Hp gnss sensor что это

Обновлено: 04.07.2024

Спутниковые системы глобальной навигации (GNSS, ГНСС) служат для определения точного местоположения на земном шаре.
Благодаря современным технологиям пользоваться оборудованием стало максимально просто и удобно. Тем не менее, даже небольшие ошибки в настройках и процессе сбора данных могут серьёзно повлиять на конечный результат.

Лампочка в космосе

Основа работы с ГНСС-приёмником – это получение и обработка радиосигнала со спутников, находящихся на высоте 20 тысяч километров над поверхностью Земли. В масштабах планеты этот радиосигнал довольно слабый. Для наглядности представьте себе обычную лампочку мощностью 60 Вт, которая летает со скоростью 3 км/с (и это не опечатка) в открытом космосе на этой высоте. Качественный приём данного сигнала - не самая легкая задача. Поэтому, чем лучше и безошибочнее будет этот сигнал, тем надежнее и точнее будет определено ваше местоположение.

Правило 1. Открытое пространство

Лучшее условие для работы спутникового ГНСС-приёмника – открытое чистое небо, когда на пути сигнала со спутников до антенны приёмника нет препятствий.
Деревья и здания могут создавать помехи для радиоволн. Сигнал отражается (и таким образом искажается) от разных поверхностей, например: рекламные щиты, металлические ограждения (сетка-рабица), пирамиды на пунктах ГГС, автомобили, водная поверхность, мокрые листья деревьев или хвоя. Даже человек своим телом может экранировать сигнал. Этот эффект известен как многолучевость .

При распространении радиоволны на антенну приходит не только исходный сигнал, но и переотражённый.
Многолучевость очень сложно устранить в спутниковых измерениях. Поэтому ГНСС-приёмник нужно устанавливать на максимально открытом пространстве, вдали от источников возможной многолучевости.

Правило 2. Расположение спутников

Не менее важную роль играет пространственное расположение спутников. Когда спутники равномерно распределены на небосводе, конечный результат будет точнее, чем если бы спутники располагались рядом друг с другом. Чтобы избежать этой проблемы, можно либо подождать пока спутники изменят свое положение, либо изменить место выполнения измерений. Это улучшит точность позиционирования и позволит получить решение. Геометрические факторы ухудшения точности (GDOP, PDOP и иные DOP) показывают, насколько может ухудшится точность при текущей геометрии спутников.

Правило 3. Геомагнитный фон

Возмущения в атмосфере, вызванные солнечной активностью, солнечными вспышками или магнитными бурями также могут влиять на качество получаемых данных. Посмотреть актуальную информацию о вспышках на солнце можно на сайте лаборатории РАС . Хотя для России солнце не слишком влияет на измерения (в отличие от тропиков и экватора), лучше заранее проверить и быть уверенным что этот фактор не повлияет на вашу работу.

Крупные вспышки приводят к искажению радиосигналов со спутников. Проверьте состояние геомагнитного поля до начала измерительных работ.

Правило 4. Ввод информации об антенне

Спутниковые измерения стали доступными и теперь воспринимаются как должное. Геодезическое спутниковое оборудование за 30 лет развития стало очень простым и удобным. Поэтому, невнимательность исполнителя - зачастую основной источник погрешностей при работе с современным оборудованием.

При работе со спутниковым приёмником важно точно установить оборудование над измеряемой точкой, при статических измерениях убедиться, что приемник будет неподвижен весь сеанс измерений. И главное – надо правильно и корректно измерять высоту антенны.

Для редукции спутниковых измерений, которые относятся к фазовому центру (ФЦА) антенны, до измеряемой точки, важно качественно измерить высоту. Измерения проводят до нужной точки на приёмнике (или антенне), указав при этом способ измерения высоты и тип антенны.
Тип антенны сообщает программе обработки – где располагается фазовый центр антенны относительно физической точки на антенне, до которой производится измерение высоты.
Тип измерения высоты сообщает – до какой из точек на антенне было выполнено измерение высоты. Таких точек обычно две: нижняя часть крепления антенны (используется при установке приёмника на вехе) и метка на антенне для наклонного измерения высоты при установке на штативе.

Использование штатива фиксированной высоты может снизить или избежать ошибок при самостоятельном измерения высоты.
Важно проверять наконечник вехи , так как он в процессе эксплуатации изнашивается.

Расположение фазового центра антенны имеет азимутальную зависимость, поэтому при высокоточных наблюдениях рекомендуется ориентировать антенну на север.
Ошибка в выборе модели антенны приводит к неправильным применениям поправок за расположение ФЦА. Это даёт значительные ошибки по высоте (в несколько десятков сантиметров). Поэтому всегда проверяйте, какой у вас тип антенны. Правильный тип антенны чаще всего указан на наклейке снизу приёмника напротив аббревиатуры NGS.

image

GNSS расшифровывается как Global Navigation Satellite System (или Спутниковая Система Навигации) и используется как общий термин для спутниковой локализации с глобальным покрытием по всему земному шару. По состоянию на 2019 год, существует несколько основных спутниковых группировок:

  • GPS (США), 31 спутник
  • ГЛОНАСС (Россия), 24 спутника
  • Бэйдоу (Китай), 23 спутника
  • Галилео (Евросоюз), 26 спутников
  • NAVIC (Индия), 7 спутников
  • QZSS (Япония), 4 спутника

Как это все работает?

Возьмем для примера обычный GPS в нашем телефоне. В зоне видимости с Земли всегда есть как минимум четыре GPS-спутника. Каждый из этих GPS-спутников отправляет информацию о своей позиции и текущее время на GPS-приемники с фиксированным интервалом. Ну а расстояние между GPS-приемником и спутником вычисляется путем нахождения разницы между временем отправки сигнала с GPS-спутника и временем получения сигнала GPS-приемником.

Как только приемник (например, ваш смартфон) получает сигнал хотя бы с трех спутников, вычисляется ваше местоположение (а точнее вашего телефона) с помощью трилатерации. GPS необходимо хотя бы три спутника для вычисления 2D-позиции (долгота и широта) и четыре спутника для 3D-позиции (долгота, широта, высота).

Почему GPS плохо работает в городских условиях?

И хотя под открытым небом GPS работает довольно неплохо, точность сильно падает в городских условиях (ошибка может быть 50 метров и более): высокие здания, провода, мосты и прочие объекты — все это ухудшает точность позиционирования.

image

Переотражение спутникового сигнала в городе. Фото Uber

Здания часто мешают прямой видимости спутников, и пока сигнал со спутника «летит» в ваш приемник, он успевает несколько раз отразиться от зданий и прийти с искажением. Из-за подобных переотражений точность позиционирования существенно снижается (бывает ± 500 метров). Вы, наверняка, сталкивались с такой ситуацией, когда при заказе такси ваше местоположение на карте отображалось неправильно.

Чтобы исключить эти проблемы, мы используем высокоточные GNSS-приемники, существенно повышающие точность позиционирования с помощью IMU (инерциальные измерительные модули), информации с CAN-шины автомобиля, RTK-поправок и еще немножко другой магии.

Повышение точности

Существует несколько основных способов повысить точность. Взглянем на самые популярные:

  • IMU (Инерциальный измерительный модуль) представляет собой набор акселерометров и гироскопов, обеспечивающих 3D-измерения. Сам по себе IMU не выдает данные о местоположение (позицию, высоту, скорость), но выдает полезную информацию для вычисления местоположения в местах, где GPS не «ловит» (тоннели, паркинги и пр.);

image

Типичный IMU

  • RTK-поправки существенно повышают точность местоположения до 1–2 сантиметров в реальном времени. Суть проста — по всему земному шару расположены так называемые базовые станции (base stations). Конкретная базовая станция знает погрешности в своей области и сообщает их приемнику, а последний, в свою очередь, учитывает эти корректировки и выдает более точное решение;

image

По большому счету, базовая станция — это GNSS-приемник в режиме “станция” + софт + радио/интернет канал

  • CAN-шина также полезна при расчете местоположения, так как автомобиль предоставляет полезные данные о скорости, оборотах колес и пр. характеристиках.

image

Вы знали, что в нашем OSCAR’e?

OSCAR и высокоточные GNSS-приемники

Сантиметровая точность необходима всем беспилотным автомобилям, не только OSCAR. Представьте на секунду, чтобы было бы, если бы беспилотник использовал обычный GPS с точностью ± 50 метров:

image

Такая низкая точность однозначно приведет к ДТП. Именно поэтому в процессе работы над OSCAR мы проводили исследования и испытывали ряд GNSS приемников, тестируя их в сложных условиях плотной городской застройки.

image

image

image

Автомобиль один, а GPS-треков несколько

В итоге, мы остановились на двух решениях:

  • NovAtel PwrPak 7D-E1
  • uBlox F9K

В StarLine мы наслаждаемся тем, что делаем безопасный беспилотный автомобиль реальностью. Если тебе также интересна эта тема и ты хочешь строить беспилотное будущее с нами, то приглашаем в команду!

Проект StarLine OSCAR (Open Source Car) открыт для специалистов из Open Source Community, где все желающие могут поучаствовать в процессе разработки беспилотника на уровне кода, опробовать свои алгоритмы на реальном автомобиле, оснащенном дорогостоящим оборудованием.


Распаковка и внешний вид.

Желтый пакет

Яркий блистер

Сзади немного характеристик

На лицевой части устройства указана модель U-blox7

Ну и сзади продублировано то же самое, только уже на наклейке

Под колпачком стандартный USB разъем

Функционал.

Для начала пошел в машину, запустил Navitel и увидел то же, что и ранее

Подключил модуль в разъем USB OTG, индикатор заморгал зеленым, а навител увидел спутники после перезапуска.

Satellite Finder

Выехал из гаража — на один спутник больше. Проскакивал еще один периодически, но это не в счет.

Отлично, разбирать магнитолу не пришлось — еще поработает. К тому же остался свободен мультимедиа USB.

Идем домой, вставляем в системник и видим, что нашлось устройство с последовательным интерфейсом

Пошарил в интернете, нашел бесплатную программу «Автоспутник». Модуль подхватился автоматически

Спутники видно, но сигнал слабоват. Индикатор на устройстве не активируется.

Есть еще планшет на Win 10. Так же оборудование определяется без проблем, даже показал полное название

Кинул на подоконник и пошел налить чайкУ. Вернулся — позиция определена, 8 спутников подхватились

Вышел на балкон, стало на один больше и уровень сигнала вырос в среднем вдвое.

Индикатор все время бодренько моргает, оповещая о том, что что-то происходит.


Итого:
Android устройство(магнитола) нашло 14 спутников, удалось подключиться к 11.
Windows устройство(планшет) нашло 12 спутников, удалось подключиться к 9.

Расчлененка.

Пришлось повозиться — защелки довольно цепкие. С одной стороны расположена GPS антенна

С другой, из интересного, нашелся чип GPS U-BLOX G7020-CT
В характеристиках написано multi-GNSS chip supports GPS, GLONASS, QZSS and SBAS


Прежде чем мы посмотрим на историю глобальной навигационной спутниковой системы (англ. Global Navigation Satellite System, GNSS, ГНСС; далее как GNSS) или кинематики в реальном времени (RTK или Real Time Kinematic), мы должны рассмотреть исходную технологию, которая положила начало всему этому, известную как спутниковая навигация, ставшая в последствии одной из самых используемых и важных технологий во всем мире. Спутниковая навигационная система (A.K.A. satnav) — это своего рода технология, которая используется для определения местоположения автономных тел, находящихся на поверхности Земли. Для выполнения этой задачи технология спутниковой навигации использует несколько спутников (размещенных в космическом пространстве) для передачи сигнала через канал передатчика и приёмника. Эти сигналы могут использоваться для маркировки местоположения, отслеживания местоположения и многих других целей.

Это базовый обзор системы спутниковой навигации в том виде, в каком мы её знаем, но сегодня мы делаем еще один шаг вперед, чтобы обсудить усовершенствованную систему спутниковой навигации, известную как GNSS. Любая спутниковая навигационная система с возможностью глобального охвата называется глобальной навигационной спутниковой системой или GNSS. Но это ещё не всё. У GNSS есть секретное оружие …

Одна из технологий, на которую часто полагается GNSS, — это кинематика в реальном времени или RTK. Кинематика в реальном времени — это метод глобального спутникового позиционирования, который помогает GNSS повысить достоверность и точность целевых данных. Что касается позиционирования, определения местоположения и максимальной точности, сочетание GNSS с RTK повышает уровень точности, не похожий ни на что другое. RTK усиливает фазовый сигнал, которым обмениваются передатчик и приёмник, обеспечивая, тем самым, точность сантиметрового уровня и корректировку сигнала в реальном времени.


Что такое GNSS или глобальная навигационная спутниковая система?

Глобальные навигационные спутниковые системы были первоначально разработаны ВВС США, тогда технология называлась Global Positioning System или GPS, и её можно было использовать только в вооруженных силах США. Со временем технология GPS стала доступна каждому на этой планете. Теперь, когда каждый смартфон оснащённый GPS находится в лёгком доступе для всех, правительства нескольких стран решили вывести эту технологию на более продвинутый, точный и долгосрочный уровень. Таким образом, появление глобальных навигационных спутниковых систем или GNSS стало официальным явлением для потребителей частного сектора.

В настоящее время, помимо США, ГЛОНАСС России и Галилео Европейского Союза являются двумя основными действующими GNSS, работающими на поверхности нашей планеты. С появлением технологии GNSS начали работать многие вспомогательные технологии, известные как региональные навигационные системы (Regional Navigation Systems). Концепция технологии такая же, как и у GNSS, но охватывает меньше географических областей.


Как работает глобальная навигационная спутниковая система или GNSS?

Спутники GNSS имеют две несущие волны, зафиксированные в диапазоне L, а именно L1 (1575.42 МГц) и L2 (1227.60 МГц). Основное назначение этих двух диапазонов волн — передавать сигналы с подключенного спутника на поверхность земли. Согласно Techopedia, использование технологии L-диапазона может снизить накладные расходы, обеспечивая при этом надёжное соединение, которое менее подвержено прерываниям. Внедрение L-диапазонов при правильном расположении антенн даёт ряд преимуществ для сельскохозяйственных дронов, морских технологий, удаленного мониторинга и многого другого.

С другой стороны, приёмники GNSS, размещённые на поверхности земли, состоят из антенны и блока обработки. Назначение антенны — принимать кодированные сигналы от подключенных спутников, а задача блока обработки — декодировать сигналы в значимую информацию.


Примечание: для определения положения одного приёмника, GNSS должна собирать данные как минимум с трёх отдельных спутников.

Каждый спутник GNSS вращается вокруг Земли с интервалом 11 часов 58 минут и 2 секунды. Информация о времени, передаваемая спутником, передаётся с помощью кодов, с тем чтобы приёмник мог определить временной интервал, в течение которого передавался код.

Сигналы, передаваемые со спутника, содержат кодированные данные, которые помогают приёмникам точно определять его местоположение, а сам приёмник позиционирует себя точно в соответствии с положением спутника.

IC приёмник вычисляет разницу во времени между временем вещания и временем приёма кодированного сигнала. Как только приёмник позиционируется точно относительно спутника, блок обработки переводит местоположение приёмника с точки зрения широты, долготы и высоты. Вот так на основе этой простой концепции, каждая GNSS работает на поверхности этой планеты.


Применение глобальных навигационных спутниковых услуг

Появление технологии GNSS привело к изменению концепции отслеживания местоположения с высокой степенью точности и широким диапазоном охвата. Существует несколько основных вариантов применения GNSS, которые помогли миру увидеть лучшее будущее.

GNSS для навигации

Среди всех других технологий концепция GNSS оказала большое влияние на навигационные технологии. В последнее время GNSS была включена в автомобильную промышленность, теперь почти каждая автомобильная компания интегрирует технологию GNSS в свои модели автомобилей. Интеграция технологии GNSS помогает водителю легко перемещаться по неизвестным маршрутам, чтобы исследовать дороги мира.


Что такое WAAS?

По данным Федерального управления гражданской авиации, в отличие от традиционных наземных навигационных средств, система расширения зоны действия (Wide Area Augmentation System или сокр. WAAS) предоставляет навигационные услуги по всей Национальной системе воздушного пространства (National Airspace System или сокр. NAS). WAAS предоставляет дополнительную информацию приёмникам GPS /WAAS для повышения точности и целостности оценок текущего местоположения.


Что такое GBAS или LAAS?

Исторически сложилось так, что Федеральное управление гражданской авиации (Federal Aviation Administration или сокр. FAA) когда-то упоминало то, что мы теперь называем GBAS, LAAS. Согласно веб-сайту Федерального управления гражданской авиации, наземная система дополнения (Ground-Based Augmentation System или сокр. GBAS) — это система, которая обеспечивает дифференциальные поправки и мониторинг целостности глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS).


Помимо широкого спектра применения GNSS в автомобилях и самолётах, GNSS также используется для навигации катеров/яхт и кораблей на поверхности воды.

Примечание: на судах также используется функциональный блок GNSS получивший название «Man Overboard/Человек за бортом» или сокр. MOB. Данная функция позволяет экипажу корабля точно отметить местонахождение человека, упавшего за борт.

GNSS для съёмки и геологического картирования

Геодезическая съёмка и геологическое картирование — ещё одно важное применение GNSS. Большинство приёмников GNSS используют данные сигнала, генерируемые на частоте волны L1, для выполнения геологического картирования. Он оснащён точным кварцевым генератором, который помогает волне уменьшить ошибки часов при картировании. Исследователи могут также проводить высокоточные измерения путем расчёта соответствующего смещения между датчиками GNSS.


Например, если активно деформирующаяся область (скажем вулкан) окружена несколькими приёмными станциями, то GNSS может пригодиться для обнаружения любого вида деформации или движения земли.

Применение GNSS в других отраслях

Помимо вышеуказанных вариантов применения GNSS, к числу важных также можно отнести:

  1. Мобильная спутниковая связь
  2. Экстренные и точные услуги на основе местоположения
  3. Улучшение прогноза погоды
  4. Фотографическое геокодирование
  5. Маркетинг и многое другое


Датчики инерциальных измерительных устройств или системы INS

Инерциальный измерительный блок (Inertial Measurement Unit или инерционный датчик; сокр. IMU) играет жизненно важную роль в глобальных навигационных спутниковых системах. Как уже говорилось выше, система GNSS собирает сигналы данных по крайней мере от трёх из находящихся на орбите спутников, где каждый сигнал, принимаемый приёмниками, является невероятно точен.

Однако, если сигналу препятствуют какие-либо препятствия, такие как деревья, валуны или здания, сигнал больше не может обеспечивать точное позиционирование. Инерциальный измерительный блок — это своего рода инерционный датчик, который вычисляет вращение и ускорение движущегося тела для определения его положения в пространстве.


Немного углубимся в детали

IMU состоит из 6 дополнительных датчиков, расположенных по трём другим ортогональным осям, где каждая из которых также состоит из акселерометра и гироскопа. Задача акселерометра — измерять линейное ускорение движущегося тела, в то время как гироскоп измеряет ускорение вращения. Таким образом, вычисляя значения этих двух сенсоров, система может легко определить точное местоположение движущегося тела.
В тандеме GNSS и IMU предоставляют конечным пользователям более мощные и точные навигационные решения.

Подытожим

Благодаря последним технологическим достижениям, многие концепции и технологии существенно изменили игровое поле для робототехники, спутниковой связи и навигации в том виде, в каком мы их знаем. Глобальная навигационная спутниковая система является ключевым игроком среди инновационных технологий, которые улучшили повседневную жизнь, какой мы знаем её сегодня. Более того, RTK обеспечивает GNSS сантиметровым уровнем точности с возможностью корректировки сигнала в режиме реального времени. Совместное использование GNSS и RTK обеспечивает максимальную точность и высочайшее качество отслеживания, которое вам необходимо. В конце концов, GNSS и RTK составляют самую мощную комбинацию на рынке сегодня.

В этом обзоре мы разобрали все возможные области, касающиеся GNSS, и подробно обсудили её концепции, принципы работы и применение. Надеемся, что представленный материал в полной мере проинформировал вас о технологии GNSS, просветил и вдохновил к достижению поставленных целей. Благодарим за внимание.

Читайте также: