Положение об организации внеурочной деятельности 2019 2020 учебный год по фгос в ворд

Обновлено: 07.07.2024

_________ Новиков В.М.

Приказ № 210-од от 30.08.2016 г.

Положение
об организации внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО

Настоящее положение разработано в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».

Приказ Минобрнауки РФ от17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»

Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС НОО Минобрнауки России, утвержденный приказом от 06.10.2009 №373», от 31 декабря 2015 № 1576;

Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС ООО Минобрнауки России, утвержденный приказом от 17.10.2010 №1897», от 31 декабря 2015 № 1577;

1.1. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность для обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Внеурочная деятельность организуется с обучающимися в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)

1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в достижении ожидаемых образовательных результатов обучающихся школы в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования общеобразовательного учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, ореинтируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

  1. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.2. Виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования школы.

3.3. Содержание внеурочной деятельности должно обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования школы.

  1. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность организуется в период после уроков, в каникулярное время.

4.2. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять не более 10 часов в неделю.

4.3. Внеурочная деятельность может быть организована на базе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями школы, педагогами учреждений дополнительного образования, привлеченными специалистами.

4.5. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе содержания внеурочной деятельности.

4.6. Организация внеурочной деятельности осуществляется через реализацию программ дополнительного образования детей и реализацию программ внеурочной деятельности.

4.7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

4.8. Педагоги, реализующие внеурочную деятельность, ведут журналы учета по своим объединениям, фиксируя тематику занятий и посещаемость занятий обучающимися. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

  1. Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности школьников

5.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных результатов различных уровней.

5.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников определяются по трем уровням:

5.6. В структуру программы внеурочной деятельности входят:

5.7. Программа внеурочной деятельности школьников согласуется заместителем директора по УВР

5.8. Утверждение программы внеурочной деятельности школьников осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа.

5.9. Контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.1. Администрация школы:

7.2. Классные руководители:

7.3. Преподаватели внеурочной деятельности:

7.4. Родители (законные представители) учащихся:

7.5. Срок действия настоящего положения – до внесения соответствующих изменений.

1.1. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

1.2. Внеурочная деятельность организуется с обучающимися в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. Тарбагатай.

1.5. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона и осуществляется на основе индивидуального плана внеурочной деятельности обучающегося.

2. Цель и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребёнком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной , предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся организации и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

2.3. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов образования учащихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования школы.

3.2. Внеурочная деятельность может быть организована:

по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, социальное, общественно полезная деятельность, проектная деятельност ь;

по видам деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; турис тско-краеведческая деятельность;

в формах: в формах: ролевые, деловые, познавательные и социально-моделирующие игры, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны и клубы, конференции, детские исследовательские и социальные проекты, внешкольные акции социальной и благотворительной направленности, экскурсии, культпоходы, туристические походы, праздники, выставки, концерты, инсценировки, кружки, секции, конкурсы, соревнования, этические беседы, дебаты, диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, коллективные творческие дела, субботники, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями, сетевое проектирование и др.

3.3. Виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального, основного и среднего общего образования.

3.4. Содержание внеурочной деятельности должно обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального, основного и среднего общего образования школы.

4. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность организуется в период после уроков, в каникулярное время.

4.2. Перерыв между урочной и внеурочной деятельностью в соответствии с СанПиН должен составлять не менее 45 минут.

4.3. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

4.4. Время, отводимое на внеурочную деятельность ежегодно определяется образовательной организацией и фиксируется в годовом учебном графике.

4.5. Чередование учебной и внеурочной деятельности по сменам, в течение каникул в пределах годового учебного графика определяет администрация школы.

4.6. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

4.7 Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

4.8. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

4.9. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Допустимое количество часов в зависимости от уровня общего образования:

до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;

до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.

4.10 Объём часов внеурочной деятельности определяется образовательной организацией с учётом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

4.11 Рабочие программы могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с использованием сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.

4.12 Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Они должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность( в том числе экспедиции, практики), экскурсии, походы, деловые игры и пр

4.13 Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья

4.14.В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

4.15 Внеурочная деятельность в образовательной организации осуществляется с использованием сетевого взаимодействия с различными организациями. В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

4.16. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора.

4.16 В соответствии с ФГОС часть основной общеобразовательной программы может быть реализована на базе организаций дополнительного образования согласно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании РФ»(далее Закон об образовании). При организации внеурочной деятельности возможно использование ресурсов организаций дополнительного образования.

4.17. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями образовательной организации, педагогами учреждений дополнительного образования, привлеченными специалистами.

4.18. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе содержания внеурочной деятельности.

4.19. Педагоги, реализующие внеурочную деятельность, ведут журналы учета по своим объединениям, фиксируя тематику занятий и посещаемость занятий обучающимися.

4.20. Журнал должен содержать следующую информацию: курс внеурочной деятельности, класс, ФИО учащихся, ФИО учителя (педагога).

4.21. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

5. Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности школьников

5.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются на основе положения о рабочей программе предмета (курса), федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы школы и утверждаются научно-методическим советом школы. Возможно использование утверждённых авторских программ.

5.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных и образовательных результатов различных уровней.

5.3. Образовательные результаты внеурочной деятельности обучающихся школы определяются по трем уровням:

Первый уровень результатов (школьник знает и понимает общественную жизнь) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов (школьник ценит общественную жизнь) – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов (школьник самостоятельно действует в общественной жизни) – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы , в открытой общественной среде.

5.4. Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеучебной деятельности;

тематические образовательные программы , направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеучебной деятельности (например, программа патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.);

образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, дающую ребенку опыт самостоятельного социального действия);

образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности;

индивидуальные образовательные программы для учащихся .

5.5. В структуру программы внеурочной деятельности входят:

ожидаемые результаты реализации программы.

5.6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий.

5.7. Программа внеурочной деятельности проходит экспертизу на уровне образовательной организации.

5.8. Утверждение программы внеурочной деятельности школьников осуществляет директор школы с изданием соответствующего приказа.

5.9.Обучающиеся имеют право на зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5.10 Порядок зачёта определён НМС школы и включает следующие этапы:

- составление индивидуального плана внеурочной деятельности совместно с учениками , родителями, классными руководителями;

-проверка и контроль посещения занятий классными руководителями;

-мониторинг и учёт образовательных результатов на основе анкетирования и диагностики с помощью психолого- педагогического инструментария классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом.

-мониторинг и учёт образовательных результатов на основе накопительной оценки «портфолио», в том числе и электронного в школьной интернет сети «Школяры» ( участие в конкурсах, проектах, соревнованиях, научно- практических конференциях и т.д.)

6. Финансирование внеурочной деятельности.

6.1. Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в школе, осуществляется в пределах средств субвенции краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

6.2. Возможно привлечение добровольных родительских пожертвований на развитие материально-технической базы объединений внеурочной деятельности и проведение экскурсионно-досуговых мероприятий.

1.1. Положение о внеурочной деятельности обучающихся 1–11 классов разработано в со­ответствии:

  • • с приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  • • письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельно­сти при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образо­вания";
  • • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа основного общего об­разования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ), в т. ч. через вне­урочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную в первую очередь на достижение обучающимися 1 – 11 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе кото­рой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чув­ствовать, принимать решения и др.

1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах должно:

1.3.1. Учитывать достижения мировой культуры.

  • российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
  • содержанию основного общего образования;
  • современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный под­ход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обуче­ния, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ про­дуктов деятельности обучающихся);

1.3.3. Быть направленным:

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и тради­циям (включая региональные социально-культурные особенности);
  • профилактику асоциального поведения обучающихся;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения твор­ческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  • обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного раз­вития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

1.4. Внеурочная деятельность обучающихся в 1–11 классах организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное) в таких формах, как: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследова­ния, общественно полезные практики и др.

2. Организация внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность в основной школе осуществляется через:

  • • учебный план ОУ, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • • дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);
  • • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • • деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
  • • деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

2.2. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники ОУ. Координирующая роль принадлежит заместителю директора по воспитательной работе и классному руководителю, которые взаимодействуют с другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.

2.3. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно (исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ и ресурсов дополнительного образования детей).

ОУ создает условия для активного участия обучающихся во внеурочной деятельности по всем направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное).

2.5. Финансирование внеурочной деятельности, реализуемой учителями-предметниками основной школы в форме дополнительных образователь­ных модулей и спецкурсов, работы школьного научного общества, а также дополнительных образо­вательных программ ОУ, осуществляется из тарификации или в виде доплат за счет стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ.

Внеурочная деятельность, осуществляемая учреждением дополнительного образования детей, финансируется за счет бюджета этого учреждения.

2.6. Внеурочная деятельность организуется на основании программ, рекомендованных Минобрнауки России или Департаментом образования Псковской области.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании внешней рецензии.

2.7. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учеб­ного года.

2.8. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

2.9. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут ис­пользоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивный залы, библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.

2.10. Образовательным учреждением для развития потенциала одаренных детей и детей с огра­ниченными возможностями здоровья могут быть разработаны, на основании заявления родителей (законных представителей), индивидуальные планы внеурочной деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекоменда­циями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

2.11. Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме – от 10 чел.

3. Требования к программам внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика курса
  • Личностные и метапредметные результаты освоения курса
  • Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • Содержание курса внеурочной деятельности
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.

На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:

  • наименование ОУ;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы внеурочной деятельности;
  • направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу;
  • возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;
  • срок реализации;
  • Ф. И. О., должность автора (авторов);
  • год разработки.

В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах не­обходимо раскрыть следующие вопросы:

  • актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности - ори­ентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности младших школь­ников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
  • цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать требовани­ям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;
  • формы и режим занятий;

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (по­знавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компе­тенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:

  • специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта (открытию социально-культурного знания);
  • опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);
  • опыт презентации индивидуального продукта.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязатель­ное количество таких сертификационных испытаний не должно быть больше четырех за учебный год.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выстав­ки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень ведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому направлению внеурочной дея­тельности за учебный год должно пройти не менее четырех мероприятий на уровне ОУ.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать пере­чень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды и формы организации занятий.

Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможно описание организации деятельности учащихся по формированию УУД. (В календарно-тематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, должны быть указаны: название и форма мероприятия, сроки проведения, видов деятельности обучающихся, ре­сурсы и предполагаемый результат).

В разделе "Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса" указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.)

Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы можно поместить краткие методические рекомендации по организации и проведению игр, бесед, походов, экс­курсий, конкурсов, конференций, лабораторных и практических работ, по постановке экспери­ментов или опытов и т. п.; дидактический и лекционный материал, методики исследовательских работ, тематика опытни­ческой или исследовательской работы и т. п.

4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

4.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
  • оценку эффективности деятельности ОУ.

4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

1.2. Данное положение регламентирует порядок нормирования и учета, организации внеурочной деятельности, а также определяет ее формы и виды и разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных общеобразовательных программ, улучшения качества предоставления образовательных и воспитательных услуг в БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №110».

1.3. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся в классах, реализующих ФГОС, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

1.4. Внеурочная деятельность – часть учебного плана ФГОС НОО и ООО. В соответствии с ФГОС НОО и ООО время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объема финансирования, направляемых на реализацию ООП. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на каждый уровень обучения. План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся НОО и ООО.

1.5. Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются в пояснительной записке основной образовательной программы. План внеурочной деятельности включается отдельным разделом в основную образовательную программу.

1.6. Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности включается в раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов». Особенности внеурочной деятельности должны быть отражены в Программе духовно-нравственного развития, Программе воспитания и социализации, Программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

1.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе заключения договоров о сотрудничестве.

  1. Цель и задачи внеурочной деятельности

2.1.Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности

2.2. Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

2.3.Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, научных мероприятий.

2.4.Организация социально-психологической поддержки участников образовательного процесса.

2.5.Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения в молодежной среде.

2.6.Проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новый уровень обучения.

2.7.Содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 и 5-9 классов в соответствии с основой образовательной программой.

  1. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1.Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой НОО и ООО в образовательном учреждении.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное;
  • Духовно-нравственное;
  • Общекультурное;
  • Общеинтеллектуальное;
  • Социальное.

Проектная деятельность (является составляющей любого направления).

3.2. Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

3.2. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, факультативы, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, проекты, общественно-полезная практика, интеллектуальные клубы, библиотечные вечера, конкурсы, викторины, познавательные игры и др.

  1. Порядок организации внеурочной деятельности

4.1. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в школе, определяется учебным планом на текущий учебный год. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательного процесса школы в ходе достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и возможностями школы по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном году, но не более 10 часов в неделю на класс.

4.2. Внеурочная деятельность организуется на базе школы. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, старшей вожатой и др.), педагогами учреждений дополнительного образования (по согласованию).

4.3. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) с 1 сентября по 31 мая.

4.4. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом фамилия данного учащегося вписывается в «Списочный состав» данного объединения.

4.5. Работа внеурочной деятельности осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и рабочих программ, утвержденных директором школы.

4.6. Учебный год в школе с внеурочной деятельностью определяется учредителем. Во время весенних и летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено рабочими программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

4.7. Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально.

4.8. Продолжительность занятий – 45 минут. Продолжительность занятий внеурочной деятельности регламентируется действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами Сан ПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю.

4.9. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора двигательно- активных, физкультурно-спортивных занятий. Оптимальным является посещение не более 2-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно быть двигательно-активным.

4.10. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

4.11. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

4.12. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами и утверждаются школой самостоятельно решением ПС. Вышеперечисленные программы могут быть авторскими и модифицированными.

4.14. Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из учеников параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательного процесса (законных представителей) обучающегося.

4.15. Проведение занятий (темы занятий) и учет посещения их учащимися необходимо фиксировать в отдельном журнале. Журнал заводится на один класс или на параллель классов. Порядок ведения, хранения журнала внеурочной занятости аналогичен правилам ведения классных журналов.

4.16. К педагогическим и иным работникам, организующим внеурочную деятельность обучающихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационным характеристикам по должности.

  1. Управление внеурочной деятельностью

5.1.Общее руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе осуществляют заместители директора на основе своих должностных обязанностей.

5.2. Организация внеурочной деятельности с обучающимися занимается классный руководитель на основании «Положения о классном руководстве» и своих должностных обязанностей.

5.3. Внеурочная работа осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым руководителем общеобразовательного учреждения.

5.4. К организации внеурочной деятельности могут привлекаться педагоги из учреждений дополнительного образования .

  1. Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

  1. Учёт внеурочных достижений обучающихся

7.1. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

7.2. Основными задачами составления портфолио являются:

  • систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
  • создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
  1. Порядок оплаты внеурочной деятельности

8.1. Урочная и внеурочная деятельность являются равными составляющими основной образовательной программы и приводят к достижению определённых результатов.

8.2. Оплата часов внеурочной деятельности производится в соответствии с тарификацией из средств фонда оплаты труда школы.

9.1. Администрация школы:

Организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности, контроль выполнения программ внеурочной деятельности, контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

9.2 Классные руководители:

В своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя.

Осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеурочной деятельности.

9.3 Преподаватели внеурочной деятельности:

Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями.

9.4. Родители (законные представители) учащихся:

Несут ответственность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

10.1. Положение вступает в силу с момента его подписания.

10.2. Изменения и дополнения в данное положение могут быть внесены решением Педагогического Совета школы.

Читайте также: