При написании программы смены дня и ночи учеником были допущены синтаксические ошибки

Обновлено: 07.07.2024

Определение синтаксической ошибки

Соответствие программы и вводимых пользователем данных

В соответствии с языком программирования, когда синтаксис, добавленный во время программирования, и исходный код, который вы добавили, не соответствуют запрограммированному формату, появляется синтаксическая ошибка.

Ошибки кодирования и синтаксиса

Когда появляется синтаксическая ошибка, это в некотором смысле помогает программисту еще раз просмотреть свою программу и обнаружить свои ошибки в кодах, которые они добавили. До тех пор, пока исходный код не будет в порядке, с правильным написанием и правильной пунктуацией, вы не сможете перейти к следующему этапу программирования.

Что вызывает синтаксические ошибки?

Синтаксическая ошибка обычно возникает, когда пользователь не добавляет правильную пунктуацию или правильный код, поскольку он должен быть точным на языке программирования. Даже если один алфавит в коде отсутствует, вы будете перенаправлены на синтаксическую ошибку.

При добавлении команды пользователям очень важно сосредоточиться на орфографии, а также на пунктуации.

Почему следует опасаться синтаксической ошибки?

Компьютерный язык сильно отличается от других форм языка. На этом языке построена целая программа. Например, если вам нужно создать веб-страницу, и если вы упустили важные варианты написания и пунктуации при программировании, вы не сможете заставить веб-страницу работать на другом конце. Чтобы избежать таких обстоятельств, нужно избегать ошибок в командах. Чтобы программа продолжала работать или она работала правильно, нужно избегать синтаксических ошибок.

Чем синтаксическая ошибка отличается от других ошибок кодирования?

Логические ошибки не выделяются компилятором, потому что они фактически соответствуют синтаксису языка вычислений. Вот почему компилятору очень сложно обнаружить логическую ошибку в своей программе.

Тот факт, что компилятор не может распознать логическую ошибку, которая соответствует синтаксису вычислительного языка, не означает, что программа будет работать без сбоев. Будут ошибки, и это логические ошибки, которые компилятору сложно выделить.

Типы распространенных орфографических и пунктуационных ошибок, которые вы можете допустить

  • Существует высокая вероятность того, что вы пропустите точку с запятой при написании кода.
  • Поскольку скорость набора текста у людей, создающих программы и кодирующих, довольно высока, есть вероятность, что они могут неправильно написать слово при быстром завершении кодирования. Например, вместо того, чтобы писать const, программист записывает стоимость. Это может показаться небольшой ошибкой, но это помешает вашей программе двигаться вперед.
  • Вы можете даже забыть закрыть функцию, добавив закрывающую скобку. Это также покажет синтаксическую ошибку, поскольку вы пропустили скобку. Например, ваша команда была:

результат = (SecondVal –firstVal / 3)

Но вы пропустили последнюю скобку и написали:

результат = (SecondVal –firstVal / 3

Это перенаправит вас к синтаксической ошибке, поскольку вы пропустили скобку.

Ошибки, которые обнаруживает компилятор, называют синтаксическими ошибками или ошибками компиляции. Синтаксические ошибки являются результатом ошибок в конструкции кода, таких как неправильное написание ключевого слова, пропуск необходимого знака пунктуации или использование открывающей фигурной скобки без соответствующей закрывающей фигурной скобки. Эти ошибки обычно легко обнаружить, поскольку компилятор говорит вам, где они находятся и что стало их причиной. Пример программы с синтаксической ошибкой:

Попытка компиляции приведённого кода:


Будет сообщено о четырёх ошибках, но в действительности программа содержит две ошибки:

  • Во второй строке отсутствует ключевое слово void перед main
  • Строка Welcome to Java должна быть закрыта закрывающей кавычкой в третьей строчке программы

2. Ошибки во время выполнения

Ошибки во время выполнения – это ошибки, которые приводят к ненормальному обрывы работы программы. Они возникают во время работы программы, если среда обнаруживает операцию, которую невозможно выполнить. Обычно ошибки ввода становятся причинами ошибок во время выполнения. Ошибки ввода возникают, когда программа ожидает от пользователя ввода значения, но пользователь вводит величину, которую программа не может обработать. Например, программа ожидает получение числа, но вместо этого пользователь вводит строку, это приводит к ошибкам в программе, связанным с типами данных.

Другой пример ошибок во время выполнения – это деление на ноль. Это происходит, когда в целочисленном деление делитель равен нулю. Пример программы, которая вызовет ошибку во время выполнения:


3. Логические ошибки

Логические ошибки происходят, когда программа неправильно выполняет то, для чего она была создана. Ошибки этого рода возникают по многим различным причинам. Допустим, вы написали программу, которая конвертирует 35 градусов Цельсия в градусы Фаренгейта следующим образом:


Вы получите 67 градусов по Фаренгейту, что является неверным. Должно быть 95.0. В Java целочисленное деление показывает только часть – дробная часть отсекается, по этой причине в Java 9 / 5 это 1. Для получения правильного результата, нужно использовать 9.0 / 5, что даст результат 1.8.

4. Распространённые ошибки

Пропуск закрывающей фигурной скобки, пропуск точки с запятой, пропуск кавычки для строки и неправильное написание имён – всё это самые распространённые ошибки для новых программистов.

Частые ошибки 1: Пропущенные фигурные скобки

Фигурные скобки используются для обозначения в программе блоков. Каждой открывающей фигурной скобке должна соответствовать закрывающая фигурная скобка. Распространённая ошибка – это пропуск закрывающей фигурной скобки. Чтобы избежать эту ошибки, печатайте закрывающую фигурную скобку всякий раз, когда печатаете открывающую фигурную скобку как показано в следующем примере:


Если вы используете IDE такую как NetBeans и Eclipse, то IDE автоматически вставит закрывающую фигурную скобку каждой введённой вами открывающей фигурной скобки.

Частые ошибки 2: Пропуск точки с запятой

Каждая инструкция заканчивается ограничителем инструкции (;). Часто новые программисты забывают поместить ограничитель инструкции для последней инструкции в блоке как это показано в следующем примере:


Частые ошибки 3: Пропуск кавычки

Строки должны помещаться в кавычки. Часто начинающие программисты забывают поместить кавычку в конце строки как показано в следующем примере:


Если вы используете IDE, такую как NetBeans и Eclipse, то IDE автоматически вставит закрывающую кавычку каждый раз, когда вы ввели открывающую кавычку.

Частые ошибки 4: Неправильное написание имён

Java чувствительная к регистру. Неправильное написание имён – частая ошибка для новых программистов. Например, пишут слово main как Main, а вместо String пишут string. Пример:

Запись алгоритма в словесной форме, в виде блок-схемы или на псевдокоде должна быть точна настолько, чтобы позволить исполнителю правильно выполнить алгоритм, при этом изображение команд произвольное. При решении любой задачи на компьютере предполагается, что некоторая информация подвергается обработке по предварительно составленной инструкции, называемой программой. Язык, на котором записывается алгоритм для исполнения компьютером, называется языком программирования. Языки программирования принадлежат к формальным языкам. При записи алгоритма на языке программирования все правила языка должны строго выполняться. Программа — это алгоритм, записанный на языке программирования.

Для записи программ используется конечный набор символов, составляющих алфавит языка программирования. В отличие от привычных алфавитов (например, русского) алфавит языка программирования включает в себя, кроме букв, цифры, знаки препинания, знаки арифметических действий и некоторые другие дополнительные символы. Программа записывается в виде последовательности символов из алфавита своего языка программирования. Естественно, что не любой текст, составленный из символов алфавита, будет правильной программой. Как и в естественных языках, правильность построения программы из символов алфавита можно проверить, используя синтаксис языка программирования.

Синтаксис языка программирования — это набор правил, которые определяют способы построения правильных программ из символов алфавита. Зная синтаксис языка, можно построить алгоритм, который определяет, является ли данный текст правильной программой или нет. Этот алгоритм позволяет компьютеру проверять синтаксическую правильность вводимых в него программ.

Должна быть определена и семантика языка программирования. Семантика языка программирования — это набор правил, по которым исполнитель выполняет программы на этом языке. Пользуясь семантикой языка, можно однозначно определить результат выполнения программы с заданными входными данными.

При чтении программы необходимо сначала определить, к какому виду она относится. Условно программы можно разделить на два вида: простая программа без использования подпрограмм (кроме стандартных процедур ввода\вывода) и программа, использующая подпрограммы (подалгоритмы). Такая программа может включать в свою структуру как стандартные подпрограммы, так и подпрограммы, написанные пользователем.

Для чтения простой программы необходимо выяснить:

  • что является входными данными и как они вводятся в программу;
  • какие действия последовательно выполняются с помощью каждого функционального узла программы (операторов), т. е. рассмотреть пошаговое выполнение операторов, при этом обратить внимание на роль вспомогательных переменных, массивов и т.д.;
  • что является результаты работы программы;
  • каковы ограничения по работе алгоритма.

При чтении программы, использующей подпрограммы, необходимо сначала проанализировать, что и как выполняют подпрограммы, каковы их входные и выходные параметры. Затем в основной программе вызовы каждой из подпрограмм рассматривать уже как результат работы соответствующего подалгоритма.

Существенно облегчает чтение программ наличие комментариев — поясняющего текста. Комментарии можно добавлять в любое место программы. Наличие комментариев — обязательное условие хорошо и грамотно написанной программы.

Примеры чтения программ на языках Pascal, QBASIC

Примечание. В приведенных примерах программа приводится для двух языков программирования. В зависимости от того, какой язык программирования изучается, и следует рассматривать ее вариант записи и соответствующие пояснения.

Пример 1. Дана программа на двух языках программирования. Определить, какую задачу она решает.


Решение. Проанализируем тексты программы:

  1. формируется тело программы и описываются переменные;
  2. вводятся натуральные числа М и N, причем проверяется условие корректности ввода: числа должны быть положительные. Если введенные значения не удовлетворяют условию, то ввод повторяют, пока условие не будет выполнено;
  3. выбирается наименьшее значение из М и N, результат записывается в K;
  4. NOD присваивается значение 1;
  5. в цикле от двух до K генерируется число I;
  6. тело цикла — в условном операторе проверяется, является ли значение переменной I одновременно делителем М и N. Если условие выполняется, то текущее значение I сохраняется в переменной NOD; если условие не выполняется, NOD не изменит своего значения;
  7. после перебора всех значений I в NOD или запишется наибольший делитель двух чисел М и N, или останется значение 1;
  8. последний оператор программы служит для вывода результата работы программы — значения переменной NOD.

Переменные, используемые в программе:

N, М — исследуемые числа;

I — переменная цикла;

NOD — наибольший общий делитель;

К — наименьшее из М и N.

Ответ: данная программа позволяет определить для двух чисел М и N их наибольший общий делитель NOD.

Примечание. Эту же задачу можно решить, используя алгоритм Евклида.

Пример 2. Дана программа на двух языках программирования. Определить, какую задачу она решает.

Ошибки могут быть допущены на всех этапах решения задачи - от ее постановки до оформления. Разновидности ошибок и соответствующие примеры приведены в таблице:

Вид ошибки Пример
Неправильная постановка задачи Правильное решение неверно сформулированной задачи
Неверный алгоритм Выбор алгоритма, приводящего к неточному или эффективному решению задачи
Ошибка анализа Неполный учет ситуаций, которые могут возникнуть; логические ошибки
Семантические ошибки Непонимание порядка выполнения оператора
Синтаксические ошибки Нарушение правил, определяемых языком программирования
Ошибки при выполнении операций Слишком большое число, деление на ноль, извлечение квадратного корня из отрицательного числа и т. п.
Ошибки в данных Неудачное определение возможного диапазона изменения данных
Опечатки Перепутаны близкие по написанию символы, например, цифра 1 и буквы I, l
Ошибки ввода-вывода Неверное считывание входных данных, неверное задание форматов данных


8.11. Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы?

Обычно синтаксические ошибки выявляются на этапе трансляции. Многие же другие ошибки транслятору выявить невозможно, так как транслятору неизвестны замыслы программиста.

Примеры синтаксических ошибок:

    • пропуск знака пунктуации;
    • несогласованность скобок;
    • неправильное формирование оператора;
    • неверное образование имен переменных;
    • неверное написание служебных слов;
    • отсутствие условий окончания цикла;
    • отсутствие описания массива и т.п.

    8.12. Какие ошибки не обнаруживаются транслятором?

    Существует множество ошибок, которые транслятор выявить не в состоянии, если используемые в программе операторы сформированы верно.

    Примеры таких ошибок.

    Логические ошибки:

      • неверное указание ветви алгоритма после проверки некоторого условия;
      • неполный учет возможных условий;
      • пропуск в программе одного или более блоков алгоритма.

      Ошибки в циклах:

        • неправильное указание начала цикла;
        • неправильное указание условий окончания цикла;
        • неправильное указание числа повторений цикла;
        • бесконечный цикл.

        Ошибки ввода-вывода; ошибки при работе с данными:

          • неправильное задание тип данных;
          • организация считывания меньшего или большего объёма даных, чем требуется;
          • неправильное редактирование данных.

          Ошибки в использов нии переменных:

            • использование переменных без указания их начальных значений;
            • ошибочное указание одной переменной вместо другой.

            Ошибки при работе с массивами:

              • массивы предварительно не обнулены;
              • массивы неправильно описаны;
              • индексы следуют в неправильном порядке.

              Ошибки арифметических операций:

                • неверное указание типа переменной (например, целочисленного вместо вещественного);
                • неверное определение порядка действий;
                • деление на нуль;
                • извлечение квадратного корня из отрицательного числа;
                • потеря значащих разрядов числа.

                Эти ошибки обнаруживаются с помощью тестирования.


                8.13. В чем заключается сопровождение программы?

                Сопровождение программ - это работы, связанные с обслуживанием программ в процессе их эксплуатации.

                Многократное использование разработанной программы для решения различных задач заданного класса требует проведения дополнительных работ, связанных с доработками программы для решения конкретных задач, проведения дополнительных тестовых просчетов и т.п.

                Программа, предназначеная для длительной эксплуатации, должна иметь соответствующую документацию и инструкцию по её использованию.

                Читайте также: