Преобразовать область в поверхность в автокаде

Обновлено: 07.07.2024

В общем случае областями в AutoCAD называются объекты, образованные путем соединения в замкнутый контур нескольких простых фигур. Другими словами – это двухмерный объект, который ограничен замкнутой границей и имеет «внутреннее пространство».

Любой плоский замкнутый контур (окружность, замкнутую полилинию, отрезки в форме замкнутой ломаной и другие подобные им объекты) можно преобразовать в область. Для этого в AutoCAD используется команда Region, которой соответствует кнопка Region (Область), расположенная в инструментальной группе Draw (Рисование) вкладки Ноте (Главная).

Примечание. Границами области, образованной командой Region, могут быть только попарно соединенные прямолинейные и криволинейные объекты, имеющие общие граничные точки. Любые пересечения или самопересечения объектов не допускаются, в противном случае AutoCAD просто проигнорирует команду.

Одной командой может быть создано несколько областей, если указанные пользователем объекты соответствуют необходимым требованиям. По окончании выбора объектов команда Region сообщает о количестве созданных областей (например, 1 Region created) и количестве распознанных объектов, участвующих в создании области (например, Specify opposite corner: 7 found). На рис. 6.26а показан пример контура, который затем был преобразован в область (рис. 6.266).

i_287

В представленной ниже последовательности строк показано, каким образом было реализовано преобразование замкнутого контура в область.

Command: Region
Select objects: <Выделение объектов, участвующих в образовании области (при выборе нескольких объектов можно использовать рамку выделения)>
Specify opposite corner: 7 found
Select objects: J 1 loop extracted. 1
Region created.

СОЗДАНИЕ ОБЛАСТИ ИЗ ПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ. КОМАНДА BOUNDARY

Для получения области из контура, образованного пересечением набора других объектов (других областей, линий, дуг и т.д.), применяется команда Boundary, которая может быть также вызвана кнопкой Boundary (Контур), расположенной в инструментальной группе Draw (Рисование) вкладки Ноте (Главная).

Выбор данной команды приводит к выводу на экран (рис. 6.34) специального диалогового окна Boundary Creation (Создание контура).

Команда Boundary похожа на команду Region. Отличие заключается в том, что после образования вновь созданной области исходные объекты не удаляются. Например, на рис. 6.27 показана группа пересекающихся объектов, из которой затем была извлечена область.

i_289

i_290

В представленной ниже последовательности строк показано, каким образом было осуществлено преобразование трех пересекающихся объектов (рис. 6.28) в область:

Command: Boundary
<В появившемся диалоговом окне Boundary Creation (Создание контура) необходимо в списке Boundary Set (Выбор объектов контура) нажать кнопку New (Новая группа)>
Select objects: <Выделение объектов, участвующих в образовании области (при выборе нескольких объектов можно использовать рамку выделения)>
Specify opposite corner: 3 found
Select objects: J
Analyzing the selected data…

<В появившемся диалоговом окне Boundary Creation (Создание контура) в зоне Object type (Тип объекта) из раскрывающегося списка следует выбрать тип объекта (полилиния или область), который будет создан, а затем нажать кнопку Pick Points (Указание точек внутри контура)>

Select internal point: <Выбор точки внутри создаваемой области>
Analyzing internal islands…
Select internal point: J
Boundary created 1 polyline

ОПЕРАЦИИ С ОБЛАСТЯМИ

С областями возможны операции объединения, вычитания и пересечения. Для этого предназначены соответственно команды Union, Subtract и Intersect.
При выборе команды Union AutoCAD предложит выбрать объекты для объединения. Если выбранные фигуры не являются областями, команда просто не выполнится.
На рис. 6.29 показан пример объединения двух областей в одну (слева – объекты до объединения, справа – новая область). Видно, что области объединяются по общим внешним границам. После выполнения команды область является единым объектом (даже если она имеет вырезы, или в случае объединения непересекающихся объектов).

i_293

При выборе команды Subtract AutoCAD предложит выбрать две группы объектов, и по окончании выбора группа, выделенная на втором этапе, вычитается из первой (рис. 6.30 – слева изображены объекты до объединения, а справа – новая область).

В представленной ниже последовательности строк показано, каким образом было осуществлено преобразование трех пересекающихся областей (рис. 6.30) в новую область:

Command: Subtract
Select solids and regions to subtract From …
Select objects: <Выделение области (областей), из которой следует вычесть ее часть (например прямоугольник)>
Select objects: J
Select solids and regions to subtract…
Select objects: <Выделение области (областей), которые требуется вычесть (например две окружности)>
Select objects: J

i_294

Примечание. Команда Subtract используется преимущественно для создания отверстий, как, например, на рис. 6.30.

При выборе команды Intersect AutoCAD предложит выбрать группу объектов и по окончании выбора создаст новую область, образованную наложением общих частей. При этом непересекающиеся части будут удалены.

Если выделенные объекты вообще не пересекаются, команда Intersect все равно выполнится, но в результате объекты будут удалены. В приведенном примере (рис. 6.31) слева изображены объекты до пересечения (а), а справа – новая область (б).

AutoCAD позволяет преобразование поверхностей и объектов, обладающих толщиной, в 3D тела.

Есть несколько типов объектов, которые с помощью команды ПРЕОБРВТЕЛО можно преобразовать в выдавленные 3D тела. К этим объектам относятся замкнутые полилинии и круги, обладающие толщиной, а также сети и поверхности .

Несколько смежных объектов не получиться преобразовать в тело. Но тот же результат можно получить, если вначале объединить эти объекты. Например, выполняется расчленение 3D твердотельного ящика на области. Вначале с помощью ПРЕОБРВПВРХ следует преобразовать каждую область в поверхность. Затем с помощью команды ОБЪЕДИНЕНИЕ формируется сложный объект-поверхность. Наконец, с помощью команды ПРЕОБРВТЕЛО поверхность преобразуется в тело.

При преобразовании объектов-сетей в 3D тела форма нового твердотельного объекта приблизительно соответствует исходному объекту-сети, но не является его точной копией. В некоторой степени управлять этим различием можно путем указания, будет ли результат сглаженным или фасетчатым (SMOOTHMESHCONVERT). Кром е того, можно определить необходимость слияния (оптимизированного) получившихся в результате граней.

Есть объекты, которые невозможно преобразовать в 3D тело:

  • Сеть с зазорами между гранями. Редактирование с помощью гизмо может иногда приводить к появлению между гранями зазоров или отверстий. В некоторых случаях зазоры можно закрыть с помощью операции сглаживания объекта-сети.
  • Сеть, имеющая само пересекающиеся контуры. Если в результате внесенных изменений одна или несколько граней объекта-сети взаимно пересекаются, преобразование этого объекта в 3D тело невозможно.

В некоторых случаях сеть, которую невозможно преобразовать в твердотельный объект, можно преобразовать в поверхность.

Придание толщины поверхностям для преобразования их в 3D тела

С помощью команд ы ТОЛЩИНА можно преобр азовывать объекты 3D поверхности в 3D тела.

Выберите объекты, которые требуется преобразовать, а затем нажмите ENTER.

Создание плоской поверхности на основе существующего объекта

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Моделирование" ➤ "Плоская

На вкладке "Сетевое моделирование" ➤ , на панели "Преобразовать сеть"

■ Гладкая, с оптимизацией. В результате будет получена сглаженная модель

с гранями, прошедшими операцию слияния (SMOOTHMESHCONVERT =

■ Гладкая, без оптимизации. В результате будет получена сглаженная

модель, обладающая тем же количеством граней, что и исходный

■ Многогранная, с оптимизацией.В результате будет получена угловая

модель с плоскими гранями, прошедшими операцию слияния

■ Многогранная, без оптимизации.В результате будет получена угловая

модель, обладающая тем же количеством граней, что и исходный

Перейдите на вкладку "Сетевое моделирование" ➤ панель "Преобразовать

Создание плоской поверхности посредством задания углов поверхности

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Моделирование" ➤ "Плоская

Разбиение составного объекта на отдельные компоненты.

Указывает на действие, которое необходимо выполнить над геометрией,

использовавшейся для создания 3D объектов: сохранить или удалить.

Устанавливает, будут ли объекты-сети, преобразуемые в 3D тела или поверхности,

сглаженными или многогранными, а также будет ли выполняться объединение

Создайте новые составные 3D объекты или выполните разрезание объектов с

Создание составных 3D объектов выполняется путем объединения, вычитания

или нахождения массы пересечения двух или нескольких 3D тел, поверхностей

Составные тела создаются из двух или нескольких тел, поверхностей или областей

с помощью любой из следующих команд: ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ и

По умолчанию для 3D тел в журнале регистрируются исходные профили 3D тел.

Этот журнал позволяет видеть исходные формы, из которых получены составные

тела. Объекты-поверхности не сохраняют информацию об исходных объектах, из

которых они получены. Для получения дополнительных сведений см. раздел

Отображение исходных форм составных тел на стр. 1409.

Есть три способа создания составных тел, поверхностей или областей:

С помощью команды ОБЪЕДИНЕНИЕ можно объединить в одно целое объемы

С помощью команды ВЫЧИТАНИЕ из набора тел удаляются те части объема,

которые принадлежат другому набору тел. Например, команду ВЫЧИТАНИЕ

можно использовать для получения отверстий в механических деталях путем

С помощью команды ПЕРЕСЕЧЕНИЕ можно построить сложное тело,

занимающее объем, являющийся общим для нескольких пересекающихся

тел. Команда ПЕРЕСЕЧЕНИЕ позволяет удалить неперекрывающиеся части и

Создание составных тел из объектов смешанных типов

Наряду с созданием составных объектов из объектов одного и того же типа можно

создавать сложные объекты, используя поверхности и тела.

■ Смешанное пересечение. Объединение тела и поверхности путем пересечения

■ Смешанное вычитание. Вычитание 3D тела из поверхности приводит к

образованию поверхности. Но вычесть поверхность из объекта 3D тела

■ Смешанное объединение. Объединение 3D тела и поверхности выполнить

Если набор объектов содержит и допустимые, и недопустимые для компоновки

объекты, недопустимые объекты игнорируются. Например, если при использовании

команды ВЫЧИТАНИЕ вначале выбирается объект-тело, которое надлежит

изменить, а затем тело и поверхность, подлежащие вычитанию, то операция

Создание составных объектов-сетей невозможно. Но если данный набор объектов

содержит объекты-сети, их можно преобразовать в 3D тела или поверхности и

продолжить операцию. Если сеть является непроницаемой (т.е. заключает объем

при отсутствии зазоров), она преобразуется в твердотельный объект. Если сеть

Если набор смешанных объектов содержит области, то они игнорируются.

Выберите 3D тело, поверхность или область, подлежащие объединению.

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Вычесть".

Выберите 3D тело, поверхность или область, из которых следует произвести

Выберите 3D тело, поверхность или область, которые следует вычесть.

Создание составного объекта из пересечения с другими объектами

Выберите вкладку "Исходный вид" ➤ панель "Редактирование

Выберите 3D тело, поверхность или область для пересечения. Нажмите

Создание 3D тела, поверхности или 2D области из перекрывающихся тел,

Объединение выбранных 3D тел, поверхностей или 2D областей путем вычитания.

Объединение выбранных 3D тел, поверхностей или 2D областей путем сложения.

Управляет свойством "Показать журнал" для тел на чертеже.

Управляет установкой свойства журнала по умолчанию для новых и

Создание новых 3D тел или поверхностей выполняется путем разрезания

При использовании команды РАЗРЕЗ для разрезания 3D тела или поверхности

секущую плоскость можно задать несколькими способами. Например, в качестве

секущей плоскости можно задать три точки, ось, поверхность или плоский объект.

Можно сохранить в чертеже одну из частей разрезанного объекта или обе части.

Разрезанные 3D тела не несут в себе информации об исходных формах, из которых

они получены. От исходных объектов в них сохраняются свойства слоя и цвета.

Список всех объектов, которые могут использоваться для выполнения операции

Чтобы задать секущую плоскость, используемую для разрезания 3D твердотельного

■ Указание точек. Принятый по умолчанию способ заключается в указании двух

точек, определяющих секущую плоскость, которая перпендикулярна текущей

■ Разрез вдоль плоскости текущей ПСК. Следует указать, какая плоскость будет

■ Разрез вдоль оси Z . Укажите начальную точку разреза, проходящего вдоль

■ Задайте поверхность, которая будет действовать в качестве секущей

плоскости. Выберите поверхность, которая будет действовать в качестве

секущей плоскости. Сети, созданные с помощью команд П-КРОМКА, П-ВРАЩ,

■ Разрез вдоль плоскости 2D объекта. Выберите круг, эллипс, кругообразную

или эллипсообразную дугу, сплайн или сегмент полилинии, которые будут

■ Построение сечений и 2D чертежей из 3D моделей на стр. 1449

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Разрез".

Выберите 3D тело или поверхность для разреза. Нажмите клавишу Enter.

Укажите две точки для определения режущей плоскости.

Укажите, какая сторона сохраняется, или введите о (Оба) для сохранения

Использование плоского объекта для разрезания тел или поверхностей

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Разрез".

Выберите 3D тело или поверхность для разреза. Нажмите клавишу Enter.

В командной строке введите о (Объект). Нажмите клавишу Enter.

Выберите круг, эллипс, дугу, 2D сплайн или 2D полилинию для использования

Укажите, какая сторона сохраняется, или введите о (Оба) для сохранения

Использование поверхности для разрезания тел или поверхностей

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Разрез".

Выберите 3D тело или поверхность для разреза. Нажмите клавишу Enter.

Выберите поверхность для использования в качестве режущей плоскости.

Укажите, какая сторона сохраняется, или введите о (Оба) для сохранения

Создание новых 3D тел и поверхностей путем срезания или разделения

Найдите области, в которых имеются пересечения или наложения 3D тел или

Проверка зон взаимодействия в моделях, состоящих из наборов 3D тел или

поверхностей, осуществляется с помощью команды ВЗАИМОД. Можно сравнить

два набора объектов или проверить все 3D тела и поверхности, имеющиеся в

При проверке взаимодействий создаются временные объекты-тела или

поверхности и выделяются области пересечения моделей.

Если набор объектов содержит и 3D тела, и поверхности, то полученным в

результате объектом взаимодействия будет поверхность.

Для объектов-сетей проверка взаимодействий не выполняется. Но если

объекты-сети выбраны, их можно преобразовать в объект-тело или поверхность

Во время операции проверки можно в диалоговом окне "Проверка взаимодействий"

циклически переключаться между объектами взаимодействий и выполнять их

масштабирование. В этом окне можно также указать, следует ли удалять временные

объекты, создаваемые во время проверки взаимодействий.

Существуют следующие способы проверки пространственных взаимодействий:

■ Определение одного набора объектов. Осуществляется проверка

взаимодействий всех 3D тел и поверхностей, содержащихся в одном наборе

■ Определение двух наборов объектов. Осуществляется проверка

взаимодействий между объектами из первого набора и объектами из второго

■ Указание отдельных тел, помещенных в блоки или во внешние ссылки. 3D

тела или поверхности, помещенные в блоки и во внешние ссылки, выбираются

по отдельности и сравниваются с другими объектами данного набора объектов.

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Проверка

Выберите первый набор 3D тел и поверхностей модели. Нажмите клавишу

Выберите второй набор 3D тел и поверхностей модели. Нажмите клавишу

Отображается диалоговое окно "Проверка взаимодействий". Области

взаимодействия отображаются как новые выделенные твердотельные

Кнопки "Следующий" и "Предыдущий" в диалоговом окне "Проверка

взаимодействий" служат для циклического перебора объектов

Чтобы сохранить новые объекты взаимодействий после закрытия диалогового

окна "Проверка взаимодействий", следует снять флажок "При закрытии

Если флажок "При закрытии удалить объекты взаимодействий" установлен,

Выберите вкладку "Главная" ➤ панель "Редактирование тела" ➤ "Проверка

В диалоговом окне "Параметры взаимодействий" измените значение любого

Создание временного 3D тела из пересечения двух наборов выбранных 3D тел.

Устанавливает стиль отображения объектов взаимодействий.

Задает стиль отображения видового экрана во время проверки пространственных

Для создания сетей используются примитивные формы или выполняется

заполнение пространства между точками на других объектах.

Тесселяция сетей предоставляет расширенные возможности более детального

Начиная с AutoCAD 2010, принимаемый по умолчанию тип объекта-сети может

быть подвергнут сглаживанию, сгибанию, разделению и уточнению. Наряду с

сохранившейся от предыдущих версий возможностью создания типов

многогранной и полигональной сети, можно выполнить преобразование в более

новый тип объекта-сети, что дает более предсказуемые результаты.

■ Создание сетевых примитивов. Создание стандартных форм, таких как ящики,

■ Создание сети на основе других объектов. Создание объектов-сетей

соединения, сдвига, вращения или сетей, определяемых кромкой, контуры

которых определяются другими объектами или точками (П-СОЕД, П-СДВИГ,

■ Преобразование из объектов других типов. Преобразование существующих

моделей тела или поверхности, включая составные модели, в объекты-сети

Кроме того, можно преобразовать сеть, принадлежащую к стилю предыдущей

■ Создание пользовательских сетей (предыдущие версии). Для создания

полигональных сетей, которые обычно описываются программами AutoLISP

(используемыми для создания разомкнутой сети), используется команда

3DСЕТЬ. Для создания сети с несколькими вершинами, определяемыми

заданными пользователем координатами, используется команда ПГРАНЬ. Хотя

возможность создавать полигональные и многогранные сети, как в предыдущих

версиях, сохраняется, рекомендуется выполнять преобразование в объект-сеть

улучшенного типа, предоставляющий более широкие возможности

Тесселяция - это набор плоских фигур, образующих объект-сеть. Тесселяционные

секции, которые видны на невыбранных объектах-сетях, обозначают ребра

доступных для редактирования граней сети. (Чтобы эти секции отображались в

визуальном стиле "3D скрытый" или "Концептуальный", для VSEDGES должно быть

Когда выполняется сглаживание и уточнение объектов-сетей, повышается

плотность тесселяции (количество тесселяционных секций).

■ Сглаживание. Повышение степени приближения поверхности сети к округлой

форме. Степени сглаживания выбранных объектов можно повышать

фиксированными приращениями или путем изменения степени сглаживания

в палитре свойств. Степень сглаживания 0 (нуль) является самым низким

уровнем сглаживания объекта-сети. Степень сглаживания 4 соответствует

■ Уточнение. Четырехкратное увеличение количества секций в выбранном

объекте-сети или в выбранном подобъекте, например в грани. Кроме того, при

уточнении текущая степень сглаживания принимает значение 0, в результате

чего резкость граней объекта не может быть увеличена за пределы этой

степени. Поскольку при уточнении плотность сети значительно увеличивается,

может возникнуть необходимость применения этой опции только к областям,

требующим подробной детализации. Уточнение также позволяет выполнять

шаблонное формирование мелких секций, что не оказывает большого влияния

Хотя сеть с наивысшей степенью уточнения увеличивает возможности внесения

детальных изменений, в то же время она может снизить производительность

работы программы. Установка максимальных значений степени сглаживания,

количества граней и уровней сетки позволит предотвратить создание сетей со

слишком высокой плотностью, эффективное изменение которых затруднено.

(Следует использовать команды SMOOTHMESHMAXLEV, SMOOTHMESHMAXFACE

Устанавливать принимаемые по умолчанию значения, управляющие рядом свойств

сети, можно как перед созданием объектов-сетей, так и после этого.

■ Диалоговое окно "Параметры сетевых примитивов". Установка плотности

тесселяции (количества секций деления) для каждого размера каждого типа

■ Диалоговое окно "Параметры тесселяции сети". Установка настроек по

умолчанию для 3D тел и поверхностей, подлежащих преобразованию в сеть.

Параметры определяют степень приближения при повторении гранями сети

формы объекта и степень сглаживания. Кроме того, можно установить, чтобы

настройки, содержащиеся в диалоговом окне "Параметры сетевых примитивов",

имели приоритетное значение при выполнении преобразований объектов.

■ Палитра свойств. Изменение свойств как объекта-сети, так и его подобъектов,

Редактирование трехмерных объектов

Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления.

Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 14.1).


Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DMOVE:

Select objects: – выбрать объекты для переноса

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify base point or [Displacement] <Displacement>: – указать базовую точку

Specify second point or <use first point as displacement: – указать вторую точку или считать перемещением первую точку


Рис. 14.1. Инструменты для редактирования трехмерных объектов

Инструмент ручки перемещения отображается в заданной базовой точке. Для ограничения движения перемещением по осям необходимо нажать ручку оси.

Поворот вокруг оси


Команда 3DROTATE вращает объекты вокруг базовой точки, при этом на трехмерном виде отображает ручку поворота. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DR0TATE:

Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК

Select objects: – выбрать объекты для поворота

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: – указать базовую точку

Pick a rotation axis: – указать ось вращения

Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла

Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла

Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси.

Запросы команды ROTATE3D:

Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point on axis or define axis by [Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: – указать первую точку оси

Specify second point on axis: – указать вторую точку оси

Specify rotation angle or [Reference]: – указать угол поворота

Ключи команды ROTATE3D:

? Object – поворот вокруг выбранного объекта;

? Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;

? View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;

? Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X, Y или Z и проходящей через заданную точку;

? 2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.

Зеркальное отображение относительно плоскости


Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror.

Запросы команды MIRROR3D:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку плоскости отражения

Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения

Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения

Delete source objects? [Yes/No] <N>: – удалять ли исходные объекты

Ключи команды MIRROR3D:

? Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;

? Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;

? Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;

? XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку;

? 3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.

Плоскость отображения может представлять собой: плоскость построения двумерного объекта; плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку; плоскость, определяемую тремя указанными точками.

Размножение трехмерным массивом


Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array. Запросы команды 3DARRAY:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: – указать тип массива

Enter the number of rows (– ) <1>: – указать число рядов

Enter the number of columns (|||) <1>: – указать число столбцов

Enter the number of levels (. ) <1>: – указать число уровней

Specify the distance between rows (– ): – указать расстояние между рядами

Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами

Specify the distance between levels (. ): – указать расстояние между уровнями

Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R – выбрать круговой тип массива

Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве

Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) <360>: – указать угол заполнения

Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: – указать, поворачивать ли объекты массива

Specify center point of array: – указать центральную точку массива

Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота

Обрезка и удлинение трехмерных объектов

Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны – режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство.

Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.

При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

Сопряжение трехмерных объектов

В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

? если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;

? если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.

Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 14.2).


Рис. 14.2. Формирование сечения

Запросы команды SECTION:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify first point on Section plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости

Ключи команды SECTION:

? Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии;

? Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z;

? View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой;

? XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК;

? YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК;

? ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК;

? 3points – задание секущей плоскости по трем точкам.

По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек.


Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 14.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice.


Рис. 14.3. Формирование разреза

Запросы команды SLICE:

Select objects to slice: – выбрать объекты

Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify start point of slicing plane or [planar Object/Surface/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на режущей плоскости

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify a point on desired side or [keep Both sides] <Both>: – указать точку с нужной стороны от плоскости

Ключи команды SLICE:

? Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии;

? Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку;

? XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY, YZ или ZX и проходящую через заданную точку;

? 3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки;

? keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела.

Преобразование в тело


Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid.

В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты:

? полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту;

? замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

? окружности, обладающие высотой.

Системная переменная DELOBJ определяет, будут ли выбранные пользователем объекты удалены после создания тела или будет выдана подсказка на удаление объектов.

Преобразование в поверхность


Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Surface.

В поверхности можно преобразовать следующие объекты: двумерные фигуры; области; разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту; отрезки, имеющие высоту; дуги, имеющие высоту; плоские трехмерные грани.

Снятие фасок на гранях


Команда CHAMFER осуществляет снятие фасок (скашивание) на пересечениях смежных граней тел, как и в двумерном пространстве. Команда вызывается из падающего меню Modify > Chamfer или щелчком на пиктограмме Chamfer на панели инструментов Modify. При использовании команды необходимо вначале выбрать базовую поверхность, затем ввести размеры фаски и выбрать ребра (рис. 14.4).


Рис. 14.4. Пример снятия фаски с тела

Запросы команды CHAMFER:

(TRIM mode) Current chamfer Dist1 = 10.0000, Dist2 = 10.0000 – параметры фаски

Select first line or [Undo/Polyline/Distance/Angle/Trim/mEthod/Multiple]: – выбрать первый отрезок или один из ключей

Base surface selection. – выбирается базовая поверхность

Enter surface selection option [Next/OK (current)] <OK>: – нажать клавишу Enter, если подсвечена нужная поверхность.

Если требуется другая поверхность, следует ввести N, для того чтобы подсветить смежную поверхность, а затем нажать клавишу Enter

Specify base surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для базовой поверхности

Specify other surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для другой поверхности

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Ключи команды CHAMFER:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – построение фасок вдоль всей полилинии;

? Distance – задание длин фасок, то есть расстояний от выбранного пересечения до концов линии фаски;

? Angle – задание в качестве параметров фаски одной из ее длин и величины угла;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные грани по конечным точкам фаски;

? mEthod – определяет, используются ли для построения фаски значения двух длин или значение длины и величины угла;

? Multiple – создает фаски для кромок нескольких наборов объектов.


Команда FILLET осуществляет плавное сопряжение (скругление) граней, как и в двумерном моделировании (рис. 14.5). Для скругления тел можно воспользоваться несколькими способами. Во-первых, так же, как и для плоских объектов, можно задать радиус и затем указать ребра. Второй путь – указать радиус скругления для каждого ребра. И наконец, еще один способ – скруглять последовательность касательных ребер. Команда вызывается из падающего меню Modify > Fillet или щелчком на пиктограмме Fillet на панели инструментов Modify.

Запросы команды FILLET:

Current settings: Mode = TRIM, Radius = 10.0000 – текущие настройки

Select first object or [Undo/Polyline/Radius/Trim/Multiple]: – выбрать первый объект

Enter fillet radius <10.0000>: – указать радиус сопряжения

Select an edge or [Chain/Radius]: – выбрать ребро

Select an edge or [Chain/Radius]:

Select an edge or [Chain/Radius]: – нажать клавишу Enter для завершения работы команды


Рис. 14.5. Пример скругления тела

Ключи команды FILLET:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – строит дуги сопряжения во всех точках пересечения линейных сегментов двумерной полилинии;

? Radius – задание радиуса сопрягающей дуги;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные кромки по конечным точкам дуги сопряжения;

Читайте также: