Все программы и данные необходимые для работы компьютера помещаются в

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, расширить словарный запас.

Развивающие: развитие познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения конспектировать.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

    ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;
  • отработать навыки грамотного написания предметных слов.

Тип урока: комбинированный.

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), кроссворд (MS Excel), тест (Internet Explorer).
  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала (20 мин).

Урок сопровождается презентацией.

Учитель. Ребята, отгадайте такую загадку:

Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!

Правильно, это компьютер!

Компьютер….. Это слово знают все, даже те ребята, которые не знакомы с таким предметом, как информатика.

Скажем просто: "Компьютер - это машина". Но машины бывают разные: механические, электрические, а бывают - электронные. Как устроены механические и электрические машины, мы немного представляем. Теперь наша задача - изучить устройство компьютера и принцип его работы.

Посмотрим внимательно, какое множество устройств скрывается под общим словом - "КОМПЬЮТЕР".

Вы, наверное, видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты, струнные и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение. Для того чтобы все инструменты звучали вместе, а не каждый сам по себе, оркестром управляет дирижер.

Компьютер чем-то похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации (или сигналов).

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, и каждый вид надо суметь принять, сохранить, обработать и выдать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

У разных компьютеров могут быть разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними. В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптический дисках и некоторые другие устройства.

Центральный процессор можно назвать королем системного блока. А какие функции у хорошего короля, который заботиться о своем государстве? Запишем эти функции в тетрадь: УПРАВЛЯТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Я мудрее всех на свете,
Знают это даже дети.
Без моих советов важных
И решений, столь отважных,
Так скажу я вам, друзья,
Обойтись никак нельзя.
Всем я очень помогаю,
Весь контроль осуществляю,
Слово с делом совмещаю
И разумно управляю.

Располагается процессор на материнской плате. Почему такое странное название? Давайте подумаем, какая основная функция мамы в семье? Вести хозяйство. Именно поэтому эта плата называется материнской. Она обеспечивает связь между устройствами. Основные блоки: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.

Память компьютера, также как и память человека предназначена для хранения информации. Человек запоминает любимые стихи, тропинку по которой быстрее всего добраться до дома, правила умножения столбиком, способ изготовления самолетика из листа бумаги и многое другое. Всё это хранит его память, но те же сведения могут храниться и в памяти компьютера. Память служит для хранения информации. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства.

Магнитные диски – это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока.

Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран. Он отдаленно напоминает бытовой телевизор.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Будь предельно осторожен,
Ведь со мной работать сложно.
Нужно навыки иметь
Чтобы мною овладеть
Сколько символов и букв
Убегает из под рук,
Лишь легонько прикоснешься,
Посмотри на монитор,
Хоть на букву ошибешься
И прервется разговор.

Мышь представляет собой манипулятор для управления программами, внешне похожий на мышку. Она резко облегчает процесс управления. Левая клавиша мыши — основная, ей управляют компьютером. Она играет роль клавиши Enter. Функции правой клавиши зависят от программы. Часто она играет роль клавиши Esc. Если пользователь "левша", то можно в ряде программ поменять клавиши местами. Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Объяснение нового материала (продолжение).

Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.

Рассмотрим некоторые из них:

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.

Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей и пр.) используются специальные устройства вывода — плоттеры.

Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.

Сканеры бывают двух типов: ручные и планшетные.

Акустические колонки предназначены для вывода звуковой информации.

Для управления компьютером во время игры нужен джойстик.

Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

3. Закрепление пройденного материала (15 мин)

клавеотура (клавиатура)

паметь (память)

працесор (процессор)

манетор (монитор)

вод (ввод)

хронение (хранение)

оброботка (обработка)

вываод (вывод)

Кроссворд. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит компьютер. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. (К интерактивной доске выходит один учащийся и вставляет буквы, остальные учащиеся ему помогают).

Тестирование. А теперь мы с вами поработаем с тестом на компьютере и проверим, как Вы усвоили изученный материал. (При открытии Internet Explorer в всплывающем окне выбрать правой кнопкой мыши: Разрешить заблокированное содержимое.)

1. Что такое информация?
А) Это то, что человек слышит на уроке.
Б) Это то, что человек пишет.
В) Сведения об окружающем нас мире.
Г) Наука о компьютерах.

2. Что такое клавиатура?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для хранения информации.
В) Устройство для обработки информации.
Г) Устройство для ввода информации.

3. Что такое процессор?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для обработки информации.
В) Устройство для ввода информации.
Г) Устройство для хранения информации.

4. Что такое программное обеспечение компьютера?
А) Устройства для обработки информации.
Б) Совокупность всех устройств компьютера.
В) Устройства для ввода и вывода информации.
Г) Совокупность всех программ компьютера.

5. Какие устройства используются для вывода информации?
А) Принтер, процессор, колонки.
Б) Клавиатура, монитор, принтер.
В) Монитор, принтер, колонки.
Г) Монитор, процессор, принтер.

6. Какие группы клавиш существуют?
А) Функциональные, символьные, курсорные, специальные, дополнительные.
Б) Верхние, средние, нижние, дополнительные.
В) Буквенные, цифровые, дополнительные.
Г) Русские, английские, служебные.

7. Что такое Рабочий стол?
А) Картинка на экране.
Б) Значки на экране монитора.
В) Рабочий экран системы Windows.
Г) Папки, файлы и документы.

8. Что такое окно?
А) Программа, в которой работает человек.
Б) Картинка на экране монитора.
В) Значок на экране монитора.
Г) Область экрана, в которой происходит работа с программой.

ТЕСТ «Информация вокруг нас»

Учащимся предлагается выбрать один правильный ответ, либо найти соответствие. Тест рассчитан на 40минут (1 урок)

Критерии оценки тестирования:

Вопрос 10 на соответствие – правильные ответы одним цветом

1. Дайте самый полный ответ. Информация это…

а) то, что передают по телевизору в выпусках новостей;

б) сведения об окружающем нас мире

в) то, что печатают в газетах

г) то, что печатают в газете

2. Дайте самый полный ответ. Информатика это…

а) умение обращаться с компьютером

б) наука об информации и способах ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера

в) умение составлять компьютерные программы

3. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации

4. Действия человека с информацией, укажите лишнее:

а) чтение газеты

в) решение примера по математике

г) приготовление обеда

5. С помощью рисунков или значков применяют следующий способ кодирования информации:

6. С помощью чисел применяют следующий способ кодирования информации:

7. С помощью символов алфавита применяют следующий способ кодирования информации:

8. Наглядные формы представления информации, укажите лишнее:

9. Каждому виду информации, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие с его описанием, приведенное в правой колонке (соедините стрелками)

Вид информации

Форма представления

Количественные характеристики объектов окружающего мира - возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископаемых, площади лесов и т.д.

Видеоинформация

Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков

Звуковая информация

Рисунки, картинки, чертежи, схемы, карты, фотографии

Числовая информация

Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин

Предлагаемые тесты можно использовать для контроля обучающихся по различным темам и на различных этапах урока.

ВложениеРазмер
testy.doc 190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Устройство компьютера»

1. Для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера служит…

А) Память Б) Процессор

С) Монитор Д) Принтер

2. Для ввода текстовой информации в компьютер служит …

А) Мышь Б) Принтер С) Процессор Д) Клавиатура

3. Для ввода звуковой информации в компьютер служит …

А) Микрофон Б) Мышь С) Принтер Д) Колонки

4. Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в …

А) ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) Б) Процессор

С) ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) Д) Монитор

5. Для вывода информации на бумагу служит …

А) Сканер Б) Принтер С) Монитор Д) Процессор

6. Какое из перечисленных ниже устройств используется для хранения данных в компьютере?

А) Жесткий диск Б) Сканер С) Процессор Д) Дисковод

7. Отметьте «лишнее»

А) Лазерный диск Б) Жесткий диск С) Дискета Д) Принтер

8. Закончите ряд МОНИТОР, ПРИНТЕР, ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ
одним из слов из ниже указанных (по смыслу)

А) Клавиатура Б) Мышь С) Колонки Д) Системный блок

9. Оперативная память (ОЗУ) находится …

А) на дискетах Б) на жестких дисках С) в микросхемах Д) на лазерных дисках

1. Для хранения данных в компьютере служит …

А) Процессор Б) Память С) Дисковод Д) Монитор

2. Для ввода графической информации (рисунков, чертежей и т. д. ) с бумажного листа служит …

А) Сканер Б) Принтер С) Монитор Д) Клавиатура

3. Какое из перечисленных ниже устройств является устройством вывода компьютера?

А) Сканер Б) Клавиатура С) Мышь Д) Принтер

4. После отключения питания компьютера теряется вся информация,
которая находилась …

А) на жестком диске Б) в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство)

С) на гибком диске (дискете) Д) в ОЗУ (оперативное запоминающее устройство)

5. Для вывода звуковой информации служит …

А) Монитор Б) Сканер С) Микрофон Д) Колонки

6. Какое из устройств компьютера не входит в состав системного блока?

А) Процессор Б) Дисковод С) ОЗУ Д) Принтер

7 . Отметьте лишнее

А) Сканер Б) Мышь С) Клавиатура Д) Процессор

8. Закончите ряд МИКРОФОН, СКАНЕР, МЫШЬ
одним из слов из ниже указанных (по смыслу)

А) Клавиатура Б) Системный блок С) Наушники Д) Монитор

9. У какого из современных носителей информации наибольшая емкость?

А) Жесткий диск Б) Гибкий диск (дискета)

С) Лазерный (оптический) диск CD-R Д) Флеш-накопитель (флешка)

Тест по теме «Информация вокруг нас»

1. Дайте самый полный ответ.

А) сведения об окружающем нас мире
Б) то, что передают по телевизору в выпусках новостей
С) прогноз погоды
Д) то, что печатают в газете

2. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?
А) числовая Б) текстовая

С) графическая Д) аудио (звуковая)

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры .

А) числовой информации

Б) текстовой информации

С) графической информации

Д)звуковой информации
Е) видеоинформации

4. Все, что мы слышим, — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин — относится к .

А) числовой информации

Б) текстовой информации
С) графической информации

Д) звуковой информации
Е) видеоинформации

5. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

1. Дайте самый полный ответ.

Информатика — это .
А) умение обращаться с компьютером
Б) наука об информации и способах ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера
С) умение составлять компьютерные программы

2. Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется…
А) файл Б) данные

С) программа Д) память

3. Количественные характеристики объектов окружающего мира — возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископаемых, площади лесов и т. д. — представляют в форме .

А) числовой информации

Б) текстовой информации
С) графической информации

Д) звуковой информации
Е) видеоинформации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к .

А) числовой информации

Б) текстовой информации
С) графической информации

Д) звуковой информации
Е) видеоинформации

5. С помощью какого органа чувств человек получает осязательную информацию?

Ответы: 1а, 2д, 3с, 4д, 5а 1б, 2б, 3а, 4б, 5с

1. Что такое информация?
А) Это то, что человек слышит на уроке.
Б) Это то, что человек пишет.
В) Сведения об окружающем нас мире.
Г) Наука о компьютерах.

2. Что такое клавиатура?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для хранения информации.
В) Устройство для обработки информации.
Г) Устройство для ввода информации.

3. Что такое процессор?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для обработки информации.
В) Устройство для ввода информации.
Г) Устройство для хранения информации.

4. Что такое программное обеспечение компьютера?
А) Устройства для обработки информации.
Б) Совокупность всех устройств компьютера.
В) Устройства для ввода и вывода информации.
Г) Совокупность всех программ компьютера.

5. Какие устройства используются для вывода информации?
А) Принтер, процессор, колонки.
Б) Клавиатура, монитор, принтер.
В) Монитор, принтер, колонки.
Г) Монитор, процессор, принтер.

6. Какие группы клавиш существуют?
А) Функциональные, символьные, курсорные, специальные, дополнительные.
Б) Верхние, средние, нижние, дополнительные.
В) Буквенные, цифровые, дополнительные.
Г) Русские, английские, служебные.

7. Что такое Рабочий стол?
А) Картинка на экране.
Б) Значки на экране монитора.
В) Рабочий экран системы Windows.
Г) Папки, файлы и документы.

8. Что такое окно?
А) Программа, в которой работает человек.
Б) Картинка на экране монитора.
В) Значок на экране монитора.
Г) Область экрана, в которой происходит работа с программой.

ТЕСТ «Информация вокруг нас»

Учащимся предлагается выбрать один правильный ответ, либо найти соответствие. Тест рассчитан на 40минут (1 урок)

Критерии оценки тестирования:

Вопрос 10 на соответствие – правильные ответы одним цветом

1. Дайте самый полный ответ. Информация это…

а) то, что передают по телевизору в выпусках новостей;

б) сведения об окружающем нас мире

в) то, что печатают в газетах

г) то, что печатают в газете

2. Дайте самый полный ответ. Информатика это…

а) умение обращаться с компьютером

б) наука об информации и способах ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера

в) умение составлять компьютерные программы

3. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации

4. Действия человека с информацией, укажите лишнее:

а) чтение газеты

в) решение примера по математике

г) приготовление обеда

5. С помощью рисунков или значков применяют следующий способ кодирования информации:

6. С помощью чисел применяют следующий способ кодирования информации:

7. С помощью символов алфавита применяют следующий способ кодирования информации:

8. Наглядные формы представления информации, укажите лишнее:

9 . Каждому виду информации, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие с его описанием, приведенное в правой колонке (соедините стрелками)

Количественные характеристики объектов окружающего мира - возраст, вес, рост человека, численность населения, запасы полезных ископаемых, площади лесов и т.д.

Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков

Рисунки, картинки, чертежи, схемы, карты, фотографии

Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин

Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и др.

Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.

Память компьютера служит для хранения данных. Есть два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства, их реализующие, называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции и правила, которые определяют порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Вся информация, необходимая для работы компьютера, помещается в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация хранится в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, компакт-диски, флеш-накопители. Различают гибкие и жесткие магнитные диски. Гибкий магнитный диск - дискета - имеет небольшую емкость и в наше время используется очень редко, чаще всего для того, чтобы перенести информацию с одного компьютера на другой. Жесткий диск встроен внутрь системного блока. Он имеет большую емкость, на нем храниться почти вся основная информация, к которой требуется постоянный доступ. Для хранения не часто используемой информации используют компакт-диски (их называют лазерными или оптическими). Это емкие и надежные носители данных. В последнее время очень часто используют такие носители информации как флеш-накопители (микросхемы памяти). Их емкость в несколько раз больше, чем у компакт-дисков.

Рассмотрим все устройства компьютера:

Устройства компьютера можно разделить условно на две части: основные и дополнительные.

К основным можно отнести: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

К дополнительным: джойстик, акустические колонки, веб-камера, микрофон, гарнитура, принтер, сканер, графический планшет и т.д.

(Во время просмотра презентации можно кратко рассказать о каждом устройстве, его функция и целях.)

Все устройства, которые мы рассмотрели называют аппаратным обеспечением компьютера. В аппаратном обеспечении различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Устройства ввода информации - это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др.

Устройство обработки информации - процессор.

Устройства хранения информации - это оперативная память, жесткие диски, компакт-диски, флеш-накопители.

Читайте также: