Научиться писать без ошибок на русском языке программа

Обновлено: 07.07.2024

Программа включает коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, обучение предполагает обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

При обучении реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).

На занятиях ребята будут заниматься совершенствованием орфографических и пунктуационных навыков языка и своей устной и письменной речи.

На занятиях ребята будут заниматься совершенствованием орфографических и пунктуационных навыков языка и своей устной и письменной речи.

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_russkiy_bez_oshibok_.docx 81.95 КБ
rabochaya_programma_russkiy_bez_oshibok_.docx 81.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шапова Людмила Витальевна, педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом детского творчества» п. Чульман Нерюнгринского района

Развитие личности —это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. Язык в своей коммуникативной функции есть особый вид интеллектуальной, речевой деятельности. «Чтобы полноценно общаться,- пишет А.А.Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, быстро и правильно ориентироваться в условиях общения… Во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения… в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания… в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта будет нарушено, то говорящему не удастся добиться результатов общения – оно будет неэффективным».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский без ошибок» имеет естественнонаучную направленность. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «русский язык», основное назначение которого состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять языковое межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Выбор темы программы объясняется лингвистическими интересами и потребностью обучающихся и их родителей.

Направленность программы нацелена на метапредметные результаты обучения.

Программа включает коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, обучение предполагает обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

При обучении реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).

На занятиях ребята будут заниматься совершенствованием орфографических и пунктуационных навыков языка и своей устной и письменной речи. Современные учебники содержат материал по развитию речи, но отведенных по программе уроков развития речи все же недостаточно для того, чтобы каждый школьник научился создавать текст . Об этом говорят результаты анализов проверочных работ.

Обучение сочинениям—очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания обучающихся весь комплекс требований, которые предъявляются данным работам. Сочинение — одно из средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика. Работа над сочинением представляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир» (Ф.Вигдорова), развить их душу, чувство, разум.

Цель программы : углубление знаний и умений учащихся по грамматике (совершенствование навыков) и развитию речи (написание изложений и сочинений).

  1. обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
  2. совершенствовать умение выделять микротемы текста, составлять план, умение сжато излагать предложенный текст;
  3. совершенствовать умение строить собственные тексты (рассуждение, сравнение, анализ образа, анализ стихотворения и т.д.);
  4. способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
  5. формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
  • развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России при анализе классических текстов русской литературы;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к родному языку;
  • воспитывать чувство гордости и уважения к творчеству русских писателей и поэтов, к могучим возможностям русского языка.
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  • стимулировать стремление знать как можно больше о родном языке и писателях, поэтах.

Сроки реализации программы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество занятий в неделю – 3.

Продолжительность занятий, часов – 2 ( 45 минут – занятие, 15 минут – перемена).

Количество часов в неделю - 6

Количество часов в год – 216.

Дополнительная образовательная программа строится на принципах научности, доступности, опережающей сложности, вариативности.

Методы и формы обучения

В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством педагога (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.
  • работа с КИМ,
  • проблемные задания,
  • выполнение творческих работ,
  • практикумы, работа с текстом,
  • анализ языкового материала,
  • исследование,
  • редактирование, самоанализ, взаимоанализ работ,
  • стилистический анализ,
  • работа с Интернет-ресурсами.

Контроль учебных достижений

Практикум, контрольная работа, тест.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие орфографической зоркости. Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к тем темам (учебно – тематический план).

Программа состоит из трех разделов

  1. Раздел №1. Совершенствование знаний по грамматике ( 78 часов).
  2. Раздел №2. Обучение написанию сочинений (творческих работ) (94 часа):
  • разных жанров (часть 1 - 28 часов),
  • рассуждений (часть 2 - 66 часов).
  1. Раздел №3. Подготовка к олимпиадам, контрольным и экзаменационным работам (44 часа).
  1. Обучающиеся должны орфографически и пунктуационно правильно оформлять любые тексты;
  2. Обучающиеся должны уметь правильно выделять микротемы текста, составлять план, сжато излагать текст, используя приемы компрессии текста;
  3. Обучающиеся должны усвоить элементарную теорию сочинения, то есть уметь создавать высказывание (текст):планировать последовательность, обеспечивать развитие темы и основной мысли, соблюдать абзацное членение текста и т. д;
  4. Обучающиеся должны знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.).

Оценивание результативности программы

Промежуточный (текущий) контроль

Участие в предметных олимпиадах муниципального уровня

Участие в творческих конкурсах (конкурсах сочинений,эссе и т.д.)

Контрольный итоговый тест

Контрольный итоговый тест

Результаты экзаменов (ГИА, ЕГЭ)

Программа раздела №1 «Совершенствование знаний по грамматике » рассчитана на учащихся 9-11 классов ( 78 часов ) Одной из причин создания данного курса является недостаточное количество уроков русского языка (1 часа в неделю в 10 и 11 кл., 2 часа – в 9 кл.), отведенных одновременно и для завершения изучения школьного курса русского языка, и для углублённого изучения русского языка.

Представленные в ходе данного программного раздела задания позволяют выработать навык сознательного понимания и анализа собственных ошибок. Кроме этого программный материал призван восстановить знания о фонетической системе русского языка, закрепить навыки фонетического разбора и применять их в орфографии; обобщить сведения о лексической системе; отработать навык выделения морфем в слове, определения их значения и применения этих навыков при написании. Представленный курс ориентирован на обобщение и систематизацию изученного ранее языкового материала практически, он закрепляет навык находить в словах изученные орфограммы, умение обосновывать их выбор, исправлять орфографические ошибки; на синтаксическом уровне он тренирует навык постановки знаков препинания в соответствии с правилами пунктуации, умение исправлять пунктуационные ошибки.

Актуальность. Представленный курс поможет обучающимся совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые навыки, подготовиться к написанию сочинений разных жанров.

Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания.

Объем учебного времени: 78 часов.

Цель программного раздела: совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые навыки обучающихся, закрепить теоретическое и практическое владение ими правилами русского языка; выявить и скорректировать индивидуальные пробелы по всем разделам русского языка.

Задачи программного раздела:

  1. Совершенствование навыков владения нормами речи (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, орфографическими, пунктуационными и речевыми).
  2. Поддержка базового курса русского языка.
  3. Формирование специфических умений, предполагающих практическое владение письменной и устной речью.

Содержание программного раздела «Совершенствование знаний по грамматике »

За годы учёбы в школе вы благополучно пропустили мимо ушей все правила русского языка, но изложения и диктанты писали лучше всех в классе? Вам повезло! Большинству людей грамотность даётся не так легко. А многие даже не пытаются писать правильно, считая, что оппоненту и так всё понятно. Что ж, понять, о чём идёт речь, и вправду нетрудно. Но приятно ли читать текст, который изобилует ошибками, – вопрос спорный. Это говорит о неуважении к адресату и, как ни странно, к самому себе. Грамотная, красиво построенная речь производит глубокое впечатление на любую аудиторию. В ещё большей степени это касается речи письменной. Если в беседе вы подчёркиваете значимость слов интонацией, красноречивыми паузами, то на письме средствами передачи эмоций служат знаки препинания. Одна и та же фраза, написанная грамотным, прочувствованным языком или набором подвернувшихся под руку символов, производит разное впечатление. Сравните: «Я обожаю тебя! Ты – самое лучшее, что есть в моей жизни!» и «я абажаю тибя ты самое лутшее что есть в маей жызни». Как говорится, почувствуйте разницу!

Учимся писать грамотно

Научиться писать без ошибок или, по крайней мере, значительно уменьшить их количество, можно не только ребёнку, но и взрослому. У зрелого человека есть даже больше преимуществ:

он учится грамоте осознанно, по собственному желанию;

у него гораздо больший словарный запас, чем у ребёнка;

взрослый человек обладает гораздо большим терпением и усидчивостью, чем самый примерный первоклассник, способен не просто схватывать правила, но может их обдумать и проанализировать.

Чтобы научиться грамотно писать, совсем не обязательно заканчивать специализированный вуз. Достаточно следовать нескольким простым правилам.

Правило 1: полюбите чтение

Речь идёт не о дамских романах или периодике, которая давно перестала быть эталоном грамотной речи. Читайте классиков! Причём, по возможности, не современные издания, а те, что вышли в свет в середине прошлого века. Это же касается и переводной литературы.

На сайте Грамота.ру, помимо словарей и справочного бюро, в разделе «Класс» вы найдёте пособия по русскому языку. Там же обратите внимание на раздел «Репетитор онлайн», состоящий из двух частей «Интерактивные диктанты» и «Учебник ГРАМОТЫ».

Мобильное приложение Грамота.ру для Android. Проходите мини-диктанты, изучайте правила пунктуации и орфографии!
Список диктантов постоянно пополняется диктантами по произведениям классиков отечественной и мировой литературы.

На сайте «Тотального диктанта» собраны все основные правила и разобраны трудности русского языка. Там вы найдёте онлайн-курс Тотального диктанта, курс по истории русской орфографии и коллекцию диктантов. В любое время вы можете проверить себя и написать диктант онлайн. К каждому диктанту есть аудио, а результат проверяется автоматически.


На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски — вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.


Внутри этой программы более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и другим разделам. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь — программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.

Приложение включает тестовые задания по русскому языку в рамках школьной программы.
Режим Тренировка позволяет выполнять задания по вариантам, по темам и по случайным вопросам, а также изучить теоретический материал по каждой теме.

«Орфография» представляет собой короткие карточки с текстами из литературных произведений, куда нужно вставить пропущенные буквы, — точно как в школьном учебнике русского языка. После выполнения можно кликнуть на любое из заданий и прочитать теорию. Упражнения простые, на уровне пятого-шестого классов, поэтому приложение в первую очередь подойдет школьникам. Бесплатно доступны только 25 карточек.

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки. Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.

Если сомневаетесь, как писать то или иное слово, вы всегда можете проверить его на старом и уважаемом портале «Грамота.ру». Для этого на сайте есть форма поиска по веб‑словарям. Кроме того, «Грамота.ру» предлагает посетителям текстовый курс «Репетитор онлайн» с правилами орфографии и пунктуации, а также интерактивными диктантами и другими заданиями для закрепления пройденного материала.

2. Глазарий языка

Платформы: iOS.

Эта программа, в создании которой участвовали преподаватели СПбГУ, представляет собой оригинальный сборник кратких статей об истории, синтаксисе, фонетике, стилистике и других разделах русского языка.

Из‑за гиперссылок, которые связывают тексты, приложение напоминает «Википедию». После запуска в глаза бросается чудесное оформление: для подобных программ она выглядит очень необычно.







3. Верные слова

Платформы: веб.

Детский интерактивный учебник русского языка. Доступные и нескучные материалы этого ресурса, написанные профессиональными педагогами, помогут вашему чаду заполнить пробелы в знаниях школьной программы.

Сайт использует игровые механики и яркое оформление, чтобы втянуть ребёнка в образовательный процесс и научить писать без ошибок. Система оценивает учеников с помощью тестов и предоставляет родителям статистику о прогрессе. Сайт платный, но пробные уроки лежат в свободном доступе.

4. Русский язык — грамотей

Платформы: Android, iOS.

Внутри этой программы более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и другим областям языкознания. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь — программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.









Genioworks Consulting & It-Services UG (haftungsbeschrankt)


Цена: 449,00 рублей

5. Орфограммка

Платформы: веб.

«Орфограммка» позволяет совершенствовать владение русским языком на практике. Если вам приходится писать много текстов, то вы можете проверять их в этом сервисе. Система анализирует написанное с учётом многочисленных норм языка, указывает на ошибки и отображает связанные с ними правила. Сервис работает по платной подписке, но стоимость тарифов вряд ли отпугнёт заинтересованного пользователя.

6. Пунктуация

Платформы: iOS.

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки.

Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.

7. Интерактивный диктант

Платформы: веб.

На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски — вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.

8. Орфография

Платформы: Android, iOS.

«Орфография» — программа от разработчика уже упомянутой «Пунктуации». Приложения очень похожи, но если предыдущее было посвящено знакам препинания, то это помогает прокачать навык правописания.

Система показывает предложения с пропущенными буквами. Вы заполняете пропуски, а приложение указывает на ваши ошибки и приводит связанные с ними правила орфографии.

25 предложений доступны каждому пользователю бесплатно. Ещё несколько сотен можно купить за небольшую сумму.

Читайте также: