Проект на тему правильная осанка в ворде

Обновлено: 07.07.2024

учащийся 1 «А» класса

Норкина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

2. Основная часть

2.1. Понятие осанки. Признаки правильная осанка от неправильной осанки. 4-5

2.2. Влияние неправильной осанки на здоровье ребенка……………. 5

2.3. Причины нарушения осанки………………………………………. 5

2.4. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов ………………………………………………………. 6-7

Опыт 1. Изменение осанки при ходьбе…….. ……………………. 7

Опыт 2. Выявление нарушения осанки……….. ………………………………………..8

2.5. Результаты проведения замеров «Масса ранца» .……………………. 8

Приложение 1. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов ………………………………………………. .. . 10

Приложение 2. Диаграмма результатов опыта №1

«Изменение осанки при ходьбе» …………………… ……………………. ……. 10

Приложение 3. Диаграмма результатов опыта №2

«Выявление нарушения осанки» …………………………………………… . 11

Приложение 4. Диаграмма результатов замеров массы ранца ………. 11

Приложение 5. Памятка « Формирование правильной осанки»…………. 12

Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.

Проведено исследование, определившее вопросы:

Количество детей, имеющих нарушения осанки в покое и при движении.

Количество детей, вес ранца которых не соответствует норме.

Работа выполнялась при участии научного руководителя – учителя начальных классов Норкиной Н.А.

Разработана памятка с рекомендациями для учащихся, представлен комплекс упражнений.

В наше время дети с раннего возраста слишком много времени проводят в положении сидя перед компьютерами, телевизорами, на занятиях в школе. Дети стали мало двигаться, а ребенку, чтобы он правильно развивался, необходимо выполнять от 6 до 15 тысяч движений в день. Все это плохо сказывается на осанке. Крепкое здоровье ребенка возможно только при правильной осанке, так как она обеспечивает необходимые условия для работы всех органов и систем организма ребенка.

Актуальность: На каждом уроке учителя говорят ребятам «Сядьте ровно! Следите за осанкой!» Когда мы посмотрели на одноклассников, то увидели, что одни сидели за партами, низко наклонив голову, а другие сутулились. Проведенные опыты показали, что из 66 первоклассников неправильную осанку имеют 46 человек.

Оказалось, что проблема осанки актуальна. Мы заинтересовались этой проблемой: нас волнует вопрос – «Как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка? Из-за чего возникает нарушение осанки и как с этим бороться?»

Объект исследования: причины нарушения и способы укрепления осанки школьника.

Предмет исследования: осанка учащихся 1класса

Цель исследования: установить причины нарушения осанки у школьников и найти способы её профилактики

Задачи исследования:

Узнать, что такое осанка.

Изучить и проанализировать литературу по теме работы.

Провести исследование на наличие нарушения осанки учащихся

Провести замеры массы ранца.

Проанализировать полученные результаты.

Подготовить памятку « Формирование правильной осанки» .

Гипотеза: Мы предполагаем, что правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье. Любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению. Но если мы будем соблюдать рекомендации и выполнять специальные упражнения, то сможем укрепить свою осанку.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы.

Кабинетно - экспериментальные опыты.

Проведение замеров массы ранца.

Предполагаемый результат: повышение уровня информированности учащихся.

Основная часть

Теоретическая часть

2.1. Понятие осанки. Признаки правильной осанки и неправильной осанки

Из дополнительной литературы мы узнали, что осанка - это привычная вертикальная поза, вертикальное положение тела человека в покое и при движении.

Осанка бывает двух видов: правильная осанка и неправильная осанка.

У человека с правильной осанкой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.

У человека с неправильной осанкой сведенные вперед плечи, сутулая спина, выпяченный живот.

Влияние неправильной осанки на здоровье ребенка.

Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. Сидячая поза, наиболее удобная для выполнения множества работ, а также обучения – это серьезное испытание для опорно-двигательной системы. Ведь чаще всего осанка страдает при нахождении именно в этом положении!

Мы узнали, как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка.

Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки.

Ухудшается работа органов дыхания, так как грудная клетка сдавлена.

Возникают проблемы с пищеварением, кровообращением.

Может наступить расстройство нервной системы, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

2.3. Причины нарушения осанки.

Выполняя работу, выяснили, что существует много причин, которые приводят к нарушению осанки.

Неправильная рабочая поза при посадке за столом.

Длительное сидячее положение.

Стояние на одной ноге.

Гиподинамия – недостаточная физическая деятельность активность.

Неправильное ношение портфеля.

Ожирение и другие заболевания.

Сон на мягкой постели в положении лежа.

Нарушения питания (недостаток кальция в организме)

Экспериментальная часть

2 .4. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов

Цель исследований: выявить детей, имеющих нарушения осанки и дать им рекомендации по укреплению осанки.


Если, к примеру, убрать опору у тента цирка, то тент упадет. Роль главной опоры тела выполняет позвоночник. Если позвоночник убрать, то тело упадет на землю бесформенной массой. Позвоночник и другие кости человеческого скелета поддерживают более мягкие части тела и придают телу необходимую форму…

Актуальность темы

Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой - сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом.

В 6-10 лет осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий здоровья не прибавляют. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?

От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережить одиннадцать школьных лет и сохранить правильную осанку?

Проблема: Именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Гипотеза: Предположим, если неправильно сидеть за партой, долго сидеть за компьютером и телевизором, может нарушиться осанка и это может привести к заболеванию внутренних органов.

Цель работы:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки.

Продолжительность проекта – 1 месяц.

Вид проекта – обучающий, оздоровительный.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данному вопросу. Выяснить как влияет нарушение осанки на здоровье детей.

Разработать комплекс упражнений для учащихся 1-4 класса , направленных на исправление и предупреждение нарушений осанки.

1 Теоретическая часть

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М. Амосову.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашей школы. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Сегодня мы попробуем ответить на вопросы:

1. Что такое правильная осанка?

2. Отчего бывают нарушения осанки?

3. Что нужно предпринимать, чтобы не допустить нарушения осанки?


4. Как контролировать свою осанку?

Осанка – внешность, манера держать себя. Словарь русского языка С.И.Ожегова

Осанка – это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

К сожалению, сколько бы нам ни твердили о том, что «спина должна быть прямой», мало кто обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Ведь причиной многих заболеваний становится именно нарушение осанки, т.к. состояние позвоночника влияет на состояние внутренних органов.

Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений, заболеваний почек и расстройств желудочно-кишечного тракта, проблем со зрением и т. д. Но человек, как правило, не связывает эти симптомы с позвоночником, в частности, с его искривлением, а продолжает глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины. Кстати, нарушение осанки не только вредит здоровью, но и просто выглядит не слишком красиво (вспомните, как выглядит сутулый человек).

А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Что это значит? Это значит постоянно следить за собой, пока правильная осанка не станет «второй натурой». Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником.

2. Факторы, влияющие на осанку

Изучая литературу, посвящённую данной проблеме, узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д.


2.1. Питание


Итак, основным фактором заболеваний позвоночника является его ослабление. Но при своевременно начатом лечении искривление позвоночника у ребенка может полностью исчезнуть. Оно обязательно должно включать корректировку питания.


Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводим сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

2.2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки


В раздевалке я услышала, как бабушка говорила внуку: «Какой у тебя портфель тяжелый! В нем что, кирпичи?» На самом деле стоит призадуматься: «Сколько же весит средний портфель ученика?» и «Сколько он должен весить, чтобы не вредить здоровью школьников?»


По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-2-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 1,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 2 кг (нормы 2011 г.).

К производителям школьных портфелей есть свои требования — ранец для школьников младших классов не должен превышать 600 г. Ширина плечевых ремней должна быть не менее 3,5-4,0 см, чтобы не врезались в плечи при носке. Задняя стенка должна быть уплотнена, хорошо прилегать к спине, «держать» позвоночник, не давая ему возможности искривляться.

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей.

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления .

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

Однако понятия «рюкзак» и «ранец» все чаще смешиваются. Да и очень часто стали изготовлять рюкзаки с жесткой спинкой. Поэтому эти слова часто путают.


2.3. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.


Самое вредное – это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим. Школьник сидит за столом продолжительное время. За столом или партой нужно сидеть прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край. Во время работы рекомендуется выполнять физкультминутки. Спать нужно на плоской постели и ровном средней жесткости матраце.

2. 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

3. Практическая часть.


3.1. Провели исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки

Тест №1. Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.

Тест №2 Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд (лордоз).

3.2. Социологический опрос «Правильная осанка – залог здоровья»

Узнали сколько ребят младших классов делают по утрам дома зарядку, у нас получилось 16 % делают, а 84% нет из 27 учеников.

Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе введено 3 урока физкультуры.

Вывод: В ходе исследования выявили основные факторы, влияющие на появление неправильной осанки у школьников:

недостаточное употребление в пищу витаминов;

неправильный вес школьного портфеля;

отсутствие специального кресла для работы на компьютере;

недостаточная физическая нагрузка (не все дети занимаются спортом).

4. Заключение

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.

Все отклонения в осанке, представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем.

Результаты работы над проектом:

рассмотрен теоретический материал по теме «Осанка»;

проведены комплексы по укреплению осанки с учениками 1-4 классов;

проведено анкетирование «Правильная осанка – залог здоровья»;

приготовлена презентация и листовка по теме проекта «На перемене».

Используемые источники

Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Наука, 1991. – 69 с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Просвещение, 1987. – 74 с.

Простые рекомендации

Что значит «правильно сидеть, ходить, лежать»?

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять… Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сиденья. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным, плечи прямые, голова высоко поднята.

Когда вы сидите именно так, нагрузка на позвоночник уменьшается. Понятно, что людям с нарушениями осанки далеко не сразу удастся «сидеть правильно». Придется на время забыть о табуретках и мягких креслах. Сидеть надо только на стульях с жестким прямым сидением и спинкой, соответствующей по форме линии позвоночника. Но капля камень точит. Поэтому вскоре вы почувствуете, что хорошая осанка и есть та самая естественная поза, в которой тело действительно расслабляется и отдыхает. (Кстати, доктор медицинских наук О.И. Луцевич говорит, что привычка сидеть сгорбившись отрицательно сказывается на состоянии желчного пузыря.)

Если вы хотите научиться сидеть правильно, запомните еще несколько рекомендаций:

Не следует класть ногу на ногу: увеличивается нагрузка на нижний отдел позвоночника и на какое-то время нарушается кровообращение в ногах.

Не следует плюхаться на стул: эта дурная привычка приводит к тому, что хрящевые пластинки и диски в результате резких ударов постепенно стираются. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут.

Вставать со стула тоже надо правильно. Это, кстати, тоже способствует улучшению осанки и укреплению основных мышц и связок. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь.

Обратите внимание на стул, особенно если вы сидите на нем во время работы. Плоское сиденье стула должно быть короче бедра, чтобы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сиденья до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Ученые подсчитали, что примерно треть жизни мы спим. Значит, в особом внимании нуждается и наша постель. На какой постели вы спите? Если она мягкая да к тому же прогибается, как гамак, то, конечно, не может быть хорошей опорой самой тяжелой части тела – тазу. Естественно, что позвоночник в этом случае будет искривляться. Слишком жесткая постель тоже не годится: даже если вы спите на спине или на животе, позвоночник все равно не получает необходимой ему поддержки. Поэтому идеальный вариант – жесткая, плоская, однако довольно упругая постель. Именно на такой постели кости таза и плеч формируют естественный прогиб.

Поместив широкую ровную доску между матрасом и пружинами кровати, вы получите желаемый тип постели. Хорошо известный ортопед Филипп Левин в своей книге «Спина и ее заболевания» рекомендует матрас, набитый ватой, волосом или губчатой резиной.

4 простых способа проверить «правильность» осанки?

Способ 1 (самый распространенный)

Встаньте к стене спиной, слегка расставив ноги и свободно опустив руки. Затылок, плечи, икры и пятки должны касаться стены. Теперь прижмитесь к стене так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Вы почувствуете, что живот как будто сам подбирается, шея слегка вытягивается, а плечи расправляются. Теперь сделайте шаг вперед и как можно дольше удерживайтесь в том же положении, что и у стены. Подавляющее большинство из вас будет чувствовать себя неуютно и некомфортно. Это и неудивительно: практически все мы постоянно сутулимся, поэтому мускулы и связки стали слишком слабыми. Они вынуждены напрягаться, потому что их заставляют держать тело в «неправильном», непривычном для них положении. Чем тяжелее вам удерживать спину прямой, тем сильнее нарушена осанка.

Способ 2.

Подойдите к стене (или косяку двери) и прислонитесь к ней спиной. Отметьте карандашом свой рост. После этого выпрямитесь так, как было описано выше, и снова отметьте свой рост. Теперь сравните уровни. Выводы, которые вы, скорее всего, сделаете, вряд ли нуждаются в особых комментариях.

Способ 3.

Измерьте сантиметром расстояние от 7-го (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.

Способ 4.

Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем – со стороны спины (плечевая дуга). Найдите так называемый плечевой индекс по формуле:


Если плечевой индекс равен 90–100 %, значит, осанка правильная. Индекс меньше 90 % говорит о нарушениях осанки.


VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Правильная осанка залог здоровья и хорошей учебы

1 муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда». 1 муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».


Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема проекта «Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы». Мы выбрали эту тему, потому что сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья и хорошей учебы. Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим.

Цель данной работы: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья.

- изучить литературные источники по данной теме, определить, что такое осанка;

- выяснить признаки, причины и последствия неправильной осанки;

- провести исследование, как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки;

- сделать выводы и дать рекомендации о профилактике и исправлении нарушений осанки.

Правильная осанка – залог здоровья.

Работу начали с того, что выяснили, что такое осанки и для чего она нужна человеку.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья

У дошкольников формированием правильной осанки должны заниматься его родители, близкие родственники, работники детских садов и другие люди, контактирующие с детьми. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправлять его привычки, а по статистическим данным осанка каждого десятого первоклассника и каждого четвертого выпускника школы нарушена.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма и как следствие плохая учеба.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

- слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

- неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

- сидения за столом, сгорбившись;

- передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

- различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — 1)сутулость, 2)вялая осанка, 3)искривления позвоночника.

1) При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечнососудистой системы.

2) Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

Исследование «Осанка школьника».

В начале учебного года мы и многие наши одноклассники неправильно сидели за партой во время уроков. Сутулились, сидели согнувшись. И мы решили провести эксперимент-исследование: «Как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки». В эксперименте приняли участие все учащиеся наших классов. Проходил он на протяжении шести месяцев.

С помощью литературы мы определили признаки правильной осанки:

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

И признаки неправильной осанки:

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.

Далее визуально определяли, кто из учеников нашего класса обладает правильной осанкой. Оказалось, что на начало учебного года только 25 % учеников имели признаки правильной осанки. И это очень плохо!

Мы провели урок на тему: «Зачем нужна правильная осанка».

Нами были подобраны различные упражнения для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки лицеистов. В течении четырех месяцев, каждый учебный день мы выполняли утреннюю зарядку, физкультминутки с применением упражнений для формирования красивой осанки.

Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.

Д ополнительно попросили нашего учителя заниматься с нами танцевально-игровой гимнастикой и ритмикой! Ведь мы хотим быть здоровыми!

В результате исследования выяснилось, что у 20(71 %) учащихся нашего класса результаты изменились и изменились к лучшему.

Такому результату поспособствовали:

Уроки физической культуры, которые проходят у нас 3 раза в неделю, на которых мы выполняем упражнения по профилактике нарушения осанки.

Во время урока наш классный руководитель следит за тем, как мы сидим. При работе сидя за партой, мы имеем необходимое приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к нашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Кроме уроков физической культуры мы с одноклассниками посещаю дополнительное занятие «Танцевально-игровая гимнастика».

Дополнительно ко всем школьным занятиям мы посещаем различные секции «художественной гимнастики», «Рукопашный бой», «Оздоровительное плавание» которые являются эффективным средством профилактики нарушений осанки. Мы проводили опросы в классах и узнали, что многие стали посещать спортивные секции.

3) Меры профилактики и лечения нарушений осанки.

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

В заключение сделаем краткие выводы.

Правильную осанку нужно у себя формиро­вать с детства. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искрив­ляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.

Самое главное средство профилактики - вы­работка навыков правильной осанки. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физкультурой и спортом, укреплять мышцы.

Также нужно соблюдать режим дня и пита­ния, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Я считаю, что проведенные исследования являются очень важными для сохранения осан­ки, а значит, и здоровья.

Наши успехи в учебе и в жизни зависят от на­шего здоровья. И мы доказали, что главную роль во всем этом играет наша осанка.

Дети с правильной осанкой меньше болеют и лучше учатся. Они более энергичны и работоспособны.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья!

Список используемой литературы

Гагишвили Э.Ш. 24 позвонка. Сколиоз. // Попурри для детей. 2003. №4

Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.

Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.

Шарманова С. Б. Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - N 10. - С. 60-64.

Шарманова С. Б. Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа : плюс - минус. – 2002. - N 5. - С. 14-19.

Проект по физическому развитию на тему:

«Правильная осанка – залог здоровья»

Во второй младшей группе № 2 «Солнышко»

Воспитатели: Фичора М. С

Вид проекта: краткосрочный. (Октябрь 2017)

Цели проекта: Формирование у детей навыков правильной осанки и походки

- формировать у детей навыки ухода за телом;

- систематически закреплять навык правильной осанки у детей;

- вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки;

- осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата;

- поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья

Образовательная область: физическое развитие.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, мл. воспитатель.

Актуальность проекта:

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это главное желание родителей и одна из ведущих задач

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность внутренних органов. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость, изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (3 - 7 лет). Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями систематически. Именно в дошкольном возрасте у ребенка легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.

План реализации проекта:

- тематические интегрированные физкультурные занятия;

- беседа медсестры на тему «Правильная осанка»

- игра с детьми на тему: «О важности правильной осанки в детском саду»;

- утренние зарядки, досуги, развлечения с привлечением родителей;

- консультации для родителей;

- образовательная деятельность по физическому развитию;

- подвижные игры на прогулке;

- создание условий, направленных на формирование правильной осанки у дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- сформировать у детей умение и потребность следить за своей осанкой;

- повышение интереса, компетентности, участия родителей в работе по формированию правильной осанки

- повысить интерес к физкультурным занятиям и спорту;

- сформировать у родителей представление о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка;

- привлекать родителей в единое пространство «семья – группа – детский сад».

Для успешной реализации поставленных задач в группе и детском саду созданы условия,обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности: в группе с большим интересом дети занимаются в «Спортивном уголке»;

Спортивный уголок оборудован спортивным инвентарем.

Дидактическая игра для детей «Моя здоровая осанка»

Закаливающие процедуры после дневного сна

Подвижные игры на прогулке

Важное значение имеют:

- своевременное правильное питание;

- подбор мебели в соответствии с длиной тела;

- привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

- привычка правильно сидеть за столом;

- расслаблять мышцы тела;

- следить за собственной походкой

Основным средством формирования правильной осанки, а также профилактикой ее нарушений являются специальные физические упражнения. Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают по 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для формирования навыка правильной осанки рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к полу или стене. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при правильном положении тела ребенок должен почувствовать и запомнить. Формирование осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет. Перед каждым занятием необходимо выполнить несколько подготовительных общеразвивающих упражнений.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета

3. «Достань колено». И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки ног на себя, согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками, коснуться лбом колена, вернуться в и. п. То же другой ногой (2-4 раза).

4. «Ножницы». И. п. – полулежа на спине, опираясь на предплечья сзади. Согнуть ноги, выпрямить их на весу и выполнять скрестные движения прямыми ногами на счет 2-4-6-8, согнуть и опустить ноги. Повторить 2-4 раза.

5. «Поочередное поднимание ног». И. п. – лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности кистей рук. Поднимать ноги поочередно, не отрывая туловища от пола (4-6 раз каждой ногой).

6. «Лодочка». И. п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка», задержаться в этом положении на счет 2-4-6, вернуться в и. п. Повторить 2-4 раза.

Забота о правильной осанке – это основа физического и нравственного развития, обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Выводы по проекту:

- основным средством формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями;

- рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду;

- работа по формированию правильной осанки должна проводиться совместно с педагогами и родителями.

- разработан комплекс упражнений после дневного сна.

Краткосрочный проект «Чистота — залог здоровья!» Краткосрочный проект «Чистота – залог здоровья!» Воспитатель: Халева Е. А. Цель проекта: Формирование культурно гигиенических навыков у детей.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 2 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 2 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Что такое экологически чистые продукты»Тема занятия: Пирамида питания. Содержание деятельности: 1. Просмотр презентации «Пирамида.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе 4 четверть Раздел: «Курить и пить здоровью вредить» Тема занятия: Посеешь привычку – пожнёшь характер. Содержание деятельности: 1. Беседа.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе для детей с ОВЗ на 1 четверть

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе для детей с ОВЗ на 1 четверть Раздел: «Режим дня и мое настроение»Тема занятия: Режим дня. Содержание деятельности: 1. Отгадывание загадки про часы. 2. Беседа о режиме.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Чистота — залог здоровья» (вторая младшая группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Чистота — залог.

Образовательная игровая ситуация с элементами познавательного развития «Правильная осанка — путь к красоте и здоровью» Конспект образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития с детьми подготовительной к школе группе «Правильная осанка.

Конспект развлечения по физическому развитию «Зеленый огонек здоровья» для старших и подготовительных групп Цель: совершенствование деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью формирования у детей устойчивых.

Проект «Чистота — залог здоровья» (группа раннего возраста)

Проект «Чистота — залог здоровья» (группа раннего возраста) «Чистота-залог здоровья» Тема проекта: «Гигиена». Возраст детей: группа раннего возраста. Цель: формировать культурно-гигиенические навыки.

Практико-ориентированный проект «Здоровое питание — залог здоровья» Проект: «Здоровое питание-залог здоровья» Тип проекта: образовательный Вид проекта: по предметной области - познавательное развитие по.

День Здоровья. Сценарий физкультурного досуга для детей дошкольного возраста «Чистота — залог здоровья» Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Москвы "Школа №2073". Дошкольная образовательная площадка «Радуга»..

Читайте также: