Компьютерные программы для музеев

Обновлено: 07.07.2024

В рамках серии записей из личного опыта и практики поделюсь с читателями историей моей работы над виртуальными панорамами и турами в Белгородском госуниверситете. Работаю я в одном из подразделений университета уже более 8 лет, а с августа 2015 года мною ведётся подготовка материалов для виртуального тура по музею истории - "щупанье" софта, ожидание оплаты счетов через всю неповоротливую махину гос.организаций, попытка в "фоновом режиме" подготовить хотя бы что-то, чтобы галопом по европам в авральном режиме не оправдываться, почему до сих пор у меня нет джинна в интернете нет тура по музею.
На дворе декабрь 2015, то есть с того момента, как я не знала о панорамах и турах ничего и что я уже знаю (и имею) на сегодняшний день - прошло 5 месяцев.
В качестве стартового ознакомительного поста мне пришла в голову идея поделиться записями вебинаров, выложенных в открытый доступ компанией ТемоЦентр: Курс повышения квалификации по программе «Инструменты для создания виртуального музея образовательной организации» для специалистов, отвечающих за создание и работу виртуального музея в образовательной организации - здесь мне очень понравился вебинар 5 о дополненной реальности. Остальные же вебинары особых новых знаний лично для меня не привнесли, потому что уже многое проштудировано и проделано.
Посмотреть записи вебинаров я рекомендую всем, кто хотя бы на секунду задумывался о представлении себя, своей компании, своей деятельности в интернете новым способом.


Итак, если у вас есть только фотоаппарат или мобильный телефон с неплохой камерой.
В одном из постов я уже писала, как фотографировала панораму в Германии (город Потсдам) "с рук" фотоаппаратом (фото кликабельно, ведёт на запись) и собирала кадры через Microsoft Image Composite Editor (ICE):

Программа проста до безобразия (к тому же и бесплатна!) - скормить ей "жипег", сама прожуёт и выплюнет - иногда очень неплохой результат, вышеуказанную панораму я обрезала автокропом:

На этом этапе собранную панораму можно немного редактировать, перемещая по направляющей сетке для выравнивания отдельные участки панорамы. Склеивает очень даже приемлемо. Напомню, панорама делалась руками, без штатива - оборот вокруг своей оси, не дышать и аккуратно переставлять ноги :-)




Выложила панораму на сервис Dermandar. При склеивании панорамы по улице машины ездили, поэтому есть пара нестыковок - то машина без кабины, то плитка "поплыла":


Мне хотелось показать друзьям улочки города, поэтому вполне такой способ сгодится, на мега-профессионализм не претендуем. Подобных описаний в интернете тоже очень много, панорамы так делают, всё реально работает. Заснять двор, пустую лицу, помещение без людей, ангар - всё возможно, подобных "безголовых" призраков не будет, если не будет в кадре движения. При желании можно потрудиться, замазать в графическом редакторе нестыковки, качество будет ещё лучше. Вышеупомянутая панорама готова за 2-3 минуты, включая выгрузку на сервер.
Со второй панорамой получился косячок - гуляли туристы, я немного сбилась при фотографировании (ждала, пока люди уйдут из кадра). Здесь уже сбилось перекрытие кадров, ICE собрал плохо, цилиндрической замкнутой панорамы как в первом случае не получилось:









Пришлось немного повозиться с компоновкой фотографий (несколько раз подсовывала в ICE наборы фотографий, пока не получился относительно приемлемый результат). Остаётся довольствоваться растянутой большой фотографией с оптическими искажениями:

Первые свои "потуги" при фотографировании панорамы со штативом (140-170 фото) я пыталась так же скормить ICE, но собирались они плохо, были несостыковки. Поэтому нашла бесплатную программу для сборки панорам, именуемую Hugin. Далее речь пойдёт об этой программе, но сразу, забегая вперёд, скажу, что в ней мне не понравилось то, что контрольные точки надо задавать вручную. Для изобилия фотографий и с явным эффектом параллакса это негуманно, трудозатратно, геморрой не стоит свеч , мне явно не хватало автоматизации - выбрать область, а точки пусть бы сами расставились. Может быть я плохо искала, но так и не нашла, как в Hugin мне это сделать автоматически. А качество собираемых итоговых панорам с ошибками несостыковок меня не устраивало:


Далее под катом я опишу функционал бесплатной программы для сшивания панорам Hugin. Программа отлично подойдёт, если у вас в панораме не много кадров, а так же подойдёт терпеливым и усидчивым, у кого много свободного времени :-)

Программа на русском, имеет очень простой интерфейс:


Даже если не копаться в настройках (отметила цифрами), то выделите все снимки через Ctrl+A и нажмите кнопку "Создать контрольные точки":


Программа начнёт "прожёвывать" ваши фотки. Здесь будьте очень терпеливы и лишний раз не трогайте комп. Мой Core3 зависал, если от него мне приходилось требовать больше:



Попробуйте без ручной коррекции контрольных точек сшить панораму - вкладка "Сшивка". Здесь указываются параметры итоговой панорамы и её проекция. Какая между всеми разница - почитайте внимательно в интернете, прежде, чем приступать к съёмке кадров вашей будущей панорамы. На этом этапе я подробно останавливаться не буду.
Итак, панорама сшита!
Её можно просмотреть в любом графическом редакторе, но все искажения не доставляют эстетического удовольствия, как если бы ты смотрел цилиндрическую панораму, развёрнутую в одну длинную "кишку". Софта бесплатного для просмотра панорам в интернете тоже множество, я использовала самую простую FSPViewer (есть версия 32-битная, есть 64):



И видим очень много нестыковок:


Как уже и писала выше - в моём случае слишком много фотографий, каждую точку выставлять вручную - муторно. Но возможно. Это делается на вкладке "Контрольные точки":


Кроме того, в настройках программы есть возможность корректировать ваши точки: Правка - Точно скорректировать контрольные точки.

Итоги: сама программа великолепна, бесплатна, требует усидчивости, для сборки панорам с небольшим числом кадров (около 40 штук) - замечательна.

Последним этапом была проверка платного софта - скачала триалку AutoPano Giga - жаль, что не позволяет она сохранить итоговый результат. Но качество и скорость собирания кадров панорамы, даже если снято со штатива без нодальной точки - отличное, под наши нужды подходит. И главное - есть автоматическая расстановка контрольных точек на выбранном участке. В общем, эпопея в неповоротливых разветвлённых гос.организациях длилась с сентября по декабрь, но теперь в моём распоряжении есть лицензионная Kolor Autopano Pro 4, речь о которой пойдёт ниже. К слову замечу - стоимость невелика, 7500 руских рублей. Организация для своих нужд может себе такое позволить. Забегая вперёд, поделюсь с читателями дальнейшими планами - помимо музея истории, в планах есть музей минералогии (поделюсь итогами работы вдальнейшем, возможно уже в 2016 году) и летом я планирую отснять кампус университета с привязкой к географическим координатам :-) Но об этом в последующих постах, работы полно на весь 2016 год (если не больше), впереди меня и вас ждёт много интересного! А пока под катом я опишу функционал программы Autopano Pro. Единственная особенность - из-за обилия фотографий при сшивке панорамы программа требовательна к ресурсам оперативки, приходилось немного "плясать с бубном" под капотом настроек, но обо всём попорядку. Приятного чтения!

Программа Autopano Pro является упрощённой по функционалу в сравнении с Autopano Giga, следовательно и стоит дешевле. Я решила, что сшивать снимки и автоматически добавлять контрольные точки по заданному участку мне более чем достаточно. Поэтому именно эту софтину я и заказала для покупки.


Фотографии для сборки в панораму можно мышью перетащить в левую область, тогда группа создастся автоматически. Но здесь предусмотрена возможность обрабатывать несколько групп/сборок по очереди:


Зелёным на рисунке показано, что у фотографий есть общая информация EXIF. Проверяйте, верно ли она автоматически определилась. Если нет - на этом же рисунке красным показано, что у меня для части фоток не найдена EXIF. Желательно её задать - нажмите на пиктограмму, выделенную голубым цветом:


Откроется окно свойств, где указана ваша камера и параметры, на каких снимали. При необходимости, скорректируйте. Если снимали кадры панорамы на одних настройках - выделите все фотки и примените общие настройки EXIF:


Дальше в области слева есть кнопка "Создать". Ею создаётся предпросмотр, как что собралось. Бывало так, что у меня при сборке кадров из одной серии съёмки отдельно могло собираться небо (напомню, что фотографировала я на штатив без панорамной головки, количество кадров варьировалось от 135 до 175). Жёлтой стрелкой показана кнопка предварительных настроек для сборки панорамы, а красной стрелкой - редактор контрольных точек. О них речь пойдёт чуть ниже:


Важное замечание: специально привожу скрин параметров своего служебного ПК, потому как "захлёбывается" он при обилии фотографий (если их указано более 130, а в некоторых случаях захлёбывается и отказывается собирать уже и при 70 шт.):


Самые классные сборки получаются с шаблоном смешивания "Анти-призрак", не требуется вмешательство для редактирования контрольных точек, качество приемлемо, сшивается панорама с допустимыми искажениями параллакса даже при съёмке без штатива. Но тут есть одно но - требовательна программа к оперативной памяти, отказывается собирать, какие бы процессы я не грохала, чтобы высвободить память - ничего не помогало:


Спасало только ковыряние в настройках, пользовательский шаблон смешивания и разрез ISO:


Разумеется, всё зависит от предъявляемых требований к качеству и размеру вашей панорамы. Мои же пробы со сменой шаблона смешивания дали только 2 результата хороших. Во всех остальных случаях то появлялись покадровые границы при сшивании, то серые или чёрные пятна, то сама итоговая панорама мутная.
Отмечу ещё, что программа позволит сохранить панораму в разных форматах, включая .PSD, но мне добиться сохранения в слоях так и не удалось - мало ресурсов у ПК. Но это мелочи, которые вовсе не помешали работе.

Собираете свою панораму, смотрите. И если не устраивает качество - вручную добавляете контрольные точки. Напомню, что Autopano позволяет выделить область, где нужны дополнительные контрольные точки, и всё нужное выставит сама автоматом. На рисунке ниже показан редактор контрольных точек (вызывается из окна предварительной сборки после выбора нами группы фотографий). Здесь обращайте внимание на показатель качества сборки - он сообщает, насколько "хороши" ваши контрольные точки. Но опыт показывает, что отличные результаты сборки получаются даже при RMS в состоянии "плохой":


На рисунке показано надписями, где какой функционал в Редакторе контрольных точек - автоматическое добавление точек и вручную:


Дальше собираете свою панораму. В зависимости от числа фотографий и ожидаемого качества, сборка составит от 7 минут до 2 часов (на моём рабочем ПК core-i3 и 4 гига оперативки).

· Отслеживание местонахождения предмета в музее.

  • Формирование, учет и печать сопутствующих документов при регистрации предметов в книге поступлений и инвентарных книгах.

· Присвоение и контроль уникальности учетных номеров.

Печать инвентарных карточек

  • Формирование, учет и печать инвентарных карточек музейных предметов, научных описаний к предметам.
  • Настройка индивидуального внешнего вида инвентарной карточки.

· Настройка индивидуальной классификации музейных предметов.

Учет реставрационных работ

· Оформление реставрационных паспортов предметов.

· Отбор предметов для реставрации, формирование и утверждение реставрационного задания.

· Хранение фотографий предметов до и после реставрации.

Планирование мероприятий и выставок

  • Календарь для планирования мероприятий, выставок, лекций и т.п.
  • Отбор предметов для выставок, оформление приказов, актов передачи предметов, экспозиционных описей и т.п.

Поиск

  • Поиск музейных предметов по различным критериям.
  • Поиск по описанию предмета.
  • Поиск по содержимому присоединенных файлов.
  • Вывод результатов поиска на печать, и в табличный документ.
  • Настройка пользовательского набора полей поиска.

· Сортировка результатов поиска по различным критериям.

Аналитика и Отчетность

Нормативно-справочная информация

  • Ввод данных о музее, с указанием значений по умолчанию, для дальнейшей подстановки в формы документов.
  • Формирование вспомогательных справочников (персоналии, материалы, техники, сторонние организации).
  • Автоматическая подстановка значений из справочников.
  • Учет сотрудников с разграничением прав доступа.

Импорт данных

  • Перенос информации из музейных программных продуктов сторонних разработчиков (на текущий момент реализован импорт из АИС Музей-4).

Экспорт данных

  • Описание музейного предмета соответствует стандартам для загрузки в Госкаталог 2.0.

· Экспорт данных музейных предметов в Госкаталог 2.0.

Программный продукт обладает всеми стандартными возможностями семейства программ 1С:

1. Не требуется наличие пакета Microsoft Office для печати инвентарных карточек, листов инвентарных книг, результатов поиска, учетных документов. Возможно сохранение данных в форматах *.doc, *.xls, *.pdf и других форматах.

2. Отсутствие ограничений по количеству фотографий, а также дополнительных прикрепляемых файлов.

3. Возможность масштабирования решения в зависимости от потребностей музея.

4. Возможность работы в файловом и клиент-серверном режиме, а также в веб-клиенте.

5. Возможность автоматического создания резервной копии базы данных, версионирование объектов и т.п.

Невозможно представить современный музей без технологий, наиболее популярным видом мультимедиа в музеях остаются сенсорные киоски, о них мы подробно рассказывали в статье «Сенсорные киоски. Нужны ли они в музеях?»

Для такого рода мультимедиа, требуется специальное программное обеспечение, которое создается персонально под запрос музея: от дизайна до программирования.

Подобные программные продукты обладают рядом возможностей, как для посетителей музея, так и для самого музея и его работников.

Возможности программного обеспечения

Теперь рассмотрим разработку приложения на примере программного обеспечения «Яркие грани Соль-Илецкого городского округа».

Постановка задачи, проработка ТЗ

К нам обратился заказчик – Краеведческий музей Соль-Илецкого городского округа, с просьбой разработать приложение, которое будет наполнено информацией о Соль-Илецком городском округе: от истории до наших дней.

Работа с контентом

Что такое контент

В подобных приложениях первостепенную роль играет контент – текстовые материалы, фото/видео-фрагменты. Заказчик отправил нам массив данных, которые впоследствии нам предстояло обработать, и привести их к единому виду для дальнейших работ.

Дизайн программного обеспечения

Параллельно с обработкой материалов велась работа по созданию уникального дизайна приложения. Для того, чтобы программное обеспечение органично вписывалось в экспозицию музея и соответствовало брендбуку музея.

Для полноты картины мы запрашиваем фотографии помещения, чтобы софт соответствовал окружающей среде.

Верстка, программирование

После того, как отрисован дизайн приложения, оно поступает в разработку, где проходит следующие этапы:

    • Анализ требований заказчика
    • Согласования возможного функционала для реализации
    • Разработка ПО (написание кода, верстка разделов)

    Программное обеспечение «Яркие грани Соль-Илецкого городского округа» состояло из 10 крупных разделов.

    Наполнение информацией

    Перед сдачей программного обеспечения в работу, мы наполнили его материалами, затем проверили каждый раздел, чтобы все открывалось и работало корректно.

    Тестирование и сдача готового проекта

    После многочисленных проверок на нашем оборудовании, мы устанавливаем готовое программное обеспечение на оборудование при помощи удаленного доступа, такой метод экономит средства и время на выезды в музей.

    Резюмируем

    Для того, чтобы приложение получилось таким, каким вы его себе представляли, рекомендуем обращаться к компетентным специалистам и четко формулировать свой запрос.


    Главный информационно–вычислительный центр (ГИВЦ) Министерства культуры РФ анонсировал релиз обновленной автоматизированной информационной системы (АИС) для российских музеев.

    В пилотном режиме с лета 2018 года ГИВЦ подключил уже 15 музеев.

    В тестировании проекта участвует и ряд петербургских учреждений, однако назвать их в Центре отказались.

    Старинный рынок

    Исторически сложилось, что эта небольшая ниша на рынке ПО по большей части занята разработкой петербургского ООО "Камис". Сегодня с ним сотрудничают 830 музеев, в том числе 50 петербургских.

    Расцвет рынка АИС для музеев пришелся на начало 2000–х годов. Тогда крупнейшим игроком считался не "Камис", а фирма Cognitive Technologies предпринимательницы Ольги Усковой с проектом "Ника–Музей". "Сейчас наша компания полностью сменила сферу деятельности, поэтому развитием этого продукта мы больше не занимаемся", — рассказал вице–президент по маркетингу Cognitive Technologies Николай Никольский.

    Примерно в то же время, в 2000–х, подведомственное Минкультуры учреждение разработало аналог "Камис" — автоматизированную систему "Музей–3". Сегодня к ней подключено около 500 музеев по всей России. Но эта система не обновлялась много лет, "Камис", в свою очередь, регулярно модернизирует ПО. Опрошенные "ДП" представители крупнейших городских музеев подтвердили, что пока не видят альтернативы разработке "Камис".

    "По большому счету "Музей–3" сильно уступает петербургской разработке, поскольку сама платформа не позволяет конкурировать по функционалу: они работали на Oracle, мы — на Microsoft Access", — рассказывает представитель ГИВЦ Андрей Зубанов.

    Каталожный номер

    Законодательно музеи не обязаны подключаться к какой–либо АС. При необходимости они могут обойтись стандартными базами данных (например, от 1C или Access). Другой вопрос, что к 2025 году все музеи должны обеспечить выгрузку информации об экспонатах в Государственный каталог Музейного фонда.

    "Это большая работа. В системе "Камис" процесс взаимодействия с Госкаталогом налажен с учетом всех тонкостей. Переход на другую АИС мог бы замедлить этот процесс", — рассказывает главный хранитель ГМЗ "Царское Село" Татьяна Серпинская.

    "Стоимость владения новой системой на порядок ниже, чем у "Камис", поскольку мы бюджетное учреждение, наша цель не извлечение прибыли, а покрытие расходов на разработку и установку системы. Также мы теперь работаем на 1C, поэтому по функционалу не уступаем "Камис", — подчеркивает Андрей Зубанов.

    17.11 Обыски в БЦ, планы по КАД-2 и ограничения на Новый год: Петербург 17 ноября

    17.11 Университету имени Лесгафта утвердили нового ректора

    17.11 Зелёные насаждения в парке Авиаторов утеплили накануне зимы

    17.11 Петербург ожидает новую поставку "Спутника Лайт"

    17.11 На расселение коммуналок Петербурга в следующем году выделят 4 млрд рублей

    Лифт по вертикали. Спор вокруг судьбы дворов Русского музея перешел в судебную плоскость

    VK

    Facebook

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

    Признаны в РФ иноагентами: ООО «Телеканал Дождь», АНО "Аналитический Центр Юрия Левады", НО «Фонд борьбы с коррупцией» (признана экстремистской организацией, запрещена), НО «Фонд защиты прав граждан» (признана экстремистской организацией, запрещена), ОД «Штабы Навального» (признано экстремистским, запрещено)

    Читайте также: