Программа последовательность команд для компьютера

Обновлено: 30.06.2024

Познакомить с правилами оформления и вызова программ.

Опорные понятия:

последовательность выполнения действий.

Новые понятия:

Задачи учителя:

Ввести понятие «объект-исполнитель»;

Познакомить учащихся с третьей стадией разработки алгоритма;

Ввести понятие «программа»;

Познакомить с правилами оформления и вызова программы;

Научить решать задачи на составление программ с линейным алгоритмом.

План урока

2. Повторение изученного материала:

Закрепление умения составлять алгоритмы и изображать их в виде блок-схем;

понятия «исходные данные» и «выходные данные;

технология тестирования алгоритма.

ввод понятия «объект-исполнитель»;

знакомство с третьей стадией разработки алгоритма;

ввод понятия «программа»;

правила оформления и вызова программы

задачи на составление программ с линейным алгоритмом.

4. Подведение итогов за урок.

Домашнее задание – конспект.

1.Читать тема 13.1-13.2 стр. 162-188.

2. Устно стр. 175, вопросы 1-6

Почему мы используем понятие «Исполнитель»?

Приведите примеры Исполнителей из жизни.

Что называется программой?

Приведите примеры программ для разных Исполнителей.

Приведите несколько примеров жизненных ситуаций, где четко можно разделить алгоритм и программу действий. Расскажите, чес может отличаться одна программа от другой, если ее будут выполнять разные объекты-исполнители.

Какие стадии необходимо пройти, чтобы разработать программу?

3. Письменно стр. 241,( Практикум по информационным технологиям ) задание 7.24.

4. Читать стр. 243-245, тема 7.3 (Практикум по информационным технологиям).

5. Письменно стр. 242 (Практикум по информационным технологиям), задание 7.32 (информационная модель прямоугольника, блок-схема алгоритма рисования, программа).

6. Письменно стр. 242-245 (Практикум по информационным технологиям), задания 7.33-7.38.

7. Письменно нарисовать блок-схемы для задания 7.25 (Практикум по информационным технологиям) стр. 241.

8. Письменно стр. 241 (Практикум по информационным технологиям), задания 7.27-7.28.

Методика проведения уроков

Действия, описываемые в алгоритме, должны быть понятны самому разработчику алгоритма. Только тогда алгоритм можно преобразовать в форму, понятную тому, кто будет его выполнять.

Поэтому разработка алгоритма практически всегда осуществляется в две стадии. На первой стадии человек приближенно описывает последовательность выполнения действий объектом, который будет претворять в жизнь, заложенную в алгоритме идею. Возможно, этим объектом будет сам разработчик. На этой стадии человек должен ясно представить себе, что же он хочет получить и каким образом. На следующей стадии алгоритм претерпевает некоторые изменения для того, чтобы в нем были учтены особенности среды, в которой предполагается выполнение этого алгоритма.

Алгоритмы решения разных задач должны быть выполнены в той среде, где необходимо получить результат. В этой среде должен существовать объект, который будет выполнять этот алгоритм.

Объект, который будет выполнять разработанный человеком алгоритм, называют Исполнителем . Его предназначение – точно выполнять описания алгоритма, подчас не задумываясь о результатах и целях. Например, Исполнителем может быть:

Солдат в армии, который обязан беспрекословно выполнять приказы старших по званию чинов;

Собака, которая должна выполнять команды хозяина;

Животные в цирке, которые должны точно исполнять требования дрессировщика;

Робот, производящий измерения в космосе, выполняет команды, поступающие от космического центра;

Летчик, который должен точно выполнять распоряжения диспетчера аэропорта.

Во всех примерах объект, исполняющий действия алгоритма, не обязан:

Понимать цели и методы достижения этой цели;

Пропускать действия или менять их порядок по своему усмотрению;

Искать какую-то замену, если действие выполнить невозможно.

Этот объект должен обладать следующими характеристиками:

Он умеет и может выполнять действия, описанные в алгоритме;

Он должен выполнять эти действия в указанном порядке.

Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры. Они в состоянии выполнять указанные команды, не обсуждая их целесообразность. Человек тоже может поставить себя в положение Исполнителя алгоритма, хотя бы для проверки его правильности. При этом человек формально, не стараясь понять поставленную задачу, выполняет команду за командой.

Знакомство с третьей стадией разработки алгоритма

Исполнитель способен выполнять только ограниченное количество команд. - систему команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя (СКИ) – это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять.

С другой стороны, алгоритм для этого исполнителя может содержать только правильно записанные команды из СКИ.

Поэтому алгоритм, переписанный на второй стадии под конкретного Исполнителя, должен еще раз пройти дополнительное преобразование. Алгоритм дорабатывается и детализируется так, чтобы в нем присутствовали только те команды и конструкции, которые может выполнить Исполнитель.

Так появляется третья стадия , на которой алгоритм должен быть представлен в форме, понятной Исполнителю. Исполнитель, как и любой объект, находящийся в определенной среде и может выполнять только допустимые в ней действия. Если Исполнитель встретит в алгоритме неизвестную ему команду, то выполнение алгоритма прекратится.

На третьей стадии разработки алгоритма необходимо познакомиться с командами, доступными Исполнителю, и с правилами их записи. Так, игра в шахматы теряет всякий смысл, если Исполнитель не представляет себе правил поведения в среде «шахматное поле».

Ввод понятия «программа»

Алгоритм, представленный на понятном Исполнителю языке, называют программой.. Программа должна быть составлена так, чтобы каждый блок компьютера выполнял задуманное человеком действие в соответствии с алгоритмом.

Программа – упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.

Для первых ЭВМ программы записывались в виде последовательности элементарных операций. Это была очень трудоемкая и неэффективная работа. Для исправления любой ошибки приходилось переделывать всю программу и снова записывать ее в память

Поэтому впоследствии были разработаны специальные языки, названные алгоритмическими . Представлять алгоритм на этом языке стало значительно удобнее и нагляднее. Первым алгоритмическим языком для создания компьютерных программ был АНГОЛ (60-е годы). Очень скоро появились и другие языки: Фортран, Бейсик, ПЛ, Паскаль и др. Каждый из них нес в себе какую-нибудь особую идею по более рациональному использованию ресурсов компьютера и усовершенствованию формы представления программы.

В настоящее время существует множество искусственных языков для составления программ. Однако так и не удалось создать идеального алгоритмического языка, который устроил бы всех, как не удалось создать и искусственный разговорный язык, который удовлетворил бы все страны и народы. Алгоритм, представленный с помощью языка программирования, чем-то похож на математическую формулу.

Программы, как и алгоритмы обладают теми же свойствами (дискретность, детерминированность, массовость, конечность, результативность).

Программа хранится в памяти компьютера. При запуске программы компьютер выполняет команды в том порядке, в котором они записаны.

Важными особенностями всех современных языков программирования являются:

Наличие встроенных слов, которые обозначают уже имеющиеся команды (операторы) и функции (датчики) – инструментов для выполнения разнообразных действий (операторы - для создания в программе циклов и разветвляющихся конструкций);

Возможность расширять язык, то есть создавать новые команды и датчики.

Однако ни в одном языке нельзя написать программу, если не разработан алгоритм. Основная сложность при разработке программ для компьютера заключается именно в создании или нахождении алгоритма. Обычно понятие программы связывают с компьютером, и тогда процесс создания программы называют программированием или кодированием.

Программирование (кодирование) – процесс составления программы для компьютера.

Любой язык содержит правила для разработки и применения вспомогательных программ, называемых процедурами.

Процедура – вспомогательная программа, которая вызывается из другой программы.

Каждый алгоритм представленный в виде программы должен иметь уникальное имя, не совпадающее со встроенными в язык словами.

Программа имеет заголовок, в котором указано ее имя.

Новый алгоритм сохраняется в памяти под своим именем, и его можно вызвать (выполнить), введя имя этой программы. Все имеющиеся программы могут использоваться в качестве процедур при создании новых программ. Обращение к процедуре происходит по ее имени.

lena119977

Вопросы и задани 1. Чем различаются три вида программного обеспечения? 2. Что означает слово «интерфейс »? 3. Как вы думаете, почему большинство прост … ых встроенных компьютеров (например, в стиральных машинах) работают без операционных систем? 4. Какое По называется кроссплатформенным? 5. В каких случаях вы можете не найти программу в главном меню операционной системы? 6. Что такое переносимая программа? 7. Что будет, если после создания ярлыка программу перемес- тить в другую папку? (Проверьте на компьютере!) 8. Что такое инсталляция? Почему она необходима для многих современных программ? 9. Обсудите достоинства и недостатки автоматического обновле- ния программного обеспечения. Как вы думаете, почему не- которые пользователи отключают автоматическое обновление? 10. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тет- ради. 72

Вопросы и задани 1. Чем различаются три вида программного обеспечения? 2. Что означает слово «интерфейс »? 3. Как вы думаете, почему большинство прост … ых встроенных компьютеров (например, в стиральных машинах) работают без операционных систем? 4. Какое По называется кроссплатформенным? 5. В каких случаях вы можете не найти программу в главном меню операционной системы? 6. Что такое переносимая программа? 7. Что будет, если после создания ярлыка программу перемес- тить в другую папку? (Проверьте на компьютере!) 8. Что такое инсталляция? Почему она необходима для многих современных программ? 9. Обсудите достоинства и недостатки автоматического обновле- ния программного обеспечения. Как вы думаете, почему не- которые пользователи отключают автоматическое обновление? 10. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тет- ради. 72

Вопросы и задани 1. Чем различаются три вида программного обеспечения? 2. Что означает слово «интерфейс »? 3. Как вы думаете, почему большинство прост … ых встроенных компьютеров (например, в стиральных машинах) работают без операционных систем? 4. Какое По называется кроссплатформенным? 5. В каких случаях вы можете не найти программу в главном меню операционной системы? 6. Что такое переносимая программа? 7. Что будет, если после создания ярлыка программу перемес- тить в другую папку? (Проверьте на компьютере!) 8. Что такое инсталляция? Почему она необходима для многих современных программ? 9. Обсудите достоинства и недостатки автоматического обновле- ния программного обеспечения. Как вы думаете, почему не- которые пользователи отключают автоматическое обновление? 10. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тет- ради. 72

Определите значение переменной i и d После выполнения следующих операторов программы​

Что будет выведено в результате выполнения программы,если ввести символ C​

3. Дано: а =160 10, b = 510 10 . Выберите число с, которое отвечает условию a < c < b . Приведите доказательство. 1)10001100₂ 2)137₈ 3)D7₁₆ 4)1 … 0011000₂

Данный рассказ я хочу посвятить основам главной программы на компьютере многих пользователей, а именно, операционной системе (ОС) Виндовс. Сейчас продают систему 8.1, а история насчитывает уже очень много самых разных версий. В наше время старые версии ОС уже можно посмотреть в браузере Гугл Хром, и даже немного в них поработать (смотри [1]). Но еще до появления Виндовс на самых первых персональных компьютерах устанавливалась система ДОС. Она не была многозадачной и не была графической. В то время графика очень медленно выполнялась и была примитивной, поэтому для ускорения системы использовался текст, а точнее текстовые команды ДОС, которые являлись частным случаем специального языка программирования автоматической работы на компьютере.

И этот командный способ использования операционной системы до сих пор существует во всех версиях ОС Виндовс. Для выполнения команд даже самые последние версии имеют консольное окно, очень напоминающее окно ДОС, в котором эти команды можно вводить. А выставляет это окно и исполняет команды специальная программа windows\system32\cmd.exe. Ее можно запускать непосредственно по адресу, по иконке, а можно и в Проводнике (файловом менеджере системы Виндовс) по кнопке "Открыть командную строку" в меню "Файл". Но это не удобно, потому что командную строку надо записывать руками. Есть более удобный способ, который работает во всех системах Виндовс и работал в ДОС. А именно, в системе Виндовс принято, что все файлы с расширением bat, например, "run.bat" автоматически выполняются программой windows\system32\cmd.exe, которая открывает это самое консольное окно и интерпретирует каждую строку файла как команду, которая автоматически записывается в командную строку консоли.

Этот вариант намного удобнее, потому, что файл с расширением bat можно предварительно отредактировать в любом текстовом редакторе, и файл сохраняется на винчестере, его можно копировать и многократно исполнять. В системе Юникс (Линукс) любой файл можно объявить как командный, а в системе Виндовс такое объявление происходит путем записи расширения bat. В этом смысле слова bat-файл и командный файл синонимы. Как я уже сказал, командный язык был разработан еще в ДОС, и он почти без изменений используется во всех системах Виндовс, хотя от системы к системе могут появляться новые команды. Однако старые продолжают работать.

Увы, но сейчас только те люди, которые реально работали в ДОС, продолжают пользоваться командами. Молодежь уже ничего этого не знает, так как не учит, а предпочитает использовать готовые программы с графической средой обслуживания. Тем не менее, использование команд иногда может оказаться даже более эффективным, чем простое и бездумное тыкание красиво нарисованных кнопок мышкой. Команд очень много, и вовсе не обязательно знать все, тем более простому пользователю, однако есть очень полезный минимум команд, которые реально полезно знать и использовать при работе на компьютере. Особенно это полезно программистам или людям, использующим профессиональные программы.

В этой статье я начну постепенно рассказывать про некоторые команды ОС Виндовс. За каждой такой командой стоит специальная программа, которая выполняет ту или иную работу. Но есть и внутренние команды языка, которые указывают интерпретатору, то есть программе cmd.exe, как ей надо понимать и как выполнять команды. Такие команды разумно выучить даже раньше названий самих программ, чтобы лучше понимать написанный код. Вот с них и начнем. Работать можно где угодно, в любой папке компьютера или на рабочем столе, который тоже является специальной папкой.

Итак, сделайте следующее. Поставьте курсор мыши на рабочий стол в любом месте и кликните правую кнопку мыши. В появившемся меню выберите строку "Создать" и далее "Текстовый документ". На рабочем столе появится иконка с длинным названием и с расширением txt. Названия всех иконок можно редактировать. Для этого кликните мышкой на названии, откроется маленький редактор и перепишите все название на "run.bat" и нажмите клавишу [Enter]. Появится предупреждение, что изменение типа файла повлечет за собой изменение запускающей программы. Игнорируйте, потому что именно это нам и надо.

Итак, у вас появилась иконка нового файла с названием "run.bat". Но файл еще пустой. Теперь ставим курсор на иконку и снова нажимаем правую кнопку мыши. В меню выбираем строку "Изменить", она вторая сверху. Открывается текстовый редактор Notepad (Блокнот) c пустым окном. Набираем в нем две строки

и спасаем набранный текст в файле. Вот мы и получили первый командный файл, который фактически тоже является программой. Сразу объясню, что означает набранный текст. Команда "help" просто дает описание, точнее инструкцию как пользоваться командой, которая является ее аргументом. То есть командой "cmd" в нашем случае. Командные строки имеют такую структуру, что первое слово -- это всегда команда, которая выполняется, а другие слова после него, набранные через пробел, являются ее аргументами. Их может быть много и они могут быть разными, зависит от того, как написана программа. Вторая команда "pause" останавливает выполнение всех других команд и дает подсказку нажать любую клавишу. В ДОС было необходимо нажать только клавишу [Enter], сейчас можно любую. Но клавиша [Enter] все равно главнее всех других, ее и нажимайте.

Эта команда очень полезная, потому что выполнение команд производится автоматически. Когда все команды кончились, то консольное окно автоматически закрывается, и прочитать информацию, которую печатали команды, невозможно. Иногда это полезно, но не в нашем случае. Итак, теперь достаточно кликнуть на иконке и откроется консольное окно, в котором будет показано описание команды "cmd". Так же точно можно получить описание любой другой команды.

То есть фактически остается только узнать имена всех команд и указанным способом можно получить инструкцию как ими пользоваться. Я укажу еще одну команду "exit", которая в ДОС закрывала консольное окно, потому что иначе оно не закрывалось. Команда осталась, но ее выполнять уже не обязательно, так как окно и так закрывается, а, кроме того, его можно закрыть как любое окно Виндовс, кликая крестик в правом верхнем углу.

Многие команды ОС Виндовс запускают программы, которые не только получают входные параметры из командной строки, но и просят ввести какие-то значения с клавиатуры как ответ на вопрос программы, а результаты печатают в консольное окно строку за строкой. Если данных для ввода мало, а результат записывается коротко, то и достаточно. А если нет? Тогда получается очень неудобно. Возникает проблема, которую надо решать. Решение вот такое. После всех обязательных параметров можно указать имена файлов, одно имя для файла, в котором набраны все данные, которые будут запрашиваться, и второе имя для файла, в который будет напечатан результат работы. В этом случае программа будет работать полностью автоматически. При этом перед входным именем файла надо ставить знак < (меньше), а перед выходным > (больше). На самом деле эти знаки означают стрелки, показывающие откуда и куда идет информация.

Запишите в файл "run.bat" следующий текст

help > out.txt
pause

И дважды кликните на его иконке. На этот раз в консольном окне ничего не появится, зато на вашем рабочем столе появится иконка нового файла с именем "out.txt". Этот файл создала программа help, запущенная из командного файла "run.bat". Можно посмотреть его содержание в любом текстовом редакторе, например, в Notepad. И тут нас ждет первый сюрприз. Русские буквы текста нечитабельны. В чем дело? А дело в том, что Виндовс уже давно показывает русские буквы в так называемой виндовс-кодировке, а программа help продолжает показывать русские буквы в старой, то есть в дос-кодировке. Чтобы прочитать такой файл вам необходимо воспользоваться редактором, который умеет показывать текст во всех пяти кодировках русских символов, которые сейчас существуют.

Одной из таких программ является мой собственный редактор vkNotepad.jar, который можно скачать по ссылке [2]. Раньше было много самодельных программ перекодировщиков, поскольку это очень простая операция. Чтобы узнать как решить проблему сегодня я сделал запрос в интернете. Вот одно из решений. В Блокноте (Notepad) нужно выбрать шрифт "Terminal" и как раз он показывает русский текст в дос-кодировке. Есть и другие решения, но этих достаточно. Интересно почитать текст, который напечатала программа. Она сообщила, что надо набрать на командной строке имя команды, а дальше дала список некоторых команд, которые существуют в операционной системе. И это уже неплохо.

Теперь самое интересное. На командной строке, то есть в строке bat-файла можно указывать не только команды ОС Виндовс, то есть имена файлов с расширением exe и с именем как имя команды, но и любые файлы с расширением exe. Все такие файлы являются программами для ОС Виндовс и она их запускает как программы. Но если свои команды ОС знает где искать, то чужие -- в общем случае не знает. Поэтому она всегда начинает искать файл в той же папке, в которой записан bat-файл. Если он записан на рабочем столе, то и программа должна быть на рабочем столе.

Это не всегда удобно. Удобно делать наоборот, то есть записывать bat-файл в тут же папку, где находится программа. В этом случае никаких проблем не будет. Но можно указывать не только файлы с расширением exe, а и файлы с другим расширением, например, txt, что еще более удобно. Что происходит в этом случае? А вот что. Операционная система помнит таблицу, в которой написано какую программу надо запускать с каким расширением файла. И она просто выполнит эту программу, хотя сама программа явно в команде не указана.

Это очень удобно. Например, можно указать на файл с расширением pdf и запустится Акробат ридер, который покажет файл. И так далее. Таким образом можно смотреть файлы очень многих типов. Легко сообразить, что все программы, которые запускаются по расширению файлов, при их запуске с командной строки имеют имена этих файлов как параметры. Поэтому можно использовать и другой способ -- запускать такие программы в явном виде указывая в качестве параметра имя файла, который вы хотите посмотреть. Но в этом случае надо знать полный адрес такой программы. Например, у меня выполняется такая команда

c:\"Program Files (x86)"\Adobe\"Reader 11.0"\Reader\AcroRd32.exe anyfile.pdf
pause

Правда при этом система требует разрешения, но его можно дать один раз на всю работу и дальше все будет автоматически. Что здесь важно? Сам bat-файл и pdf-файл находятся в одной папке, например, на рабочем столе, а вот для программы надо указать ее полный путь. Есть очень много способов узнать полный путь программы. Он, обычно, даже запрашивается при установке программы, или сообщается в ее свойствах. Важно, что таким способом можно уже запускать любой файл с любой программой, конечно при условии, что программа способна работать с файлом, то есть его формат записи правильный для этой программы.

Еще одна особенность. Так как пробел является разделителем между командой и параметром, то все имена внутри команды, содержащие пробелы, надо помещать в кавычки. Раньше, то есть в ДОС, имена с пробелами писать было нельзя. По этой причине я и сейчас не советую называть папки русскими буквами и писать в них пробелы. Это ограничивает применимость командного управления работой компьютера. И вообще это дурной тон.

Адоб ридер -- не единственная программа, которую можно запускать таким способом. Другими важными программами являются текстовые редакторы, браузеры, видео-проигрыватели и многие другие программы. Важно, что многие программы, которые впервые появились в системе Юникс, очень удобно запускаются именно таким способом. Часто они вообще не имеют графической среды общения с пользователем. Я рассказал только самый минимум. Есть еще очень много всего интересного, но не все сразу.

Программы есть на каждом компьютере, ноутбуке и даже в ваших телефонах и планшетах. Все они созданы, чтобы выполнять функции, которые будут востребованы пользователями.

Ежедневно миллионы людей по всему миру используют их для различных целей, но не все знают определение этого термина. Если вам это интересно, то данная статья несомненно поможет вам расширить свои познания в IT сфере.

Программа - что это такое? Определение в информатике

Прошлый материал был посвящен тому, что такое программное обеспечение, сейчас вы узнаете определение программы в информатике, как они работают и что из себя представляют.

Что такое программа

Т.е. по сути, это последовательность определенных команд, которые будут выполнятся на определенном устройстве со своей ОС для выполнения каких-либо действий необходимых пользователю. Именно они заставляют аппаратное обеспечение выполнять функции, на которые оно способно.


Интересно! Любое ПО создается под целевую систему: Windows, Mac OS, IOS, Android или другую, и под ее архитектуру. Поэтому для каждой ОС необходим свой софт, который будет на ней работать.

Как создаются программы

Программы создаются в специальном ПО для их создания: это ПО для работы с кодом, его компиляцией и отладки. Непосредственно код может быть написан на разных языках программирования, которые разделяются на два типа:


Языков программирования огромное множество, любой может подходить для определенных задач. Для каждой операционной системы, будь то Windows, Mac OS, Linux, IOS или Android существует свой язык программирования. И если софт написан под определенную систему, ее архитектуру, то на другой ОС он просто не запустится.

Виды программ

Видов не так уж много, но основной перечень состоит всего из трех типов. Их уже можно классифицировать дальше.

В заключение

Теперь вы знаете больше о том, что так часто используете на своих компьютерах и гаджетах. Надеюсь вам было интересно и это расширило ваши познания в компьютерной сфере.

Читайте также: