Ворд не может быть признан защищаемым лицом

Обновлено: 06.07.2024

Понятие лица, защищаемого в оперативно-розыскной деятельности

Защита соответствующих субъектов от преступных посягательств — одна из главных определенных законом целей ОРД, ее предназначение.

Лицо, защищаемое в ОРД (защищаемое лицо), — это физическое либо юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем проведения ОРД в силу указания на то в законодательстве в области ОРД или обращения в ОРО с законным требованием о своей защите.

Основными признаками защищаемого лица являются следующие:

  • 1) физическое или юридическое лицо (организация либо индивидуальный предприниматель): а) любой человек, которому угрожает преступное посягательство (ст. 1 Закона об ОРД); б) только такое юридическое лицо, в отношении которого имеют место преступные посягательства на его законные интересы;
  • 2) наличие вероятной угрозы преступного посягательства на лицо или совершения в отношении него преступления;
  • 3) формальное признание лица защищаемым (вынесение постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица (п. 5

ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД) в рамках заведенного ДОУ), наделение его соответствующими правами и обязанностями.

Срок применения мер безопасности подлежит продлению каждые шесть месяцев. Из этого следует, что по истечении указанного срока постановление о применении мер безопасности и все документы, которыми оформляется материально-техническое (прежде всего финансовое) обеспечение данных мер, подлежит оформлению заново.

К защищаемым лицам относятся:

  • 1) лица, подлежащие государственной защите в силу указания на это в соответствующем федеральном законе:
    • а) объекты государственной охраны согласно Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (Президент РФ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с названным Законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ — ст. 6);
    • б) лица, подлежащие государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность; сотрудники федеральных ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД России, органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники Росгвардии, принимающие участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; военнослужащие Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом; военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники Следственного комитета РФ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Росфинмониторинга, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ; близкие лиц, перечисленных выше — ч. 1 ст. 2);
    • в) участники уголовного судопроизводства, подлежащие государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя; заявитель, очевидец или жертва преступления либо иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления до возбуждения уголовного дела — ч. 1—2 ст. 2);
    • г) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите, в соответствии с (лица, оказывающие содействие ОРО (п. 6 ст. 14 ч. 1 ст. 18 Закона об ОРД, и. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»); сотрудники ОРО (п. 6 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Закона об ОРД), сами ОРО (п. 5 ч. 2 ст. 7, ч. 10 ст. 8 Закона об ОРД); участники уголовного судопроизводства, члены их семей и близкие им лица (п. 6 ст. 14 Закона об ОРД));

    В 2008 г. в системе МВД России было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; в 2009 г. во всех субъектах РФ открыты Центры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Это согласуется с п. 30 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», в котором сказано, что полиции предоставлено право «применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц».

    ОРО (оперативные подразделения ОВД по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, или собственной безопасности) заводят ДОУ в связи с осуществлением государственной защиты лиц, в отношении которых имеется угроза совершения преступлений. Заведение его зависит от степени достоверности информации об угрозе; на практике чаще всего эго ситуация, когда угрожающее лицо известно. Сведения (силы, средства, источники, методы, планы и результаты ОРД) в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» составляют государственную тайну.

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
      • Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
      • Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
      • Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
      • Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
      • Статья 5. Правовая основа государственной защиты
      • Статья 6. Меры безопасности
      • Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
      • Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
      • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
      • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
      • Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
      • Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
      • Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
      • Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
      • Статья 15. Меры социальной поддержки
      • Статья 16. Основания применения мер безопасности
      • Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
      • Статья 18. Порядок применения мер безопасности
      • Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
      • Статья 20. Отмена мер безопасности
      • Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
      • Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
      • Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
      • Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
      • Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
      • Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
      • Статья 27. Ответственность защищаемого лица
      • Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
      • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
      "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

      С изменениями и дополнениями от:

      29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г., 1 июля 2021 г.

      Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

      Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения

      Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

      Президент Российской Федерации

      20 августа 2004 года

      Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

      Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.

      Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.

      Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.

      Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

      Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

      Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 25 августа 2004 г. N 155-156, в "Российской газете" от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

      Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

      Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

      Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

      Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

      Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

      Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

      При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

      Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

      Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан на основании сведений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Порядок передачи таких сведений определяется руководителем соответствующего государственного органа, в состав которого входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

      (часть шестая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 173-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

      (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по инвалидности.

      (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

      (см. текст в предыдущей редакции)

      При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.

      Понятие лица, защищаемого в ОРД. В ОРД под ним подразумевают физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в ОРО с законным требованием о своей защите. Это лицо является носителем «причинообразующего фактора», так как именно для защиты соответствующих субъектов от преступных посягательств предназначен данный вид юридической государственной деятельности. Иначе говоря, только необходимость защиты человека и общества от преступлений (прежде всего тех, которые совершают тайно, с различными ухищрениями) вызывает к жизни функционирование ОРД как специфического средства государства в лице уполномоченных на то ОРО.

      Основные признаки понятия защищаемого лица. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие признаки: это физическое или юридическое лицо; им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (см. ст. 1 ФЗ об ОРД) и которое обратилось в соответствующий ОРО; юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы; для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства; данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем, в отличие от оперативника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в ОРД основано на праве, а не на обязанности. Нормативное обоснование защиты соответствующих лиц посредством проведения ОРД. Защита физических и юридических лиц путем проведения ОРМ предусмотрена оперативно-розыскным законодательством и ведомственными нормативными актами ОРО.

      Основным законодательным актом в данном случае является ФЗ об ОРД. Законодатель обязал ОРО защищать от преступных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, общество и государство (ст. 1). Кроме того, в двух ФЗ (от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» специально предусмотрены правила защиты отдельных категорий лиц.

      Физические и юридические лица, защищаемые в ОРД- Для того чтобы признать кого-либо защищаемым лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Применительно к рассматриваемому случаю таким фактом выступают: а) наличие угрозы преступного посягательства на лицо (как физическое, так и юридическое) и его обращение в соответствующий ОРО с просьбой о защите; б) наличие прямого указания законодателя в ФЗ о необходимости защиты соответствующих категорий лиц. Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (см. ст. 1 ФЗ об ОРД). Это возможно и необходимо с учетом конституционного предписания о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства (ст. 2 Конституции).

      Вместе с тем особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

      а) так называемые объекты государственной охраны.

      Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент РФ, определенные Законом лица, замещающие государственные должности России, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории РФ (ст. 6);

      б) подлежащие государственной защите.

      Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ими являются:

      1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

      4) лица, производящие дознание;

      5) лица, осуществляющие ОРД;

      6) сотрудники ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение при говоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

      7) сотрудники органов ФСБ;

      8) сотрудники органов Госнаркоконтроля;

      9) судебные исполнители;

      10) работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

      11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

      12) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

      13) близкие лиц, перечисленных выше.

      Меры государственной защиты могут применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (ч. 2 ст. 1); в) подлежащие оперативно-розыскной защите.

      Основным юридическим лицом, которое подлежит этой защите, является Российская Федерация (Россия) — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В ФЗ об ОРД этот основной субъект представлен в виде российского государства и общества (см. ст. 1 ФЗ об ОРД). Кроме того, субъектами оперативно-розыскной защиты являются сами ОРО, их должностные лица (оперативники и др.), а также лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД, их родные и близкие.

      Этим субъектом может стать и любое другое юридическое лицо, законным интересам которого причинен или может быть причинен вред преступным посягательством (в ст. 1 ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрена защита прежде всего собственности этих лиц).

      Отличие лица, защищаемого в ОРД, от смежных объектов и субъектов защиты. Отличать его необходимо как от иных субъектов и объектов ОРД, так и от других лиц, обладающих аналогичным правовым статусом, но в иных видах юридической деятельности. В ОРД защищаемых лиц следует отличать от:

      а) иных субъектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут стать защищаемым лицом, не теряя своего юридического статуса (например, от лиц, объектов оперативной заинтересованности);

      б) тех субъектов, которые при определенных обстоятельствах могут получить статус защищаемого лица. Это относится и к оперативникам, и к конфидентам, и к судьям, и к прокурорам, и др.;

      в) защищаемых в этой деятельности интересов соответствующих субъектов и материализованных объектов. В соответствии с оперативно-розыскным законодательством подлежат защите: Государственная граница РФ (ст. 3 Закона о Государственной границе), собственность (ст. 1 ФЗ об ОРД), «охраняемые объекты». Так, здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны, считаются охраняемыми объектами согласно ст 1 Закона о государственной охране и др.

      Защищая эти интересы (блага) и объекты (вещи материального мира и др.) посредством использования оперативно-розыскных возможностей, тем самым защищают права собственников указанных объектов (России — в случае защиты ее Государственной границы, конкретного владельца — при защите собственности и т.п.). Однако у самого объекта защиты ни прав, ни обязанностей в отличие от защищаемого субъекта возникнуть не может в силу того, что он не обладает соответствующим юридическим статусом.

      В иных сферах деятельности, кроме ОРД, в частности КРД, также известны субъекты защиты. Однако юридическая характеристика лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, отличается от характеристики субъектов, защищаемых в КРД. Если первые являются субъектами ОРД в связи с наделением их законодателем соответствующими полномочиями, то вторые ее субъектами, как правило, не выступают. Кроме того, защищаемые в ОРД лица подлежат защите исключительно от преступных посягательств, а в КРД — от любого посягательства, угрожающего интересам защищаемого субъекта (например, подлежат защите все жизненно важные интересы государства). Известны аналогичные субъекты и в уголовном судопроизводстве Лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите, прежде всего необходимо отличать от двух участников уголовного судопроизводства потерпевшего и гражданского истца. Потерпевший в уголовном судопроизводстве — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральные вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст 42 УПК)

      Гражданский истец в уголовном судопроизводстве — физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст 44 УПК). Как потерпевший, так и гражданский истец являются субъектами хотя и смежного с ОРД, но иного вида юридической государственной деятельности — уголовного судопроизводства, а потому их юридический статус отличен от юридического статуса защищаемого лица, права и обязанности их не тождественны.

      Основное отличие заключается, например, в том, что потерпевший и гражданский истец могут стать субъектами уголовного судопроизводства только в случае, когда преступление уже совершено (на любой из его стадий - оконченного или неоконченного) и, следовательно, вред причинен. В ОРД защищаемое лицо может стать таковым еще на «допреступной» стадии, т.е. только при наличии угрозы преступного посягательства (например, в случае обнаружения так называемого голого умысла). Вместе с тем некоторые потерпевшие (как субъекты уголовного судопроизводства) одновременно могут стать и лицами, защищаемыми в ОРД (это предусмотрено ст. 1 и 2 Закона о государственной защите) В этом случае на них распространяются соответствующие требования, предъявляемые к защищаемому лицу.

      Основная градация лиц, подлежащих оперативно-розыскной защите. Лиц, защищаемых в ОРД, можно классифицировать на две группы (вида).

      В ряде законодательных актов, начиная с ФЗ об ОРД, непосредственно содержатся положения, предписывающие защиту соответствующих субъектов. К ним относятся лица, так называемые объекты государственной охраны, лица, подлежащие государственной защите, и лица, подлежащие оперативно-розыскной защите.

      Вторую группу составляют лица, права, свободы и законные интересы которых подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу обращения их в ОРО с законным требованием о своей защите. Так, в ФЗ об ОРД предусмотрено, что в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов (ч. 4 ст. 8).

      Дополнительная градация лиц, нуждающихся в оперативно-розыскной защите. С учетом различных критериев выделяют несколько категорий этих лиц. Во-первых, всех их делят на физических и юридических лиц.

      Во-вторых, в зависимости от характера принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

      а) государственной охране;

      б) государственной защите;

      в) защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей (оперативно-розыскной защите).

      В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства. Можно предложить следующую классификацию (от минимальной степени реализации угрозы до максимальной):

      а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства. В данном случае всегда подлежит защите Россия так как любая угроза жизненно важным интересам страны (в уголовно-правовом аспекте), какой бы она ни воспринималась маловероятной, должна своевременно предупреждаться. Что касается человек как субъекта защиты, то он подлежит ей не во всех потенциально возможных случаях совершения преступления (таковых не может быть без совершения общественно опасного деяния на той или иной стадии развития), а только в ситуации оперативного обнаружения так называемого голого умысла на совершение преступления (защита данной категории лиц типична для стадии оперативно-розыскного поиска и проверки);

      б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). В данной ситуации должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем это посягательство должно быть общественно опасным, иметься в наличии и быть реальным (действительным).

      Защита этой категории лиц характерна для стадии оперативно-розыскной разработки;

      в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Например, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся. В данном случае возникнет необходимость розыска лица, совершившего преступление.


      Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

      Читайте также: