Структура компьютерной программы игры для тигры презентация

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: предметные картинки по теме: “Части тела”; звучащие предметы: бубен, погремушка, колокольчик, барабан; диск “Весёлые уроки” Железновой, лото – “Рифмовочки”; компьютерная игра “Игры для Тигры”.

1. Организационный момент.

Логопед стоит напротив ребёнка. Просит назвать ласково ту часть тела, на которую он покажет: живот – животик, голова – головка, палец – пальчик, язык – язычок, глаз-глазик…

2. Введение в тему занятия.

Логопед и ребёнок садятся за стол, на котором разложены картинки по теме “Части тела”. Педагог просит сказать, что мы делаем ногами? руками, глазами, носом, головой, ушами?

Ребёнок: топаем, хлопаем, смотрим, нюхаем, слушаем.

Логопед: А что мы слышим ушами?

Ребёнок: Ушами мы слышим звуки.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться слушать разные звуки.

3. Изучение нового материала.

Логопед просит припомнить те звуки, которые ребёнок слышал, когда шёл в детский сад: Ребёнок: “По дороге в детский сад я слышал скрип двери, звук от шин, сигнал автомобиля, лай собаки, шум от дождя, голос мамы”…

Проведение игры: “Угадай, что звучит”? Логопед производит разные звуки за ширмой и просит угадать, что звучит?: бубен, колокольчик, коробок со спичками…

Подготовка к проведению компьютерных игр: Гимнастика для глаз: Потереть ладошки, чтобы стали теплыми.

Плывет, плывет кораблик ладошки на закрытых глазах
На запад, на восток движения глаз влево – вправо
Канаты – паутинки движения глаз сверху вниз
А парус - лепесток движения глаз по кругу.


Компьютерная игра: “Музыкальные инструменты”

Логопед предлагает ребёнку прослушать звучание представленных музыкальных инструментов. Затем звучит один из музыкальных инструментов. Ребёнок должен определить, какой инструмент прозвучал в данный момент.


Компьютерная игра: “Кто голос подаёт”?

Ллогопед предлагает ребёнку прослушать звучание голосов птиц и животных. Определить, какое животное так голос подаёт?

4. Динамическая пауза.

Логопед предлагает прослушать диск, на котором звучат разные музыкальные инструменты: скрипка, пианино, саксофон, металлофон, гитара. Просит изобразить, как музыканты на них играют.

5. Развитие фонематических процессов.

Логопед раздаёт картинки из лото: “Слова-рифмовочки”. Просит ребёнка найти пару для предложенных картинок. Учит прислушиваться к словам, искать в их звучании общее: калитка-улитка, корона-ворона, дом-ком, конфета-ракета…


Компьютерная игра: “Звуковые часы”

Ребёнку необходимо выбрать картинку, название которой является парной по звучанию для выпавшей на часах.

6. Итог занятия – рефлексия.

Логопед уточняет, какие звуки запомнил ребёнок? Просит назвать слова-паронимы. За каждую названную парочку ребёнок получает фишку. Подсчитывает их.

Конспект № 2

Тема: “Дифференциация звуков [С] - [Ш]”.

Цель: Pакреплять навыки правильного произношения в потоке речи.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, карточки для упражнения “доскажи словечко”, клоуны-игрушки: Саня и Шура, попугай Кеша – механическая игрушка, сигнальные карточки с изображением лошади и ослика, компьютерная игра “Игры для Тигры”.

1. Организационный момент:

Логопед ставит на доску картинки и просит ребёнка ответить на вопрос полным предложением:

Кого боится мышка? (Мышка боится кошку)

Кого боится кошка? (Кошка боится собаку)

Логопед: “А в цирке никто никого не боится! Все там дружат. Любишь ходить в цирк? Давай знакомиться с теми, кто в цирке работает”.

2. Введение в тему занятия:

Логопед показывает игрушки – двух клоунов: “Этих клоунов зовут: Александр и Александр. Чтобы в цирке их не путали, зрители придумали для них имена – Саня и Шурик. В цирке им приходится выступать в разных номерах, но больше всего они любят учить попугая Кешу разговаривать”. Педагог показывает игрушечного попугая с записывающим устройством.

Саня готовится к выступлению так: Логопед предлагает ребёнку выполнить ряд артикуляционных упражнений: “Забор”, “Лопатка”, “Подуем на лопатку”, “Желобок”, “Чистим зубки”, “Горка”, “Ветерок летит с горки”, “Язычок отдыхает”. Затем Саня поёт свою любимую песенку и учит Кешу: “С-С-С”. Ребёнок произносит и прослушивает на диктофоне чистоту произнесения звука.


Логопед показывает правильный и не правильный уклад артикуляционного аппарата, читает стихотворение:

Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе.
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Шура к выступлению готовится по-другому. Педагог предлагает выполнить следующий ряд артикуляционных упражнений: “Лопата”, “Одеяло”, “Чашечка”, “Фокус”, “Парус”. Кеша поёт другую песенку: “Ш-Ш-Ш”. Ребёнок произносит и прослушивает на диктофоне чистоту произнесения звука.


Логопед показывает правильный и неправильный уклад артикуляционного аппарата, читает стихотворение:

Ш! Чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше!

Сделаем из языка чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш как шелк шуршал!

3. Изучение нового материала:

Гимнастика для глаз:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз.


Проведение компьютерной игры “Одежда”

Логопед предлагает выбрать предметы одежды для Сани со звуком “С”, а для Шуры со звуком “Ш”, распределить картинки по полкам.


Проведение компьютерной игры “Животные”. Логопед просит аналогично распределить слова со звуками “С” и “Ш”: Саня выступает в цирке только с животными, в названии которых есть звук “С”, а Шура – с животными, в названии которых есть звук “Ш”.

4. Динамическая пауза: “Ходим по арене”.

Ура! Вышел Шура вместе с лошадью, а Саня с Осликом на арену. Делай шажок и произноси звук “С” или “Ш” в конце каждого слова и подними карточку с выбранным животным: каранда Ш, автобу С, но С, мы Шь, анана С, фини Ш, детены Ш, фоку С, камы Ш и т.д.

5. Закрепление изученного материала.

Логопед: “Кеша уже многому научился, давай попробуем повторить вместе с ним:

Са-са-са, вот летит оса,
Ша-ша-ша, у меня лапша,
Су-су-су, мы видели лису,
Шу-шу-шу, я флажком машу,
Со-со-со, у Саши колесо,
Шо-шо-шо, летом хорошо.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Проводится игра “Скажи правильно”. Логопед предлагает прослушать предложения, найти ошибку и повторить предложение правильно.

Кошка ловит миску,
Мама моет мышку.
На столе – сапожки,
Под столом – лепешки.

Компьютерная логопедическая программа. Презентация "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ".

ВложениеРазмер
kompyuternaya_logopedicheskaya_programma_prezentatsiya_igry_dlya_tigry.pptx 305.02 КБ
igry_dlya_tigry.docx 17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” МГОУ Гр .9- Д Квасникова А.В.

Назначение Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии , заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: " Фонематика ", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

4 блока программы Блок «Просодика». Блок «Звукопроизношение». Блок « Фонематика ». Блок «Лексика».

Блок «ПРОСОДИКА» Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи - длительность и сила речевого выдоха, - громкость и тембр голоса, - темпо-ритмичность, - интонационная выразительность, - четкость и разборчивость речи. Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок. Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание» Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность» Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль «Ритм» Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр» В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение» Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок « Фонематика » Блок « Фонематика » компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки» Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов .

Модуль «Слова» Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ» Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Модуль «Синтез» Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика» Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова» Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания» Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность» Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей. При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребёнка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребёнка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой. Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе её применения.

Предварительный просмотр:

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

- длительность и сила речевого выдоха,

- громкость и тембр голоса,

- четкость и разборчивость речи.

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок. Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр».

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей. При работе с упражнениями модуля происходит

развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребёнка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребёнка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой. Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе её применения.

Презентация на тему: " ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА к. п. н., доцент каф. логопедии ПГПУ Лизунова Л. Р. г. Пермь." — Транскрипт:

2 ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА к. п. н., доцент каф. логопедии ПГПУ Лизунова Л. Р. г. Пермь

3 Предназначена для коррекции фонетико - фонематических и лексико - грамматических нарушений речи у детей с : дизартрией, дислалией, ринолалией, заиканием, другими речевыми нарушениями.

4 Программа позволяет эффективно работать с детьми : старшего дошкольного, младшего школьного возраста, других возрастов ( при условии ее адаптации )

5 Программа включает в себя четыре блока : ПРОСОДИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ФОНЕМАТИКА, ЛЕКСИКА.

6 Блок « Просодика » направлен на коррекцию и формирование просодических характеристик речи : длительности и силы речевого выдоха ; громкости голоса ; слитности произнесения слов и фраз ; темпо - ритмической организации речи ; интонационной выразительности речи ; тембра ; четкости и разборчивости речи.

7 Принцип работы блока основан на интерактивном общении с компьютером с использованием микрофона. голосовая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде мультипликационных сюжетов.

8 Блок « Звукопроизношение » способствует преодолению наиболее распространенных антропофонических нарушений произношения : Межзубный сигматизм свистящих ; Боковой сигматизм свистящих ; Губно - зубной ламбдацизм ; Межзубный ламбдацизм ; Губно - зубной сигматизм шипящих ; Боковой сигматизм шипящих ; Произношение шипящих из нижнего положения ; Велярный ротацизм ; Одноударный ротацизм.

9 Работа с упражнениями блока способствует развитию : двигательных функций артикуляционного аппарата ( эфферентное звено ); кинестетических ощущений от положения органов артикуляции ( афферентное звено ); зрительного внимания ; мыслительных операций анализа и синтеза.

10 Блок « Фонематика » - способствует формированию : неречевого слухового гнозиса ; речевого слухового гнозиса ( выделение звука на материале слов, первого звука в слове ); звукового анализа ( определение положения звука на материале слов, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности ); звукового синтеза.

11 Упражнения блока способствуют развитию : зрительного и слухового восприятия и памяти ; словесно - логического мышления.

12 Блок « Лексика » направлен на коррекцию и формирование лексико - грамматических компонентов языка : расширение объема пассивного словаря ; формирование и развитие структуры значения слова ; введение слова в систему лексических связей ; организацию семантических полей ; формирование грамматического значения слова ; формирование умения структурировать словосочетания и фразы.

13 Упражнения блока способствуют развитию : коммуникативных навыков ; словесно - логического мышления ; зрительного, слухового внимания и памяти.

14 Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно - образовательного процесса

15 Повышение эффективности достигается в результате : системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития ; полисенсорного воздействия ; интерактивной формы обучения ; создания психолого - педагогических условий развития положительной мотивации детей.

“Игры для тигры”. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Слайд 7 из презентации «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях»

Обучение

«Межпредметные связи» - Условия эффективности организации работы по реализации МПС: Методика творческой работы учителя по реализации МПС в обучении. Межпредметные олимпиады (политехническая, литературно-физической, естественно-математической и др.) , конкурсы эрудитов. Классификация интегрированных уроков. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.

«Требования к процессу обучения» - Распределение учебной нагрузки. Обучение. Возраст начала школьного обучения. Уроки физической культуры. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.. Шкала трудности предметов. СанПин. Основные предметы. Трудные предметы. Умственная работоспособность. Перерыв между сменами. Недельная нагрузка.

«Средства обучения» - Педагогические основы применения технических средств обучения. Аудиовизуальные средства (пособия). Не допускать перегрузки занятий экранно-звуковыми средствами. Звукотехнические. Светотехнические. Web-технологии. Помогают эффективно усваивать иностранные языки. Преподаватель должен: Рационализируют и ускоряют процессы познания изучаемых дисциплин.

«Учёба» - Не более одного недостатка в минутку. Оценка должна сравнивать. Увеличивается количество предметов. Регулярно беседуйте с учителями. Личностные особенности. Что влияет на учебу. Техника чтения. Не выполняйте домашнее задание за ребенка. Шкала трудности учебных предметов. Хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.

«Дидактические средства обучения» - Усвоение учебного материала. Развитие определенного вида мышления. Совершенствование педагогического мастерства. Требования к дидактическим средствам обучения. Проведение лабораторных работ. Алгоритм. Материалы контролирующего характера. Задания различного уровня сложности. Материальные объекты. Алгоритмизация.

«Современные средства обучения» - Главные компоненты мультимедиа-курса. Работа в программе. Готовая GIF-анимация. Компьютерные программы. Средства обучения. Предметные спецификации. Курсы повышения квалификации. Просто Финиш. Технология. Принципы создания и применения учебных мультимедиа-средств. Электронный журнал. Создание тематического учебного видеоклипа.

Игры для тигры

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

Для этого была разработана специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • «Просодика»
  • «Звукопроизношение»
  • «Фонематика»
  • «Лексика»

Каждый блок программы «Игры для Тигры» состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Цветовое решение каждого блока («Звукопроизношение» — розовый, «Просодика» — зеленый, «Фонематика» — голубой, «Лексика» — желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Игры для тигры

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде.

Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.

Блок Просодика

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • Длительность и сила речевого выдоха
  • Громкость и тембр голоса
  • Темпо-ритмичность
  • Интонационная выразительность
  • Четкость и разборчивость речи

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль Дыхание

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль Слитность

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль Ритм

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль Высота и тембр

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок Звукопроизношение

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок Фонематика

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль Звуки

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль Слова

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль Анализ

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Модуль Синтез

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок Лексика

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль Слова

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль Словосочетания

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль Валентность

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей. При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Игры для тигры

Применение

Применение специализированной компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста. Опыт использования данной программы на коррекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей развития детей с различными нарушениями.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Читайте также: