Разделение xml файла формата yml

Обновлено: 07.07.2024

Нашей компанией, среди прочего, разработаны несколько сервисов (точнее — 12), работающих бэкендом наших систем. Каждый из сервисов представляет собой Windows-службу и выполняет свои специфические задачи.

Было решено перейти на конфигурирование через модный YAML. Какие проблемы при этом перед нами встали, и как мы их решили — в этой статье.

Что имеем

Как мы читаем конфигурацию из XML

Читаем XML стандартным и для большинства других проектов способом.

Подобная техника разделения настроек на интерфейсы позволяет удобно использовать их в дальнейшем через DI-контейнер.

Вся основная магия по хранению настроек на самом деле скрыта в PortableSettingsProvider (см. атрибут класса), а также в файле дизайнера AppSettings.Designer.cs:


Как видно, «за кулисами» скрыты все те свойства, которые мы добавляем в конфигурацию сервера, когда редактируем ее через дизайнер настроек в Visual Studio.

Наш класс PortableSettingsProvider, упомянутый выше, занимается непосредственно чтением XML-файла, а прочитанный результат уже используется в SettingsProvider для записи настроек в свойства AppSettings.

Пример XML-конфига, который мы читаем (большая часть настроек скрыта из соображений безопасности):

Какие YAML-файлы хотелось бы читать

Проблемы перехода

Во-первых, конфиги в XML — «плоские», а в YAML — нет (поддерживаются секции и подсекции). Это хорошо видно в приведенных выше примерах. При использовании XML мы решали проблему плоских настроек вводом собственных парсеров, которые умеют строки определенного вида преобразовывать в наши более сложные классы. Пример такой сложной строки:


Заниматься такими преобразованиями при работе с YAML совсем не хочется. Но при этом мы ограничены существующей «плоской» структурой класса AppSettings: все свойства настроек в нем свалены в одну кучу.

Во-вторых, конфиги наших серверов — это не статичный монолит, мы их время от времени меняем прямо по ходу работы сервера, т.е. эти изменения надо уметь отлавливать «на лету», в рантайме. Для этого в XML-реализации мы наследуем наш AppSettings от INotifyPropertyChanged (на самом деле от него унаследован каждый интерфейс, который реализует AppSettings) и подписываемся на события обновления свойств настроек. Работает такой подход от того, что базовый класс System.Configuration.ApplicationSettingsBase «из коробки» реализует INotifyPropertyChanged. Подобное поведение надо сохранить и после перехода на YAML.

В-третьих, конфигов по каждому серверу у нас, на самом деле, не один, а целых два: один с дефолтными настройками, другой — с переопределенными. Это требуется для того, чтобы в каждом из нескольких инстансов серверов одного типа, слушающих разные порты и имеющих немного отличающиеся настройки, не приходилось полностью копировать весь набор настроек.

И еще одна проблема — доступ к настройкам идет не только через интерфейсы, но и прямым обращением к AppSettings.Default. Напомню как он объявлен в закулисном AppSettings.Designer.cs:


С учетом изложенного требовалось придумать новый подход к хранению настроек в AppSettings.

Решение

Инструментарий

Непосредственно для чтения YAML решили использовать готовые библиотеки, доступные через NuGet:

Переход к YAML

Сам переход мы осуществили в два этапа: сначала просто перешли от XML к YAML, но сохранив плоскую иерархию конфиг-файлов, а затем уже ввели секции в YAML-файлах. Эти этапы можно было, в принципе, объединить в один, и для простоты изложения я именно так и сделаю. Все описываемые далее действия применялись последовательно к каждому сервису.

Подготовка YML-файла

Сперва требуется подготовить сам YAML-файл. Назовем его именем проекта (полезно для будущих интеграционных тестов, которые должны уметь работать с разными серверами и различать их конфиги между собой), положим файлик прямо в корне проекта, рядом с AppSettings:


В самом YML-файле для начала сохраним «плоскую» структуру:

Наполнение AppSettings свойствами настроек

Перенесем все свойства из AppSettings.Designer.cs в AppSettings.cs, попутно избавляясь от ставших лишними атрибутов дизайнера и самого кода в get/set-частях.


Удалим полностью AppSettings.Designer.cs за ненадобностью. Теперь, кстати говоря, можно полностью избавиться от секции userSettings в файле app.config, если он есть в проекте — там хранятся те самые дефолтные настройки, которые мы прописываем через дизайнер настроек.
Идем дальше.

Контроль изменения настроек «на лету»

Так как нам надо уметь ловить обновления наших настроек в рантайме, то требуется реализовать INotifyPropertyChanged в нашем AppSettings. Базового System.Configuration.ApplicationSettingsBase больше нет, соответственно, рассчитывать на какую-то магию не приходится.

Можно реализовать «в лоб»: добавив имплементацию метода, выкидывающего нужное событие, и вызывая его в сеттере каждого свойства. Но это лишние строки кода, которые к тому же надо будет копировать по всем сервисам.

Поступим красивее — введем вспомогательный базовый класс AutoNotifier, который фактически делает то же самое, но «за кулисами», прямо как делал ранее System.Configuration.ApplicationSettingsBase:


Здесь атрибут [CallerMemberName] позволяет автоматически получать название свойства вызывающего объекта, т.е. AppSettings.

Теперь мы можем занаследовать наш AppSettings от этого базового класса AutoNotifier, а далее каждое свойство несколько видоизменить:


С таким подходом наши классы AppSettings, даже содержащие довольно много настроек, выглядят компактно, и при этом полноценно реализовывают INotifyPropertyChanged.

Да, я знаю, что можно было бы ввести чуть больше магии, используя, например, Castle.DynamicProxy.IInterceptor, перехватывая изменения необходимых свойств и рейзя там события. Но такое решение показалось мне слишком перегруженным.

Чтение настроек из YAML-файла

Следующим шагом добавим саму читалку YAML-конфигурации. Это происходит где-то поближе к старту сервиса. Скрывая излишние детали, не относящиеся к рассматриваемой теме, получится нечто подобное:

Секции в YAML-файле

Ответим на этот вопрос попозже, а сейчас вернемся к требованию хранения иерархически структурированных настроек в YML-файле.

В принципе, реализовать это достаточно просто. Сначала в самом YML-файле введем требующуюся нам структуру:


А теперь пойдем в AppSettings и научим его разделять наши свойства по секциям. Как-то так:


Как видно, мы добавили прямо в AppSettings словарик, где ключами выступают типы интерфейсов, которые реализовывает класс AppSettings, а значениями — заголовки соответствующих секций. Теперь мы можем сопоставить иерархию в YML-файле с иерархией свойств в AppSettings (хотя и не глубже, чем один уровень вложенности, но в нашем случае этого было достаточно).

Почему мы делаем это прямо здесь — в AppSettings? Потому что таким образом мы не размазываем информацию о настройках по разным сущностям, а кроме того, это самое естественное место, т.к. в каждом сервисе и, соответственно, в каждом AppSettings, свои секции настроек.

Если не нужна иерархия в настройках?

В принципе странный кейс, но у нас такое было именно на первом этапе, когда просто переходили от XML к YAML, без использования преимуществ YAML.

В этом случае весь этот список секций можно не хранить, да и ServerConfigurationProvider будет значительно проще (рассматривается далее).

Но важный момент — если мы решим оставить плоскую иерархию, то мы как раз-таки сможем выполнить требование о сохранении возможности обращаться к настройкам через AppSettings.Default. Для этого добавим вот такой простой публичный конструктор в AppSettings:


Теперь мы везде можем продолжать обращаться к классу с настройками через AppSettings.Default (при условии, что настройки уже были ранее прочитаны через IConfigurationRoot в ServerConfigurationProvider и, соответственно, AppSettings был проинстанциирован).

Если же плоская иерархия недопустима, то, как ни крути, придется избавляться от AppSettings.Default везде по коду и работать с настройками только через интерфейсы (что в принципе хорошо). Почему так — станет ясно дальше.

ServerConfigurationProvider

Специальный класс ServerConfigurationProvider, упомянутый ранее, занимается той самой магией, которая позволяет полноценно работать с новым иерархическим YAML-конфигом при наличии лишь плоского AppSettings.

Если не терпится — вот он.

ServerConfigurationProvider параметризирован по классу настроек AppSettings:

Это, как нетрудно догадаться, позволяет применять его сразу во всех сервисах.


Как видно, тут мы в случае обновления YML-файла пробегаемся по всем известным нам секциям и читаем каждую. Затем, если секция уже была прочитана ранее в кэш (т.е. она где-то в коде уже запрашивалась каким-то классом), то переписываем старые значения в кэше новыми.

Казалось бы — зачем читать каждую секцию, почему бы не читать только те, которые в кэше (т.е. востребованные)? Потому что в чтении секции у нас реализована проверка на корректность конфигурации. И в случае некорректных настроек выкидываются соответствующие алерты, логируются проблемы. О проблемах в изменениях конфига лучше узнавать как можно скорее, от того читаем все секции сразу же.

Обновление старых значений в кэше новыми значениями достаточно тривиально:


А вот с чтением секций не всё так просто:


Тут мы, прежде всего, читаем саму секцию, используя стандартный IConfigurationRoot.GetSection. Затем как раз-таки проверяем корректность прочитанной секции.

Далее прочитанную секцию биндим к типу наших сеттингов: section.GetТут мы сталкиваемся с особенностью YAML-парсера — он не различает пустую секцию (без параметров, т.е. отсутствующую) от секции, в которой все параметры пустые.

Вот подобный кейс:


Тут в секции VirtualFeed есть параметр Names с пустым списком значений, но YAML-парсер, к сожалению, скажет, что секция VirtualFeed вообще полностью пустая. Печально.

Ну и напоследок в этом методе реализовано немного уличной магии для поддержки IEnumerable-свойств в настройках. Добиться нормального чтения списков «из коробки» у нас не получилось.


Как видно, мы находим все свойства, тип которых унаследован от IEnumerable и присваиваем в них значения из фиктивной «секции», именованной также как и интересующая нас настройка. Но перед этим не забываем проверить: а есть ли переопределенное значение этого перечислимого свойства во втором конфиг-файле? Если есть — то только его и берем, а настройки, прочитанные из базового конфиг-файла, зачищаем. Если этого не делать, то оба свойства (из базового файла и из переопределенного) будут автоматически слиты в один массив на уровне IConfigurationSection, причем ключами для объединения послужат индексы массивов. Получится какая-то мешанина вместо нормального переопределенного значения.

Показанный метод ReadSection в итоге используется и в главном методе класса: FindSection.


В принципе, тут и становится ясно, почему при поддержке секций мы никак не можем поддерживать AppSettings.Default: каждое обращение к новой (ранее непрочитанной) секции настроек через FindSection на самом деле будет выдавать нам новый инстанс класса AppSettings, хоть и прикастенный к нужному интерфейсу, и, соответственно, если бы мы использовали AppSettings.Default, то он бы переопределялся при каждом чтении новой секции и содержал бы означенными лишь те настройки, которые относятся к последней прочитанной секции (остальные имели бы дефолтные значения — NULL и 0).

Проверка корректности настроек в секции реализована следующим образом:


Тут прежде всего извлекаются все публичные свойства интересующего нас интерфейса (читай — секции настроек). И по каждому из этих свойств ищется соответствие в прочитанных настройках: если соответствие не найдено, то логируется соответствующая проблема, ведь это означает, что в файле конфига не хватает какой-то настройки. В конце дополнительно проверяется, остались ли какие-либо из прочитанных настроек несопоставленными с интерфейсом. Если такие есть, то опять же логируется проблема, т.к. это означает, что в файле конфига обнаружены свойства, не описанные в интерфейсе, чего тоже не должно быть в нормальной ситуации.

Возникает вопрос — а откуда у нас требование, что в прочитанном файле все настройки должны соответствовать имеющимся в интерфейсе по принципу «один-к-одному»? Дело в том, что на самом деле, как упоминалось выше, на этот момент прочитан не один файл, а сразу два — один с дефолтными настройками, а другой с переопределенными, и оба они смержены. Соответственно, на самом деле мы смотрим настройки не из одного файла, а полные. И в этом случае, конечно же, их набор должен соответствовать ожидаемым настройкам один к одному.

Также обратите внимание в приведенных выше исходниках на метод GetPublicProperties, который, казалось бы, всего лишь возвращает все публичные свойства интерфейса. Но он не так прост, как могло бы быть, по той причине, что иногда у нас интерфейс, описывающий настройки сервера, наследуется от другого интерфейса, и, соответственно, есть необходимость просматривать всю иерархию интерфейсов с тем, чтобы найти все публичные свойства.

Получение настроек сервера

С учетом изложенного выше для получения настроек сервера везде по коду мы обращаемся к интерфейсу следующего вида:


Первый метод этого интерфейса — FindSection — позволяет обращаться к интересующей секции настроек. Как-то так:


Зачем нужны второй и третий метод — объясню далее.

У нас в проекте в качестве IoC-контейнера используется Castle Windsor. Именно он поставляет в том числе и интерфейсы настроек сервера. Соответственно, эти интерфейсы требуется в нем зарегистрировать.

С этой целью написан простой Extension-класс, позволяющий упростить эту процедуру, чтобы не писать регистрацию всего набора интерфейсов в каждом сервере:


Первый метод позволяет зарегистрировать все секции настроек (для этого и нужно свойство AllSections в интерфейсе IServerConfigurationProvider).

А второй метод используется в первом, и он автоматически читает заданную секцию настроек с использованием нашего ServerConfigurationProvider, тем самым записывает ее сразу в кэш ServerConfigurationProvider и регистрирует в Windsor.
Именно здесь и используется второй, непараметризированный, метод FindSection из IServerConfigurationProvider.

Остаётся лишь позвать в коде регистрации контейнера Windsor наш Extension-метод:

Вывод

Что получилось

Представленным способом удалось достаточно безболезненно перевести все настройки наших серверов с XML на YAML, при этом произведя минимум изменений по существующему коду серверов.

YAML-конфигурации, в отличие от XML, получились более читаемыми за счет не только большей лаконичности, но и поддержки разбиения на секции.

Мы не изобретали собственных велосипедов для парсинга YAML, а использовали готовые решения. Тем не менее, для интеграции их в реалии нашего проекта потребовались некоторые ухищрения, описанные в этой статье. Надеюсь, они будут полезны и читателям.

Удалось сохранить возможность отлавливания изменений настроек в веб-мордах наших серверов «на лету». Более того, бонусом появилась возможность также налету отлавливать изменения в самом YAML-файле (ранее приходилось перезагружать сервер при любых изменений в конфиг-файлах).

Мы сохранили возможность мержа двух файлов конфигов — дефолтных и переопределенных настроек, причем сделали это с использованием сторонних решений «из коробки».

Что не очень получилось

Пришлось отказаться от имевшейся ранее возможности сохранения изменений, примененных из веб-морд наших серверов, в конфиг-файлы, т.к. поддержка такой функциональности потребовала бы больших телодвижений, а бизнес-задачи перед нами такой в общем-то не стояло.

Читайте также: