Чем отличается имя файла в ms dos от имени файла в windows

Обновлено: 05.07.2024

Длина имени файла зависит от ОС, может быть от 8 (MS-DOS) до 255 (Windows, LINUX) символов.

ОС могут различать прописные и строчные символы. Например, WINDOWS и windows для MS-DOS одно и тоже, но для UNIX это разные файлы.

Во многих ОС имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой, например windows.exe. Часть после точки называют расширением файла. По нему система различает тип файла.

У MS-DOS расширение составляет 3 символа. По нему система различает тип файла, а также можно его исполнять или нет.

У UNIX расширение ограничено размером имени файла в 255 символов, также у UNIX может быть несколько расширений, но расширениями пользуются больше прикладные программы, а не ОС. По расширению UNIX не может определить исполняемый это файл или нет.

2.1.2 Структура файла

Три основные структуры файлов:

Последовательность байтов - ОС не интересуется содержимым файла, она видит только байты. Основное преимущество такой системы, это гибкость использования. Используются в Windows и UNIX.

Последовательность записей - записей фиксированной длины (например, перфокарта), считываются последовательно. Сейчас не используются.

Дерево записей - каждая запись имеет ключ, записи считываются по ключу. Основное преимущество такой системы, это скорость поиска. Пока еще используется на мэйнфреймах.

Три типа структур файла.

2.1.3 Типы файлов

Основные типы файлов:

Регулярные - содержат информацию пользователя. Используются в Windows и UNIX.

Каталоги - системные файлы, обеспечивающие поддержку структуры файловой системы. Используются в Windows и UNIX.

Символьные - для моделирования ввода-вывода. Используются только в UNIX.

Блочные - для моделирования дисков. Используются только в UNIX.

Основные типы регулярных файлов:

ASCII файлы - состоят из текстовых строк. Каждая строка завершается возвратом каретки (Windows), символом перевода строки (UNIX) и используются оба варианта (MS-DOS). Поэтому если открыть текстовый файл, написанный в UNIX, в Windows, то все строки сольются в одну большую строку, но под MS-DOS они не сольются (это достаточно частая ситуация). Основные преимущества ASCII файлов:
- могут отображаться на экране, и выводится на принтер без преобразований
- могут редактироваться почти любым редактором

Двоичные файлы - остальные файлы (не ASCII). Как правило, имеют внутреннею структуру.

Основные типы двоичных файлов:

Исполняемые - программы, их может обрабатывать сама операционная система, хотя они записаны в виде последовательности байт.

Неисполняемые - все остальные.

Примеры исполняемого и не исполняемого файла

«Магическое число» - идентифицирующее файл как исполняющий.

2.1.4 Доступ к файлам

Основные виды доступа к файлам:

Последовательный - байты читаются по порядку. Использовались, когда были магнитные ленты.

Произвольный - файл можно читать с произвольной точки. Основное преимущество возникает, когда используются большие файлы (например, баз данных) и надо считать только часть данных из файла. Все современные ОС используют этот доступ.

2.1.5 Атрибуты файла

Основные атрибуты файла:

Защита - кто, и каким образом может получить доступ к файлу (пользователи, группы, чтение/запись). Используются в Windows и UNIX.

Пароль - пароль к файлу

Создатель - кто создал файл

Владелец - текущий владелец файла

Флаг "только чтение" - 0 - для чтения/записи, 1 - только для чтения. Используются в Windows.

Флаг "скрытый" - 0 - виден, 1 - невиден в перечне файлов каталога (по умолчанию). Используются в Windows.

Флаг "системный" - 0 - нормальный, 1 - системный. Используются в Windows.

Флаг "архивный" - готов или нет для архивации (не путать сжатием). Используются в Windows.

Флаг "сжатый" - файл сжимается (подобие zip архивов). Используются в Windows.

Флаг "шифрованный" - используется алгоритм шифрования. Если кто-то попытается прочесть файл, не имеющий на это прав, он не сможет его прочесть. Используются в Windows.

Флаг ASCII/двоичный - 0 - ASCII, 1 - двоичный

Флаг произвольного доступа - 0 - только последовательный, 1 - произвольный доступ

Флаг "временный" - 0 - нормальный, 1 - для удаления файла по окончании работы процесса

Флаг блокировки - блокировка доступа к файлу. Если он занят для редактирования.

Время создания - дата и время создания. Используются UNIX.

Время последнего доступа - дата и время последнего доступа

Время последнего изменения - дата и время последнего изменения. Используются в Windows и UNIX.

Текущий размер - размер файла. Используются в Windows и UNIX.

2.1.6 Операции с файлами

Основные системные вызовы для работы с файлами:

Create - создание файла без данных.

Delete - удаление файла.

Open - открытие файла.

Close - закрытие файла.

Read - чтение из файла, с текущей позиции файла.

Write - запись в файл, в текущею позицию файла.

Append - добавление в конец файла.

Seek - устанавливает файловый указатель в определенную позицию в файле.

Get attributes - получение атрибутов файла.

Set attributes - установить атрибутов файла.

Rename - переименование файла.

2.1.7 Файлы, отображаемые на адресное пространство памяти

Иногда удобно файл отобразить в памяти (не надо использовать системные вызовы ввода-вывода для работы с файлом), и работать с памятью, а потом записать измененный файл на диск.

При использовании страничной организации памяти, файл целиком не загружается, а загружаются только необходимые страницы.

При использовании сегментной организации памяти, файл загружают в отдельный сегмент.

Пример копирования файла через отображение в памяти.

Создается сегмент для файла 1

Файл отображается в памяти

Создается сегмент для файла 2

Сегмент 1 копируется в сегмент 2

Сегмент 2 сохраняется на диске

Недостатки этого метода:

Тяжело определить длину выходного файла

Если один процесс отобразил файл в памяти и изменил его, но файл еще не сохранен, второй процесс откроет это же файл, и будет работать с устаревшим файлом.

Файл может оказаться большим, больше сегмента или виртуального пространства.

2.2 Каталоги

2.2.1 Одноуровневые каталоговые системы

В этой системе все файлы содержатся в одном каталоге.

Однокаталоговая система, содержащая четыре файла, файлов А два, но разных владельцев

Возможность быстро найти файл, не надо лазить по каталогам

Различные пользователи могут создать файлы с одинаковыми именами.

2.2.2 Двухуровневые каталоговые системы

Для каждого пользователя создается свой собственный каталог.

Двухуровневая каталоговая система

Пользователь, при входе в систему, попадает в свой каталог и работает только с ним. Это делает проблематичным использование системных файлов.

Эту проблему можно решить созданием системного каталога, с общим доступом.

Если у одного пользователя много файлов, то у него тоже может возникнуть необходимость в файлах с одинаковыми именами.

2.2.3 Иерархические каталоговые системы

Каждый пользователь может создавать столько каталогов, сколько ему нужно.

Иерархическая каталоговая система

Почти все современные универсальные ОС, организованы таким образом. Специализированным ОС это может быть не нужным.

2.2.4 Имя пути

Для организации дерева каталогов нужен некоторый способ указания файла.

Два основных метода указания файла:

абсолютное имя пути - указывает путь от корневого каталога, например:
- для Windows \usr\ast\mailbox
- для UNIX /usr/ast/mailbox
- для MULTICS >usr>ast>mailbox

относительное имя пути - путь указывается от текущего каталога (рабочего каталога), например:
- если текущий каталог /usr/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ast/mailbox
- если текущий каталог /usr/ast/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в mailbox
- если текущий каталог /var/log/, то абсолютный путь /usr/ast/mailbox перепишется в ../../usr/ast/mailbox

./ - означает текущий каталог

../ - означает родительский каталог

2.2.5 Операции с каталогами

Основные системные вызовы для работы с каталогами:

Create - создать каталог

Delete - удалить каталог

OpenDir - закрыть каталог

CloseDir - закрыть каталог

ReadDir - прочитать следующий элемент открытого каталога

Rename - переименование каталога

Link - создание жесткой ссылки, позволяет файлу присутствовать сразу в нескольких каталогах.




Файловая система . На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Каждый диск разбивается на две области: обла сть хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует ее содержанию, а каталог - оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск - из секторов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов (табл. 1.2). Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система , которая имеет древовидную структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением данного учебника, которое представляет собой иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.

Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Например, в корневом каталоге могут находиться два вложенных каталога 1-го уровня (Каталог_1, Каталог_2) и один файл (Файл_1). В свою очередь, в каталоге 1-го уровня (Каталог_1) находятся два вложенных каталога второго уровня (Каталог_1.1 и Каталог_1.2) и один файл (Файл_1.1) - рис. 1.3.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Рассмотрим иерархическую файловую систему на конкретном примере. Каждый диск имеет логическое имя (А:, В: - гибкие диски, С:, D:, Е: и так далее - жесткие и лазерные диски).

Пусть в корневом каталоге диска С: имеются два каталога 1-го уровня (GAMES, TEXT), а в каталоге GAMES один каталог 2-го уровня (CHESS). При этом в каталоге TEXT имеется файл proba.txt, а в каталоге CHESS - файл chess.exe (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Пример иерархической файловой системы

Путь к файлу . Как найти имеющиеся файлы (chess.exe, proba.txt) в данной иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл. Пути к вышеперечисленным файлам можно записать следующим образом:

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла.

Пример полного имени файла:

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса . Иерархическая файловая система MS-DOS, содержащая каталоги и файлы, представлена в операционной системе Windows с помощью графического интерфейса в форме иерархической системы папок и документов. Папка в Windows является аналогом каталога MS-DOS

Однако иерархическая структура этих систем несколько различается. В иерархической файловой системе MS-DOS вершиной иерархии объектов является корневой каталог диска, который можно сравнить со стволом дерева, на котором растут ветки (подкаталоги), а на ветках располагаются листья (файлы).

В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети) - рис. 1.5.

Рис. 1.5. Иерархическая структура папок

Если мы хотим ознакомиться с ресурсами компьютера, необходимо открыть папку Мой компьютер.

1. В окне Мой компьютер находятся значки имеющихся в компьютере дисков. Активизация (щелчок) значка любого диска выводит в левой части окна информацию о его емкости, занятой и свободной частях.



Ниже приведены 11 основных отличий DOS от Windows:

Ключевые различия между DOS и Windows

Давайте обсудим некоторые основные различия между DOS и Windows.

  • Основное различие между DOS и Windows заключается в интерфейсе. Как указано выше, DOS - это простой интерфейс, где вы даете текстовые команды для всего. Это похоже на терминал командной строки в современной ОС Windows.
  • Windows использует графику, чтобы обеспечить более визуально привлекательный интерфейс. Введение мыши сделало его простым в использовании. Больше не нужно было запоминать команды. Все, что вам нужно было сделать, это щелкнуть мышью. Графика также позволяла воспроизводить фильмы, изображения, игры на компьютере.
  • Конечно, было много других улучшений, касающихся систем хранения, безопасности, сетей и т. Д. Windows была усовершенствованной версией вычислительной технологии, и это было поддержано с достижениями в интегральных микросхемах и компактных микросхемах памяти.

Интересный факт

  • Прочитав всю статью, вы задались вопросом: «Почему название« Операционная система диска »»? Номенклатура была такова, потому что считалось огромным достижением для передачи команд с внешнего диска (дисковод гибких дисков, жесткий диск и т. Д.) В память компьютера (RAM) для выполнения. Это было радикальным шагом вперед по сравнению с предшествующей операционной системой Tape Operating System (TOS), в которой использовались магнитные ленты. Так возникло название DOS. Сегодня любая современная операционная система неявно является дисковой операционной системой, но явно не названа так.

DOS и Windows Сравнительная таблица

Давайте обсудим 11 главных отличий DOS от Windows:

Основа сравнения DOS Windows
ИнтерфейсИнтерфейс командной строки - в DOS каждое действие выполнялось с помощью команд. Например, cd my folder будет находиться внутри папки с именем «myfolder».Графический интерфейс пользователя - Windows следует стилю взаимодействия WIMP (Windows, значки, меню, указатель). События щелчка / прокрутки указателя мыши выполняют необходимые действия.
Основной входКлавиатура - DOS использовал команды для всего. Эти команды были набраны через клавиатуру. Таким образом, клавиатура стала основным режимом ввода для DOS.Клавиатура и мышь - Windows представила указатель на экране и джойстик / мышь для управления этим указателем. Теперь события щелчка / прокрутки указателя выполняли большинство нетекстовых задач.
Файловая системаFAT16 - DOS использовала 16-битную систему размещения файлов (FAT16). Это означало, что он использовал 16-битные идентификаторы, чтобы однозначно идентифицировать область памяти каждого файла. Эти идентификаторы затем сохранялись в таблице и, следовательно, назывались «Таблица размещения файлов». Эта таблица имеет первостепенное значение. Если эта таблица будет повреждена, поиск файла будет невозможен.FAT32 / NTFS - Windows использовала FAT32 в более ранних версиях и позже заменила его на файловую систему новой технологии (NTFS). В NTFS информация о каждом кластере хранится вместе с данными в кластере, что исключает таблицу размещения файлов. Он также использует двоичную древовидную систему каталогов, что ускоряет поиск и хранение.
Реестр и система обменаСистема каталогов - DOS использует простую структуру каталога для своей информации реестра и структуры подкачки. Вся информация содержится в определенном индексе или подкаталоге, что делает ее более уязвимой для атак.Сложный - Windows использует сложную систему на основе каталогов для хранения информации реестра. Это запутанная сеть системы хранения информации, которая затрудняет стирание этой важной информации.
МногозадачностьНет - DOS была однозадачной операционной системой. Вы должны были ждать команды, чтобы закончить, прежде чем дать другую команду.Да - Windows является многозадачной. Вы можете напечатать документ, одновременно воспроизводя музыку и копируя файлы.
МногопользовательскаяНет - DOS может поддерживать только одного пользователя одновременно. Это означает, что один компьютер может одновременно использоваться только одним пользователем.Да. Используя терминальные службы, Windows может одновременно поддерживать несколько пользователей. Лучший пример этого - Windows Servers.
БезопасностьОграниченный - DOS был очень менее безопасным, так как не учитывал концепцию пользовательских ролей. Любой пользователь, который мог войти в систему, был администратором и, следовательно, имел полные права доступа.Обширный - Windows преодолевает недостаток безопасности DOS через концепцию авторизации. Чтобы получить полный доступ к компьютеру, необходимо иметь повышенные права (права администратора). Только администратор может выполнять задачи уровня ядра, такие как изменение реестра, выполнение программы, установка программного обеспечения и т. Д.
сетейВнешняя особенность - сеть в DOS была дополнительной функциональностью. Компьютер редко был подключен к сети. Это затрудняло обмен файлами между компьютерами.Встроенная функция - Windows представила встроенные сетевые подключения компьютеров. Это облегчало подключение к совместно используемым дисковым устройствам (принтерам, сканерам и т. Д.) И даже к разделяемой памяти.
Размер хранилищаМенее 2 ГБ - в DOS было ограничено место на диске из-за 16-битного формата сегментации. 16-разрядная сегментация не может идентифицировать более 65536 кластеров. Таким образом, для кластеров 32 КБ можно хранить максимум 32 * 1024 * 65536 = 2 ГБ данных.В терабайтах - современная ОС Windows преодолела этот предел благодаря усовершенствованию микросхем памяти и методам сегментации.
Размер ОСМаленький (в килобайтах) - благодаря очень простому интерфейсу и ограниченной функциональности, DOS был очень легким. Типичная машина DOS потребует от 512 кБ до 1 МБ для операционной системы, приложения и данных.Большой (в гигабайтах) - Windows предлагает больше графических функций, таких как изображения, видео, игры и т. Д. Это делает его тяжелым при минимальных требованиях к ОС Windows 10: 4 ГБ ОЗУ и 500 ГБ дискового пространства.
Простота использованияНизкий - С DOS вам придется помнить различные команды для выполнения действий.Высокий - это, конечно, не в случае с Windows. Не нужно помнить какие-либо команды в Windows.

Вывод

DOS больше не используется в персональных компьютерах. Windows занимает большую часть рынка. Хотя даже революционная концепция WIMP в настоящее время подвергается сомнению с помощью таких усовершенствований, как сенсорные ОС, голосовые интерфейсы, жестовые команды и т. Д. По мере развития технологий растет взаимодействие между человеком и компьютером.

Рекомендуемые статьи

Это было руководство по DOS против Windows. Здесь мы также обсудим ключевые отличия DOS от Windows с помощью инфографики и сравнительной таблицы. Вы также можете просмотреть наши другие предлагаемые статьи, чтобы узнать больше -


1. Операционная система MS DOS . Назначение. Интерфейс, примеры команд.

2. Минимальные требования, предъявляемые операционной системой к компьютеру. Запуск установки Windows ХР. Начальные этапы установки. Практическая работа

Операционная система MS DOS

MS DOS - первая операционная система для персональных компьютеров, которая получила широкое распространение. Со временем она была практически вытеснена новыми, современными операционными системами, типа Windows и Linux, но в ряде случаев MS DOS остается удобной и единственно возможной для работы на ЭВМ (устаревшая техника, давно написанное программное обеспечение и т. п.)

Работа пользователей с операционной системой DOS осуществляется с помощью командной строки, ведь собственный графический интерфейс у нее отсутствует. Предпринималось множество попыток упростить общение с системой и самое удачное решение предложил Питер Нортон (Pеter Norton). У многих пользователей работа в операционной системе DOS ассоциируется именно с его программой -- Norton Commander . Оболочка NC скрывает от пользователя множество неудобств, возникающих при работе с файловой системой MS DOS, например, такие, как необходимость набирать команды из командной строки. Простота и удобство в использовании -- вот что делает оболочки типа NC популярными и в наше время (к ним можно отнести QDos, PathMinder, XTree, Dos Navigator, Volkov Commander и др.). Принципиально отличаются от них графические оболочки Windows 3.1 и Windows 3.11. В них применяется концепция так называемых "окон", которые можно открывать, перемещать по экрану и закрывать.

Так как MS DOS была создана довольно давно (известно, как стремительно развиваются и устаревают компьютеры и, как следствие, программы для них), она совершенно не соответствует требованиям, предъявляемым к современным операционным системам. Она не может напрямую использовать большие объемы памяти, устанавливаемые в современные ЭВМ. В файловой системе используются только короткие имена файлов (8 символов в имени и 3 в расширении), плохо поддерживаются разные устройства типа звуковых карт, видео-ускорителей и т. д.

В MS DOS совершенно не реализована мультизадачность, т. е. она не может естественным образом выполнять несколько задач (работающих программ) одновременно. Поэтому она не может использоваться в качестве основной операционной системы для полноценной многопользовательской работы в сети. MS DOS не имеет никаких средств контроля и защиты от несанкционированных действий программ и пользователя, что привело к появлению огромного количества так называемых вирусов.

Читайте также: