Как вести моточасы в 1с

Обновлено: 07.07.2024


Метод основан на пропорциональном соотношении расхода топлива к моточасам.
Снижение нагрузки на двигатель снижает потребление топлива, увеличение нагрузки естественно,
увеличивает.

Как рассчитать моточасы по количеству затраченного топлива.

1. Смотрим табличное значение числа оборотов, при котором достигается максимальный крутящий
момент вашего двигателя (не путайте с мощностью, которая указывается в л.с или кВт, которая достигается при значительно более высоких оборотах двигателя.).

2. Одним из доступных способов определяем номинальный мгновенный усреднённый расход топлива в час.

Аппаратно:
Производится на полностью прогретом ненагруженном двигателе. Если возможно, то с выжатой педалью сцепления.
По бортовому компьютеру или посредстве OBD II. Педалью газа выдерживаем это число оборотов
двигателя и смотрим на мгновенный расход топлива в час.
Этот метод предпочтительней, так как с большой вероятностью будет учитывать температуру воздуха на впуске и содержание кислорода.

Математически:
К примеру, берём за основу 1000 оборотов в минуту. За минуту двигатель сделает 250 оборотов, при которых происходит сгорание топлива, остальные 750 оборотов будут направлены на продувку и наполнение, так как в 4-х тактном двигателе один оборот делает 2 такта.
В итоге получается, что при рабочем объёме двигателя к примеру 2,3 литра и при 250 оборотах связанных именно с горением топлива, цилиндры прокачивают в минуту около 575 литра воздуха. Делим это количество на 14, получаем 41.07 грамм бензина в минуту.
Такова физика горения в сжатом состоянии. Далее умножаем 41.07 на 60 минут и получаем 2364.28 грамм в час.

Это очень приблизительный расчёт, при условии что всё работает так, как рассчитали производители, двигатель атмосферный, прогрет, давление воздуха и содержание кислорода в воздухе равно 21%, температура на впуске +20 и в цилиндрах отработанные газы на 100% удаляются (а это не так). Далее есть погрешность и всякие факторы, часто математике не поддающиеся.
В целом при объёме 2,3 литра и оборотах 1000 в минуту расход должен быть около 2,1 — 2,5 литров в час.
Для других видов топлива и турбомоторах предлагаю пересчитать это всё самостоятельно, учитывая новые параметры горения вашего топлива в сжатом состоянии.

3. Если велась статистика затрат на расходы топлива, то количество затраченного топлива за
период (от смены масла, от заправки до заправки, за месяц и т. д. ) делим на значение получившегося мгновенного расхода. Получаем моточасы.

Пример:
Двигатель 21127, максимальный крутящий момент 4000.
Подключаю OBD II, выключаю все потребители электроэнергии, держу педалью газа 4000 оборотов.
Наблюдаю мгновенный расход 3.37 литра в час. Количество залитого с момента отсчёта бензина 334.1 литра
334.1/3.37=99.1 моточаса.
За это время автомобиль проехал менее 4000 км и понятно, что при такой же эксплуатации не стоит дожидаться регламентированных 15000 км для смены масла. 150 моточасов для минералки… масло умрёт намного раньше.

К сожалению, метод имеет множество погрешностей.
Попробую расположить их в порядке величины влияния на реальные моточасы.

Количество холодных запусков двигателя, и отдельно число успешных.
Во время запуска двигателя подвижные части двигателя подвержены особенно сильному износу по
причине невозможности маслу мгновенно поступить ко всем трущимся деталям.
В случае, если запуск двигателя не был успешен, некоторые узлы могут вообще не получить смазку, не сгоревшее топливо смешается с маслом.

Запуск двигателя при разных температурах. Зимой двигателю требуется значительно больше времени, чтоб достигнуть рабочей температуры.

Короткие поездки. Двигатель может и не успеть прогреться до оптимальной температуры.

Высокая температура двигателя, масло быстрее окисляется кислородом, присадки вырабатываются более активно.

Ситуации, когда двигатель раскручивается выше оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту. Резкие динамические нагрузки, в том числе буксировка другого транспортного средства.

Торможение двигателем. Подвижные элементы двигателя работают, но топливо не поступает.
В случае, если расчёт вести для стационарной или малоподвижной техники, этой погрешностью можно пренебречь.

Деградация моторного масла и содержащихся в нём присадок во времени.

Имея усредненное число отрабатываемых двигателем моточасов, нетрудно понять, сможет ли заливаемое вами масло служить тот период, который рекомендует автопроизводитель. А поскольку большинство производителей масел не указывают сколько часов оно гарантировано должно отработать, то потребуется лабораторный анализ отработанного масла или катать взвесь золы, деградирующую базу и присадки весь рекомендованный срок или менять масло в не оптимальные сроки.

Как правило, сохранение смазывающих свойств сохраняется в течение моточасов:

минералка — около 150;
полусинтетика — не более 250;
синтетическое с API SM/SN — до 350 ч.;
масла LongLife — не менее 400 моточасов

Факторы, вызывающие погрешность при подсчёте моточасов слишком разнообразны и могут быть значительно дополнены. Остаётся только решить, где остановиться на допустимой погрешности.


Так вот. Вчера в группе Фабиаводов в Телеграме, затронули тему моточасов.

Все, кто читает мой бортжурнал могли заметить немаленькую цифру пробега, которую я указываю в публикациях (на данный момент почти 357000 км.). Некоторые механики, мотористы, знакомые слыша как работает двигатель моего автомобиля, и сопоставляя это с пробегом, немного удивлялись.
Потом смотрели состояние салона, ну и авто в целом. И практически у всех был вердикт: "она моложе 350000 км. В Германии что, пробег не отматывают, а наматывают? :))"
А всё потому, что у моего автомобиля сравнительно малое количество моточасов.
И мы всё это сейчас посчитаем на примере моего автомобиля. И для наглядности посчитаем ресурсный пробег в километрах.
Забегая наперёд — мне бывший владелец говорил, что она в большей степени гоняла по автобанам. Плюс в подтверждении этого немалое количество коцок на капоте — трассовая болезнь.

Кратко пообщавшись с одногруппниками на тему моточасов, я, собираясь по делам, взял с собой ноутбук и кабель "Вася Диагност".
Вернувшись на стоянку, подключил кабель и запустил ноутбук. Ребята из группы дали ссылки на инструкции, далее интуитивно.

Итак, по порядку.
Узнаём пробег автомобиля.
Дополнительно > EDC 15-16 пробег



ждём некоторое время, получаем результат


Фиксируем: пробег составляет 356984 км.

Теперь узнаём кол-во моточасов.
Ходовая > 44-Усилитель рулевого управления


ждём некоторое время, получаем результат. Это и есть кол-во моточасов


Фиксируем: 5056 часов

Теперь узнаём среднюю скорость автомобиля за всю историю пробега.
Расчитываем это по следующей формуле. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ = ПРОБЕГ/МОТОЧАСЫ


Средняя скорость моего автомобиля за всё время эксплуатации составляет 70 км/ч. О чём это говорит? О том, что немец не обманул — автомобиль действительно бОльшую часть пробега проводил на автобанах.

Узнаём ресурсный пробег.
Но моточасы — показатель для нас не совсем привычный. Ok. Давайте теперь посчитаем какой у моего автомобиля пробег если бы он перемещался по городу, а не автобанам.
Расчитывают это по следующей формуле (для легковых авто). РЕСУРСНЫЙ ПРОБЕГ = КОЛ-ВО МОТОЧАСОВ*25 км.


25 км. — это средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов. Проще говоря, 1 час работы двигателя равен как минимум 25 км. расхода моторесурса автомобиля. И, если у вас автомобиль вхолостую работает 1 час, то будет считаться что он проехал 25 км.
Почему именно 25?
Согласно Приказу ГТК РФ от 2.10.1996г. №609 «О введении в действие годовых норм расхода моторесурсов (пробега) автотранспорта», средний показатель одного часа работы машины, приводимой в действие от мотора, не оснащённого счётчиком моточасов, будет равняться следующему пробегу:
Автомобилей – 25 км.;
Колёсных тракторов – 10 км.;
Гусеничных тракторов – 5 км.

Итого, можно считать что мой двигатель прошёл городских (среднестатистических) 126400 км.
Грубо говоря, состояние двигателя и т.п. моего автомобиля не на 356984 км. а на 126400 км.

P.S. В терминах мог ошибиться, но думаю что мысль ясна.

======
UPD
Дополню публикацию так как меня недавно попросили более подробно объяснить в чём смысл и разница моточасов, пробега.

2. Теперь следующий момент.
За одно и то же время можно накатать разное количество километров.
За 10 часов работы двигателя:
— автомобиль который стоит на нейтралке накатает 0 км.;
— автомобиль который ездит по городу (возьмём среднюю скорость 35 км/ч) накатает 350 км.
— а автомобиль который 10 часов едет по трассе (возьмём среднюю скорость за 70 км/ч) накатет 700 км.
Таким образом, двигатели всех 3-х автомобилей работали одинаковое кол-во времени, но проехали разное расстояние. Это ещё один пункт доказывающий то, что при оценке ресурса двигателя и автомобиля в целом НЕ стоит делать сильный акцент на пробег который указан на одометре.

3. И заключительный момент.
Для двигателя лучше когда он работает на трассе, чем в городе или вообще вхолостую.
Поэтому автомобили с большим пробегом, но при этом малым мотопробегом дадут фору автомобилям с более меньшим пробегом, но равным количеством моточасов. Двигатели первых будут в лучшем состоянии чем двигатели вторых.

Пример.
Вот вам случай. Два автомобиля одной марки. Пробег не скручен.
У автомобиля X:
— одометр показывает пробег = 356984 км. / -"ОГО", скажет обыватель. Не буду покупать такой автомобиль.
— моточасы = 5056 ч.

А теперь берём автомобиль Y:
— одометр показывает пробег = 195 000 км. / — "А вот эту, пожалуй, куплю. Пробег почти в два раза меньше!", думает обыватель
но подвох в том, что
— моточасы = 9000 ч.


1. Для моторного масла — в зависимости от спецификации — определена норма моточасов — как интервал для замены.
2. Автопроизводители — исходя из усреднённой манеры езды среднестатистического владельца — перевели моточасы в понятные нам нормы — по километражу (обычно — 15 000км).
3. При этом — опять же для упрощения — установили что при тяжелых условиях -менять надо вдвое чаще (т.е. каждые 7500 км).

Даже из этих простых тезисов -понятно, что:
а) Реальный интервал — для каждой манеры езды -всетаки — свой.
б) Чем бОльше пробок, работы на ХХ — интервал также должен уменьшаться
в) Установив счётчик моточасов, можно точнее следить за реальным сроком работы мотора и менять масло — более точно
Например, для масел группы ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 — интервал смены 250 моточасов.

Вообще — есть много интересной теории. Например можно почитать по этой ссылке (автору — спасибо! за труд).

Для подсчёта моточасов — самое простое — установить счётчик моточасов.
Купил ТАКОЙ на Али.
Изначально — подсмотрел у kachok79


Приборчик — полностью самодостаточный, на батарейке. Не требует подключения.
Всё что нужно — обернуть измерительный провод вокруг ВВ провода или колпачка свечи.
Приборчик — измеряет импульсы, вычесляет обороты двигателя и считает моточасы.
Несколько фото по установке.



Обернул изолентой, закрепил хомутами. Хвостик тоже закрепить чтоб не болтался. Никакой особой науки.



Так закрепил нижнюю крышку (см видео) -наклеил скотч, но закрепил хамутами. Чтобы снять при необходимости для замены батарейки.


Закрепить в удобном месте . (у меня тут свободный кронштейн есть).


Пока смотрел как работает — уже первый 0,1 моточаса накапал :)


перед установкой — рассмотрел за столом. Есть некоторые особенности по програмированию. Также -нашёл, "где у него кнопка батарейка" :))

UPD Немного теории про МОТОЧАСЫ.

Точного ответа — в сети не нашёл. Получается так:
Есть ДВА варианта определения что такое моточас:
вар №1 — Моточас — это астрономический час работы двигателя. В таком случае — считается только время работы мотора.
вар №2 -Моточас — это час работы мотора при определенных номинальных оборотах. В таком случае — если мотор работает час времени на ХХ, то счётчик за это время посчитает напр 0.3 моточаса. А если крутим 4000 оборотов — то может и бОльше чем один час. Т.е. счетчик считает реальные обороты и приводит их к номинальному значению.

По какому алгоритму работает данный прибор — непонятно (надо постоять с секундомером у работающей машины на ХХ и попробовать сравнить.

Далее.
В ЭБУ самой сашины — также считается время работы двигателя. Взяв данные по пробегу и разделив на время работы двигателя, БК машины считает среднюю скорость. (надо брать пробег и скорость — за один и тотже период).

Таким образом, сделав обратное действие — разделив пробег, на среднюю скорость за этот пробег — получим время работы двигателя. (км : км/ч = час.)

Однако — также не понятно — КАК ЭБУ двигател считает время работы? Просто как астрономическое время без учёта оборотов, или как приведёное время работы к каким то номинальным оборотам? Точного ответа не нашел.

Судя по наблюдениям kachok79, есть разница между подсчётом приборчика и ЭБУ. Это может говорить о том, что кто то из них -считает просто время работы двигателя, а другой — считает именно с учётом оборотов — приводя к номиналным оборотам.

Для себя -сделал так — при установке — обнулил БК. Буду наблюдать, также сравнивать разницу.

UPD
Первое снятие результатов. Первое что понятно — скорость — показывается только целое цисло. Т.е. сильно округлённое.
Итак:
Пробег 149091 — 148826 = 265 км
ср. скорость — 26 км/ч
Расчёт по БК — 265:26 = 10,19 мч.
Приборчик за тот же пробег показал 8,7 м.ч
Допускаю, что средняя скорость 26 км/ч — это от 25,5 до 26,5. Тогда Расчёт по БК будет от 10,4 до 10. всё равно не сходится :)) Приборчик считает меньше.
Наблюдаю дальше.


Любая компания, использующая транспорт и спецтехнику, сталкивается в повседневной работе с необходимостью оформлять путевые листы. Такие документы обязательно нужно вести согласно требованиям законодательства, да и с точки зрения бизнеса они безусловно необходимы. Ведь с их помощью бухгалтеры контролируют эксплуатацию ТС и ведут учет расхода топлива. Однако сам процесс заполнения и обработки путевых листов до сих пор во многих организациях остается рутиной, отнимающей массу времени.

Мы говорим о ручном вводе данных, который, к тому же, неизбежно приводит к ошибкам. Из-за этого сотрудники вынуждены постоянно сверять и перепроверять информацию. Так что автоматизация работы с путевыми листами крайне актуальна для каждого автопарка. Сегодня мы узнаем, как достичь этой цели и избавиться от пережитков прошлого за счет интеграции спутникового мониторинга с программными продуктами 1С.

"Сможет ли ваша система сделать автоматической работу с путевыми листами?". Этот вопрос любой интегратор ГЛОНАСС-мониторинга наверняка слышал или еще обязательно услышит от руководителя автопарка, который ищет современное решение для контроля за транспортом. И стремление обладать такой возможностью абсолютно оправданно. Если компании с автопарками от 1 до 10 машин еще худо-бедно справляются с ручным вводом, то когда речь идет о десятках, сотнях, а то и тысячах ТС, проблема стоит более чем остро.

При этом нередко мы наблюдаем ситуацию, когда в автопарке есть все инструменты для полностью автоматизированной работы с путевыми листами, но они существуют отдельно друг от друга. Например, чаще всего в компаниях используется всем известная программа "1С:Предприятие 8", которая позволяет оформлять и обрабатывать путевые листы. Вдобавок может быть установлена одна из систем спутникового мониторинга, предоставляющая точную информацию о пробеге, расходе ГСМ и т.д. Но всё равно диспетчер тратит время на ручной ввод или перенос данных из системы мониторинга в 1С. Поэтому логичным действием была бы интеграция технологий. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы данные мониторинга поступали напрямую в 1С, автоматически вносились в путевые листы, а ответственные лица могли работать со всей этой информацией в режиме "одного окна".

Первый и, казалось бы, самый очевидный вариант - это взять и "связать" установленную систему спутникового контроля с 1С. Однако на этом пути наверняка возникнут серьезные препятствия. Дело в том, что представленные на рынке системы ГЛОНАСС/GPS-контроля разрабатываются независимо от "1С:Предприятие 8". И для интеграции потребуется платить немалые деньги за далеко не быстрые доработки: как в конкретной системе мониторинга, так и в конфигурациях 1С. В итоге это обернется для заказчика масштабным проектом, который скорее всего будет доведен до конца только методом проб и ошибок.

Второй и оптимальный вариант - это обратиться к системе "1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS" (1С:ЦСМ). Она изначально реализована на платформе "1С:Предприятие" и интегрируется с любым телематическим оборудованием - в короткие сроки и без завышенных трат. И даже если в автопарке установлена другая система спутникового контроля, то перейти на 1С:ЦСМ и работать с путевыми листами, в которые автоматически заносятся данные мониторинга, не составит гигантского труда.

На чем основана эта уверенность? В первую очередь, на опыте сотрудничества с такими заказчиками, как "АРВЕЙ", "ДСК "АВТОБАН", "ТрансАгентЛоджистик", аэропортами Сочи и Краснодара, которые входят в авиационный холдинг "Базэл Аэро".

В этой же статье мы подробнее остановимся на проекте, реализованном для компании "НовосибирскАвтоДор".

Автоматическое заполнение Путевых листов в 1С данными из ГЛОНАСС на реальном примере

"НовосибирскАвтоДор" - это одна из ведущих в России дорожно-строительных организаций. Сегодня она представлена в 16 субъектах страны, в ней трудится 3500 сотрудников, а её автопарк насчитывает порядка 3000 единиц транспорта и спецтехники.

Обладая таким автопарком, компания неизбежно сталкивалась с проблемами, о которых мы говорили в начале этой статьи. Поэтому запрос руководства компании был предельно конкретен - обеспечить прямое поступление данных мониторинга в "1С: Управление автотранспортом ПРОФ" и добиться автоматического заполнения путевых листов.

Для начала мы тщательно проанализировали потребности заказчика, выявили особенности его инфраструктуры и оценили свои возможности. Получив согласие компании "НовосибирскАвтоДор" на внедрение интегрированного решения, мы приступили к активной работе.

Этим занималась команда, состоявшая из руководителя и менеджера проекта, аналитика, программиста, консультанта и специалиста техподдержки. Они поэтапно работали над модернизацией и внедрением ПО, проводили обучение персонала и делали всё необходимое для достижения нужного результата.

В рамках проекта наша команда реализовала переход автопарка "НовосибирскАвтоДор" с системы спутникового мониторинга Fort Monitor на 1С:ЦСМ. Теперь информация, которую собирают ранее установленные на транспорте трекеры FORT, передается сразу в 1С.

Параллельно в самой программе мы внедряли и настраивали блоки диспетчерского управления, блоки управления заказами, блоки учета ГСМ, ремонта, сервиса и запчастей, затрат на содержание ТС и плановое техобслуживание, а также блок тарификации зарплаты водителей. Всего было реализовано пять видов путевых листов для разных ТС: легкового транспорта, спецтранспорта, сдельного транспорта, автобусов необщего пользования и строительной техники.

Таким образом, мы постарались максимально комплексно решить задачу автоматизации процесса выписки и заполнения путевых листов. И сейчас работа с ними в компании "НовосибирскАвтоДор" происходит примерно по следующей схеме.

Автоматического заполнение путевого листа - подготовка к смене. Перед началом водительской смены диспетчер формирует путевой лист в программе 1С. В ней можно выбрать конкретное транспортное средство, и тогда данные о водителе, планируемом времени выезда и возвращения загрузятся автоматически. Здесь же указывается, сколько топлива необходимо выдать водителю, в частности, опираясь на данные об остатке топлива с предыдущей смены. Также в путевом листе фиксируется дополнительная информация о выпуске ТС на линию -например, перечень ответственных лиц: врач, диспетчер, механик и т.д. Дополнительно можно завести конкретное задание, указать подразделение, отметить вид перевозки, километраж, внести информацию о контрагентах. Далее путевой лист сохраняется в программе в электронном виде, а в печатном выдается водителю на руки. Теперь остается ждать окончания работы водителя и поступления данных спутникового мониторинга в 1С.

Автоматическое заполнение путевого листа - завершение смены. По факту окончания смены в программе 1С будет доступна вся необходимая информация о работе транспортного средства и конкретного водителя. Какие данные здесь можно увидеть и чем они будут полезны?

- Данные о пробеге позволят автоматически начислить амортизацию ТС и рассчитать зарплату водителям.

- Информация о расходе топлива поможет автоматического списать ГСМ.

- А вот сведения о моточасах будут необходимы и для списания топлива, и для начисления амортизации при работе со спецтехникой.

Читайте также: