Какая цветовая модель используется в программе adobe photoshop

Обновлено: 04.07.2024

Знания о том, как создается цвет и каким образом взаимосвязаны цвета друг с другом позволят вам работать в Photoshop более продуктивно. Вы наверное знаете, что любой цвет видимого спектра это смесь основных цветов красного , синего , и зелёного в разных пропорциях. Смесь равного количества этих цветов даёт белый, а полное отсутствие всех трёх - чёрный. Точно так же из красного, синего, и зелёного цвета создаются все цвета в фотографии, будь то цветная фотоплёнка или матрица цифрового фотоаппарата. По принципу сложения цветов работают многие технические устройства: мониторы, телевизоры, сканеры, диапроекторы.

Если посмотреть через увеличительное стекло на экран телевизора или монитора, то можно увидеть сетку состоящую из точек трех основных (первичных) цветов. В вычислительной технике количество первичных цветов принято измерять целыми числами в диапазоне от 0 до 255. Ноль означает отсутствие данного цвета, число 255 - 100%. Такая модель представления цвета называется RGB-color или просто RGB. Поскольку первичные цвета могут смешиваться без ограничений, то легко подсчитать общее количество цветов: 256×256×256=16 777 216, то есть более 16,7 миллионов цветов. Это число кажется огромным, однако, по ряду технических причин характеристики электронных устройств позволяют отображать только часть цветового спектра, доступного нашему глазу. В этом случае говорят о диапазоне отображаемых цветов или палитре. В связи с этим, было разработано несколько моделей представления цветов:

RGB и CMYK модели представляют цвет таким, как он отображается конкретным монитором. В цветовой модели CMYK чёрный цвет (Black) обозначают буквой K чтобы не путать с синим цветом (Blue) в модели RGB. Система HSB описывает цвет в терминах, удобных для работы фотографа или художника. Цветовая модель Lab обладает самым большим цветовым диапазоном среди всех рассмотренных цветовых моделей. Эта модель разрабатывалась так, чтобы преодолеть недостатки моделей HSB, RGB и CMYK. Даже монитор не в состоянии корректно отобразить все краски, доступные этому режиму воспроизведения цвета. Любой цвет в режиме Lab color определяется значением яркости L (Lightness) и двумя хроматическими координатами - а и b.

Photoshop работает в цветовой моделе Lab, однако, это лишь внутренняя цветовая модель редактора. Можно сказать, что эта программа думает о цвете в терминах данной системы. Система Lab весьма специфична, работа в ней дается с большим трудом. Упомянем еще раз об особенностях этой системы. Все инструменты тоновой и цветовой коррекции отличаются повышенной чувствительностью, даже незначительное изменение одного из параметров Lab-модели приводит к неожиданным визуальным результатам. Поэтому, Adobe® System Inc., великодушно позволила работать нам в любой из описанных цветовых моделей. Рекомендую начинающим фотографам начать освоение Photoshop c цветовой модели RGB Color, как самой простой для восприятия и понимания.

Чтобы увидеть всё вышесказанное, запустите программу Photoshop откройте любую фотографию и активизируйте на панели Слои и Каналы закладку Channels - Каналы. Сейчас вы увидите чем же различаются цветовые модели: для этого в верхнем меню команд выбираем Image > Mode (Рисунок > Режим)и поставьте галочку перед названием цветовой модели RGB Color. Теперь, поочерёдно выключайте слои каналов Red, Green, Blue и смотрите , что происходит с вашей картинкой в основном рабочем поле фотошопа.
Переключитесь в другую цветовую модель, убедитесь, что название слоёв поменялось. Можете сравнить их с данными таблицы цветовых моделей. Опять пощёлкайте "глазками" на панели слоев. И так со всеми цветовыми моделями.

Photoshop: RGB, CMYK, Lab, HSB

Итак, знакомство с теоретическими основами Photoshop закончилось. Далее я покажу вам
практические приемы обработки фотографий и цифровых изображений в Photoshop

В этом уроке мы рассмотрим цветовые модели используемые программой Фотошоп.

Сложность: Низкая

Дата: 28.10.2011

Обновлено: 24.08.2017

Цветовые модели используемые в Фотошопе

Мир, окружающий нас, полон всевозможных цветов и цветовых оттенков. С физической точки зрения цвет — это набор определённых длин волн, отражённых от предмета или пропущенных сквозь прозрачный предмет. Однако сейчас нас интересует вопрос не о том, что такое цвет, какова его физическая природа, а то, как вообще на практике можно получить тот или иной цвет. С развитием многих отраслей производства, в том числе, полиграфии, компьютерных технологий, появилась необходимость объективных способов описания и обработки цвета.

Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветов получаются смешением каких-либо других. Например, сочетание красного и синего даёт пурпурный цвет, синего и зелёного — голубой. Таким образом, путём смешения из небольшого количества простых цветов, можно получить множество (и при чём довольно большое) сложных (составных). Поэтому для описания цвета вводится понятие цветовой модели — как способа представления большого количества цветов посредством разложения его на простые составляющие.

Одной из таких моделей — является цветовой круг, о котором уже неоднократно упоминалось ранее. Он представлен на рисунке и называется большим кругом Освальда.

Большой цветовой круг Освальда.

Большой цветовой круг Освальда.

Наряду с кругом Освальда есть еще и круг Гете, в котором основные цвета расположены в углах равностороннего треугольника, а дополнительные — в углах перевернутого треугольника. Схема такого круга представлена ниже. Друг напротив друга расположены контрастные цвета.

Цветовой круг Гёте.

Перед тем как перейти к рассмотрению цветовых моделей в отдельности, рассмотрим сначала понятие цветового охвата, который даст нам представление о том, насколько та или иная цветовая модель хорошо представляет цвета. Цветовым охватом называется максимальный диапазон цветов, который способно воспроизвести или зафиксировать устройство или человеческий глаз.

Определённым цветовым охватом обладают электронно-лучевая трубка монитора или телевизора, цветовые модели, полиграфические краски и, конечно же, глаз человека. На рисунке 3 схематически показано сравнение цветовых охватов человеческого глаза, монитора и печатающей машины. Цветовой охват монитора примерно соответствует модели RGB в различных вариациях, печатающей машины — CMYK.

Цветовые модели используемые в Фотошопе

Итак, цвет в компьютерных технологиях, в типографии, во многих других отраслях производства, связанных с обработкой изображения, представляется в виде комбинации небольшого количества трёх составных. Такое представление называется цветовой моделью. Различные виды моделей имеют различные цветовые охваты. В этом и заключается их основные преимущества или недостатки. Отражённый и поглощаемый цвет описывается по-разному. Существует довольно большое количество цветовых моделей, но мы остановимся лишь на тех, которые наиболее часто используются в графических пакетах.

Описание цветовой модели RGB

Круг цветовой модели «RGB».

Круг цветовой модели «RGB».

Это одна из наиболее распространенных и часто используемых моделей. Она применяется в приборах, излучающих свет, таких, например, как мониторы, проекторы, телевизоры.

Данная цветовая модель базируется на трех основных цветах: Red — красном, Green — зеленом и Blue — синем. Каждая из вышеперечисленных составляющих может варьироваться в пределах от 0 до 255, образовывая разные цвета и обеспечивая, таким образом, доступ ко всем 16 миллионам. При работе с графическим редактором Adobe Photoshop можно выбирать цвет, полагаясь не только на тот, что мы видим, но при необходимости указывать и цифровое значение, тем самым иногда, особенно при цветокоррекции, контролируя процесс работы.

Данная цветовая модель является аддитивной, то есть при увеличении яркости отдельных составляющих будет увеличиваться и яркость результирующего цвета: если смешать все три цвета с максимальной интенсивностью, то результатом будет белый цвет; напротив, при отсутствии всех цветов получается черный.

Важно знать: числовые значения каналов в фотошоп означают яркость данного цвета. То есть, чем больше число, тем светлее выглядит канал. Чтобы лучше понять этот фундаментальный принцип, поэкспериментируйте с диалоговым окном выбора цвета, вводя в него разные значения одного канала при нулевых других.

Достоинствами данного режима является то, что он позволяет работать с 16 миллионами цветов при 8 битах на канал (224 цветов), а недостаток состоит в том, что при выводе изображения на печать часть из этих цветов теряется, в основном самые яркие и насыщенные, также возникает проблема с синими цветами.

Цветовая модель RGB считается самой легкой для освоения. Подавляющее большинство уроков для начинающих и пользователей среднего уровня написаны именно для нее. Но высокий уровень владения программой фотошоп предполагает знание основ и умение работать и в других цветовых моделях.

Гораздо ближе к цветовому охвату напечатанного изображения стоит цветовая модель CMYK.

Цветовая модель CMYK

Круг цветовой модели «CMYK».

Круг цветовой модели «CMYK».

В отличии от предыдущей цветовой модели, данная модель использует так называемый субтрактивный синтез цветов. Она использует параметры отраженного света. То есть, если цвет объекта, к примеру, голубой (Cyan), это означает, что из белого цвета он поглощает красный цвет, иначе говоря, он вычитается из белого. Если цвет объекта пурпурный (Magenta), значит он поглощает зеленый цвет. И наконец, если цвет объекта желтый (Yellow), значит он поглощает голубой цвет. Если объект поглощает все цвета, мы видим его как черный. В модели CMYK черный цвет назван скелетным или ключевым (Key). Аббревиатура CMYK образована первыми буквами субтрактивных цветов.

Важно знать: каналы цветовой модели CMYK в программе фотошоп обозначают количество краски определенного цвета. То есть, чем выше числовое значение канала, тем он темнее. Это кардинальное отличие данной модели от предыдущей.

Кроме того, раз CMYK содержит 4 канала, то появляется возможность более тонкой, даже ювелирной, цветокоррекции.

Цветовые модели используемые в Фотошопе
Цветовые модели используемые в Фотошопе

Именно поэтому пользователи-профессионалы предпочитают выполнять цветокоррекцию в данной цветовой модели.

Подготовка изображения для печати в типографии или на принтере также требует знания и умения работать в CMYK, так как печатающие машины, в том числе и принтеры, создают изображения именно по такому принципу.

Недостатком СMYK является более узкий цветовой охват, поэтому часть цветов при преобразовании из другой цветовой модели безвозвратно теряется.

Цветовая модель Lab

Если с предыдущими цветовыми моделями сложностей обычно не возникает, то с моделью Lab ситуация совершенно иная. Понять взаимодействие цветовых каналов в ней немного сложнее. Дело в том, что в пространстве Lab цвет отделен от контраста. В одном канале L (яркость) содержится информация о деталях изображения и яркостном контрасте. Это практически черно-белая версия изображения.

Канал «а» охватывает палитру от пурпурного цвета (+128) до зеленого (-128). Канал «b» охватывает палитру от желтого цвета до синего. Нулевые значения «a» и «b» соответствуют нейтральным тонам, то есть всем оттенкам серого.

Lab называют также аппаратно-независимой моделью. Фактически, вся работа программы фотошоп основана именно на алгоритмах этой цветовой модели (хотя большинство об этом и не подозревает). Цветовой охват Lab соответствует всем видимым нами цветам, поэтому почти половина из них не воспроизводится при печати, а пятая часть не воспроизводится монитором.

Освоить работу в Lab непросто, но владение даже несколькими приемами работы в этом пространстве позволяет выполнять такую коррекцию, которую либо невозможно произвести в других моделях, либо результат, который получен в Lab за несколько секунд, достигается с большими затратами усилий и времени.

В заключении хочу добавить, что какое бы цветовое пространство вы не выбрали для работы, это само по себе ничего не значит. Чтобы добиться хорошего результата, нужно четко знать принципы образования цветов каждой модели, и разумеется, основы работы со всеми инструментами программы фотошоп.

Режим RGB в Photoshop использует модель RGB, назначая каждому пикселу значение интенсивности. В изображениях с 8 битами на канал значения интенсивности находятся в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый) для каждого из RGB-компонентов цвета (красный, зеленый, синий). Например, ярко-красный цвет имеет значение R=246, G=20 и B=50. Если значения всех трех компонентов одинаковы, получается затемнение нейтрально-серого цвета. Если значения всех компонентов равны 255, то получается чистый белый, а если 0, то чистый черный.

Несмотря на то что RGB является стандартной цветовой моделью, точный диапазон отображаемых цветов может быть разным в зависимости от приложения и устройства вывода. Режим RGB в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Режим CMYK

Режим CMYK предназначен для подготовки изображения к печати с использованием триадных цветов. В результате преобразования RGB-изображения в CMYK получается . Если исходное изображение было RGB, его лучше всего отредактировать в режиме RGB и только в самом конце редактирования преобразовать в CMYK. В режиме RGB команды «Параметры цветопробы» позволяют имитировать эффекты преобразования в CMYK, не изменяя сами данные. В режиме CMYK можно также работать непосредственно с изображениями CMYK, полученными со сканера или импортированными из профессиональных систем.

Несмотря на то что CMYK — это стандартная цветовая модель, точный диапазон воспроизводимых цветов может различаться в зависимости от печатной машины и условий печати. Режим CMYK в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Режим Lab

Цветовая модель L*a*b* (Lab) Международной светотехнической комиссии основана на восприятии цвета человеческим глазом. В режиме Lab числовые значения описывают все цвета, которые видит человек с нормальным зрением. Поскольку значения Lab описывают, как выглядит цвет, а не сколько конкретной краски требуется устройству (например, монитору, настольному принтеру или цифровой камере) для воспроизведения цветов, модель Lab считается цветовой моделью. Системы управления цветом используют Lab в качестве справочника цветов, чтобы получать предсказуемые результаты при преобразовании цвета из одного цветового пространства в другое.

В режиме Lab есть компонент яркости (L), который может находиться в диапазоне от 0 до 100. В палитре цветов Adobe и на панели «Цвет» компоненты (зелено-красная ось) и (сине-желтая ось) могут иметь значения в диапазоне от +127 до –128.

Примечание. Файлы в форматах DCS 1.0 и DCS 2.0 в момент открытия преобразуются в CMYK.

Режим градаций серого

Режим градаций серого использует диапазон, определенный параметрами рабочего пространства, заданными в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Битовый режим

Битовый режим представляет каждый пиксел изображения одним из двух значений (черный или белый). Изображения в этом режиме называются битовыми (1-битными), поскольку на каждый пиксел приходится ровно один бит.

Режим «Дуплекс»

В режиме «Дуплекс» создаются монотонные, дуплексные (двуцветные), триотонные (трехцветные) и тетратонные (четырехцветные) изображения в градациях серого с использованием от одной до четырех заказных красок.

Режим «Индексированные цвета»

Многоканальный режим

Изображения в многоканальном режиме содержат 256 уровней серого для каждого из каналов и могут пригодиться при специализированной печати. Такие изображения можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, Large Document Format (PSB), Photoshop 2.0, Photoshop Raw и Photoshop DCS 2.0.

При преобразовании изображений в многоканальный режим могут оказаться полезны следующие сведения.

Слои не поддерживаются, и поэтому выполняется их сведение.

Цветовые каналы исходного изображения становятся каналами смесевых цветов.

При преобразовании изображения CMYK в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный, желтый и черный каналы смесевых цветов.

При преобразовании изображения RGB в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный и желтый каналы смесевых цветов.

Удаление канала из изображения RGB, CMYK или Lab автоматически преобразовывает это изображение в многоканальный режим путем сведения слоев.

Чтобы экспортировать многоканальное изображение, его нужно сохранить в формате Photoshop DCS 2.0.

cracks_texture_background_light_surface_50654_2048x1152.jpg

Одним из параметров настройки проекта в Photoshop является выбор цветового режима. Мы имеем 5 вариантов отображения цвета в проекте:

  1. RGB
  2. CMYK
  3. Битовый формат
  4. Градации серого
  5. Lab

В основном, мы пользуемся первыми двумя цветовыми моделями. Если хотим создать цифровое изображение – RGB, когда нужен макет для полиграфии выбираем CMYK. Это общеизвестная истина, которая в каждом уроке указана, но остальные модели не менее интересны.

СМИК

КПИ

Данная цветовая модель берет за основу три цвета (Red – красный, Green-зеленый, Blue-синий), как и в обычном цветовом круге. Если яркость всех 3 цветов на 100%, мы видим белый, если интенсивность цветов 0%, изображение будет черным. Соответсвенно остальные цвета получаются при смешении трех основных.

3.jpg

Как показано на картинке выше, цветовая модель СMYK глушит цвет, делает его более реалистичным и пригодным для полиграфии (да, да, все как в жизни – «цифровая» картинка воображения ярче, чем в реале). СMYK использует а основу голубой (Сyan), пурпурный (Мagenta), желтый (Yellow) и черный (BlacK). Цвета CMYK фоормирует смешение определенного процента каждой краски. Его используют для печати и задают в начале перед созданием нового проекта в Фотошоп.

4.jpg

А вот здесь самое интересное. Большинство авторов пишут только про различия CMYK и RGB, но остальные форматы также можно использовать в своих сферах. Данный режим использует 1 бит на 1 пиклель, тоесть с помощью него мы можем передать только черный и белый цвета. Его используют для рисованной графики (обычные одноцветные лого). Битовый режим представляет графику с большим разрешением, чем остальные форматы. Но современные гениальные умы Фотошопа придумали как использовать эту модель не только для брэндинга. Я говорю о преобразовании фото из градаций серого в битовый формат, чтобы получить эффект как на фото ниже (урок). Кстати, чтобы открыть обычное изображение в битовом формате нужно в начале перевести его в режим градации серого.

2.jpg

bit-1.jpg

Думаю здесь все понятно, изображение при выборе данного режима будет отображаться только с оттенками серого (256 вариантов при 8 битном изображении). Я часто сталкивалась с проблемой, что Фотошоп сам переключал проект в режим «Градации серого» и какой-бы цвет я не выбирала, на панели был серый разных оттенков. Чтобы убрать режим градации серого: Изображение – Режим и выбираем нужный формат. То же с остальными. Очень важный момент! Нельзя переводить СМИК в RGB таким образом, и наоборот. Задается нужный формат в этом случае только при создании проекта.

1.jpg

Его считают самым обьективным цветовым режимом. Lab не показывает количество краски для печати и т. п., он описывает числами все цвета которые воспринимает человечкеский глаз. Этот формат используют для прогноза восприятия цвета зрителем. Lab поволяет сделать тоновую коррекцию, улучшить естественную резкость изображения. Одна точка может быть одновременно двух цветов. Описывать данную модель можно бесконечно и работе с ней нужно учиться (урок).

Читайте также: