В чем заключается особенность памяти в создании программы поведения

Обновлено: 03.07.2024

В составе памяти выделяются следующие процессы: запоминание; воспроизведение; сохранение; забывание.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Полно и прочно запоминается то, что важно для нас, или вызывает интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг, возникающее у человека в момент высокого эмоционального напряжения. Между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

1) произвольное запоминание (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) и непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) и логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

В процессе человеческой жизни более ранняя механическая память постепенно замещается логической. С возрастом запоминание становится более осознанным, а преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, когда извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

Узнавание. Появление чувства знакомости при восприятии.

Воспоминание. Легче вспомнить английское слово или фамилию человека, если услышать или увидеть их написанными.

Реминисценция похожа на воспоминание, только более отсрочена во времени. Например, вспоминается сказка, которую человек слышал в далеком детстве.

Припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Из событий прошедшего дня лучше вспоминаются утро и вечер.Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.). Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить. Или пример с официантом, который запоминает заказ, который еще не выполнил. Это явление в психологии получило название эффекта незавершенного действия.

Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала. Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается сразу после заучивания. Быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

Кривая забывания Эббингауза — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Герман Эббингауз, немецкий психолог, занимался изучением памяти.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной информации.

Когда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти, оно называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил основатель психоанализа З. Фрейд. Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить психологически неприятные ситуации своей биографии.

Про ассоциации

Благодаря памяти человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт, включая не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они помогают работе памяти, быстро воспринимая или воспроизводя необходимую в данный момент информацию.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («Сам себе казался я таким же кленом, только не опавшим¸ а вовсю зеленым».).

В жаркий летний день мы вспоминаем, как катались зимой на лыжах, а зимой – как загорали на пляже. Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту (белое –черное, злой - добрый, вечер –утро).

Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (стол – стул, ручка – тетрадь, дорога – машина и т.д.).

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», или говорят: «запретный», добавляя всю конструкцию «запретный плод сладок».

Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они помогают работе памяти, быстро воспринимая или воспроизводя необходимую в данный момент информацию.

Развитие и совершенствование памяти

Память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания (запоминание; воспроизведение; сохранение; забывание). Основываясь на них, можно определить пути и средства совершенствования памяти.

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

1) делать установку на запоминание;

2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

6) вызвать интерес к запоминаемому;

7) необычность материала улучшает запоминание.

1. Правильно использовать процесс повторения.

Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч.

Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начало или конец.

3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

3) мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п.

При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения.

Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  1. Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

  1. 2.Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

  • образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;
  • эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;
  • словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;
  • двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

  • мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);
  • кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
  • оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;
  • долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли [1] .

Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [2] (рис. 1).

Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию.

Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений

Память является основой любой деятель-ности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков

Рис. 1. Функции памяти

С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).

Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:

  1. механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
  2. механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.

В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).

Рис. 2. Процессы памяти

Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
  3. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
  4. то, что более связано с потребностями данного человека;
  5. то, что является объектом активной деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания выступают:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
  1. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
  2. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  3. эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

  1. осознание цели запоминания;
  2. понимание смысла запоминаемого;
  3. анализ материала;
  4. выявление наиболее существенных мыслей;
  5. обобщение;
  6. запоминание этого обобщения.

Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).

Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов

Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события

Составление плана, в котором раздельно отражаются:

  1. исходная информация (что необходимо сделать);
  2. вопросы, подлежащие выяснению;
  3. при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств

Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).

Процент запоминания информации

1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90

Прошедшее время (в днях)

Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:

I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении

На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности − ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).

Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.

Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.

Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.

Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).

При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.

Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.

Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.

Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.

В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.

На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека. Если она хорошая, дети не испытывают проблем в школе, взрослые добиваются карьерных высот, пожилые не страдают от Альцгеймера и Паркинсона. Чтобы она была крепкой и не подводила в нужный момент, её требуется постоянно тренировать. В ином случае с возрастом нейронные связи и мозговое кровообращение ухудшаются, а вместе с ними теряется способность запоминать и воспроизводить нужную информацию.

Поэтому абсолютно всем полезно знать, как развить память независимо от возраста и возможностей.

Зачем это нужно


Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.

Развить внимание

Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.

Развить мышление

Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.

Развить воображение

Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.

Замедлить процессы старения

При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.

Особенности

Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:

  1. Филогенетическое, естественное развитие в соответствии с возрастом по мере накопления жизненного опыта под влиянием бытовых факторов.
  2. Онтогенетическое, искусственное развитие у каждого отдельного человека, заранее организованное и продуманное, осуществляемое через различные эксперименты.

В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:

  • изобретение и совершенствование мнемотехник;
  • создание и улучшение способов фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • обмен информацией, обмен опытом между поколениями и странами, чтобы развивать коллективную память;
  • изучение языков;
  • создание дидактик и методик образования;
  • переход от механической памяти к смысловой, от непосредственной к опосредованной, от непроизвольной к сознательной.

Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:

  • полный контроль над собственными психическими функциями (в том числе мнемоническими способностями), волевое регулирование ими;
  • переход от внешних приёмов их развития к внутренним;
  • включение интеллекта в процессы фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • целенаправленное овладение мнемотехникой.

В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:

  • Низший уровень — непосредственная, непроизвольная.
  • I уровень — опосредованная внешне, произвольная.
  • II уровень — опосредованная внутренне, произвольная.
  • Высший уровень — феноменальная.

Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.

Отдельно разработанные системы

Методики

Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:

  • они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
  • в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
  • они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.

Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.

Диаграмма связей

Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.

Автор: Тони Бьюзен, британский психолог.

Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.


Пример интеллект-карты

Методика Бехтеревой

Автор: Н. П. Бехтерева — российский нейрофизиолог.

Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.

Японская методика

Автор: Рюта Кавашима — японский нейробиолог.

Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.

Цель — развитие интеллекта и памяти.

Методика скорочтения

Автор: Л. Л. Васильева — руководитель и тренер «Международной школы скорочтения и управления информацией».

Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.

Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.

Развивает логическую память.

Методика спецслужб

Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.

Программы

В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:

  • дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
  • в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
  • в среднем звене: Л. Черемошкиной.

Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.

Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:

Техники

Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.

Цель — увеличение объёма памяти.

Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.

Мнемоника активно использует такие методы, как:

  • создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
  • рифмы;
  • созвучия;
  • яркие ассоциации;
  • методы Цицерона и Айвазовского;
  • закономерности.

Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.

Более подробно о данной технике — в статье по ссылке.

Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).

Другие варианты

Лучшие способы

Простые в применении и эффективные способы, как развивать память и лучше запоминать нужную информацию.

Ассоциации

Отличный способ развить фотографическую память. Помощник предлагает список из слов, никак не связанных друг с другом. Их нужно запомнить, связывая каждое с какой-нибудь яркой ассоциацией.

Заучивание

Многие считают данный способ элементарным и слишком простым, и совершенно зря. Это проверенный временем и подтверждённый многими специалистами способ развить одновременно и визуальную, и слуховую память. Причём начинать лучше с коротких, детских четверостиший, независимо от того, сколько вам лет. Затем перейти на лёгкие, но большие по объёму стихи. Чуть позже взяться за классику. На заключительном этапе нужно пробовать заучивать наизусть поэмы и прозу.

Чтение вслух

Неожиданный, но научно доказанный факт: чтение вслух гораздо лучше, чем чтение про себя, развивает не только зрительную и слуховую память, но ещё и попутно моторную и эмоциональную. Это выяснили учёные из Университета Уотерлу (Канада).

Перевёртыши

Методика максимально проста: читайте все встречающиеся слова задом наперёд. В скором времени вы сами удивитесь, насколько эффективен данный метод.

Картинки

Чтобы развить зрительную память, используйте как можно больше упражнений с иллюстрациями, начиная от серьёзного метода Айвазовского и заканчивая детскими играми «Найди 10 отличий». Что касается последней, сейчас появились достаточно сложные её вариации и для взрослых («Найди 50, 100… отличий»). Пример:

Игры со словами

Используйте любые игры со словами. Их выбор не ограничен: Города, Наборщик, Слово из слов, На одну и ту же букву, Балда, Быки и коровы, Крокодил, Say the Same Thing (Скажи одно и то же), Буриме, Рифмы, анаграммы, шарады, ребусы, кроссворды, сканворды и многие другие.

Устный счёт

Многие пренебрегают данным способом, как и заучиванием наизусть. И тоже совершенно зря. Чем больше примеров, задач и уравнений прорешивать в уме, тем совершеннее будут практически все когнитивные способности. Главное — не соблазниться калькулятором.

Взгляд в прошлое

В течение недели каждый день перед сном в деталях вспоминайте все события, которые сегодня произошли. Потом увеличьте обзор прошлого: вспоминайте 2-3 прошедших дня, затем неделю, месяц. Во-первых, увеличивается объём запоминаемой информации. Во-вторых, развивается образное мышление и стимулируется воображение.

Музыкальные упражнения

Нужно обязательно заниматься развитием музыкальной памяти. Согласно исследованиям, она включает в себя все остальные: двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую, логическую. Приёмы: запоминание ритмических зарисовок, танцевальных па, песен, мелодий, нот. Профессионалам можно посоветовать методику И. Гофмана, который предложил простейшую формулу запоминания любой музыки.

Гаджеты

Используйте свои телефоны и планшеты по максимуму. Ищите приложения, которые позволят вам развивать когнитивные способности во время дороги на работу, пока едете в общественном транспорте, или в обеденный перерыв.

Приложения для iOS:

  • Elevate — Brain Training (тренировка мозга);
  • Eidetic — Spaced Repetition (метод интервальных повторений);
  • IQ boost (головоломка для интеллекта);
  • Circles Memory Game (круги памяти).

Приложения для Android: Elevate — Brain Training, Lumosity, Memory.

Методы

Не менее эффективны известные авторские методы. В отличие от выше описанных способов, их разработали специалисты, но до методики (чётко организованной и оформленной системы) им далековато.

Таблица Шульте

Вальтер Шульте — немецкий психолог, психотерапевт, психиатр. Предложил хороший метод для тех, кто хочет развить зрительную память. Предлагается квадрат, разбитый на несколько ячеек, в каждой из которых написаны никак не связанные друг с другом цифры. В течение 30 с нужно внимательно изучать его, а затем воспроизвести. Рекомендуется начинать с 2х2, затем постепенно увеличивая количество отсеков. Пример:


Таблица Вальтера Шульте

Метод Айвазовского

И. К. Айвазовский — русский художник-маринист, обладал феноменальной фотографической памятью. Разработал собственный метод, как её совершенствовать. Согласно ему, нужно в течение нескольких минут внимательно рассматривать картину, а затем словесно или иллюстративно воспроизвести её. Повторять до тех пор, пока не запомнится каждая деталь. Развивает зрительную память и внимание.

Метод Цицерона

Цицерон — древнеримский философ. Предлагал представлять свой мозг в виде огромного помещения (библиотеки) со множеством комнат или полок. Нужно запоминать, какая информация где хранится.

Необычные способы

Есть оригинальные приёмы развития памяти, которые в отдельных случаях также позволяют достичь неплохих результатов.

Аромат розмарина

Занятия будут более успешными, если во время тренировок в помещении будет стоять запах розмарина. О том, что он положительно воздействует на работу гиппокампа, доказали исследования, которые проводились в Нортумбрийском университете Ньюкасл-апон-Тайн.

Медитация

Странный, но опять-таки доказанный научно метод. Его подтвердили исследования, которые проводились в Огайо и Калифорнии. Было выяснено, что медитация нормализует давление, поднимает настроение, избавляет от депрессии, учит концентрировать внимание и развивает кратковременную память. Чтобы добиться результатов, необходимо заниматься всего по 8 мин. в день.

Левша

Данный способ является одним из популярнейших упражнений нейробики. Его суть заключается в том, чтобы регулярно делать привычные бытовые действия другой, не ведущей рукой: есть, чистить зубы, рисовать, писать, расчёсываться.


Спорт

Оказывается, занятия спортом положительно влияют не только на здоровье и фигуру. Учёные из ванкуверского Института Здоровья (Канада) доказали, что силовые (не аэробные!) тренировки помогают развивать кратковременную память. Специалисты советуют при занятиях на тренажёрах или во время подъёма штанги повторять стихи наизусть — тогда эффект превзойдёт все ваши ожидания.

Эффект Моцарта

Многие знают, что классическая музыка способна улучшить интеллект. Однако Эмма Грэй, британский клинический психолог, провела собственные исследования и выяснила, что и поп-творчество, основанное на эмоциях, способствует быстрому запоминанию информации. В частности, она пишет о положительном воздействии на мозг песен Кэти Перри и Джастина Тимберлейка.

Бытовые способы

Специалисты утверждают, что вовсе не обязательно изучать основы нейробики или мнемотехники. Иногда достаточно в быту прилагать усилия и запоминать следующую информацию:

  • список продуктов, которые нужно купить в магазине;
  • список дел на сегодня;
  • сюжет просмотренного фильма, кто играл в главных ролях;
  • содержание прочитанной книги, имена главных героев;
  • имена и фамилии новых знакомых, воспитателей в детском саду, учителей в школе, своих начальников и подчинённых;
  • бренды и тренды вещей, которые вы носите или планируете приобрести;
  • номера автобусов, маршруток и другого общественного транспорта, которые вам нужны;
  • номера телефонов и даты рождения своих родных и близких.

Развить феноменальную память таким способом невозможно, однако эти маленькие шаги окажут неоценимую пользу в общей программе тренировок.

Препараты

Многие принимают таблетки для улучшения памяти, однако на это необходимо разрешение врача. Среди них самые популярные:

Недостатка в способах и методах нет. Так что здесь ведущую роль играет только желание и нацеленность на результат.

Отдельные рекомендации

Чтобы повысить эффективность тренировок, придерживайтесь следующих рекомендаций от нейробиологов:

  1. Осваивайте новые горизонты.
  2. Посещайте как можно больше новых мест: выставки, музеи, квесты, панорамы.
  3. Изучите и регулярно выполняйте одну из дыхательных гимнастик.
  4. Ежедневно давайте своему мозгу полноценный отдых на 15 мин. Приглушите свет, включите релакс-музыку и постарайтесь ни о чём не думать.
  5. Больше двигайтесь. Занимайтесь спортом. Гуляйте.
  6. Старайтесь чаще находиться на свежем воздухе. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
  7. Важную информацию, которая вам пригодится завтра, повторяйте перед сном.
  8. Отказывайтесь от списков (заучивайте информацию) и калькулятора (считайте в уме).
  9. Читайте книги, изучайте языки, учите наизусть стихи.
  10. Используйте онлайн-тренажёры: Wikium, Zanimatika, B-trainika, Supermozg, BrainApps.

Книги по развитию памяти

  1. Андреев О. А. Техника развития памяти. Самоучитель.
  2. Арден Д. Б. Развитие памяти для чайников.
  3. Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
  4. Бьюзен Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта.
  5. Грэйс Н. Как Помочь Себе Самому (КПСС). Приемы развития памяти, внимания и речи.
  6. Думчев А. Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти.
  7. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться.
  8. Наварро А. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  9. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приёмов.
  10. Хорошевский Н. И. Современные методы развития памяти и мышления.

Существует множество методик, как эффективно и быстро развить память, чтобы запоминать максимум информации и безошибочно воспроизводить её. Нужны лишь систематические занятия и чёткое следование цели. Поверьте: подобные тренировки не только в корне изменят качество жизни к лучшему, но и обезопасят вас в старости от множества проблем.

Читайте также: