Зачем нужны компьютерные программы для детей

Обновлено: 03.07.2024

Уже с 5 лет дети могут учиться программировать и создавать крутые игры. Расскажем об основных программах, которые в этом помогут.

Сегодня маленькие «цифровые аборигены» рано берут в руки гаджеты и осваивают компьютерные игры. Это увлечение можно сразу развить и превратить во что-нибудь полезное: почему бы ребенку самому не начать создавать игры?

Конечно, программы для детей гораздо более упрощённые, но, главное, что дети сразу видят результат своих стараний, понимают, как строится скелет игр, учатся решать комплексные задачи и думать как программисты.

Мы рассмотрим как платформы для дошкольников (визуальные среды), так и для подростков (здесь уже понадобится текстовое программирование). Почти все программы либо имеют яркую визуализацию, либо связаны с популярными у детей игровыми площадками (Minecraft, Roblox). Игровой формат, знакомая среда вовлекают детей, мотивируют и помогают концентрировать внимание, что очень важно для обучения.

Здесь мы говорим о визуальном программировании и рассматриваем бестекстовые среды программирования: детям не нужно уметь читать, чтобы начать делать в них свои проекты.

Scratch Junior (Скретч Джуниор) — это визуальная среда, младший брат популярной среды программирования Scratch. Он предназначен для совсем маленьких детей (от 5 лет).

Изначально Scratch Jr появилось как приложение на планшет с главным персонажем котиком (работает на iPad, Android и на читалках Kindle), а затем была создана версия для ПК с героем-инопланетянином по имени Тик.

Устроена программа довольно просто: посередине игровая сцена, снизу категории блоков и область программирования. Слева можно выбрать спрайта (то есть героя или объект), для которого будет создаваться программа. Справа можно добавить нового спрайта или переключиться между сценами.

Scratch Jr — это цифровой конструктор наподобие Lego, где ребёнок должен перетаскивать блоки и соединять их вместе в нужном порядке. Процесс несложный: блоки «примагничиваются» друг к другу.

Всего есть несколько категорий: блоки движения, внешнего вида, управления и, наконец, пусковые блоки и блоки окончания. Блоки обозначены картинками, поэтому детям легко разобраться, за что они отвечают.

Библиотека спрайтов и коллекция ландшафтов довольно большие.

Добавлять свои картинки для спрайтов не получится, но в программу встроен Paint-редактор, где можно нарисовать своего персонажа или пейзаж.

Ребята не только создают простые линейные программы, но и узнают, что такое циклы и подпрограммы. Даже самый простой проект на Scratch Jr может состоять из параллельных программ: можно создать «коды» для нескольких спрайтов и запустить их одновременно. Так как сцен может быть несколько, есть возможность создать несколько уровней игры.

Эта визуальная среда, разработанная компанией Microsoft, предназначена для создания несложных 3D-игр.

Здесь можно создавать трехмерные игровые миры и менять их. Инструментов довольно много: можно изменить форму, цвет и материал рельефа, создать подводный мир или лабиринт, добавить небо, изменить освещение и силу ветра и др.

В игровой мир мы можем добавлять спрайты и программировать их движения. Из минусов — нельзя загружать собственные картинки, но есть внутриигровая библиотека спрайтов.

Для программирования нужно манипулировать графическими блоками, как и в Scratch Jr. Чтобы создать программу, необходимо нажать на правую кнопку мыши и выбрать пункт «Программа». Область программирования появится на переднем плане.

Есть две основные категории блоков для программы: «когда» и «делать». И в каждой из них множество подкатегорий, детализирующих действие. Пример создания программы для шутера: когда клавиша W нажата, персонаж стреляет на север красными пульками.

В этой программе ребята уже создают полноценные 3D-миры, добавляют в игры таймер, подсчёт очков и жизней, уровни и многое другое.

А еще они изучают циклы и условия, развивают алгоритмическое и пространственное мышление. Они уже могут придумывать свои идеи и искать пути их воплощения, анализировать задачу и структурировать её решение.

О Скретче вы наверняка уже что-то слышали. Это визуальная среда и одноимённый визуальный язык программирования, разработанные медиалабораторией Массачусетского технологического университета. Со Скретча начинают программировать не только дети, но и взрослые: он даже включён в знаменитый гарвардский курс CS50, который знакомит студентов с программированием.

В отличие от всех остальных программ, Scratch доступен онлайн и даже не требует регистрации. Аккаунт стоит завести, чтобы сохранять свои игры и публиковать их на сайте, получать лайки и комментарии от других пользователей.

Скретч — это всё та же визуальная среда, здесь тоже вместо текстового программирования нужно соединять между собой блоки. Но в Скретче уже появляются переменные, ветвления, более сложные функции и циклы и др.

Интерфейс простой: посередине экрана находится среда программирования, слева блоки, справа — сцена, на которой происходят изменения. Под сценой область, где можно выбрать, для какого спрайта создается программа, его размер и координаты (по осям Х и Y).

Категорий блоков много: движения, внешний вид, события, управление, сенсоры, операторы, переменные. Когда Скретчер (так называют опытных создателей игр в Скретч) сделает несколько игр и начнёт хорошо разбираться в программе, он сможет создать облачные переменные (чтобы играть онлайн вместе с друзьями) и свои, совершенно новые блоки.

Изучение лучше всего начать с категорий движения и внешнего вида спрайтов — так будет проще и удобнее, ведь спрайты — это основное в ваших играх на Скретч. После изучите циклы и условия, разберитесь, как сделать клонов в игре и задать переменные. После простых мини-проектов можно взяться за создание полноценного шутера, раннера или гонок.

Помимо встроенной библиотеки спрайтов и звуков, в Скретче можно добавлять свои собственные материалы. А также есть Paint-редактор, где можно нарисовать спрайта, и аудиоредактор, где пользователь записывает своё аудио.

Такое большое количество инструментов позволяет создать в Скретче практически любую игру.

Чтобы потренироваться и получше изучить возможности Скретч, дети могут воссоздать свои любимые игры. Например, сделать копию Among Us, Brawl Stars или Friday Night Funkin.

Еще интересно, что Скретч — это открытая площадка, где все могут обмениваться идеями, брать работы других пользователей и модифицировать их. Если проект «публичный», то можно воспользоваться его кодом и сделать свой ремикс.

В Скретч дети могут поближе познакомиться с логикой программирования и сразу создавать свои игры и анимацию. Работая над своими проектами, ребята развивают креативное и алгоритмическое мышление, учатся воплощать комплексные задачи. Набор инструментов достаточно широкий, чтобы воплотить практически любую задумку ребенка: нужно только проанализировать задачу и постараться найти решение.

Проектные игры в Minecraft и программирование на Python

Вы наверняка знакомы с Майнкрафт или хотя бы слышали о нём. Это игра, в которой из блоков можно создать что угодно, на что хватит фантазии. А что если все эти блоки и сооружения создавать с помощью текстового кода? Это возможно, если подключить к Майнкрафту язык программирования Python.

Это хорошая возможность научить детей программировать в знакомой и любимой среде. Как это работает? Мы скачиваем игру Майнкрафт и среду для разработки Python, а также Java, интегрируем всё вместе. Включаем сервер на компьютере, пишем код и запускаем его в игре.

К Майнкрафт также можно подключить другие языки. Например, Lua, о котором будем говорить чуть ниже в разделе о Roblox. Но Python — самый лучший выбор, так как он не только простой и интуитивно понятный для детей, но в то же время это активно развивающийся и востребованный язык, который пригодится ребятам в будущем.

С помощью текстового кода дети могут создавать блоки, строить стены, дома и целые улицы, выводить координаты персонажа в чат, создавать двухмерные и трёхмерные фигуры, сферу и др.

Код на Python для создания куба из динамита

Трёхмерный куб из 125 блоков динамита

А ещё в Майнкрафт можно познакомиться с концептом искусственного интеллекта и применением случайных чисел. Например, задать настроение персонажу-боту: он будет обижаться, когда мы отдаляемся от него, и прощать нас, когда приближаемся к нему.

Код, который мы запускаем, чтобы персонаж-бот мог на нас обидеться и затем простить

В первую очередь в Майнкрафт мы изучаем программирование, но также классно внутри этой песочницы делать свои игры. Например, лабиринт, игру с препятствиями (с появлением и исчезновением блоков и другими условиями) и др.

Что программирование и создание игр в Minecraft даст детям?

Создание игр в Minecraft — это, конечно, не то же, что создавать игры в программах по разработке игр. Здесь мы больше фокусируемся на программировании: осваиваем Python и учимся писать код на очень популярном языке (знание Python точно пригодится детям в будущем, какую профессию они бы не выбрали), ищем баги и исправляем их, как настоящие программисты.

Но, во-первых, Minecraft — это популярная у детей игра, а значит это хороший способ привить детям любовь к программированию и разработке игр. А во-вторых, создание игр в Майнкрафт раздвигает рамки и развивает воображение: дети понимают, что нет ничего невозможного (можно программировать в любимой игре!) и экспериментируют, создавая оригинальные, ни на что не похожие проекты.

Если в Minecraft дети больше учатся Python-программированию, то в Roblox они смогут почувствовать себя настоящими разработчиками игр. Это тоже знакомая для них среда: здесь ребята играют в популярные игры Adopt Me, Piggy, Murder Mystery 2 и многие другие.

На движке Roblox Studio дети могут создавать свои собственные трёхмерные игровые миры и программировать на языке Lua. Это упрощённый язык, предназначенный для пользователей, не являющихся профессиональными программистами.

У Roblox Studio непростой интерфейс, поскольку набор функций и вкладок велик. Сложность ещё и в том, что названия в программе даны на английском языке, а к этому ещё нужно привыкнуть. Когда вы только начинаете работу над проектом, перед вами открывается библиотека шаблонов: можно создавать игру на обычной равнине (Flat Terrain) или, например, в замке (Castle) или в деревне (Village). Выбор шаблона также может определять жанр игры: например, есть ландшафт для гонок или для игры Obby (игра с препятствиями).

Далее вы переходите в рабочее пространство. Посередине экрана находится сцена, а вокруг — разные вкладки, которые можно открывать и скрывать. Наверху в разделе Home вы найдёте инструменты, которые позволяют работать с объектами на сцене: создавать, двигать (Move), вращать (Rotate), изменять их размер (Scale).

Справа расположен Explorer, где находятся инструменты для настройки уровней. Самый важный из них — Workspace, куда попадают все объекты, добавленные на игровую сцену. Если нажать на объект, то под Explorer заполнится окно Properties, где можно изменить свойства объекта (например, размер или цвет).

Слева находится Toolbox — коллекция моделей, созданных разработчиками Roblox и обычными пользователями. Их можно добавлять в игровой мир. Слева же должна быть вкладка Editor (чтобы открыть её, нажмите на название Editor в верхней панели), где находятся инструменты для изменения ландшафта.

Если вы потеряли какую-либо вкладку, просто нажмите в верхнем меню на View, там можно будет выбрать любое нужное окно (такой вопрос у начинающих ребят возникает часто).

Чтобы передвигаться по игровому миру (движение камеры), нужно нажимать на клавиши W, A, S, D и зажимать правую кнопку мыши.

Создаем симулятор копателя в Roblox Studio (ночной режим)

Область программирования открывается через Explorer. Нужно нажать на плюсик рядом с Workspace (или там же рядом с объектом, для которого нужно создать код) и добавить скрипт.

Пишем код на языке Lua для симулятора копателя

Также в Roblox Studio можно подключить плагины, которые расширяют набор инструментов. Они позволяют быстрее изменять цвет, создавать окружности, разрезать блоки на тонкие пластины и др.

В Roblox можно создавать игры самых разных жанров: Obby, шутер, гонки, симуляторы (например, симулятор копателя), раннеры и многое другое.

Игры публикуются на сайте Roblox, там же можно играть в них вместе с друзьями, комментировать и ставить лайки, получать фидбек от пользователей. В Roblox также можно получать внутриигровую валюту Robux, например, за продажу мерча или когда в вашу игру играют пользователи с премиум-аккаунтом.

Roblox Studio — это полноценный инструмент, который познакомит детей с разработкой игр. Он приближен к профессиональным движкам, но упрощён и адаптирован так, что дети могут без проблем создавать в этой среде свои игры. А язык программирования Lua доступен для понимания ребенка и станет отличным началом на пути освоения программирования.

Моделирование 3D-миров поможет развить пространственное и алгоритмическое мышление ребенка. Дети смогут познакомиться с тем, как работают профессиональные разработчики игр и, возможно, загорятся в будущем освоить эту специальность.

Как ни странно, в нашем почти полностью информационном обществе, где каждый шаг зависит от работы компьютеров, большинство людей остаются с компьютером на «вы», ограничиваясь его пользовательскими функциями и самыми простыми программами, дети же воспринимают компьютер как игрушку и вообще многие из них с радостью отказались бы от него, заменив на смартфон или планшет.

Сознательное отношение к компьютеру, прямо скажем, — редкость. Между тем компьютерная грамотность необходима не только будущим айтишникам и сисадминам. Инженеры, врачи, физики, химики, математики, экономисты, дизайнеры, логисты и представители многих других профессий активно используют самые продвинутые компьютерные технологии в своей работе — не зная компьютера, добиться успеха в этих сферах практически невозможно.

Почему не у всех детей есть компьютерные знания?

Получить компьютерные знания, умения и навыки ребенок может, только общаясь с компьютером. Да, не удивляйтесь — для того, чтобы ребенок освоился в сфере информационных технологий, ему нужно научиться общаться с компьютером, понимать его, выработать к нему доброе, благожелательное отношение.

Что препятствует налаживанию такого контакта? Это или полное отсутствие взаимодействия ребенка и компьютера, или их нецелесообразное взаимодействие.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причины полного отсутствия взаимодействия ребенка и компьютера, обычно сводятся к следующим:

• у ребенка нет доступа к современной компьютерной технике в школе, дома или учебных центрах;

• у ребенка есть доступ к технике, но нет рядом квалифицированных преподавателей или разбирающихся в компьютерах родителей, которые помогли бы ему наладить контакт с машиной;

• у ребенка нет базовых знаний, необходимых для того, чтобы начать изучать компьютер более подробно;

• у ребенка нет желания и стремления заниматься этой сферой, и он не понимает, зачем это нужно в повседневной жизни.

6 аргументов, зачем ребенку профессиональные компьютерные навыки.


Важно как можно раньше выстроить рациональное, целесообразное, полезное взаимодействие ребенка с компьютером. Назовем 6 основных причин, зачем ребенку профессиональное компьютерное образование:

1. Ребенок осознает истинное значение компьютеров в жизни человека и поймет, какие возможности дают компьютерные технологии человеку.

2. Ребенок станет более самостоятельным и взрослым, а занятие полезным, действительно значимым делом повысит его самооценку и придаст уверенности в себе.

3. Ребенок сможет раньше и более осознанно принять решение о будущей профессии.

4. Новые знания положительно повлияют и на успеваемость в школе, и на общее развитие ребенка.

5. Ребенок будет общаться в хорошей компании единомышленников и навсегда будет решен вопрос непродуктивного свободного времени.

6. Компьютер перестанет быть для ребенка игрушкой, а превратится в инструмент творческого самовыражения и интеллектуального развития.

Как создать условия для осознанного общения ребенка с компьютером?


Надо признать, что создать благоприятные условия для общения ребенка с компьютером на сегодняшний день можно только вне школы. Самый эффективный способ — это дополнительное, внешкольное посещение компьютерных курсов. Курсы дают то, что получить в школе или дома дети не могут:

• обучение в малых группах в современных оборудованных компьютерных классах;

• свое рабочее место и отдельный компьютер у каждого ребенка;

• интерактивные (игровые) и практические занятия с молодыми активными преподавателями: дети фотографируют в профессиональной фотостудии, создают свои игры и сайты, рисуют в художественной студии;

• гибкий график посещения занятий (в будние и выходные дни), который будет удобен каждому ребенку;

• яркие впечатления и эмоции от новых знакомств со сверстниками и увлекательной командной работы;

• наглядные результаты своих собственных работ.


Заниматься на компьютерных курсах можно со 2-3 класса. Малая Компьютерная Академия и ряд других компьютерных школ принимают детей с 8 лет. Обучение длится от нескольких месяцев до 3 и даже 5 лет — это настоящая профессиональная подготовка. Занимаясь на таких курсах с начальной школы, к 14-15 годам ребенок станет уверенным в себе айтишником, умеющим разрабатывать сайты, игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, отлично будет знать дизайн, несколько языков программирования и многое другое. Вот основные направления, которые входят в программы курсов:

• Курс современного пользователя компьютера

• Растровая и векторная графика, верстка, рекламный дизайн

• Робо-инженерные системы (визуальное программирование)

• UNITY 3D, Kodu Game Lab (создание игр)

• Работа в фотостудии, видеообработка, создание спецэффектов

• Основы программирования на java, python, Ruby

• ANIME STUDIO (создание анимации)

• WEB разработка-создание сайтов

• Создание мобильных приложений

В современном мире невозможно жить без знания IT-технологий, и чем раньше ребенок получит первые знания в этой сфере, тем больших успехов в жизни он добьется.

Зачем ребенку компьютерное образование?

Что для вашего ребенка компьютер: игрушка, печатная машинка, телевизор или универсальный инструмент для обучения, творчества и будущей работы? Ответьте на этот вопрос и задумайтесь: не пора ли менять ситуацию?

Как ни странно, в нашем почти полностью информационном обществе, где каждый шаг зависит от работы компьютеров, большинство людей остаются с компьютером на «вы», ограничиваясь его пользовательскими функциями и самыми простыми программами, дети же воспринимают компьютер как игрушку и вообще многие из них с радостью отказались бы от него, заменив на смартфон или планшет.

Сознательное отношение к компьютеру, прямо скажем, – редкость. Между тем компьютерная грамотность необходима не только будущим айтишникам и сисадминам. Инженеры, врачи, физики, химики, математики, экономисты, дизайнеры, логисты и представители многих других профессий активно используют самые продвинутые компьютерные технологии в своей работе – не зная компьютера, добиться успеха в этих сферах практически невозможно.

Почему не у всех детей есть компьютерные знания?


Получить компьютерные знания, умения и навыки ребенок может, только общаясь с компьютером. Да, не удивляйтесь – для того, чтобы ребенок освоился в сфере информационных технологий, ему нужно научиться общаться с компьютером, понимать его, выработать к нему доброе, благожелательное отношение.

Что препятствует налаживанию такого контакта? Это или полное отсутствие взаимодействия ребенка и компьютера, или их нецелесообразное взаимодействие.


Причины полного отсутствия взаимодействия ребенка и компьютера, обычно сводятся к следующим:

• у ребенка нет доступа к современной компьютерной технике в школе, дома или учебных центрах;

• у ребенка есть доступ к технике, но нет рядом квалифицированных преподавателей или разбирающихся в компьютерах родителей, которые помогли бы ему наладить контакт с машиной;

• у ребенка нет базовых знаний, необходимых для того, чтобы начать изучать компьютер более подробно;

• у ребенка нет желания и стремления заниматься этой сферой, и он не понимает, зачем это нужно в повседневной жизни.


Причины нецелесообразного взаимодействия ребенка и компьютера, то есть использование компьютера только в развлекательных целях, несколько иные:

• незнание учителями и родителями личностного и общественного назначения компьютерной техники;

• неумение учителей и родителей донести до ребенка, насколько вредно длительное нерациональное (игровое) использование компьютера;

• отсутствие у учителей и родителей навыков работы с современными образовательными компьютерными программами;

• отсутствие у ребенка желания и стремления профессионально изучать компьютер из-за непонимания, зачем это нужно в повседневной жизни.

6 аргументов, зачем ребенку профессиональные компьютерные навыки


Важно как можно раньше выстроить рациональное, целесообразное, полезное взаимодействие ребенка с компьютером. Назовем 6 основных причин, зачем ребенку профессиональное компьютерное образование:

1. Ребенок осознает истинное значение компьютеров в жизни человека и поймет, какие возможности дают компьютерные технологии человеку.

2. Ребенок станет более самостоятельным и взрослым, а занятие полезным, действительно значимым делом повысит его самооценку и придаст уверенности в себе.

3. Ребенок сможет раньше и более осознанно принять решение о будущей профессии.

4. Новые знания положительно повлияют и на успеваемость в школе, и на общее развитие ребенка.

5. Ребенок будет общаться в хорошей компании единомышленников и навсегда будет решен вопрос непродуктивного свободного времени.

6. Компьютер перестанет быть для ребенка игрушкой, а превратится в инструмент творческого самовыражения и интеллектуального развития.

Как создать условия для осознанного общения ребенка с компьютером?


Надо признать, что создать благоприятные условия для общения ребенка с компьютером на сегодняшний день можно только вне школы. Самый эффективный способ – это дополнительное, внешкольное посещение компьютерных курсов. Курсы дают то, что получить в школе или дома дети не могут:

• обучение в малых группах в современных оборудованных компьютерных классах;

• свое рабочее место и отдельный компьютер у каждого ребенка;

• интерактивные (игровые) и практические занятия с молодыми активными преподавателями: дети фотографируют в профессиональной фотостудии, создают свои игры и сайты, рисуют в художественной студии;

• гибкий график посещения занятий (в будние и выходные дни), который будет удобен каждому ребенку;

• яркие впечатления и эмоции от новых знакомств со сверстниками и увлекательной командной работы;

• наглядные результаты своих собственных работ.


Заниматься на компьютерных курсах можно со 2-3 класса. Малая Компьютерная Академия и ряд других компьютерных школ принимают детей с 8 лет. Обучение длится от нескольких месяцев до 3 и даже 5 лет – это настоящая профессиональная подготовка. Занимаясь на таких курсах с начальной школы, к 14-15 годам ребенок станет уверенным в себе айтишником, умеющим разрабатывать сайты, игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, отлично будет знать дизайн, несколько языков программирования и многое другое. Вот основные направления, которые входят в программы курсов:

• Курс современного пользователя компьютера

• Растровая и векторная графика, верстка, рекламный дизайн

• Робо-инженерные системы (визуальное программирование)

• UNITY 3D, Kodu Game Lab (создание игр)

• Работа в фотостудии, видеообработка, создание спецэффектов

• Основы программирования на java, python, Ruby

• ANIME STUDIO (создание анимации)

• WEB разработка-создание сайтов

• Создание мобильных приложений


В современном мире невозможно жить без знания IT-технологий, и чем раньше ребенок получит первые знания в этой сфере, тем больших успехов в жизни он добьется.

Удаленный Пользователь

В 2012 году в Эстонии в экспериментальном режиме ввели основы программирования в начальной школе. Младшеклассники, которые, кстати, уже изучают иностранные языки, также узнают основы логики и математики, чтобы получить базу для освоения С++ или Java. Проект был разработан некоммерческой организацией Tiger Leap Foundation.

Годом позже в нескольких школах страны ввели программу обучения математике авторства Конрада Вольфрама. Ее особенность в том, что она полностью построена на компьютерных технологиях, и дети овладевают навыками счета с помощью программирования.

В 2014 году правительству Великобритании пришлось пойти на уступки IT-компаниям, которые испытывали острую нехватку квалифицированных специалистов в области компьютерных наук. К слову, страна стала первым государством, входящим в G20, где официально признали важность развития навыков программирования у детей.

Во всех британских школах ввели программы с фокусом на IT-технологии, разработанные с учетом запроса работодателей. Новые образовательные стандарты были созданы при поддержке Британского института IT-технологий и Королевской инженерной академии, а также корпораций Google и Microsoft. Согласно методикам, созданным этими организациями, обучение детей высоким технологиям происходит в несколько этапов. Сначала дети в возрасте 5-6 лет развивают логические навыки (как правило, не у экрана компьютера, а с помощью различных оффлайновых игр), далее вплоть до 11 лет идет изучение программ с динамическими переменными, плавно переходящих в уроки кодинга. На них подростки узнают как минимум два языка программирования.

То, что произошло с британскими и эстонскими школами — не единичные случаи введения основ программирования для младшеклассников. По данным The Age, азы компьютерного языка также изучают или планируют ввести в расписание в Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Италии, Греции и ряде других стран. Что касается США, то здесь их изучают далеко не везде, примерно в одной школе из десяти, однако реформа среднего образования, на которую выделили 4,5 млрд долларов, скорее всего, займется и этим. Известно, что она предусматривает большой бюджет на поддержку инновационных проектов, которые сейчас точечно появляются в Америке.

В России программирование не изучают в младших классах, хотя можно найти отдельные курсы, посвященные его основам (к примеру, в «Кодабре» или Центре научно-технического творчества Polycent). С 2014 года в России проводится акция «Час кода», направленная на популяризацию программирования среди школьников 5-11 классов. В 2015 году в ней приняли участие свыше восьми миллионов учащихся со всей страны. Суть проекта заключается в том, что учителя проводят тематические уроки, состоящие из четырех смысловых блоков — просмотра мотивационного ролика с участием знаменитостей и известных людей из сферы IT, видеолекции, работы учащихся с онлайн-тренажером и подведения итогов занятия. Ожидается, что подобные мероприятия способствуют увеличению интереса детей к компьютерным технологиям.

Один из роликов, созданных для акции «Час кода»

Зачем изучать программирование

1. Спрос на IT-специалистов и рост интернета

Согласно исследованию Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и НИУ «ВШЭ», IT-сфера оказалась одной из самых устойчивых во время экономического кризиса. За период с 2014 по 2015 г. число вакансий в области компьютерных технологий уменьшилось, но в разы ниже, чем на других рынках — в среднем примерно на 5-25%. Согласно прогнозам исследователей, в будущем сохранится спрос на кадры для IT, во многом из-за появления смежных специальностей. Кроме того, технологические компании в большей мере, чем другие, планируют рост зарплат своих сотрудников в ближайший год.

2. Жизненно важные навыки для XXI века

Подавляющее большинство исследователей полагает, что XXI век — это эпоха digital. Чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным на рынке труда, одних только «коммуникабельности, динамичности и энергичности» недостаточно.

Еще в 1981 году академик Андрей Ершов выступил с докладом «Программирование — вторая грамотность» на Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации в Лозанне. Ученый расширял понятие программирования и выводил его за рамки информационных технологий. По мнению Ершова, все люди живут в мире программ — начиная от физиологических процессов организма и заканчивая обучением индивида. Под последним он понимал освоение человеком некоего алгоритма, будь то чтение или овладение нотной грамотой. Исследователь полагал, что человечество стоит на пороге второй индустриальной революции, и в будущем ЭВМ приведет к формированию нового интеллектуального фона, который будет использоваться ребенком в школе и дома. Поэтому Ершов был уверен, что сумма знаний в области IT-технологий, а также математические и лингвистические концепции должны стать «фундаментальной компонентой общего образования».

Современные ученые продолжают теорию Ершова и всячески развивают ее, осознанно или нет. Так, в предисловии к книге «Technology-Based Assessments for 21st Century Skills: Theoretical and Practical Implications from Modern Research», подготовленной Гарвардским университетом, Техасским университетом в Остине и Университетом Невады, выделяются три основных навыка «нового человека» — творческий подход к решению задач, способность к работе в коллективе и знание технологий. Последнее также называют «компьютерной грамотностью». Профессор Калифорнийского университета в Ирвайне Марк Варшауэр связывает это понятие с овладением технологиями и называет его «зонтиковым» термином, включающим в себя несколько подвидов грамотности — базовую компьютерную (уметь пользоваться компьютером на начальном уровне), информационную (искать информацию, критически осмыслять ее, сохранять и грамотно использовать) и мультимедийную (пользоваться аудиовизуальными технологиями и самостоятельно создавать мультимедийные ролики или презентации).

Многие эксперты сходятся во мнении, что если ребенок овладеет основами программирования, ему будет гораздо легче пользоваться современными технологиями в постоянно меняющемся мире. Это, к примеру, подтверждают исполнительный директор Mozilla Foundation Марк Сарман, а также предприниматель и писатель Джон Бэттелл.

«Понять, как работают технологии, так же необходимо, как освоить письмо, чтение и навыки счета. Это четвертый вид базовой грамотности. Если родители хотят, чтобы их дети чувствовали себя безопасно в цифровом мире, им нужно помочь понять своему ребенку, как устроены компьютеры и по каким принципам они работают». Марк Сарман, исполнительный директор Mozilla Foundation

«В связи с тем, что граница между физическим и цифровым миром становится все менее различимой, появился новый вид грамотности. В его основе лежит код — будь то буквы и слова или биты и алгоритмы». Джон Бэттелл, писатель и предприниматель

3. Программирование может быть увлекательным

Ребенок, который не расстается с гаджетами практически с пеленок, будет в огромном восторге, если ему получится самому написать простейшую программу. Особенно увлекательно в этом процессе то, что результаты видны сразу. Да и вообще, программировать — не так уж и сложно, и любому под силу освоить этот навык.

Кроме того, как и любой другой процесс обучения, уроки кодинга движутся от простого к сложному, а значит, у детей есть мотивация постоянно узнавать новое, чтобы однажды написать более сложную программу или создать свой собственный сайт. В этом случае восторгу юного исследователя, который всю свою сознательную жизнь пользуется смартфоном и планшетом, не будет предела.

Лекция профессора Массачусетского технологического института Митча Резника о важности обучения детей основам программирования

Как сделать первый шаг

Чтобы ребенок узнал о том, что такое кодинг, и овладел цифровой грамотностью, необязательно покупать учебник «Основы программирования для начинающих» и читать ему главы оттуда каждый день. Вряд ли малыш что-то поймет из этой книги. Педагоги советуют начинать с азов. Для этого существуют различные развивающие игры, которые были разработаны специально для детей. Их интересный сюжет и яркие картинки могут настолько увлечь маленького исследователя, что он даже не будет подозревать об изучении им основ компьютерного языка.

Как вам, к примеру, идея наглядного программирования — с помощью конструктора Google Project Blocks. Он состоит из вполне осязаемых модулей — блоков, указателей, кнопок. Есть только одно «но»: к сожалению, эту игрушку пока нельзя нигде купить. Компания продвигает ее как платформу, а это значит, что в ближайшем будущем разработка IT-гиганта начнет активно использоваться в коммерческом и образовательном сегментах.

Есть и другие, не менее занимательные оффлайн и онлайн-игры для детей, ниже — некоторые из них.

8 развивающих игр для детей

Карты, разработанные экс-программистом Google Дэном Шапиро. В основе игры лежит язык программирования Logo, а ее суть достаточно простая — нужно построить лабиринт, а затем, двигаясь по нему, добраться до заветного сокровища — черепашьего кристалла.

С помощью этой бесплатной игры для iOS соучредитель Google Teacher Academy обучил своих детей азам программирования — циклам, процедурам и отладкам.

Дорогие программируемые игрушки. Сложность игры с ними увеличивается по мере взросления ребенка. Сначала дети в возрасте от 5 до 8 лет управляют роботами с помощью специальных приложений, которые дают базу для дальнейшего обучения. Затем гаджетам предлагается давать команды посредством языка программирования Blockly, придуманного Google, ну и на «закуску» (для подростков от 12 лет) — создание молодыми людьми собственных приложений на Objective C и Java.

Бесплатная браузерная игра и платное приложение для смартфона. Задача — провести робота через лабиринты с помощью ограниченного количества команд.

Интерактивная игра, совмещающая реальный и виртуальный миры. Цель — управлять персонажами компьютерной игры с помощью осязаемых паззлов.

Игра, в которую можно играть всей семьей. Просто передвигайте разноцветных обезьянок по полю согласно инструкциям.

Программирование спуска сноубордиста с горы. Поможет освоить основы C, C++ и Java.

Компьютерная игра, вышедшая в реальную жизнь, жанр — гонки. Побеждает тот, кто первым приведет своего робота к финишу. Управлять машиной можно только с помощью ее программирования. К слову, подобная игра используется в отладке нейросетей для искусственного интеллекта.

Читайте также: