Программирование учебная программа для высших учебных заведений

Обновлено: 06.07.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « лаборант-программист» разработана на основе "Обязательного минимального содержания обучения информатике", рекомендованного Министерством образования РФ. Содержание программы полностью соответствует требованиям к результатам обучения информатике, отраженным в стандарте по этому учебному предмету.

А также на основе нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 29.08.2015);

- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;

- Концепция развития дополнительного образования детей РФ от 04.09.2014г. №1726-р (с изменениями от 24.04.2015г. №729-р.);

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования науки РФ от 12.05.2011 № 03-296.Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования науки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

- СаНПИН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 г. № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Содержание курса «Лаборант-программист» сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе:

- алгоритмический (программистский), связанный с развитием мышления школьников;

- «пользовательский», связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой учащихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;

- кибернетический, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении.

Настоящая программа основывается на знаниях информатики, математики и других общеобразовательных предметов.

Курс является достаточно полным по программированию, реализующим сложную задачу — формирование структурного стиля мышления. Учебным материалом является система программирования Паскаль, а также большое число задач, включая задачи на алгоритмы сортировки и поиска.

Одна из задач – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Программирование — наиболее традиционная сфера деятельности при организации ориентированных курсов информатики.

Концентрированное изучение позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

В связи с бурно развивающимися информационными технологиями и ресурсами большое значение приобрела проблема изучения сетевых технологий, чтобы каждый мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является web-сайт.

Актуальность данной программы. В рамках школьного курса программирование на языках высокого уровня изучается обзорно. За отведенное количество часов невозможно сформировать стойкие навыки решения задач с помощью одной из систем программирования. Специфика учения детей в старшей школе и далее в вузовском образовании предполагает владение обучающимися всеми возможными технологиями решения информационных задач с помощью компьютера. А потому для успешности наших выпускников в обучении необходимо предоставить им возможность освоить технологию программирования на одном из языков высокого уровня.

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данной программы, обусловлена так же тем, что в ЕГЭ большую часть заданий (в частности уровень С) – это задания на умение программировать.

Педагогическая целесообразность образовательной программы . Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима. Учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн-проекта (например, создание своего сайта).

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатики – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Цели курса:

• Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.

• Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.

• Развитие логического мышления.

• Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Проектировать и конструировать сайты и подготовить их к осознанному выбору профессии.

Задачи курса:

• Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

• Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

• Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

• Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

• Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .

• Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

Познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

Познакомиться с основами web-дизайна.

Развивающие:

• Формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;

• Предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;

• Формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Сформировать навыки проектирования и конструирования web-сайта;

• Сформировать навыки написания HTML -кодов;

Воспитательные:

• Повышение общекультурного уровня учащихся;

• Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

• Выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;

• Привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

• Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;

• Воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;

• Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы от существующих общеобразовательных программ дополнительного образования является то, что в данной программе более глубоко и расширено, ведется обучение и процесс создание программ и сайтов.

Возраст обучающихся 15-17 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общий объем программы:– 140 ч.

Режим занятий

Во время перерывов, предусмотренных нормами СанПин 2.4.4. 1251-03, учащиеся выполняют комплекс «Упражнений для снятия усталости глаз», также проводятся снимающие мышечную усталость физкультминутки.

Количество учащихся в учебной группе до 15 человек.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание двух курсовых работ. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

урочная форма , в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач, курсовые проекты;

внеурочная форма , в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы, курсовые работы.

Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 2 часа). Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).

Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.

Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.

Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

Курсовая работа (проект). Данный вид работы проводится один раз в год, итого за два года обучения на курсе – 2 работы. Цель курсовой работы – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, подготовка их к обучению в высшем учебном заведении. Учащимся предлагаются темы курсовых работ (задачи) они должны выполнить работу, которая будет содержать следующие разделы:

Название программы, сведения об авторе программы.

Формулировка решаемой задачи. Метод решения задачи. Принятые обозначения.

Описание алгоритма (в виде блок – схемы). Пояснения к алгоритму.

Контрольный пример (проверка работы программы, тестирование программы).

Инструкция для пользователя данной программы.

Данная программа формирует у обучающихся компетенции:

1. Информационные: умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

2. Проблемные: умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, доводить решение проблемы до конца.

3. Учебно-исследовательские (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);

4. Информационно-коммуникативные (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

5. Социальные (умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

6. Эмоционально-ценностные (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями) .

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal», учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

Требования к результатам освоения программы 1-го года обучения (10 класс)

Лаборанту-программисту необходимы хорошие знания русского, английского языков, математики, информатики, вопросов экономики.

Учащиеся должны знать:

правила поведения на рабочем месте, правила по ТБ и способы оказания первой медицинской помощи.

нормы информационной этики и права.

основные понятия языка Pascal ;

типы данных в Pascal ;

структуру программы на Р ascal ;

основные операторы языка Р ascal ;

описание массивов в Р ascal .

способы использования процедур и функций в программировании;

Учащиеся должны уметь:

выделять информационный аспект в деятельности человека;

составлять и анализировать алгоритмы типовых задач в информатике, математике и других смежных дисциплинах;

четко различать переменные типы данных (перечисляемые и ограниченные), структурированные типы данных, а также описывать их с помощью операторов языка и правильно использовать при решении задач;

использовать одномерные и двумерные массивы;

использовать процедуры и функции при решении в написании программ на языке Pascal .

Требования к результатам освоения программы 2-го года обучения (11 класс)

Учащиеся должны знать:

правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК

назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

понятие модуля, структуру модуля;

описание символьного и строкового типа данных;

понятие множества, основные операции над множествами;

записи: определение и правила записи;

описание файлового типа: текстовые, типизированные и нетипизированные файлы

социальные и экологические последствия применения технологий.

основы экономики в сфере информационных технологий

основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet ;

правила работы с электронной почтой и телекоммуникациями;

требования к разработке Web -страниц при использовании HTML и веб-редактора Amaya .

Учащиеся должны уметь:

читать и составлять программы на языке Р ascal ;

использовать основные технические средства информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

читать и составлять программы на использование строкового типа данных;

читать и составлять программы на использование множеств

читать и составлять программы на использование записей;

читать и составлять программы на использование файлового типа данных;

этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера («линии информационных технологий»).

работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet ;

подготавливать и создавать гипертекстовые Web -страницы с использованием HTML и веб-редактора Amaya .

Читайте также: