Создайте тест с помощью средств ms excel по любой из тем алгоритмизация и программирование

Обновлено: 04.07.2024

VBA в среде MS Excel : учеб. пособие / Ю. В. Любицкий. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. – 72 с.

Рецензенты: директор ФГОУ СПО Дальневосточного государственного межрегионального индустриально-

экономического колледжа канд. техн. наук, доцент О.И. Белозёров,

доцент ТОГУ, канд. техн. наук Д. В. Тимошенко

В пособии рассматриваются технологии решения прикладных экономиче-

ских задач в среде MS Excel с помощью объектно-ориентированного языка про-

граммирования Visual Basic for Application (VBA). Приводятся основные конст-

рукции языка программирования, примеры решения типовых задач.

Практические задания предназначены для формирования у студентов навыков алгоритмизации и программирования вычислительных задач для алгоритмов ли-

нейной, разветвляющейся, циклической структуры.

Пособие предназначено для студентов 1 – 2- го курсов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплину «Информатика».

Утверждено ИБС академии в каче-

стве учебного пособия

© Любицкий Ю. В., 2009

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009

Этапы решения вычислительных задач на ЭВМ.

Алгоритмизация вычислительных процессов.

Основные свойства алгоритма .

Формы представления алгоритмов .

Представление алгоритмов в графическом виде.

Типы алгоритмических структур .

Программирование вычислительных задач на языке VBA .

Индивидуальные задания для алгоритмов линейной

Индивидуальные задания для алгоритмов разветвляющейся

Индивидуальные задания для алгоритмов циклической

Государственными образовательными стандартами высшего профессиональ-

ного образования для экономических специальностей предусмотрено изучение в вузах алгоритмизации и технологий программирования с использованием язы-

ков программирования высокого уровня.

В процессе занятий со студентами становится очевидным, что выпускники общеобразовательных учебных заведений плохо знают указанные разделы ин-

форматики [ 8 ]. Поэтому объективной необходимостью становится ознакомле-

ние студентов с основами алгоритмизации и программирования. Настоящее по-

собие ориентировано на решение данной задачи и включает в себя начальные сведения об алгоритмизации и основах программирования на языке высокого уровня VBA (Visual Basic for Application).

Более подробные сведения о технологиях программирования и конструкциях языка при необходимости можно найти в книгах [ 1 – 3, 9 – 11]. Основы работы с редактором Visual Basic в среде MS Excel рассмотрены в методических указа-

Пособие включает индивидуальные задания для студентов по трём темам – алгоритмы линейной, разветвляющейся и циклической структуры (Приложения А – В). При выполнении каждого задания следует представить алгоритм в гра-

фической форме (блок-схема) и составить программный код для решения по-

ставленной задачи. Обязательным условием является проверка правильности ра-

боты программного кода при различных значениях исходных данных.

При выполнении заданий необходимо соблюдать следующие требования.

1. В задании для алгоритма линейной структуры (Приложение А) расчёты должны осуществляться двумя способами:

− с помощью созданной пользовательской функции с выводом результата в

ячейку рабочего листа MS Excel [ 6 ].

2. В задании для алгоритма разветвляющейся структуры (Приложение Б)

ввод исходных данных для решения задачи и вывод результатов расчётов долж-

ны производиться с помощью пользовательской формы [ 7 ].

3. В задании для алгоритма циклической структуры (Приложение В) исход-

ные данные могут вводиться произвольным способом, все полученные результа-

ты следует вывести в ячейки рабочего листа MS Excel.

Специалисты экономических профессий, выполняющие расчёты, построение диаграмм, обработку данных в среде MS Excel, в основном работают в рамках привычных для них технологий, основывающихся на использовании стандарт-

ной системы меню и обычного набора панелей инструментов. Многие, даже ква-

лифицированные пользователи, не подозревают, что MS Excel позволяет созда-

вать сложные пользовательские приложения, предназначенные для решения разнообразных, в том числе, уникальных задач.

Этот процесс реализуется с помощью объектно-ориентированного языка программирования высокого уровня VBA (Visual Basic for Application), который встроен не только в MS Excel, но и во все другие приложения MS Office (MS Word, MS PowerPoint, MS Access и т. д.) [ 4 ].

VBA входит в семейство языков программирования Basic. Поэтому он на-

следует многие черты, базовые принципы построения, конструкции таких язы-

ков как GWBasic, QBasic, QuickBasic и т. д. Это в какой-то мере определяет це-

лесообразность изучения в вузе именно данного языка, так как часть студентов знакомилась с основами программирования в общеобразовательных учебных за-

ведениях с помощью одной из перечисленных версий языка Basic.

Кроме того, VBA предоставляет пользователю комфортные условия для про-

ектирования, отладки и тестирования программного кода с помощью интегриро-

ванной среды разработки – редактора Visual Basic [ 5 – 7 ].

Использование VBA для решения прикладных задач в принципе изменяет содержание программирования. Совсем недавно под программированием пони-

малось лишь создание новых компьютерных программ, сейчас, в рамках офис-

ного программирования – создание документов (например, рабочих книг MS Excel), частью которых является программный код.

Все создаваемые программные компоненты документа объединяются в еди-

ное целое, называемое «проектом». Проект является частью документа, хранится вместе с документом и не существует отдельно от него.

В рамках VBA используется модульный принцип программирования. Он за-

ключается в разбиении сложных задач на несколько более простых подзадач,

реализуемых с помощью процедур (их программный код обычно имеет неболь-

шие размеры). В проекте должна быть как минимум одна главная (вызывающая)

процедура, которая при необходимости обращается к другим процедурам и за-

пускает их на выполнение.

Этапы решения вычислительных задач на ЭВМ

В процессе решения прикладных (в том числе и экономических) вычисли-

тельных задач на ЭВМ выделяют несколько этапов.

1. Постановка задачи . Формулируются цели, условия и ограничения задачи,

определяются состав необходимых для решения задачи исходных данных, их структура, типы, допустимые значения. Формируются пожелания об оптималь-

ных формах представления и составе получаемых результатов.

2. Анализ задачи , построение её модели . Рассматриваются существующие аналоги поставленной задачи. Разрабатывается математическая модель, вклю-

чающая совокупность формул и соотношений, связывающих между собой ис-

ходные данные, промежуточные и конечные результаты.

3. Разработка алгоритма . Выбирается технология создания алгоритма.

Процесс решения задачи представляется в виде последовательности точно опре-

делённых действий (операций), выполнение каждого из которых может быть реализовано на компьютере.

4. Составление программы для ЭВМ . Уточняются способы организации данных. Выбирается язык программирования, созданный ранее алгоритм запи-

сывается в виде программного кода.

5. Тестирование и отладка программы на ЭВМ . Выявляются и исправля-

ются синтаксические ошибки в программном коде, изучается правильность ра-

боты логической структуры программы, выполняются тестовые расчёты с по-

следующим анализом достоверности полученных при этом результатов. При необходимости выполняется оптимизация программного кода.

6. Выполнение расчётов на ЭВМ . На основе имеющихся исходных данных вычисляются результаты, перечень которых был определён на этапе постановки задачи.

7. Анализ полученных результатов . Результаты вычислений сравниваются

с предполагаемыми значениями рассматриваемых характеристик или, при нали-

чии такой возможности, с данными натурных измерений параметров исследуе-

мого процесса или явления. В случае выявления различий между ними, устанав-

ливаются их причины, при необходимости обеспечивается возврат к любому из ранее перечисленных этапов.

8. Сопровождение программы . Для созданных компьютерных программ,

алгоритмов, математических моделей разрабатывается документация, вклю-

чающая перечень действий по их применению и эксплуатации.

Алгоритмизация вычислительных процессов

Понятие алгоритма является одним из фундаментальных понятий информа-

тики. Слово алгоритм происходит от латинской формы написания имени узбек-

ского математика IX века Аль-Хорезми, сформулировавшего правила выполне-

ния четырёх арифметических действий в десятичной системе счисления.

В течение долгого времени понятие алгоритма использовали только матема-

тики; в дальнейшем это понятие стало применяться в любых сферах человече-

ской деятельности для обозначения цепочки операций, приводящих к решению некоторой задачи (инструкции по применению бытовой техники, кулинарные рецепты и т. д.).

Таким образом, алгоритм представляет собой конечную последовательность точно определённых действий, приводящих к однозначному решению постав-

ленной задачи для некоторого класса однотипных задач .

Алгоритм должен разрабатываться так, чтобы при его формальном исполне-

нии (не вникая глубоко в содержание алгоритма) можно было получить требуе-

Разработка алгоритма решения вычислительной задачи на ЭВМ предполага-

ет представление процесса её реализации в виде последовательности элементар-

ных действий, которые могут быть выполнены на компьютере.

Основные свойства алгоритма

Алгоритм должен обладать следующими основными свойствами:

1) дискретностью – выполнение алгоритма разбивается на последователь-

ность законченных действий – шагов. Каждое действие должно быть завершено исполнителем прежде, чем он перейдёт к выполнению следующего действия;

2) определённостью (детерминированностью) – применение алгоритма к одним и тем же исходным данным должно приводить к одному и тому же результату;

3) массовостью – алгоритм должен разрабатываться в общем виде так, что-

бы его можно было применить для целого класса задач, различающихся лишь исходными данными;

4) результативностью – исполнение алгоритма сводится к выполнению ко-

нечного числа действий и всегда приводит к некоторому результату.

Формы представления алгоритмов

Алгоритм может быть представлен в следующих основных формах:

1) словесной (например, на естественном языке – в вербальной форме);

2) табличной (непосредственно в таблице с исходными данными для реше-

ния задачи приводятся указания, какие действия и в каком порядке следу-

ет выполнять с этими данными);

3) графической (в виде блок-схем).

Представление алгоритмов в графическом виде

Достоинством графической формы изображения алгоритмов является её на-

глядность. Схема алгоритма представляется в виде блоков стандартного вида

(основные типы блоков приводятся в таблице 1), соединённых между собой ли-

ниями, указывающими направление процесса обработки.

Таблица 1 – Основные блоки для представления алгоритмов в графическом виде


1. Содержание вопроса: Что является результатом этапа «формализация», решение задачи на компьютере?

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

1. словесная информационная модель;

2. математическая модель;

Верный вариант: 2

Балл за правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Имеется описание:

var c: array [1..20] of integer;

Для хранения массива с будет отведено … ячеек памяти объёмом … байтов.

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

3. Содержание вопроса: Чему равна сумма значений элементов a[1] и a[4] массива, сформулированного следующим образом?

for i:=1 to 5 do a[i]:=i*(i+1);

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

4. Содержание вопроса: Массив описан следующим образом:

сonst b: array [1..5] of integer = (1, 2, 3, 5, 11);

Значение выражения b[5]*b[4]-b[2]-b[3]*b[1] равно:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Алгоритмизация и программирование (тест)

Верный вариант: 1

Балл за правильный ответ: 1

5. Содержание вопроса: Для записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль используются:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

2. составные операторы;

3. процедуры и функции;

4. операторы и операнды.

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

6. Содержание вопроса: Между формальными и фактическими параметрами следует создать соответствие:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

1. по типу параметров;

2. по количеству параметров;

3. по порядку следования параметров;

4. по всему, перечисленному в п. 1)-3).

Верный вариант: 4

Балл за правильный ответ: 1

7. Содержание вопроса: Алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма, называется:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Верный вариант: 2

Балл за правильный ответ: 1

8. Содержание вопроса: Подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных, называется:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

3. вспомогательным алгоритмом.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тест по теме «Алгоритмизация и программирование»

20 тестовых заданий с использованием следующих понятий «алгоритм», «тип данных», «массив», «структура программы», «выполнение массива», «процедуры», «функции», «оператор ввода», «цикл».

Содержание вопроса: Что является результатом этапа «формализация», решение задачи на компьютере?

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

словесная информационная модель;

Верный вариант: 2

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Имеется описание:

var c: array [1..20] of integer;

Для хранения массива с будет отведено … ячеек памяти объёмом … байтов.

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Чему равна сумма значений элементов a[1] и a[4] массива, сформулированного следующим образом?

for i:=1 to 5 do a[i]:=i*(i+1);

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Массив описан следующим образом:

сonst b: array [1..5] of integer = (1, 2, 3, 5, 11);

Значение выражения b[5]*b[4]-b[2]-b[3]*b[1] равно:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 1

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Для записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль используются:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

процедуры и функции;

операторы и операнды.

Верный вариант: 3

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Между формальными и фактическими параметрами следует создать соответствие:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

по типу параметров;

по количеству параметров;

по порядку следования параметров;

по всему, перечисленному в п. 1)-3).

Верный вариант: 4

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма, называется:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 2

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных, называется:

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 1

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Что такое управление? Выберите самое полное определение.

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

перевод объекта из одного состояния в другое;

удержание объекта в существующем состоянии;

процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие объекты;

регулирование движения автомашин на перекрестке.

Верный вариант:3

Балл за правильный ответ: 1

Содержание вопроса: Кто является основоположником кибернетики?

Тип вопроса: выбор одного варианта ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 1

Балл за правильный ответ: 1

11. Содержание вопроса: Какие служебные слова описывают целый тип величин?

Тип вопроса: выбор нескольких вариантов ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 1,4

Балл за правильный ответ: 1

12. Содержание вопроса: Какие команды относятся к командам ввода данных в Паскале?

Тип вопроса: выбор нескольких вариантов ответа;

Варианты ответа:

Верный вариант: 2,3

Балл за правильный ответ: 1

13. Содержание вопроса: Установите верное соответствие:

Тип вопроса: установка соответствия;

Варианты ответа:

Фиксированная строка

Правильный ответ

Балл за правильный ответ: 1

14. Содержание вопроса: Установите верное соответствие:

Тип вопроса: установка соответствия;

Варианты ответа:

Фиксированная строка

Правильный ответ

Раздел описания переменных;

Балл за правильный ответ: 1

15. Содержание вопроса: … - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

Тип вопроса: ввод ответа с клавиатуры;

Правильныйответ: Функция

Балл за правильный ответ: 1

16. Содержание вопроса: Тип данных целых чисел в диапазоне от -32768 до 32767 в языке Паскаль:

Тип вопроса:ввод ответа с клавиатуры;

Правильныйответ: Integer

Балл за правильный ответ: 1

17. Содержание вопроса: Процедура, используемая в языке Паскаль для включения генератора случайных чисел.

Тип вопроса: ввод ответа с клавиатуры;

Правильный ответ: Randomize

Балл за правильный ответ: 1

18. Содержание вопроса: … - упорядоченное множество однотипных переменных, которым можно присвоить общее имя, отличающихся номерами.

Тип вопроса: ввод ответа с клавиатуры;

Правильный ответ: Массив

Балл за правильный ответ: 1

19. Содержание вопроса: … - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей называется.

Тип вопроса: ввод ответа с клавиатуры;

Правильный ответ: Алгоритм

Балл за правильный ответ: 1

20.Содержание вопроса: Расставьте блоки программы, написанной на языке Паскаль, в правильном порядке:

Тип вопроса: расстановка в нужном порядке;

Варианты ответа:

Блок описания переменных;

Верная последовательность: 3, 5, 2, 1, 4

Балл за правильный ответ: 1


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. В ходе проекта учащиеся 9 класса узнают, как создаются тесты в редакторе MS Excel с использованием встроенных функций и самостоятельно создают итоговый тест.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов"»

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

607672 Нижегородская область Кстовский район село Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55

Учебный проект

по информатике

«Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов»

Автор: ученик 9 класса

Якушин Андрей

Руководитель: учитель информатики

Гладышева И.И.

Введение.

Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектор возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.

В нашей школе на уроках информатики, очень часто используют тесты, которые педагог подготовила сама. Мне всегда было интересно: «А как создаются эти тесты?». В этом году мы познакомились с программой MS Excel. Узнав, что в данной программе можно производить вычисления, а также используются различные функции, передо мной встал вопрос: «А можно ли создать тест в этой программе?». Так появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создать тест в программе Excel, но пока не могу этого сделать, так как не имею необходимых теоретических знаний и достаточных навыков работы с программой.

Исходя из проблемы, определилась тема учебного проекта «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов».

Актуальность проекта: Поскольку значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к экзаменам, так и учителя информатики на своих уроках и во внеклассной работе. Кроме того, освоив технологию создания тестов, их можно делать по разным предметам.

Цель проекта: Выяснить возможности редактора MS Excel для создания тестов и создать проектный продукт – итоговый тест для проверки знаний обучающихся.

План создания проектного продукта:

Исследовать информационные источники по теме;

Разработать вопросы для тестов;

Создать тест в программе MS Excel;

Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Создание компьютерного теста – это увлекательное занятие, которое может освоить каждый ученик, имеющий представление о MS Excel, значит смогу и я!

Реализация проекта.

Тест – система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности учащихся.

Тесты как система контроля в современном образовании используются уже давно. На сегодняшний день существует множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких система упрощает возможность по использованию тестов в системе контроля знаний. В современном образовании тесты занимают ведущую роль, так как, именно тестовая технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.

По данным опросов, установлено, что использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96% опрошенных учащихся, при чём 4% побаиваются электронных тестов, считая, что компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть, то отсутствует необходимая программа.

При изучении информационных источников, я выяснил, что существует достаточно много программ, отвечающих за создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.

Рис.1. Программа для создания тестов MyTest



Рис.2. Создание онлайн тестов в конструкторе E-Publish.

Можно создать тесты, используя языки программирования.

Но для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо дополнительные знания и навыки, которые мы ещё не получили. Но я также узнал, что в редакторе MS Excel можно использовать встроенные возможности функций для создания тестовых программ. Так как на уроках информатики мы уже занимались с программой MS Excel – я решил, что хочу научиться создавать тесты именно в этой программе.

Самым главным достоинством электронных тестов, разработанных в MS Excel, является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.

Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel

При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:

Продумывание способа оформления вопросов.

Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.

Выбор способа оценивания и подведения итогов.

Защита теста от изменения.

Для оформления вопросов можно создать фон страницы.

Для оформления фона используются следующие операции:

На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы нажмите кнопку подложка. Выберите рисунок, который вы хотите использовать для фона листа, и нажмите кнопку Вставить. Выделенный рисунок повторяется, чтобы заполнить лист, Чтобы улучшить удобочитаемость, вы можете скрыть линии сетки и применить к ячейкам, содержащим данные, сплошную заливку цветом.(меню вид/сетка)


При составлении вопросов для наших тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Ирине Ивановне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики, мы выбрали итоговые тесты по курсам 5-9 классов. Для определения содержания, Ирина Ивановна познакомила нас с тематическим планом на каждый учебный год.

В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.

Требования к составлению тестовых заданий:

Вопрос должен содержать одну законченную мысль;

Недопустимо двусмыслие или неточность формулировки;

Быть по теме контроля;

Быть независимым от других заданий теста;

Иметь простую структуру текста задания.

Мы решили создать тесты с выбором ответа. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление в ячейке, где будет выбранный ответ, выполняется следующая последовательность действий:

1).Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»

2).В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»

3).Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»

4).В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»

Рис.3. Проверка вводимых значений.


Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один ответ.


Рис.4. Выпадающий список выбора ответа.

Размещаем таблицу, во втором столбце которой будут отображаться выбранные ответы на вопросы теста. Для этого нужно вставить формулу:

(где ‘Лист 1’ – это ярлык 1 листа с вопросом №1, разделяет !, затем абсолютный адрес ячейки, в которой был выбран ответ $H$18).

В 3 столбце таблицы размещаем результат ответа. Для этой цели можно использовать логическую функцию «ЕСЛИ»

Рис.5. Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».


Для общего подведения итогов и подсчёта набранных баллов можно использовать функцию «СЧЁТЕСЛИ».

Рис.7. Оценивание ответа. Выбор диапазона для подведения итогов.


Чтобы тестируемый не смог нарушить структуру теста, нужно защитить лист Excel от изменений.

Для ячеек, в которые учащийся будет вводить данные снимите защиту.

+Выделите нужные ячейки;

+Выполните команду меню Формат – Ячейки;

+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая ячейка;

+Затем защитите лист. Для этого: выполните команду Рецензирование – Защита – Защитить лист. При желании установите пароль.

Рис.8. Защита ячеек.


Рис.9. Защита листа паролем.


Для того, чтобы учащийся не смог перескакивать через вопрос с помощью ярлычков, нужно их скрыть. Для этого в Меню файл/ Параметры/ Дополнительно/ В группе показать параметры для следующей книги/ Снять галочку отображать ярлыки

Тест готов к работе!

Заключение.

В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Использование в качестве средства контроля электронных тестов приобретает сегодня большое значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного, текущего, тематического, итогового.

Выводы.

Тест – это интересно! Но ещё интереснее – придумать и создать его самому.

Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel, создание его вызывает познавательный интерес.

Создать электронный тест средствами MS Excel может любой человек, который знаком с принципами работы в этом редакторе.

Таким образом, я выяснил, как создаются тесты в редакторе MS Excel с использованием встроенных функций и самостоятельно создал итоговый тест!

Я уверен, что созданный тест будет использован нашим преподавателем для проверки знаний учащихся, в качестве итогового контроля.

Электронный тест, как одна из форм контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеюсь, что эта работа будет полезна и для них.

Список использованной литературы:

MS Office Excel, как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки: Гаврыш С.В., преподаватель Смоленского РЦДО.

Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогических тестов.

Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.

Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, №3, 2005

Внимание! в контрольной работе приведены вопросы и элементы кода из Pascal!

Первый вариант

1. Как выглядит знак присваивания в программировании ?:

2. Как называется алгоритмическая конструкция, которая состоит из последовательных действий, В строго упорядоченном порядке друг за другом следующих?

  1. Следование правильный ответ
  2. Ветвление
  3. Повторение

3. Какой алгоритм изображен на картинке?:

алгоритм картинка

4. Выберите правильную запись программы :

  1. programm Yakov_petrovich;
  2. program Yakov petrovich;
  3. program Yakov Petrovich;
  4. program_Yakov_Petrovich; правильный ответ

5. С помощью какой команды можно узнать остаток деления числа a на b :

1. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ: 14

2. Что получиться в результате выполнения этого алгоритма? Ответ запишите :

if a>b then b:= a+b-28

else b := a * b -30;

Ответ: 5

3. Что получиться в результате выполнения этого алгоритма ? Запишите значение которое получиться для переменной b

Ответ: 1

4. Какое значение b получиться после выполнения алгоритма? Ответ запишите. (Если необходимо округлить ответ, округляйте до десятых)

Ответ: 1.1

5. Рассмотрите алгоритм и ответьте на вопросы:

  1. program cup_of_tea;
  2. var a, b, c, y , x: real;
  3. begin
  4. writeln(‘Пожалуйста, введите три числа’);
  5. readln(a,b,c);
  6. y:=a;
  7. if b>y then y:=b;
  8. if c>y then y:=c;
  9. if ab) or (a>c) then x:=a;
  10. if ba) or (b>c) then x:=b;
  11. if ca) or (c>b) then x:=c;
  12. writeln (y+x);
  13. end.
  1. Как называется программа? Напишите
    Ответ:
  2. Запишите какой тип переменных используется в программе.
    Ответ:
  3. Запишите названия используемых переменных.
    Ответ:
  4. В какой строке программа получает данные от пользователя? Напишите номер строки
    Ответ:
  5. Что будет выведено на экран, если пользователь введет значения: 6, 9, 3
    Ответ:

Часть 3. Напишите программу.

Вводятся три числа. Вывести наименьшее число.

Второй вариант I

  1. конструкция алгоритма при котором , результате от проверки выполнения условия могут быть выполнены различные действия, называется:
  1. Следование правильный ответ
  2. Ветвление
  3. Повторение

2. Не равно в pascal пишется:

3. Какая запись верна:

  1. write (Задайте переменные a и b);
  2. write (‘ Задайте переменные а и b’); правильный ответ
  3. write (‘ Задайте переменные ’, а и b);
  4. write ( Задайте переменные , ‘а и b’);

4. На блок схеме изображена алгоритмическая конструкция:


  1. Линейного алгоритма правильный ответ
  2. Алгоритма ветвления
  3. Алгоритма повторения

5. Команда в pascal которая позволяет прочитать данные полученные от пользователя:

1. Какое значение будет у переменной k после выполнения этого алгоритма :

Ответ:

2. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

if a>b then b:= a+b+5

Ответ:

3. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ:

4. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ:

5. Рассмотрите алгоритм и ответьте на вопросы:

var a, b, c, y : real;

writeln (‘Введите три числа’);

  1. Напишите название программы.
    Ответ:
  2. Какой тип переменных использован в программе.
    Ответ:
  3. Сколько всего переменных использовано в программе, укажите их имена.
    Ответ:
  4. Перепишите строку, в которой программа получает данные от пользователя.
    Ответ:
  5. Что будет выведено на экран, если пользователь введет значения: 5, 8, 2.
    Ответ:

Часть 3. Напишите программу.

Даны два целых числа a и b ( a < b ). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между а и b (включая сами числа a и b ), а также количество N этих чисел.

1. Алгоритмическая конструкция, в которой многократно повторяется одно и то же действие, называется:

2. Как записать в программе «а не больше с»:

3. Какая запись верна:

  1. var a b c integer;
  2. var a. b. c :integer;
  3. var a, b, c integer;
  4. var a, b, c :integer;

4. На блок схеме изображена алгоритмическая конструкция:

1. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ:

2. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

if a>b then b:= a+b

Ответ:

3. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ:

4. Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Ответ:

5. Рассмотрите алгоритм и ответьте на вопросы:

  1. program Holodok;
  2. var a, b, c : integer;
  3. begin
  4. writeln(‘Введите длины сторон треугольника’);
  5. readln(a,b,c);
  6. if (a>=b+c) or (b>=a+c) or (c>=b+a) then
  7. writeln(‘треугольника не существует’)
  8. else if (a=b) and (a=c) and (b=c) then
  9. writeln(‘Треугольник равносторонний’)
  10. else if (a=b) or (a=c) or (b=c) then
  11. writeln (‘Треугольник равнобедренный’)
  12. else writeln (‘Треугольник разносторонний’)
  13. end.
  1. Напишите название программы.
    Ответ:
  2. Какой тип переменных использован в программе.
    Ответ:
  3. Сколько всего переменных использовано в программе, укажите их имена.
    Ответ:
  4. Перепишите строку, в которой программа получает данные от пользователя.
    Ответ:
  5. Что будет выведено на экран, если пользователь введет значения: 8, 4, 8.
    Ответ:

Часть 3. Напишите программу.

Вводятся три числа. Вывести число имеющее среднее значение.

Как происходит оценка контрольной работы по теме Алгоритмизация и программирование

Алгоритмизация и программирование

Термин алгоритм происходит от имени узбекского ученого IX в. Аль-Хорезми, который в своем труде «Арифметический трактат», переведенном в XII в. с арабского на латынь, изложил правила арифметических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления. Эти правила и называли алгоритмами. Таким образом, изучающиеся в школе правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел, правила преобразования алгебраических выражений, правила построения геометрических фигур, грамматические правила правописания слов и предложений – все это алгоритмы. Многие правила, инструкции, записанные в воинских уставах, функциональных, должностных обязанностях, представляют собой подробнейшие указания, годные во всевозможных ситуациях.

Свойства алгоритма - набор свойств, отличающих алгоритм от любых предписаний и обеспечивающих его автоматическое исполнение. Выделяют 5 основных свойства алгоритма:

1. Понятность алгоритма для данного исполнителя – алгоритм должен быть задан с помощью заранее четко и однозначно определенных действий (команд), составляющих СКИ.

2. Определенность (точность) – алгоритм должен предусматривать определенный порядок выполнения действий, т.е. должно быть указано, какую следующую команду исполнять после завершения текущего указания и какая команда последняя.

3. Дискретность – требует от алгоритма пошаговой записи и выполнения (т.е. команды алгоритма выполняются последовательно, с точной фиксацией моментов окончания выполнения одной команды и начала выполнения следующей, т. е. алгоритм должен содержать последовательность указаний (команд), каждое из которых приводит к выполнению в ЭВМ одного шага).

5. Массовость – алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения класса однотипных задач с различными исходными данными.

1.2. Этапы решения задач на компьютере

Компьютер – универсальное средство для решения многих информационных задач, для решения которых используют различное программное обеспечение и системы программирования.

Исходя из условия задачи, пользователю остается решить, какими средствами воспользоваться. Например, СУБД, математический пакет, ТР и т.п. Если же подходящего ПО нет, приходится прибегать к программированию на универсальных языках, создавая свою уникальную программу. Работа по решению прикладной задачи на КП проходит через следующие этапы:

Задача → формализация → алгоритм → программа → компьютер → результат

1. Постановка задачи. На этом этапе должно быть четко определено, что дано и что требуется найти.

2. Математическая формализация. Выбор модели и метода решения. Задача формулируется на обычном разговорном языке, в виде формул, соотношений, зависимостей.

3. Разработка и запись алгоритма. Алгоритм разрабатывается и записывается на одном из формальных языков или с помощью блок-схем.

4. Составление программы. Программа – это тот же алгоритм, но записанный на понятном компьютеру языке – языке программирования.

5. Отладка и тестирование программы. Компьютер переводит введенную программу с языка программирования на язык машинных команд с помощью транслятора и решает задачу. Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправление обнаруженных при этом ошибок. Обнаружить ошибки помогает транслятор.

Проверка на компьютере правильности алгоритма производится с помощью тестов. Тест – это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат. Главная задача программиста подобрать набор тестов таким образом, чтобы проверить все возможные ветви решения. (например, решение квадратного уравнения).

6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Анализ результатов. Для определения правильности решения задачи в зависимости от класса применяют разные подходы: 1) сравнивают с результат с результатом, рассчитанный в соответствии с тем же методом, но вручную, с помощью калькулятора; 2) сопоставление с экспериментальными фактами и теоретическими воззрениями.

1.3. Способы записи алгоритмов

Выбор способа записи алгоритма зависит от характера задачи. Алгоритм вычислительного характера можно записать одно или последовательностью формул, алгоритм приготовления кулинарного шедевра – удобно записать словами в пронумерованных пунктах. Алгоритм решения квадратного уравнения будет наиболее понятен при записи словами и формулами.

Из формальных способов записи алгоритмов чаще других используется язык блок-схем и алгоритмический язык.

1. Запись алгоритма словами.

2. Блок-схемы алгоритмов.

3. Алгоритмический язык.

1.3.1. Блок-схемы алгоритмов

Запись алгоритма на языке блок-схем обладают большой наглядностью, так как хорошо просматривается структура алгоритма.

Блок-схема – строится по определенным правилам и включают в себя геометрические фигуры (блоки различной конфигурации), соединенные между собой линиями, указывающими порядок выполнения операций.

Вид блоков и последовательность их соединения соответствует типу и последовательности действий алгоритма.

Основные блочные символы:

Блок начала и конца алгоритма; в овале пишут слова «начало» и «конец»

Блок ввода и вывода информации; в блоке ввода перечисляются имена данных, подлежащих вводу в алгоритм

Процесс решения задачи, в прямоугольнике блока записывают действия, которые надо выполнить при решении программы.

Выбор одного из двух направлений выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия, записываемого внутри ромба (ветвление)

Блок изменения некоторого параметра, используется, например, в блоксхемах циклических алгоритмов со счетчиком.

Использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов (так называемых вспомогательных алгоритмов).

Правила составления блок-схем:

1. Все линии, указывающие на последовательность выполнения действий, должны быть замкнутыми.

2. Линии не должны пересекаться.

3. При передаче управления в схеме снизу вверх или справа налево линии обязательно помечают стрелками.

4. Не допускается передача управления «в никуда». Источник и получатель должны быть четко обозначены.

1.3.2. Алгоритмический язык

Алгоритмический язык – это язык, предназначенный для записи алгоритмов. Он включает: набор символов (алфавит), правила записи алгоритмов (синтаксис) и правила истолкования записей (семантику).

алг Название (список переменных и их типы) арг список аргументов (то, что дано) рез список результатов (что надо найти)

нач ввод вспомогательных переменных

выв список данных, выводимых на печать кон

Типы данных: вещ, цел, нат (натуральные), стр или лит (строковый)

1.5. Основные принципы структурного программирования

Программирование – это процесс составления компьютерной программы на основе некоторого алгоритма.

Структурное программирование основывается на двух важнейших принципах:

§ Последовательной детализации алгоритма,

§ Использование набора базовых структур (следование, ветвление, цикл) для построения алгоритма любой сложности.

В теории структурного программирования доказано, что алгоритм любой сложности можно построить с помощью следующих базовых структур:

Каждая из структур имеет только один вход и только один выход, что позволяет соединять их между собой в процессе разработки алгоритма любое количество элементов базовых структур в любом порядке.

1.6. Типы алгоритмов

Тип алгоритма определяется характером решаемой в соответствии с его командами задачи, а также используемыми базовыми структурами.

Тип алгоритма

Базовая структура

1. Линейные алгоритмы

Линейные алгоритмы – алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий.

Ветвящиеся алгоритмы – алгоритмы, которые содержат блок, который имеет два альтернативных выхода, выбор которых осуществляется в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия.

Циклический алгоритм – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий, называемых телом цикла. Циклические алгоритмы отличаются наличием в структуре алгоритма обратной связи.

Циклические алгоритмы делятся на алгоритмы с известным и неизвестным заранее числом повторений. Их условно называют «Для» и «Пока». В обоих случаях окончание циклического процесса определяется поставленным заранее условием.

3 вида циклических алгоритмов:

1) цикла с параметром – алгоритм с заранее известным числом повторений;

2) цикл с предусловием – условие проверяется до выполнения тела цикла; такой цикл может не выполниться ни разу;

3) цикл с постусловием – условие проверяется после выполнения тела цикла; такой цикл обязательно выполниться хотя бы один раз.

Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) – алгоритм, ранее разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи.

Линейные алгоритмы №1. По сторонам прямоугольника найти площадь.

алг Площадь (вещ А, B, S) арг А, B рез S

Упражнение 1. Чему равны значения переменных X и Y после выполнения операторов X:=5

Упражнение 2. При каком начальном значении X результат Y , после выполнения операторов Y:=X+5

Читайте также: