераспределенной прибыли существует также возможность в частных случаях сформировать резервный капитал за счет имущественных взносов учредителей.

          Вносимые акционерами вклады, передаваемые обществу в виде имущества, согласно п. 2 ПБУ 9/99, не признаются доходами компании. А в подп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса говорится, что к доходам, признаваемым в целях налогообложения, не относятся вклады акционеров имуществом, сделанные в целях увеличения чистых активов и фондов. Это значит, что они могут быть направлены в том числе и на формирование резервного капитала.

          Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что акционеры с целью увеличения чистых активов могут делать взносы имуществом (неимущественными и имущественными правами) также и путем формирования резервного капитала.

          Больше информации о чистых активах вы получите при изучении наших статей:

          Так, например, многие некоммерческие организации создают резервные фонды за счет паевых взносов участников (подп. 16 п. 3 ст. 1, подп. 1 п. 4 ст. 6 закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ, п. 7 ст. 34 закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ). А планом счетов для предприятий агропрома, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства от 13.06.2001 № 654, прямо предусмотрена возможность формирования резервного фонда за счет взносов участников.

          Пример 1:

          В целях увеличения размера чистых активов акционеры агрокомпании приняли решение сделать взнос в резервный капитал (далее — РК) в виде материалов на сумму 100 000 рублей.

          В связи с этим в бухучете будут сделаны 2 проводки:

          • Дт 10 Кт 75 на сумму 100 000 рублей — при поступлении материалов от акционеров в озвученных выше целях;
          • Дт 75 Кт 82 на сумму 100 000 рублей — формирование РК.

          Пример 2:

          На совете акционеров приняли решение об увеличении чистых активов путем осуществления взноса 2 000 000 рублей в РК АО. Акционеры сделали взносы в общем объеме 2 000 000 рублей.

          В связи с этим в бухучете будут сделаны 2 проводки:

          • Дт 51 Кт 75.3 на сумму 2 000 000 рублей — поступление денежных средств от акционеров для пополнения РК;
          • Дт 75.3 Кт 82 на сумму 2 000 000 рублей — формирование РК из внесенных акционерами взносов.

          О нюансах учета резервного капитала читайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

          Как происходит увеличение/уменьшение резервного капитала?

          Пример:

          На собрании акционеров было принято решение увеличить УК с 200 000 000 рублей до 300 000 000 рублей. При этом у АО на момент принятия данного решения уже был сформирован резервный капитал в размере 10 000 000 рублей. Соответственно, АО после увеличения размера УК до 300 000 000 рублей придется нарастить резервный капитал на 5 000 000 рублей (300 000 000 рублей × 5% – 10 000 000 рублей).

          Если же было принято решение уменьшить размер УК, то появляется основание и для уменьшения РК. Это изменение правомерно осуществить лишь после госрегистрации изменений в уставе, касающихся уменьшения размера УК. Уменьшение РК в бухучете оформляется проводкой Дт 82 Кт 84.

          Итоги

          При изменении УК общества также необходимо пересмотреть и размер резервного капитала. Если было произведено увеличение УК, а размер сформированного РК стал меньше граничного, тогда его следует начать наполнять за счет чистой прибыли или в установленных законом случаях — за счет имущественных взносов акционеров, направленных на увеличение чистых активов (или паевых взносов).

          Дата публикации 03.09.2018

          Использован релиз 3.0.64

          Для ввода начальных остатков в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) предназначена специальная обработка "Помощник ввода начальных остатков". Документы по вводу остатков создаются по разделам ведения учета (в одном документе обычно отражаются остатки по всем счетам соответствующего раздела).

          По разделу "Капитал" можно создать один документ с остатками по субсчетам к счетам: 80 "Уставный капитал", 81 "Собственные акции (доли)", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 86 "Целевое финансирование".

          Перед вводом остатков проверьте, что установлена дата ввода остатков в одноименной ссылке. Подробнее о "Помощнике ввода остатков", установке даты и принципах ввода остатков см. здесь.

          1. Раздел: Главное – Помощник ввода остатков.
          2. Выберите в списке любой счет из вышеперечисленных, например, 80 "Уставный капитал" (рис. 1).
          3. Кнопка "Ввести остатки по счету". Также можно создать документ по двойному щелчку на выбранном счете левой клавишей мыши и кнопке "Создать".
          1. По кнопке "Добавить" в новой строке табличной части (рис. 2):
            • в колонках "Счет" и "Субконто" выберите субсчет, по которому вводятся остатки, и аналитику к нему;
            • в соответствующих колонках укажите количество (при необходимости) и сумму остатка в бухгалтерском и налоговом учете, сумму постоянных разниц (при необходимости), сумма временных разниц рассчитается автоматически.
          2. Аналогичным образом по кнопке "Добавить" введите остатки по остальным субсчетам.
          3. Кнопка "Провести и закрыть".

          Если необходимо открыть для просмотра и редактирования уже созданный документ, то в форме "Помощник ввода начальных остатков" дважды щелкните левой клавишей мыши на любом счете, чтобы открыть форму со списком документов, после чего снимите флажок "Раздел учета". Фильтр по разделам учета будет отключен и сформируется весь список документов "Ввод остатков".

          Смотрите также


          Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

          Следствием коммерческой деятельности компании может стать или прибыль (если доходы превышают расходы), или убыток (в обратной ситуации). Для отражения и накопления данных о финрезультате в бухучете принято использовать счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

          Указанный счет содержит сведения о чистой итоговой сумме, накопленной фирмой на конец соответствующего отчетного периода. Иначе говоря, на счете 84 отражается не только чистая прибыль (ЧП), образовавшаяся в текущем периоде, но вместе с ней и нераспределенная прибыль прошлых лет (НП) или непокрытый убыток (НУ).

          ВНИМАНИЕ! ЧП за прошедший год показывается по строке 2400 отчета о финансовых результатах (далее — отчет). Сальдо НП или НУ за вычетом дивидендов можно увидеть в строке 1370 баланса.

          В путеводителепо налогам от КонсультантПлюс вы найдете пошаговую инструкцию заполнения строки 1370 бухгалтерского баланса. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

          Как рассчитывается ЧП компании, см. в статье «Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)?» .

          Размер НП за прошлые годы указывается кредитовым оборотом счета 84. В обстоятельствах, когда компания в текущем году получила НУ, компания компенсирует его за счет нераспределенной прибыли, оставшейся с прошлых лет. Если компания не имела НП или НУ в предыдущие годы, финансовый результат, указываемый в строке 1370 баланса (с учетом выплаты дивидендов), будет равен ЧП из отчета.

          О нюансах отражения в балансе нераспределенной прибыли читайте в материале «Нераспределенная прибыль в балансе (нюансы)» .

          Нераспределенная прибыль: проводки

          Операции, проводимые по счету 84 и необходимые для учета нераспределенной прибыли, непокрытого убытка, совершаются по итогам года. НП отражается кредитовым оборотом, а НУ — дебетовым. В обоих случаях — по счету 84 в корреспонденции со счетом 99. На последнем, кстати, финансовый результат выводится на протяжении всего года.

          В связи с этим напомним, что бухгалтер должен по окончании каждого месяца выполнить закрывающие проводки следующего содержания:

          Читайте также: