Мультиэкспозиция в фотографии как сделать без фотошопа

Обновлено: 02.07.2024

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Хотите научиться делать красивые фото, на которых будет прослеживаться движение объекта(ов)? Раскрываем секреты мультиэкспозиции известных фотографов.


У многих людей мультиэкспозиция ассоциируется с плёночными фотоаппаратами. И это не удивительно, ведь впервые эффект слияния был получен именно на плёнке: кто-то по невнимательности проэкспонировал её дважды на одном и том же кадре. Результат получился настолько необычным, что идею подхватили другие фотографы, а метод получил художественное развитие. Вместе с экспертами Nikon рассказываем, как можно добиться такого же эффекта на снимках.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5, объектив — AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED

Мультиэкспозиция — приём, который даёт возможность объединить несколько кадров в один. Если раньше для получения подобных снимков нужно было несколько раз проэкспонировать плёнку или наложить фотографии друг на друга в одном из редакторов, то сегодня можно переложить эту задачу на специальную функцию, которая есть во многих современных камерах.

Что снимать с мультиэкпозицией?

В режиме мультиэкспозиции можно снимать как одиночные кадры, так и целые сюжеты. Например, им пользуются во время съёмки грозы — в итоге получаются кадры, на которых можно увидеть сразу несколько молний. Другой вариант — съёмка спортивных трюков. Мультиэкспозиция позволяет наложить серию снимков друг на друга и детально отследить элементы, которые выполняет спортсмен.

К съёмке с мультиэкспозицией нередко прибегает Кирилл Умрихин — фотограф, который снимает экстремальные виды спорта. Так, на кадре, сделанном на зеркальную камеру Nikon D810, можно поэтапно отследить выполнение трюка виндсёрфером.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D810, объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Всего один снимок, а зритель может отследить полный цикл движения доски, паруса и спортсмена — от начала элемента и до приземления на воду. Однако стоит помнить: если кадров получилось много, их всё же придётся объединять через специальные приложения или редакторы.

К похожему приёму прибегают при съёмке звёздных треков — кольцевой фотографии. С её помощью можно показать красоту звёзд на небе и их движение по кругу. Для такой съёмки нужны камера, штатив, объектив и пульт или режим последовательной съёмки в камере. Правда, как и в случае с большим количеством элементов, объединить снимки при помощи камеры не получится.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D850, объектив — AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Для того, чтобы сделать эффектную кольцевую фотографию, лучше снимать с выдержкой в тридцать секунд и интервалом в одну секунду, а значение ISO выставить в районе 800-1600. Тогда, примерно через час съёмки, получится кадр с прорисовкой звёздных треков.

Мультиэкспозицию используют для съёмки пейзажей — в том числе урбанистических. Яркий пример — черно-белая фотография Максима Мармура. В кадре — огромная техника в карьере, на фоне — туманный лес и большая луна. Интересно, что снимок сделан с использованием двух разных оптик: теле- и супертелеобъектива.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Максим Мармур, снято на Nikon D810, объективы: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR

Мультиэкспозиция также применяется при съёмке подводных фотографий. Одним кадром делается крупный план морского дна или существа со вспышкой, а после — добавляется снимок, сделанный на мелководье. В итоге, за счёт разницы в освещённости, итоговое изображение будет выглядеть естественно.

Помимо всех вышеперечисленных вариантов, фотографы нередко накладывают друг на друга два совершенно разных кадра. Природу, животных, людей — вариантов много. Важно заранее продумать идею и правильно выстроить композицию — так, чтобы кадр притягивал к себе внимание.

Как снимать?

Для того, чтобы снимать мультиэкспозицию, нужно предварительно выставить настройки. Для зеркальных камер Nikon шаги будут примерно одинаковы: заходим в настройки, выбираем «Меню режима съёмки», а в нём активируем режим «Мультиэкспозиция». С его помощью можно делать как одиночные кадры, так и снимать целые серии — количество снимков также определяется в настройках.

Важно помнить, что существуют некоторые ограничения на съёмку в мультиэкспозиции. Так, все кадры должны быть сделаны в одном из режимов: P, S, A или M. Лучше всего остановить свой выбор на последнем — так вы сможете подобрать параметры, необходимые вам. Кроме того, мультиэкспозиция не записывается при включённом режиме Live View, по умолчанию имеет ограничение по времени (30 секунд) и будет работать до тех пор, пока вы её не выключите.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D4S, объективы — AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED

Чтобы получить по-настоящему магические и захватывающие дух кадры, обязательно решите перед съёмкой, какого результата вы хотите добиться. Найдите свой источник вдохновения и подумайте, какие объекты будут сочетаться наилучшим образом, а какие — нет. Сделайте первый кадр и представьте, как в него впишется второй. Со временем вы станете видеть комбинации изображений и находить интересные сюжеты, в которые можно будет вписать мультиэкспозицию.

Общие советы для съемки с мультиэкспозицией

Снимая в этом режиме, важно не перегружать кадры деталями — иначе зрителю будет тяжело понять, что же происходит на снимке. Не стоит показывать движение по секундам, как и не нужно совмещать в кадре много одинаковых элементов.

Также стоит правильно рассчитать общую экспозицию снимка. Все кадры нужно снимать с одинаковыми настройками, а если условия освещения будут отличаться — поменять экспопару и не забыть сделать второй снимок недоэкспонированным на 1 ступень. Интересным решением будет смешение цветов и совмещение картинок, сделанных разными объективами.

Мультиэкспозиция — это заветный билет в страну художественной и мистической фотографии, которая порадует новыми возможностями и более тонкой передачей нашего мира. Этот жанр придётся по душе как новичкам, так и профессионалам, задумавшим глобальные и содержательные проекты.

Кто-то скажет, что подобное с лёгкостью делается в графических редакторах. Однако простота коллажирования преувеличена: оно требует гораздо больше времени и сил. В камере этот процесс происходит мгновенно, вы получаете неповторимый, уникальный и полный сюрпризов результат.

Суть фотосъёмки с мультиэкспозицией заключается в наложении двух и более снимков друг на друга.

Фотосъёмка с мультиэкспозицией

NIKON D300S УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.2, 1/125 с, 127.0 мм экв.

Немного истории

К сожалению, пионер мультиэкспозиции неизвестен. Но история возвращает нас к временам плёночным и фотоаппаратам из железа и стекла. Первая фотография получилась в результате ошибки: кто-то невнимательный проэкспонировал плёнку дважды на одном кадре. Результат получился довольно странным, но некоторые фотографы разглядели в этом огромный потенциал для художественного развития. Времена расцвета мультиэкспозиции приходятся на шестидесятые годы XIX века. Именно тогда фотографы, желающие привлечь больше внимания к своему бизнесу, достали с полки старый метод. На таких фотографиях люди были запечатлены в кадре дважды, в разных позициях: например, лицом и спиной к зрителю.

Как снимать?

Разбирать процесс создания кадра с мультиэкспозицией я буду на примере Nikon D600. Зеркальные камеры Nikon от модели к модели имеют практически идентичное меню. При переходе к новым камерам не приходится изучать настройки заново.

I этап: настройка камеры

Заходим в настройки — «Меню режима съёмки», пункт «Мультиэкспозиция».


Активируем этот режим. Удобно, что можно делать как одиночные кадры, так и серии.


Определяем количество снимков для комбинирования: от 2 до 3 (я обычно снимаю с двойной экспозицией, то есть 2 кадра в одном).


Есть некоторые ограничения на такую съёмку. Во-первых, вы должны быть в одном из следующих режимов: P, S, A. Лучше всего — M.


Во-вторых, мультиэкспозиция не записывается при включённом режиме Live View.

В-третьих, мультиэкспозиция имеет ограничение по времени — 30 секунд (по умолчанию). То есть нельзя снять модель и через день ехать в соседний город фотографировать горы для второго кадра, а для третьего — озеро Байкал.

II этап: подготовка к съёмке


NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.2, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Перед съёмкой важно продумать, что вы хотите получить в итоге. Вдохновиться можно снимками в интернете: посмотрите, какие объекты и формы лучше сочетать. В такой съёмке всегда присутствует элемент неожиданности, не всегда кадры получаются такими, какими мы их представляем. Но не стоит опускать руки: пробуйте разные параметры диафрагмы и выдержки для разных кадров.


Старайтесь не перегружать снимки деталями. К примеру, не имеет смысла снимать ветку со множеством листьев и потом фотографировать ветку соседнего куста. Возьмите за основу один объект (человека), а в качестве второго кадра что-то простое (пейзаж).


NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 125, F3.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Этот вид съёмки открывает огромные возможности для творчества и экспериментов. С опытом у вас выработается интуиция, и вы будете легко определять, какие кадры использовать для наложения.

Почти все фотографии к этой статье сделаны на камеру Nikon D600 и объектив Nikon AF-S 50mm f/1.8G. Для таких кадров всегда использую портретный объектив.


NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Если в вашей камере нет режима мультиэкспозиции, можно добиться такого же эффекта в графическом редакторе. С ним вы сможете полностью контролировать процесс. Но это уже, как говорится, другая история…

Нужно объединить несколько кадров в один? Скачайте ФотоМАСТЕР:

Для Windows 7, 8, 10, XP, Vista. Быстрая установка.

Главная страница Учебник Мультиэкспозиция в фотографии: что это и зачем нужно

Основные приемы мультиэкспозиции

Евгения Соколова

Изучая новые приемы съемки, вы становитесь конкурентоспособнее как фотограф. Профессиональный фотохудожник может через одну только картинку рассказать целую историю. Мультиэкспозиция в фотографии — одна из фишек, которая ему в этом помогает. В статье мы расскажем, как создать творческий эффект двойной экспозиции на фотоаппарате или без него — с помощью одной только программы.


Съемка мультиэкспозиции

Результат в программе ФотоМАСТЕР

Что такое мультиэкспозиция

Когда использовались пленочные камеры, многократная экспозиция часто возникала по ошибке фотографа. Эффект получался при двойном воздействии на один участок пленки. Сейчас многие цифровые фотокамеры оснащены функцией мультиэкспозиции для создания необычных и художественных кадров.

Значение термина

Мультиэкспозиция — это объединение двух и более фотоснимков в один. Создать фотоснимок с двойной экспозицией можно сразу в камере или добавить его искусственно в программе для редактирования фото.


Мультиэкспозиция на фото

Изображение с приемом

Как использовать эффект в фотографии

Прием применяется не только для создания художественных кадров, но и при обработке неудачных изображений. Например, при портретной съемке напротив окна можно сделать кадры с двумя значениями диафрагмы.

На одном фото выставляются параметры для получения светлого лица и пересвеченного окна. На втором изменяются значения диафрагмы и выдержки для получения четкой улицы через окно. Затем картинки совмещаются в редакторах.


Эффект мультиэкспозиции

Пример обработки

Также мультиэкспозицию используют в подводной фотосъемке. Один кадр делают с рыбой или другим морским организмом, а второй — на мелководье. Так фотоснимок будет выглядеть реалистичнее.


Съемка под водой

Подводная фотосъемка

Как снимать мультиэкспозицию

Фотоматериал с многократной экспозицией чаще всего создается при постобработке, однако некоторые современные камеры предлагают потребителю встроенные режимы мультиэкспозиции.

Далее вы можете ознакомиться со списком техники, которая содержит эту опцию:

  • Canon EOS-1D X, EOS 6D и другие устройства компании.
  • Большинство зеркальных фотоаппаратов Nikon.
  • Линия оборудования OM-D от компании Olympus.
  • Цифровые фотокамеры Sony A6X и A7.

Canon EOS 6D

Помимо фотокамеры вам также пригодятся:

  • пульт дистанционного спуска затвора;
  • внешняя вспышка или кольцевой свет;
  • штатив;
  • однотонная ткань для создания фона.

Даже при использовании встроенных опций потребуется коррекция в фоторедакторах. Необходимо настроить освещение фотоснимка и точечно затемнить или осветлить определенные области.


Пример объединения

Портрет можно соединить с уличными фотокарточками

Как сделать мультиэкспозиция в фотоаппарате на примере Canon EOS 6D

Для использования функции мультиэкспозиции на Canon EOS 6D сделайте следующее:

С помощью мультиконтроллера перейдите на вкладку «Настройка съемки». Выделите «Мультиэкспозиция» и нажмите «Установить». Включите параметр, а затем вернитесь назад в меню.

Появится опция «Количество экспозиций». Это определяет, сколько изображений будет объединено.

В этой вкладке нужно выбрать, что вы хотите создать — один снимок с эффектом или непрерывную мультиэкспозицию.

Если вы фотографируете в режиме LiveView, на экране будут отображены объединенные на данный момент экспозиции.

Меню фотоаппарата

Меню настройки

Как сделать мультиэкспозицию на ПК

Если качество экспозиции с камеры вас не устраивает, можно добиться ее в специальной программе. Удачно реализована эта опция в редакторе ФотоМАСТЕР, где есть удобные автоматические и ручные инструменты для обработки снимков. Он содержит галерею встроенных эффектов, работает с RAW-файлами и выполняет пакетное редактирование. Предлагает удобный русскоязычный интерфейс и отличается простотой в использовании.

Вы можете скачать фоторедактор бесплатно по ссылке и установить на все версии Windows.

Как объединить несколько кадров в одно фото в программе:

Запустите дистрибутив и пройдите стандартные этапы инсталляции.

Запустите приложение и в стартовом меню кликните на кнопку «Открыть фото». Для обработки подойдут файлы
любого популярного формата — JPEG, PNG, BMP, RAW или др.


ФотоМАСТЕР

Интерфейс ПО

Перейдите во вкладку «Инструменты» и нажмите на опцию «Вставка картинки» — «Наложить изображение из файла». Растяните фотоматериал и настройте прозрачность материала.


Наложите второй снимок

Примените изменения

Кликните «Файл» — «Быстрый экспорт». Выберите формат и выведите итог на ПК.

Сохраните результат

Итоговый материал

Приемы мультиэкспозиции

Перед созданием творческого коллажа с двойной экспозицией стоит подготовиться. Как модели вести себя во время съемки и какие вообще фотографии можно сделать? Вот несколько идей.

Вы можете использовать карточки с отражением. Объедините кадр отражающей поверхности с пейзажем или дорогой.


Капли дождя на стекле

Капли дождя на стекле добавят драмы в кадр

Портреты лучше всего соединить с фотографиями, которые имеют детализированную текстуру. Например, кадры леса, песка, гор, растений, моря и т.д. Портретные изображения должны содержать минимум деталей и однотонный фон.


Наслаивание картинок

Наложите на фотоснимок пары картинку с лесом

Черно-белая палитра усиливает эмоции на фотоизображениях с многократной экспозицией. Чтобы сделать необычную картинку, можно стилизовать материал под пленочную фотокарточку.


Черно-белое фото

Пример черно-белого фотоизображения

Многие фотографы при съемке мультиэкспозиции работают с тенями и силуэтами людей. Поверх темной области можно наложить пейзажные кадры, изображения цветов и растений, световые картинки и т.д.


Экспериментируйте с тенями и силуэтами

Соедините профиль человека с городским пейзажем

Соедините несколько снимков модели. Они могут отражать разные эмоции, давать эффект призмы или движения и т.д.


Объедините изображения из одной фотосессии

Склейка фотокарточек с одной моделью

Чтобы рассказать историю и создать эмоциональный образ, соедините изображения двух людей.

Подберите фотоматериал, который был снят при схожих условиях. Если одна карточка была сделана в солнечный день на улице, а вторая — в помещении при недостатке света, эффект будет выглядеть нереалистично.


Соедините двух людей

Обе картинки были сняты на улице

Заключение

Теперь вы знаете, как оформить эффект мультиэкспозиции. При создании работ помните, что подбор фотоснимков может быть сложным процессом. Некоторые картинки не будут сочетаться независимо от обработки. Если наложение плохо смотрится, попробуйте соединить другие фотографии. Экспериментируйте с кадрами и пробуйте необычные сочетания! Все, что вам нужно, — это ваши фотоснимки, редактор ФотоМАСТЕР и свободное время.

Мультиэкспозиция с двух снимков

Мультиэкспозиция с двух снимков

Мультиэкспозиция по двум кадрам

Мультиэкспозиция по двум кадрам

Выдержка при мультиэкспозиции

Мультиэкспозиция (МЭ) на ЦЗК (цифрозеркальных камерах)

Проблемой нектоторых ЦЗК камер является тот факт, что мультиэкспозиция отключается автоматически через определенное время. На моих Nikon D90, D200, D80 мультиэкспозиция отключается через 30 секунд. Этот недостаток не позволит мне, например, снять один кадр города в МЭ утром, а второй вечером, для создания интересного эффекта. В этом плане пленочные камеры и МЭ с помощью ПО (программного обеспечения, по типу Photoshop) куда эффективней. Хотя, можно схитрить и воспользоваться функцией наложения снимков в камере, правда не все камеры это умеют. Тогда, можно снимать что угодно и когда угодно без режима МЭ, а потом накладывать кадры друг на друга.

Количество кадров в мультиэкспозиции

Мультиэкспозиция с большого количества кадров

Мультиэкспозиция с большого количества кадров

Мультиэкспозиция с помощью компьютера

Мультиэкспозиция с помощью Photoshop

Мультиэкспозиция с помощью Photoshop

Для чего можно использовать МЭ?

1. Для создания интересных художественных кадров, разного рода занимательных картинок и т.д., про это ниже.

2. Для уменьшения шумов и лучшей проработки цветовой насыщенности.

Основные приемы использования мультиэкспозиции

а) дублирования предмета, размножения его в кадре. Любые еффекты при изменении одного и того же предмета в кадре.

б) создания эффекта движения, а также создания так называемых motion-picture. Например, можно использовать мультиэкспозицию для создания в кадре эффекта движения Луны, машины или любого подвижного объекта в кадре. Единственным недостатком является тот факт, что каждое изображение может быть полупрозрачным.

Для создания художественных подложек или наложений на основной объект в кадре.

Мультиэкспозиция одной и той же сцены с разными дистанциями (точками) фокусировки.

Мультяшнный или сказочный эффект при мультиэкспозиции

Мультяшный или сказочный эффект при мультиэкспозиции

Первый снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по переднему объекту

Первый снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по переднему объекту

После первого снимка, переводим дистанцию фокусировки в другое положение, и фокусируемся по другому предмету.

Второй снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по заднему объекту

Второй снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по заднему объекту

После чего камера объединяет оба снимка в один. На лицо характерный эффект.

Эффект от мультиэкспозиции с разными точками фокусировки

Эффект от мультиэкспозиции с разными точками фокусировки

Данный метод можно модифицировать многими способами, например, первым снимком (подложкой) может служить нормальная фокусировка по объекту, а вторым снимком (наложением) служить снимок максимально расфокусированного пространства вокруг того же объекта, для этого достаточно перевести кольцо фокусировки в максимальное или минимальное положение.

Мультиэкспозиция с накладываниям на подложку максимально расфокусированного изображения

Мультиэкспозиция с накладываниям на подложку максимально расфокусированного изображения

Мультиэкспозиция одной и той же сцены с одной и той же точкой фокусировки, но разным фокусным расстоянием.

Первый снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Первый снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Потом просто изменяем фокусное расстояние объектива, наводимся на резкость в нужном месте изображения и делаем следующий кадр в серии снимков МЭ.

Последний снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Последний снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

В промежутке между 50мм и 24мм было сделано еще 8 снимков в режиме мультиэкспозиции на камеру Nikon D200 и объектив Tamron 17-50mm F/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF), после чего камера предоставила вот такой результат:

Мультиєкспозиция по 10 снимках с изменением фокусного расстояния

Мультиєкспозиция по 10 снимках с изменением фокусного расстояния

Мультиэкспозиция с разными выдержками
Например, можно таким образом делать ночной портрет со вспышкой. Первый снимок в серии мультиэкспозиции делается со штатива со вспышкой на короткой выдержке, после чего человек уходи из кадра, и делается второй кадр с длинной выдержкой для правильного экспонирования задней сцены. При таком методе будет хорошо виден и сам человек и хорошенькие задние огни. Этот же эффект, в принципе, можно получить в режиме работы вспышки Slow Sync.

Личный опыт

Творческий процесс в мультиэкспозиции. Разница в картинке при разных диафрагмах

Творческий процесс в мультиэкспозиции. Разница в картинке при разных диафрагмах

Вывод:

Читайте также: