Как закрыть счет 77 в конце года проводки в 1с 8

Обновлено: 02.07.2024

Больше материалов по теме «Бухгалтерские счета» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Все коммерческие организации, работающие по системе определения налоговой базы на основании бухгалтерского учета, сталкиваются с возникновением разниц между вычислениями. Это обусловлено использованием отличающихся друг от друга формул подсчета финансовых операций в налогообложении и бухучете, приводящим к разности сумм, именуемых временными разницами. Для фиксации сведений подобного характера предприятие использует бухгалтерский счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Основная информация по счету

Счет 77 необходим для операций, связанных с ведением учета отложенных налоговых обязательств.
Данный счет относится к категории пассивных: по кредиту фиксируется аккумуляция средств отложенного налогового обязательства предприятия, а по дебету — операции по выплате налогов.

Говоря о временных разницах, подразумевается прибыль предприятия за текущий период, а налоговая база для уплаты налога — за следующий. Если сумма налогообложения превышает сумму операции бухгалтерского учета, то образуется отложенное налоговое обязательство (ОНО). В противном случае говорят об отложенном налоговом активе.

Счет 77 открывается предприятием в случае наличия разницы между расчетами налогов и бухгалтерскими операциями. Он помогает отразить будущие задолженности/переплаты организации перед Государственными налоговыми органами. Компании, не обязанные платить налоги на прибыль, освобождены от ведения счета 77 в бухгалтерской отчетности.

Если объект, подлежащий налогообложению, выбывает из активов предприятия, то отложенное налоговое обязательство подлежит списанию.

Пример использования счета 77

Компания «Весна» в июне 2019 г. закупила и начала использовать новое оборудование, стоимостью 120 000 рублей. Период полезного использования оборудования составляет 2 года. Оборудование относится к 3-й амортизационной группе. Тогда на июль 2019 г.:

  • амортизация для основных средств в бухгалтерском учете составит 5000 рублей;
  • амортизация в налоговом учете (нелинейный способ) составит 6720 рублей.

Налогооблагаемая временная разница равна 1720 рублей. ОНО = 1720*ставка налога на прибыль за отчетный период. С течением времени показатели амортизации в бухучете начнут превышать амортизацию, отраженную в налоговом учете. Следовательно, отложенное налоговое обязательство будет уменьшаться.

Способ вычисления амортизации (линейный или нелинейный) компания выбирает самостоятельно. Менять методику вычисления амортизации можно не чаще, чем один раз в год.

Взаимодействие с другими счетами (типовые проводки)

Счет 77 корреспондирует со следующими бухгалтерскими счетами:

    — операции, связанные с оплатой налогов; — проводки с этим счетом используются в случаях списания объекта налогообложения.

Все операции, проводимые по счетам 77 и 68, осуществляются на основании подтверждающей документации: налоговых деклараций, справок о бухгалтерском расчете.


Самый главный подготовительный этап перед составлением годовой отчетности — закрытие года в бухгалтерском учете (реформация баланса). Реформация баланса — это процедура закрытия (обнуление) бухгалтерских счетов, на которых учитываются финансовые результаты деятельности организации. Операция проводится по состоянию на 31 декабря.

Что проверить перед реформацией

Перед тем, как приступить к реформации баланса, обязательно проверьте:

  • наличие всех бухгалтерских документов;
  • отражение на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций;
  • начисление всех необходимых налогов;
  • проведена ли инвентаризация (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н);
  • закрытие счетов бухгалтерского учета;
  • финансовый результат деятельности организации.

Чтобы определить финансовый результат организации, необходимо проверить закрытие следующих счетов за отчетный период (отчетным периодом признается месяц согласно п. 48 ПБУ 4/99):

1. Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» (в соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»).

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается ежемесячно путем списания суммы затрат (в зависимости от деятельности). Рассмотрим бухгалтерские проводки:

  • Дт 20 «Основное производство» Кт 25 «Общепроизводственные расходы» — списаны общепроизводственные расходы на затраты по основному производству.
  • Дт 23 «Вспомогательные производства» Кт 25 «Общепроизводственные расходы» — включение в себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательного производства.
  • Дт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кт 25 «Общепроизводственные расходы» — включение в конце месяца части общепроизводственных расходов в себестоимость продукции.

Порядок закрытия счета 26 зависит от метода формирования себестоимости продукции и закрепляется в учетной политике организации:

  • по полной производственной себестоимости;
  • по сокращенной производственной себестоимости (применяют в основном МСП).

При выборе «по полной производственной себестоимости» затраты ежемесячно списываются бухгалтерскими проводками:

  • Дт 20 «Основное производство» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» — списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного производства, при учете продукции по полной производственной себестоимости.
  • Дт 23 «Вспомогательные производства» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» — включение в себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательного производства.
  • Дт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» — включение в конце месяца части общехозяйственных расходов в себестоимость продукции.

При выборе «по сокращенной производственной себестоимости» общехозяйственные расходы в полном объеме относятся на себестоимость:

  • Дт 90.2 «Себестоимость продаж» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» — списание на продажи (реализацию) продукции (работ, услуг) общехозяйственных расходов.?

2. Счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», которые могут иметь незавершенное производство на остатке.

Закрытие счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

  • Дт 90.2 «Себестоимость продаж» Кт 20 — списание себестоимости выполненных работ/услуг в реализацию.
  • Дт 90.2 «Себестоимость продаж» Кт 23 — расходы вспомогательного производства списываются в реализацию.
  • Дт 90.2 «Себестоимость продаж» Кт 29 — себестоимость работ/услуг, выполненных ОПиХ, списывается в реализацию.?

3. Счета, которые формируют финансовый результат — 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Закрытие данных счетов входит в реформацию баланса.

Но прежде чем приступить к их закрытию, необходимо убедиться, что все хозяйственные операции проведены, все налоги посчитаны и финансовый результат определен.

Процесс реформации баланса

Далее переходим к реформации баланса, которая состоит из двух этапов:

1. Закрытие счетов, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (закрытие счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»).

Как известно, записи по субсчетам счета 90 «Продажи» (90.1 «Выручка», 90.2 «Себестоимость продаж», 90.03 «Налог на добавленную стоимость», 90.04 «Акцизы») производятся накопительно в течение отчетного года. В конце каждого месяца дебетовые и кредитовые обороты по этим субсчетам сопоставляются, что является основной для определения финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный месяц. Финансовый результат за месяц списывается с субсчета 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки» (табл. 1).

Таблица 1 «Бухгалтерские проводки по закрытию субсчетов к счету 90 «Продажи»

Верно ли наше предположение?
Зависит ли выбор корреспондирующего счета для счетов 77 и 09 в данной ситуации, если проводки по признанию актива/обязательства и отказ от его признания происходят в одном календарном году/в разных календарных годах?

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (9)

Добрый день, Мария.
Посмотрите материал по теме: ПБУ 18/02. Переход на балансовый метод Останутся вопросы пишите.

Добрый день ,Татьяна.
Получается при балансовый метод счета 77 и 09 в случаях, когда ОНА/ОНО перестают признаваться активом/обязательством соответственно необходимо сделать операцию с корреспонденцией 99.01 или 99.09 или все-таки с 84 счетом?

балансовый метод без ВР/ПР
Пример №1
В 2019 году создан резерв по сомнительным долгам в БУ
Дт 91.2 БУ Кт 63 БУ (при этом создается ОНА на счете 09)
В налоговом учете резерв не создается

По прошествии года (в конце 2020) дебиторская задолженность в БУ списывается за счет резерва
Дт 63 БУ Кт 62 БУ
При этом в налоговом учете списание дебиторской заложенности в расходах не учитывается. Таким образом, по нашему мнению, отсутствует основание для признания ОНА.

Какую проводку по списанию ОНА в этом случае создавать в 2020 году?
Дт 99.02.О Кт 09 или Дт 99.01 Кт 09

Пример №2
Если в результате образовавшегося по итогам года убытка был создан ОНА в расчете на то, что этот убыток будет зачтен в будущем в НУ
Однако по прошествии нескольких лет мы понимаем, что убыток никогда не будет признан в налоговом учете и нам надо списать ОНА
Какие в этом случае надо создать проводки по списанию ОНА:
Дт 99.02.О Кт 09 или Дт 99.01 Кт 09 или Дт 99.09 Кт 09?

Мария, в целом у компании нет убытка.
Вопрос в том, какие правильные проводки надо сделать при изменении( списании) ОНА\ОНО, и на что это может повлиять.

По убытку при балансовом методе. Проводки такие по умолчанию, если будете свою методику по корректировке разрабатывать, то можно за основу их взять
Д 99.02.О К 09
Д 09 К 99.02.О
Но моя рекомендация налоговый убыток не трогать. Решаете конечно Вы с учетом специфики ситуации по своему профессиональному суждению.
И ручные проводки мы не делаем по 09 и 77 счетам. Они формируются автоматически на основании данных на балансовых счетах, по которым есть разницы между БУ и НУ, и движениям по ним. За исключением каких-то неформатных ситуаций.

Использован релиз 3.0.91

Для организаций, которые применяют ПБУ 18/02 балансовым методом.

В отчетном (налоговом) периоде, в котором получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения), налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). На полученные в предыдущих налоговых периодах убытки можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль текущего налогового периода, но не более чем на 50 % (ограничение действует в отношении налоговых периодов с 01.01.2017 по 31.12.2021) (ст. 283 НК РФ).

Перенос убытка текущего года на будущее в программе отражается документом "Операция" (рис. 2).

  • Раздел: Операции – Операции, введенные вручную.
  • Кнопка "Создать". Вид документа – "Операция".
  • Укажите дату – последнее число отчетного года (за который получен убыток).
  • Заполните табличную часть по кнопке "Добавить":
    • в колонке "Дебет" укажите счет 97.21 "Прочие расходы будущих периодов" и аналитику к нему:
      • создайте новый элемент справочника "Расходы будущих периодов"
      • в поле "Вид для НУ" выберите "Убытки прошлых лет"
      • в поле "Сумма" укажите справочно сумму налогового убытка, полученного за отчетный год (для списания убытка будет использоваться сумма остатка по данным учета)
      • в поле "Признание расходов" выберите "В особом порядке"
      • в поле "Период списания с" укажите дату начала периода списания убытков
      • сохраните элемент справочника и выберите его

      После ввода операции по переносу убытков на будущее необходимо повторно выполнить закрытие месяца за декабрь года, в котором получен убыток. При повторном закрытии месяца в регламентной операции "Расчет отложенного налога по ПБУ 18" в проводке Дт 09 Кт 99.02.О субконто счета 09 "Отложенные налоговые активы" будет автоматически изменено с "Убыток текущего периода" на "Расходы будущих периодов" (рис. 3).

      Читайте также: