Программа для прошивка рации ретевис rt15

Обновлено: 07.07.2024

Обзор компактной автомобильной радиостанции Retevis RT98 — бюджетного варианта, с совместимостью с большинством популярных носимых раций. Эта модель позволяет настраивать частоты как с панели, так и с компьютера (зашивка через кабель), имеет удобную выносную тангенту, а также дает возможность подключить внешний разговорный динамик. Рация имеет эффективное шумоподавление и функцию кодирования сигнала субтонами CTCSS/DCS.


Собственно говоря, тема про рации поднималась уже не раз и не два, и я постепенно пришел к выводу, что нужно подобрать недорогой вариант и в автомобиль. Выбор пал на бюджетную автомобильную рацию RETEVIS RT98. Самое главное преимущество этой рации — это совместимость с популярными карманными рациями типа Baofeng UV5R или Retevis диапазона PMR.


Характеристики:
Бренд: RETEVIS
Модель: RT98
Тип: автомобильная аналоговая рация
Рабочий диапазон: УВЧ (400-490 МГц)
Разрешенный диапазон: PMR (446МГц)
Количество каналов: 199
Шумоподавление/кодирование: Да, субтоны CTCSS/DCS
Возможность ввода частоты: Да, VFO
Выходная мощность: 5 Вт
Тип соединителя для антенны: SL16-J 50 Ом
Наличие тангенты: Да, с возможностью переключения канала
Напряжение питания: 13,8 В ± 15%

Пришло все буквально за пару дней после оплаты (доставка курьерская IML, в руки).


Упаковка — картонная коробка, небольшого размера, со стикером (указан рабочий диапазон и модель).


В комплекте непосредственно находится блок радиостанции RETEVIS RT98 с несъемной тангентой (это важно), а также: провода для питания устройства, крепеж с монтажной скобой, руководство пользователя. Также в комплекте находится кабель для программирования частот (USB). Кабель можно приобрести отдельно (это опция).


Внешний вид автомобильной радиостанции RETEVIS RT98.

Представляет собой устройство — компактную автомобильную рацию, которую из-за небольших габаритов, можно без труда разместить как под центральной консолью, так и наверху.


Как видно, по бокам предусмотрено крепление для монтажного комплекта. Скоба фиксируется в автомобиле в удобном месте, а затем к ней крепится рация.

Сам монтажный комплект поставляется вместе с рацией, фактически — это крепежная скоба, плюс метизы. Такой способ креплений прост, универсален и подойдет для большинства автомобилей.


Сверху выполнено оребрение, а также размещен стикер с номером модели. Если что, корпус пластиковый. Но и выходная мощность рации невысокая.


Сзади расположен массивный коннектор SL16-J для подключения внешней антенны. Волновое сопротивление кабеля и антенны должно быть 50 Ом.


Заявлено напряжение питания от бортовой сети автомобиля 13,8 В ± 15%. Внимание, данная рация не подходит для работы в грузовых автомобилях и автобусах с напряжением борт-сети 24В (потребуется преобразователь 24В->12В). В комплекте на проводе уже предусмотрен предохранитель.


Органы управления рацией: функциональная клавиша FUN, кнопки выбора V/M, SCA, SQL, многофункциональный энкодер (громкость, выбор частоты, подтверждение выбора, перемещение поля ввода). Дисплей небольшой, монохромный. Слева и справа расположены светодиодные индикаторы работы (прием/передача), с тремя градациями уровня сигнала. У дисплея предусмотрена подсветка.


Кнопка V/M служит для ручного ввода рабочей частоты (VFO). Внимание, не во всех моделях реализована функция VFO. Если она вам необходима, перед покупкой поинтересуйтесь у продавца. Фактически, старые модели (до середины 2019 года) шли без функции VFO, моя (конец 2019 г.) уже обновлена, да и новые (2020 г.) также идут с возможностью ручного ввода.

Кнопка SCA отвечает за сканирование радиоканала. Также удобная и полезная функция.


Тангента сделана с несъемным кабелем. Из-за общей компактности нет возможности отсоединить провод. Возможно, оно и не требуется. Сама тангента типовая, удобная.


Микрофон расположен по центру, под палец сделана широкая кнопка передачи (PTT). Провод у основания сделан в бандаже, дабы не перегибался.


Тангента имеет не только кнопку вызова, но и возможность переключения каналов.


Кнопки переключения расположены на верхней части корпуса (DN/UP).


Сам провод, кстати, в двойной изоляции, мягкий, участок провода завит, что весьма удобно.


Перед использованием радиостанции рекомендую ознакомиться с инструкцией — там подробно описан весь функционал, особенно нюансы использования кнопок.

Проверяем ручной ввод частоты — работает ))))


Да, не рекомендую включать без нагрузки, вернее, без подключенной антенны.

Антенна потребуется любая на нужный диапазон УВЧ (400-490 МГц), соответственно, сопротивление линии должно быть согласовано и составлять 50 Ом. В комплекте такой антенны нет, но можно попросить продавца добавить необходимую антенну (разумеется, за доплату) или приобрести отдельно.


Я использовал бюджетный вариант — автомобильную антенну RETEVIS MR100, которая отличается поддержкой работы сразу в двух диапазонах радиосвязи (VHF и UHF), и имеет коннектор необходимого типа: SL16L.


Перечислю основные характеристики этой антенны:

  • Модель: Retevis MR100
  • Диапазон частот: 136-174 МГц и 400-470 МГц
  • Сопротивление: 50Ω
  • Максимальная мощность: 70 Вт
  • Коэффициент усиления: 2,15/3,5 dBm
  • Тип разъема: SL16/PL259
  • Тип коаксиального кабеля: RG58 C/U
  • Длина коаксиального кабеля: 3,9 м
  • Высота (магнитное крепление и антенна): 479 мм
  • Диаметр шасси: 90 мм
  • Вес (магнитное крепление и антенна): 550 г

Основание массивное, с магнитным креплением. Сама антенна простая и представляет собой кусок стальной проволоки со спиральным участком, длина участка и длина антенного излучателя согласована с диапазонами.


Тип соединителя для антенны: SL16/PL259. Волновое сопротивление — 50 Ом.


Антенна есть, переходим к настройке и проверке.

Сразу предупреждаю: если вы приобретаете рации на Алиэкспресс/Tmall, сразу проверяйте частоты. Бывает так, что рации уже подготовлены для продажи и эксплуатации в РФ: прошиты соответствующие разрешенные частоты, а также снижена мощность до допустимой. В большинстве случаев необходимо искать (или самостоятельно изготавливать) кабель для прошивки, подключаться к рации, заливать нужную сетку частот. В случае с рацией RETEVIS RT98 у нас имеется частотный диапазон УВЧ (400-490 МГц), рация может работать на любой частоте в этом диапазоне, заранее можно настроить до 200 каналов. Разрешенные частоты у нас — это основные 16 каналов сетки PMR (446МГц), но мы можем ввести дополнительные каналы с кодированием субтонами.

Канал Частота, МГц (шаг = 12.5 КГц)
1446.00625
2446.01875
3446.03125
4446.04375
5446.05625
6446.06875
7446.08125
8446.09375
9446.10625
10446.11875
11446.13125
12446.14375
13446.15625
14446.16875
15446.18125
16446.19375

Для прошивки рации понадобится USB кабель, который подключается в аудиоразъем. Можно купить отдельно или написать продавцу, чтобы добавил сразу в посылку.


Подключается кабель в аудиовыход рации (обычный джек 4 контактный).

Подключаем USB-кабель к компьютеру. Определяется стандартный USB-to-serial переходник. Если у вас не установлены драйверы — нужно поставить стандартные драйверы.


Софт для прошивки специальный, работает конкретно с RETEVIS RT98 (ссылка на две версии программного обеспечения, работают в зависимости от серийного номера (до 2020 г.в. и после). Моя версия для RT98 UHF диапазона «U».


Запускаем приложение, выбираем нужный COM-порт в настройках (SET). У меня кабель определился как «COM7».


Подключаемся и для начала считаем настройки с рации. Процесс чтения занимает некоторое время, но достаточно быстро. Чем больше записей в таблице — тем дольше процесс. Для этого кликаем Read в меню Programm.


У меня стояла ручная установка частоты (ячейка VFO) и был настроен первый канал на 435 МГц. Делаю вывод, что настраивать частоты этой рации перед использованием — строго обязательно.


Набиваем желаемые каналы разрешенными частотами (список выше), дополнительно можно указать субтоны (лучше делать отдельными каналами). Как правило, одинаковые субтоны устанавливаются при работе раций в паре (или в группе).


После того, как вы подготовили таблицу с каналами, записываем всё в рацию (Program — Write).


Проверяем корректность заливки (после успешной записи проводим операцию чтения). Если все ОК, то рацию можно отключать.

Версия используемой программы.


Включаем рацию (не забываем про антенну).

Первый из «вбитых» каналов: 446.01875 МГц, это канал №1 из списка.


Последний из «вбитых» каналов: 446.19375 МГц, это канал №15 из списка. Но это не последний из возможных.
Таких ячеек предусмотрено аж 200.


Установить в автомобиль можно в любое удобное место, в котором будет доступно управление рацией и сама тангента. Обычно это или в центральную консоль (в районе головного устройства) или на верхнюю консоль (рядом с козырьком).


Подключать рекомендую через предохранители (через штатную панель предохранителей, либо через отдельный дистрибьютор питания с предохранительной колодкой).


По большому счету, если вы постоянно используете одни и те же каналы, то рацию достаточно настроить всего один раз и правильно подключить. Далее можно переключать каналы на самой тангенте.


Фотография еще со старой частотой 435МГц. Это европейский разрешенный диапазон, но за работу на нем в РФ «по головке не погладят». Так что если вы купили рацию и увидели такую частоту в зашитых каналах — или перебивайте вручную (VFO + сохранение в ячейку памяти), либо прошивайте по инструкции выше.


В остальном рацией пользоваться удобно. Громкость регулируется, при уверенном приеме достаточно половинного значения громкости для комфортного общения.


Тангента нравится мне больше, чем обычная «ручная» рация. Я бы даже прикупил отдельную тангенту вместо гарнитуры для своего «Баофенга».


Что касается дальности действия рации — тут не все так просто. Крайне много (если не практически все) зависит от конкретно используемой автомобильной антенны. При длинных тонких кабелях и при использовании нескольких разъемов/адаптеров/переходников вы можете получить значительную потерю выходной мощности. Дополнительно отмечу, что дальность покрытия радиосвязи сильно зависит и от рельефа местности. В городской застройке с затенением бетонными/кирпичными домами, с экранированием металлическими ангарами все может быть достаточно плохо. На трассе, допустим, в пересеченной местности (лесной массив) или в впадинах холмистой местности все может быть также плохо вплоть до потери сигнала. В случае неуверенного приема в первую очередь страдает качество самого сигнала. Сигналы вызова можно услышать, а вот разобрать собеседника может быть сложно. В таком случае нужно или антенну установить повыше, или машину отогнать на подъем местности.


А вот в пределах прямой видимости, на открытой местности рация показывает себя положительно.


Работают подобные рации обычно на расстояния до 1-2-5 км в пределах прямой видимости (в идеальных условиях и при идеальной погоде). Если увидите в рекламе на коробке «15 км» — не верьте, а вот 1-2 км — вполне реально с хорошей антенной. Опять же, не забывайте про назначение этой рации. Это компактная автомобильная рация PMR диапазона для того, чтобы комфортно перемещаться группой автомобилей. Для приема CB диапазона (27МГц) лучше взять «старшую» модель рации — RETEVIS RT-9000D.


Если машины рядом — рация отлично принимает сигнал. Отдельный плюс — работа вместе с носимыми рациями Baofeng или Retevis диапазона PMR.

Пробовал с Баофенгом UV-82 Plus. С той стороны меня лучше слышали, чем я их (но это уже вина короткой антенны у портативной радиостанции).


И для сравнения — двухдиапазонная рация Zastone. Тоже неплохой вариант для поездок и вылазок на природу.


В целом, автомобильная рация RETEVIS RT98 весьма неплоха, если вы планируете перемещаться на двух и более автомобилях, оснащенных PMR-радиостанциями. Рация неплохо держит связь с собратьями по диапазону (будь то Baofeng или RETEVIS), а это удобно, так как у меня несколько подобных раций для группы (туризм/рыбалка/отдых). Что касается извечного вопроса «можно ли слушать дальнобойщиков?», то отвечаю: нет, нельзя. Для дальнобоев нужна рация СВ-диапазона, а это другие деньги/габариты/мощности/антенна.

Ну и небольшое предупреждение:

  • Не используйте рации с непонятными настройками — прошейте самостоятельно или попросите прошить того, кто умеет это делать.
  • Не используйте рацию без подключенной нагрузки (антенны). Это может привести к выходу из строя выходного каскада рации.

А в остальном, рация оказалась неплоха за свои деньги. По крайней мере, я не смог найти более дешевого варианта для автомобиля. Если конечно, не использовать «стационарно» переносную рацию типа UV-5R.

Читайте также: