Звук в fl studio отличается

Обновлено: 05.07.2024

Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…

В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.

Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.

Введение

Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.

Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.

Интерфейс FL Studio

Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.

Интерфейс

Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).

Step Sequencer

Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.

Step Sequencer

Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).

На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.

Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.

Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.

Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.

Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.

Playlist

Playlist

Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.

Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.

Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).

Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.

Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

  • Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
  • Line – привязка к линиям сетки;
  • Cell – привязка к ячейкам сетки;
  • (none) – отключить привязку;
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
  • Step – привязка к целому шагу сетки
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
  • Beat – привязка к целому биту.
  • Bar – привязка к такту.

Piano Roll

Piano Roll

Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.

Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.

Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.

Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.

Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.

Mixer

  • Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
  • Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
  • Send – редуцированные каналы (4 шт).

Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.

Browser

  • Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
  • Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
  • Mixer Presets – настройки треков микшера.
  • Packs – банки семплов.
  • Projects – проекты.

Channel Settings

Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.

Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.

Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.


В первом паттерне сделаем ударную партию:

Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.


Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:


В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:


Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:



Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.

Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.

Константин Смирнов

Семён Столяров

Константин Смирнов

Семён, попробуй выделить регион тогда. На верхней шкале времени.

Артем Глушков

Егор Старостин

Привет, парни такая проблема. Пишу что нибудь в пиан роле, и звук и грает не один раз а повторяется, и при зажатие клавиши очень очень часто играет, надеюсь поняли

Руслан Елисовецкий

Егор, какой инструмент выбран?скрин скиньте, вероятно у вас там не инструмент а звук проигрывается.

Андрей Черепанов

сохранил проект открыл и половины работы нету и появился непрогруженный текст что делать

Даня Миронов

Здравствуйте подскажите пожалуйста что делать прописываю 808 басс и делаю ролл и когда играет 808 басс в красном кружочке его не слышно вообще что делать?

Константин Смирнов

Андрей, папку с сэмплами перенес? Попробуй положить папку с сэмплами поближе в корень диска и добавь её в настройках папок. Потом открой проект

Андрей Черепанов

Андрей Черепанов

Андрей Азаренков

День добрый. Появилась какая-то проблема с Piano Roll.Когда добавляю туда свои звуки, бассы прочего - Piano искажает звук во что писклявое. Как это можно решить?

Добрый денёк, нужна помощь, уже недели 2 голову ломаю. Суть проблемы такая: При открытии проекта, в котором звуки из плагина «Nexus» не открываются, ищет бесконечно файл «nexus.dll», а после пишет «программа не отвечает» и вылетает. Плагин переустановить не получается, захожу в Плагин менеджер, он так же вылетает. Я даже флку переустанавливал, та же проблема. (версия 20.7).

Владислав Осипов

Помогите пожалуйста, в проекте и в экспорте происходят рандомные провалы в звуке. Как это решить? В этом треке на 6 секунде такое происходит и на протяжении всего трека.

Дело в том что узнал я об этом плагине недавно. Хоть и занимаюсь музыкой уже пару лет в Fl Studio. Раньше внимания не обращал на этот плагин, и как оказалось очень зря! Действительно очень годное нативное решение почти всех проблем.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И так, приступим.

1) Где найти Patcher?

- Этот плагин встроен в FL Studio по умолчанию т.е. является (Native - Родным).

Нигде его искать не нужно, он идёт в комплекте с Fl studio.

Не знаю на счёт версий ниже Fl studio 11 но в версии 12.5 он точно есть!

Patcher достаточно универсальная вещь. Вы можете поместить его в микшер на любой слот и напихать в него огромнейшее кол-во плагинов, практически любое кол-во. Это уже зависит от конфигурации вашего компьютера.

Что бы открыть его в микшере, нужно сделать следующее:

1. Открываем микшер и выбираем дорожку на которой мы хотим добавить все наши эффекты.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

2. Присваиваем любому слоту плагин "Patcher".

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И открываем его. Далее мы видим вот такое окно, что с ним делать не все поймут. Но для этого я и пишу этот пост. Сейчас всё объясню в деталях.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Работает это примерно так, звук который мы делаем (обработка) , находится в входном канале, а итог который мы слышим находится в выходном канале. Это как порядок слотов в вашем микшере.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

То есть, если мы возьмём Gross Beat и положим его поверх Reverb-а, получится что Gross Beat у нас будет эдаким родительским эффектом, и всё что под ним будет под его управлением.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Сначала давайте добавим первый плагин в Patcher! Делается это так:

1.Заходим в Patcher и на нажимаем правой кнопкой мыши по пустому полю.

2. В открывшемся окне наводим на "Add Plugin" и выбираем плагин который хотим добавить.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Заметьте, что в открывшемся Add Plugin у нас отображаются все плагины, как эффекты так и синтезаторы!

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Так как мы сейчас занимаемся обработкой сигнала, а не его модуляцией. Я выберу из правого блока эффект Reverb!

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И вот что мы видим. У нас Reverb, автоматически соединился межу входом и выходом. Это нормально. Для того что бы настроить наш эффект нужно нажать на него два раза. И тогда откроется обычный, привычный вам плагин.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Сейчас поговорим о том как же сделать так что бы реверб был допустим с эффектом Flanger. Делается это следующим образом.

Мы добавляем эффект Flanger таким же образом как и добавили Reverb,

И отсоединяем проводок идущий к выходному каналу reverba-а, то бишь "to Fl Studio".

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Просто кликаем мышью и уводим в сторону.

И присоединяем этот проводок к нашему Flanger-у.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И теперь Flanger отводим к нашему выходу!

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Вот теперь мы получили эффект Flanger на Reverb-е. Этого можно добится и в обычном микшере просто добавив друг на друга. Но дальше давайте рассмотрим прямой сигнал вместе с этим эффектом!

Т.е. будет играть наш Реве-фленджер (ха) и будет идти прямой сигнал из нашего Сэмпла или синтезатора. делается это так:

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Комбинаций огромное кол-во, по экспериментируйте, подумайте. Этот плагин создан для созданий собственных комбинаций эффектов.

Дальше давайте рассмотрим Patcher как синтезатор. Да да да, и так он тоже может!:)

Сейчас покажу как это делается.

Для начала, давайте добавим Patcher в наш Channel Rack.

- Ну то есть в вот эту штуку. Я её называю патерном.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Если вы не можете найти плагин Patcher у вас в открывшемся меню плагинов.

Тогда нажмите в меню Fl Studio Options> Manage Plugins> и внизу в поле Find напишите Patcher отметьте оба пункта галочкой Synth и Effect.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

После этого у вас в меню добавления инструментов появится патчер.

Но если же такового у вас нет в Менеджере Плагинов, спешу вас огорчить. В вашей версии Fl studio он вырезан, вероятнее всего у вас её пиратская копия.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И так. Мы добавили Patcher и что же теперь можно с ним делать.

Давайте например создадим синтезатор, залейрим его и обработаем его прямо в Patcher-е.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Например, я возьму Harmor и сделаю лейринг с плагином GMS.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

В следствии чего мы получаем из обычных двух синтезаторов, очень красивый, и оригинальный звук. Но на этом конечно же всё не заканчивается. мы можем обработать сигнал каждого синтезатора по отдельности и вывести его в ещё один синтезатор, для получения необходимого нам результата.

Допустим мы хотим сделать ARP из звука который нам дает Harmor и оставить прежним звук GMS. Для этого будет приблизительно такая комбинация:

Если мы собираемся с имитировать ARP через Gross Beat.

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Таким образом сигнал из Harmora обрабатывается плагином Gross Beat и при определенных настройках я получил arp. А другой сигнал из GMS остается оригинальным. Таким образом можно делать сотни раз, добавлять практически любое кол-во синтезаторов и эффектов в одном окне.

Но так же! Внимание!

В Patcher можно Добавить ещё один Patcher!

Таким же образом как мы добавляем синтезатор или эффект, только на этот раз мы вместо синтезатора добавляем Patcher!

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

И таким образом можно добавлять их до бесконечности. Внутрь каждого патчера добавляем патчер. И внутри каждого из них добавлять ещё ряд инструментов и эффектов. Таким образом наш звук не ограничивается ни чем кроме памяти компьютера. И самое главное всегда доступен в одной вкладке!

Я думаю многие найдут этому отличное применение.

К сожалению максимальное кол-во блоков я уже заполнил для поста и больше создать не могу. Кстати максимум блоков "51" может кому интересно будет. В следующем посте я выложу ещё кое-что не менее полезное из этого сиквенсора.

Спасибо за внимание! Очень рад если вам эта информация пригодилась! :)

Может быть кому то будет полезно узнать о том что такое Patcher в Fl Studio 12 и с чем его едят (Для новичков и не только) пригодится! Fl Studio, Plugin, Vst, Native, Плагин, Синтезатор, Patcher, Длиннопост

Такая идея изначально была в Reason!))) Тоже виртуальные провода.


Подарок, который по невнимательности сделал себе сам.

На днях пришла заказанная полмесяца назад МИДИ-клавиатура Корг Наноки 2.

Подарок, который по невнимательности сделал себе сам. Подарки, Радость, Синтезатор, Музыка, История, Рассказ, Fl Studio, Случайность, Длиннопост

Кое-как присобачил её к FL Studio, обкатал. Всё, как и обещали! Особенно зависимость резкости звука от силы нажатия на клавишу впечатлила. Правда, удивила компактность. Казалось, что она крупнее. Ну и сразу же стали понятны некоторые вещи, которые без клавиатуры казались бессмысленными. Например, питчер. Здесь надо отметить, что я изучаю FL методом тыка, так что до смысла многих базовых вещей ещё не добрался. Ну, изменяет он каким-то образом звук, но его ни к чему не применить, думал я, ибо им можно поиграться только в момент зажатия ноты. Теперь же стало ясно, что для живой игры на МИДИ-клавишах с удобным расположением органов управления очень интересная штука, позволяющая изменением тембра делать эти старые добрые кислотные звуки, от которых все "трутся-прутся", как поёт в Гимне Дискотеки 80-х Минаев.

Однако, кроме клавы, внутри коробки меня ждал подарок - карта с кодом. Я не стал вчитываться, подумал, что код этот - для бесплатного приобретения драйвера. Однако, на той странице, куда предлагалось перейти, драйверов не обнаружилось, только несколько программ и плагинов. Не стал разбираться в этом, меня тогда интересовали только дрова. Ладно, нашёл драйвера в другом месте, скачал, поставил, а потом задумался: что же это всё-таки было? Почитал описания программ на той странице, похожие друг на друга одним моментом - всё бесплатно, - и допёрло, что это подарок за покупку. Я могу взять любые из этих программ и лицензию к ним! Ладно, недолго думая (вернее, не думая вообще), решил интереса ради взять один синтезатор, установка и активация которого требовала меньше всего телодвижений (зарегистрироваться на Корге, ввести код с карты и получить лицензионный код, скачать продукт и активировать). Называлась М1 Le. Когда после всех плясок с бубном плагин запустился и заработал, я начал что-то подозревать. Звучание стандартных программ подозрительно ламповое. А не Корг М1 ли это?

Подарок, который по невнимательности сделал себе сам. Подарки, Радость, Синтезатор, Музыка, История, Рассказ, Fl Studio, Случайность, Длиннопост

Подарок, который по невнимательности сделал себе сам. Подарки, Радость, Синтезатор, Музыка, История, Рассказ, Fl Studio, Случайность, Длиннопост

В это время надпись в углу окна синтезатора прям кричала мне об этом.

Реально, он. Один из лучших цифровых синтезаторов конца 80-х - начала 90-х! Аналог появился в 1989-м. Не аналоговый PPG Wave 2.3 + Waveterm A, конечно, но, блин, всё равно круто! Теперь есть ещё один инструмент для написания музыки в духе 80-х!

P. S. Проблема не в том, что всё на английском и японском. По-английски как раз-таки очень даже бельмес. Я просто реально проленился и протупил, в то время как сразу мог бы прочитать описание на карточке и допереть, что это такое. Правда, радости было бы меньше, а тут неожиданно сам себе подогнал М1. А мог бы и другое качнуть! XD


Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.

Наслоение

Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.

Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.

Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».

Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.

Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).


Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.


При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».


Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.


Работа с вокалом

Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).



Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.


Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».



Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.

Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.

Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):


… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):


Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).


Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).

Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.

Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).

Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.

Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.



В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.


Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.


Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.


Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.

Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).


Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!

Читайте также: