Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы пример по

Обновлено: 04.07.2024

Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО», закрепить полученные знания.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: урок формирования знаний.

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
  • по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, традуктивный;
  • по степени взаимодействия учителя и ученика: беседа, самостоятельная работа;
  • по принципу расчленения или соединения знания: аналитический, системный, сравнительный, обобщающий.

Каналы общения_____ учитель – ученик, ученик – учитель, класс – учитель, ученик – ученик, ученик – ПК.

Психологический аспект – восприятие – осмысление – запоминание, воспроизведение, обобщение – систематизация – практическое применение.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Организация рабочих мест.

II. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое программное обеспечение?
  • Типы и состав программного обеспечения.

III. Актуализация знаний

1. Повторение материала по теме «Устройства компьютера».

Задание 1: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).


Задание 2: «Что это за устройство и для чего предназначено?»


1) Трекбол — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь.
2) Графопостроитель, плоттер — устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации. Графопостроители рисуют изображения с помощью пера (пишущего блока).
3) Тачпад, сенсорная панель — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках. Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем» путем перемещения пальца по поверхности устройства.
4) Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.

IV. Формирование новых знаний

Вы уже знаете, из каких частей состоит компьютер. Но не сможет работать , если на нем не установлены программы.
Для этого используются презентация по теме урока, практические задания на компьютере, цифровые образовательные ресурсы (Презентация 1).
Слайд 1
Вначале рассматривается теоретический материал по теме:
А) дается понятие – программа, программное обеспечение. Слайд 2
Б) классификация компьютерных программ. Слайд 3
В) понятие, классификация, примеры системного программного обеспечения. Слайды 4, 5, 6
Г)основные понятия программирование, язык программирования, система программирования, назначение и режим работы систем программирования. Слайды 7, 8
Д) понятие прикладных программ, классификация приложений, примеры. Слайды 9, 10, 11

V. Совершенствование новых знаний, работа в паре

Задание 1

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка

Задание 2

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ

Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.

Задание 4 (работа в группе)

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)


Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.

I. Теоретический материал.

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ – это груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

Самые первые программы разрабатывались на машинном языке, где слова этого языка представляют собой последовательность нулей и единиц, и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня, которые позволили существенно облегчить работу программистов, и создание программ стало доступно даже для начинающих пользователей компьютера.

Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.

Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.

Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.

Все программное обеспечение делиться на три класса:



Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера. Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном.

Системное программное обеспечение.

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Проверяют работу основных устройств компьютера

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или инженера-конструктора, и многое-многое другое.

Прикладное программное обеспечение

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Программы для работы в компьютерной сети

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

Помогают процессу обучения

Программы для организации досуга и обучения

Инструментарий программирования – это средства, предназначенные для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования.

Инструментарий программирования

Переводчики программ языков программирования и машинные коды

Средства поиска и исправления ошибок

Интегрированные среды разработки приложений

Объектно-ориентированные языки программирования

Средства создания программ для компьютера

II. Закрепление изученного

Задание № 1. Найди лишнее

А) Тестовый процессор, Miсrosoft Access, графические редакторы, отладчик, переводчик.

Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.

Программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования, языки программирования.

Полезные фразы:

Программное обеспечение это…

Системное программное обеспечение необходимо для…

Различие между системным и программным обеспечением состоит в…

Привитие ценностей

Национальная безопасность и глобальное участие страны в решении общемировых и региональных проблем.

Межпредметная связь

Экономика, география, английский язык

Предшествующие знания по теме

Программное обеспечение, операционная система, система программирования, язык программирования

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Позитивный настрой «Комплимент соседу»

Актуализация знаний Метод «Соответствия»

Надо подобрать синонимы к каждому слову.

Исходное слово

Слово-синоним

Дискета, флоппи-диск, CD - R , DVD - R

Оценивание. Самооценивание. Устная обратная связь

Метод «Пробленой ситуации»

Учитель задает вопросы ученикам:

Если мне нужно создать рисунок на компьютере, что мне потребуется?

Если мне нужно оформить доклад, без чего я не обойдусь?

Если мне нужно посетить сайт, что мне потребуется?

Программа! верно! нам нужны программы. Все, что мы с вами делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Даже сама операционная система – это программа, которая управляет работой компьютера. Вспомним, что на прошлых уроках мы с вами изучали аппаратное обеспечение компьютера – железо – устройства, которые обеспечивают работу компьютера. Сегодня же мы с вами изучим не менее важную тему – программное обеспечение компьютера.

Объединение в группы «Найди пару»

Метод Джигсо.

Учащиеся самостоятельно изучают новый материал.

1 группа - системное программное обеспечение.

2 группа – прикладное программное обеспечение.

3 группа – системы программирования.

Дифференциация: по ресурсам, по ролям.

1 роль - поясняющие

2 роль - задающие вопросы

3 роль – обобщающие.

Затем один из группы поясняет, о чём он узнал, другой задаёт вопросы по прочитанному, третий обобщает. После того как в группах заканчивается обсуждение, пояснятели объединяются в новую группу, задаватели вопросов во вторую группу, обобщатели в третью группу.

(метод Своя опора А.Гин стр12).

В новых группах каждый по очереди рассказывает о том, что узнал в предыдущей группе

Создайте графический органайзер и подготовьте минутную защиту.

Определите назначение ПО.

Оценивание. Взаимооценивание. Метод «Две звезды, одно пожелание» по критериям.

Работа в парах. Учащиеся вытягивают стикер с названием и объединяются в пару.

1 пара - системное программное обеспечение.

2 пара – прикладное программное обеспечение.

3 пара – системы программирования.

  • Классифицируют программы по видам;
  • Приводят по 1-2 примера на каждый вид.

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом

Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни

Web – дизайнер создает сайт известной фирмы

Школьник играет в

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный

тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях, приведите примеры. (заполните таблицу)

  • Укажите необходимый вид ПО;
  • Приведите пример используемой программы.

Учащиеся, выполнившие задание быстрее других получают дополнительное задание.

Дифференциация: по скорости выполнения задания, поддержка обучающихся и учителя.

Оценивание: взаимооценивание с поддержкай учителя.

Задание 3. (Дополнительная карточка) Заполните следующую таблицу.

Программное обеспечение

Электронное учебное издание

Редакторы работы со звуком

Редакторы работы с видеоинформацией

Дифференциация: Скаффолдинг поддержка учителя.

Оценивание: самооценивание по готовым ответам.

Раздаточный материал, картинки

Стикеры с названием

Рефлексия. Метод« Билет для выхода из класса»

Раздайте ученикам билеты, на которых представлены вопросы, касающиеся темы урока. Они должны ответить на вопросы и отдать эти билеты учителю до того времени, когда можно будет выходить из класса.

Билет 1 Программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ? ( Утилиты- это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы.)

Системы программирования – это программы… (необходимые для обеспечения работоспособности компьютера.)

Билет 3 Программа, которая обеспечивает управление работой устройств? (Драйвер - это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства.)

Оценивание: Обратная связь.

Д.з Написать рассказ на тему « Программное обеспечение в моей жизни». Потому что кто кроме вас лучше всего знает, что интересно подросткам!

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимая во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).

Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.

В этом разделе напишите чему научились ученик на уроке и методы и приемы, испольуемые на уроке.

Соблюдение санитарных норм в кабинете.

Правильная посадка за партой

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?1:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Практическая работа по информатике

Воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающая - развитие познавательных интересов, навыков установки программного обеспечения, самоконтроля, умения конспектировать.

Теоретические сведения к практической работе

В течение нескольких десятилетий создавались программы, необходимые для обработки различных данных. Совокупность необходимых программ составляет программное обеспечение компьютера.

Программное обеспечение представляет собой алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора. В компьютерном жаргоне часто используется слово «софт» от английского software.

Установка программного обеспечения , инсталляция - процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя.

Выполняется особой программой ( пакетным менеджером ), присутствующей в операционной системе (например, RPM , APT или dpkg в Linux , Установщик Windows в Microsoft Windows ), или же входящим в состав самого программного обеспечения средством установки.

В операционной системе GNU очень распространено использование системы GNU toolchain и её аналогов для компиляции программного обеспечения непосредственно перед установкой.

Программа установки , установщик или инсталлятор ( англ. installer) — это программа, которая устанавливает программное обеспечение на компьютер. Некоторые установщики специально сделаны для установки содержащихся в них файлов, другие же являются универсальными и работают, считывая содержимое комплекта программного обеспечения, которое необходимо установить.

Различия между системой управления пакетами и установщиком:

Package Management System

Обычно часть операционной системы

Каждый продукт поставляется вместе со своим установщиком

Использует одну базу данных для установки

Производит свою установку

Может проверять и управлять всеми пакетами в системе

Работает только со связанным продуктом

Один формат пакета

Много форматов установщика

Практическое занятие

Задание 1. Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):

Системное ПО

Прикладное ПО

Система программирования

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

Учёные научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

Выпускной 11 класса готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

Web -дизайнер создаёт сайт известной фирмы

Школьник играет в компьютерную игру

Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы

1.Чем отличается простое копирование файлов от инсталляции программ?

2. Назовите стадии инсталляции программы.

3. Что такое инсталлятор?

4. Как запустить установленную программу?

5. Как удалить ненужную программу с компьютера?

1. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2012 г.

2. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2014г.

Читайте также: