Компьютерные программы для изучения русского языка

Обновлено: 04.07.2024

а) Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия»Программы
включают уроки по разным темам школьного курса русского языка. Разработки
содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные
тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.

б) Программные продукты от фирмы «1С»адресованы абитуриентам,
однако вполне могут быть использованы на уроках русского языка в средней
школе.

• Мультимедиа-комплекс «1С. Репетитор. Русский язык» включает учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекстов.

• Контрольно-диагностическая система «1С. Репетитор. Тесты по орфографии». Программа адресована учащимся старших классов, студентам, учителям-русистам.

• Программа «1С. Репетитор. Тесты по пунктуации» содержит 330 тестовых заданий на различные правила русского языка, а также справочники по пунктуационным правилам, обширный словарь лингвистических терминов (более 600 статей) и список учебной литературы.

в) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье» предназначен для школьников и абитуриентов и состоит из двух частей: «Русский язык. Тетрадь по синтаксису» и «Русский язык. Тетрадь по орфографии».

г) Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку»разработан опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами и содержит около 4000 заданий по всем темам курса русского языка средней школы, в том числе около 1000 заданий для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

д) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей»
(разработчик НГШ «Эрикос»)предлагает обучающую систему «Грамотей-Класс», состоящую из двух частей: орфографического тренажера «Грамотей» и программы для учителя «Класс». «Грамотей» предназначен для развития орфографической грамотности детей и тестирования их знаний по русскому языку. Тренажер построен по аналогии с известной компьютерной игрой «Тетрис», что обеспечивает предельную простоту действий школьника: во время падения слова успеть вставить правильную букву.

«Класс» предназначен для формирования учителем словарной базы и классного журнала, анализа и хранения статистики, формирования и печати отчетных документов.

е) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное
обучение»включает комплексы: «Русский язык. Начальная школа» и «Русский
язык. Средняя школа».

ж) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика»предназначен для освоения одной из самых трудных тем русского языка – правописания словарных слов. В комплекс включены практически все слова, правописание которых нужно запомнить за годы учебы со 2-го по 11-й класс. Его основу составляют 1200 озвученных тестовых заданий. Для каждого слова предлагается набор родственных слов и опорная графическая картинка, на которой зашифровано его правописание. Слова объединены в тесты по частотному принципу. В курс входит также 60 звуковых диктантов.

з) Игровой комплекс «Тайна 6-и сундуков»представляет собой
учебный курс, посвященный падежам русского языка. В поисках сокровищ дети должны будут пройти 6 дорог – каждая носит имя одного из падежей. На своем пути они будут преодолевать многочисленные препятствия, решая языковые загадки, накапливая знания и набирая очки.

и) Обучающая программа по русскому языку «Марафон»составлена учителями русского языка, соединившими методику преподавания русского языка, предложенную психологами, с возможностями информационных технологий. Эта обучающая компьютерная программа по русскому языку учитывает психологическую закономерность обучения.

В «Марафоне»все орфографические и пунктуационные правила классифицированы и собраны в одну структурную схему в форме многоуровневого меню.

На сайте Грамота.ру, помимо словарей и справочного бюро, в разделе «Класс» вы найдёте пособия по русскому языку. Там же обратите внимание на раздел «Репетитор онлайн», состоящий из двух частей «Интерактивные диктанты» и «Учебник ГРАМОТЫ».

Мобильное приложение Грамота.ру для Android. Проходите мини-диктанты, изучайте правила пунктуации и орфографии!
Список диктантов постоянно пополняется диктантами по произведениям классиков отечественной и мировой литературы.

На сайте «Тотального диктанта» собраны все основные правила и разобраны трудности русского языка. Там вы найдёте онлайн-курс Тотального диктанта, курс по истории русской орфографии и коллекцию диктантов. В любое время вы можете проверить себя и написать диктант онлайн. К каждому диктанту есть аудио, а результат проверяется автоматически.


На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски — вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.


Внутри этой программы более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и другим разделам. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь — программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.

Приложение включает тестовые задания по русскому языку в рамках школьной программы.
Режим Тренировка позволяет выполнять задания по вариантам, по темам и по случайным вопросам, а также изучить теоретический материал по каждой теме.

«Орфография» представляет собой короткие карточки с текстами из литературных произведений, куда нужно вставить пропущенные буквы, — точно как в школьном учебнике русского языка. После выполнения можно кликнуть на любое из заданий и прочитать теорию. Упражнения простые, на уровне пятого-шестого классов, поэтому приложение в первую очередь подойдет школьникам. Бесплатно доступны только 25 карточек.

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки. Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей русского языка, культуры речи, риторики | Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка


Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

На сегодняшний день в сети появилось много приложений, отвечающих этому запросу.


Что не знает этот сервис. На сайте есть форма поиска, словарь и комментарии к сложным случаям. Кроме того, сервис предлагает посетителям текстовый курс «Репетитор онлайн» с правилами орфографии и пунктуации, а также интерактивными диктантами и другими заданиями для закрепления пройденного материала.


«Верные слова» — детский интерактивный учебник русского языка. Доступные и нескучные материалы этого ресурса, написанные профессиональными педагогами, помогут вашему чаду заполнить пробелы в знаниях школьной программы.


«Орфограммка» позволяет совершенствовать владение русским языком на практике. Если вам приходится писать много текстов, то вы можете проверять их в этом сервисе. Система анализирует написанное с учётом многочисленных норм языка, указывает на ошибки и отображает связанные с ними правила.



На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски — вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.


Викторина по правилам русской орфографии. Отвечая на вопросы, вы тренируетесь в правописании трудных слов, запоминаете словарные слова. Можно выбрать уровень сложности, устроить соревнование на одном устройстве или в сети, отслеживать статистику результатов с помощью рекордов и достижений.
Приложение доступно для бесплатного скачивания в Google Play и App Store.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиневич Елена Валентиновна

В статье представлена расширенная классификация типов и видов обучающих программ, а также учебных компьютерных материалов. Анализируются программы, различающиеся: 1) в зависимости от функционального назначения; 2) по принципу продвижения учащегося по программе (линейные, разветвленные, смешанные); 3) по способности адаптироваться к особенностям обучаемых (адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные); 4) по степени интерактивности и мультимедийности; 5) по методическому назначению. Даются рекомендации по выбору оптимальных типов программ , приспособленных к индивидуальным особенностям учащихся.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиневич Елена Валентиновна

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в вузе О компьютерных программах в обучении русскому языку как иностранному Современные технологии обучения иностранному языку в вузе К вопросу разработки содержания компьютерной учебной программы по русскому языку как иностранному Формирование коммуникативных умений в информационном пространстве i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Computer programs in teaching Russian as a foreign language

The article provides an extensive classification of types and kinds of teaching programs and computer learning materials. The reader will find analysis of programs, their specific advantages being described according to: 1) functional purpose; 2) the way the student proceeds (linear, branching, and mixed); 3) its ability to adapt to personality of a student (adaptive, partially adaptive, non-adaptive; 4) degree of interactivity and amount of multimedia; 5) teaching goal. The author offers practical guidance for choosing best types of programs meeting individual requirements of the students.

Текст научной работы на тему «Компьютерные программы в обучении русскому языку как иностранному»

Компьютерные программы в обучении русскому языку

© Е В. Пиневич МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье представлена расширенная классификация типов и видов обучающих программ, а также учебных компьютерных материалов. Анализируются программы, различающиеся: 1) в зависимости от функционального назначения; 2) по принципу продвижения учащегося по программе (линейные, разветвленные, смешанные); 3) по способности адаптироваться к особенностям обучаемых (адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные); 4) по степени интерактивности и мультимедийности; 5) по методическому назначению. Даются рекомендации по выбору оптимальных типов программ, приспособленных к индивидуальным особенностям учащихся.

Ключевые слова: компьютерные программы, типы программ.

Актуальность использования компьютера как средства обучения на современном этапе является безусловным фактором оптимизации учебного процесса.

В девяностые годы прошлого века появляется много статей, разработок, пособий по применению компьютера в изучении русского языка как иностранного. В них освещаются вопросы, связанные с особенностями компьютера как нового типа ТСО, анализируются функции ЭВМ в обучении, предлагаются учебные программы.

Проблемы компьютеризованного изучения русского языка как иностранного рассматриваются в работах Э.Г. Азимова, М.А. Бовтен-ко, А.Н. Богомолова, Е.А. Власова, А.Д. Гарцова, Б.С. Гершунского, Г.М. Клеймана, О.В. Константиновой, Е.Ю. Николенко, Е.С. Полат, Л.П. Прессмана, О.И. Руденко-Моргун, А.В. Тряпельникова и других.

Сегодняшний преподаватель русского языка, по нашему мнению, должен не только использовать компьютерные программы, но и знать их особенности, что в будущем позволит ему принимать участие в их создании. В связи с этим целью нашей статьи является обзор и анализ типов и видов компьютерных обучающих программ.

В настоящее время существует большое количество компьютерных обучающих программ. Компьютерная обучающая программа является базовым компонентом в системе компьютерного обучения. В научно-методической литературе выделяют следующие признаки, лежащие в основе классификации компьютерных обучающих программ: «функциональная направленность; способ программирования; возможность быть адаптированной к особенностям обучающегося;

методическое назначение; степень автономности программы; уровень сложности тестирования» [1, с. 58].

На данный момент представлено огромное количество типов и видов компьютерных программ. Разнообразие типов и видов обучающих программ связано с тем, что обучение языку включает множество аспектов, уровней и профилей подготовки, поэтому количество критериев и оснований для классификации достаточно большое.

Для того чтобы пользоваться программами, и, безусловно, принимать участие в их создании, следует ориентироваться в классификации обучающих программ. В частности, Е.А. Власов, Т.Ф. Юдина, О.Г. Авраменко, А.В. Шилов подразделяют обучающие программы по уровням компетенции: языковые, речевые и коммуникативные, которые, в свою очередь, также делятся на «дриллы», «наставники» [2]. Э.Г. Азимов пишет о четырех основных группах программ: тренировочные, коммуникативные программные средства, тестовые системы и системы мультимедиа [3]. Существуют и другие классификации.

Методисты разделяют компьютерные программы на три группы:

• «программы, посвященные изучению тех или иных разделов системы языка (главная задача таких программ — введение и активизация языковых форм и структур);

• программы, направленные на обучение видам речевой деятельности;

• контролирующие программы, обеспечивающие контроль за уровнем сформированных речевых и языковых навыков» [4, с.121].

Проанализировав научно-методическую литературу по заявленной теме, мы считаем, что при создании программы преподавателю следует принимать во внимание все существующие классификации, предполагающие разделение компьютерных программ: 1) в зависимости от функционального назначения; 2) по способу структурно-программной организации; 3) по способности адаптироваться; 4) по методическому назначению; 5) по степени интерактивности и муль-тимедийности.

В зависимости от функционального назначения выделяются пять типов обучающих программ: тренировочные, наставнические, программы проблемного обучения, имитационные и моделирующие, игровые. Так, тренировочные программы предназначены для закрепления умений и навыков после прохождения нового материала. Наставнические программы — это программы, направленные на усвоение новых понятий в форме диалога. Программы проблемного обучения побуждают учащихся выполнять задания до тех пор, пока не будет найден правильный вариант, т. е. методом проб и ошибок. Игровые программы представляют собой игру, в которой следует

выполнить определенные задачи, поставленные перед учащимися. Имитационные и моделирующие программы представляют собой модели различных ситуаций, в которых оказывается учащийся. Каждая из этих типов программ имеет свою цель, и преподаватель РКИ должен определить, что он хочет получить в результате работы с программой.

Современные обучающие программы классифицируются и на основании принципа продвижения учащегося по программе, т. е. по способу структурно-программной организации. С этой позиции выделяют три вида программ: линейные, разветвленные (внутренне управляемые) и смешанные (комбинированные и внутренне управляемые).

Модель процесса обучения, использованная для линейных программ, в основе своей опирается на теорию бихевиоризма. Теория линейных программ была разработана Б.Ф. Скиннером. Главное в программе — постепенное обучение, шаг за шагом, которое осуществляется путем побуждения у обучаемого соответствующей реакции. Принцип расположения материала: подача короткого отрезка нового материала — предложение дать ответ — сравнивание учащимся своего ответа со стандартным. Если ответ верен, то материал считается усвоенным.

Линейная программа считается составленной правильно, если отшлифована до такой степени, что ошибки редки и их вообще нельзя принимать во внимание. Основными характеристиками линейных программ являются: короткие шаги, чрезмерное многословие и подсказки, легкие вопросы. Кроме того, для линейных программ характерно наличие следующих признаков:

• программа — это серия шагов;

• материал вводится небольшими порциями и закрепляется с помощью чисто механических операций (повторение стимула задачи, вписывание пропущенных букв);

• всем учащимся предлагаются задания одинакового содержания;

Таким образом, при компьютерном обучении линейные программы целесообразно использовать лишь в качестве тренирующих или контролирующих. Самым распространенным заданием является заполнение пропусков в контексте.

В разветвленной программе, в отличие от линейной, предусматривается предъявление объяснений, возвращение учащегося к предыдущему действию или выполнение заданий в заложенной последовательности. Этот тип программы представляет собой методику подготовки письменного материала, который отвечает ряду педагогических целей. Принцип построения методики: выбор учащимся

Принцип расположения материала: небольшая часть материала для усвоения — ставится вопрос — предлагается выбрать ответ из ряда предложенных с целью проверки — после каждого предлагаемого ответа ставится номер страницы — учащийся выбирает правильный ответ и переходит к той странице, номер которой указан напротив избранного ответа — если выбор сделан правильно, то на этой странице будет следующая порция нового материала — если ответ неверен, то на указанной странице учащийся найдет материал, разъясняющий причину ошибки — учащийся возвращается на первоначальную страницу и вновь пытается выбрать ответ — пока не будет дан верный ответ, учащийся не сможет перейти к новому материалу.

При сравнении линейных и разветвленных программ последние занимают преимущественное положение по ряду характеристик:

• индивидуализация темпа обучения за счет того, что отрезок учебного материала подается в зависимости от ответа учащегося на предыдущий вопрос, а в линейных программах учащийся читает быстрее, но все должны прочитать одинаковый материал;

• дифференцированный подход к обучению (для сильных и для слабых учащихся).

Последний тип — смешанные программы. Смешанные программы — это программы, сочетающие в себе признаки линейных и разветвленных программ и тем самым обеспечивающие большую эффективность и гибкость обучения. В таких программах, по нашему мнению, можно наиболее успешно приспосабливать материал к индивидуальным возможностям обучаемых.

По способности адаптироваться к особенностям учеников различают адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные.

Под адаптивной программой понимают программу, которая позволяет менять способы изложения учебного материала в зависимости от изменения внешних и внутренних условий обучения (степени и скорости усвоения предыдущего материала и др.). Эта программа наиболее полно учитывает уровень знаний, умений и навыков обучаемых. Мы считаем, что использование адаптивных программ целесообразно на всех этапах обучения русскому языку как иностранному. Частично-адаптивная программа носит адап-

тивный характер не на всем своем протяжении, а только на определенных этапах, и достаточно трудна для изучения. Неадаптивная программа предлагает обучаемым одну и ту же последовательность изучения материала. По сути — это все линейные программы, рассмотренные выше.

По словам А.Д. Гарцова, одним из критериев классификации обучающих программ должен быть учет соотношения интерактивности и мультимедийности [1, 5].

Мультемидийность — это способность компьютера вести диалог с учащимся, используя разные виды информации — звуковую, визуальную. На экране монитора в этом случае представлена и графика, и звук, и видеоряд. С помощью компьютерных технологий MULTIMEDIA возможно смоделировать реальное занятие по русскому языку для иностранцев. Безусловно, создание подобных обучающих программ значительно повысит эффективность процесса обучения.

По методическому назначению можно выделить несколько типов компьютерных программ: грамматические, лексические, лингвостра-новедческие, коммуникативные, фонетические и программы, направленные на обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо.

Рассмотрев типы и виды обучающих программ, отметим, что многие существующие в настоящее время компьютерные программы по русскому языку как иностранному являются, как правило, простыми программами.

Наиболее оптимальными типами программ, приспособленными к индивидуальным особенностям учащихся, на сегодняшний день представляются комбинированные адаптированные программы с коммуникативной направленностью. В частности, это может быть многоуровневая обучающая программа по чтению, в которой содержится достаточно большое количество упражнений. При работе с текстом можно выбрать разные режимы: чтение, чтение и прослушивание, прослушивание и просмотр иллюстраций; чтение, прослушивание и просмотр иллюстраций; отработка произношения отдельных слов и фраз. По нашему мнению, подобные программы позволяют менять способы изложения учебного материала в зависимости от изменения внешних и внутренних условий обучения (степени и скорости усвоения предыдущего материала и др.), таким образом повышая эффективность обучения.

[1] Гарцов А.Д. Новые информационные технологии в высшей школе. Информационные технологии в методике преподавания языков: новые приоритеты: Курс лекций. Москва, Изд-во РУДН, 2004, 196 с.

[2] Власов Е.А., Юдина Т.Ф., Авраменко О.Г., Шилов А.В. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. Москва, Русский язык, 1990, 80 с.

[3] Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий. Дис. . д-ра пед. наук. Москва, 1996, 289 с.

[4] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). С.-Петербург, Златоуст, 1999, 472 с.

[5] Гарцов А.Д. Технология создания лингвометодических тренажеров на основе авторских инструментальных средств. Москва, РУДН, 2013, 118 с.

[6] Пиневич Е.В. Проблемы интерактивности в учебной компьютерной программе. Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте: статьи, доклады Межд. форума в Японии 2014. Япония, Киото, Университет Киото Сангё, Tanaka Print, 2014, с. 479-484.

Статья поступила в редакцию 09.12.2014

Computer programs in teaching Russian as a foreign language

© E.V. Pinevich Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article provides an extensive classification of types and kinds of teaching programs and computer learning materials. The reader will find analysis ofprograms, their specific advantages being described according to: 1) functional purpose; 2) the way the student proceeds (linear, branching, and mixed); 3) its ability to adapt to personality of a student (adaptive, partially adaptive, non-adaptive; 4) degree of interactivity and amount of multimedia; 5) teaching goal. The author offers practical guidance for choosing best types ofprograms meeting individual requirements of the students.

Читайте также: