Обработка теста кеттелла подростковый вариант в excel

Обновлено: 04.07.2024

Методика представляет собой адаптацию опросника Кэттелла (Кеттела) для подростков 12-18 лет.

Процедура проведения

В силу относительно зрелого возраста испытуемых совпадает с взрослой версией опросника.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 142 вопросов, на каждый из которых может быть дан один из трёх вариантов ответа.

Из методики может быть извлечено 14 показателей - так называемых первичных факторов. Некоторые из них совпадают, а некоторые не совпадают с взрослой версией опросника:

  1. А (шизотимия-аффектотимия)
  2. B (ложь)
  3. С (степень эмоциональной устойчивости)
  4. D (флегматичность-возбудимость)
  5. Е (подчиненность-доминирование)
  6. F (осторожность-легкомыслие)
  7. G (степень принятия моральных норм)
  8. H (застенчивость-авантюризм)
  9. I (реализм-сензитивность)
  10. J (неврастения, фактор Гамлета)
  11. О (самоуверенность-склонность к чувству вины)
  12. Q2 (степень групповой зависимости)
  13. Q3 (степень самоконтроля)
  14. Q4 (степень внутреннего напряжения)

Интерпретация

Общие принципы

Подсчёт сырых баллов

  1. А: 2б, 3а, 22а, 42б, 62а, 82а, 102б, 103а, 122б, 123а
  2. B: 23б, 24б, 43а, 44б, 63б, 64а, 83а, 84б, 104б, 124б
  3. С: 4б, 5а, 6б, 25а, 26б, 45а, 65б, 85а, 105б, 125а
  4. D: 7б, 27а, 46б, 47а, 66б, 67а, 86б, 87а, 106б, 126а
  5. Е: 8б, 9а, 28б, 48а, 68б, 88а, 107б, 108а, 127б, 128а
  6. F: 10а, 29б, 30а, 49а, 50а, 69б, 70а, 89б, 109а, 129б
  7. G: 11а, 31а, 51а, 71б, 90б, 91а, 110б, 111б, 130б, 131а
  8. H: 12б, 32а, 52б, 72а, 92б,93а, 112б, 113а, 132б, 133а
  9. I: 13б, 33а, 34б, 53а, 54б, 73а, 74б, 94б, 114а, 134а
  10. J: 14б, 15а, 35б, 55а, 75б, 95а, 115б, 116а, 135б, 136а
  11. О: 16б, 36а, 56б, 57а, 76б, 77а, 96б, 97а, 117б, 137а
  12. Q2: 17б, 18а, 37б, 38а, 58б, 78а, 98б, 118а, 138б, 139а
  13. Q3: 19б, 39а, 59б, 79а, 80б, 99а, 100б, 119а, 120б, 140а
  14. Q4: 20б, 21а, 40б, 41а, 60б, 61а, 81б, 101а, 121б, 141а

Нормативные данные

Мальчики
Фактор 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет
A 12.9 11,1 12,6 12,9 12,3 13,6 12,9
B 5.3 4,2 4,4 4,8 4,2 4,2 4,2
C 13.5 12,4 12,9 14,9 11,4 13,6 12,6
D 12.0 13,3 13,5 13,6 11,9 10,9 12,3
E 14.1 13,7 13,6 15,2 14,9 14,0 12,9
F 12.7 13,5 14,1 13,6 13,0 14,6 15,4
G 15,0 13,4 13,8 14,7 13,2 14,4 14,1
H 14,8 15,2 14,7 14,7 12,3 13,6 15,2
I 9,6 10,8 11,3 11,2 4,2 4,2 11,2
J 12,5 13,1 12,6 13,3 11,4 13,6 10,2
O 12,6 14,6 14,8 14,7 11,9 10,9 14,3
Q2 13,2 13,3 13,9 14,8 14,9 14,0 13,1
Q3 14,5 14,5 13,9 15,4 13,0 14,6 13,8
Q4 12,2 13,4 12,8 13,2 13,2 14,4 13,5
Девочки
Фактор 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет
A 13,1 13,0 14,2 13,8 12,7 12,7 13,3
B 6,7 5,5 4,9 3,8 3,2 4,5 5,4
C 13,0 11,1 12,1 10,4 10,2 10,2 9,2
D 12,4 13,1 14,2 14,5 14,3 13,4 15,4
E 13,6 13,4 14,4 13,5 13,2 14,3 12,7
F 13,1 13,2 14,7 14,2 15,6 14,7 14,4
G 15,2 14,7 14,8 12,8 12,3 14,6 14,9
H 13,0 12,3 13,6 12,4 12,7 12,7 11,9
I 14,1 15,1 14,6 16,0 3,2 4,5 15,7
J 12,6 12,2 12,7 11,4 10,2 10,2 12,2
O 15,3 15,0 15,5 15,6 14,3 13,4 16,5
Q2 13,6 13,9 13,9 13,2 13,2 14,3 13,2
Q3 14,8 14,5 14,6 13,1 15,6 14,7 13,6
Q4 12,2 13,6 14,2 15,4 12,3 14,3 14,0

Описание факторов

Фактор А (шизотимия-аффектомия)

  • Низкие оценки: сдержанный, обособленный, критичный, холодный, склонен к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем люди. Предпочитаем работать в одиночку. Избегает компромиссов. Тверд, несгибаем, жесток. Точность и ригидность проявляются в действиях и установках. Показатель несколько коррелирует шизоидностью.
  • Высокие оценки: человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат. Склонен к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен. Хорошо приспособляется, присущи гибкие установки, которые легко меняются. Хорошо развито чувство сопереживания. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В деятельности предпочитает социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включается в активные группы. В личных отношениях щедр, открыт, не боится критики.

Фактор C (степень эмоциональной устойчивости)

  • Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраивается. Изменчив в поведении, в эмоциях. Избегает требований окружающей действительности. Раздражителен, эмоционально возбудимый, невротически утомленный. Активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.
  • Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни. Невозмутим. Развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами /без отрицательных эмоций от неудовлетворенности/. Гибкое поведение в стрессовых ситуациях. Способен выбирать оптимальный вариант поведения. Не ригиден.

Фактор D (флегматичность-возбудимость)

  • Низкие оценки: сдержанный, инертный, осторожный, благодушный, стоический, неторопливый. Не склонен к резкости. Легко смущается. Склонен к самоунижению. Спокойный. Очень постоянен в своих интересах, привязанностях. Упорен в достижении цели.
  • Высокие оценки: возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный. Привлекающий внимание, позирующий, склонный к ревности. Самоуверенный, эгоцентиричный. Легко отвлекается и проявляет много нервных симптомов /беспокойно спит, легко обижается, сердится в возбужденном состоянии в ситуации ограничения/.

Фактор Е (пассивность-доминантность)

  • Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Стремиться исповедоваться, раскрыться другим. В поведении корректен. Низкие оценки часто встречаются у невротиков.
  • Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе /если что-то не устраивает/. Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.

Фактор F (осторожность-легкомыслие)

  • Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Впечатлителен, склонен к субдепрессиям. На них можно положиться, но не эффективны как организаторы. На второстепенных ролях функционируют очень хорошо.
  • Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта. Высокий показатель по этому фактору коррелирует с низким показателем по фактору "Степени принятия моральных норм".

Фактор G (степень принятия моральных норм)

  • Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Не прилагает усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований. Эгоисты, работают для себя и на себя. Обычно высокое честолюбие. Свободен от влияния группы. Отказ от подчинения правилам группы может коррелировать с низким уровнем соматических заболеваний /меньше болеют/. Большая устойчивость при стрессах.
  • Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении. Педантичны. Могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. Исполнительны. Не любят перемен мест работы. Избегают помощи со стороны окружающих. Довольствуются ресурсами собственной личности. Хорошие руководители. Копаются в мелочах и чувствительны к нарушениям морально-этических норм.

Фактор H (робость, застенчивость - смелость, авантюризм)

  • Низкие оценки: застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. Речь замедленна, затрудняется в высказываниях. Избегает профессий с личными контактами. Не склонны поддерживать отношения со всеми, кто их окружает. С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на людях, самовыражения.
  • Высокие оценки: авантюристичны, социально смелы, не заторможены. Очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях. Может небрежно относиться к деталям. Не реагирует на сигналы опасности. Пробивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Фактор коррелирует положительно с лидерством. Обычно академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмоции, с восторгом бросается в них. В деятельности много времени тратит на разговоры.

Фактор I (реализм - сензитивность)

  • Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно. Иногда могут быть безжалостны и жестоки. В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы.
  • Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. Продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни - нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы.

Фактор J (неврастения, фактор Гамлета)

  • Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна сосокупность людей.
  • Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение / его не навязывают и часто не сообщают другим/. Узкий круг друзей. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Холодные неврастеники.

Фактор O (самоуверенность - склонность к чувству вины)

  • Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Зрелая уверенность в себе и своих близких. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.
  • Высокие оценки: депрессивны, преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышелния, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы.

Фактор Q2 (степень групповой зависимости)

  • Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности. Необходима поддержка группы. Близки к конформизму. Проявляется стадное чувство.
  • Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Не всегда доминируют. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени.

Фактор Q3 (степень самоконтроля)

  • Низкие оценки: низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интеррированность. Нет цельной личности. Не слишком

чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни.

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Теоретические основы

Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Кеттелл использовад три основных источника информации:

  1. L-данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. L-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако, данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.
  2. Q-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. Q-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.
  3. T-данные («Objective test data»). Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кэттелл первоначально исходил из L-данных, полученных Г. Олпортом и Х. Одбертом в 1936 г. Эти авторы на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Из них были отобраны 4,5 тысячи слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Р. Кэттелл предпринял попытку уменьшить это число до рациональной величины, используя статистические методы факторного анализа. Р. Кэттелл проанализировал 4500 терминов личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кэттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Для выяснения группового мнения судей Р. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие, отрицательные корреляции, например, "разговорчивый – молчаливый", "доверчивый – подозрительный", "веселый – печальный" и т.д. Таким образом, Р. Кэттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем расрасширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. Затем в целом ряде исследований с использованием биполярных прилагательных было установлено, что пространство L-данных может быть сокращено до 12–15 факторов. Полученные с помощью L-данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического использования, т.к. организовать массовые измерения с помощью одних и тех же экспертов не представляется возможным. Поэтому был осуществлен переход от исследований "L"-данных к исследованиям "Q"-данных. В результате факторы, выделенные на основании L-данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами - арабскими и римскими.

Процедура проведения

Инструкция

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)

Ключ к методике Кэттелла (форма C)

Ключ к методике Кэттелла (форма 13PF)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (формы А и B)

Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)

Таблица интерпретации сырых баллов (форма 13PF)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

2. Интроверсия — экстраверсия (F2).

3. Чувствительность (F3).

4. Конформность (F4).

Пример построения «профиля личности»

16-PF - пример профиля.jpg

Интерпретация результатов

Описание первичных факторов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.


Тест Кеттелла – один из самых известных психологических многофакторных личностных опросников. Изначально появившаяся форма A и последовавшая за ней форма C предназначались для взрослых (совершеннолетних) испытуемых с как минимум средним образованием. Популярность этого теста и широкий спектр его применения обусловили появление также детского и подросткового вариантов. Мы предлагаем вам пройти подростковый вариант (тест 14PF), рассчитанный на девушек и молодых людей от 12 до 18 лет и состоящий из 142 вопросов (и два «технических» – возраст и пол).

Правила прохождения подросткового варианта опросника Кеттелла

Как и в случае с формами A и C теста Кеттелла, чтобы его результаты получились максимально точными, при ответе на вопросы рекомендуется придерживаться следующих принципов:

Расшифровка подросткового теста Кеттелла представлена ниже.

Подростковый вариант многофакторного теста Кеттелла

Расшифровка 14-факторного опросника для подростков

Особое внимание следует обратить на высокие и низкие результаты тестирования по каждой из шкал. Чем выше или ниже балл, тем ярче выражена черта. Средние показатели обозначают относительную уравновешенность между двумя крайностями. Факторы, баллы высоких и низких значений, а также расшифровка приведены под спойлерами.

Высокие оценки – больше 14 баллов, низкие оценки – меньше 11.

Низкие оценки указывают на холодность и склонность к ригидности (проблемам с адаптацией к новым условиям и обстоятельствам). Это подростки-одиночки, им присущи скептицизм и сдержанность, критичное мышление, они предпочитают быть сами по себе и ни от кого не зависеть. Идти на компромиссы не в их стиле, обычно они гнут свою линию. Твердость и холодность граничит с жестокостью, а идеи привлекают их больше, чем личности.

Высокие цифры по шкале характеризуют экстраверта. Отличительными чертами личности являются легкость в общении, доброжелательность, щедрость и богатая гамма эмоций. Предпочитает кооперироваться с людьми, обходителен с ними. Умеет адаптироваться к ситуации, гибок. Обычно любит работать с людьми и спокойно относится к критике.

Данная шкала показывает, насколько искренне респондент отвечал на вопросы, старался ли он давать социально одобряемые ответы или ответы, которых от него ждут. Если результаты по шкале больше 5, это говорит, что отвечающий был не всегда честен, что не могло не отразиться на точности результатов теста.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 10.

Низкие баллы характерны для чувствительных, эмоционально возбудимых личностей, которые ставят свои потребности на первое место и стремятся скорее удовлетворить их. Поведением управляют эмоции, которые могут стремительно сменять друг друга. Предпочитают уходить от проблем в традициях эскапизма, пряча голову в песок. Невротичны и раздражительны.

Высокая оценка указывает на эмоционально устойчивый тип личности, который отличается прагматизмом и способностью красиво выйти из сложной ситуации. Такого человека непросто вывести из состояния душевного равновесия. Он легко мирится с нерешенными проблемами, не испытывая чувства мучительной неудовлетворенности. При этом принципиален и блюдет нормы, навязанные обществом.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 10.

Обладатели низких баллов инертны, сдержанны и неторопливы. Как правило, у них низкая самооценка, они спокойны, но при этом их легко смутить. Если такой подросток привяжется к кому-то или чему-то, вероятнее всего эта привязанность сохранится на долгие годы. Будет упорно идти к намеченной цели.

Высокие оценки получают активные, несдержанные личности. Они ревнивы, самоуверенны, эгоистичны, любят привлекать к себе внимание. Такие люди невнимательны, легко обижаются и склонны к позерству.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 12.

Низкие баллы указывают на навязчивого, но уступчивого человека, вероятнее всего – на невротика. Он вежлив, зависим от других, склонен рассказывать окружающим о своих мыслях и чувствах.

Большие показатели по шкале набирают те, кто занимает руководящую позицию. Обычно такой человек самостоятелен и ожидает того же от других людей. Ему присущи властность и авторитарность, приверженность собственным принципам. Это бунтарь: если его что-то не устраивает в сложившейся системе, он будет упорно бороться против устоявшихся норм.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 12.

Низкие баллы указывают на личностей, которым присуща осторожность (чаще всего – вкупе с пессимистичностью). Такие люди неторопливы, осторожны и молчаливы. При этом они впечатлительны и имеют склонность к субдепрессиям. Исполнительны и обязательны, но только не в роли организаторов. Предпочитают оставаться в стороне, а не играть первую скрипку.

Чем выше оценки, тем большей импульсивностью и живостью обладает человек. Такие личности становятся душой компании: их любят за энтузиазм, разговорчивость и активность. Они с легкостью переключаются с одного дела на другое. Выполняют задачи быстро, но не всегда правильно. Хорошие организаторы.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 12.

Поверхностные люди, у которых проблемы с целеустремленностью, набирают мало баллов по шкале. Такие личности эгоцентричны, честолюбивы и стрессоустойчивы. Выполняют командную работу без энтузиазма. Подобных подростков очень сложно пристыдить – мнение посторонних людей для них ничего не значит.

Высокий балл характеризует надежных личностей, всегда держащих слово. Они педантичны и требовательны к самим себе, внимательны к мелочам. У них отлично развито чувство долга. Плохо переносят смену места работы, предпочитают полагаться на себя, а не просить помощи. Хотя с подобными людьми нелегко общаться, из них получаются прекрасные руководители. Не позволяют себе и другим нарушать морально-этические нормы.

Шкала H (робость, застенчивость – смелость, авантюризм)

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 12.

Люди, получившие небольшой балл, предпочитают оставаться в тени: они стеснительны, скромны и пугливы. У них очень низкая самооценка и подсознательное чувство вины. При выборе работы не рассматривает должности, предполагающие общение с людьми. Не проявляют инициативу, чтобы сохранить отношения с окружающими. Их очень сложно заставить участвовать в массовых мероприятиях, которых они всеми силами избегают. Для такого типа личности характерна замедленная речь и сложности с формулировкой мыслей.

Высокие оценки присущи лидерам и авантюристам. Они отличаются пробивной настойчивостью, непосредственностью, живостью. Любят внимание, в том числе противоположного пола. Не считаются с деталями и могут игнорировать сигналы опасности. Любят адреналин и яркие эмоции. Словоохотливы, иногда в ущерб производительности.

Высокие оценки: для 12-15 лет – больше 16 баллов, для 16-17 лет – больше 6 баллов, для 18 лет – больше 16 баллов.
Низкие оценки: для 12-15 лет – меньше 10 баллов, для 16-17 лет – меньше 3 баллов, для 18 лет – меньше 10 баллов.

Личности с низкими баллами отличаются независимостью и самодовольством. Прирожденные скептики – часто ставят под вопрос значимость социальных и культурных устоев. Порой бывают безжалостны и жестоки. Не выносят рутины и во всем полагаются на себя.

Высокие баллы получают эмоционально чувствительные люди, которые не любят брать на себя ответственность. Часто испытывают приступы беспричинной тревоги. Предпочитают творческие задачи, могут стать талантливыми артистами. Однако в реальной жизни отличаются нетерпеливостью, непрактичностью и слабостью. Они несамостоятельны, отличаются зависимостью от других, часто тормозят работу коллектива.

Высокие оценки – больше 14 баллов, низкие оценки – меньше 10.

Невысокие показатели присущи предприимчивым, энергичным общительным людям, которые уверенно чувствуют себя в команде. Они никогда не бунтуют против устоявшихся правил, для них важна сплоченность окружающих людей. Такие личности любят внимание и буквально пышут энергией.

Высокие баллы получают хладнокровные индивидуалисты, склонные к неврастении. Они сдержанны, злопамятны и зациклены на себе, имеют мало друзей. Отличаются привередливостью, и потому не слишком эффективно работают в команде. Чаще всего у них всегда есть свое мнение, которое они держат при себе. Имеют высокий интеллект, анализируют свои ошибки, чтобы не повторять их.

Шкала O (самоуверенность – склонность к чувству вины)

Высокие оценки – больше 16 баллов, низкие оценки – меньше 11.

Личность с низкими баллами отличается доверчивостью и невозмутимостью. Такого человека сложно вывести из себя. В силу своей безмятежности он легко может упустить из вида очевидную угрозу. Самоуверен, из-за чего его нередко недолюбливают.

Высокие оценки характеры для подростков со склонностью к депрессии. Их одолевают тревожные мысли и плохие предчувствия, а также уверенность в том, что их недолюбливает коллектив. Выступления перед толпой – определенно не их сильная черта.

Высокие оценки – больше 15 баллов, низкие оценки – меньше 12.

Невысокий балл можно наблюдать у ведомых людей, которые чаще полагаются на мнение других и обожают, когда им поют дифирамбы. Обычно им недостает силы духа, и они находят его в поддержке единомышленников.

Высокие цифры по шкале бывают у независимых людей, которых не волнует мнение всех остальных. Они действуют самостоятельно на основе собственных решений. У таких подростков нет негативного настроя по отношению к окружающим, просто у них отсутствует надобность в одобрении и поддержке со стороны посторонних. Не любят групповую работу, предпочитают работать самостоятельно.

Высокие оценки – больше 16 баллов, низкие оценки – меньше 13.

Низкие оценки присущи личности со слабым контролем воли. Таких подростков не заботят правила общества, они плохо интегрируются в социум. Их нельзя назвать чувствительными, но их импульсивность зачастую становится причиной ошибок и неприятностей. Им свойственно ощущать себя неправильными, неприспособленными жить в этом мире.

Высокие баллы указывают на социально правильное поведение. Отличительные черты личности – самоуважение, поддержка своей репутации, упрямство, отсутствие обидчивости. Как правило, это волевые люди, которые прекрасно вживаются в коллектив. Они надежны, уравновешены и, чаще всего, владеют ораторским искусством.

Высокие оценки – больше 16 баллов, низкие оценки – меньше 13.

Низкие оценки указывают на слабую мотивацию деятельности, которая становится причиной отсутствия достижений. При этом такой человек без проблем адаптируются к новым условиям. Когда работа, учеба или жизненные обстоятельства станут слишком напрягать, они не будут лезть из кожи вон. Легче всего ему работается в постоянном ритме.

Обладателей высокого балла можно назвать нетерпеливыми и суматошными людьми с «взрывным» характером. В условиях групповой работы они часто нервируют коллег своим беспокойством и гиперактивностью. Как правило, они часто не удовлетворены условиями работы, заведенными порядками и начальством. Отличаются высоким уровнем мотивации и возбудимости, высокой успеваемостью.

Читайте также: