Какие форматы поддерживают альфа каналы в фотошопе

Обновлено: 04.07.2024

Всем привет. Меня зовут Илья Тиора (it13). Живу в Туле, дизайном занимаюсь 6 лет. Решил написать свой первый урок.

Многим дизайнерам в области полиграфии приходится сталкиваться с тем, что готовая продукция (листовки, плакаты, постеры, визитки и т.д.) печатается в 2-3 краски с использованием плашечных цветов. И не все дизайнеры (особенно начинающие) хорошо разбираются в допечатных процессах и принципах работы с каналами в Photoshop.

Поэтому свой первый урок я решил посвятить работе с каналами в Adobe Photoshop. Урок, в первую очередь, будет касаться создания полиграфической продукции с применением 2-3 цветов. Но пользу для себя сможет извлечь любой дизайнер, работающий с PS.

Что такое канал? Это изображение в градациях серого, содержащее информацию о плотности цвета. Таким образом, черные области – это максимальная плотность цвета (100%), белые области - 0% цвета. Наряду с основными каналами (CMYK) есть и плашечные каналы (для плашечных цветов типа Pantone и др. библиотек). Существуют также альфа-каналы, используемые для маскирования и создания области выделения. В моем примере будут использованы все виды каналов, при этом альфа-каналы использованы для выделения. В альфа-канале белый цвет указывает на выделение с максимальным воздействием на изображение, черный – на отсутствие воздействия (без выделения).

Итак, как же создать изображение в Adobe Photoshop для полиграфического использования, состоящее, например, из трех цветов?

Для начала нужно определиться, в каком формате должен быть представлен файл. От этого зависит, в каком режиме придётся работать. Если нужен файл TIFF, то следует работать в режиме CMYK или Grayscale. Если нужен файл в формате EPS, то можно работать и в Multichannel. Вся сложность будет состоять в том, что при работе с плашечными каналами слои будут недоступны.

Вторым шагом будет создание Вашего творения в градациях серого (Grayscale) с использованием любых средств Photoshop. На этом этапе творчество может быть безграничным :). Также следует представлять, как будет выглядеть макет в окончательном варианте. Вот основа для нашего примера:

Теперь допустим, что нам понадобится 3 цвета, причем два из них плашечные Pantone Reflex Blue и Pantone Yellow, а один – триадный – Black. Создаем новый файл (например, 3-color_maket) обязательно с теми же параметрами, что и макет, в режиме Grayscale. Заходим в палитру каналов и выбираем создание нового плашечного канала (New Spot Channel). В диалоговом окне жмём Color -->Color Libraries, находим и выбираем “Pantone Reflex Blue”, ОК. Так же для Pantone Yellow. Для создания черного плашечного канала выполняем те же действия, но вместо Color Libraries нужно выбрать Picker и вручную ввести значения в поля CMYK (0 0 0 100 – Black). При этом Photoshop автоматически присвоит имена плашечным каналам в соответствии с их цветом.

Можно начать с фона. Он будет залит синим цветом Pantone Reflex Blue. Поэтому заходим в канал “Pantone Reflex Blue”, выделяем все (Ctrl+A) и заливаем чёрным (Shift+F5_black).

Делаем Коллину. В файле 3-color_maket выбираем канал “Black”. Возвращаемся к исходному макету в слоях, берём слой (у меня Collina) и убираем с него все эффекты. Удерживая Shift (чтобы сохранить координаты), перетаскиваем “Collina” в “3-color_maket” и сохраняем полученное выделение (например, под именем “Collina”). Этот канал нам нужен для того, чтобы сделать растушёвку, как на исходном файле. Делаем 2 копии канала “Collina” с названиями “collina_blur3” и “collina_blur55” и размываем их Gaussian Blur 3 и 55px соответственно. При размытии в 55px размоется периметр канала, поэтому после применения фильтра Blur придется поработать исторической кистью, чтобы убрать размытие периметра. Далее загружаем выделение из “collina_blur3” (удерживая Ctrl, жмём на пиктограмму канала), переходим в “collina_blur55” и заливаем белым (Shift+F5_white). Должно получиться следующее:

Это действие было необходимо для того, чтобы растушёвка не затрагивала самого Коллину, иначе на него будет заходить синий ореол. Делаем видимыми каналы “Black”и “Pantone Reflex Blue”, переходим в “Pantone Reflex Blue”, загружаем выделение из “collina_blur55” и жмём Delete (т.е. Clear) и Ctrl+D. Вот что получается:

Не забывайте сохранять промежуточный результат.

Делаем мячик. Создаем альфа-канал “ball” в файле “3-color_maket” и заходим в него, возвращаемся к исходному макету. Далее нам необходим полупрозрачный слой с режимом наложения пикселей Normal. Поэтому в исходном файле готовим таковой. Затем Ctrl+A и, удерживая Shift, перетаскиваем слой в созданный альфа-канал “ball”. Удерживая Ctrl, жмём на пиктограмму канала “ball”, чтобы загрузить выделение, переходим в канал “Pantone Reflex Blue” и жмём Delete. Появился мячик :).

Делаем текст, он будет желтым с эффектом. В файле “3-color_maket” создаем 2 новых альфа-канала “ef_text” и “noef_text”. Переходим к исходному макету. Нам понадобится слой с растеризованным тестом и сведенными эффектами, а также растеризованный текстовый слой без эффектов. Готовим их. Теперь Ctrl+A и, делая по очереди видимым один из слоев с текстом, удерживая Shift, перетаскиваем слои в созданные альфа-каналы “ef_text” и “noef_text” соответственно. Не забываем нажимать Ctrl+D в альфа-канале после каждого перетаскивания. После этого загружаем выделение из канала “noef_text”, переходим в канал “Pantone Reflex Blue” и нажимаем Delete, чтобы удалить синий фон из-под текста. Загружаем выделение из канала “ef_text”, переходим в канал “Pantone Yellow” и заливаем чёрным (Shift+F5_black), Ctrl+D. Теперь переходим в канал “Black”, возвращаемся в исходный файл, выделяем все и, удерживая Shift, перетаскиваем слой текста с эффектом в канал “Black” файла “3-color_maket”. К тексту мы еще вернемся. Сейчас нужно затемнить синий фон по периметру. Для этого создаем новый альфа-канал “Shade”, выделяем все и с помощью Transform немного уменьшаем чёрное поле, затем размываем Gaussian Blur 55px. Загружаем выделение из этого канала, переходим в канал “Black” и заливаем (Shift+F5_black).

Теперь все содержимое канала “Black” нужно перенести в канал “Gray”. Для этого загружаем выделение из канала “Black”, переходим в “Gray” и заливаем черным (Shift+F5_black). Канал “Black” нам больше не понадобится, отключаем.

После этой процедуры текст потерял черную составляющую. Чтобы ее вернуть, создаем новый альфа-канал (напр., “Inversion”) и инвертируем его (делаем белым). Далее перетаскиваем в этот канал из исходного файла слой текста с эффектом (как делать см. выше) и снова инвертируем канал (Ctrl+I). Должно получиться вот так:

Теперь загружаем выделение из этого канала и переходим к основным каналам. В “Pantone Reflex Blue” нажимаем Delete, в “Pantone Yellow” тоже жмём Delete, а в “Gray” заливаем чёрным несколько раз, смотря насколько тёмным должен быть текст. Вот и все. Осталось свести слои, удалить лишние каналы и альфа-каналы и сохранить файл в формате TIFF. Если нужен был формат EPS, то последние 2 действия с переносом данных и канала “Black” в “Gray” и текстом делать не нужно. “Gray” можно просто удалить (т.к. изначально можно было работать в режиме Multichannel). Предпочтительнее работать в режиме Multichannel, т.к. расположение каналов там более выгодное, и его можно менять как угодно, а в Grayscale канал “Gray” уже никуда не переместить.

Можно проверить файл, поместив его в Illustrator (embed). Там нужно зайти в диалоговое окно Print, выбрать вкладку Output (Mode “Separations”), и можно увидеть, какие цвета будут участвовать в печати (они будут отмечены).

При выделении части изображения невыделенная область становится маскированной или защищенной от редактирования. Поэтому после создания маски защищенные области изображения остаются нетронутыми при изменении цветов, применении фильтров и других эффектов. Также можно воспользоваться масками для сложного редактирования изображения, например для постепенного применения цветовых эффектов или фильтров к изображению.

Примеры масок в Photoshop

Примеры масок

A. Непрозрачная маска использовалась для защиты фона и редактирования бабочки B. Непрозрачная маска использовалась для защиты бабочки и изменения фонового цвета C. Полупрозрачная маска использовалась для изменения фонового цвета и частичного изменения цвета бабочки

Маски хранятся в виде альфа-каналов. Масками и каналами являются изображения в градациях серого, поэтому их можно редактировать точно так же, как и другие изображения, при помощи инструментов раскраски, инструментов редактирования или фильтров. Закрашенные черным цветом области являются защищенными, закрашенные белым области можно редактировать.

Воспользуйтесь режимом «Быстрая маска» для преобразования выделения во временную маску для упрощения редактирования. «Быстрая маска» появляется в виде цветного наложения с настраиваемой непрозрачностью. «Быстрая маска» редактируется при помощи любого инструмента рисования или изменяется при помощи фильтра. После выхода из режима «Быстрая маска» маска преобразуется обратно в выделенную область изображения.

Чтобы сохранить выделенную область, ее можно поместить в альфа-канал. В альфа-каналах выделенные области хранятся в виде редактируемых масок в градациях серого на панели «Каналы». Сохранив один раз выделенную область в виде альфа-канала, можно впоследствии загрузить ее в любое время либо даже применить для другого изображения.

Панель «Каналы» в Photoshop

Выделенные области хранятся в виде альфа-каналов на панели «Каналы»

Наверняка вы встречали на просторах интернета видеоматериалы с прозрачным фоном. Их называют «видео с альфа-каналом». Они позволяют сэкономить время при наложении на ролик логотипа компании или добавить новых героев в кадр. В этой статье подробно разберем, что такое альфа-канал в монтаже и как его использовать в программе для обработки видео .

Расскажем, как создавать профессиональный контент с альфа-каналом Расскажем, как создавать профессиональный контент с альфа-каналом

Альфа-канал изображения: определение и история появления

Многим привычны рисунки или фото с фоном, состоящим из серых и белых квадратов. Он становится прозрачным при наложении на другие картинки. В видео подобный эффект также возможен, именно для подобных целей необходимо использование альфа-канала, который по факту является пустым пространством. Термин впервые появился в речи
в семидесятых годах благодаря Элви Смиту — сооснователю анимационной студии Pixar.

Элви Смит даже получил «Оскар» за достижения в научно-техническом прогрессе Элви Смит даже получил «Оскар» за достижения в научно-техническом прогрессе

Видео с альфа-каналом также востребовано при создании компьютерных игр — с его помощью легко показать прозрачность того или иного объекта за счет специальных текстур. Основное преимущество способа с альфа-каналом — это возможность сделать видимым нужные области, при этом оставив прозрачным все остальное.

Фактически, на рисунке есть только листва, фон — прозрачный Фактически, на рисунке есть только листва, фон — прозрачный

Футажи с альфа-каналом

Совсем не обязательно самостоятельно создавать видео с альфа-каналом. Можно найти или заказать готовые футажи. Большой популярностью пользуются материалы на следующие тематики:

  • Анимационные объекты . Отлично подходят для стримеров, специализирующихся на прохождении компьютерных игр. Хорошо вписывается в клипы или учебные материалы для школьников и малышей. К примеру, вы снимаете обучающий ролик на военную тематику. Рассказывая о марках самолетов, можно добавить в видеоредакторе модель Heinkel He 111.
  • Смайлы . Их популярность настолько велика, что сегодня уместно использовать анимированные смайлы даже на конференциях и деловых переговорах, которые сопровождаются видеоматериалами.
  • Неоновые элементы . Звездочки, кленовые листья и цветы привлекают внимание и придают роликам легкости и яркости.
  • Мультяшные рамки и элементы . Рамки подойдут для фотографов, работающих с детьми, а также для учителей, создающих обучающий видеоконтент. Мультяшные элементы отлично вписываются в обзоры настольных игр и детских игрушек.
  • Свадебные . Летящие голуби, обручальные кольца, рассыпающиеся лепестки роз — свадебные видео, дополненные оригинальными эффектами, точно придутся по вкусу молодоженам и их гостям.
  • Заставки . Уроки и тренинги будут выглядеть профессиональнее, если сделать плавные и одинаковые переходы — альфа-канал поможет создать эффектные видеоматериалы в одном стиле без особых временных затрат.

Форматы с альфа-каналом

Если прозрачный фон требуется для фото, то его можно сделать в Фотошопе или любом графическом редакторе. Главное — сохранить файл с правильным расширением. Обычно альфа-канал поддерживается в формате:

  • PNG, TIFF — для фотографий и рисунков;
  • MOV и AVI — для видеороликов.

Чтобы добавить альфа-канал в видео, потребуется программа для монтажа видео . Фактически вы будете создавать многослойный видеоряд, где один из слоев и будет анимация альфа-канала. Если вы собираетесь использовать готовые футажи, обратите внимание на то, что в некоторых программам требуется активировать маску с объектом и прозрачной областью.

Как использовать альфа-канал

Рассмотрим, как сделать рендер альфа-канала в программе Sony Vegas. Алгоритм действий таков:

  • Найдите подходящее видео . Можно использовать готовые футажи. Например, удобно, когда компания на все рекламные видеоматериалы вставляет маску с логотипом. Так существенно сокращается время работы по монтажу.
  • Откройте программу и создайте две дорожки . На верхнем уровне расположите альфу, на нижнем — основное видео.
  • Выберите режим альфа в настройках верхней дорожки . Так вы активируете маску. Далее нужно смотреть, насколько корректно отображается картинка. Возможно, проступают лишние пиксели фона. Это не проблема, поскольку дефекты легко убрать, если подобрать правильный режим. Здесь лучше действовать экспериментальным путем: пробуйте разные режимы.

Когда актуален альфа-канал

Пока не решились попробовать новые технологии? Мотивацию повысят гипотетические возможности, которые вам откроются.

  • Повышение качества и скорости работы при монтаже видео

К примеру, вы создаете рекламное видео или обучающие ролики. Как правило, в подобные форматы добавляют логотип. Если сделать его один раз и сохранить как альфу, то впоследствии эта цветовая заготовка упростит рабочий процесс. Имейте в виду, что для создания статичного логотипа даже не нужен видеофайл, просто сохраните картинку с прозрачным фоном.

Если подготовить креативные заставки, переходы, авторские смайлы, то все эти элементы помогут разработать индивидуальный стиль. Его наличие говорит о профессионализме автора материалов, а также влияет на узнаваемость контента и его значение.

Заготовки потребуют времени и сил, однако подобные вклады в работу практически всегда окупаются. Стримерам, специализирующимся на прохождении бродилок, можно нарисовать своего героя, сопровождающего их в процессе игры.

Подводим итоги

Теперь вы знаете, что такое альфа-канал и как его использовать. Видеоконтент с масками отличается от стандартных роликов своей необычностью и креативом. Рассмотренный инструмент также позволяет создавать материалы в едином стиле, объединенном, например, общими героями или фишками. Можно сделать дополнительный слой-маску со смайлами, летающими тарелками, расцветающими розами. Результат зависит только от вашего воображения!

Каналы являются изображениями в градациях серого, которые содержат информацию различного типа.

Цветные информационные каналы создаются автоматически при открытии нового изображения. Цветовой режим изображения определяет количество созданных цветовых каналов. Например, в изображении RGB есть канал для каждого цвета (красный, зеленый и синий), а также совмещенный канал, используемый для редактирования изображения.

Альфа-каналы хранят выделенные области в виде изображений в градациях серого. Можно добавлять альфа-каналы для создания и хранения масок, которые позволяют изменять или защищать части изображения. (См. раздел О масках и альфа-каналах.)

Плашечные каналы определяют дополнительные формы для печати при помощи плашечных красок. (См. раздел О плашечных цветах.)

В изображении может быть до 56 каналов. Все новые каналы имеют те же размеры в пикселах и то же число пикселов, что и исходное изображение.

Размер файла, необходимый на канал, зависит от информации о пикселах в канале. Определенные форматы файлов, среди которых форматы TIFF и Photoshop, сжимают информацию о канале, что приводит к экономии места. Размер несжатого файла, в который входят альфа-каналы и слои, показывается в самом правом значении полосы состояния внизу окна при выборе параметра «Размеры документа» из всплывающего меню.

До тех пор пока изображение сохраняется в файле, формат которого поддерживает цветовой режим изображения, цветовые каналы не изменяются. Альфа-каналы сохраняются только тогда, когда файл сохранен в форматах Photoshop, PDF, TIFF, PSB или RAW. Только формат DCS 2.0 сохраняет каналы смесевых цветов. Сохранение в других форматах может привести к потере информации о каналах.

Обзор панели «Каналы»

Панель «Каналы» содержит все каналы изображения, первым идет совмещенный канал (для изображений RGB, CMYK и Lab). Миниатюра содержимого канала появляется слева от имени канала, обновление миниатюры при редактировании канала происходит автоматически.

Читайте также: