Как в 1с отразить восстановление кассового расхода

Обновлено: 06.07.2024

На основании казначейской выписки из лицевого счета о перечислении денежных средств ввели документ «Списание с лицевого счета». Затем пришло извещение о том, что счет контрагента-получателя закрыт. Как правильнее отразить в учете возврат денег на наш лицевой счет: документом «Сторно» или документом «Поступление на лицевой счет»?

Отражать в учете данную ситуацию способом «Красное сторно» не следует, так как операция прошла по выписке казначейства (банка) как возврат средств.

Возврат средств нужно отразить в учете как восстановление кассовых расходов: Д-т 1.304.05.ХХХ, К-т 1.302.ХХ.730 или Д-т 1.304.05.ХХХ, К-т 1.206.ХХ.730. Для этого на основании выписки из лицевого счета следует провести документ «Поступление на лицевой счет».

Произвели оплату и зарегистрировали в программе документ «Списание с лицевого счета». Затем пришло указание на то, что нужно было перечислить деньги по другому коду бюджетной классификации. Каким образом отразить в программе изменение кодов бюджетной классификации по произведенным ранее платежам?

В п. 75 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.02 г. № 142н, предусмотрена возможность уточнения учетных записей по операциям, произведенным получателем средств федерального бюджета в пределах текущего финансового года.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22.03.05 г. № 1н, открытие лицевых счетов получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и финансовому органу, а также учет кассовых операций по выплатам из соответствующего бюджета на указанных лицевых счетах осуществляются в порядке, установленном для лицевых счетов получателей средств федерального бюджета.

Порядок изменения кодов бюджетной классификации в учете приведен в совместном письме Минфина России (№ 02-14-13/1252) и Федерального казначейства (№ 42-7.1-15/5.1-207) от 15.05.06 г. «О внесении изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) кассовым расходам».

Для уточнения кодов бюджетной классификации Российской Федерации получатель бюджетных средств или финансовый орган представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам (далее - Уведомление) по форме согласно приложению к указанному письму.

При наличии на лицевом счете получателя бюджетных средств свободного остатка лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов соответствующего бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации, на который данные расходы должны быть отнесены, орган казначейства вносит изменения в лицевой счет бюджетополучателя, которые отражаются в выписке из соответствующего лицевого счета.

Внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств или финансовым органом кассовым расходам возможно в следующих случаях:

  • при внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России на соответствующий финансовый год;
  • при ошибочном указании получателем бюджетных средств или финансовым органом в платежном документе кода бюджетной классификации Российской Федерации, на основании которого органом Федерального казначейства был отражен кассовый расход на соответствующем лицевом счете.

Отражение изменений в учете получателя бюджетных средств производится согласно п. 4 Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 10.02.06 г. № 25н): ошибочная запись, обнаруженная в регистрах бюджетного учета, в зависимости от ее характера оформляется способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью на дату обнаружения ошибки. В случае уточнения кодов бюджетной классификации изменения в регистры учета вносятся на дату выписки из лицевого счета.

Пример. 27.06.06 г. была произведена оплата поставки нефинансового актива (НФА). Данная операция отражена в учете по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств»: Д-т 1.302.19.830, К-т 1.304.05.310 (5000 руб.), а ее следовало отразить по коду экономической классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Для изменения кодов экономической классификации расходов учреждение передало в орган казначейства Уведомление, на основании которого орган казначейства внес изменения в лицевой счет учреждения и отразил их в выписке из лицевого счета от 30.06.06 г.

Согласно Инструкции по бюджетному учету необходимо:

1) сторнировать ошибочную запись

Д-т 1.302.19.830, К-т 1.304.05.310 (-5000 руб.);

2) ввести новую запись с уточненными кодами

Д-т 1.302.22.830, К-т 304.05.340 (5000 руб.).

Рассмотрим, каким образом следует отразить исправление данной ошибки в учете учреждения в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений».

Для формирования первой из приведенных выше бухгалтерских записей надо на основании документа «Списание с лицевого счета», в котором обнаружена ошибка, ввести документ «Сторно» (пункт меню «Действия - Ввести на основании»). При этом в документе «Сторно» в строке «Комментарий» следует отразить причину исправлений (рис. 1).


Рис. 1. Ввод документа «Сторно» на основании документа «Списание с лицевого счета», в котором обнаружена ошибка

После сохранения и проведения документа «Сторно» необходимо сформировать и распечатать бухгалтерскую справку ф. 0504833 (кнопка «Печать»), в которой отражаются сторнирование введенной ранее бухгалтерской записи, номер и дата исправляемого документа, а также обоснование внесения исправления (рис. 2).


Рис. 2. Бухгалтерская справка о сторнировании документа «Списание с лицевого счета»

Для формирования второй бухгалтерской записи нужно ввести новый документ «Списание с лицевого счета». Это удобно сделать путем копирования документа «Списание с лицевого счета», в котором обнаружена ошибка (клавиша «F9»). В этом случае останется лишь выбрать правильные коды бюджетной классификации и, если изменялись коды экономической классификации расходов, выбрать также соответствующие аналитические счета корреспондирующего счета - 206 «Расчеты по выданным авансам» или 302 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если изменяется код экономической классификации расходов, то его нужно изменять в реквизите «КЭК операции» документа «Списание с лицевого счета».

Согласно указанному выше письму Уведомление, на основании которого органом казначейства внесены изменения в лицевой счет, и мемориальный ордер, которым в казначействе оформляются изменения, прилагаются к выписке из соответствующего лицевого счета и являются основанием для оформления исправительных записей бюджетного учета получателем бюджетных средств и финансовым органом. Поэтому в поле «Платежный документ» документа «Списание с лицевого счета» следует указать номера и даты соответствующего Уведомления и мемориального ордера казначейства (рис. 3).


Рис. 3. Оформление документа «Списание с лицевого счета» с измененными кодами бюджетной классификации

В документе «Списание с лицевого счета» в строке «Комментарий» можно отразить причину исправлений и дать ссылку на исправляемый документ.

Из документа «Списание с лицевого счета» следует сформировать и распечатать бухгалтерскую справку ф. 0504833, в которой отражаются правильная бухгалтерская запись, номер и дата исправляемого документа, обоснование внесения исправления (рис. 4).


Рис. 4. Бухгалтерская справка с уточненными кодами бюджетной классификации

Таким образом, изменение кодов бюджетной классификации в проведенных ранее операциях не следует отражать ручными операциями. Для уточнения кодов бюджетной классификации можно использовать документы «Сторно» и «Списание с лицевого счета», которые вводятся на основании документа, подлежащего правке. Исправление надо отразить датой выписки из соответствующего лицевого счета, в которой отражено изменение кодов бюджетной классификации органом казначейства.

Минфин России разъяснил, каким образом в учете бюджетного (автономного) учреждения, а также в отчете (ф. 0503737) отразить возмещение за счет целевой субсидии расходов, ранее произведенных за счет КФО 2, 4 в связи с коронавирусной инфекцией. В письме приведены корреспонденции счетов по возмещению целевых расходов на закупку материальных запасов для профилактики заболевания COVID-19, на оплату труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2020 № 597.

Порядок отражения операций в учете и отчете (ф. 0503737) зависит от того, когда учреждение принимало обязательства (денежные обязательства) по целевым расходам за счет средств по КФО 2, 4 – до или после решения (заключения соглашения) о предоставлении целевой субсидии на возмещение кассовых расходов.

Обязательства приняты до решения о выделении целевой субсидии

Если учреждение принимало обязательства по КФО 2, 4 до того, как была выделена целевая субсидия, изначально операции отражались в общеустановленном порядке за счет соответствующего источника.

После заключения соглашения о предоставлении целевой субсидии и согласования учредителем возмещения целевых расходов, необходимо сделать корректирующие бухгалтерские записи по КФО 2, 4 методом "красное сторно" в части возмещаемых расходов. Сторнируются все операции (кроме кассовых расходов), в т.ч. принятие обязательств на счетах санкционирования. При этом поступление материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4 корректируется в корреспонденции со счетом 304 06, а не счетами 302 ХХ, 303 ХХ, как в первоначальных проводках:

Дебет КРБ Х 105 ХХ 34Х Кредит КРБ Х 304 06 732 – скорректировано методом "красное сторно" поступление материалов по КФО 2, 4;

Дебет КРБ Х 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ Х 105 ХХ 44Х, Х 304 06 732 – скорректированы методом "красное сторно" списание материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4.

Одновременно делаются записи по КФО 5:

Дебет КРБ 5 105 ХХ 34Х Кредит КРБ 5 304 06 732 – приняты к учету материалы;

Дебет КРБ 5 401 20 272 Кредит КРБ 5 105 ХХ 44Х – списана на расходы стоимость материалов;

Дебет КРБ Х 401 20 2ХХ Кредит КРБ Х 304 06 732 – начислена заработная плата и страховые взносы.

Также по КФО 5 отражаются обязательства на счетах санкционирования в общеустановленном порядке.

Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на лицевой счет 20 (КФО 2, 4) на восстановление кассовых расходов отражается записями:

КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена субсидия с лицевого счета 21;

Дебет КИФ 4 201 11 510, уменьшение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) Кредит КРБ 4 304 06 732 – восстановлен кассовый расход на лицевом счете 20.

В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:

  • по КФО 5 – стр. 720 гр. 5 (плюс), стр. 200 (КВР ХХХ) гр. 5 (плюс);
  • по КФО 2, 4 – стр. 710 гр. 5 (минус), стр. 200 (КВР ХХХ) гр. 5 (минус).

Обязательства приняты после принятия решения о выделении целевой субсидии

Если учреждение при наличии соглашения (решения) о предоставлении целевой субсидии оплачивало целевые расходы за счет КФО 2, 4 до момента поступления субсидии, фактические расходы, а также операции на счетах санкционирования должны сразу учитываться по КФО 5. Движение денежных средств между лицевым счетом 20 (КФО 2, 4) и лицевым счетом 21 (КФО 5) отражается как внутреннее заимствование:

Дебет КИФ (510) Х 304 06 832, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – перечислены средства, привлеченные по КФО 2, 4, на исполнение обязательства, принятого по КФО 5.

В отчете (ф. 0503737) операция отражается так:

  • стр. 832 гр. 5 (минус), стр. 520 (АнГр 510) гр. 5 (плюс);
  • стр. 720 гр. 5 (плюс), стр. 520 (АнГр 610) гр. 5 (минус).

Далее показывается некассовая операция по исполнению задолженности по обязательствам за счет привлеченных средств:

Дебет КРБ 5 302 ХХ 83Х Кредит КИФ (610) 5 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР, КОСГУ) – зачтена задолженность по КФО 5 за счет другого источника финансового обеспечения.

Поскольку зачет сделан без движения денежных средств, операция отражается в отчете (ф. 0503737) как некассовая в гр. 8 по стр. 831 (плюс) и стр. 200 (КВР ХХХ) (плюс).

После принятия решения о возмещении средств, привлеченных по КФО 2, 4, за счет целевой субсидии в учете отражается еще одна некассовая операция:

КИФ (610) 5 304 06 832, уменьшение забалансового счета (по соответствующим КВР, КОСГУ) Кредит КРБ 5 304 06 732 – отражен перевод внутреннего заимствования в категорию расходных операций.

В отчете (ф. 0503737) операция отражается как некассовая в гр. 8 по стр. 832 (минус), стр. 200 (КВР ХХХ) (минус).

Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на возмещение кассовых расходов по КФО 2, 4 (лицевой счет 20) отражается записями:

Дебет КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена целевая субсидия на восстановление кассового расхода по КФО 2, 4;

Дебет КИФ Х 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ (610) Х 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – поступили денежные средства на лицевой счет 20.

В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:

  • по КФО 5 – стр. 720 гр. 5 (плюс), стр. 200 (КВР ХХХ) гр. 5 (плюс);
  • по КФО 2, 4 – стр. 710 гр. 5 (минус), стр. 520 (АнГр 510) гр. 5 (плюс), стр. 831 гр. 5 (плюс), стр. 520 (АнГр 610) гр. 5 (минус).

Обратите внимание на разницу отражения в отчете (ф. 0503737) операций в зависимости от их квалификации. В первом варианте операция сразу рассматривается как возмещение кассового расхода, поэтому заполняются разд. 2, 3 отчета (ф. 0503737). Во втором варианте операция сначала отражается как внутреннее заимствование между источниками финансового обеспечения. Поэтому в отчете (ф. 0503737) заполняется только разд. 3. Однако позднее, когда достигнуто соглашение о предоставлении целевой субсидии, операция по КФО 5 переквалифицируется в возмещение расходов. Соответственно, в отчете (ф. 0503737) по КФО 5 заполняются разд. 2, 3. Также во втором варианте присутствуют некассовые операции по зачету задолженности.

Корреспонденциями счетов, приведенными в письме Минфина России, можно руководствоваться в других случаях заимствований между источниками, не только в целях возмещения кассовых расходов на мероприятия, связанные с COVID-19.

Дата публикации 11.09.2019

Порядок ведения кассовых операций определен указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее - Указание № 3210-У). В соответствии с п. 3 Указания № 3210-У для зачисления наличных денежных средств на лицевой счет учреждения они сдаются в банк уполномоченным представителем юридического лица. Внесение денег из кассы на счет может производиться, например, в случае возврата неиспользованных подотчетных сумм, излишне выданных сумм заработной платы и иных выплат работникам.

В соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), для учета движения наличных денежных средств в кассе учреждения предназначен счет 201 34, а для учета операций с безналичными денежными средствами - счет 201 01.

По счетам аналитического учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрядах 1 - 17 номера счета отражаются нули. Поскольку на счете 210 03 учитываются расчеты с финансовым органом (является участником бюджетного процесса), в разрядах 24 - 26 номера счета ставятся коды 561, 661 КОСГУ.

В соответствии с пп. 365, 367 Инструкции № 157н к счетам 201 00, 210 03 открываются забалансовые счета 17 "Поступление денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств".

В программе "1С:БГУ 8" реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счета 18.ХХ используются при отражении перечислений и восстановлений расходов.

Счета 17.ХХ применяются:

  • при отражении поступлений и возвратов доходов;
  • при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).

Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и кассой не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 "Поступление на счета" и 610 "Выбытие со счетов" КОСГУ (письма Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).

В обновленных практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений показано, как в программе отразить возврат денег из кассы на лицевой счет.

В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила № 704). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 704 компенсируются расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работающим гражданам, с учетом начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Компенсация перечисляется на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства военному комиссариату, органу ФСБ России.

Для выплаты компенсации организации-получатели компенсации должны представить сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Феде­рации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, выплаты сотрудникам, призванным на военные сборы, относятся на вид расходов 111 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ. Соответственно, страховые взносы уплачиваются по виду расходов 119 в увязке с подстатьей 213 КОСГУ.

Компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по статье 130 КОСГУ. Поскольку бюджетное учреждение вправе распоряжаться поступившими деньгами самостоятельно, такие средства учитывают по КФО 2.

По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. Денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (той же операции). Поэтому в рассматриваемом случае отражать поступление компенсации как восстановление кассового расхода некорректно.

Для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, предназначен счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (пп. 220, 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Отражение расчетов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В таблице приведены бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском учете компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка работающим гражданам, полученной бюджетным учреждением от военкомата, и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 (далее - БГУ) (см. таблицу).

Операции 1-3 по начислению среднего заработка в программе оформляются в обычном порядке - в документе Отражение зарплаты в учете.

Операции по перечислению среднего заработка на банковскую карту работника или выдаче из кассы учреждения (Операция 4) оформляются документами Заявка на кассовый расход (Платежное поручение) или Расходный кассовый ордер. Операцию 5 по начислению задолженности военкомата можно оформить документом Операция (бухгалтерская).


В рабочей практике бухгалтера не редко возникают ситуации, когда в текущем году поступают средства в счет погашения дебиторской задолженности, возникшей при оплате авансов поставщикам, подрядчикам, при выдаче подотчетных сумм, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. Рассмотрим порядок отражения хозяйственных операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в бюджетных и казенных учреждениях.

Бюджетные учреждения

Возможно расходование поступивших средств (возврат дебиторской задолженности), если источниками являлись:

  • доходы от платной деятельности;
  • средства из субсидии на выполнение государственного задания;
  • средства от субсидий целевого назначения. Обязательное условие — решения учредителя.

Во всех этих ситуациях средства от возвращения дебиторской задолженности за прошлые года зачисляются на лицевые счета бюджетного учреждения. Порядок отражения утверждается финансовым органом, Федеральным казначейством или финансовым органом отдельного субъекта РФ, при условии, что учреждение у него обслуживается.

Операции поступления на лицевой счет бюджетного учреждения указанные сумм дебиторской задолженности в учете отражают по таким же аналитическим разрезам, по которым она была образована. Значение выбирается в зависимости от того, по какому коду был отражен расход. При этом одновременно с увеличением оборота по дебету счета 201 «Денежные средства учреждения» необходимо сделать запись на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» или 18 «Выбытия денежных средств».

Операции поступления дебиторской задолженности прошлых лет от возврата ранее перечисленного аванса поставщику за счет субсидии на выполнение государственного задания отражается корреспонденциями:

1) Дт 4 209.34 Кт 4 206.ХХ — выставлено требование вернуть аванс.

2) Дт 4 201.11 Кт 4 209.34 — поступили средства на лицевой счет учреждения.

Если государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме, то часть полученной субсидии необходимо вернуть распорядителю. Операции по возврату на счет бюджета неиспользованной суммы субсидий прошлых лет отражаются корреспонденциями:

1) Дт 4 205.82 Кт 4 303.05 — начислена суммы для возврата на счет бюджета остатка субсидии на выполнение государственного задания;

2) Дт 4 303.05 Кт 4 201.11 — перечислен остаток субсидии

Рассмотри случай получения и в неполном объеме расходования сумм субсидий на иные цели, предусмотренные Соглашением между учреждением и учредителем. Такие средства подлежат возврату. Операции по возврату неиспользованной субсидии на иные цели отражаются корреспонденциями:

1) Дт 5 401.40 Кт 5 303.05 — начисление к возврату в бюджет

2) Дт 5 303.05 Кт 5 201.11 — перечислены учредителю средства

Казенные учреждения

Для казенных учреждений при поступлении дебиторской задолженности сумма в полном объеме подлежит возмещению в доход соответствующего бюджета. Возврат следует осуществить в течение 5 рабочих дней с даты поступления. Отражение операций в учете зависит от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов или нет.

Формирование корреспонденций в бюджетном определено требованиями Инструкций, утвержденных приказами Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н (далее соответственно Инструкции № 157н и Инструкции № 162н).

Согласно Инструкции № 157н для учета отражения сумм расчетов по предварительным оплатам, которые не были возвращены контрагентом, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным используется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат». Обратите внимание, что случаи его применения перечислены в нормативном акте, это в том числе:

  • расторжение договора или иных соглашений, в том числе по решению суда;
  • проведение претензионных мероприятий в отношении контрагента;
  • предъявление требования по возврату дебиторской задолженности иному лицу.

Казенное учреждение используется счет 209 00 еще и в случаях, когда оно наделено полномочиями администратора кассовых поступлений. Доходы от возврата дебиторской задолженности администраторы относят на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» как компенсацию затрат государства.

Когда контрагент решает самостоятельно и добровольно вернуть учреждению долг, для его отражения используются счета, на которых эта задолженность была отражена:

  • 206 00 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет».

А вот Инструкция № 162н регламентирует состав корреспонденций для отражения операций поступления денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности.

Если казенное учреждение не является администратором доходов, перечисление сумм дебиторской задолженности в доход бюджета отражается согласно п. 104 Инструкции № 162н. При обращении к ней, можно увидеть, что учреждение учитывает расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, с применением счета 304.01 «Внутриведомственные расчеты по доходам».

Отражение в «1С»

Рассмотрим, как отразить данные операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», версии 1.0.

Поступление (выбытие) денежных средств на лицевой счет учреждения осуществляется на основании Выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств и Приложения к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств. Для подтверждения дебиторской задолженность может быть использован документ Акт сверки взаиморасчетов.

Для отражения возврата дебиторской задолженности в казенном учреждении, которая возникла в прошлом году необходимо воспользоваться документом «Кассовое поступление» доступ к которому организован на вкладке «Казначейство, Банк». Для создания нового документа необходимо в списке документов нажать кнопку «Добавить».

1

Далее необходимо выбрать вид операции «Погашение дебиторской задолженности по выданным авансам». Поле реквизита «Учреждение» заполняется по умолчанию. Далее необходимо указать лицевой счет, на который будет осуществлен зачет дебиторской заложенности, заполнить данные о контрагенте в соответствующем поле (выбором из выпадающего списка) и указать договор.

Табличная часть документа имеет три вкладки: «Бухгалтерские записи», «Реквизиты документа» и «Чек ККМ». На первой закладке в шапке следует выбрать в поле «Счет дебета» — 304.05, заполнить строки всеми необходимыми реквизитами и провести.

По данной хозяйственной операции будут сформированы следующие проводки:

2

Обратите внимание, в документ была добавлена специализированный флаг «Возврат прошлых лет», при установке которого помимо проводок на балансовых счетах добавляется проводка по забалансовому счету ВПЛ.ХХ «Возвраты прошлых лет».

3

Перечисление суммы дебиторской задолженности прошлых лет в бюджет оформляется документом «Кассовое выбытие» из меню «Казначейство/Банк». Для корректного формирования бухгалтерской записи в шапке документа выбирается Операция — «Прочие перечисления», а также указываются «Лицевой счет» и «Контрагент». На закладке «Бухгалтерские записи» выбирается счет кредита — 304.05, в табличной части документа указываются: «КФО», «КПС», «КЭК», сумма, «Дт счета» и др.

4

Зачисление сумм дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета оформляется документом «Операция (бухгалтерская)» из меню «Бухгалтерский учет». В строке табличной части документа необходимо указать следующее: «(Дт) Счет» — 304.04, «(Дт) КПС» — необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Дт) КЭК» (это субконто 1 счета 304.04), «(Дт) Субконто 2» — администратора кассовых поступлений, «(Кт) Счет» — 303.05, «(Кт) КПС» — необходимый элемент справочника вида «КДБ», «(Кт) Субконто 2» — вид платежа в бюджет и сумму.

Читайте также: