Компьютерные программы для детей с нарушением опорно двигательного аппарата

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ершов Евгений Валентинович, Виноградова Людмила Николаевна, Варфоломеев Игорь Андреевич, Пыж Сергей Викторович, Осколков Василий Михайлович

В статье дается обобщенный алгоритм работы программно-аппаратного комплекса для реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата . Приведена логическая модель обрабатываемых данных. Приведено описание упражнения «Руки». Описано музыкальное сопровождение программного обеспечения для эффективного выполнения упражнений и развития музыкальных навыков.I

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ершов Евгений Валентинович, Виноградова Людмила Николаевна, Варфоломеев Игорь Андреевич, Пыж Сергей Викторович, Осколков Василий Михайлович

Программно-технические решения для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата Теоретические аспекты реабилитации детей с неврологическим проблемами на основе биологической обратной связи Биомеханические принципы физической реабилитации детей с детским церебральным параличом Новый способ формирования линейно-изменяющегося сигнала Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Программное и аппаратное обеспечение для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-6-81-3 УДК 81/1

© Ершов Е.В., Виноградова Л.Н., Варфоломеев И.А., Пыж С.В., Осколков В.М., Ершова Т.В., 2017

Ершов Евгений Валентинович

Виноградова Людмила Николаевна

Варфоломеев Игорь Андреевич

Пыж Сергей Викторович

Осколков Василий Михайлович

Ершова Татьяна Владимировна

ПРОГРАММНОЕ И АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА1

Ershov Evgeny Valentinovich

Vinogradova Lyudmila Nikolaevna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets,

Varfolomeev Igor Andreevich

Pyzh Sergey Viktorovich

Oscolkov Vasily Mikhailovich

Ershova Tatyana Vladimirovna

SOFTWARE AND HARDWARE FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISEASES OF MUSCULOSKELETAL SYSTEMS

Аннотация. В статье дается обобщен- Abstract. Information technologies based

ный алгоритм работы программно- on biofeedback method and computer-gaming

аппаратного комплекса для реабилитации simulations are widely used for diagnostics and

детей с заболеваниями центральной нерв- rehabilitation of children with diseases of nerv-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (заявка № 16-16-35001).

Вестник Череповецкого государственного университета • 2017 • №6 25

ной системы и опорно-двигательного аппарата. Приведена логическая модель обрабатываемых данных. Приведено описание упражнения «Руки». Описано музыкальное сопровождение программного обеспечения для эффективного выполнения упражнений и развития музыкальных навыков.

Ключевые слова: реабилитация, детский церебральный паралич, опорно-двигательный аппарат, программно-аппаратный комплекс, биологическая обратная связь, база данных_

Keywords: rehabilitation, cerebral palsy, musculoskeletal system, hardware and software system, biofeedback, database

Дети с заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС) и опорно-двигательного аппарата (ОДА) не способны целенаправленно управлять своими движениями. Чаще всего для диагностики и реабилитации детей с заболеваниями ЦНС и ОДА применяются информационные технологии, например, компьютерные тренажеры и игровые комплексы.

Существуют различные способы реабилитации детей с такими заболеваниями:

1) лечебный гимнастика и массаж;

2) развивающие игры;

3) тесты бессознательной реакции (нервной системы) человека;

4) упражнения на мелкую моторику;

5) системы биологической обратной связи.

В лечебную гимнастику и массаж входят:

- развитие реакций выпрямления и равновесия;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности;

- торможение и преодоление неправильных поз и положений.

Как правило, развивающие игры направлены на развитие двигательных навыков. Например:

1. Бусины. Ребенку необходимо надевать различные бусины на веревку.

2. Замочки. Ребенку необходимо открывать и закрывать замки различной конструкции.

3. Доска Сегена. Ребенок должен совместить различные картинки, ориентируясь на их форму, размер и цвет.

Тесты бессознательной реакции (нервной системы) человека помогают выявить патологии нервной системы различного характера, при многократном повторении способствуют стабилизации и стимулированию нервной системы и головного мозга. Различают следующие тесты:

1. Пальценосовая проба является одним из самых известных скрининговых методов в неврологическом осмотре и проверяется у каждого пациента. Проба позволяет выявить наличие мозжечковой и других патологий.

2. Проба на выявление адиадохокинеза.

3. Проба Шильдера.

Упражнения на мелкую моторику: пальчиковые упражнения, упражнения на кисти рук, доска Сегена.

Метод биологической обратной связи является одним из наиболее эффективных методов решения проблемы реабилитации [3], [5] и реализован в комплексе биологической обратной связи (БОС), разработанном ЗАО «Биосвязь». Комплекс БОС обрабатывает одновременно сигналы электрической активности мышц (ЭМГ), частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). На основе полученных величин формируются мультимедийные сигналы биологической обратной связи, которые представляются визуально на экране монитора компьютера (движение метки, закрашивание столбика, смена слайдов и др.), а также в виде звуковых сигналов (пороговые включение/выключение, изменение тональности и т.п.).

Другой разновидностью устройств реабилитации являются компьютерно-игровые тренажеры (КИТ) [4]. В основу КИТ-технологии положена принципиально новая биотехническая система (БТС) «ВАЛЕО-Д», синергетически формирующая игровую нагрузку ребенка с помощью аппаратных, программных, методических и врачебно-педагогических средств КИТ.

Основным измеряемым показателем процесса обучения является время выполнения упражнения одинаковой сложности. Ребенку, при условии сохранения когнитивных способностей в пределах нормы, достаточно 1-2 повторений упражнения для понимания принципа его действия. В дальнейшем он сможет корректно выполнять конкретное упражнение в течение более длительного промежутка времени.

1. С помощью датчиков система регистрирует начальное положение рук пациента.

2. Ребенок стоит или сидит перед широкоформатным экраном или изображением от проектора с запущенной программой, держит в руках устройства обратной связи.

3. Программа указывает область на экране (цель), ребенок должен навести к этой области руку с устройством (движение рук ребенка фиксируют датчики).

4. В случае успешного достижения цели на устройство в руке ребенка посылается вибросигнал. Программа меняет местоположение цели, и игра повторяется заново.

Поскольку многим из детей недоступна простота движений кистью и фалангами, модуль предоставляет возможность сосредоточиться на простейшем движении

именно кистью и соотнести игровые объекты и действия с движением рук и пальцев, что позволяет проделать базовые движения на мелкую моторику. Виброперчатка, надетая на руку, исключает неудобство фиксации громоздких виброустройств. 3Б-шлем (для школьников) или смартфон (для дошкольников) позволит совмещать положение руки с восприятием на экране, тем самым прорабатывая основные упражнения-пробы для стимуляции работы ЦНС в условиях задач, приближенных к реальному трехмерному пространству, а также позволит сосредоточиться на игровом процессе, исключив внешние визуальные воздействия.

Разработанное программное обеспечение состоит из двух подсистем: «Реабилитация 3Б» и «Анализ и статистика».

Подсистема «Реабилитация 3Б» предназначена для выполнения специальных упражнений с целью повышения скорости реабилитации детей с заболеваниями ЦНС и ОДА.

После выполнения упражнения подсистема «Реабилитация 3Б» отправляет следующие данные в подсистему «Анализ и статистика»:

- дата и время проведения занятия;

- время, затраченное на выполнение упражнения;

- точность выполнения упражнения. Точность определяется как отношение минимального расстояния, требуемого для выполнения упражнения и пройденного расстояния пользователем.

Подсистема «Анализ и статистика» предназначена для автоматизации обработки данных, полученных от подсистемы «Реабилитация 3Б» и обеспечивает выполнение следующих функций: просмотр информации о сохраненных объектах, добавление или записи, удаление записи, поиск информации по критериям, автоматическое составление и вывод отчета на печать.

Изменения основных параметров, характеризующих процессы улучшения мелкой моторики и координации движений (время выполнения, точность выполнения и оценка выполнения повторяющегося упражнения) отражаются в виде графиков на отдельных вкладках. Характер изменений свидетельствует о динамике реабилитации пациента, о необходимости продолжения выполнения текущего упражнения или перехода к новому упражнению.

Все данные хранятся в базе данных, структура которой представлена на рис. 1 и описана в таблице.

Описание таблиц базы данных

DOCTORS Общие сведения о врачах

POSTS Сведения о должностях врачей

PATIENTS Общие сведения о пациентах

DISEASES Список заболеваний

LESSONS Общие сведения о занятиях

EXERCISES Информация об упражнениях

USERS Информация о пользователях

Рис. 1. Структура базы данных программно-аппаратного комплекса

Таблица DOCTORS связана с таблицей POSTS по полю ID и с таблицей USERS по полю ID. В таблице POSTS хранятся данные о должностях врачей, а в таблице USERS - данные о пользователях.

Таблица PATIENTS связана с таблицей DISEASES по полю ID, с таблицей USERS по полю ID и с таблицей DOCTORS по полю ID. В таблице DISEASES хранятся данные о заболеваниях пациентах, в таблице USERS - данные о пользователях, а в таблице DOCTORS хранятся данные о врачах.

Таблица LESSONS связана с таблицей DOCTORS по полю ID, с таблицей EXERCISES по полю ID и с таблицей PATIENTS по полю ID. В таблице EXERCISES хранятся данные об упражнениях, в таблице PATIENTS - данные о пациентах, а в таблице DOCTORS хранятся данные о врачах.

В настоящее время реализовано 5 упражнений различной сложности: «Фигуры», «Собачка», «Цифры», «Баскетбол», «Руки».

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 2 представлен экран при выполнении одного из упражнений («Руки»).

Рис. 2. Упражнение «Руки»

Выполнение упражнения предполагает передвижение виртуального макета-кисти руки к цели на экране (мячик). При этом необходимо задеть мячик помеченным пальцем до получения виброотзыва в перчатке.

Для эффективного выполнения упражнений и развития музыкальных навыков музыкальное сопровождение подбиралось из произведений П.И. Чайковского (Детский альбом для фортепиано), М.П. Мусоргского (Избранные произведения для фортепиано), Р. Шумана (Альбом для юношества для фортепиано):

- упражнение «Фигуры»: М.П. Мусоргский «Няня и Я», «В деревне»;

- упражнение «Собачка»: П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Немецкая песенка», «Камаринская»;

- упражнение «Баскетбол»: П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Мазурка», «Неаполитанская песенка»;

- упражнение «Цифры»: Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Пьеска», «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»;

- упражнение «Руки»: Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Май, милый май. », «Солдатский марш».

Программно-аппаратный комплекс представлен на рис. 3. Сопряжение положения рук пациента в пространстве и изображения рук на экране монитора осуществляется с использованием устройства Кшес1 В основе внешнего исполнительного устройства-актуатора было решено использовать детскую перчатку. Вибромоторы прикреплены на кончиках пальцев перчатки, на фалангах и в области мышц кисти. Сигналы обратной связи от вибромоторов зависят от типа упражнений: на стимуляцию сенсорики или на стимуляцию двигательной активности пальцев. Устройство содержит четырехканальный приемник сигналов, передаваемых по беспроводному каналу, который настроен на частоту передатчика системы ОеБ15. Электропитание

устройства осуществляется с помощью литий-полимерного аккумулятора, который может быть заряжен по и8Б-интерфейсу от компьютера или сетевого адаптера 5В. Данное устройство-перчатка надевается на руку пациента.

Использование нового типа актуатора-перчатки совместно с 3Б-шлемом виртуальной реальности позволит совмещать положения рук с игровыми объектами в объемном виртуальном пространстве для улучшения стимуляции работы ЦНС.

Испытания программно-аппаратного комплекса были проведены в условиях реабилитационного центра «Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» специалистом центра - дефектологом в рамках индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, а также в четырех детских садах коррекционного типа г. Череповца в группах численностью 10-15 человек и в Детском специализированном психоневрологическом санатории «Тополек».

Результаты испытаний подтвердили возможности комплекса по восстановлению моторики и проприоцептивной чувствительности, развитию мышления и ассоциативных связей, выполнению целенаправленных действий.

Систему планируется адаптировать для мобильных платформ (планшетов и смартфонов), а также планируется создание дополнительных виброустройств для улучшения моторики определенных групп мышц. Также реабилитационный комплекс может быть использован для пациентов с расстройствами движений, с нарушениями функций мозжечка, при гиперкинезах, болезни Паркинсона.

1. Ершов Е.В, Виноградова Л.Н., Пыж С.В. Программно-аппаратный комплекс для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата // Медико-экологические информационные технологии-2016. Курск, 2016. С. 193-198.

2. Ершов Е.В., Виноградова Л.Н., Пыж С.В. Программно-технические решения для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата // Символ науки. 2016. № 11. С. 55-57.

3. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биологическая обратная связь. 2000. № 3. С. 2-9.

5. Шевцов В.И., Скрипников А.А., Шеин А.П. Применение биологической обратной связи по электромиограмме в комплексном лечении больных с центральными гемипарезами // Гений ортопедии. 2007. № 1. С. 142-147.

3. Ivanovskyi I.V., Smetankin A.A. Printsipy ispolzovaniia metoda biologicheskoi obratnoi sviazi v sisteme meditsinskoi reabilitatsii [Foundations of using biofeedback method in medical rehabilitation system]. Biologicheskaia obratnaia sviaz (Biofeedback), 2000, no. 3, pp. 2-9.

Ершов Е.В., Виноградова Л.Н., Варфоломеев И.А., Пыж С.В., Осколков В.М., Ершова Т.В. Программное и аппаратное обеспечение для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №6 (81). С. 25-32.

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с ОВЗ:

компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;

дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;

коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся.

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.

Улиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.

У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлени й в любых знаковых формах».

В качестве «обходного пути» к современным информационным ресурсам, информация для людей с нарушениями зрения представляется в слуховой и тактильной модальности (программы экранного чтения, речевые синтезаторы, тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средства вывода рельефно-графической информации), для людей с ослабленным зрением предназначены технологии экранного увеличения. В сурдопедагогике и логопедии информационные ресурсы используются для формирования и коррекции произносительной стороны речи. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей с ОВЗ математике, чтению, письму.

При этом одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Компьютерные технологии разработаны также для людей с заиканием, алалией, афазией, дисграфией и дислексией, дислалией, дизартрией, ринолалией и др.

Модернизация системы образования детей с нарушениями слуха основана на личностной ориентированности, дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов; всеобщей компьютерной грамотности, развитии информационных технологий в школе.
Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления, компьютер становится важнейшим средством коррекции нарушений всех уровней и форм интеллектуальной деятельности глухих детей. Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики учащегося. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на зрительный анализатор. При обучении детей с нарушением слуха на начальном этапе применяются специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе». Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения , применяются компьютерные программы «Дактильный букварь», «Дактильная речь». При этом на уроке компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности учителя и учащихся, самих учащихся.

Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно) разработана программа сурдопедагогической реабилитации «Руководство». Цель создания программы – совершенствование навыков вербальной речи. Особенность системы в том, что с помощью персонального компьютера речевая реабилитация строится на постепенной, максимально естественной основе, через первоначальное освоение письменной формы жестового языка – первого родного языка для неслышащего. Этот язык не даёт возможности общаться с миром слышащих людей, но он позволяет дать знания неслышащему об этом мире. Он помогает понять смысл многих слов, понятий, явлений. Применяемые в системе методы учитывают особенности психофизического состояния инвалидов и включают в себя механизмы максимального глубокого и рационального восприятия получаемого материала:

- акцент на визуально-пространственные образы (глухие дети имеют большие возможности развития символической памяти);

- сочетание развивающего метода обучения, представленного в курсе жестовой письменности, с традиционным объяснительно-иллюстративным методом, предполагающим наличие статической и динамической компьютерной графики.

Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создаёт ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации.

- использование поясняющего видеоматериала в привычной для глухих невербальной форме. Процесс речевой реабилитации подразумевает знакомство с новыми словами. В иллюстративной форме не каждое слово можно разъяснить. А смысл многих незнакомых слов может оказаться для глухого недоступным без дополнительного разъяснения, даже если к слову имеется однозначный жест. Человек с нормальным слухом обращается в этом случае к словарю, глухой человек – к системе РУКОВОДСТВО, которая даёт жестовое толкование сложных для понимания слов.

Использование данной компьютерной программы, в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром за счет того, что

сами глухие совершенствуют навыки вербальной речи (основное направление),

основам жестовой речи обучается определенный контингент слышащих (вспомогательное направление).

Для глухих и слабослышащих детей предназначена компьютерная технология «Видимая речь», которая позволяет поставить голосовую речь у этой категории детей.

«Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков. Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся.

Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования. Он позволяет дозированно воздействовать на формирование узнавания лексических единиц разной длины, автоматизирует первоначальные сенсомоторные навыки различных видов чтения.

Имеются программы озвучивания текстов на компьютере, которые позволяют работать на нем слепым и слабовидящим детям.

Чрезвычайно полезными в коррекционной работе с детьми зарекомендовали себя компьютерные музыкальные редакторы.

При работе с детьми дошкольного возраста используется простая в пользовании компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Каждое занятие с использованием данной специализированной компьютерной программы является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребёнка с нарушениями речевого и языкового развития. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

Аннотация: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют далеко не малую часть от общего числа детей с ОВЗ, а значит, вопросы, касающиеся их обучения, воспитания и образования, требуют не меньше внимания, нежели эти же вопросы в отношении других категорий детей с нарушениями в развитии. Современные технологии позволяют облегчить и в то же время увеличить эффективность работы дефектологов с детьми с нарушениями ОДА, в частности, с детьми с ДЦП. Существующие технические средства являются вспомогательными в ходе обучения и способствуют созданию условий, при которых ребенок может полноценно погрузиться в процесс получения знаний, минимально отвлекаясь на неудобства в плане организации своего рабочего места.

В настоящее время много внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и подбору средств, способствующих осуществлению этого процесса, в частности, в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с детским церебральным параличом.

Безусловно, всем детям с нарушениями в развитии требуется помощь специалистов. Но во многих случаях отсутствие оборудования, специальных средств обучения детей с отклонениями привносит значительные затруднения в процесс коррекционной работы, которую специалист проводит с ребенком. Особенно такие затруднения заметны во время работы с детьми с детским церебральным параличом. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей. Большая часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится на детей с церебральными параличами (89 %) [1].

Детский церебральный паралич – это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного, это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка [2].

Ввиду особенностей детей с данной патологией в образовательных организациях обязательно наличие специальных средств обучения, способствующих формированию у ребенка различных умений и навыков, получению им знаний, адекватных его возрасту. К таким средствам относят вспомогательные технические средства, которыми оснащены рабочие места обучающихся с ДЦП. Они предназначены для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, психоневрологических или сенсорных функций.

К специализированным средствам обучения детей относят: беспроводную клавиатуру с крупными клавишами, которые разделены пластиковой накладкой; беспроводной компьютерный джойстик, полностью заменяющий компьютерную мышь для удобства детей с нарушением моторики; выносная беспроводная компьютерная кнопка, реагирующая на легкое нажатие при минимальном усилии руки. Для беспроводной связи клавиатуры, джойстика и выносной кнопки посредством компьютера используется особое техническое приспособление – ресивер. Он обеспечивает подключение к компьютеру одновременно до четырех устройств.

Кроме того, само рабочее место ребенка должно быть оборудовано адаптированным рабочим столом, который можно отрегулировать по высоте. Крышка такого стола имеет радиусный вырез шириной 60 см и глубиной 10 см, что позволяет обучающемуся свободно доставать расположенные на противоположном краю предметы [3].

Все эти технические средства служат созданию комфортных условий для ребенка в процессе обучения, способствуют более эффективному усвоению предоставляемого материала за счет приспособленности к потребностям в удобстве обучающегося, а также за счет некоторой компенсации нарушенных у ребенка функций.

Таким образом, существующие технические средства обучения детей с детским церебральным параличом являются вспомогательными, не влияющими напрямую на уровень овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, но явно способствующими увеличению эффективности работы педагога-дефектолога.

Список использованной литературы:

2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0564-8

© Кубанцева Д. А., 2018

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Онлайн-книги

Механизм реализации воспитательной работы с детьми, имеющими НОДА. Психологическая безопасность.

Методическое обеспечение воспитательного компонента адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА

Общие методологические приемы к организации физкультурно – оздоровительной и коррекционной работы с детьми, имеющих НОДА.

Содержание коррекционной логопедической помощи детьми с НОДА.

Консультативно – информационная работа с родителями (законными представителями) детей с НОДА

Взаимодействие специалистов, обеспечивающих профессиональную коррекцию нарушений НОДА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА. Особенности организации РППС.

Организация режима пребывания детей с НОДА в группах общеразвивающей направленности.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

____________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) для воспитанников с ограниченным возможностями здоровья (далее – ОВЗ), имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата (далее - НОДА) разработана в соответствии с требованиями:

Конвенции о правах ребенка от 13.12.1989 года;

Семейного Кодекса Российской Федерации;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ред. от 02.07.2013 года);

Указа Президента РФ от 01.06.2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014;

Письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;

Письмом Минобрнауки России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме образовательного учреждения»;

Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения;

Лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № _______ от «____» _________20______ года, выданной _________________________________________________;

а также с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой и коррекционных технологий, представленных в методических пособиях О.В. Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников, Г.А. Халемского «Коррекция нарушений осанки у дошкольников».

ЦЕЛЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ НОДА

Создание системы комплексной помощи детям с нарушениями опорно – двигательного аппарата, осваивающими адаптированную образовательную программу, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма и его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников.

ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ НОДА

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с ОВЗ;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ОВЗ;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специфические (узконаправленные) задачи:

обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка, имеющего НОДА;

коррекция неправильных установок опорно – двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника);

нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижения в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии);

преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп;

улучшение подвижности в суставах;

сенсорное обогащение, улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии и тактильных (кожных) ощущений);

формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп;

формирование вестибулярных реакций;

формирование потребности детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата, а также организация на ее основе воспитательно – образовательного процесса базируется на основных принципах дошкольного образования, лежащих в основе федерального государственного образовательного стандарта и принципах, лежащих в основе профессиональной коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата, а именно:

ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Сотрудничество с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Учет этнокультурных ситуаций развития детей.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ

Индивидуальности (контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений);

Систематичности (подбор специальных упражнений и последовательность их проведения);

Длительности (упорное повторение физических упражнений в течение длительного времени);

Разнообразия и новизны (обновление упражнений через 2-3 недели);

Умеренности (продолжительность занятий в сочетанием с дробной физической нагрузкой);

Цикличности (чередование физической нагрузки с отдыхом и упражнениями на расслабление).

В адаптированной образовательной программе для детей с НОДА учитываются следующие ПОДХОДЫ к организации деятельности с детьми:

Гуманно – личностный (всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я- концепции»);

Личностно – ориентированный (учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий);

Деятельностный (психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида детской деятельности);

Комплексный – коррекционную помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех участников воспитательно – образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ НОДА

оздоровительно – профилактическое , обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;

коррекционно – развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опроно – двигательного аппарата (исправление осанки, сколиозов, плоскостопия, компенсация парезов и т.д.);

воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;

образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ НОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НОДА

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА реализуется с учетом рекомендаций территориальной ПМПК города Курска в группах общеразвивающей направленности с 5 лет, которые функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12-часовым пребыванием. В группах, реализующих АОП ДО для детей с ОВЗ, имеющих НОДА обеспечивается целенаправленность образования и воспитания за счет возрастного принципа комплектования.

При реализации АОП ДО для детей с ОВЗ, имеющих НОДА принимается во внимание:

Историческая особенность учреждения. На протяжении 7 лет образовательное учреждение имело статус «Детский оздоровительный центр «Родничок». В течение этого периода производилось оснащение и обновление материально – технической базы, направленной на коррекцию нарушений опорно – двигательного аппарата. Специалиста ДОУ «Родничок» проходили спецобучение и повышение квалификации соответствующего направления и на сегодняшний день, за счет сохранения персонала, имеется достаточный опыт работы и собственные разработки коррекционной направленности. Дошкольное учреждение имеет бассейн, массажный кабинет, зал для занятий лечебной физкультурой, что позволяет в полном объеме выполнять рекомендации врачей.

Климатические особенности региона. Умеренно континентальный характер региона позволят круглогодично осуществлять комплексную физическую реабилитацию и коррекционную деятельность, как в помещениях учреждения, так и на улице, используя естественные факторы среды.

Система сетевого взаимодействия. Бывший статус учреждения, его специализация позволяет продолжать сотрудничество с городскими медицинскими учреждениями, специалисты которых осуществляют медицинское сопровождение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Внешние связи дошкольного учреждения также способствуют реализации задач инклюзивного образования, так взаимодействуя с МБУК ЦНТ «Русь», библиотекой – филиалом № 13, картинной галереей им. Дейнеки, ОБУК «Курским областным краеведческим музеем» воспитанники и педагоги имеют доступ к образовательным ресурсам дополнительного образования. Кроме того образовательное учреждение активно сотрудничает с территориальной ПМПК города Курска, Курским институтом регионального образования, участвует в национальной программе «Здоровая Россия».

Информационная карта

контингента воспитанников, обучающихся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА в ______________учебном году

Читайте также: