Поезжай быстрее нет новых джинсов нарисовать более красиво мощные драйвера в тысяча девятисотом году

Обновлено: 06.07.2024

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Комментарий к заданию

Задание проверяет уровень владения морфологическими нормами русского языка. Выполняя КИМ, необходимо распознавать грамматические и орфографические ошибки, а также знать виды грамматических ошибок.

Перечислим несколько таких распространенных ошибок:

1. Неправильное образование формы множественного числа существительных.

Талантливые профессоры профессора; заграничные паспорты паспорта; морские порта порты; доблестные офицера офицеры; золотые куполы купола.

В приведённых примерах нарушено употребление формы существительного во множественном числе. Правильно: профессора, паспорта, порты, офицеры, купола.

2. Неправильное образование формы родительного падежа существительных.

Много яблоков яблок; нет башкиров башкир; несколько вафлей вафель; две пары туфлей туфель; пара сапогов сапог; три пары чулков чулок; много шортов шорт.

В этих сочетаниях слов нарушено употребление существительных в родительном падеже. Правильно: яблок, башкир, вафель, туфель, сапог, чулок, шорт.

3. Неправильное образование степеней сравнения прилагательных.

Пел звончее звонче; был более старее; наиболее красивейший дворец; самый умнейший профессор.

Правильно: пел звонче, был старее, красивейший дворец, умнейший профессор.

4. Неправильное образование форм местоимений.

Ихние их друзья; около их них, сделано для их них. Недопустимо использовать форму «ихние». Правильно: их друзья, около них, сделано для них.

5. Неправильное склонение числительных. Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ.

Менее девяносто семи рублей - правильно менее девяноста семи рублей; к сороку пяти годам – правильно: к сорока пяти годам; в двух тысяч двадцать втором году – правильно в две тысячи двадцать втором году.

6. Неправильное образование форм глаголов.

Ляжьте на кровать – правильно: лягте на кровать; положьте на стол – правильно: положите на стол; пробежи вокруг стадиона – правильно: пробеги вокруг стадиона; зажгёт костер – правильно: зажжёт костёр; сильно замёрзнул – правильно сильно замёрз

Произношение и правописание сложных случаев образования форм слов в русском языке надо заучивать. Ниже приведены правильные формы образования различных частей речи.

Употребление форм существительных

1. Именительный падеж множественное число

• Окончания –а(-я), находится под ударением

Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.

• Окончания –ы/-и

Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.

• В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.

Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.

2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа

• Названия предметов:

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.

ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.

Сразу запоминается! Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.

• Плоды деревьев:

Яблоки – яблок, яблони – яблонь.

• Названия национальностей

Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.

• Названия единиц измерения

Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.

Употребление форм прилагательных

Основные ошибки возникают при образовании сравнительной и превосходной формы прилагательных.

• Прилагательные, имеющие основу на г, к, х, д, т, ст образуют простую форму сравнительной степени с помощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередование согласных.

Громкий – громче, глубокий – глубже, жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий – звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче, долгий – дольше, строгий - строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе, далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.

Нельзя употреблять формы: «моложее», «звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.

• Недопустимо смешивать простую и составную степени сравнения.

Неправильно: «более сильнее» – правильно: сильнее или более сильный;

неправильно: «более красивее» – правильно: красивее или более красивый;

неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или более умный.

• Недопустимо использовать слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.

Неправильно: «самая красивейшая» - правильно: красивейшая или самая красивая;

неправильно: «самый умнейший» - правильно: умнейший или самый умный;

неправильно: «самый сильнейший» - правильно: сильнейший или самый сильный;

неправильно: «наиболее добрейший» - правильно: добрейший или наиболее добрый.

Употребление форм местоимений

• После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется буква Н.

Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.

• После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.

Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.

• Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.

Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.

• Местоимение КТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.

Неправильно: Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.

Склонение числительных

Склонение числительных является ахиллесовой пятой большинства выпускников. Поэтому советуем выделить на изучение этого материала больше времени.

• Склонение числительных 40, 90, 100. При склонении эти числительные имеют только две формы.

Им, Вин. п. сорок девяносто сто

Род., Дат., Тв., Пр. п сорока девяноста ста

• Склонение сложных числительных. У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части.

Падеж от 50 до 80 200, 300, 400 500 – 900

Им. семьдесят четыреста восемьсот

Род. семидесяти четырёхсот восьмисот

Дат. семидесяти четырёмстам восьмистам

Вин. семьдесят четыреста восемьсот

Тв. семьюдесятью четырьмястами восемьюстами

Пр. семидесяти четырёхстах восьмистах

• Склонение составных числительных. У составных числительных склоняются все слова, из которых состоит числительное.

Им. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Род. п. тысячи девятисот шестидесяти одного

Дат. п. тысяче девятистам шестидесяти одному

Вин. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Тв. п. тысячей девятьюстами шестьюдесятью одним

Пр. п. тысяче девятистах шестидесяти одном

• Склонение дробных числительных. Обе части изменяются, при этом числитель изменяется как количественное числительное, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.

Им. п. пять восьмых

Род. п. пяти восьмых

Дат. п. пяти восьмым

Вин. п. пять восьмых

Тв. п. пятью восьмыми

Пр. п. пяти восьмых

• Склонение дробного числительного полтора. Это числительное имеет только две формы.

Падежи Муж. и сред. Род Женский род

Им, Вин. п. полтора (литра) полторы (бутылки)

Род., Дат., Тв., Пр. п полутора полутора

• Склонение и сочетаемость собирательных числительных

К собирательным числительным относятся двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они могут сочетаться:

а) С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных.

Пятеро спортсменов, двое водителей, трое инженеров, семеро мальчиков, двое щенков, пятеро гусят.

б) с существительными, которые употребляются только во множественном числе.

Двое валенок, пятеро саней, трое ножниц, двое ворот.

в) с личными местоимениями.

Их было четверо, нас было семеро.

Внимание! Собирательные числительные двое, трое, четверо НЕ употребляются с существительными женского рода.

Неправильно: трое гимнасток – правильно: три гимнастки;

неправильно: двое школьниц – правильно: две школьницы;

неправильно: четверо студенток – правильно: четыре студентки.

Склонение собирательных числительных

Им. п. двое четверо

Род. п. двоих четверых

Дат. п. двоим четверым

Вин. п. двое (двоих) четверо (четверых)

Тв. п. двоими четверыми

Пр. п. двоих четверых

• Склонение числительных оба, обе

Падеж Муж. и сред. Род Женский род

Им. оба (дома) обе (девушки)

Род. обоих (домов) обеих (девушек)

Дат. обоим (домам) обеим (девушкам)

Вин. оба (дома)/обоих (домов) обе (девушки)/обеих (девушек)

Тв. обоими (домами) обеими (девушками)

Пр. обоих (домах) обеих (девушках)

Ошибки в употреблении глаголов

• Необходимо знать формы глаголов прошедшего времени.

Правильно: сох – неправильно: сохнул ;

правильно: промок – неправильно: промокнул ;

правильно: замёрз – неправильно: замёрзнул ;

правильно: окреп – неправильно: окрепнул .

• Необходимо знать изменения глагола ЖЕЧЬ

Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут – неправильно: жгёт, жгём, жгёте .

• Несколько глаголов не употребляются в 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались с этими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобрать правильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать, родиться.

Победить, смогу победить – нельзя победю ; убедить, постараюсь убедить - нельзя убедю .

• Необходимо правильно употреблять повелительную форму от следующих глаголов:

Ехать – поезжай – поезжайте, неправильно: ехай , ехайте ;

лечь – ляг, приляг, лягте, прилягте, неправильно: ляжь , л яжьте ;

выйти – выйди, выйдите, неправильно: выдь, выдьте;

• Глаголы бежать, вбежать имеют следующие форму в 3 лице:

бегут, вбегут (неправильно: бежат , вбежат ).

• Необходимо правильно употреблять глаголы с чередованием СТ/Щ, Т/Ч

Блестеть – блещу, неправильно: блестю ;

свистеть – свищу, неправильно: свистю ;

крутить – кручу, неправильно: крутю .

• Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числа имеет форму ХОТЯТ.

Недопустимо писать и говорить: хочут .

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте сочетания слов в задании.

2. Определите слово, в котором допущена ошибка. Назовите часть речи, к которой относится найденное слово.

3. Исправьте ошибку.

4. Запишите слово правильно.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Ответ: обеим (не забудьте записать ответ в бланк №1)

- Во втором ряду ошибка допущена в сочетании слов «ПО ОБОИМ СТОРОНАМ». В неправильной форме употреблено собирательное числительное женского рода. Правильно: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

полки для КУХОНЬ

в ТЫСЯЧА девятисотом году

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: мощные компьютера. Корректно: мощные компьютеры.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Комментарий к заданию

Задание проверяет уровень владения морфологическими нормами русского языка. Выполняя КИМ, необходимо распознавать грамматические и орфографические ошибки, а также знать виды грамматических ошибок.

Перечислим несколько таких распространенных ошибок:

1. Неправильное образование формы множественного числа существительных.

Талантливые профессоры профессора; заграничные паспорты паспорта; морские порта порты; доблестные офицера офицеры; золотые куполы купола.

В приведённых примерах нарушено употребление формы существительного во множественном числе. Правильно: профессора, паспорта, порты, офицеры, купола.

2. Неправильное образование формы родительного падежа существительных.

Много яблоков яблок; нет башкиров башкир; несколько вафлей вафель; две пары туфлей туфель; пара сапогов сапог; три пары чулков чулок; много шортов шорт.

В этих сочетаниях слов нарушено употребление существительных в родительном падеже. Правильно: яблок, башкир, вафель, туфель, сапог, чулок, шорт.

3. Неправильное образование степеней сравнения прилагательных.

Пел звончее звонче; был более старее; наиболее красивейший дворец; самый умнейший профессор.

Правильно: пел звонче, был старее, красивейший дворец, умнейший профессор.

4. Неправильное образование форм местоимений.

Ихние их друзья; около их них, сделано для их них. Недопустимо использовать форму «ихние». Правильно: их друзья, около них, сделано для них.

5. Неправильное склонение числительных. Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ.

Менее девяносто семи рублей - правильно менее девяноста семи рублей; к сороку пяти годам – правильно: к сорока пяти годам; в двух тысяч двадцать втором году – правильно в две тысячи двадцать втором году.

6. Неправильное образование форм глаголов.

Ляжьте на кровать – правильно: лягте на кровать; положьте на стол – правильно: положите на стол; пробежи вокруг стадиона – правильно: пробеги вокруг стадиона; зажгёт костер – правильно: зажжёт костёр; сильно замёрзнул – правильно сильно замёрз

Произношение и правописание сложных случаев образования форм слов в русском языке надо заучивать. Ниже приведены правильные формы образования различных частей речи.

Употребление форм существительных

1. Именительный падеж множественное число

• Окончания –а(-я), находится под ударением

Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.

• Окончания –ы/-и

Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.

• В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.

Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.

2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа

• Названия предметов:

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.

ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.

Сразу запоминается! Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.

• Плоды деревьев:

Яблоки – яблок, яблони – яблонь.

• Названия национальностей

Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.

• Названия единиц измерения

Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.

Употребление форм прилагательных

Основные ошибки возникают при образовании сравнительной и превосходной формы прилагательных.

• Прилагательные, имеющие основу на г, к, х, д, т, ст образуют простую форму сравнительной степени с помощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередование согласных.

Громкий – громче, глубокий – глубже, жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий – звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче, долгий – дольше, строгий - строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе, далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.

Нельзя употреблять формы: «моложее», «звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.

• Недопустимо смешивать простую и составную степени сравнения.

Неправильно: «более сильнее» – правильно: сильнее или более сильный;

неправильно: «более красивее» – правильно: красивее или более красивый;

неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или более умный.

• Недопустимо использовать слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.

Неправильно: «самая красивейшая» - правильно: красивейшая или самая красивая;

неправильно: «самый умнейший» - правильно: умнейший или самый умный;

неправильно: «самый сильнейший» - правильно: сильнейший или самый сильный;

неправильно: «наиболее добрейший» - правильно: добрейший или наиболее добрый.

Употребление форм местоимений

• После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется буква Н.

Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.

• После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.

Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.

• Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.

Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.

• Местоимение КТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.

Неправильно: Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.

Склонение числительных

Склонение числительных является ахиллесовой пятой большинства выпускников. Поэтому советуем выделить на изучение этого материала больше времени.

• Склонение числительных 40, 90, 100. При склонении эти числительные имеют только две формы.

Им, Вин. п. сорок девяносто сто

Род., Дат., Тв., Пр. п сорока девяноста ста

• Склонение сложных числительных. У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части.

Падеж от 50 до 80 200, 300, 400 500 – 900

Им. семьдесят четыреста восемьсот

Род. семидесяти четырёхсот восьмисот

Дат. семидесяти четырёмстам восьмистам

Вин. семьдесят четыреста восемьсот

Тв. семьюдесятью четырьмястами восемьюстами

Пр. семидесяти четырёхстах восьмистах

• Склонение составных числительных. У составных числительных склоняются все слова, из которых состоит числительное.

Им. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Род. п. тысячи девятисот шестидесяти одного

Дат. п. тысяче девятистам шестидесяти одному

Вин. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Тв. п. тысячей девятьюстами шестьюдесятью одним

Пр. п. тысяче девятистах шестидесяти одном

• Склонение дробных числительных. Обе части изменяются, при этом числитель изменяется как количественное числительное, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.

Им. п. пять восьмых

Род. п. пяти восьмых

Дат. п. пяти восьмым

Вин. п. пять восьмых

Тв. п. пятью восьмыми

Пр. п. пяти восьмых

• Склонение дробного числительного полтора. Это числительное имеет только две формы.

Падежи Муж. и сред. Род Женский род

Им, Вин. п. полтора (литра) полторы (бутылки)

Род., Дат., Тв., Пр. п полутора полутора

• Склонение и сочетаемость собирательных числительных

К собирательным числительным относятся двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они могут сочетаться:

а) С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных.

Пятеро спортсменов, двое водителей, трое инженеров, семеро мальчиков, двое щенков, пятеро гусят.

б) с существительными, которые употребляются только во множественном числе.

Двое валенок, пятеро саней, трое ножниц, двое ворот.

в) с личными местоимениями.

Их было четверо, нас было семеро.

Внимание! Собирательные числительные двое, трое, четверо НЕ употребляются с существительными женского рода.

Неправильно: трое гимнасток – правильно: три гимнастки;

неправильно: двое школьниц – правильно: две школьницы;

неправильно: четверо студенток – правильно: четыре студентки.

Склонение собирательных числительных

Им. п. двое четверо

Род. п. двоих четверых

Дат. п. двоим четверым

Вин. п. двое (двоих) четверо (четверых)

Тв. п. двоими четверыми

Пр. п. двоих четверых

• Склонение числительных оба, обе

Падеж Муж. и сред. Род Женский род

Им. оба (дома) обе (девушки)

Род. обоих (домов) обеих (девушек)

Дат. обоим (домам) обеим (девушкам)

Вин. оба (дома)/обоих (домов) обе (девушки)/обеих (девушек)

Тв. обоими (домами) обеими (девушками)

Пр. обоих (домах) обеих (девушках)

Ошибки в употреблении глаголов

• Необходимо знать формы глаголов прошедшего времени.

Правильно: сох – неправильно: сохнул ;

правильно: промок – неправильно: промокнул ;

правильно: замёрз – неправильно: замёрзнул ;

правильно: окреп – неправильно: окрепнул .

• Необходимо знать изменения глагола ЖЕЧЬ

Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут – неправильно: жгёт, жгём, жгёте .

• Несколько глаголов не употребляются в 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались с этими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобрать правильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать, родиться.

Победить, смогу победить – нельзя победю ; убедить, постараюсь убедить - нельзя убедю .

• Необходимо правильно употреблять повелительную форму от следующих глаголов:

Ехать – поезжай – поезжайте, неправильно: ехай , ехайте ;

лечь – ляг, приляг, лягте, прилягте, неправильно: ляжь , л яжьте ;

выйти – выйди, выйдите, неправильно: выдь, выдьте;

• Глаголы бежать, вбежать имеют следующие форму в 3 лице:

бегут, вбегут (неправильно: бежат , вбежат ).

• Необходимо правильно употреблять глаголы с чередованием СТ/Щ, Т/Ч

Блестеть – блещу, неправильно: блестю ;

свистеть – свищу, неправильно: свистю ;

крутить – кручу, неправильно: крутю .

• Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числа имеет форму ХОТЯТ.

Недопустимо писать и говорить: хочут .

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте сочетания слов в задании.

2. Определите слово, в котором допущена ошибка. Назовите часть речи, к которой относится найденное слово.

3. Исправьте ошибку.

4. Запишите слово правильно.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Ответ: обеим (не забудьте записать ответ в бланк №1)

- Во втором ряду ошибка допущена в сочетании слов «ПО ОБОИМ СТОРОНАМ». В неправильной форме употреблено собирательное числительное женского рода. Правильно: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ И ПРИМЕР
• В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ быстрее
нет новых ДЖИНСОВ
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
мощные КОМПЬЮТЕРЫ
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
• Знать типичные ошибки, которые чаще всего допускаются
при образовании форм разныхчастей речи, таких как:
• именительного и родительного падежей множественного
числа имён существительных;
• сравнительной и превосходной степени прилагательных;
• падежных форм количественных, порядковых и
собирательных числительных;
• форм местоимений;
• глагольных форм.

Употребление имен существительных
Им. п. мн. ч.
А/-Я
адреса
борта
веера
векселя
вензеля
директора
доктора
жемчуга
катера
кителя
кружева
кучера
недра
Род. п. мн. ч.
-Ы/-И
архитекторы
бухгалтеры
возрасты
выборы
выговоры
дёсны
договоры
инженеры
инспекторы
кабели
копны
клапаны
конструкторы
абрикосов
апельсинов
баклажанов
бананов
гранатов
мандаринов
помидоров
томатов
яблок
вишен
рельсов
килограммов
граммов
гектаров
тапок
сапог
ботинок
валенок
комментариев
солдат
партизан
гусар
офицеров
сапёров
шорт
джинсов
варежек
макарон
блюдец
пекарен
витаминов
платьев
армян
болгар
грузин
молдаван
осетин
татар
цыган
башкир
туркмен (-ов)
турок

-ЕЙ
бадья – бадЕй
ладья – ладЕй
полынья – полынЕй
статья – статЕй
судья – судЕй
ружьё – рУжей
грабли – грАблей (грАбель)
кабель – кАбелей
отрасль – Отраслей
сени – сенЕй
ясли – Яслей
доля – дОлей
кегля – кЕглей
пеня – пЕней
свеча – свечЕй
бюллетень – бюллетЕней
будни – бУдней
простыня – простынЕй
-ИЙ
колдунья – колдУний
пародия – парОдий
певунья – певУний
печенье – печЕний
плясунья – плясУний
гостья – гОстий
хохотунья – хохотУний
запястье – запЯстий
захолустье – захолУстий
снадобье – снАдобий
оладья – олАдий
хлопотунья – хлопотУний
шалунья – шалУний
эскадрилья – эскадрИлий
состязанье – состязАний
кочевье – кочЕвий
побережье – поберЕжий
предместье – предмЕстий

Род некоторых существительных
Мужской род
аэрозоль
бинокль
бюллетень
вестибюль
каракуль
ковыль
лебедь
недоросль
Женский род
овощ
рельс
рояль
санаторий
скальпель
тюль
шампунь
акварель
бандероль
бязь
ваниль
верфь
вуаль
гантель
герань
глазурь
гроздь
дребедень
кадриль
канитель
мишень
модель
мозоль
молодёжь
обитель
паперть
плесень
псалтырь
спесь
тапка
туфля
фасоль
фланель
форель
хоругвь

Род несклоняемых существительных
Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат
обычно к среднему роду:
надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра,
компетентное жюри, сладкое какао,шелковое кашне, кислое
киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – кофе (доп. ср. р.),
пенальти(штрафной удар), бри (сыр), сулугуни (сыр); ж.р. –
авеню (улица), кольраби (капуста), салями(колбаса)

Несклоняемые
существительные(животные)
быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони, розовый
фламинго. Но: иваси
(рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.), колибри (м. и ж.р.). Если по
контексту ясно, что речь идет осамке, употребляется форма
женского рода: Кенгуру несла в сумке детеныша.

Несклоняемые существительные (люди,
географические названия и аббревиатура)
Род несклоняемых существительных, обозначающих людей,
определяется по соотнесенности
с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший
Дюма, старая леди.
У географических названий и наименований периодических изданий
род определяется по
нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город),
широкая Миссисипи (река),
полноводное Эри (озеро).
У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ
(университет, м.р.), ГЭС
(станция, ж.р.).

Употребление имен числительных
Склонение количественных числительных: изменяется по
падежам в каждом числительном.
• Например: триста семьдесят восемь долларов –
тремястами семьюдесятью восемью долларами.
• Склонение порядковых числительных: изменяется только
последнее слово.
• Например: (две тысячи четвёртый год – в две тысячи четвертом
году.

Оба:
Форма собирательного числительного оба зависит от рода
существительного: в обоих классах, в обеих комнатах.
Числительное оба не употребляется с существительными,
имеющими форму только множественного числа
(неправильно: у обоих ворот), так как нет подобных
словосочетаний в именительном падеже (оба ворота, обои
ворота –недопустимо).

Можно:
1. С существительными, называющими
лиц мужского
пола (двое друзей).
2. С существительными,
обозначающими детенышей
животных (четверо котят).
3. С существительными,
употребляющимися только во
множественном числе (двое саней, трое
ножниц).
4. С личными местоимениям (нас было
пятеро).
5. С одушевлёнными существительными
общего рода
(трое сирот)
1. С существительными,
называющими лиц женского
пола (двое девочек –
недопустимо).
2. С существительными,
обозначающими взрослых
животных (семеро слонов –
недопустимо).

Употребление местоимений:
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если
они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых
предлогов, образованных от наречий и управляющих родительным падежом (вокруг,
впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.): без Него, с Ней, вокруг
Них, после Неё.
После предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез, наподобие,
подобно и др. начальное Н не прибавляется: благодаря ему, навстречу им.
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без Н: лучше его,
старше её.
Правильно образуйте формы притяжательных местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ: его друзья,
её платье, их судьба. Ихний, ейный, евонный – таких слов нет!

Употребление глаголов:
Не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы
дерзить, затмить, очутиться,ощутить, переубедить, победить,
разубедить, убедить, чудить и др.
Неправильно:победю, убедю, очутюсь и т.д.
Глагол класть употребляется только без приставки: КЛАДУ,
КЛАДЁШЬ, КЛАДУТ.
Глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой:
положить, выложить и т.п.

Образование повелительного наклонения
некоторых глаголов:
Начальная форма:
Единственное число:
Множественное число:
бежать
ездить
ехать
класть
лезть
лечь
махать
положить
беги
езди
поезжай
клади
лезь, полезай
ляг
маши
положи
бегите
ездите
поезжайте
кладите
лезьте, полезайте
лягте
машите
положите

Образование форм прошедшего времени
некоторых глаголов:
Глагол:
Форма прошедшего времени:
замёрзнуть
исчезнуть
озябнуть
окрепнуть
промокнуть
сохнуть
замёрз
исчез
озяб
окреп
промок
сох

Употребление причастий
• От бесприставочных глаголов на –нуть образуются причастия, в
которых сохраняется
• суффикс –ну:
• Гибнуть- гибнувший
• Глохнуть- глохнувший
• Липнуть- липнувший
• мёрзнуть -мёрзнувший
• пахнуть -пахнувший

От приставочных глаголов на –нуть
образуются причастия без суффикса –ну:
• Погибнуть- погибший
• Оглохнуть- оглохший
• Прилипнуть- прилипший
• Замёрзнуть- замёрзший
• Пропахнуть- пропахший

Употребление деепричастий:
• Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью
суффиксов -а, -я: дышать –дыша, решать – решая.
• Невозвратные деепричастия совершенного вида образуются с
помощью суффикса -в: встретить – встретив, купить – купив,
подумать – подумав.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7
• 1) Внимательно читаем предложенные варианты.
• 2) Вычёркиваем правильные формы слова, в которых уверены.
• 3) Определяем, к какой части речи относится слово,
употребленное в неправильной форме.
• 4) Определяем нарушения морфологических признаков с
помощью правил из теории.
• 5) В ответ выписываем исправленное слово.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ И ПРИМЕР
• В одном из выделенных ниже слов допущена
ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ быстрее
нет новых ДЖИНСОВ
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
мощные КОМПЬЮТЕРЫ
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
• Знать типичные ошибки, которые чаще всего допускаются
при образовании форм разныхчастей речи, таких как:
• именительного и родительного падежей множественного
числа имён существительных;
• сравнительной и превосходной степени прилагательных;
• падежных форм количественных, порядковых и
собирательных числительных;
• форм местоимений;
• глагольных форм.

Употребление имен существительных
Им. п. мн. ч.
А/-Я
адреса
борта
веера
векселя
вензеля
директора
доктора
жемчуга
катера
кителя
кружева
кучера
недра
Род. п. мн. ч.
-Ы/-И
архитекторы
бухгалтеры
возрасты
выборы
выговоры
дёсны
договоры
инженеры
инспекторы
кабели
копны
клапаны
конструкторы
абрикосов
апельсинов
баклажанов
бананов
гранатов
мандаринов
помидоров
томатов
яблок
вишен
рельсов
килограммов
граммов
гектаров
тапок
сапог
ботинок
валенок
комментариев
солдат
партизан
гусар
офицеров
сапёров
шорт
джинсов
варежек
макарон
блюдец
пекарен
витаминов
платьев
армян
болгар
грузин
молдаван
осетин
татар
цыган
башкир
туркмен (-ов)
турок

-ЕЙ
бадья – бадЕй
ладья – ладЕй
полынья – полынЕй
статья – статЕй
судья – судЕй
ружьё – рУжей
грабли – грАблей (грАбель)
кабель – кАбелей
отрасль – Отраслей
сени – сенЕй
ясли – Яслей
доля – дОлей
кегля – кЕглей
пеня – пЕней
свеча – свечЕй
бюллетень – бюллетЕней
будни – бУдней
простыня – простынЕй
-ИЙ
колдунья – колдУний
пародия – парОдий
певунья – певУний
печенье – печЕний
плясунья – плясУний
гостья – гОстий
хохотунья – хохотУний
запястье – запЯстий
захолустье – захолУстий
снадобье – снАдобий
оладья – олАдий
хлопотунья – хлопотУний
шалунья – шалУний
эскадрилья – эскадрИлий
состязанье – состязАний
кочевье – кочЕвий
побережье – поберЕжий
предместье – предмЕстий

Род некоторых существительных
Мужской род
аэрозоль
бинокль
бюллетень
вестибюль
каракуль
ковыль
лебедь
недоросль
Женский род
овощ
рельс
рояль
санаторий
скальпель
тюль
шампунь
акварель
бандероль
бязь
ваниль
верфь
вуаль
гантель
герань
глазурь
гроздь
дребедень
кадриль
канитель
мишень
модель
мозоль
молодёжь
обитель
паперть
плесень
псалтырь
спесь
тапка
туфля
фасоль
фланель
форель
хоругвь

Род несклоняемых существительных
Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат
обычно к среднему роду:
надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра,
компетентное жюри, сладкое какао,шелковое кашне, кислое
киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – кофе (доп. ср. р.),
пенальти(штрафной удар), бри (сыр), сулугуни (сыр); ж.р. –
авеню (улица), кольраби (капуста), салями(колбаса)

Несклоняемые
существительные(животные)
быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони, розовый
фламинго. Но: иваси
(рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.), колибри (м. и ж.р.). Если по
контексту ясно, что речь идет осамке, употребляется форма
женского рода: Кенгуру несла в сумке детеныша.

Несклоняемые существительные (люди,
географические названия и аббревиатура)
Род несклоняемых существительных, обозначающих людей,
определяется по соотнесенности
с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший
Дюма, старая леди.
У географических названий и наименований периодических изданий
род определяется по
нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город),
широкая Миссисипи (река),
полноводное Эри (озеро).
У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ
(университет, м.р.), ГЭС
(станция, ж.р.).

Употребление имен числительных
Склонение количественных числительных: изменяется по
падежам в каждом числительном.
• Например: триста семьдесят восемь долларов –
тремястами семьюдесятью восемью долларами.
• Склонение порядковых числительных: изменяется только
последнее слово.
• Например: (две тысячи четвёртый год – в две тысячи четвертом
году.

Оба:
Форма собирательного числительного оба зависит от рода
существительного: в обоих классах, в обеих комнатах.
Числительное оба не употребляется с существительными,
имеющими форму только множественного числа
(неправильно: у обоих ворот), так как нет подобных
словосочетаний в именительном падеже (оба ворота, обои
ворота –недопустимо).

Можно:
1. С существительными, называющими
лиц мужского
пола (двое друзей).
2. С существительными,
обозначающими детенышей
животных (четверо котят).
3. С существительными,
употребляющимися только во
множественном числе (двое саней, трое
ножниц).
4. С личными местоимениям (нас было
пятеро).
5. С одушевлёнными существительными
общего рода
(трое сирот)
1. С существительными,
называющими лиц женского
пола (двое девочек –
недопустимо).
2. С существительными,
обозначающими взрослых
животных (семеро слонов –
недопустимо).

Употребление местоимений:
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если
они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых
предлогов, образованных от наречий и управляющих родительным падежом (вокруг,
впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.): без Него, с Ней, вокруг
Них, после Неё.
После предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, наперерез, наподобие,
подобно и др. начальное Н не прибавляется: благодаря ему, навстречу им.
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без Н: лучше его,
старше её.
Правильно образуйте формы притяжательных местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ: его друзья,
её платье, их судьба. Ихний, ейный, евонный – таких слов нет!

Употребление глаголов:
Не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы
дерзить, затмить, очутиться,ощутить, переубедить, победить,
разубедить, убедить, чудить и др.
Неправильно:победю, убедю, очутюсь и т.д.
Глагол класть употребляется только без приставки: КЛАДУ,
КЛАДЁШЬ, КЛАДУТ.
Глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой:
положить, выложить и т.п.

Образование повелительного наклонения
некоторых глаголов:
Начальная форма:
Единственное число:
Множественное число:
бежать
ездить
ехать
класть
лезть
лечь
махать
положить
беги
езди
поезжай
клади
лезь, полезай
ляг
маши
положи
бегите
ездите
поезжайте
кладите
лезьте, полезайте
лягте
машите
положите

Образование форм прошедшего времени
некоторых глаголов:
Глагол:
Форма прошедшего времени:
замёрзнуть
исчезнуть
озябнуть
окрепнуть
промокнуть
сохнуть
замёрз
исчез
озяб
окреп
промок
сох

Употребление причастий
• От бесприставочных глаголов на –нуть образуются причастия, в
которых сохраняется
• суффикс –ну:
• Гибнуть- гибнувший
• Глохнуть- глохнувший
• Липнуть- липнувший
• мёрзнуть -мёрзнувший
• пахнуть -пахнувший

От приставочных глаголов на –нуть
образуются причастия без суффикса –ну:
• Погибнуть- погибший
• Оглохнуть- оглохший
• Прилипнуть- прилипший
• Замёрзнуть- замёрзший
• Пропахнуть- пропахший

Употребление деепричастий:
• Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью
суффиксов -а, -я: дышать –дыша, решать – решая.
• Невозвратные деепричастия совершенного вида образуются с
помощью суффикса -в: встретить – встретив, купить – купив,
подумать – подумав.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7
• 1) Внимательно читаем предложенные варианты.
• 2) Вычёркиваем правильные формы слова, в которых уверены.
• 3) Определяем, к какой части речи относится слово,
употребленное в неправильной форме.
• 4) Определяем нарушения морфологических признаков с
помощью правил из теории.
• 5) В ответ выписываем исправленное слово.

Читайте также: