Моделирование анализ и подготовка деловых решений в среде ms excel

Обновлено: 05.07.2024

Базовый инструмент для работы с огромным количеством неструктурированных данных, из которых можно быстро сделать выводы и не возиться с фильтрацией и сортировкой вручную. Сводные таблицы можно создать с помощью нескольких действий и быстро настроить в зависимости от того, как именно вы хотите отобразить результаты.

Полезное дополнение. Вы также можете создавать сводные диаграммы на основе сводных таблиц, которые будут автоматически обновляться при их изменении. Это полезно, если вам, например, нужно регулярно создавать отчёты по одним и тем же параметрам.

Как работать

Исходные данные могут быть любыми: данные по продажам, отгрузкам, доставкам и так далее.

  1. Откройте файл с таблицей, данные которой надо проанализировать.
  2. Выделите диапазон данных для анализа.
  3. Перейдите на вкладку «Вставка» → «Таблица» → «Сводная таблица» (для macOS на вкладке «Данные» в группе «Анализ»).
  4. Должно появиться диалоговое окно «Создание сводной таблицы».
  5. Настройте отображение данных, которые есть у вас в таблице.

Перед нами таблица с неструктурированными данными. Мы можем их систематизировать и настроить отображение тех данных, которые есть у нас в таблице. «Сумму заказов» отправляем в «Значения», а «Продавцов», «Дату продажи» — в «Строки». По данным разных продавцов за разные годы тут же посчитались суммы. При необходимости можно развернуть каждый год, квартал или месяц — получим более детальную информацию за конкретный период.

Набор опций будет зависеть от количества столбцов. Например, у нас пять столбцов. Их нужно просто правильно расположить и выбрать, что мы хотим показать. Скажем, сумму.

Можно её детализировать, например, по странам. Переносим «Страны».

Можно посмотреть результаты по продавцам. Меняем «Страну» на «Продавцов». По продавцам результаты будут такие.

2. 3D-карты

Этот способ визуализации данных с географической привязкой позволяет анализировать данные, находить закономерности, имеющие региональное происхождение.

Полезное дополнение. Координаты нигде прописывать не нужно — достаточно лишь корректно указать географическое название в таблице.

Как работать

  1. Откройте файл с таблицей, данные которой нужно визуализировать. Например, с информацией по разным городам и странам.
  2. Подготовьте данные для отображения на карте: «Главная» → «Форматировать как таблицу».
  3. Выделите диапазон данных для анализа.
  4. На вкладке «Вставка» есть кнопка 3D-карта.

Точки на карте — это наши города. Но просто города нам не очень интересны — интересно увидеть информацию, привязанную к этим городам. Например, суммы, которые можно отобразить через высоту столбика. При наведении курсора на столбик показывается сумма.

Также достаточно информативной является круговая диаграмма по годам. Размер круга задаётся суммой.

3. Лист прогнозов

Зачастую в бизнес-процессах наблюдаются сезонные закономерности, которые необходимо учитывать при планировании. Лист прогноза — наиболее точный инструмент для прогнозирования в Excel, чем все функции, которые были до этого и есть сейчас. Его можно использовать для планирования деятельности коммерческих, финансовых, маркетинговых и других служб.

Полезное дополнение. Для расчёта прогноза потребуются данные за более ранние периоды. Точность прогнозирования зависит от количества данных по периодам — лучше не меньше, чем за год. Вам требуются одинаковые интервалы между точками данных (например, месяц или равное количество дней).

Как работать

  1. Откройте таблицу с данными за период и соответствующими ему показателями, например, от года.
  2. Выделите два ряда данных.
  3. На вкладке «Данные» в группе нажмите кнопку «Лист прогноза».
  4. В окне «Создание листа прогноза» выберите график или гистограмму для визуального представления прогноза.
  5. Выберите дату окончания прогноза.

В примере ниже у нас есть данные за 2011, 2012 и 2013 годы. Важно указывать не числа, а именно временные периоды (то есть не 5 марта 2013 года, а март 2013-го).

Для прогноза на 2014 год вам потребуются два ряда данных: даты и соответствующие им значения показателей. Выделяем оба ряда данных.

На вкладке «Данные» в группе «Прогноз» нажимаем на «Лист прогноза». В появившемся окне «Создание листа прогноза» выбираем формат представления прогноза — график или гистограмму. В поле «Завершение прогноза» выбираем дату окончания, а затем нажимаем кнопку «Создать». Оранжевая линия — это и есть прогноз.

4. Быстрый анализ

Эта функциональность, пожалуй, первый шаг к тому, что можно назвать бизнес-анализом. Приятно, что эта функциональность реализована наиболее дружественным по отношению к пользователю способом: желаемый результат достигается буквально в несколько кликов. Ничего не нужно считать, не надо записывать никаких формул. Достаточно выделить нужный диапазон и выбрать, какой результат вы хотите получить.

Полезное дополнение. Мгновенно можно создавать различные типы диаграмм или спарклайны (микрографики прямо в ячейке).

Как работать

  1. Откройте таблицу с данными для анализа.
  2. Выделите нужный для анализа диапазон.
  3. При выделении диапазона внизу всегда появляется кнопка «Быстрый анализ». Она сразу предлагает совершить с данными несколько возможных действий. Например, найти итоги. Мы можем узнать суммы, они проставляются внизу.

В быстром анализе также есть несколько вариантов форматирования. Посмотреть, какие значения больше, а какие меньше, можно в самих ячейках гистограммы.

Также можно проставить в ячейках разноцветные значки: зелёные — наибольшие значения, красные — наименьшие.

Надеемся, что эти приёмы помогут ускорить работу с анализом данных в Microsoft Excel и быстрее покорить вершины этого сложного, но такого полезного с точки зрения работы с цифрами приложения.

image

Привет, Хаброжители! Уэйн Винстон научит вас быстро анализировать данные, принимать решения, подводить итоги, составлять отчеты, обрабатывать данные и строить аналитические модели в Microsoft Excel 2019 и Office 365. В новом шестом издании вас ждут более 800 бизнес-задач, основанных на реальных ситуациях, а также обсуждение новых инструментов и функций. Где бы вы ни работали — в крупной корпорации, небольшой компании, государственной или некоммерческой структуре, — это поможет вам увеличить прибыль, снизить издержки или эффективно управлять производством. Прочитав эту книгу, вы сможете cпрогнозировать результаты выборов, научитесь определять точки безубыточности, рассчитывать вероятность выигрыша в кости или победы любимой команды в турнире. Хотите обогнать конкурентов? Решайте в Excel реальные задачи!

Инструмент Получить и преобразовать данные

  • Как загрузить актуальный курс биткойна и сделать так, чтобы эти данные обновлялись каждый день?
  • Как загрузить цифры текущего населения городов США?

image

Как показано на рис. 40.2 и 40.3, нажав на кнопку Получить данные (Get Data), вы увидите подробный список источников данных, поддерживаемых инструментом Получить и преобразовать данные.

По причине ограниченности печатных площадей мы остановимся только на применении инструмента «Получить и преобразовать» к данным, добытым из интернета: как их импортировать, упорядочивать и преобразовывать.

image

image

Ответы на вопросы

Как загрузить актуальный курс биткойна и сделать так, чтобы эти данные обновлялись каждый день?

Многие люди завороженно наблюдают за ежедневными вариациями в стоимости биткойна. В этой главе мы покажем, как импортировать свежие ежедневные курсы биткойна в Excel. Наш рабочий лист будет отражать курс биткойна за последние 100 дней. Данные можно будет в любой момент обновить, чтобы отразить самые свежие.

image

image

Теперь, если хотите, можете выбрать Загрузить (Load) и сразу же загрузить данные в свою книгу. Мы же, однако, вместо этого решили упорядочить импортируемые данные иным образом, поэтому выбираем Преобразовать данные (Edit), что вызывает окно Редактор Power Query (Power Query Editor), представленное на рис. 40.6.

image

Допустим, вам нужно импортировать только столбцы Дата (Date) и Скорректированная цена закрытия (Adj Close). Тогда с помощью клавиши Control мы выделяем столбцы, которые хотим удалить. Щелкнув правой кнопкой мыши, выберите Удалить столбцы (Remove Columns), и у вас останутся только столбцы Дата (Date) и Скорректированная цена закрытия (Adj Close). Или, предположим, вам также надо импортировать неделю года. Для этого сначала выполните щелчок правой кнопкой мышки по столбцу Дата (Date) и выберите Создать дубликат столбца (Duplicate Column). Выполнив на нем щелчок правой кнопкой мышки, выбираем Переименовать (Rename) и переименовываем дубликат столбца с датами именем Неделя года (Week of Year).

Выделив столбец Неделя года (Week Of Year), выберите из контекстного меню Преобразование (Transform), затем Неделя (Week) и Неделя года (Week Of Year). Как видим на рис. 40.7, теперь у нас есть столбец Неделя года (Week Of Year).

Теперь мы готовы импортировать нужные нам данные в Excel. Просто выберите Закрыть и загрузить (Close And Load) на вкладке Главная (Home). Вы увидите курс биткойна за 100 последние дней, как показано на рис. 40.8 и в файле Bitcoinquery.xlsx.

image

Чтобы в любой момент обновить данные, просто поместите курсор в ячейку внутри импортированных данных, выполните щелчок правой кнопкой мышки и выберите Обновить (Refresh). Если вы хотите, чтобы информация обновлялась через заданные промежутки времени или при каждом открытии файла, то выберите Обновить все (Refresh All) на вкладке Данные (Data), в группе Запросы и подключения (Queries and Con nections), выберите Запросы и подключения и затем на появившейся панели в Запросах щелкните по Table 2 и из контекстного меню выберите Свойства…. Теперь в диалоговом окне Свойства запроса (Query Properties) вы можете настроить параметры его обновления. Как показано на рис. 40.9, мы задали период обновления — каждые 60 минут.

image

Как загрузить цифры текущего населения городов США?

image

Предположим, мы хотим, чтобы город и штат находились в одном столбце, а население каждого города — в другом. Также предположим, что иные сведения нам не нужны, и мы не хотим их импортировать. Чтобы добиться этого, нажимаем Преобразование (Transform), удалим с помощью клавиши Control последние четыре столбца. Затем выбираем столбцы Город (City) и Штат (State). Выбираем Объединить столбцы (Merge Columns) из контекстного меню и выбираем запятую в качестве символа-разделителя между городом и штатом. Переименование получившегося столбца предложено выполнить здесь же — называем его Город и штат (City and state). Теперь из меню Файл (File) мы сможем загрузить требующиеся нам данные и поисковый запрос в файл UScityquery.xlsx. Конечный результат представлен на рис. 40.11.

Если вы хотите увидеть, из каких шагов состояло выполнение нашего интернет-запроса, поместите курсор в ячейку внутри импортированных данных и выберите Запрос (Query) в правой части меню ленты. Щелкнув Редактировать (Edit) в правой части экрана, вы увидите шаги, которые потребовались для реализации вашего запроса (рис. 40.12). Панель Параметры запроса также, как правило, отображается сама — где мы видим Примененные шаги. Разумеется, выбрав Закрыть и загрузить (Close And Load), вы вернетесь к книге Excel.

image

Для Хаброжителей скидка 25% по купону — Microsoft Excel

По факту оплаты бумажной версии книги на e-mail высылается электронная книга.

Учебно-методическое обеспечение: презентация (Презентация), ПО MS Excel, ПО MS PowerPoint, методические указания.

Оборудование: мультимедийная установка, персональные компьютеры.

Ход конференции

Преподаватель: Межпредметное значение информатики в значительной степени проявляется именно через внедрение компьютерного моделирования в различные научные и прикладные области: математику и физику, технику, биологию и медицину, экономику, управление и многие другие. С помощью компьютерного моделирования решаются многие научные и производственные задачи. Гибким инструментом для компьютерного моделирования является MS Excel.

Возможности электронных таблиц Microsoft Excel весьма многогранны. Всем известно, что Excel является мощным вычислительным инструментом, позволяющим производить простые и сложные расчеты в различных областях человеческой деятельности: математике, физике, инженерных науках, экономике, технологии. На этом уроке мы рассмотрим использование электронных таблиц для решения математических задач и уравнений.

Теоретическая часть

Преподаватель: Рассмотрим этапы информационного моделирования.

1. Модель задачи.

Пусть вам надо решить какую-либо задачу, и вы хотите воспользоваться для этого помощью компьютера. С чего начать? Прежде всего, нужно разобраться, что дано, что требуется получить, как связаны исходные данные и результаты. Предположения, которые позволяют в море информации об изучаемом явлении или объекте определить исходные данные, понять, что будет служить результатом и какова связь между исходными данными и результатом, называют моделью задачи. (Презентация. Слайд 2)

2. Понятие математической модели.

В моделировании есть два различных пути. Во-первых, это использование натурных моделей. Но если модель должна отображать реальность в абстрактной форме, то в таком случае всегда привлекаются средства математики, и мы имеем дело с математической моделью.

Математическая модель выражает существенные признаки объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. (Презентация. Слайд 3)

Собственно говоря, в историческом аспекте сама математика обязана своим существованием тому, что пыталась отражать, т.е. моделировать, на своем специфическом языке закономерности окружающего мира.

Под математической моделью понимают систему математических соотношений – формул, уравнений, неравенств и т.д., отражающих существенные свойства объекта или процесса. (Презентация. Слайд 3)

Математическое моделирование в наше время гораздо более всеобъемлющее, нежели моделирование натурное. Математический аппарат для моделирования объектов и процессов реального мира ученые использовали очень давно, но огромный толчок математическому моделированию дало появление ЭВМ, которые сегодня помогают в этой деятельности. Использование математического моделирования – это самый общий метод научных исследований.

Простой пример. Представьте, что нужно определить площадь поверхности письменного стола. Как обычно поступают в таком случае? Измеряют длину и ширину стола, а затем перемножают полученные числа. Это фактически означает, что реальный объект – поверхность стола – заменяется абстрактной математической моделью – прямоугольником. Площадь этого прямоугольника и считается искомой величиной.

Как видно, из всех свойств стола мы выделили три: форму поверхности (прямоугольник) и длины двух сторон. Для нас не важны ни цвет стола, ни материал, из которого он сделан, ни то, как стол используется. (Если бы мы решали другую задачу о столе, например, сколько стоит его изготовление, то возможно, для нас важна была бы как раз эта информация.) (Презентация. Слайд 4)

Предположив, что поверхность стола – прямоугольник, мы легко указываем исходные данные и находим результат. Они связаны соотношение S = a * b. (Презентация. Слайд 5)

Сделанное предположение позволило «перевести» нашу задачу на язык чисел: и исходные данные, и результат – числа, а соотношение между ними задается математической формулой.

Анализировать математические модели проще и быстрее, чем экспериментально определять поведение реального объекта. Кроме того, анализ математической модели позволяет выделить наиболее существенные свойства данного объекта (процесса), на которые надо обратить внимание при принятии решения.

3. Этапы решения задач на компьютере.

1 этап. Постановка задачи – точная формулировка условий и целей решения, описание наиболее существенных свойств объекта. (Презентация. Слайд 6)

2 этап. Построение математической модели – описание наиболее существенных свойств объекта с помощью математических формул. (Презентация. Слайд 6)

3 этап. Создание компьютерной модели – выражение математической модели на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

  1. Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования.
  2. Построение компьютерной модели и использованием ПО компьютера (приложений Windows – электронных таблиц, СУБД и пр.). (Презентация. Слайд 7)

4 этап. Проведение компьютерного эксперимента (исследование модели) – если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, то её нужно запустить на выполнение и получить результаты; если компьютерная модель исследуется в приложении, например, в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и т.д. (Презентация. Слайд 8)

5 этап. Анализ полученных результатов и корректировка модели – в случае различия результатов, полученных при исследовании модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности. В этом случае необходимо провести корректировку модели, причём уточнение модели может проводиться многократно, пока анализ результатов не покажет их соответствие изучаемому объекту. (Презентация. Слайд 9)

Рассмотрим конкретные задачи математического моделирования. Для этого будем использовать приложение Windows – электронные таблицы MS Excel. Для этих целей в Excel имеется много возможностей: вычисление по формулам, построение диаграмм и графиков, поиск решения, подбор параметра и т.д.

Практическая часть

Задача 1. Необходимо покрасить краской стены кухни. Сколько потребуется банок краски, если известно, что

  • размеры кухни 405 × 310 × 285 см;
  • 88% площади стен занимает кафельная плитка;
  • 1 банка краски предназначена для покраски площади 5 м 2 ? (Презентация. Слайд 10)

a = 405 см – длина комнаты,
b = 310 см – ширина комнаты,
c = 285 см – высота комнаты,
1 – 0,88 = 0,12 – часть комнаты для покраски (без кафеля),
5 м 2 – площадь покраски при использовании 1 банки краски.

Найти: необходимое для покраски стен кухни количество банок краски. (Презентация. Слайд 11)

Математическая модель.

Sстен с кафелем =2(a + b)c.
Sстен для покраски = 2(a + b)c * 0,12.

Чтобы определить, сколько потребуется банок краски, надо площадь для покраски разделить на 5 м 2 , т. е. Sстен для покраски /5 и результат округлить до целых.

Моделирование в среде ЭТ.

Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.
Электронная таблица в режиме отображения формул. (Приложение 1. Презентация. Слайд 12)
Электронная таблица в режиме отображения значений. (Приложение 2. Презентация. Слайд 13)
С помощью MS Excel мы определили, что для покраски стен кухни необходима 1 банка краски.

Задача 2. Через иллюминатор корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями. Удастся ли это сделать?

Иллюминатор корабля имеет форму круга. Будем считать, что сундук имеет форму параллелепипеда. Чтобы вытащить сундук, необходимо, чтобы диаметр иллюминатора был больше любой из трех диагоналей поверхности сундука. (Презентация. Слайд 14)

Математическая модель.


Пусть r – радиус иллюминатора,
a, b, c – размеры сундука,
d1, d2, d3 – диагонали боковых поверхностей сундука. (Презентация. Слайд 15)

Сундук можно вытаскивать через иллюминатор одной из трех боковых граней, следовательно, достаточно, чтобы диагональ иллюминатора оказалась меньше одной из трех диагоналей сундука, т.е. должно быть истинно хотя бы одно из условий:

(Презентация. Слайд 16)

Моделирование в среде ЭТ.

Заносим данные задачи в электронную таблицу, вводим формулы.
Электронная таблица в режиме отображения формул. (Приложение 3. Презентация. Слайд 17)
Электронная таблица в режиме отображения значений. (Приложение 4.Презентация. Слайд 18)

Компьютерный эксперимент.

В электронной таблице находим сумму трех условий. Если сумма равна 0, делаем вывод «Сокровища недоступны», иначе «Сокровища доступны» (Слайд 19 Презентация).

Задача 3. Решить уравнение х4-4х3-10х2+37х-14=0 (Слайд 20 Презентация).

Необходимо построить график функции у = х 4 – 4х 3 – 10х 2 + 37х – 14. Точки пересечения графика с осью Х будут решениями данного уравнения. Составляем в MS Excel таблицу значений функции. (Приложение 5. Презентация. Слайд 21)

Построим график функции (диаграмму). (Приложение 5. Презентация. Слайд 22)

Мы видим, что график четырежды пересекает ось ОХ, значит уравнение х 4 – 4х 3 – 10х 2 + 37х –14 = 0 имеет четыре корня.

Из таблицы и графика можно определить промежутки, в которых находятся корни этого уравнения:

(Презентация. Слайд 23)

Затем с помощь анализа «что-если»/Подбор параметра можно уточнить значения корней. Для этого следует активизировать ячейку со значением функции у = 55,56, соответствующим значению аргумента х = -3,5, или ячейку со значением у = -26, соответствующим х = -3, и выполнить команду Данные/группа Работа с данными/Анализ «что-если»/Подбор параметра. Появится одноименное диалоговое окно с тремя строками (Слайд 23 Презентация).


В первой строке указан адрес выбранного значения функции. Во второй нужно установить курсор и занести подбираемое значение функции, указанное в правой части данного уравнения (в нашем случае – число 0). А затем, установив курсор в третьей строке, надо щелкнуть мышью на ячейке с соответствующим значением аргумента, чтобы получить абсолютное значение этого адреса, затем щелкнуть ОК.

Аналогично проверяются корни из других промежутков.

Из результирующей таблицы выбираем корни уравнения. (Приложение 5. Презентация. Слайд 24)

Преподаватель: С особым вниманием следует применять этот способ для решения уравнений, у которых графики функции не являются так называемыми «гладкими» кривыми. Это касается, прежде всего, шага изменения аргумента при построении графика соответствующей функции: он не должен быть слишком большим, чтобы не пропустить значения некоторых корней.

Поясним это на примере решения уравнения.

Если построить график соответствующей функции в области ее определения с шагом h = 0,04, то получится один результат (Приложение 6. Презентация. Слайд 27), но если построить тот же график с меньшим шагом h = 0,01, то мы получим иной результат. (Приложение 6. Презентация. Слайд 27) Сравнение этих графиков показывает, что в первом случае из-за слишком большого шага «потеряны» два первых корня. Всего же рассматриваемое уравнение имеет шесть корней, которые уточняются с помощью Подбора параметра. (Презентация. Слайд 28)

Тип урока: Комплексного применения знаний, обобщения и систематизации.

Программное и техническое обеспечение урока:

  • компьютеры с ОС MS Windows XP;
  • пакет Microsoft Office;
  • мультимедийный проектор

Время проведения урока : один из последних уроков в разделе "Информационное моделирование".

План урока : (45 минут)

  1. Орг. момент. ( мин)
  2. Проверка и актуализация знаний. Разминка ( мин)
  3. Теоретическая часть. ( мин)
  4. Практическая часть. ( мин)
  5. Подведение итогов. Д/з ( 2 мин)

1. Организационный момент.

Показ отрывка из к/ф «Титаник».

Как вы считаете, почему Титаник затонул?

Айсберг это случайность.

Пробоина – это следствие данной случайности.

Вопрос остается открытым: Почему Титаник затонул?

Он затонул из-за просчетов конструктора и ошибки дежурного офицера.

Можно ли построить такую модель в Excel, а если нельзя, почему?

После этого ввод в тему: Сообщается тема урока: " Моделирование в среде электронных таблиц MS Excel ". Озвучить цели урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Пройденная вами тема "Электронные таблицы"– одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей. Но электронные таблицы не только позволяют автоматизировать расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.

Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?

– выполнять вычислительные операции при помощи формул;

– строить графики и диаграммы;

- использовать относительные и абсолютные ссылки.

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения математических и физических задач – построим математическую модель в среде MS Excel и проведем небольшое исследование.

А для этого вспомним основные понятия по теме “моделирование” (проводим устную разминку ).

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.

Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта.

Различают материальные и информационные модели.

Материальные модели – это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования

Информационные модели – это описания объекта оригинала на любом языке.

Основными видами информационных моделей являются

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Здесь я хочу привести слова двух великих ученых Норберта Винера и Артуро Розенблют.

Сегодня нам на уроке мы будем исследовать модели с применением нового метода – это технология ТРИЗ. Чтобы решить задачу с использованием ТРИЗ-технологии мы должны построить систему ступенек.

3. Теоретическая часть.

А для этого нам придется ответить на 5 вопросов. Слайд 7.

  1. Что я хочу?
  2. Что надо делать?
  3. Зачем это делать?
  4. Как делать?
  5. Из чего это делать?

Вторая ступенька три установки, которые мы выполняем каждый раз, когда решаем задачу самостоятельно. Слайд 8.

  1. Сам догадайся
  2. Сам реши
  3. Сам сделай

Задача 1. Для знатоков физики.

Построим компьютерную модель движения тела в электронных таблицах. За основу возьмем формальную физическую модель «Движение тела под углом к горизонту».

Найти через какое время, и на каком расстоянии от места броска мячик упадет на землю. Если начальная скорость мяча 20 м/с и угол броска 30, 45 и 60 градусов.

Для решения этой задачи применим созданную нами систему ступенек. Слайд 10.

  1. Я хочу найти решение задачи в Excel.
  2. Надо построить математическую модель задачи (формулу).

Записать уравнение движения мат. точки относительно обеих осей.

  1. По этой модели построить электронную таблицу для ввода и нахождения результатов.
  2. Открыть Excel и создать таблицу.
  3. Из исходных данных.

Ступенька вторая. Слайд 11.

Откройте на рабочем столе файл Практика-шаблон.

Ячейка F4 =$B$2*COS(РАДИАНЫ($B$3))*E4

Ячейка G4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$3))*E4-9,8*E4*E4/2

Ячейка H4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$4))*E4-9,8*E4*E4/2

Ячейка I4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$5))*E4-9,8*E4*E4/2

  1. Визуализировать полученные данные с помощью графиков. Слайд 13.

Проведем небольшое исследование:

Вопрос: Как будет изменяться дальность полета и время полета от угла броска?

Для графического представления результатов выделить диапазон E4:I44 , построить график функции, отредактировать его.

Анализ полученных результатов. Слайд 14.

Итак, мы незаметно для себя перешли на 3 ступеньку ТРИЗ, на которой все мы участвовали в изобретении. Вопрос, в каком?

Ответ: мы изобрели для себя программный продукт, который позволяет моделировать такой физический процесс, как движение тела под углом к горизонту.

5. Домашние задание.

Задача 2. Для знатоков математики. Задача из ЕГЭ В11.

Найдите наименьшее значение функции на отрезке [-2; 1]

Сегодня на уроке мы узнали, как можно использовать электронные таблицы в решении физических задач, научились строить математические модели в среде MS Excel.

Остаются открытым еще один вопрос: В чем главное достоинство моделей?

Ответ: они позволяют спрогнозировать будущее для исследуемого объекта.

А зачем нам прогнозировать будущее? Потому, что время нельзя повернуть назад.

Поэтому бездарно потраченное время, назад не вернуть. А вам как 11-классникам особенно надо беречь время, и рационального его расходовать. Об этом и говорится в стихотворении поэта Юрия Левитанского

Я медленно учился жить,

ученье трудно мне давалось.

К тому же часто удавалось

урок на после отложить.

Полжизни я учился жить,

и мне за леность доставалось -

но ведь полжизни оставалось,

Я невнимателен бывал -

то забывал семь раз отмерить,

то забывал слезам не верить,

урок мне данный забывал.

И все же я учился жить.

Отличник - нет, не получился.

Зато терпенью научился,

уменью жить и не тужить.

Я поздно научился жить.

С былою ленью разлучился.

как надо, научился жить?

И сам плечами лишь пожмешь,

когда с утра забудешь снова:

не выкинуть из песни слова

и что посеешь, то пожнешь.

И снова, снова к тем азам,

в бумагу с головой заройся.

- Сезам,- я говорю,- откройся! -

Не отворяется Сезам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Графический способ решения уравнений и систем уравнений в среде Microsoft Excel "

Занятие в среде Microsoft Excel. Графическое решение уравнения и системы уравнений с помощью Мастера диаграмм.


Решение уравнений в среде MS EXCEL

Нынешнему поколению учащихся предстоит жить и работать в третьем тысячелетии, когда новые технологии на производстве и в обществе получат своё дальнейшее развитие, поэтому развитие логичного, системно.

Построение графиков и диаграмм в среде Microsoft Excel

Данный урок является уроком закрепления изученного материала и объяснения нового в разделе программы “Электронные таблицы” и тесно связан с предыдущим уроком Следующий за ним урок – зачет по теме.


Графический способ решения системы уравнений в среде MS Excel

Тип урока: урок - закрепление изученногоВид: урок – практикум. Технология: пр.

Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"

Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет.


План-констпект урока "Архивация данных. Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами" 9 класс

Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами в программе WinRar.


План-констпект урока "Решение квадратного уровнения" 10 класс

Рассмотрения алгоритма решения квадратного уравнения и создания графического интерфейса на языке Visual Basic 6.0.

Читайте также: