Коммутатор 0529 3734 распиновка

Обновлено: 05.07.2024

С самого начала, после установки коммутатора от ВАЗа, бесила его работа при пуске. После включения питания он почти сразу отключает катушку, и чтобы он вновь ожил нужно хотябы два сигнала от датчика холла.

Т.е. если пнешь кик недостаточно энергично, то реакции вообще никакой. Это нормально при заводе стартером, но на кикстартере можно прыгать долго и безрезультатно. Приходится шаманить с запуском - включаешь зажигание и сразу прыжок на кик, если не завел - выключаешь зажигание, снова включаешь и т.д. ну или прыгать на кике в темпе бешеной курицы.

Когда мне это надоело (а случилось это довольно быстро), я обратился к первоисточникам. В большинстве коммутаторов используется наша спец букашка КС1055ХП1 (иногда в начале и в конце обозначение другое но 1055ХП присутствует всегда), это аналог импортной L497 с той разницей, что на нашей четыре лишних неиспользуемых ноги - две крайних спереди и две крайних сзади (в общем по углам), т.е. L497 имеет 16 ног, а 1055 имеет 20 ног. В доке на 497 есть схема, так вот на ней резистор R7 задает время срабатывания безискрового отключения катушки. Обычно он на 63КОма, что дает около 0,8с. Задача - заменить его на больший резюк, например 470КОм, 560КОм, 630КОм при этом время возрастет в столькоже раз. Может если его просто отпаять то отключения вообще не будет, но я это не пробовал.

Резюк расположен в зависимости от конкретной модели коммутатора, поэтому придется его искать самому. Он висит на 12 ноге микрухи L497, если наша 1055, то это будет 15 нога. Как номеруются ноги на L497 гляди в доке, а на 1055 смотри рисунок, первый вывод отмечается кружком на корпусе.

Резисторы обычно чиповые, если не знаешь как они маркируются смотри сюда. Маркировка из трех цифр - первая пара задает номинал, последняя цифра - степень 10. Например так маркируется 63КОма: 633 - значит номинал 63, множитель 3 (10 в степени 3) = 63 * 1000 Ом.
470КОм: 474, номинал 47, множитель 4 (10 в степени 4) = 47 * 10000 Ом.
560КОм: 564, номинал 56, множитель 4 (10 в степени 4) = 56 * 10000 Ом.
630КОм: 634, номинал 63, множитель 4 (10 в степени 4) = 63 * 10000 Ом.

Если проблемы с доставанием чиповых резисторов, можно попробовать изловчиться и припаять обычный, с проволочными выводами.

Так переделывались коммутаторы фирмы Астро 95.3734, 96.3734, 961.3734. Коммутаторы ВТН типа 0529.3734, 0729.3734 и некоторые другие основаны на другой элементной базе и таким образом не переделываются.


Коммутатор 036.3734 поставляется в старооскольском комплекте бесконтактной системы зажигания. Говорила мама — не бери комплектом! Но тогда мне было пофиг… я перегонял своего первого ежа, а его контактная система зажигания парила мозги, вот пришлось по быстрому взять комплектик и воткнуть. На да, собственно вполне рабочий комплект… вот уже на второй машине живет…

Коммутатор этот мне сразу не понравился. А через месяц у него покоробилась от перегрева пластиковая крышка и отклеилась. Приклеил на герметик. Этим летом, когда было 35 градусов жары, в пробках на машине появлялись признаки кончины бензина — на ХХ начинала вдруг дрыгаться и глохнуть, при попытке ехать начинала скакать как лошадь, приходилось давить тапку в пол и пытаться хоть как-то съехать с дороги. Грешил на бензонасос. Поменял. Поменял бензошланги, хомуты, протянул все. Не помогало. Что только не делал. Потом вдруг заметил, что в периоды такого поведения показания тахометра на соответствуют оборотам двигателя, а при выезде из пробки, по мере остывания подкапотки, обороты постепенно подрастали, а симптомы постепенно исчезали. Поэтому стало чевидно, что дело в коммутаторе. И при очередных симптомах вылез, открыл капот, глянул коммутатор… он был раскаленный как утюг!

В общем настало время обзавестись запасным коммутатором. Т.е. поставить нормальный коммутатор, а этот положить в запас на всякий пожарный. Вот он, старый коммутатор:


Коммутатор 036.3734 из старооскольского комплекта БСЗ



Внимательный читатель заметит, что жгут зажигания тоже не из комплекта. Так и есть. В комплекте жгут страшненький. Поэтому по случаю давно был заменен на "евро" версию, слегка доработанную — убрал поглубже проводки к катушке и перемотал изоленту на гофре:



Если слегка поработать с подкапотным жгутом и выделить из него провода на систему зажигания, то не придется их удлинять. Их длины хватает за глаза и за уши — вон они лежат вдоль крыла и кончаются уже за пределами капота.

Старая катушка проработала два года и пошла в запас в багажник. И в жару успешно лишилась масла перепачкав половину багажника, за что была отправлена на свалку.

Таким образом от начального комплекта БСЗ остался только трамблер. Поэтому прежде, чем покупать комплект — 1001 раз подумайте — стоит ли? Да, комплектом получается чутка дешевле. Но качество…

Впечатления

Ну это мы углубились в старые ненаписанные отчеты. Возвращаемся к коммутатору. Ибо менялся только он и больше ничего не трогалось вообще. Даже не прикасался. Скажу так — ничего из системы зажигания не давало такого значительного эффекта! Даже замена старой КСЗ на новую БСЗ. В поведении машины мало что тогда изменилось, кроме того что перестала капризничать при заводке. Работала и ездили одинаково. А вот с этим коммутатором произошло то, чего я никак не ожидал на, в принципе, исправной машине:
1. Заводиться стала чуть быстрее, просадка напряжения от работы стартера практически не влияет на запуск.
2. Двигатель стал работать тише, мягче, намного более приятный урчащий звук, что на холостых, что на любых оборотах.
3. Появились низы! Если раньше при маневрах в тесном дворе или парковке двигатель говорил "Не мучай меня!", то теперь мягко, довольно и басовито урчит и делает свое дело. Даже если трогаться на второй. Или ехать 15-20 кмч на 4й передаче.

Работа в бесконтактных системах зажигания автомобилей ВАЗ 2108,
ВАЗ 2109 и других, в том числе иностранного производства, оснащенных аналогичными системами зажигания с датчиком на эффекте Холла.

  • коммутатор нового поколения, разработанный с использованием
    современного быстродействующего IGBT транзистора, что позволяет
    гарантировать надежность системы зажигания даже при самых
    жестких аварийных режимах.
  • разработан специально для возможности установки на автомобили
    с электрическими цепями низкого качества;
  • повышенную помехоустойчивость;
  • работа двигателя при отключенной аккумуляторной батарее,
    при этом гарантируется безотказность коммутатора;
  • длительное неправильное включение напряжения питания,
    при этом гарантируется не только безотказность коммутатора,
    но и отсутствие тока через катушку;
  • изделие имеет осциллограммы токов и напряжений несколько
    отличные от традиционных, в процессе эксплуатации допускается
    незначительный перегрев, что не сказывается на параметрах
    искрообразования и на надежности коммутатора;

    однопроводная схема питания, в которой с корпусом автомобиля
    соединен отрицательный вывод источника питания;

  • устанавливается на предусмотренное для него место в автомобиле при помощи штатных крепежных деталей и штатного разъема,
  • необходимо обеспечить надежный контакт между основанием коммутатора и корпусом автомобиля.

Технические характеристики коммутатора электронного 0529.3734

  • Диапазон бесперебойного искрообразования, об/мин коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового двигателя
  • Время безыскровой отсечки коллекторного тока, с
  • Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин.
    при частоте искрообразования более 200 Гц
    (6000 об/мин коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового двигателя), В

Схема включения коммутатора 0529.3734 в составе системы зажигания ВАЗ 2108, 2109

1 - катушка зажигания 27.3705;
2 - электронный коммутатор;
3 - контакты замка зажигания;
4 - аккумуляторная батарея;
5 - датчик Холла;
6 - распределитель зажигания 40.3706 (53.3706);

Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные. Поэтому для обслуживания и диагностики нужно знать назначение всех элементов, а также методы поиска неисправностей и их основные признаки. Перед тем как проверить коммутатор, внимательно изучите все детали.

Бесконтактная система зажигания

коммутатор это

Всего существует три огромные группы систем – контактная, бесконтактная, микропроцессорная. Первая делится на две подгруппы – контактная и с применением транзистора, работающего в режиме ключа. В конструкции бесконтактной системы зажигания тоже применяются транзисторы. Использоваться активно такая схема стала в начале 80-х годов прошлого века. И она имеет ряд преимуществ, о которых будет рассказано несколько ниже. Схема коммутатора несложная, она может быть реализована как на транзисторах, так и на контроллере.

Но у бесконтактной системы зажигания имеется и много недостатков, если сравнивать ее с микропроцессорной. Последняя позволяет контролировать практически все параметры двигателя. БСЗ делать это не позволяет, также не может она нормально использоваться на инжекторных моторах. Причина устаревания бесконтактной системы заключается не только в развитии электроники и автомобилестроения, но и в принятии жестких мер по обеспечению экологичности двигателей внутреннего сгорания. К сожалению, уменьшить количество вредных веществ в выхлопе позволяет только микропроцессорное управление.

Основные элементы системы

коммутатор ваз

Конечно, первыми стоит указать свечи зажигания. Они установлены в головке блока цилиндров, электроды выходят с внутренней части. Это те элементы, которые позволяют воспламенить топливовоздушную смесь. Но с помощью одних только свечей двигатель работать не сможет. Необходимо контролировать положение коленчатого вала, чтобы знать, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.

Для этой цели используется индуктивный датчик, работающий на эффекте Холла. Он входит в конструкцию другого элемента – распределителя зажигания. Датчик выдает импульс, который поступает на коммутатор. Это устройство позволяет слабый сигнал усилить до напряжения в 12 Вольт, чтобы затем подать его на катушку. Катушка – не что иное, как простой трансформатор (повышающий). У него вторичная обмотка имеет большее число витков, нежели первичная. За счет этого происходит повышение напряжения и уменьшение силы тока. Напряжение в БСЗ на свечи подается при значении 30-35 кВ (в зависимости от модели автомобиля).

Чем БСЗ лучше контактной?

схема коммутатора

Внимательно прочитав предыдущий раздел, можно увидеть, что в системе применен индуктивный бесконтактный датчик Холла. Преимущество очевидно – нет трения и коммутации. Для сравнения обратите внимание на контактную систему. В ней прерыватель коммутирует напряжение, величина которого равна 12 Вольт. Как ни крути, но металлические контакты все время соприкасаются друг с другом, постепенно стираются, покрываются нагаром.

По этим причинам необходимо постоянно следить за прерывателем, регулировать зазор, проводить своевременную замену. БСЗ лишена этих недостатков, поэтому без стороннего вмешательства система работает значительно дольше. Датчик Холла выходит из строя очень редко, как и коммутатор. Это повышает надежность системы, но требуется и соблюдать меры предосторожности, в частности, соединение коммутатора с кузовом должно быть максимально плотным, чтобы обеспечить эффективный теплообмен. Кроме того, БСЗ позволяет улучшить работу двигателя, увеличить, хоть и незначительно, его мощность, наряду с повышением надежности.

Как работает коммутатор

коммутатор зажигания

По сути, коммутатор – это простой усилитель сигнала. Можно сравнить даже со сборкой Дарлингтона, которая используется в микроконтроллерной технике для преобразования слабого сигнала с порта выхода до необходимого уровня. Основа этой сборки – полевые транзисторы, работающие в режиме ключа. На них подается рабочее напряжение, на управляющий вывод поступает сигнал, который усиливается и снимается с коллектора.

Коммутатор зажигания имеет практически аналогичную схему работы. Только используется сигнал с датчика Холла. Он имеет три вывода – управление, общий, плюс питания. При появлении в области датчика металлической пластины происходит генерация тока, который подается на вход коммутатора. Далее происходит усиление сигнала, а также подача его на первичную обмотку катушки. Питание всей системы происходит только лишь после включения зажигания (после поворота ключа).

Основные элементы коммутатора

как проверить коммутатор

Схема коммутатора достаточно простая, но самостоятельное изготовление этого блока бессмысленно, так как готовый вариант купить окажется намного проще. Монтаж должен выполняться максимально грамотно, иначе работа устройства окажется неправильной. Кроме того, при использовании транзисторов нужно тщательно выбирать их по параметрам, а для этого необходимо иметь качественную измерительную аппаратуру. К сожалению, у двух одинаковых полупроводников разброс характеристик может быть очень большим. А это влияет на работу устройства.

Коммутатор ВАЗ, имеющий обозначение 76.3734, состоит из одного основного элемента – контроллера L497. Он создан специально для использования в бесконтактных системах зажигания. Отечественный аналог этого контроллера - КР1055ХП2. Параметры у них практически идентичные, что позволяет использовать любой из контроллеров. Кроме того, эта микросхема позволяет провести подключение тахометра, расположенного на приборной панели автомобиля. Но можно применить и более простую схему, которая представляет собой усилительный блок из двух каскадов. Правда, надежность такого устройства на порядок ниже.

Подключение коммутатора

Случаи бывают разными, не исключено, что придется вам менять проводку. Поэтому потребуется принимать во внимание назначение всех выводов на штекере коммутатора. Это позволит правильно провести подключение, причем риска вывести его из строя не будет. Первый вывод коммутатора – это выход. Другими словами, с него снимается усиленный сигнал. Его нужно соединять с выводом катушки «К». Второй контакт соединяется с массой – минусом аккумуляторной батареи.

Все три провода от датчика Холла идут на коммутатор ВАЗ. Причем сигнальный провод соединяется с шестым выводом коммутатора. Пятый – это вывод для питания (на нем напряжение стабильно 12 Вольт). Третий вывод коммутатора – масса (минус питания). Третий соединен внутри блока со вторым. А вот между четвертым, на который подается питание от АКБ, и пятым имеется постоянное сопротивление и стабилизатор напряжения.

Как осуществить проверку

подключение коммутатора

Ничего сложного нет в этой процедуре. Самый простой способ – это использовать заведомо исправный узел, так как проверить коммутатор таким образом можно буквально за считанные минуты. Но если такового нет, а нужно определить точно, неисправность в катушке либо же в коммутаторе, разумнее использовать другие способы. Потребуется простая лампа накаливания. Если не знаете, где взять ее, то выкрутите из плафона освещения салона либо же из габаритных огней.

Один вывод лампы соединяете с минусом аккумуляторной батареи. Второй подключаете к выводу «1» коммутатора. Это тот самый вывод, с которого снимается усиленный сигнал. Если лампа загорается, то устройство исправно. Более совершенный метод проверки осуществляется при помощи осциллографа. На экране можно видеть величину и форму сигнала, а также сравнить его с эталонным.

Настройка зажигания

какой коммутатор

Корпус трамблера вращается вокруг своей оси, чтобы производить более точную регулировку. И этого оказывается достаточно. Чтобы точно установить момент, можно использовать простейшую схему, в качестве индикатора используется в ней простой светодиод. Датчик Холла отключается от системы, на его минусовой вывод подается плюс питания. Между «+» и сигнальным включается светодиод, для снижения напряжения последовательно с ним включается сопротивление 2 кОм. А вот плюс датчика Холла соединяется с массой. Теперь остается только медленно вращать корпус распределителя. Момент, когда засветится диод, будет являться искомым.

Выводы

Много преимуществ дает такой простой узел в бесконтактной системе зажигания, как коммутатор. Это и повышение мощности, пусть даже незначительное, и уменьшение расхода топлива, и значительное улучшение двигателя с точки зрения надежности. А главное – отпадает необходимость в постоянном контроле и своевременной настройке системы. Современному водителю не хочется заниматься ремонтом автомобиля, ему нужно средство передвижения. Причем надежное, которое не подведет в самый ответственный момент. Независимо от того, какой коммутатор используется в БСЗ, эффективность у него намного выше, нежели у контактного прерывателя.

Читайте также: