Программа компьютерная грамотность для начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» разработана на в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.В.Матвеевой, допущена Министерством образования РФ к использованию в учебном процессе.

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

формирование системного, объектно-ориентированного теоретического

формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной

действительности на основе различных способов представления информации;

овладение приемами и способами информационной деятельности;

формирование начальных навыков использования компьютерной техники и

современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Под предметной компетентностью в области информатики понимается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

доступа к информации (знание того, где и как искать и получать

обработки информации (использование заданных схем организации и

интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности,

создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Опора на требования ФГОС осуществлялась посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК «Информатика» для 2–4 классов полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.

Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).

Виды УУД (блоки) – это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:

Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательный блок включаются:

Общеучебные действия :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические действия , включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно , подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Универсальные логические действия :

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятия , выведение следствий;

установление причинно-следственных связей , построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

Действия постановки и решения проблем :

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В коммуникативный блок входят коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Кроме формирования и развития УУД, на уроках «Информатика» школьники учатся :

Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения , происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

Соотносить результаты наблюдения с целью , соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

Понимать , что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели : текста, рисунка и пр.).

В процессе информационного моделирования и сравнения объектов

выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть . Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей .

При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации , использования компьютера ; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки . Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде , у порядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Получать опыт организации своей деятельности , выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам , самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

Получать опыт рефлексивной деятельности , выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление .

Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.


На сегодняшний день одним из самых удобных, функциональных и в тоже время доступных средств подготовки и проведения презентаций являете программа Power Point.

Таким образом, актуальность введения кружка «Школа компьютерной грамотности» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем.

Пользовать­ся информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно ра­бота с информационными ресурсами была простой, неавтоматизи­рованной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности в программе Microsoft Office PowerPoint.

освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;

овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности.

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

фрагмент ктп школа компьютерной грамотности

Общая характеристика кружка внеурочной деятельности

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.

Учащиеся получат возможность научиться готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.

Введение учебного материала по созданию презентаций (Microsoft Office PowerPoint — программа для создания и проведения презентаций) дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания электронных презентаций.

В процессе обучения школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Содержание программы позволяет развивать и организационные умения:

-планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

-осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;

- освоить знания, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

-овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;

-подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Пояснительная записка

На сегодняшний день одним из самых удобных, функциональных и в тоже время доступных средств подготовки и проведения презентаций являете программа Power Point.

Таким образом, актуальность введения кружка «Школа компьютерной грамотности» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем.

Пользовать­ся информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно ра­бота с информационными ресурсами была простой, неавтоматизи­рованной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности в программе Microsoft Office PowerPoint.

Задачи программы:

освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;

овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности.

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Общая характеристика кружка внеурочной деятельности

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.

Учащиеся получат возможность научиться готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.

Введение учебного материала по созданию презентаций (Microsoft Office PowerPoint — программа для создания и проведения презентаций) дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания электронных презентаций.

В процессе обучения школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Содержание программы позволяет развивать и организационные умения:

-планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

-осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;

- освоить знания, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

-овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

-воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;

-подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности.

Таблица распределения часов разделов программы по классам-параллелям

Общее кол-во учебных часов

Техника безопасности при работе на компьютере

Знакомство с компьютером

Графический редактор Paint

Текстовый редактор Word

Программа Microsoft Power Pоint.

Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов

Презентации с использованием триггеров

Добавление в слайды эффектов анимации

Вставка в слайды гиперссылок

Добавление в презентацию аудио и видеоинформации

Форматирование текста и размещение графики.

Описание места кружка внеурочной деятельности

в учебном плане

В учебном плане школы на изучение программы «Школа компьютерной грамотности» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, так как в 3 классе 34 учебные недели – это 68ч.

школа компьютерной грамотности 68 ч

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Данная программа ориентирована на учащихся 3 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников.

Полное овладение учащимися средствами разработки презентаций, применение эффектов анимации, звуковое сопровождение, вставка видеоматериалов, диаграмм и т.д. сделает любой проект, любое выступление привлекательным для аудитории, подчеркнёт авторский замысел, значимость проделанной работы.

Преимущество и главная ценность программы состоит именно в том, что учащиеся смогут организовать «живое» и образное выступление по любой теме посредством использования анимации. В Microsoft Office PowerPoint любой текст превращается в действие, когда учащиеся путём анимации, превращают его в последовательно разворачивающееся событие.
Учащиеся смогут сопровождать доказательства, необходимые по теме, например, научного явления, формул или теорем, анимированной графикой, появляющейся на экране как наглядное доказательство ваших слов.
Чтобы усилить эффект, учащиеся смогут сопровождать свои объяснения музыкой, соответствующей тому времени, эпохе или стилю излагаемого материала.

Научатся находить и создавать образы с помощью инструментов панели «Рисование» и использовать их в слайдах, а также создавать собственные картины в графическом редакторе Paint.

Научаться работать с редактором Word для Windows, подготавливать простейший текст в редакторе Word, редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте; открывать и сохранять файлы с документами.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую работу по курсу, демонстрируя все полученные знания при защите своей работы, рассказывая процесс её выполнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Компьютерная грамота" реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данный курс позволяет научить работать с программами WORD, PAINT, POWERPOINT, EXCEL. Занятия по программе «Компьютерная грамота» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Компьютерная грамота" для учащихся 3-4 классов»

Пояснительная записка

Программа кружка «Компьютерная грамота» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике полученные знания;

формирование у учащегося активной жизненной позиции;

приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.

Направленность программы

Программа кружка «Компьютерная грамота» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению —учебно-познавательной; по форме организации —индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации —двухгодичной подготовки.

Программа «Компьютерная грамота» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть учебные места для всех учащихся и одно рабочее место – для преподавателя.

Новизна программы

Концепция программы «Компьютерная грамота» ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения информатике детей младшего школьного возраста.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. Необходимо помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Программа «Компьютерная грамота» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 3-4 классов. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе ее реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей.

Целью обучения по программе «Компьютерная грамота» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи обучения:

познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при решении поставленных задач;

дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;

дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWERPOINT, EXCEL;

углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;

развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные таблицы EXCEL.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме­ния создавать проекты. Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На занятиях большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 9-11лет.

Сроки реализации образовательной программы 2 года, каждый год обучения рассчитан на 34 часа. Итого - 68 часов, из них 19 часов отводятся на теорию, а 49 часов – на овладение практическими навыками.

1 год - начальная ступень (3 класс);

2 год - основная ступень (4 класс).

Начальная ступень является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей.

Основная ступень должна формировать у учащихся готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования. Ко второму году обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.

Формы занятий:

Занятия по программе «Компьютерная грамота» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.

В процессе работы кружка «Компьютерная грамота» используются различные формы и методы работы (конкурсные работ учащихся, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование). Основная форма работы по программе – занятия с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.

Режим занятий:

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, продолжительностью 40 минут. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Для успешной деятельности каждому ребенку необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Компьютерная грамота» в соответствии с ФГОС

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

умение оказывать помощь своим сверстникам.

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;

умение понимать цель выполняемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

осуществлять поиск информации с помощью ИКТ.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;

координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками;

принимать общее решение;

контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу первого года обучения учащиеся

должны знать:

правила техники безопасности;

основные устройства ПК;

что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи иниформации;

правила работы за компьютером;

назначение и работу графического редактора PAINT;

возможности текстового редактора WORD;

иметь представление о компьютерных вирусах;

иметь представление об антивирусных программах;

что такое алгоритм, формы записи алгоритмов, основные символы блок-схем алгоритмов, структуры алгоритмов;

должны уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

включить, выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

набирать информацию на русском регистре;

запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

работать с программами WORD, PAINT

К концу второго года обученияучащиеся

должны знать:

правила техники безопасности;

основные устройства ПК;

что такое информация; виды информации;

правила работы за компьютером;

назначение и возможности графического редактора PAINT;

возможности текстового редактора WORD;

назначение и работу программы PowerPoint;

понятия локальных и глобальных сетей;

работу электронной почты;

назначение и возможности электронных таблиц Excel;

основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)

должны уметь:

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

включить, выключить компьютер;

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

свободно набирать информацию на русском и английском регистре;

запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

работатьспрограммами Word, Paint, Excel, Power Point;

работать с электронной почтой;

создавать презентацию, используя все возможности PowerPoint;

составлять и защищать творческие мини-проекты;

Способы проверки результатов освоения программы:

Для подведения итогов по результатам освоения материала по пройденным темам используется пакет практических работ по каждому разделу (компьютерное тестирование).

Онлайн-книги

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся начальных классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Данная образовательная программа реализуется в кружковом объединении «Компьютерная грамотность». Она написана на основе личного опыта педагога, теоретического материала по данному направлению, взятому из различных информационных источников. Особенностью данной программы является более углубленное изучение предмета информатика. Это способствует более качественному изучению данного предмета в школе.

Цель работы кружка: развитие творческих способностей детей через изучение компьютерной грамоты.

Учебно-воспитательные задачи программы:

р азвивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;

развивать разнообразные способности: исследовательские, программистские, художественные;

обучить основам работы на компьютере;

формировать знания, умения, навыки работы на ПК;

познакомить с устройством ПК и принципами его работы;

прививать культуру общения с компьютером, воспитывать ответственное отношение к нему;

обучить пользоваться готовым программным обеспечением;

формировать активную жизненную позицию;

создавать условия для самоопределения и самореализации личности.

Программа «Компьютерная грамотность» составлена с учетом:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г., № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.1997г. №212, от 08.08.2003г. № 470, от 01.02.2005г., № 49);

Требований к программе дополнительного образования детей (2006 г.)

Инструктивно-методического письма Министерства образования РФ

Положения об образовательной программе педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Игринского районного Центра детского (юношеского) технического творчества (утверждено 2011г.);

СанПин 2.4.4.1251-03(введенный 20 июня 2003г.)

Данная программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), программы курса «Первые шаги в мире информатики» Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 - 4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах , авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 6 — 10 лет. Программа 1 года обучения составляет 144 часа в год.

Режим обучения: занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с 10 минутными перерывами. Наполняемость группы –12 человек.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.

Основным направлением объединения является обучение конкретным информационным технологиям (ИКТ - компетентности). Для этого необходимо обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов и буклетов, рисование, создание текстовых документов, создание презентаций и т. д.). При работе с воспитанниками основное внимание уделяется формированию общеучебных умений: логическому, образному и алгоритмическому мышлению, развитию внимания и памяти, привитию навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск). Для более полного раскрытия потенциала воспитанников даются индивидуальные творческие задания. Наряду с практической работой на компьютере, проводятся беседы о развитии компьютерной техники, об интересных новинках, изучаются правила дорожного движения, включаются игровые моменты и проведение мероприятий по ПДД.

Для реализации данной программы следует использовать имеющуюся материальную базу, современные средства обучения, учебно-наглядные пособия, методический материал.

Эффективность программы оценивается следующим образом:

по окончании изучения каждой темы кружковцы выполняют контрольные задания, которые включают в себя теоретические и практические задания. Для выполнения теоретических заданий используются различные методы и формы: упражнение, тест, кроссворды, викторины, конкурсы знатоков и прочее. Практические задания, в основном, носят творческий характер, в ходе выполнения которых кружковцы должны использовать ранее приобретенные навыки и умения);

проведение мониторинга личностного развития детей за 1 и 2 полугодие учебного года учебного года;

подготовка и участие обучающихся в районных, республиканских, всероссийских конкурсах и выставках.

Читайте также: