Втулка на драйвере это

Обновлено: 07.07.2024

Ни для кого не секрет, что сегодня цена на бредовые BMX втулки довольно высока. Так стоят ли они своих денег или можно сэкономить, купив бюджетный аналог? Разберем этот вопрос на примере задних кассетных втулок для BMX.

Втулка - центральный вращающийся элемент колеса, от которого зависит сколь легко и долго крутится колесо велосипеда. Любая втулка конструктивно состоит из корпуса, фланцев, оси и подшипников. У всех классических задних BMX втулок ширина 110мм. Подробнее разберемся в элементах втулок и их отличиях друг от друга.

Корпус втулки - то, что непосредственно связывает все части втулки воедино. Основное требование к корпусу — большАя жёсткость, поскольку он испытывает нагрузку от приземлений и вращений. Задняя втулка еще и испытывает нагрузку скручиванием от трансмиссии. В подавляющем большинстве случаев, корпус бредовых втулки изготавливается из алюминия, но иногда, используют и титан. Он легче, но существенно дороже алюминия. В бюджетных No-Name втулках можно встретить стальной корпус , который значительно увеличивает вес. В редких дешевых втулках встречается 2-ух или 3-ех составной корпус. Такое решение делает втулку непригодной для больших нагрузок.

Фланцы втулки - выступы с отверстиями на корпусе втулки, к которым крепятся спицы. Размер фланцев относительно небольшой, но при этом они подвергаются колоссальной нагрузке. Чтобы увеличить надежность, производители брендовых втулок используют разные решения - смещения фланцев под углом, относительно корпуса, разные размеры правого и левого фланца на задней втулке, flang-less дизайн (спицы крепятся напрямую в корпус втулки, что помимо стиля, дополнительно защищает их от гриндов) и пр. - все для того, чтобы дополнительно повысить надежность и придать интересный дизайн втулкам. В большинстве No-Name втулок производители оставляют высокие фланцы, что влечет за собой их быструю деформацию или поломку при торсионных нагрузках.

Ось втулки - то на чем, благодаря подшипникам, крутится корпус втулки, а вместе с ним и колесо. Несмотря на простоту функционала, у осей есть и свои отличия:

Тип оси и ее крепления в дропаутах:

Цельная ось на гайках - классический простой вариант: цельная ось с внешней резьбой прикручивается с двух сторон гайками (как правило, под 17мм головку). Иногда такая ось делается полой для уменьшения ее веса. Диаметр задних цельных осей - 14 мм. У такой системы высокая прочность и надежность, и встречается она на втулках широкого ценового диапазона. Производители No-Name в 90% случаев устанавливают цельную ось, ради экономии. Это не плохо, но увеличивает итоговый вес втулки.

+ Простота крепления и используемых инструментов;
+ Высокая надежность;
+ Удобство использования с пегами;
- Большой вес;
- Поломка оси - большая проблема;

Shadow Symbol

Полая ось на болтах - в этом случае ось находится внутри втулки и в нее вкручиваются болты. Эта система практически не используется в No-Name втулках из-за повышения стоимости.

Задние втулки под 10мм болт:

· 14мм кончики оси заходят в дропауты рамы, а 10мм болты фиксируют втулку;

· 14мм ось не выступает за габариты конусов втулки. Болты крепятся в дропаутах через проставочные кольца с внешним диаметром 14мм. Эти проставочные кольца обычно идут в комплекте со втулкой;

Задние втулки под 14мм болты:

Обычно с внутренней осью диаметра 17мм, которая не выступает за грани конусов. Из-за большого диаметра оси, у таких втулок серьезный запас прочности.

+ Меньший вес, чем у втулок с цельной осью;
+ Вся нагрузка приходится на болты, при поломке, нужно менять только их;
+ Могут быть прочнее за счет увеличенного диаметра внутренней оси
- Нужно проверять совместимость с пегами: болты с мелкой шляпкой под шестигранник подразумевают катание без пег, болты со шляпкой под 17мм головку подходят для катания с пегами.
- Большая стоимость;

Eclat Pulse

Материал оси

· Сталь - наиболее часто используемый для осей втулок материал. Как правило, используется хромомолибденовый сплав (Cr-Mo), ввиду его высокой прочности и сравнительно небольшого веса. В целях экономии, при изготовлении большинства No-Name втулок используются оси из обычной, нелегированной стали (Hi-Ten), что увеличивает вероятность деформации или поломки.

· Титан - очень дорогой, поэтому весьма редко применяемый материал. Существенно легче стали, с сопоставимыми прочностными характеристиками. Любители лайта нередко используют титановые болты;

· Алюминий - легче стали, но мягче. Применяется гораздо реже стальных осей.

Подшипники - именно благодаря им колесо велосипеда крутится, а не стоит на месте. Как правило, во втулке заднего колеса располагается от четырех подшипников. Принципиально, подшипники делятся на насыпные, промышленные (закрытые) и полимерные подшипники скольжения.

· Насыпные подшипники (конус-чашка) — просто набор шариков, катящихся по чашке, которая может быть запрессованной во внутреннюю поверхность корпуса детали или съемной. Шарики прижимает к чашке конусная гайка, от которой и произошло одно из названий.

+ Дешевизна;
+ Возможность переборки и регулировки в процессе износа;
- Необходимость более тщательного ухода;
- Меньшая грязе- и влагозащищенность

Устройство BMX втулки. Брендовые или дешёвый No-Name аналог?, изображение №3

· Промышленный подшипник — это неразборный узел из двух колец, между которыми катятся шарики. Промподшипник запрессовывается в свое посадочное место и может быть заменен при необходимости. Используется на большинстве втулок среднего и высокого ценового диапазона, но класс точности самих подшипников может отличаться. В No-Name втулках , в большинстве случаев , используют дешевые промы ,а в брендовых - долговечные японские подшипники с лучшим накатом

+ Не требуется регулировка;
+ Большая защита от окружающей среды;
- Большая, по сравнению с насыпными подшипниками, стоимость;
- В случае дефекта меняется весь подшипник;

Устройство BMX втулки. Брендовые или дешёвый No-Name аналог?, изображение №4

· Полимерный подшипник скольжения - вращение в таком подшипнике происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Если грубо - вытащите из подшипника качения шарики и замените металл пластиком - получите подшипник скольжения. Чаще всего ставятся в драйверах, где минимизация размера подшипника не столь важна.

+ Переносят значительные ударные и вибрационные нагрузки;
+ Надежны в работе;
- Дороже в изготовлении;
- Ниже КПД, чем у подшипников качения;

Оба вида шариковых подшипников могут оснащаться сепаратором, который создаёт определённый интервал между шариками и удерживает их от высыпания.

Устройство BMX втулки. Брендовые или дешёвый No-Name аналог?, изображение №5

Драйвер и его система зацепа. Втулки под драйвер - самая распространенная система, где собачки расположены внутри корпуса втулки.

Драйвер BMX втулки

· Зацепы в корпусе - собачки и пружинка расположены на драйвере. Втулки делают с 6, 4 и 3 собачками, а также с разными системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки индивидуальная пружина для бОльшей надежности. Самый бюджетный и менее надёжный вариант – 3 собачки на одной пружине. Он встречается на большинстве комплитов и No-Name втулок.

Кассетные втулки выпускаются с драйвером в стандартном положении справа (RHD) и, для любителей гриндить на правой стороне, с драйвером слева (LHD).
Кроме этого, выпускаются втулки с системой SDS (switch drive side), которые превращают втулку из RHD в LHD и обратно сменой положения собачек в драйвере;

Зацепы в корпусе

· Зацепы на драйвере (Q-lite втулки) - собачки и пружинки расположены в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс в установке большего подшипника в драйвере - чем больше подшипник, тем надежнее работа. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.

Зацепы на драйвере

Заключение

Хотите надёжную и лёгкую втулку , которая будет долго служить? Ваш выбор — втулка от проверенных BMX-брендов. Да, она стоит дороже чем китайский аналог, но не подведет в нужный момент и позволит избежать травм связанных с внезапной поломкой. При должном уходе срок службы таких втулок просто огромный.

Устройство BMX втулки. Брендовые или дешёвый No-Name аналог?, изображение №9

Хотите сэкономить , но все же купить годную втулку? Тогда вам стоит более внимательно подойти к покупке. Изучите технические характеристики , материалы и компоненты втулки которую приглядели. Среди бюджетных аналогов встречаются качественные экземпляры. Да, они весят больше брендовых , собраны на бюджетных промах и осях, но имеют необходимый запас прочности. Среди таких можно выделить Q-Lite и Chosen. А вот небольшой список втулок от покупки которых советуем воздержаться:

Никита Котов

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на передние втулки — «хабгарды»(англ. Hubguard, hub — втулка, guard — защита) , а хабгард надеваемый на заднюю втулку со стороны цепи называется «коггардом». Они предотвращают стирание втулки и спиц во время скольжения на пегах.
Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 (иногда 32) спиц, всё реже — на 48.
Задняя втулка
Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия[2], но может выполнятся и из титана. Задние втулки имеют ось 14 и 10 мм, и могут держатся на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ. Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:
Фривильная
(англ. FreeWheel, Free - свободный, Wheel - колесо)
Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев.
Кассетная
У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ. Driver - ведущий шкив) — звездочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделаются на два типа:
С зубчаткой в корпусе в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
С зубчаткой на драйвере(так же называется Q-lite) в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
Фрикостер
В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.
вот сома втулка

Велосипеды BMX предназначены для экстремального катания и велокросса. Поэтому к таким устройствам предъявляют повышенные требования в плане жёсткости и прочности конструкции. Одним из её элементов является втулка – деталь, посредством которой колесо крепят к вилке таким образом, чтобы оно могло вращаться.

Расскажем о видах таких втулок, их особенностях и использовании.

Передняя и задняя втулки BMX

Все кроссовые велосипеды имеют два колеса и, следовательно, две оси вращения. Поэтому есть втулки для переднего и заднего колеса.

Корпуса передних производят, как правило, из алюминия. Ось такого изделия может иметь длину 10 или 14 мм. Для обеспечения её вращения устанавливают подшипники промышленного производства. Популярностью пользуются модели, которые имеют отверстия с резьбой для ввинчивания в них болтов крепления к вилке.

Такие втулки рассчитаны на 36 или 48 спиц.

Задние втулки для BMX изготавливают из алюминиевого или титанового сплава. К раме их крепят гайками или болтами. При этом ось изделия может иметь длину 10, 14 мм или 3/8 дюйма. Ещё они бывают левосторонними, правосторонними.

Некоторые втулки обеспечивают движение велосипеда вперёд и назад, причём не всегда для этого нужно крутить педали.

Усилие с цепи на втулку передаётся посредством одного из трёх механизмов:

  • фривильного или трещоточного. Фривил навинчивают на корпус изделия. Внутри него есть специальные собачки и зацепы храпового узла, обеспечивающего нужное вращение;
  • кассетные, оснащённые драйверами (это звёздочки с храповиками), посредством которых осуществляется передача вращательного момента на колесо;
  • фрикостерные. У них вместо собачек на драйвере есть крупная резьба и гайка. Её перемещения по резьбе позволяют двигаться велосипеду вперёд или назад.

Некоторые модели для передней оси

Расскажем о некоторых моделях втулок, которые сейчас наиболее популярны.

  • Karma FREEMANSOR. Это лёгкий и технологичный фрикостер в основе работы которого заложена система KHE. Внутри детали пружина и клатч, переработанные полностью. Весь механизм облегчён до 650 грамм, что на 100 грамм ниже, чем у большинства других аналогов.
  • Fiend Cab – без фланцевая втулка в корпусе из алюминия и хромолевой полой осью. Наличие нейлоновых хабгардов (это защитное устройство втулки) позволяет долго эксплуатировать механизм без ущерба для него.
  • Eclat Cortex – изделие с хромомолибденовой осью, для крепления которой используют болты длиной 35 мм. У этого элемента есть два промышленных подшипника, а на оси - внутренний разъём под шестигранник. С его помощью удобно проводить обслуживание узла.

Задние втулки

Среди любителей активной езды на велосипеде популярны некоторые модели задних втулок. Например, Eclat Seismic собрана на основе механизма Toothed Coupling System, но без привычных собачек и зубчатки. Тут использована хромолевая ось на 14 мм и 9t драйвер. Это позволило продлить срок службы втулки за счёт использования внутри двух подпружиненных зубчаток с точками зацепа по всему кругу.

Eclat Cortex – втулка кассетного вида на 36 спиц с закалённой осью. Модель комплектуется хабгардами, которые добавляют уверенности во время прохождения по трассе.

Относительно тяжёлое изделие Eclat Cortex Freecoaster (671 грамм) получило хромомолибденовую ось и стекловолоконные хабгарды Viper. Разработчики утверждают, что устранили все недостатки предыдущей модели.

BSD West Coaster v2 - втулка с новыми большими подшипниками и стопорным кольцом в клатче. Это позволило уменьшить число посторонних звуков и увеличить прочность конструкции.

Где купить BMX втулку?

Компания осуществляет розничную и оптовую торговлю. Ответы на все интересующие потребителей вопросы можно найти в её аккаунтах, которые есть во всех популярных социальных сетях.


↑ Мастерская Всё что вам нужно знать о кассетных втулках.

Для начала надо просто знать, что кассетной втулкой в ВМХ принято называть заднюю втулку со встроенной трещоткой.

На данный момент их развелось просто нереальное количество. Все они внешне очень похожи, но цена их может меняться от 80$ до 300$!
Итак, для начала, необходимо, я думаю, познакомиться с внутренним миром этих втулок.

(Для простоты сразу условимся, что будем рассматривать втулку с правосторонней звездой.)

в состав втулки всегда входят:

корпус с намертво вкрученной в него зубчатой поверхностью(втулка может жить до тех пор пока не сносится это самое зубчатое кольцо)

подшипники… от 4 до 7 (не правда ли большой разброс)

2 обычные гайки

2 гайки фиксирующие подшипники с внешней стороны

2 шайбы(из можно выкинут.. -5грамм..)

ДРАЙВЕР с собачками и пружинками. Самая сложная и важная часть втулки.

Драйвер это такая железка, с одной стороны которой есть звездочка, на которую надевается цепь, а на противоположной стороне располагаются собачки и пружинки. Драйвер бывает одноэлементный(звёздочка не снимается) и двухэлементный(звёздочку можно снять). Частенько бывает так, что звёзды на двухэлементных драйверах в процессе работы ломаются… что, в общем, вполне нормально. Какой драйвер лучше… не ясно… т.к. поменять проточенную звезду на новую гораздо дешевле, чем драйвер.

Основной критерий качества работы втулки как раз определяет драйвер.

На данный момент существует два принципиально различных по принципу работы драйверов. (как собственно и трещоток)

Собачки (их, как правило 4) с внешней стороны обжимаются кольцевыми пружинками (1 в старых версиях или 2 в самых новых)

на этом рисунке показаны драйверы с кольцевыми пружинками. С 1ой и 2мя соответственно. Стрелками указаны собачки.

Каждая собачка(их, как правило 4) имеет индивидуальную плоскую пружинку расположенную под собачкой .

На этом рисунке КРАСНЫМИ стрелками отмечены собачки, а БЕРЮЗОВЫМИ-пружинки.

Первый способ строения более дёшёвый в изготовлении. Основным его недостатком является то, что спустя примерно пол года АКТИВНОГО катания прорези в собачках начинают протираться и собачки начинают ЗАЛИПАТЬ. В особенности это касается втулок с одной обжимающей пружинкой. Из-за залипания собачек могут происходить всякие неприятные вещи…

В прочем новый комплект собачек и пружинок стоит не очень дорого, однако его ещё надо найти. Возможно, что придётся купить целый драйвер(что куда дороже), ради собачек и пружинки.

Второй тип более дорогой и редкий в силу того, что драйвер надо довольно сложно фрезеровать. Основным преимуществом того, что каждая собачка имеет индивидуальную пружину является то, что эта система работает гораздо надёжнее. Залипание тут возможно только в случае крайнего износа.

Тут хочется заметить, что в настоящее время использование драйвера со звездой на 12 и больше экономически не оправдано. Основной смысл тут сделать заднюю звёздочку как можно меньше (переднюю соответственно тоже надо поменять на более маленькую), при таком подходе передаточное отношение должно сохраниться, а длина цепи и размер передней звезды значительно уменьшится. За счёт этого вы выиграете в весе.

Драйверы изготавливаются, как правило, из стали или титана. Однако в последнее время появились так же драйверы из прочного алюминия. Время покажет, какой вариант оптимальнее.

По идее, чем собачек больше, тем меньше холостой ход втулки. Однако опытным путём выяснили, что 4х собачек вполне достаточно. Работают они попарно! Тут так же стоит заметить, что драйвер с 3мя собачками, работающими по очереди это не очень разумный ход со стороны производителей втулок.

Пожалуй, что минимальное количество подшипников необходимое для работы кассетной втулки-3 (2 в корпусе 1 в драйвере)! Но боюсь, что с таким набором далее чем за пивком за угол дома ездить не практично. Из-за жёстких приземлений и прочих ударов подшипники имеют тенденцию разрушаться(тут во многом играет роль ваш вес и манера катания). Поэтому практически во всех задних втулках в корпусе (именно эти подшипники воспринимают нагрузку от всех приземлений и отвечают за вращение колеса) устанавливают серии подшипников. По 2 с каждой стороны. Установка дополнительных подшипников влияет на вес и долговечность втулки. Так же играет роль размер подшипников (размер шариков в них).

1-места расположения подишпников в корпусе втулки.

В драйвере же 1ого подшипника явно мало . Он воспринимает очень сильные нагрузки, например, от резкого натяжения цепи (бич кренк или спрокет гринд). Тут значительную роль играет размер звезды на драйвере. Под маленькую звезду не запихать большой подшипник…. Поэтому в драйверах в последнее время сочетаются комбинации роликовых и шариковых подшипников. Как максимум 3х.

Ось изготавливается из стали или титана. Хорошо, когда ось просверлена насквозь! В прочности от этого она практически не теряет, а в веса чуть ли не половину. Тут так же важно не купиться на уловку… не все титановые оси пригодны для жёстких гриндов (зависит от типа титанового сплава)… Profile racing, например, сразу пишет, что жестить на их титановых осях не рекомендовано. Целиковая титановая ось весит почти столько же, сколько стальная полая.

Многие указывают вес втулок БЕЗ гаек. Смотрите внимательнее.

Как правило все гайки стальные. Это повышает надёжность. В отдельных случаях бывают из алюминия. Будьте с ними аккуратны. Алюминиевые гайки легче, но и прочность их тоже ниже. Прочность зависит от сорта алюминия.

Вот, пожалуй, и всё. За вами осталось сделать выбор.

Напоследок лишь хочется сказать, что снизить вес втулки можно проапгрейдив её титановым драйвером, осью (пожалуй самая тяжёлая отдельно взятая часть втулки) и гайками.

Удачи вам в катании и не забывайте, что чистить и смазывать кассетные втулки надо довольно регулярно (т.к. в процессе работы там скапливается металлическая пыль…). При ежедневном катании я бы советовал делать это не реже чем раз в 2 недели. Масло лучше использовать густое или почти густое.. можно чуть-чуть добавить жидкого что б совсем всё не слипалось. И никаких WD-40(а то сломается. )

Читайте также: