Как работает рекомендательная система apple music

Обновлено: 03.07.2024

Неделю назад Apple запустила в ста странах, включая Россию, свой музыкальный стриминговый сервис. «Афиша» рассказывает, как им пользоваться, и перечисляет главные достоинства и недостатки.

Как пользоваться Apple Musiс: все плюсы и минусы

Как подключить

На мобильном устройстве обновите систему до версии 8.4 — иконка «Музыка» автоматически сменится на новую.

Сразу включите возможность прослушать цензурированные треки — их в Apple Music довольно много («Настройки» -> «Основные» -> «Ограничения» -> «Музыка, подкасты» -> передвинуть ползунок).

На компьютере нужно обновить iTunes 12.2.

На Apple TV и Android сейчас Apple Music не работает, однако должна там появиться.

Сколько платить

Если пользоваться Apple Music вы не хотите, отключить сервис можно так: «Настройки» -> «Музыка» -> отключите «Показать Apple Music»; «Настройки» -> «Основные» -> «Ограничения» -> отключите «Подключение к Apple Music».

Зачем это нужно

Apple обещает предоставить пользователю три новые возможности:

неограниченный доступ к более чем 30 млн песен, за которые не надо платить по отдельности; радиостанции; социальную сеть, в которой можно следить за новостями любимых музыкантов.

Все это действительно предоставляется, но с некоторыми оговорками. Обо всем по порядку.

Apple Music — это сразу несколько сервисов в одном.

Вкладка «Для вас» — здесь можно выбрать интересующие вас жанры и любимых музыкантов (а также сделать так, чтобы нелюбимые никогда не появлялись в Apple Music), тогда Apple выдаст подборки с названиями вроде «Дамы вперед: нежный инди, часть 1» и «Полуночное настроение». Подборки меняются в течение дня. Сбросить настройки можно, нажав слева сверху на значок доступа к личной информацией (заодно займите себе никнейм).

«Новое» — новинки и топ-чарты по жанрам: как по всем сразу, так и по отдельным (есть даже детская музыка и русский шансон с топ-артистом Михаилом Бубликом). Здесь же можно найти последние релизы и плейлисты вроде избранного из русской поп-музыки и песен музыкантов, выступивших на «Нашествии», «Поездки на дачу с друзьями», «На велике с поп-музыкой» и «На велосипеде под рок-музыку».

«Радио» — сервис, подбирающий музыку по запросу, где отдельно выделены музыка для тренировок и для расслабления. За рубежом — в том числе на Украине, в Белоруссии и Казахстане — доступно интереснейшее радио Beats 1 с диджеями из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Лондона, включая Зейна Лоу и в ближайшем будущем Dr. Dre. В России оно отчего-то недоступно (было бы здорово сделать его своим будильником), хотя есть варианты.

«Плейлисты» — здесь размещены плейлисты, которые можно составлять самостоятельно из треков в Apple Music.

«Моя музыка» — ваша привычная фонотека, в которую добавляются треки, сохраненные из Apple Music.

Как слушать Apple Music офлайн

Вы можете сохранить для прослушивания без интернета любую песню, найденную в Apple Music (да, обычный поиск тоже работает, и, кстати, российской музыки тут немало). Для этого нужно нажать рядом с песней «Сделать доступным офлайн».

Но помните, что вы не скачиваете музыку. Файлы, поскольку они защищены DRM (digital right management), вам не принадлежат — через три месяца, если вы решите не продлевать подписку, они перестанут быть доступными в вашей фонотеке. При этом вы не можете послушать их в другой программе или залить в другой плеер.

Более того, если вы планируете загрузить всю музыку с вашего компьютера в iCloud, знайте, что Apple добавит к ней DRM-защиту — и вы не сможете выкачать обратно те файлы, аналог которых есть в фонотеке Apple.

Таким образом, вы получаете легальный (sic!) музыкальный сервис с развитой системой рекомендаций. Это не уникальное предложение, но, раз оно уже доступно в вашем устройстве, почему бы не попробовать? Тем более Spotify в России без специальных надстроек не работает — и не будет, по информации на февраль нынешнего года, работать ближайшие три-пять лет.

Apple Music работает и с Siri — и, с одной стороны, это удобно. С другой — может она далеко не все

Недостатки

Многочисленные жалобы на то, что после подключения к медиатеке iCloud и установки нового iTunes музыкальная коллекция спутывается, поскольку не принимается во внимание существование разных версий одного и того же трека (а иногда обложку Radiohead сервис принимает за обложку альбома Weezer).

Интерфейс далек от идеального — именно поэтому «Афиша» тоже пишет свою версию «Как это работает». Кроме того, чтобы во время прослушивания трека попасть на страницу интересующего вас музыканта, нужно нажать на три точки рядом с названием трека, еще раз нажать на название и только затем — на страницу музыканта. Вообще, в других приложениях многие вещи сделаны куда удобнее. Для сравнения, чтобы включить проигрывание музыки в режиме Shuffle, в Apple Music придется пройти 14 этапов, а в Spotify всего 4.

В мобильном приложении есть и другие баги вроде не всегда проигрываемых видео, появляющегося посреди экрана значка регулятора громкости, проблем с включением iCloud — и не только. От родного приложения Apple ждешь несколько большей стабильности.

У Spotify есть функция Connect, соединяющая все устройства в одну сеть и позволяющая использовать один гаджет (например, телефон) для управления музыкой на другом (например, компьютере). Это дико удобно, но Apple почему-то назвала тем же словом социальную сеть, а вот совместимость разных устройств пока развита слабо.

Нельзя прямо в приложении посмотреть, что слушают ваши друзья.

Можно отмечать понравившиеся вам песни, но затем этот список для просмотра нигде не доступен.

Apple Music недоступна в таких странах, как Турция и Израиль.

Довольно чудовищно звучащие на русском языке названия плейлистов вроде «Деликатесы в стиле трипхоп», при этом русскоязычные описания музыкантов часто отсутствуют.

Качество звучания

Ранее сообщалось, что битрейт музыки в Apple Music будет равен 256 кб/с — информация не подтверждена, но, по некоторым исследованиям, лучше все же звучат треки в Spotify. Впрочем, разница незначительна и действительно существенна лишь для тех читателей, кто обладает хорошей аудиоаппаратурой и всерьез собирается использовать ее для прослушивания музыки через стриминговые сервисы. Лучше всего они звучат в Tidal — который, впрочем, не работает в России.

Что думают музыканты

Тейлор Свифт заставила Apple изменить политику сервиса.

Том Йорк, известный противник потокового музыкального вещания, в том числе Spotify, разрешил разместить альбомы, созданные при его участии, в Apple Music.

Принс убрал свою музыку отовсюду, и Apple Music не стал исключением. Им стал скандально неуспешный Tidal.

Еще в Apple Music нет The Beatles, а некоторые песни — например, группы The Black Keys — отображаются, но недоступны для прослушивания.

Инди-музыканты просят подписать выходные данные.

Заключение

Apple не совершила революцию и не придумала стриминговый сервис, которым будут пользоваться все или даже, возможно, большинство слушателей по всему миру.

Однако Apple Music сейчас выглядит особенно привлекательно не только для тех, кому не нужно искать редкую музыку, но и для российского пользователя. Apple позволила попробовать самое полное и доступное мобильное приложение — из тех, что на данный момент бесплатны, — для стриминга музыки, попутно ограничив в App Store возможности приложений, работающих с «ВКонтакте». Любопытно будет поговорить про Apple Music через три месяца, когда сервис станет платным и его будет логично сравнивать с предложениями от «Яндекса», Google, Zvooq, Deezer и Microsoft (а также Spotify, Tidal и другими сервисами, если они будут когда-либо доступны в России) — и узнать, готовы ли будут российские пользователи платить за легальный контент. Если да — это что-то изменит, и Россия перестанет быть одним из самых пиратских мировых музыкальных рынков.

Миллионы людей по всему миру пользуются музыкальными стриминговыми сервисами, то есть слушают песни, не скачивая их на устройства. Сегодня этот рынок обладает огромным потенциалом. За первую половину 2016 года количество аудиостримов в США удвоилось, по сравнению с 2015 годом.

Более того, к концу 2015 года количество подписчиков музыкальных стриминговых сервисов составило 68 миллионов по всему земному шару, и эта цифра продолжает расти. Сегодня на этом рынке работает множество популярных компаний начиная с зарубежных Spotify, Pandora, 8tracks и заканчивая российскими Яндекс.Музыка и Zvooq.

Почему пользователи так любят стриминг? Потому что это удобно – не нужно заморачиваться с физическими носителями, не нужно скачивать музыку к себе на устройство – все композиции находятся буквально в шаговой доступности. Но одна из главных причин популярности стриминга – это музыкальные рекомендации.


/ фото Patrik Nygren CC

Думается, что каждому из нас надоедает музыка, которую мы «заслушали до дыр», хочется чего-то нового, потому такие сервисы, как, например, Tidal и Apple Music, предлагают подборки из песен, подходящих под наши музыкальные вкусы.

Чтобы составить плейлист, компаниями используется колоссальное количество данных, обрабатываемых машинными алгоритмами. Брайан Уитман (Brian Whitman), старший научный сотрудник в Spotify и соучредитель Echo Nest, всю свою профессиональную карьеру «учит компьютеры музыке».

Он выделяет четыре подхода к анализу музыки для составления рекомендаций: использование данных о популярности композиции (количество прослушиваний и покупок песни) и мнений критиков, а также анализ текста и акустический анализ. Первые два типа анализа имеют один существенный недостаток – они не способствуют продвижению музыки малоизвестных исполнителей, потому мы уделим внимание двум оставшимся вариантам.

Акустический и текстовый анализ

Можно сказать, что история компании Echo Nest началась в тот момент, когда Уитман, будучи еще студентом, создал программу, анализирующую музыкальные блоги с применением технологий обработки естественных языков (natural language processing). Сегодня его алгоритм развился и постоянно изучает веб, просматривая около 10 миллионов страниц, имеющих отношение к музыке.

Любая фраза, которая появляется в интернете и имеет отношение к музыке, проходит через системы Echo Nest, выискивающие дескрипторы, ключевые слова и связанные с ними термины. При этом каждый термин имеет собственный вес, который говорит о его важности (по сути, он представляет собой вероятность того, что кто-то опишет песню этим словом). Списки рекомендаций формируются путем сопоставления выявленных дескрипторов с дескрипторами любимых песен пользователей.

Что же касается второго способа формирования рекомендаций – акустического анализа, то он не применяется сервисом в чистом виде. Пока еще нельзя говорить о качественном распознавании, например, музыкальных инструментов. Однако несмотря на это анализ сигнала играет очень важную роль в работе рекомендательных алгоритмов. Например, люди хотят, чтобы плейлисты были «гладкими»: после тихой и спокойной песни не может идти громкая, а в плейлистах, составленных для пробежек, темп должен постепенно возрастать.

Анализ песни начинается с того, что звук разбивается на небольшие кусочки, размером от 200 мс до 4 с, в зависимости от того, как быстро изменяется «рисунок» песни. Затем для каждого сегмента определяется громкость, тембр, также выявляются используемые музыкальные инструменты; устанавливается к какой части композиции (припев, куплет и т. д.) относится этот сегмент.

Далее, полученная информация объединяется и анализируется с помощью инструментов машинного обучения. Это дает нам возможность понять песню на «высоком уровне. После этого композиция получает особые метки (энергичность, живость и другие), которые выполняют описательную функцию.

Именно благодаря разработке таких мощных технологий компании Echo Nest удалось стать мировым лидером в алгоритмах анализа музыки. По этой причине в 2014 году её и купили титаны музыкального стриминга Spotify. Spotify – это мировой лидер стриминга музыки с 30 миллионами платных подписчиков. При этом компания получает тысячи восторженных отзывов о своих рекомендательных сервисах.

Своим успехом компания обязана коллаборативной фильтрации (collaborative filtering). Этот подход позволяет предсказывать предпочтения пользователя на основе его истории потребления контента – лайков, количества прослушиваний и др. – путем сравнения с данными других пользователей. Таким образом, алгоритм выявляет песни, идеально подходящие клиентам без вмешательства человека.

Будущее рекомендательных сервисов

Однако есть технологии, способные вывести рекомендательные сервисы на совершенно иной уровень. Сандер Дилеман (Sander Dieleman), исследователь в Google DeepMind, был соавтором статьи, в которой утверждалось, что нейронные сети и глубинное обучение могут справляться с рекомендациями аудио куда эффективнее коллаборативной фильтрации.

Дилеман начал исследовать возможности сверточных нейронных сетей (convolutional neural network) с 7–8 слоями. В частности, он использовал алгоритм t-SNE, который позволяет визуализировать многомерные данные. Сети, которые тренировал Дилеман, научились определять музыкальные инструменты, аккорды, и даже гармонии и прогрессии. Первый слой сети выделил 256 различных фильтров, например, «пение вибрато» и «бас-барабан». Более того, сеть самостоятельно нашла и объединила в плейлисты китайские поп-песни.

Решение Дилемана хорошо себя показало, и в случае успешного тестирования на реальной системе будет использоваться совместно с данными других алгоритмов. Однако стриминговые сервисы не останавливаются только на анализе песен и персональных музыкальных предпочтений клиентов.

Примерно год назад компания Spotify объявила о намерении собирать данные о местоположении, контактах и голосе пользователей. Спустя шесть месяцев, стало известно еще об одном нововведении: Spotify объединила усилия с компанией Runkeeper, с целью использовать физические данные клиентов для подборки треков, идеально подходящих к их темпу бега. Еще несколько лет назад такое показалось бы фантастикой.

Возможно, в будущем с помощью сенсоров движения в телефонах можно будет определить, бежите ли вы, едете на велосипеде или ведете машину. Сенсор частоты сердцебиения поможет определять степень вашего напряжения или волнения. Помимо этого многое могут сказать и данные о физическом состоянии пользователей во время сна.

Предпочтения, пульс, движение, сон. Что будут учитывать рекомендации будущего – погоду, уровень дофамина в крови? Существующие технологии уже кажутся невероятными, однако есть все предпосылки тому, что все станет гораздо невероятнее.

Favorite

В закладки

Я всё чаще замечаю, что находить новую музыку по интересам (и тем более вне их) стало сложнее.

Много времени уходит на поиск, на скроллинг, на рандомные тапы по ничего не говорящим названиям треков.

Тем временем готовые плейлисты, рекомендации и тем более «топы» Apple Music стали однообразными. Я это уже слушал. Это мне не нравится. Это и так везде играет.

Где тогда находить действительно новую музыку? Неожиданную, необычную, раскрывающую горизонты предпочтений? Где настоящее «инди», чей час ещё не пробил, но чьи треки хочется ставить на репит наперекор всем трендам?

Только вдумайтесь: 50 с лишним миллионов треков есть в Apple Music, а мы почему-то слушаем одно и то же !

У меня давно в голове крутится идея о функции, которая могла бы пробить брешь в проблеме всех музыкальных сервисов – эхо-камере рекомендаций.

Чтобы выйти из неё, нам нужен новый Shuffle.

Давно находили обалденный трек в Apple Music, о котором никто не знает? Давно.


Есть неописуемо приятное чувство: случайно нашёл шикарную песню, которую ещё никогда не слышал. Будто «жемчужину» выловил в море!

Когда появился Apple Music, я надеялся, что это чувство будет теперь перманентным. Однако музыкальные сервисы пошли другим путём.

Три системы рекомендаций составили основу не только Apple Music, но и любого другого музыкального сервиса. Они так взаимосвязаны, что все вместе образуют проблему, которую были призваны решить.

Топы. Тут всё понятно. Что популярно, то в топе. Респект Apple, что в 2019 году поделила «топы» на страны. Хоть какое-то разнообразие.

Редакторские рекомендации. Зайдите сами в приложение, откройте вкладку Обзор. Что здесь? Правильно, готовые плейлисты по интересам, сделанные редакторами сервиса. Плейлисты хорошие, но сделанные людьми, экспертами. Человеческий фактор присутствует.

И если ваши вкусы, мнение не совпадают, то пользы от таких плейлистов будет мало.

Поэтому в сервисах есть и «машинные» рекомендации: они формируются на основе того, что вы слушаете. В теории отличная система, свободная от предубеждений.

Это живая экосистема, и из-за этого возникает «баг». Назовём его известным термином – эхо-камерой.

Эхо-камера реальна. Вы слушаете то, что рекомендуют – и вам рекомендуют то, что вы уже слушали.


Если если начинаете слушать то, что вам рекомендуют редакторы, то машинные рекомендации становятся аналогичными, а сами треки получают лёгкий пинок в строчку «топов».

Слушая «топы», вы заставляете машинные рекомендации предлагать вам больше похожего, а редакторов – копать глубже в этот поджанр или в подборку исполнителей.

Умножаем эти эффекты на миллионы пользователей и массовый сбор-обработку статистики. Получаем бесконечный круг. Возникает невидимая, но абсолютно реальная эхо-камера.

И она завлекает в себя всех, от случайных пользователей до меломанов.

Эхо-камера стриминга создаёт «попсу» и убивает творчество


Немного окунусь в метафоры, чтобы не перегружать читателей.

Рекомендательные инструменты созданы, чтобы проще находить ту самую «жемчужину» в стриминговом море. Но они же и сузили радиус поиска. Для самих себя и для пользователей тоже.

Наши рекомендации, будь то редакционные или автоматические, стали заложниками хайпа, трендов, популярности. Радиус поиска музыкальных жемчужин не увеличился – наоборот, он даже сузился.

Корабли стриминговых сервисов раскидывают сети там, где это модно. «Роботы» и люди-редакторы, толкаясь в одном месте, закидывают удочки, зондируют и бурят до самого дна.

Наша медиатека загоняется в эхо-камеру. Слушаем то, что популярно. Нам рекомендуют похожее. Музыканты и продюсеры делают то, что мы слушаем чаще всего. И так по кругу.

Тем временем бескрайние музыкальные просторы пустуют, демотивируя творить дальше их обитателей, обделённых прожекторами стриминговых траулеров .

Получаем такие «топы»:


Здесь пять треков еле-еле отличаются от остальных. Ещё пять начинаются на 98% одинаково. Остальные пять вообще почти ничем не отличаются, кроме слов. Даже бит как будто друг у друга взяли.

Плохо ли это? Конечно нет! Каждому своя музыка. Но разнообразия нет. Эхо-камера в действии.

Ладно ещё российский «топ», у нас хоть необычные штуки иногда пробиваются наверх. Американский намного хуже:


Знаете, сколько жанров и даже поджанров музыки среди этих 15 треков? ОДИН.

А если полистать топ дальше, этому жанру принадлежат 95% треков.

Я не говорю, что популярная музыка, тем более мамбл-рэп и прочие трендовые темы – это зло. У каждой страны, поколения, года и даже сезона всегда был и будет конкретный музыкальный тренд.

Но то, что стены эхо-камеры музыкальных трендов стали толще благодаря стримингу – имхо, очевидный факт.

Поэтому в Apple Music, а в идеале и всех стриминговых сервисах, я хочу однажды увидеть новую кнопку: случайный трек.

«Удиви меня», Apple Music. Этот рандомный плейлист спасёт


Пора обновить идею функции Shuffle до реалий стриминговых сервисов. Нужна новая функция.

Назову её пока так, лучше не придумал: «Удиви меня». В комментариях можете другие варианты предлагать.

«Удиви меня» перемешивает ВЕСЬ Apple Music . Да, весь сервис разом, все 50+ миллионов треков. И делает из них плейлист полного рандома – без оглядки на рекомендательные системы вообще.

Вы нажимаете на кнопку, и вам генерируется живой бесконечный плейлист по всей базе сервиса. Удивительно, но такой функции я не увидел ни в одном популярном музыкальном сервисе.

Идея не нова, аналогично работает Google. Зайдите на их стартовую страницу, введите любой запрос и нажмите на кнопку «Мне повезёт». Вместо результатов поиска вам выпадет тот, который по мнению алгоритмов вам был нужен больше всего.

Идеальное ли это решение проблемы? Наверное, нет.

Честный и полный «рандом» беспощаден – вернёмся к метафоре с «океаном». 90% от него – это просто вода. И с музыкой то же самое: нет ни одной гарантии, что даже 100 абсолютно случайных треков не окажутся ерундой. Поиск «жемчужины» может затянуться.

Поэтому в ответ (себе же) предлагаю решение: в «Удиви меня» можно добавить немного машинного обучения, сужающего результаты рандомизации. Допустим, обрамить его в модель сервисов знакомств. Как в Tinder. Пример анимации взял отсюда.

Каждый раз, когда включаете рандомную песню, вы можете провести пальцем вправо – значит, она совсем не понравилась. Система сразу отбрасывает похожие треки, исключает их из бесконечного плейлиста.

Проводите пальцем влево – система пересобирает следующие треки плейлиста, чтобы они чуть ближе соответствовали предыдущему.

Ну а если просто нажмёте на Next, то ничего и не будет, пойдёт следующий трек без изменения параметров выборки.

Вот таким нехитрым способом вы медленно, но уверенно подберётесь к тому, что вам действительно понравится. Беспощадный рандом по методу исключения, с постепенной персонализацией, цель которой – найти вашу собственную «жемчужину».

Идею можно развивать и дальше. Но не буду, и так получилось немного заумно.

Я бы проводил с такой фичей целые вечера. Это по-своему приключение, даже игра. Которая расширяет музыкальный кругозор и предпочтения, а призом в ней становится новый любимый трек, о котором больше никто в радиусе 50 километров ещё не знает.

(39 голосов, общий рейтинг: 4.69 из 5)

Favorite

В закладки


Раздел «Слушать» в приложении «Музыка» позволяет воспроизводить и изучать избранные альбомы, плейлисты, интервью и персональные подборки, выбранные на основе Ваших предпочтений.

На экране «Слушать» показана кнопка профиля в правом верхнем углу. Ниже отображаются плейлисты «Подборка лучшего». Под ними находится раздел «Недавно воспроизведенные», в котором показаны два альбома.

Выбор любимых жанров и артистов

При первом выборе раздела «Слушать» Вам будет предложено указать свои предпочтения в Apple Music. Apple Music будет использовать эти предпочтения, чтобы рекомендовать Вам музыку.

Коснитесь названия жанров, которые Вам нравятся (коснитесь дважды, чтобы отметить жанры, которые Вам нравятся; коснитесь и удерживайте жанры, которые Вам не интересны).

Коснитесь «Далее» и выполните те же действия для появившихся имен артистов.

Чтобы добавить исполнителя, которого нет в списке, коснитесь «Добавить артиста» и введите имя исполнителя.

Воспроизведение музыки

Коснитесь «Слушать», затем коснитесь плейлиста или альбома.

Коснитесь «Воспроизвести» или коснитесь «Перемешать», чтобы перемешать композиции в альбоме или плейлисте.

Можно также коснуться и удерживать плейлист или альбом, а затем коснуться «Воспроизвести».

Воспроизведение песен из каталога артиста

Откройте страницу артиста и коснитесь рядом с именем артиста.


Приложение «Музыка» включает песни из всего каталога артиста и воспроизводит его хиты и редко исполняемые композиции в случайном порядке.

Сообщите Apple Music, что Вам нравится

Можно выполнить описанные ниже действия.

Коснитесь и удерживайте альбом, плейлист или песню, затем коснитесь «Нравится» или «Предлагать меньше похожих».

На экране «Исполняется» коснитесь кнопки , затем коснитесь «Нравится» или «Предлагать меньше похожих».

Если Вы будете сообщать Apple Music, что Вам нравится и не нравится, в будущем рекомендации будут точнее.

Оцените музыку в своей медиатеке


Откройте «Настройки» > «Музыка».

Включите функцию «Показ рейтинга звездами».

В приложении «Музыка» коснитесь и удерживайте песню в медиатеке, коснитесь «Присвоить рейтинг» и выберите оценку от одной до пяти звезд.

Рейтинг песен синхронизируется на всех Ваших устройствах, которые используют такой же Apple ID.

Эта функция появляется, только если у Вас уже есть рейтинги звездами из синхронизированной медиатеки на Вашем устройстве.

Отключение отслеживания прослушиваемой музыки в Apple Music

Если Вы не хотите, чтобы подписчики в Apple Music видели музыку, которую Вы слушаете, выполните следующую последовательность действий.


Откройте «Настройки» > «Музыка».

Отключите функцию «Использование истории».

Отключение истории прослушивания влияет на новые музыкальные рекомендации и на содержимое плейлистов «Мой год».

Читайте также: