Как в os unix linux называется сущность аналогичная службам сервисам в ms windows

Обновлено: 05.07.2024

Взаимоотношения Windows и Linux долгое время были натянутыми, а совместному применению обеих систем мешало большое количество разного рода барьеров, многие из которых были возведены искусственно. Но в последнее время все поменялось и Microsoft неожиданно для многих представила подсистему Windows для Linux, более известную как "Ubuntu в Windows 10". В данной статье мы расскажем, чем данная подсистема является, чем не является и для чего ее можно использовать.

Что такое подсистема Windows для Linux (Windows Subsystem for Linux, WSL)? Это не эмулятор и не виртуальная машина, а именно подсистема, основная задача которой - создать для разработчиков и тестеров привычное Linux окружение в среде Windows. Цели создать полноценную систему у разработчиков не стояло и не стоит, поэтому не следует рассматривать WSL как полноценную замену виртуальной машине, у WSL иные задачи.

Кроме предоставления пользователям Windows привычного Linux окружения разработчики WSL поставили во главу угла вопрос максимальной интеграции двух систем, чтобы вы могли без особых затруднений работать с вашими данными из любой среды. Собственно, с этим и связан ряд ограничений.

Прежде всего это коснулось файловой системы, для работы Linux подсистемы с диском используется дополнительный слой абстракции в виде Virtual File System (VFS), которая позволяет Linux работать с собственными файлами, расположенными на NTFS, и вообще вся инсталляция Linux представляет собой обычную папку, которую вы можете открыть через проводник, точно также в среде Linux вы можете перемещаться по файловой системе Windows.

WSL-1607-001.jpg

Удобно? Да. Но ради этого пришлось отказаться от собственных инструментов Linux по работе с файловой системой и дисками, также вы не сможете использовать FUSE.

Второе ограничение связано с сетью, в Windows 10 1607 сетевая подсистема Linux в WSL не реализована, частично это исправлено в Windows 10 1703, но рассчитывать на полноценную работу с сетью не стоит, потому как сетевой стек Linux в WSL заменен еще одним слоем абстракции, позволяющим использовать для работы сетевые возможности Windows.

После прочтения этих строк многим может показаться, что Microsoft подсунула им какую-то урезанную версию Linux, но здесь следует остановиться и еще раз перечитать первые абзацы данной статьи: WSL - не виртуальная машина, это - подсистема.

В чем плюсы данного подхода? Во-первых - экономия ресурсов, запущенная виртуальная машина гарантированно потребляет нужный для работы ОС объем оперативной памяти, не оптимально расходует дисковое пространство, хотя бы потому что вам придется держать две копии рабочих файлов, на хосте и внутри виртуалки. Это может быть критично для слабых машин, например, для ноутбука, который, зато удобно брать с собой для демонстрации результата работы заказчику.

Во-вторых, простой совместный доступ к данным из обоих сред. Вы можете редактировать нужный файл в любимом редакторе под Windows и тут-же видеть результаты в работающем на Linux приложении.

И наконец, это полноценная Linux среда, аналогичная производственной, поэтому вы можете быть уверены, что с переносом в рабочую среду проблем у вас не возникнет, особенно если там вы используете аналогичные версии ПО.

Как установить подсистему Windows для Linux

Установить WSL довольно просто, для начала воспользуйтесь новой Панелью управления и включите в ней Режим разработчика.

WSL-1607-002.jpg

Затем в классической Панели управления откройте оснастку Программы и компоненты - Включение и отключение компонентов Windows и установите компонент Подсистема Windows для Linux (бета-версия).

WSL-1607-003.jpg

Теперь откройте командную строку и выполните команду:

затем ответьте на несколько простых вопросов.

Важно! Для успешной установки WSL вы должны осуществить вход в систему с учетной записью Microsoft.

WSL-1607-004.jpg

На этом установка закончена и вас встречает командная строка Linux, можете начинать обживать систему. В этом плане WSL ничем не отличается от обычного Linux, в вашем распоряжении привычный пакетный менеджер и родные репозитории Ubuntu. В Windows 10 1607 это Ubuntu 14.04 LTS, а в выпуске 1703 - Ubuntu 16.04 LTS, которая также была доступна в инсайдерских версиях.

WSL-1607-005.jpg

Подсистема установлена, это хорошо, самое время рассмотреть ее типичные применения.

Администрирование Linux-систем

Как известно, для удаленного администрирования Linux нет ничего лучше Linux. Если же ваша основная система Windows, то для работы с Linux серверами вам потребуется сразу несколько инструментов, как правило джентельменский набор составляют PuTTY и WinSCP, если вы используете аутентификацию по ключам, то к ним еще добавится Pageant. Это проверенные временем и эффективные инструменты, но постоянно переключаться между ними не совсем удобно.

Используя WSL, вы окунаетесь в родную среду и вам не нужно постоянно скакать между окнами. Тем более что SSH позволяет делать много интересных вещей. Например, удаленно выполнять команды и скрипты, получая результат на свой ПК. Допустим вы хотите скопировать с рабочего сервера свой конфиг Squid, чтобы разместить его на форуме. Нет ничего проще, выполните что-то вроде:

WSL-1607-006.jpg

Как видим, WSL позволяет удобно соединить в единое пространство удаленную систему, локальный Linux и вашу Windows. Никаких преград больше нет, передавайте и обрабатывайте файлы не задумываясь где они находятся и откуда и куда их надо скопировать или переместить.

Также вы можете легко выполнять на удаленном сервере локальные скрипты, особенно если их размещение в удаленной системе нежелательно (потенциально небезопасны, содержат приватные данные и т.д.). Для этого выполните:

Вообще на данную тему можно говорить бесконечно, а так как задача данной статьи познакомить вас с основными применениями WSL, то закончим на этом и пойдем дальше.

Разработка

Если вы занимаетесь разработкой на PHP, Python и т.п. языках, то вы можете отлаживать собственные проекты сразу в родной среде, продолжая при этом использовать привычные инструменты разработки. Достаточно разместить проект в контейнере WSL и одновременно работать с ним из Windows-приложений, так как все данные внутри WSL доступны через обычный проводник.

Это удобно тем, что вы сразу видите результат ваших действий, достаточно просто сохранить изменения. Не нужно передавать измененный файл на тестовый сервер, контролировать версии и т.д., и т.п.

Кроме того, можно и наоборот использовать Linux-инструменты для работы с Windows проектами, например, git. Да, он существует и под Windows, но более удобно работать с ним в его родной среде.

Чтобы создать git-репозиторий, скажем, проекта Visual Studio, достаточно перейти в в его каталог и инициализировать новый репозиторий:

Собственно, данная задача - одно из основных предназначений WSL - предоставить разработчикам удобную мультиплатформенную среду. Следует признать, что это у Microsoft получилось.

Сайтостроение

Мы сознательно не стали включать этот вид деятельности в разработку, так как при всей схожести они имеют и достаточно различий. Если разработка подразумевает написание собственного веб-приложения или серьезную доработку существующего, то сайтостроение чаще подразумевает работу с готовыми решениями, а основные изменения как правило касаются внешнего вида и вносятся на уровне шаблона или CSS.

В качестве тестового сервера для такой работы обычно используется что-то вроде XAMMP/Денвер/Open Server и т.д. Нисколько не умаляя достоинств этих пакетов следует признать и их серьезные недостатки. Главный из которых - существенное отличие тестовой среды от производственной, что может породить проблемы при переносе проекта. Это могут быть как ошибки в путях, так и более серьезные проблемы, связанные с неправильным конфигурированием веб-сервера (например, через директивы htaccess), либо отсутствием каких-либо модулей.

Кроме того данные пакеты не позволяют выполнить еще одну важную задачу - проверку производительности и ее тонкую настройку, которую придется выполнять уже в производственной среде.

Подсистема Windows для Linux будет настоящей находкой в данном случае, потому что позволяет запустить локально полную копию производственной среды и работать в условиях максимально приближенным к реальным. А дополнительное удобство обеспечивается тем, что все файлы вашего сайта также будут доступны локально в Windows-системе, что дает возможность использовать привычные инструменты для работы с ними.

Работа с файлами и данными Windows

Мы думаем, что каждый, кто работал в Linux отмечал все богатство и широкие возможности консольных утилит в плане обработки и изменения данных. Быстро найти и отобрать по фильтру, произвести замену одного значения на другое, причем все это одновременно и с выводом результата в нужное место. Теперь все это доступно вам и в Windows.

Многие задачи, которые в Windows требуют применения стороннего софта или написания пакетных файлов в Linux часто решаются в одну строку. Например, пакетное переименование по маске:

Приведенная выше команда переименует в текущей директории все файлы JPG с именем типа DSCN1023.JPG в файлы вида My_Photo1023.JPG. Другая распространенная задача - заменить пробелы в именах файлов на подчеркивание. Тоже очень просто:

Задача посложнее. Есть некая база в формате CSV, которая содержит ФИО, телефон и еще некоторую информацию, допустим нам надо отобрать из нее записи по каждому из мобильных операторов. Отлично, набираем в консоли:

После ее выполнения получим новый файл, который содержит записи только с телефонами оператора МТС, коды которого мы указали как условие для утилиты egrep.

Естественно, возможности подсистемы Windows для Linux не исчерпываются перечисленными примерами, мы привели лишь некоторые из них, чтобы вы могли лучше понять, для чего предназначена данная подсистема и что можно делать с ее помощью. Надеемся, что данный инструмент займет достойное место в вашей системе и поможет наиболее эффективно использовать все достоинства каждой из ОС.

В последнее время наблюдается большой приток пользователей Linux. Как правило это люди уже имеющие вполне приличный опыт в общении с компьютером, но этот опыт в большинстве случаев ограничен одной системой. Естественно, что этой системой является самая распространенная на сегодня на дескотопах операционная система компании Microsoft MS Windows. Большое число пользователей Windows также ставят Linux, или запускают его с "Live CD" "на посмотреть".

И тут возникает сразу несколько проблем, связанных с тем, что новые пользователи Linux ожидают увидеть перед собой "еще один Windows". А Linux — это совсем не клон Windows, это совсем другая система, с другой основой, другими традициями, другими возможностями и другими требованиями к пользователю.

По моему убеждению именно это непонимание и является одним из источником такого количества так называемых "священных войн". Возможно данная статья позволит если не уменьшить количество таких войн, то хотя бы даст большее понимание позиций противников и снизит накал в войнах.

Очень глубоко лезть в устройство этих двух операционных систем нам, я думаю, ни к чему, будем рассматривать их в основном с точки зрения пользователя.

Экскурс в историю (очень краткий)

Для сравнения, думаю невредно освежить в памяти краткую историю сравниваемых операционных систем.

История Unix

Операционная система UNIX была создана еще до эры коммерческого софта. Она писалась инженерами, как система "для себя". Поэтому в нее были заложены передовые на то время концепции. В дальнейшем своем развитии при добавлении новых черт, обычно считалось, что делать нужно "правильно". Т.е. например если нужно было выбирать из двух решений, одно из которых было с инженерной точки зрения "неправильным", например повышало производительность сегодня, но могло принести затруднения в дальнейшем, как правило, такое решение отвергалось и выбиралось "правильное" решение, пусть и с определенной потерей производительности.

Первые версии UNIX были написаны на Ассеблере, затем система была переписана на СИ. Это дало системе уникальную переносимость. На PC UNIX был портирован, а точнее заново написан (Linux) сразу, как только развитие PC, а точнее выпуск PC на процессоре i386, позволило это сделать.

В 1985 году стартовал проект POSIX. Это стандарт на интерфейсы UNIX-подобных ОС. Во многом благодаря наличию такого стандарта, так быстро смог появится на свет и достигнуть зрелости Linux — свободная воплощение UNIX.

Развитие интернета с самого начала и до нашего времени неразрывно связано с серверами под управлением ОС UNIX. Сначала с коммерческими, а теперь все больше и больше со свободными.

С точки зрения коммерциализации развитие UNIX можно разделить на три этапа.

  1. Некоммерческое распространение в университетах.
  2. Распространение коммерческих UNIX систем.
  3. Появление свободных реализаций (Linux, FreeBSD) и вытеснение коммерческих систем (настоящий момент).

До появления системы X Window System UNIX была системой с текстовым интерфейсом, затем добавился графический, но традиционно текстовый интерфейс сохраняет важное значение.

Очень важно то, что UNIX с самого начала был многозадачной и многопользовательской системой. Т.е. на одной машине могут работать сразу несколько пользователей, и выполняться несколько программ одновременно.

Фирменной чертой всех UNIX-подобных ОС была и остается надежность.

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1971 Первая версия UNIX На ассемблере 32 Есть Есть
1973 Третья версия UNIX На Си 32 Есть Есть
1983 TCP/IP - 32 Есть Есть
1983 Проект GNU стартовал Подготовил свободную обвязку для UNIX- подобных ОС 32 Есть Есть
1984 X Window System Оконная система 32 Есть Есть
1985 Стартовал проект POSIX Стандарты интерфейсов UNIX-подобных систем 32 Есть Есть
1991 Появление Linux Первая свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть
1993 Появление FreeBSD Еще одна свободная реализация ядра UNIX для PC, 32 разрядная, сеть 32 Есть Есть

История Windows

Истоки зарождения операционной системы Windows следует искать в предшествующей ей операционной системе той же самой фирмы — DOS. Все операционные системы компании Microsoft, это прежде всего коммерческие проекты. Об этом нужно помнить всегда, особенно, когда стараешься понять истоки тех или других решений, как коммерческого плана, так и технического.

Первой ОС из этого семейства была DOS. Может показаться, что DOS собственно имеет косвенное отношение к обсуждаемому предмету. Но, многие традиции, база пользователей и разработчиков, их привычки, идут именно оттуда.

DOS была однозадачной однопользовательской операционной системой с текстовым интерфейсом. Первая версия Windows представляла собой нечто, негодное для работы и распространения не получила. Работать стало в Windows стало возможно, начиная с версии 3. В версии Windows For Workgroups 3.1 появилась возможность работы с сетью. Winodws серии 3 представляли собой запускаемую поверх DOS систему. Отличались невысокой надежностью.

В 1995 годы вышла новая версия — Windows 95. Код частично был 32 разрядным, частично 16 разрядным, встроенная сеть. По сравнению с Windows серии 3 это был серьезный шаг вперед. Повысилась надежность, но до надежности UNIX-подобных ОС было еще далеко. В качестве рабочей станции с натяжкой конечно, надежности хватало, в качестве сервера, нет. Позже были выпущены еще две ОС этой линии, Windows 98 и Windows Me. После этого линия была закрыта.

В 1993 году вышла новая версия — Windows NT 3.1. Это уже была полностью 32 разрядная система. Разработана она была с нуля, для ее разработки были наняты известные специалисты. Были внедрены новые концепции. Это подняло надежность почти до уровня надежности UNIX-подобных систем. Эта ОС уже могла работать в качестве сервера. Продолжение этой линии, операционные системы Windows 2000, Windows XP и Windows Vista.

ОС линии NT были многозадачными, начиная с Windows XP появилась и возможность работать нескольким пользователям, хотя и более ограниченная и гораздо менее удобная, чем у UNIX-подобных ОС.

Год Событие Комментарий Разр Многопольз. Многозадачн.
1981 DOS - 16 Нет Нет
1985 Windows 1.0 Надстройка над DOS 16 Нет Нет
1990 Windows 3.0 Надстройка над DOS 16 Нет Есть
1992 Windows For Workgroups 3.1 Надстройка над DOS, сеть 16 Нет Есть
1995 Windows 95 сеть 16/32 Нет Есть
1993 Windows NT сеть 32 с 1998 Есть
2000 Windows 2000 сеть 32 Есть Есть
2005 Windows XP сеть 32 Есть Есть
2007 Windows Vista сеть 32 Есть Есть

Техническое устройство с точки зрения пользователя

С точки зрения пользователя UNIX устроен примерно так:

  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами.
  2. Текстовая подсистема, работа с системой через терминал. Причем для управления всеми возможностями ОС достаточно только текстовой подсистемы. Возможно вход через эту подсистему многих пользователей. Богатый набор как встроенных утилит, так и приложений, работающих в текстовом режиме.
  3. Графическая подсистема Xwindow. Запускается как процесс в системе.
  4. Система удаленного доступа в текстовом режиме. Позволяет полноценную работу с ОС в текстовом режиме. Потребляет мало ресурсов. Позволяет работать на сравнительно слабых компьютерах одновременно десяткам и сотням пользователей. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  5. Система удаленного доступа в графическом режиме. Позволяет одновременно работать нескольким пользователям в графическом режиме. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
  6. Система передачи графического окна приложения на другой компьютер. Позволяет запустив приложение на одном компьютере, управлять им с другого компьютера, через окно приложения, передаваемое на этот другой компьютер. Количество сессий ограничено ресурсами компьютеров.
Windows
  1. Ядро. Работает с устройствами, управляет памятью и процессами, управляет графической подсистемой.
  2. Графическая подсистема. Обеспечивает интерфейс с пользователем. Приоритетная система для пользовательского интерфейса.
  3. Текстовая подсистема. Обеспечивает текстовый интерфейс с пользователем. Текстовый интерфейс весьма урезанный. Набор утилит текстового режима как встроенных, так и других производителей весьма куцый. Синтаксис и состав команд текстового режима меняется от версии к версии. Запускается только поверх графического режима.
  4. Система удаленного доступа. Появилась впервые, как встроенная в систему, в Windows NT Server 4.0. До этого были только продукты других фирм. В связи с тем, что запускается полноценная графическая сессия, кушает очень много ресурсов. Наличие системы удаленного доступа и количество одновременных сессий может вообще отсутствовать или быть ограничено в разных версиях из коммерческих соображений.
Сравнение концепций

Давайте теперь рассмотрим, чем отличается подход к работе в этих двух системах.

UNIX: Концепция "Toolbox"

Поскольку UNIX разрабатывалась инженерами и для инженеров, в ее основу была положена концепция toolbox (ящик с инструментами). Что это значит? Это значит, что при создании софта и встроенных утилит для UNIX не делали универсальные программы, каждая из которых выполняла бы внутри себя все, необходимые пользователю действия, а для каждой небольшой задачи создавалась своя утилита, которая выполняла свою задачу, только одну, но делала это хорошо. Дело пользователя было при помощи набора этих утилит выполнить операции, которые ему нужно сделать.

При этом из этого набора утилит можно составлять цепочки и последовательности действий, что позволяет легко автоматизировать рутинные, часто повторяющиеся операции.

Для того, чтобы утилиты могли обмениваться между собой результатами своей работы, в качестве носителя информации был выбран текстовый файл. Для обмена информацией между утилитами были изобретены "pipes" (трубы). При помощи "труб" информация с выхода одной команды может быть передана на вход второй, та ее обрабатывает, выдает свою информацию на выход, которая может быть передана на вход третьей и так далее.

В общем, в результате UNIX позволяет пользователю легко создавать простые программные комплексы, выполняющие повторяющиеся действия как по команде пользователя, так и в автономном режиме.

Такой подход имеет как плюсы, так и недостатки. С одной стороны он дает больший контроль над системой, гибкость в настройке, но при этом повышается порог вхождения в систему, или говоря простыми словами, прежде, чем что нибудь сделать, как правило, нужно изучить основы.

Windows: Концепция "Тостер"

В Windows доминирует другая концепция. Эта концепция — максимально облегчить вхождение пользователя в задачу. Программы в Windows как правило большие, на каждое действие есть пункт в меню или иконка. В системы программы связываются как правило с большим трудом.

Ухудшает ситуацию о построением комплексов на базе Windows то, что большинство программ — коммерческие и используют свои, бинарные и как правило закрытые форматы данных и файлов. Такой подход превращает компьютер в устройство, которое может выполнять ограниченный изготовителем ПО набор функций, в пределе в этакий своеобразный "тостер", который выполняет только то, что задумал его изготовитель.

Плюс такого подхода — легкость вхождения неподготовленного пользователя. Минус — то, что обманутый кажущейся легкостью пользователь вообще не хочет ничему учиться и не выполнять необходимых действий. На поводу идут и производители софта. Это одна из причин такого обилия документов отформатированных пробелами, пренебрежения безопасностью и как следствие вирусных эпидемий.

Заключение

Конечно, в обоих системах не доминирует свой подход на 100 процентов. Как в Windows есть возможность пользоваться текстовой консолью и создавать .bat файлы, так и в UNIX есть большой набор программ, со свойствами присущими скорее "тостерному" подходу. И все таки описанная разница в подходах есть и она достаточно ярко выражена.

Список распространенных UNIX/LINUX демонов, в ОС Windows называются службами, которые могут использоваться в разных UNIX/LINUX модификациях. Имена UNIX/LINUX демонов в окончании часто содержат букву d как сокращение от англ. daemon. Проверить запущен ли процесс/демон можно командой top или ps aux .

Ниже представлен список имён самых распространенных демонов и их краткое описание. Приведённый ниже список UNIX/LINUX демонов не является полным/исчерпывающим и в вашей UNIX/LINUX системе один, все или несколько из них могут быть в наличии или же отсутствовать в зависимости от версии/типа/модификации/конфигурации вашей UNIX/LINUX системы и установленного на ней ПО.

По умолчанию в демоне init определенно 7 уровней выполнения, на каждом из этих уровней выполняется заранее определенный набор системных служб.

Уровни запуска:
0 - Выключение системы
1 - Однопользовательский режим работы
2-5 - Многопользовательские режимы работы системы
6 - Перезагрузка системы

Если в приведённом выше списке UNIX/Linux демонов/служб нет работающей на вашей системе, то для получения справки о такой службе используйте man name_daemon , а если и там нет информации о работающей службе, то пишите в комментарии и мы сообща накопаем информации по такой службе и пополним приведённый здесь список UNIX/Linux демонов/служб.

Автозагрузка демонов/служб UNIX/LINUX

Ниже даны подробные инструкции по управлению автозагрузкой демонов/служб в наиболее распространённых модификациях/версиях UNIX-подобных ОС таких как CentOS Linux, Debian Linux и ОС BSD типа. В остальных же модификациях/версиях UNIX-подобных ОС управление автозагрузкой демонов/служб имеет схожий порядок, хотя может иметь некие не существенные или же вовсе радикальные отличия!

Автозагрузка демонов/служб в CentOS Linux

В CentOS уровни загрузки определены по принципу System V и расписаны в файле /etc/inittab, читаем less /etc/inittab .

Каталоги для каждого из уровней загрузки носят названия rc0.d, rc1.d, rc2.d, rc3.d, rc4.d, rc5.d, rc6.d и расположены в директории /etc/rc.d .

В каждом из каталогов, который соответствует тому или иному уровню загрузки расположены шел скрипты, вернее ссылки на них, с инструкциями для запуска демона/программы/службы, а сами же шел скрипты с инструкциями для запуска демона/программы/службы расположены в каталоге /etc/rc.d/init.d

Пример скриптов управляющих запуском демона/программы/службы можно просмотреть выполнив less /etc/rc.d/init.d/mysqld или less /etc/rc.d/init.d/sshd . Обычно скрипты управляющие запуском демона/программы/службы появляются в /etc/rc.d/init.d/ и линкуются в каталоги уровней запуска после установки ПО, а их статус off/on для каждого из уровней запуска управляется утилитой chkconfig.

Какой из демонов будет запущен на различных уровнях запуска можно посмотреть командой chkconfig --list . Включить демон для автоматического запуска в какой-либо из уровней запуска можно командой chkconfig --level 345 mysqld on , а выключить chkconfig --level 345 mysqld off соответственно, chkconfig –del service_ name удалить службу, chkconfig service_name on|off включить или выключить службу на всех уровнях.

Что касается добавления скриптов в автозагрузку, то для автоматической загрузки скриптов служит /etc/rc.local, в /etc/rc.local достаточно добавить полный путь к скрипту, например: /root/scripts/script.sh или /bin/sh /root/scripts/script.sh . Если после установки ПО в /etc/rc.d/init.d/ нет скрипта управляющего автозапуском нужной программы, то строку её инициализации/запуска проще добавить в /etc/rc.local.

Для управления уровнями запуска существует утилита ntsysv, man ntsysv .

Автозагрузка демонов/служб в Debian Linux

Автозагрузка в Debian Linux построена немного иначе. Уровни загрузки по принципу System V определены и расписаны всё в том же файле /etc/inittab, читаем less /etc/inittab .

Каталоги для каждого из уровней загрузки в Debian Linux тоже носят названия rc0.d, rc1.d, rc2.d, rc3.d, rc4.d, rc5.d, rc6.d но, расположены уже не в директории /etc/rc.d, а в корне каталога /etc

Шел скрипты с инструкциями для запуска демона/программы/службы, вернее символические ссылки на них расположены в каталогах /etc/rc?.d где знак ? соответствует уровню загрузки, а сами же шел скрипты с инструкциями для запуска демона/программы/службы расположены в каталоге /etc/init.d. Пример такого скипта, по образцу которого можно написать свой, можно найти в файле less /etc/init.d/skeleton .

Ниже дадим пояснения служебной информации используемой в заготовке скрипта /etc/init.d/skeleton :

Только после полного отключения блокировщика скриптов и рекламы на этом месте появится полезная подсказка/ссылка/код/пример конфигурации/etc!

Для отслеживания зависимостей важны ключевые слова provides, required- и should-. Остальные не используются. Уровни запуска используются программой по умолчанию для упорядочивания скриптов (например, insserv) для того, чтобы отслеживать, какой из каталогов rc?.d обновлять, когда служба добавляется в первый раз, и должны отражать назначение сервиса. Вот некоторые "виртуальные" объекты:

  • $local_fs - Все локальные фаловые системы подключены. Все скрипты, которые производят запись в /var/ должны зависеть от этого, если они уже не зависят от $remote_fs
  • $network - низкоуровневая сеть, т.е. сетевые карты, может подразумеваться PCMCIA запущеной
  • $named - Демоны, которые могут предоставлять разрешение доменных имён предполагаются запущенными. Например, DNS, NIS+ или LDAP
  • $portmap - Демоны, предоставляющие сервис SunRPC/ONCRPC portmapping как указано в 1833 (если они есть)
  • $remote_fs - Все файловые системы подключены. Скрипты, которые должны быть запущены во время остановки системы до того, как всем процессам будет отправлен сигнал уничтожения, должны зависеть от $remote_fs.
  • $syslog - системный журнал функционирует
  • $time - установленно корректное системное время, например, ntp или rdate, или RTC
  • $all - Запускает скрипт как можно последним

Управление автозагрузкой демонов в Debian Linux осуществляется при помощи утилиты update-rc.d, подробно в man update-rc.d . Утилита update-rc.d не создаёт и не удаляет ничего, кроме символических ссылок в /etc/rc?.d на так званые init скрипты управляющие запуском и остановкой демона/программы/службы, которые расположены в каталоге /etc/init.d.

Если скрипт для автозапуска демона/сервиса создан вручную по шаблону /etc/init.d/skeleton, то его нужно сначала разместить в каталоге /etc/init.d, потом создать символьную ссылку на этот скрипт в каталоге /etc/rc?.d, где ? - номер runlevel’а (уровень загрузки системы). Символическая ссылка должна иметь такой вид S№№имя_скрипта, где №№ - это номер очередности запуска, если требуется оставить символическую ссылку но, скрипт временно не запускать, то символическую ссылку следует модифицировать до такого состояния K№№имя_скрипта.

Перед началом обработки любого из уровней исполнения сначала выполняются все скрипты, которые начинаются с буквы 'K' (эти скрипты останавливают сервисы), а потом выполняются все скрипты, которые начинаются с буквы 'S' (эти скрипты запускают сервисы). Двузначное число после буквы 'S' или 'K' указывает на порядок, в котором будут выполняются скрипты. Скрипты с меньшим номером выполняются первыми, например: S01имя_скрипта стартует первым, а S09имя_скрипта будет запущен девятым.

Для создания символьной ссылки используется программа ln -s file1 file2 , где ключ -s говорит о создании именно символьной ссылки, file1 указывает на существующий файл, а file2 имя новой ссылки но, вместо создания символических линков вручную, можно использовать утилиту update-rc.d, которая создана именно для создания символических ссылок в /etc/rc?.d на скрипты из /etc/init.d.

Синтаксис update-rc.d такой: добавление с параметрами по умолчанию update-rc.d <basename> defaults , удаление и остановка демона/сервиса update-rc.d -f <basename> remove && update-rc.d <basename> stop 20 2 3 4 5 . Стартом и остановкой демонов/сервисов можно управлять через скрипт service name start|stop|restart .

Признаться update-rc.d является относительно мутной утилитой, более удобной является утилита chkconfig, которая в Debian Linux отсутствует по умолчанию. Для её установки нам нужно добавить дополнительные репозитории, желательно использовать только официальные репозитории пакетов Debian Linux, в конец списка vi /etc/apt/sources.list , пример sources.list в Debian GNU/Linux 6.0.5 _Squeeze_ - Official i386:

После чего обновить список пакетов apt-get update и выполнить установку chkconfig apt-get install chkconfig , а также как альтернативу дополнительно можно поставить sysv-rc-conf apt-get install sysv-rc-conf . Как пользоваться утилитой chkconfig было упомянуто выше, дополнительно смотрим man sysv-rc-conf и man chkconfig .

  • main : - пакеты из этой области являются частью полного дистрибутива Debian Linux и ни один из пакетов из области main для полноценного функционирования не требуют программного обеспечения из-за пределов этой области. Любой может свободно использовать, обмениваться, изменять и распространять пакеты из области main.
  • contrib : - пакеты из этой области могут свободно распространяться, однако некоторые их зависимости могут быть не свободны.
  • non-free : - содержит пакеты, которые не могут распространяться бесплатно согласно DSFG, а также пакеты из области могут содержать такие ошибки которые не учитываются при разработке и обновлении Debian Linux.

Для автозапуска прочих скриптов и программ в Debian Linux можно использовать старый-добрый /etc/rc.local.

Автозагрузка демонов/служб в ОС BSD типа

Автор: Олег Головский

Рекомендуемый контент

Вы не любите рекламу!? Напрасно!:) На нашем сайте она вовсе ненавязчивая, а потому для нашего сайта можете полностью отключить AdBlock (uBlock/uBlock Origin/NoScript) и прочие блокировщики рекламы! AdBlock/uBlock может препятствовать нормальной работе системы поиска по сайту, отображению рекомендуемого контента и прочих сервисов Google. Рекомендуем полностью отключить блокировщик рекламы и скриптов, а также разрешить фреймы (aka iframe).

Операционная система Windows появилась в 1985 году, а первые полноценные дистрибутивы Linux начали появляться в 1993 году. Windows изначально была графической надстройкой MS-DOS, а Linux служил для доступа к терминалу. Спустя годы системы заметно преобразились и представляют собой гораздо большее, чем было ранее.

В этой статье мы разберемся чем отличается Windows от Linux. Мы рассмотрим основные отличия систем, как в плане архитектуры, так и с точки зрения обычного пользователя и разработчика программного обеспечения.

Чем отличается Windows от Linux

1. Ядро и драйверы

BTbAAHTcks6OAAAAAElFTkSuQmCC

Ядро операционной системы обеспечивает доступ к ресурсам компьютера, а также управляет процессами. Linux использует монолитное ядро, то есть в одном файле содержится большая часть кода, необходимого для функционирования системы. На нижнем уровне оно принимает сигналы от устройств, а на верхнем обрабатывает системные вызовы – доступные программам команды, отвечающие стандартам POSIX. Системные вызовы дополняют библиотеки C, C++ и утилиты проекта GNU, что позволяет выполнять код любой сложности.

Ядро Windows гибридное и состоит из множества библиотек. Таким образом главная программа Ntoskrnl.exe, не имеет прямого доступа к аппаратной части, эту роль выполняет библиотека HAL.dll. А на пользовательском уровне вместо системных вызовов используются функции библиотеки NTDLL.dll, к которой также подключаются библиотеки C, C++ и т.д.

Драйверы Linux по большей части хранятся в ядре, но зачастую подключаются модули ядра, содержащие дополнительные драйверы, например, для видеокарт Nvidia. Драйверы Windows, как вы могли догадаться, выполнены в виде библиотек. В этом плане Linux проигрывает, поддерживается далеко не всё оборудование, к тому же часть устройств имеет только базовый драйвер.

Настройки Linux хранятся в каталоге /etc, где каждая служба и программа имеет свой конфигурационный файл. В Windows некоторые службы также имеют конфигурационные файлы, но все основные настройки хранятся в общей базе – системном реестре.

2. Файловая структура и права доступа

Windows и Linux используют разные файловые системы. Если для Linux стандартом стал ext4, то для Windows – NTFS. В целом они похожи, обе имеют запас по размеру разделов, глубине каталогов и длине имени файлов. Также они поддерживают шифрование, а NTFS помимо прочего умеет сжимать данные для экономии места. Эта функция есть в более перспективной BTRFS, которая должна в скором времени заменить ext4.

Обе системы ведут журналирование изменений, что повышает надёжность. Однако, NTFS не имеет полной поддержки прав доступа POSIX, поэтому она не подойдёт для установки Linux. Стоит отметить и то, что Windows не поддерживает ext4 из коробки, а большинство дистрибутивов монтирует NTFS только по запросу.

gc8eGk++tywqAAAAABJRU5ErkJggg= //pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js

Несмотря на то, что Linux изначально создавался в качестве замены UNIX, системы для мейнфреймов с многопользовательским доступом, Windows позволяет более гибко настраивать права доступа. В Linux по умолчанию есть всего три категории прав: пользователь, группа, все остальные.

Windows может выдавать права сразу нескольким пользователям и группам. Linux также это умеет, но через расширение стандарта POSIX в виде списков управления доступом ACL. Для этого используется консольная утилита setfacl и её графический аналог Eiciel. Дальше давайте рассмотрим другие принципиальные отличия Linux от Windows.

3. Окружение рабочего стола

v8Hzr+jfgicZ9AAAAAASUVORK5CYII=

Windows использует оконный менеджер DWM и оболочку Explorer (не путать с файловым менеджером), которые тесно связаны с библиотекой GDI, а та в свою очередь зависит от унифицированного драйвера WDDM. Этот набор библиотек и служб есть в любой копии Windows, поэтому разработка программ стандартизирована. Минусом подобного решения является ограниченная кастомизация интерфейса.

Linux может предложить множество оболочек рабочего стола (GNOME, KDE, Cinnamon и т.д.) со своими оконными менеджерами, а обслуживать это будет протокол XOrg или современный Wayland. Система может выглядеть как угодно, а популярные оболочки имеют множество настроек для изменения внешнего вида. Обратная сторона медали – плохая совместимость программ, написанных под разные оболочки.

4. Программное обеспечение

Сложно отрицать тот факт, что на Windows выпускается гораздо больше программ и игр. На Linux вы не найдёте многие профессиональные программы, начиная с пакета Adobe и заканчивая различными САПР.

Приложения Windows в большинстве своём распространяются в виде установочных файлов формата .exe или .msi, а в Linux зачастую используются репозитории – файловые серверы с огромным количеством пакетов программ и библиотек. Также используются разные форматы пакетов, в зависимости от выбранного дистрибутива. Единая пакетная база заметно усложняет разработку программ. Например, нельзя переписать программу с использованием новой библиотеки, ведь старая используется другими приложениями.

Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Сторонние программы могут устанавливаться в каталог /opt, аналог папки Program Files. Также получили распространение песочницы Flatpak и Snap, устраняющие проблемы с зависимостью от системных библиотек, и формат AppImage (одна программа – один файл).

К плюсам Linux также можно отнести большее количество программ с открытым кодом. Это не гарантирует отсутствие уязвимостей, но позволяет создавать и дорабатывать программы, что особенно актуально при завершении поддержки разработчиками. Таким образом многие программы продолжают развиваться, но уже другими людьми.

Если же говорить об уязвимостях, то на Linux пишут меньше вредоносных программ, для защиты от них антивирус обычно не требуется. Но не стоит забывать о том, что большинство атак перешло в интернет. Поэтому даже на Linux не лишним будет установка антивируса для защиты от фишинговых сайтов.

5. Разработка программного обеспечения

Microsoft предоставляет доступ к библиотеке MSDN, она содержит подробную документацию для разработчиков. С написанием сложных программ, вроде игр, проблем также не должно возникнуть, используются одни и те же библиотеки во всех копиях Windows.

Linux позволяет с лёгкостью писать простые программы без графического интерфейса, причём получить доступ к оборудованию гораздо проще, чем в Windows. Устройства расположены в каталоге /dev, к ним можно обращаться практически напрямую. Однако, сложные приложения с графическим интерфейсом надо проверять на работоспособность во всех популярных дистрибутивах, поддерживать их пакеты в репозиториях и так далее. А ведь для этого надо изучить многочисленную документацию, которая выполнена на разном уровне.

Хорошим примером может послужить Android, система практически монополизировала рынок смартфонов, хотя в её основе лежит ядро Linux. А всё дело в том, что её приспособили для использования на мобильных устройствах и привели к единому стандарту.

Пока что разнообразие дистрибутивов Linux не может привлечь крупных разработчиков программного обеспечения. Трудозатраты на поддержку и отладку гораздо выше, чем для Windows, а доход на порядок ниже.

6. Способ распространения

Windows не имеет бесплатной версии, хотя есть способы (легальные и не очень) полноценно использовать систему. Предустановленные системы обходятся заметно дешевле, поэтому Windows имеется на большинстве продаваемых ноутбуков.

Большая часть дистрибутивов распространяется бесплатно, исключение составляют лишь некоторые коммерческие продукты, вроде серверного дистрибутива Red Hat. Бесплатность Linux мнимая, разработку оплачивают крупные корпорации, вроде Oracle и HP. Единичные экземпляры ноутбуков поставляются с Linux, хотя в последнее время он всё чаще предлагается в качестве альтернативы отсутствию операционной системы.

7. Доля на рынке, сферы применения

Linux создавался на основе стандартов POSIX для операционных систем UNIX, а те в свою очередь были основой многопользовательских мейнфреймов. В качестве домашней операционной системы Linux занимает менее 2%, зато около 80% серверов работает под управление Linux. Что уж говорить, если свой серверный дистрибутив Linux есть даже у Microsoft. Также Linux повсеместно используется в маршрутизаторах, телевизорах и прочей технике интернета вещей.

На текущий момент Windows популярен только в сегменте домашних компьютеров и рабочих станций, здесь он занимает более 80%. Windows для серверов хоть и менее популярна с долей около 20-30%, но опережает Linux в плане прибыли. Конечно, это не все отличия Linux от Windows.

Выводы

Теперь вы знаете чем отличается Windows от Linux и эти отличия довольно значительные. В первую очередь они связаны со сферой применения. Windows устанавливается преимущественно на персональные компьютеры, а Linux на серверы. Для домашнего использования Linux по-прежнему подходит лишь отчасти. Разнообразие дистрибутивов отталкивает разработчиков, а без программ интерес к системе падает и у обычного пользователя.

И всё же настольный дистрибутив Linux – это отличное решение для тех, кому компьютер требуется лишь для выхода в интернет, разработки сайтов и несложной работы с документами. Для игр и работы с мультимедиа Windows подходит гораздо лучше.

Читайте также: