Программа работает но в ней полным полно ошибок в стиле оформления приведите ее в порядок

Обновлено: 05.07.2024

Для того, чтобы найти ошибку, нужно поставить в соответствие друг другу все части условного оператора if и else.

Помним, что часть else относится к ближайшему if. При этом наличие части else не обязательно.

Кроме того, часто присутствует ошибка при вводе или выводе. Обязательно нужно проверить, та ли информация выводится на экран.

Особого внимания требует инициализация переменных.

Формат книги не позволяет рассмотреть все основные типы задач 2 части, рассмотрим лишь те, которые встречались на проверочных и экзаменационных работах последних двух лет.

На об­ра­бот­ку по­сту­па­ет по­ло­жи­тель­ное целое число, не пре­вы­ша­ю­щее 10 9 . Нужно на­пи­сать про­грам­му, ко­то­рая вы­во­дит на экран сумму цифр этого числа, мень­ших 7. Если в числе нет цифр, мень­ших 7, тре­бу­ет­ся на экран вы­ве­сти 0. Про­грам­мист на­пи­сал про­грам­му не­пра­виль­но. Ниже эта про­грам­ма для Ва­ше­го удоб­ства при­ве­де­на на пяти язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Бей­сик

Python

INPUT N

WHILE N > 0

DIGIT = N MOD 10

IF DIGIT < 7 THEN

END IF

WEND

Пас­каль

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

begin

readln(N);

while N > 0 do

begin

digit := N mod 10;

if digit < 7 then

N := N div 10;

end;

writeln(digit)

нач

цел N, digit, sum

ввод N

нц пока N > 0

если digit < 7 то

все

кц

вывод digit

Си

int main()

int N, digit, sum;

while (N > 0)

if (digit < 7)

По­сле­до­ва­тель­но вы­пол­ни­те сле­ду­ю­щее.

1. На­пи­ши­те, что вы­ве­дет эта про­грам­ма при вводе числа 456.

2. При­ве­ди­те при­мер та­ко­го трёхзнач­но­го числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма выдаёт вер­ный ответ.

3. Най­ди­те все ошиб­ки в этой про­грам­ме (их может быть одна или не­сколь­ко). Из­вест­но, что каж­дая ошиб­ка за­тра­ги­ва­ет толь­ко одну стро­ку и может быть ис­прав­ле­на без из­ме­не­ния дру­гих строк. Для каж­дой ошиб­ки:

1) вы­пи­ши­те стро­ку, в ко­то­рой сде­ла­на ошиб­ка;

2) ука­жи­те, как ис­пра­вить ошиб­ку, т.е. при­ве­ди­те пра­виль­ный ва­ри­ант стро­ки.

До­ста­точ­но ука­зать ошиб­ки и спо­соб их ис­прав­ле­ния для од­но­го языка про­грам­ми­ро­ва­ния. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что тре­бу­ет­ся найти ошиб­ки в име­ю­щей­ся про­грам­ме, а не на­пи­сать свою, воз­мож­но, ис­поль­зу­ю­щую дру­гой ал­го­ритм ре­ше­ния. Ис­прав­ле­ние ошиб­ки долж­но за­тра­ги­вать толь­ко стро­ку, в ко­то­рой на­хо­дит­ся ошиб­ка.

Ре­ше­ние ис­поль­зу­ет за­пись про­грам­мы на Пас­ка­ле. До­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние про­грам­мы на любом из четырёх дру­гих язы­ков.

1. Про­грам­ма вы­ве­дет число 4.

2. При­мер числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма выдаёт вер­ный ответ: 835.

Про­грам­ма ра­бо­та­ет не­пра­виль­но из-за не­вер­ной вы­во­ди­мой на экран пе­ре­мен­ной и не­вер­но­го уве­ли­че­ния суммы. Со­от­вет­ствен­но, про­грам­ма будет ра­бо­тать верно, если в числе стар­шая цифра (край­няя левая) равна сумме цифр, мень­ших 7.

3. В про­грам­ме есть две ошиб­ки.

Пер­вая ошиб­ка. Не­вер­ное уве­ли­че­ние суммы.

Стро­ка с ошиб­кой:

sum := sum + digit;

Вто­рая ошиб­ка. Не­вер­ный вывод от­ве­та на экран.

Стро­ка с ошиб­кой:

Для за­дан­но­го по­ло­жи­тель­но­го ве­ще­ствен­но­го числа A не­об­хо­ди­мо найти мак­си­маль­ное целое число K, при ко­то­ром вы­пол­ня­ет­ся не­ра­вен­ство

(при K = 0 сумма счи­та­ет­ся рав­ной 0).

Для ре­ше­ния этой за­да­чи уче­ник на­пи­сал такую про­грам­му.

Бей­сик

Python

DIM K AS INTEGER

INPUT A

WHILE S < A

WEND

PRINT K

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Пас­каль

нач

вещ a, s

цел k

ввод a

нц пока s<a

кц

вывод k

k: integer;

begin

read(a);

while s<a do begin

end;

write(k);

Си

int main()

double a, s;

int k;

while (s<a)

return 0;

По­сле­до­ва­тель­но вы­пол­ни­те сле­ду­ю­щее.

1. На­пи­ши­те, что вы­ве­дет эта про­грам­ма при вводе числа 1.2.

2. При­ве­ди­те при­мер числа, при вводе ко­то­ро­го про­грам­ма даст вер­ный ответ.

3. Най­ди­те в про­грам­ме все ошиб­ки (их может быть одна или не­сколь­ко).

Для каж­дой ошиб­ки вы­пи­ши­те стро­ку, в ко­то­рой она до­пу­ще­на, и при­ве­ди­те эту же стро­ку в ис­прав­лен­ном виде.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: вам нужно ис­пра­вить при­ведённую про­грам­му, а не на­пи­сать свою. Вы мо­же­те толь­ко ис­прав­лять оши­боч­ные стро­ки; уда­лять стро­ки или до­бав­лять новые стро­ки нель­зя. По­ста­рай­тесь также не вне­сти новые ошиб­ки – за это оцен­ка сни­жа­ет­ся.

Ре­ше­ние ис­поль­зу­ет за­пись про­грам­мы на Пас­ка­ле. До­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние про­грам­мы на дру­гих язы­ках.

1. При вводе числа 1.2 про­грам­ма вы­ве­дет число 2.

2. При­ме­ры чисел, при вводе ко­то­рых про­грам­ма вы­во­дит вер­ный ответ: 1.6, 2.05.

Про­грам­ма со­дер­жит две ошиб­ки, одна из ко­то­рых при­во­дит к уве­ли­че­нию от­ве­та, дру­гая – к умень­ше­нию.

В не­ко­то­рых слу­ча­ях эти ошиб­ки ком­пен­си­ру­ют друг друга, и ответ ока­зы­ва­ет­ся пра­виль­ным. Это про­ис­хо­дит, если зна­че­ние A по­па­да­ет в один из сле­ду­ю­щих диа­па­зо­нов: 1.5 < A < 1.83, 2 < A < 2.08.

3. Про­грам­ма со­дер­жит две ошиб­ки.

1) Не­вер­ная ини­ци­а­ли­за­ция. На­чаль­ное зна­че­ние S долж­но быть равно нулю.

В при­ведённом ва­ри­ан­те вы­чис­лен­ная сумма ока­зы­ва­ет­ся на 1 боль­ше пра­виль­но­го зна­че­ния.

Стро­ка с ошиб­кой:

2) Не­вер­ное опре­де­ле­ние от­ве­та. При­ведённая про­грам­ма на­хо­дит не мак­си­маль­ное K, при ко­то­ром вы­пол­ня­ет­ся не­ра­вен­ство, а ми­ни­маль­ное, при ко­то­ром оно не вы­пол­ня­ет­ся, то есть уве­ли­чи­ва­ет вер­ное зна­че­ние на 1.

Кроме того, ис­поль­зо­ван­ный по­ря­док дей­ствий в цикле (уве­ли­че­ние K после уве­ли­че­ния S) при­во­дит к уве­ли­че­нию ещё на 1. Это можно было бы ис­пра­вить, из­ме­нив по­ря­док дей­ствий в цикле и умень­шив K после за­вер­ше­ния цикла, но эти дей­ствия не раз­ре­ше­ны по усло­вию за­да­чи.

По­это­му для ис­прав­ле­ния ошиб­ки можно про­сто скор­рек­ти­ро­вать зна­че­ние при вы­во­де.

Ошибки в программах могут допускаться от самого начального этапа составления алгоритма решения задачи до окончательного оформления программы. Разновидностей ошибок достаточно много. Рассмотрим некоторые группы ошибок и соответствующие примеры:

Рассмотрим более подробно некоторые из вышеприведенных видов ошибок.

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки зачастую выявляют уже на этапе трансляции. К сожалению, многие ошибки других видов транслятор выявить не в силах, т.к. ему не известен задуманный или требуемый результат работы программы.

Примерами синтаксических ошибок является:

  • отсутствие знака пунктуации;
  • несоответствие количества открывающих и закрывающих скобок;
  • неправильно сформированный оператор;
  • неправильная запись имени переменной;
  • ошибка в написании служебных слов;
  • отсутствие условия окончания цикла;
  • отсутствие описания массивов и т.п.

Синтаксическая ошибка «Не задан идентификатор»:

Ошибки, которые не обнаруживает транслятор

В случае правильного написания операторов в программе может присутствовать большое количество ошибок, которые транслятор не может обнаружить. Рассмотрим примеры таких ошибок:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
  • после проверки заданного условия неправильно указана ветвь алгоритма;
  • неполный перечень возможных условий при решении задачи;
  • один или более блоков алгоритма в программе пропущен.

Ошибки в циклах:

  • неправильно указано начало цикла;
  • неправильно указаны условия окончания цикла;
  • неправильно указано количество повторений цикла;
  • использование бесконечного цикла.

Ошибки ввода-вывода; ошибки при работе с данными:

  • неправильно задан тип данных;
  • организовано считывание меньшего или большего объёма данных, чем нужно;
  • неправильно отредактированы данные.

Ошибки в использовании переменных:

  • используются переменных, для которых не указаны начальные значения;
  • ошибочно указана одна переменная вместо другой.

Ошибки при работе с массивами:

  • пропущено предварительное обнуление массивов;
  • неправильное описание массивов;
  • индексы массивов следуют в ошибочном порядке.

Ошибки в арифметических операциях:

  • неправильное использование типа переменной (например, для сохранения результата деления используется целочисленная переменная);
  • неправильно определен порядок действий;
  • выполняется деление на нуль;
  • при расчете выполняется попытка извлечения квадратного корня из отрицательного числа;
  • не учитываются значащие разряды числа.

Ошибка в арифметических операциях «Деление на нуль»:

Все вышеописанные ошибки можно обнаружить методом тестирования.

Сопровождение программы

Сопровождением программ называются работы по обслуживанию программ в процессе их эксплуатации.

В случае многократного использования разработанной программы для решения различных задач определенного класса требуется проведение таких дополнительных работ, как:

  • при обнаружении ошибок работы программы они должны исправляться;
  • при изменении требований эксплуатации необходимая модификация программы;
  • выполнение доработки программы с целью решения конкретных задач;
  • выполнение дополнительных тестовых расчетов;
  • внесение исправлений в рабочую документацию;
  • улучшение программы и т.д.

При проведении работ по сопровождению многих программ стоимость этого сопровождения превышает половину затрат, которые приходятся на весь период времени существования программы (от разработки начального алгоритма до морального ее устаревания).

Программа, которая предназначена для длительной эксплуатации, должна сопровождаться соответствующей документацией и инструкцией по ее использованию.

В предыдущей части мы рассмотрели исходный код и его составляющие.

После того, как вы начнете проверять фрагменты кода или попытаетесь решить связанные с ним проблемы, вы очень скоро поймете, что существуют моменты, когда программа крашится, прерывается и прекращает работу.

Отладка программы

Это часто вызвано ошибками, известными как дефекты или исключительные ситуации во время выполнения. Акт обнаружения и удаления ошибок из нашего кода – это отладка программы. Вы лучше разберетесь в отладке на практике, используя ее как можно чаще. Мы не только отлаживаем собственный код, но и порой дебажим написанное другими программистами.

Для начала необходимо рассортировать общие ошибки, которые могут возникнуть в исходном коде.

отладка программы

Синтаксические ошибки

Эти эрроры не позволяют скомпилировать исходный код на компилируемых языках программирования. Они обнаруживаются во время компиляции или интерпретации исходного кода. Они также могут быть легко обнаружены статическими анализаторами (линтами). Подробнее о линтах мы узнаем немного позже.

Синтаксические ошибки в основном вызваны нарушением ожидаемой формы или структуры языка, на котором пишется программа. Как пример, это может быть отсутствующая закрывающая скобка в уравнении.

Семантические ошибки

Отладка программы может потребоваться и по причине семантических ошибок, также известных как логические. Они являются наиболее сложными из всех, потому что не могут быть легко обнаружены. Признак того, что существует семантическая ошибка, – это когда программа запускается, отрабатывает, но не дает желаемого результата.

Рассмотрим данный пример:

По порядку приоритета, называемому старшинством операции, с учетом математических правил мы ожидаем, что сначала будет оценена часть умножения, и окончательный результат будет равен 33. Если программист хотел, чтобы сначала происходило добавление двух чисел, следовало поступить иначе. Для этого используются круглые скобки, которые отвечают за смещение приоритетов в математической формуле. Исправленный пример должен выглядеть так:

3 + 5, заключенные в скобки, дадут желаемый результат, а именно 48.

Ошибки в процессе выполнения

Как и семантические, ошибки во время выполнения никогда не обнаруживаются при компиляции. В отличие от семантических ошибок, эти прерывают программу и препятствуют ее дальнейшему выполнению. Они обычно вызваны неожиданным результатом некоторых вычислений в исходном коде.

Вот хороший пример:

Фрагмент кода выше будет скомпилирован успешно, но input 25 приведет к ZeroDivisionError. Это ошибка во время выполнения. Другим популярным примером является StackOverflowError или IndexOutofBoundError. Важно то, что вы идентифицируете эти ошибки и узнаете, как с ними бороться.

Существуют ошибки, связанные с тем, как ваш исходный код использует память и пространство на платформе или в среде, в которой он запущен. Они также являются ошибками во время выполнения. Такие ошибки, как OutOfMemoryErrorand и HeapError обычно вызваны тем, что ваш исходный код использует слишком много ресурсов. Хорошее знание алгоритмов поможет написать код, который лучше использует ресурсы. В этом и заключается отладка программы.

Процесс перезаписи кода для повышения производительности называется оптимизацией. Менее популярное наименование процесса – рефакторинг. Поскольку вы тратите больше времени на кодинг, то должны иметь это в виду.

Отладка программы

Вот несколько советов о том, как правильно выполнять отладку:

  1. Использовать Linters. Linters – это инструменты, которые помогают считывать исходный код, чтобы проверить, соответствует ли он ожидаемому стандарту на выбранном языке программирования. Существуют линты для многих языков.
  2. Превалирование IDE над простыми редакторами. Вы можете выбрать IDE, разработанную для языка, который изучаете. IDE – это интегрированные среды разработки. Они созданы для написания, отладки, компиляции и запуска кода. Jetbrains создают отличные IDE, такие как Webstorm и IntelliJ. Также есть NetBeans, Komodo, Qt, Android Studio, XCode (поставляется с Mac), etc.
  3. Чтение кода вслух. Это полезно, когда вы ищете семантическую ошибку. Читая свой код вслух, есть большая вероятность, что вы зачитаете и ошибку.
  4. Чтение логов. Когда компилятор отмечает Error, обязательно посмотрите, где он находится.

Двигаемся дальше

Поздравляем! Слово «ошибка» уже привычно для вас, равно как и «отладка программы». В качестве новичка вы можете изучать кодинг по книгам, онлайн-урокам или видео. И даже чужой код вам теперь не страшен :)

В процессе кодинга измените что-нибудь, чтобы понять, как он работает. Но будьте уверены в том, что сами написали.

Данным топиком я хочу поднять вопрос о качестве кода, независимо от используемого языка программирования. В топике я приведу пару советов и методик, которых придерживаются у нас в компании. Я не буду утверждать, что они являются верными, ведь у каждого есть свой вкус и свои предпочтения. Но все равно, в каждом кругу разработчиков, работающих вместе, существуют какие либо правила оформления кода.
Так же, не мало важно увидеть в комментариях ваши подходы и «любимый стиль».

Большинство советов в топике — вырезки из книги Макконнелла «Совершенный код» (Steve McConnell — «Code Complete»).

Многочисленные статистические исследования показывают, что среднестатистический программист проводит гораздо больше времени за чтением кода, а не его написанием. Читать код сложнее, чем писать его. Особенно если речь идет о чужом программном коде. Но вы можете серьезно облегчить работу себе и коллегам, если ваш код будет качественным, понятным. “Качество кода” довольно обширный термин, включающий в себя достаточно много разных аспектов, среди которых проектирование интерфейсов классов и методов, реализация методов, правильное взаимодействие классов и методов друг с другом, конвенции по форматированию и оформлению кода, именованию классов, методов и переменных, принятые в конкретной корпоративной среде.

Правило Ноль: строго следуйте code style «гайдам», принятым в вашей корпоративной среде.

Качественные методы

Метод должен служить одной четко определенной цели

Эта цель должна быть полностью отражена в его имени: получить текущего пользователя — getСurrentUser(). Размытое, неоднозначное и откровенно плохое имя метода чаще всего является
главным свидетельством его неудачной реализации.

Примеры хороших имен методов:

Customer::getFullName() – получить полное имя клиента UserMapper::createAndGetUser(userId) – исключение, в контексте User-маппера побочная роль метода (вернуть вновь созданный user-объект) достаточно очевидна.

MonthRevenue.calculate(), MonthRevenue.export() – неинформативные сами по себе имена методов оказываются полностью достаточными в контексте ООП вызовов этих методов «на себя» (другими словами, метод призван совершить действие над вызвавшим его объектом и его данными).

Примеры плохих имен методов:

computeMonthRevenueAndDoExport() – несколько несвязанных целей
processInput(), handleCalculation() – невыразительность, размытость цели
метода
  • Следует использовать парные антонимы для методов, выполняющих парные (противоположные) действия: open/close, show/hide, add/remove, insert/delete.
  • Метод должен быть отформатирован в строгом соответствии с принятыми конвенциями, «код стайлами» и так далее.
  • Метод должен быть документирован (как сам интерфейс метода, так и комментарии к важным и сложным участкам).
  • Метод не должен изменять глобальные переменные.
  • Метод не должен иметь слишком большое количество параметров (не более 7).
  • Параметры следует упорядочивать по степени их важности либо порядку их использования внутри метода:
setMonthExchangeRate(month, exchangeRate)
getCustomerMonthRevenue(customerId, month)
Качественные переменные
Переменная должна полно описывать представляемую сущность

Суть этого совета проста – любая переменная должна иметь понятное название, по которому можно судить
о ее предназначении. Бессмысленных и неочевидных переменных стоит избегать. Имя переменной должно характеризировать проблему реального мира, а не ее решение на языке программирования. Проще всего словами проговорить описываемую переменной сущность и назвать переменную соответствующими словами.

Умеренная длина

Название переменной не должно быть слишком кратким, чтобы вводить в заблуждение людей, но в это же время оно не должно быть и слишком длинным, так как это некрасиво с точки зрения чтения кода. Длина должна быть достаточной, чтобы не нужно было ломать голову.

Спецификаторы

В именах переменных следует использовать спецификаторы Count и Index вместо Num. Это логично, так как они четко отражают назначение переменной (количество и номер), а вот Num выглядит достаточно двусмысленно и может в некоторых случаях ввести в заблуждение.

Индексы циклов

Это нормально, когда небольшой цикл из 1-3 строк имеет индекс под названием I,j или k. Но если тело цикла заметно больше, то лучше давать индексам осмысленные имена. И вам будет проще разобраться с таким кодом со временем (сразу же становится понятно, что делает цикл) и другим программистам, которые будут работать с вашим кодом, тоже станет легче.

Префиксы при перечислениях

При использовании перечислений имеет смысл ставить префикс. Например, в случае таких переменных STATUS_OPENED, STATUS_TO_CONFIRM, STATUS_CONFIRMED перечисление идет с префиксом STATUS_.

Константы

При именовании констант следует использовать не конкретные числа, а абстрактные сущности, о которых идет речь. Это боле понятно с точки зрения читабельности кода и является хорошим стилем программирования.

Конвенции

Следует использовать конвенции именования переменных, которые будут известны всей команде программистов. Код должен быть единообразным. Так каждому участнику проекта будет гораздо проще в нем разобраться. И это приведет к повышению эффективности работы. Конвенция должна быть очевидной и доступной всем. И каждый разработчик должен придерживаться ее.

Меньше обобщенности

Называя переменную, старайтесь давать ей не слишком обобщенное имя. Идите в сторону конкретизации. Нужно четко представлять, для чего она предназначена. Даже если вам при обобщении это понятно, далеко не факт, что это будет очевидно для других разработчиков в вашей команде.

Примеры хороших имен переменных:

employeesCount, userMonthWorkDaysCount, yearTax, maxComputedSalary

Примеры плохих имен переменных:

x, $fb, f_ar_type_data, f_obj_result, inputData, returnValue, resultArray, obj1, obj2

  • Хорошее правило — давать более короткие имена переменным с более узкой областью видимости, соответственно, более длинные и подробные имена — переменным с более глобальной (в рамках метода) областью видимости.
  • Для переменных-счетчиков коротких циклов допускаются традиционные односимвольные имена — i, j, k, …. Если переменная будет использоваться вне цикла, ее имя должно быть более выразительным и понятным:

  • Располагать команды использующие одну и туже переменную как можно
    ближе друг к другу.
  • Инициализировать переменные непосредственно перед их использованием


Так же не мало важным является одинаковое оформление блоков кода, разбиение длинных условий на несколько строк и использование отступов.

Искать ошибки в программах — непростая задача. Здесь нет никаких готовых методик или рецептов успеха. Можно даже сказать, что это — искусство. Тем не менее есть общие советы, которые помогут вам при поиске. В статье описаны основные шаги, которые стоит предпринять, если ваша программа работает некорректно.

Шаг 1: Занесите ошибку в трекер

После выполнения всех описанных ниже шагов может так случиться, что вы будете рвать на себе волосы от безысходности, все еще сидя на работе, когда поймете, что:

  1. Вы забыли какую-то важную деталь об ошибке, например, в чем она заключалась.
  2. Вы могли делегировать ее кому-то более опытному.

Трекер поможет вам не потерять нить размышлений и о текущей проблеме, и о той, которую вы временно отложили. А если вы работаете в команде, это поможет делегировать исправление коллеге и держать все обсуждение в одном месте.

Вы должны записать в трекер следующую информацию:

  1. Что делал пользователь.
  2. Что он ожидал увидеть.
  3. Что случилось на самом деле.

Шаг 3: Найдите строку, в которой проявляется ошибка

Если ошибка вызывает падение программы, попробуйте запустить её в IDE под отладчиком и посмотрите, на какой строчке кода она остановится. Совершенно необязательно, что ошибка будет именно в этой строке (см. следующий шаг), но, по крайней мере, это может дать вам информацию о природе бага.

Шаг 4: Найдите точную строку, в которой появилась ошибка

Как только вы найдете строку, в которой проявляется ошибка, вы можете пройти назад по коду, чтобы найти, где она содержится. Иногда это может быть одна и та же строка. Но чаще всего вы обнаружите, что строка, на которой упала программа, ни при чем, а причина ошибки — в неправильных данных, которые появились ранее.

Если вы отслеживаете выполнение программы в отладчике, то вы можете пройтись назад по стектрейсу, чтобы найти ошибку. Если вы находитесь внутри функции, вызванной внутри другой функции, вызванной внутри другой функции, то стектрейс покажет список функций до самой точки входа в программу (функции main() ). Если ошибка случилась где-то в подключаемой библиотеке, предположите, что ошибка все-таки в вашей программе — это случается гораздо чаще. Найдите по стектрейсу, откуда в вашем коде вызывается библиотечная функция, и продолжайте искать.

Шаг 5: Выясните природу ошибки

Ошибки могут проявлять себя по-разному, но большинство из них можно отнести к той или иной категории. Вот наиболее частые.

Если ваша ошибка не похожа на описанные выше, или вы не можете найти строку, в которой она появилась, переходите к следующему шагу.

Шаг 6: Метод исключения

Если вы не можете найти строку с ошибкой, попробуйте или отключать (комментировать) блоки кода до тех пор, пока ошибка не пропадет, или, используя фреймворк для юнит-тестов, изолируйте отдельные методы и вызывайте их с теми же параметрами, что и в реальном коде.

Попробуйте отключать компоненты системы один за другим, пока не найдете минимальную конфигурацию, которая будет работать. Затем подключайте их обратно по одному, пока ошибка не вернется. Таким образом вы вернетесь на шаг 3.

Шаг 7: Логгируйте все подряд и анализируйте журнал

Ваша задача состоит в том, чтобы вернуться к шагу 3, обнаружив, где проявляется ошибка. Также это именно тот случай, когда стоит использовать сторонние библиотеки для более тщательного логгирования.

Шаг 8: Исключите влияние железа или платформы

Замените оперативную память, жесткие диски, поменяйте сервер или рабочую станцию. Установите обновления, удалите обновления. Если ошибка пропадет, то причиной было железо, ОС или среда. Вы можете по желанию попробовать этот шаг раньше, так как неполадки в железе часто маскируют ошибки в ПО.

Если ваша программа работает по сети, проверьте свитч, замените кабель или запустите программу в другой сети.

Ради интереса, переключите кабель питания в другую розетку или к другому ИБП. Безумно? Почему бы не попробовать?

Если у вас возникает одна и та же ошибка вне зависимости от среды, то она в вашем коде.

Шаг 9: Обратите внимание на совпадения

  1. Ошибка появляется всегда в одно и то же время? Проверьте задачи, выполняющиеся по расписанию.
  2. Ошибка всегда проявляется вместе с чем-то еще, насколько абсурдной ни была бы эта связь? Обращайте внимание на каждую деталь. На каждую. Например, проявляется ли ошибка, когда включен кондиционер? Возможно, из-за этого падает напряжение в сети, что вызывает странные эффекты в железе.
  3. Есть ли что-то общее у пользователей программы, даже не связанное с ПО? Например, географическое положение (так был найден легендарный баг с письмом за 500 миль).
  4. Ошибка проявляется, когда другой процесс забирает достаточно большое количество памяти или ресурсов процессора? (Я однажды нашел в этом причину раздражающей проблемы «no trusted connection» с SQL-сервером).

Шаг 10: Обратитесь в техподдержку

Наконец, пора попросить помощи у того, кто знает больше, чем вы. Для этого у вас должно быть хотя бы примерное понимание того, где находится ошибка — в железе, базе данных, компиляторе. Прежде чем писать письмо разработчикам, попробуйте задать вопрос на профильном форуме.

Ошибки есть в операционных системах, компиляторах, фреймворках и библиотеках, и ваша программа может быть действительно корректна. Но шансы привлечь внимание разработчика к этим ошибкам невелики, если вы не сможете предоставить подробный алгоритм их воспроизведения. Дружелюбный разработчик может помочь вам в этом, но чаще всего, если проблему сложно воспроизвести вас просто проигнорируют. К сожалению, это значит, что нужно приложить больше усилий при составлении багрепорта.

Полезные советы (когда ничего не помогает)

Что вам точно не поможет

  1. Паника
    Не надо сразу палить из пушки по воробьям. Некоторые менеджеры начинают паниковать и сразу откатываться, перезагружать сервера и т. п. в надежде, что что-нибудь из этого исправит проблему. Это никогда не работает. Кроме того, это создает еще больше хаоса и увеличивает время, необходимое для поиска ошибки. Делайте только один шаг за раз. Изучите результат. Обдумайте его, а затем переходите к следующей гипотезе.
  2. «Хелп, плиииз!»
    Когда вы обращаетесь на форум за советом, вы как минимум должны уже выполнить шаг 3. Никто не захочет или не сможет вам помочь, если вы не предоставите подробное описание проблемы, включая информацию об ОС, железе и участок проблемного кода. Создавайте тему только тогда, когда можете все подробно описать, и придумайте информативное название для нее.
  3. Переход на личности
    Если вы думаете, что в ошибке виноват кто-то другой, постарайтесь по крайней мере говорить с ним вежливо. Оскорбления, крики и паника не помогут человеку решить проблему. Даже если у вас в команде не в почете демократия, крики и применение грубой силы не заставят исправления магическим образом появиться.

Ошибка, которую я недавно исправил

Это была загадочная проблема с дублирующимися именами генерируемых файлов. Дальнейшая проверка показала, что у файлов различное содержание. Это было странно, поскольку имена файлов включали дату и время создания в формате yyMMddhhmmss . Шаг 9, совпадения: первый файл был создан в полпятого утра, дубликат генерировался в полпятого вечера того же дня. Совпадение? Нет, поскольку hh в строке формата — это 12-часовой формат времени. Вот оно что! Поменял формат на yyMMddHHmmss , и ошибка исчезла.

Читайте также: