Какие элементы входят в графический интерфейс системы linux

Обновлено: 07.07.2024

Пользователь может выбрать любой графический интерфейс из тех, которые входят в состав его дистрибутива (KDE, GNOME, IceWM и др.). Так что о каком сравнении с Windows можно говорить, если пользователю предоставлено право выбрать любой из предложенных ему менеджеров? Вот этим мне всегда и нравилась Linux — в ней есть возможность выбора. Сегодня я могу работать в KDE, завтра — в GNOME, а послезавтра, когда я подключаюсь к своему компьютеру по сети с помощью X-терминала, выберу IceWM, поскольку он потребляет меньше ресурсов и будет быстрее работать по сети.

На ранних этапах развития Linux было создано очень много различных оконных менеджеров, сейчас уже всех и не упомнишь. Самые удачные «дожили» до наших дней. Остальные же «умерли» как проекты, теперь ими никто не занимается.

Сейчас по умолчанию в системе устанавливается один из «больших» менеджеров (в Ubuntu — GNOME, в Kubuntu — KDE, в других дистрибутивах предлагается выбор: KDE или GNOME) и, иногда, один «маленький» (например, TWM). Дополнительно вы можете по желанию установить и другие менеджеры — так, в том же Ubuntu можно смело установить KDE.

Некоторое время назад можно было утверждать, что KDE (напомню, что по умолчанию этот менеджер входит в состав Kubuntu) более удобен Windows-пользователям, поскольку больше похож на Windows, а GNOME порекомендовать тем, кто ищет новых ощущений. Сейчас эти менеджеры до такой степени схожи, что сразу и не скажешь, какой из них загружен. Различить интерфейс удается по внешнему виду панели задач — она у KDE и GNOME разная: по умолчанию в KDE панель задач расположена внизу экрана (как в Windows), а в GNOME — вверху. Вот потому теперь и устанавливается какой-то один менеджер: KDE или GNOME.

Оконный менеджер TWM (рис. 4.1) настолько неудобен, что вы не станете работать в нем постоянно, даже если у вас очень слабый компьютер. TWM имеет смысл запускать при удаленных сеансах администрирования, особенно, если используется медленное соединение.





Выбрать менеджер при входе в систему можно из списка Сеанс (рис. 4.5). В данном случае возможен запуск GNOME, GNOME в безопасном режиме и обычного эмулятора терминала xterm. Если вы установите KDE, то и он окажется в этом списке.


В предыдущих версиях Ubuntu при выборе другого менеджера система спрашивала вас, нужно ли установить его по умолчанию. Сейчас же менеджер регистрации просто запоминает графическую среду, использованную в последнем сеансе, и запускает ее при следующем входе в систему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

12.2. Программный интерфейс сигналов Linux и POSIX

12.2. Программный интерфейс сигналов Linux и POSIX 12.2.1. Посылка сигналов Посылка сигналов от одного процесса другому обычно осуществляется с помощью системного вызова kill(). Этот системный вызов подробно обсуждался в главе 10. Вариантом kill() является tkill(), который не предназначен

Глава 2. Графический пользовательский интерфейс

IPLabs Linux Team: начало русского Linux’а

IPLabs Linux Team: начало русского Linux’а Следующая веха на пути русского Linux’а – 1998 год, когда фирма IPLabs (точнее, ее подразделение – IPLabs Linux Team) совместно с Институтом логики (на самом деле это были одни и те же люди – Алексей Новодворский, Алексей Смирнов и Юрий Девяткин с

Использование серверов удаленного доступа, поддерживающих графический интерфейс

Использование серверов удаленного доступа, поддерживающих графический интерфейс Серверы удаленного доступа, поддерживающие графический интерфейс, в основном нужны тогда, когда компьютер должен выполнять роль рабочей станции для нескольких пользователей, работающих

Графический цвет

Графический цвет Графический цвет — это обычное графическое изображение, которым закрашиваются линии или заливки. Таким графическим изображением может быть содержи- мое как обычного графического файла, так и другой канвы.Графический цвет создают в три этапа.Первый

Глава 7. Графический интерфейс

Глава 7. Графический интерфейс Хотя Linux представляет собой очень мощную и развитую операционную систему, но, если работать с ней только через интерфейс командной строки, она довольно трудна в обращении и "недружелюбна" к пользователю. Все необходимые операции выполняются

П9. К главе 7 "Графический интерфейс"

20 Графический интерфейс пользователя. Система X Window

20 Графический интерфейс пользователя. Система X Window Система X Window является мощной графической средой для UNIX-станций. Данная система была разработана Массачусетским технологическим институтом (MIT) и стала стандартом для всех UNIX-систем. Практически каждая рабочая станция

1.3. Графический интерфейс и консоль

7.1.4. KlamAV- графический интерфейс для ClamAV

Глава 2. Графический пользовательский интерфейс

Графический интерфейс

Графический интерфейс Отличие всех программ, работающих в операционной среде Windows, – это графический настраиваемый интерфейс. Это относится и к программам Microsoft Office. Пользователь в определенных пределах сам может выбирать вид, размер и функции рабочих окон и

Графический интерфейс программы

Графический интерфейс программы У создаваемого приложения будет своя пиктограмма. При запуске программа будет отображать содержимое папки My Documents. Сам графический интерфейс программы очень прост и понятен. Навигация по папкам осуществляется простым выделением нужной

Графический интерфейс программы

Графический интерфейс программы Диспетчер задач при запуске показывает список запущенных программ (рис. 7.5). Рис. 7.5. Внешний вид программыС помощью меню, размещенного в левой части окна, можно активировать выбранное приложение. При этом сам менеджер задач закрывается.

Хотя ОС Linux представляет собой очень мощную и развитую операционную систему, но, если работать с ней только через интерфейс командной строки, она довольно трудна в использовании и "недружелюбна" к пользователю. Все необходимые операции выполняются путем запуска отдельных команд, перечень которых огромен и которые надо практически помнить наизусть.
Широко известной альтернативой интерфейсу командной строки является так называемый "оконный интерфейс", который вообще-то правильнее называть графическим интерфейсом. Он обеспечивает дополнительные удобства для пользователя, в частности, возможность запуска программ в отдельных окнах, обозначения программ (или других обьектов) в виде маленьких картинок (иконок), возможность оперировать с обьектами с помощью мышки, а также гораздо большую плотность информации на том же пространстве экрана.
Для ОС Linux существуют средства, обеспечивающие дружественный к пользователю графический интерфейс. На первый взгляд он очень похож на широко известный графический интерфейс Microsoft Windows, но его внутреннее устройство принципиально отличается. В этой главе мы рассмотрим, как этот интерфейс работает и как его настроить.

7.1. XFree86 и его составные части.

Графический интерфейс в Линукс строится на основе стандарта X Window System (заметьте, что Window, а не Windows) или просто "X" (в просторечии - "иксы"), первоначальный вариант которого был разработан в 1987 году в Массачусетском технологическом институте. Начиная со второй версии этот стандарт поддерживался консорциумом X, созданным в январе 1988 г. с целью унификации графического интерфейса для ОС UNIX. С 1997 года консорциум X преобразован в X Open Group . В настоящее время действует версия 11 выпуск 6 стандарта на графическую подсистему для UNIX-систем, которая кратко обозначается как X11R6.

Свободно распространяемая реализация стандарта X11R6 для UNIX-систем с процессорами 80386/80486/Pentium (в том числе для ОС Linux) была создана группой программистов, которую вначале возглавлял Дэвид Вексельблат (David Wexelblat). Эта реализация известна как XFree86 и может использоваться не только в Linux, но и в System V/386, 386BSD, и других версиях UNIX для систем на базе процессоров x86. В настоящее время выпущена уже 4-ая версия XFree86, однако и 3-я версия еще широко используется и входит в состав основных дистрибутивов Линукс.

Система X Window построена на основе модели "клиент/сервер". Правда, модель эта в данном случае используется как бы в "перевернутом" виде. Дело в том, что X-сервер работает на компьютере пользователя (а не на каком-то удаленном "сервере") и обеспечивает вывод изображения на экран монитора.

X-сервер - это основная программа, которая работает непосредственно с "железом" (видеосистемой, устройствами ввода и динамиком). Может быть для некоторых читателей назначение этой программы будет понятнее, если назвать ее драйвером видеосистемы. Эта программа захватывает оборудование и предоставляет его возможности другим программам как ресурсы (собственно, именно поэтому она и называется сервером) по особому протоколу, который так и называется, X-протокол (или протокол сетевой связи - X Network Protocol). Кстати, специализированный компьютер, на котором исполняется исключительно X-сервер, называется (аппаратным) X-терминалом.

Но сам X-сервер изображение не формирует, он только "доставляет" графику видео-драйверу. Если запустить только X-сервер, Вы увидите просто серый экран с характерным крестиком курсора посредине. С помощью мыши курсор можно перемещать по экрану. И все! На нажатие кнопок мыши и клавиш никакой видимой реакции не следует. И невидимой тоже - сервер готов передавать эти сигналы своим клиентам, а клиенты пока не запущены. Хотя на самом деле некоторые комбинации клавиш X перехватывает и обрабатывает. Это [Control-Alt-Backspace] - завершение работы сервера (если эта возможность не запрещена при конфигурации), [Control-Alt-+/-] - "горячее" переключение доступных видеорежимов, и [Control-Alt-FN] - переключение в другую виртуальную консоль. Чтобы получить на экране какие-то более содержательные изображения, одного X-сервера недостаточно, надо запустить менеджер окон и хотя бы одну программу-клиент, которая будет формировать изображение. В роли "клиентов" X-сервера выступают приложения, работающие с X Window: GIMP, Corel WP, xterm и другие.

Менеджер окон обеспечивает выполнение всех операций с окнами: прорисовку рамок, меню, иконок, полос прокрутки и других элементов окна, а также предоставляет возможность изменять вид и положение окна в процессе работы в соответствии с потребностями пользователя.

Менеджер окон также вызывает соответствующие функции для программ-клиентов в тех случаях, когда пользователь взаимодействует с приложением с помощью клавиатуры и мыши. Именно поэтому при настройке XFree86 необходимо задать не только видеокарту, но и мышь и клавиатуру. Оконному менеджеру нужно знать характеристики этих устройств, чтобы выполнять свои задачи.

Поскольку клиент и сервер являются отдельными процессами, они могут работать на разных компьютерах, а взаимодействовать по сети. Приложения можно запустить, например, на мэйнфрейме, а картинка будет выводиться на экран персонального компьютера. Эта очень мощная особенность системы X Window является одним из основных отличий ее от MS Windows.

Кстати, в Linux (и вообще в UNIX) нет такого жесткого деления между графическими и текстовыми программами, как в MS Windows или OS/2. С точки зрения системы нет разницы между программой, работающей в графике, и обычной. Программы для графического режима запускают как обычные программы, т.е. из командной строки, из Midnight Comander'а и т.п. Единственным необходимым условием для их работы является то, что должен работать X-сервер. При необходимости программа сама обращается к X-серверу (через TCP/IP в общем случае, и через локальный сокет в частном, когда X-сервер и X-клиент работают на одной машине). Делает она это не с помощью специальных отношений с системой, а обычными вызовами socket(), connect(), etc. Занимается всем этим библиотека xlib. Все, что ей надо для работы, это знать, где искать X-сервер (для этого используется либо переменная окружения DISPLAY, либо опция в командной строке). Более того, существуют даже программы, которые умеют работать и с X-сервером и с обычным текстовым терминалом (например - emacs) и сами разбираются при старте, как именно им работать в данном случае.

Конечно, приведенный выше рисунок очень схематичен. К примеру, как мы уже упоминали, взаимодействие библиотеки X-Lib с сервером в общем случае осуществляется по протоколам TCP/IP. Так что следовало бы еще добавить квадратик, отображающий программное обеспечение, реализующее протоколы TCP/IP. Еще одним важным ресурсом графической подсистемы являются шрифты. Оперировать со шрифтами может как непосредственно X-сервер, так и специальная программа, которая называется сервер шрифтов, которую тоже надо бы как-то изобразить на рисунке.

Для каждой из типовых компонент графической системы существует множество конкретных реализаций. В состав пакета XFree86 версии 3 входят несколько различных серверов, причем выбор конкретного сервера зависит от того, какие у Вас видеоплата и монитор (выбор определяется видеоадаптером, поскольку именно им управляет X-сервер, а уж видеоадаптер управляет монитором). Например, сервер XF86_Mono - это сервер для монохромных видео-режимов; XF86_S3 - сервер для карт, основанных на S3; XF86_S3V - сервер для S3 ViRGE и ViRGE/VX; XF86_SVGA - сервер для карт, работающих в режимах Super-VGA.

В четвертой версии XFree86 уже один X-сервер для большинства видеоадаптеров, называется он XFree86 и располагается в каталоге /usr/X11R6/bin/. Обычно на него делается ссылка с именем X, так что запустить X-сервер можно просто введя в командной строке букву X.

Разные менеджеры окон могут обеспечивать различный вид окон за счет использования различных рамок и оконных меню. Но все они используют одну и ту же базовую графическую утилиту X Window - X сервер.

В состав вышедшей недавно версии 2.1 KDE включен файловый менеджер Konqueror, который предоставляет уникальные возможности доступа к файлам. Кроме того, что он позволяет просматривать файлы большинства известных форматов на локальных дисках, он является и Интернет-браузером, по своим возможностям вполне сравнимым с Internet Explorer или Netscape Navigator.

Другой графической средой того же класса, что и KDE, является пакет GNOME (GNU Network Object Model Environment), который разрабатывается в рамках проекта GNU, а значит относится к классу свободно распространяемого ПО (KDE до недавнего времени не полностью соответствовал этому понятию, потому что библиотека Qt распространялась не на условиях GPL; хотя сейчас ситуация изменилась и KDE тоже является свободно распространяемым). GNOME строится на основе библиотеки графических функций GTk+.

kaiser/dfm/dfm.html ) - графическая среда, которая напоминает OS/2 Workplace Shell. Можно упомянуть также Motif - коммерческий продукт, используемый во многих UNIX-системах, или его бесплатный аналог LessTif , а также Xview - Linux-версию интерфейса OpenLook фирмы Sun.

Приведенное выше описание дает общее представление о том, как строится графический интерфейс в Линукс. К сожалению, установка и настройка графического интерфейса Линукс пока не является простой задачей. Я попытаюсь ниже дать некоторые рекомендации по настройке X Window для начинающих пользователей. Но для того, чтобы подходить к процессу настройки осознанно, надо в общих чертах представлять, как работает видеосистема Вашего компьютера.

7.2. Как работает видеосистема компьютера.

Вы должны понимать, что этот раздел не является руководством для специалистов по созданию видеосистем. Изложение работы видеосистемы здесь дается очень поверхностное, только с той целью, чтобы читатель понимал значение параметров, которые ему придется как-то изменять при настройке графического режима.

Видеосистема компьютера состоит из видеоадаптера и монитора (когда мы будем говорить о мониторах, будут иметься в виду мониторы, построенные на электронно-лучевых трубках).

Как Вы знаете, изображение на экране монитора состоит из отдельных точек. Точки формируются электронным лучом и располагаются в виде строк. Монитор делает две независимых вещи: развертку луча и высвечивание отдельных точек, из которых строится изображение на экране. Управление монитором заключается в том, чтобы задать число точек в строке (разрешение по горизонтали), число строк на экране (разрешение по вертикали) и интенсивность каждого из трех основных цветов в каждой точке.

Функцию управления монитором осуществляет видеоадаптер. Видеоадаптер передает в монитор три сигнала: видео сигнал (RGB), строчную синхронизацию (HS), кадровую синхронизацию (VS). По сигналу горизонтальной (строчной) синхронизации происходит возврат луча с конца каждой строки к началу следующей, а сигнал вертикальной (кадровой) синхронизации определяет момент возврата луча из правого нижнего угла экрана в верхний левый. Частоты генерации этих двух сигналов (измеряемые числом импульсов в секунду) необходимо знать для правильной установки и настройки X сервера. Значения частот горизонтальной и вертикальной синхронизации должны быть указаны в документации к Вашему монитору. Частота вертикальной синхронизации (обозначим ее VSF ) обычно указывается в герцах (Hz) и находится в пределах 50 - 180 Гц. Частота горизонтальной синхронизации ( HSF ) задается в килогерцах (KHz) и принимает значения в диапазоне от 31 до 135 КГц.

Современные мониторы обычно являются многочастотными, то есть допускают выбор частот вертикальной и горизонтальной синхронизации из определенного диапазона допустимых значений. Некоторые мониторы (особенно дешевые) могут иметь несколько фиксированных значений допустимых частот. Целесообразно выбирать максимально возможные значения частот синхронизации из числа допустимых для получения наилучшего разрешения. Однако будьте осторожны - установка значений, превышающих допустимые, может повредить монитор!

Есть еще одна важная частота - число точек, которые могут быть отображены на экране за одну секунду. Электронный луч перемещается по экрану с конечной скоростью (которая ограничена не скоростью перемещения самого луча, а параметрами микросхем видеоадаптера). В английской документации эта частота называется "the card's dot clock". Будем называть эту частоту тактовой частотой развертки и обозначать как DCF (dot clock frequency).

Следующий существенный параметр - это частота обновления экрана (которую будем обозначать как SRR - screen refresh rate). Чем выше эта частота, тем меньше устают глаза при работе с компьютером, потому что уменьшается мерцание экрана. Не рекомендуется выбирать частоту обновления экрана меньше 60 Гц - частоты мерцания флуоресцентных ламп. Стандарт VESA рекомендует выбирать для нее значение не менее 72 Гц.

Но задать очень большое значение частоты обновления экрана невозможно, потому что она не может быть больше, чем тактовая частота развертки (DCF), поделенная на произведение числа точек в строке и числа строк на экране. На самом деле частота обновления экрана еще меньше, потому что на перемещение электронного луча от конца строки в начало следующей и из левого нижнего угла экрана в правый верхний требуется некоторое время (то есть дополнительные такты работы тактового генератора видеоадаптера). Кроме того, для создания четких границ изображения на экране, электронный луч обычно перемещается на несколько точек левее и правее видимой части части изображения, а также пробегает одну-две строки выше и ниже изображения (это темные полосы, окружающие изображение на экране). Поэтому фактически число необходимых для вывода изображения точек в строке (обозначим его HFL - Horizontal Frame Length - размер фрейма по горизонтали) и число необходимых строк на экране (Vertical Frame Length - VFL ) больше, чем размеры видимого изображения. Точнее

HFL = (число невидимых точек слева) + (число видимых точек в строке) + (число невидимых точек справа) + (число тактов, необходимых для перевода луча к началу новой строки).

Аналогичное соотношение действует для размера фрейма по вертикали - VFL и поэтому имеет место формула: SRR = DCF / (HFL * VFL) .
Именно эта частота и является частотой обновления экрана ( SRR = VSF ) и должна лежать в границах, заданных для частоты вертикальной синхронизации Вашего монитора. Таким образом, частота вертикальной синхронизации монитора и тактовая частота видеоадаптера накладывают ограничения на предельное разрешение изображения на экране.

Еще одно ограничение накладывается обьемом памяти на плате видеоадаптера. Цвет каждой отдельной точки на экране формируется путем смешивания трех основных цветов: красного (R), зеленого(G) и голубого(B). Интенсивность каждого из этих трех цветов определяется уровнем сигнала в соответствующем луче (в цветном мониторе каждая точка высвечивается тремя электронными лучами, которые одновременно направлены в данную точку). Изображение для вывода на экран формируется в видеопамяти, которая физически расположена на плате видеоадаптера, но входит в общее адресное пространство оперативной памяти компьютера. Изображение хранится в памяти в цифровом виде, и преобразование его в аналоговый сигнал RGB является одной из основных задач видеоадаптера, для чего на плате видеоадаптера обычно ставится цифро-аналоговый преобразователь - ЦАП.

Количество возможных цветов для каждой точки, очевидно, ограничено тем, сколько различных уровней сигнала для каждого луча может сформировать видеоадаптер, а также обьемом видеопамяти. Но обычно выходные сигналы видеоадаптера обеспечивают число уровней, достаточное для отображения картинки, записанной в видеопамять, так что определяющим параметром становится именно ее обьем.

Формула, определяющая ограничения на разрешение экрана и количество воспроизводимых цветов, очень проста : ( Объем видеопамяти в байтах ) >= ( число видимых точек в строке ) х ( число видимых строк на экране ) х ( число байт на точку ) .
Например, если Вы хотите выбрать разрешение экрана 1024 х 768 и иметь 16 миллионов цветов для каждой точки (4 байта на точку), то вам надо иметь 1024х768х4=3145728 байт памяти. Если же у вас всего 2 Мбайта памяти, то придется либо выбрать меньшее разрешение, либо меньшее количество цветов. Вы легко можете сами составить табличку соответствий между различными комбинациями значений видеопараметров и объемом необходимой памяти.

На протяжении предыдущих лекций Мефодию ни разу не потребовалось для выполнения своих задач покидать пределы текстового терминала. Что и понятно: в основном он занимался освоением самой системы Linux, а главные средства управления ею – командная строка и текстовый редактор . Тем не менее, для современного пользователя персональный (да и вообще любой) компьютер – это не в последнюю очередь устройство с широкими графическими возможностями, и часть задач, которые должен выполнять компьютер , – непосредственно графической природы, например, показ фильмов или создание изображений. Но такими специфическими задачами использование графического интерфейса не ограничивается.

Графические средства ввода-вывода позволяют организовать интерфейс , принципиально отличающийся от терминала – оконный. Сегодня любому пользователю компьютера знакома такая модель организации графического интерфейса: окна , меню , кнопки. Оконный интерфейс позволяет использовать пространство экрана гораздо более эффективно, чем обыкновенный текстовый терминал на виртуальной консоли : здесь одновременно можно открыть несколько окон, относящихся к разным задачам, и наблюдать за их работой одновременно. Собственно, в рамках окна может выполняться любая задача, в частности, текстовый терминал . При помощи оконного интерфейса пользователь Linux может следить за несколькими задачами на разных терминалах одновременно, а не по очереди.

Оконный интерфейс. Модель интерфейса, в которой пространством ресурсов является экран – прямоугольная область, в которой организуется ввод и вывод. Субъектами в оконном интерфейсе выступают задачи, вводящие и выводящие данные в рамках окна – области в рамках экрана .

Однако все задачи управления системой в Linux решаются посредством текстового терминала, да и очень многие задачи пользователя – как заметил Мефодий даже по своему небольшому опыту – тоже, поэтому никакой системной необходимости в графических средствах ввода-вывода в Linux нет. Графический интерфейс в Linux – это отдельная задача, наподобие системной службы или демона , поэтому в некоторых системах программное обеспечение для организации графического интерфейса 1 Такие системы – не выдумка, они вполне реальны и многочисленны. Например, графический интерфейс совершенно ни к чему на сервере, который занимается только маршрутизацией пакетов в сети. может вовсе отсутствовать. Такая задача получает единоличный доступ к устройству графического вывода (видеокарта), а программам, использующим графические ресурсы, она предоставляет объектную модель графических примитивов (функции рисования линий, прямоугольников, отображения цвета и т. п.), наподобие того, как ядро предоставляет доступ к ресурсам жесткого диска в терминах объектной модели файловой системы. Поэтому весь комплекс программ для работы с графическими устройствами принято называть графической подсистемой .

Пользователю домашнего настольного компьютера графический интерфейс почти наверняка понадобится при каждом сеансе работы. Можно настроить систему таким образом, чтобы процесс начальной загрузки завершался запуском графической подсистемы , так что даже регистрация пользователей будет происходить уже в графическом режиме при помощи специальной программы – экранного диспетчера (см. лекцию 10). Экранный диспетчер опознать очень просто: он всегда отображает окно с приглашением к регистрации login : и password :, которое может быть оформлено и минималистично, и с барочной пышностью. После регистрации в экранном диспетчере пользователю предоставляется сразу и доступ к системе, и доступ к графической подсистеме .

Однако ни в одной из систем, в которых работает Мефодий, ему не случалось встречаться с экранным диспетчером , и всюду он регистрировался в системе и работал только в текстовом режиме на виртуальной консоли . Поскольку графическая подсистема – отдельная задача, авторизованный пользователь может запустить ее из командной строки в любой момент 2 Каким пользователям разрешено запускать и останавливать графическую систему – зависит от профиля системы. : для этого используется команда startx , которую Мефодий и исполнил (рис. 16.1).

Запуск графической подсистемы из командной строки


Рис. 16.1. Запуск графической подсистемы из командной строки

В некоторое недоумение ввел Мефодия предложенный ему выбор из нескольких кнопок. Проконсультировавшись у Гуревича, он выяснил, что каждая из кнопок соответствует программе, по-своему организующей графический интерфейс , и что он может попробовать их все по очереди и выбрать ту, которая будет наиболее подходящей для его стиля работы. Не мудрствуя лукаво, Мефодий нажал на первую же кнопку, "KDE" (см. рис. 16.2).

После некоторого ожидания на мониторе возникло все то, что Мефодий ожидал увидеть в графическом интерфейсе: иконки, панель с кнопками внизу экрана , меню . Однако если бы после запуска startx Мефодий выбрал другую кнопку вместо "KDE" , графический интерфейс предстал бы перед ним совсем в другом виде и предоставлял бы несколько другие возможности и приемы работы. Далее в лекции объясняется устройство графической подсистемы в Linux. Из этого объяснения станет понятно, почему процесс запуска графического интерфейса оказался двухступенчатым и почему работа с графическим интерфейсом в Linux может быть организована по-разному.

Обзор графических сред Linux и настройка удаленного рабочего стола

За последние двадцать лет для операционных систем семейства Linux создано множество графических оболочек, существенно упрощающих процесс общения с компьютером. Вместо холодной и недружественной командной строки появляются симпатичные пиктограммы, иконки и графические кнопки, по которым достаточно кликнуть мышкой.

Linux – мощная и самодостаточная операционная система. Несмотря на то, что она распространяется с открытым исходным кодом и является бесплатной, в плане защищенности и стабильности многие дистрибутивы Linux существенно превосходит всемирно-популярную ОС от Microsoft. Пожалуй, единственный недостаток – сложность использования командной консоли для простых пользователей. Чтобы работать с ПК, нужно хорошо ориентироваться в огромном перечне команд.

Особенности графического окружения Linux

Графический интерфейс в Linux не является обязательным компонентом и устанавливается в операционной системе отдельно, наряду с другими программными приложениями. Комплекс программ, используемых в UNIX-системах для прорисовывания и вывода графики называется графической подсистемой. Внутреннее устройство таких оболочек кардинально отличается от знакомой Microsoft Windows

В основе современных графических интерфейсов Linux лежит стандарт X Window System, разработанный в 1987 году. Он построен по модульному принципу типа клиент/сервер, включающий четыре компонента:

  • Сервер Х (его можно назвать драйвером видеосистемы) передает управление оборудованием (видеокартой, мышью, клавиатурой) в распоряжение непосредственно выполняемым приложениям;
  • клиент – запускаемое приложение. Это может быть текстовый или графический редактор, видеопроигрыватель и др.;
  • библиотека X-lib – содержит информацию, необходимую для прорисовки окон;
  • менеджер окон принимает управление от пользовательского приложения (клиента) и прорисовывает все его элементы: рамки, меню, иконки и др.

Обратите внимание! Сервер Х и клиент – это отдельные процессы. Благодаря разделению, приложение можно запускать на сервере, а управление и графическое отображение всех действий передавать удаленной машине, при условии подключения к единой сети.

Обзор графических окружений для ОС Linux

Как сказано выше, графическая оболочка создавалась чтобы облегчить взаимодействие обычного пользователя с операционной системой. Но собрать все модули воедино без специализированных знаний и подготовки нелегко. На помощь приходят готовые графические окружения рабочего стола (Desktop Environment или DE). Они просты в настройке, содержат комплекс необходимых утилит и полезных программ.

Существуют десятки графических интерфейсов для Linux, мы же рассмотрим наиболее популярные и стабильные.

KDE Software Compilation

Одна из первых и самых распространенных графических оболочек. Среда KDE отличается красивым интерфейсом, напоминающим Windows 7, и изобилием графических эффектов. В отличие от других подобных проектов, оболочка создана при помощи библиотек Qt.

Если у вас установлена производительная машина, KDE – лучший выбор. Интерфейс широко используется не только частными лицами, но и государственными учреждениями (в США, ЕС), коммерческими предприятиями (DELL) и др.

Графическое окружение включает: файловый менеджер, аудио и видеопроигрыватель, архиватор, приложение для просмотра и обработки фотографий, электронный секретарь, приложение для записи дисков, эмулятор терминала, средство для запуска Windows-приложений и много других полезных приложений,

Достоинства KDE:

  • высокая стабильность, проработанность до мелочей;
  • в состав дистрибутива входит набор ПО для решения всевозможных задач;
  • окружение будет удобным и понятным для тех, кто только перешел на Linux с Windows.

Недостатки:

  • это тяжеловесное решение, которое не подойдет для слабых машин. По потребляемым ресурсам KDE можно приравнивать к той же Windows 7.

Преимущества:

  • не требовательна к ресурсам, работает даже на устаревших ПК;
  • в базовую поставку входит большой набор ПО;
  • комфортна в работе;
  • простая в настройке (с помощью графических утилит).

Недостатки:

  • редко выходят обновления;
  • сложно найти информацию по настройке.

Еще одна нетребовательная к аппаратным ресурсам графическая оболочка. Появилась в результате слияния свободного программного обеспечения от различных производителей. Прри разработке использован движок GTK+.

Преимущества:

  • работает на слабых машинах, требует минимум аппаратной части;
  • современный и отзывчивый интерфейс;
  • по сравнению с другими графическими оболочками потребляет меньше энергии.

Недостатки:

  • небольшое количество настроек по сравнению с Xfce.

Устанавливаем графическое окружение рабочего стола

Пример установки приводим для Linux Debian. В состав дистрибутива уже входит пакет GNome, который мы и будем использовать. Перед установкой скачивать отдельно пакет с графической оболочкой не нужно – система сама свяжется с репозиторием и установит актуальное ПО.

Подключаемся к серверу с правами root. Чтобы использовать самые последнюю версию ПО, обновляем индекс пакетов:

Теперь приступаем к установке GNome - в Debian предусмотрено четыре варианта:

  • полная – включает официальный набор компонентов, а также программное обеспечение сторонних разработчиков. Для установки вводим команду:
  • официальный стандартный набор компонентов:
  • минимальная конфигурация (только самые необходимые компоненты):
  • стандартный набор компонентов со специальными возможностями: лупа, чтение с экрана и др.

После ввода команды открывается диалог. Нажимаем Y и Enter , чтобы продолжить. После этого начинается процесс установки, который, в зависимости от производительности аппаратной части, может занимать от 15 до 30 минут. Придется подождать…

Для достижения максимальной интеграции с системой рекомендовано установить графический менеджер входа GDM. Без него нативные механизмы блокировки экрана будут недоступными. Для установки в командной строке вводим:

Для запуска графической оболочки используем команду:

Удаленное управление рабочим столом Linux

Для удаленного подключения и управления рабочим столом можно использовать один из следующих протоколов:

  • Remote Desktop Protocol (RDP) – прикладной протокол удаленного управления рабочим столом. Широко используется в продуктах Microsoft. Для передачи сигналов с клавиатуры и мыши, используются флаги. Достоинство протокола RDP – возможность передавать как точную копию изображения с экрана (по сети передается ряд изображений или аудиопоток) или только графические примитивы (команды на построение изображения в графической подсистеме на компьютере в клиенте). Второй вариант позволяет существенно сократить трафик.
  • Virtual Network Computing (VNC) – это полноценная система для удаленного управления рабочим столом. В качестве протокола передачи данных используется RFB (удаленный кадровый буфер). Это кроссплатформенное решение. Для экономии трафика при передаче изображений удаленного рабочего стола, сервер отправляет только изменившиеся пиксели, например, затронутые перемещением мыши. Однако серьезные изменения, к примеру, при проигрывании видео, существенно увеличивают трафик.

Подключение к удаленному рабочему столу через протокол RDP

Установка и настройка подключения займет не более двух-трех минут. Устанавливаем сервер:

Чтобы графическая оболочка загружалась вместе с запуском сервера, редактируем конфигурационный файл. Открываем:

В документе добавляем строку: gnome-session . Должно получиться так:

service xrdp restart

После этого перезапускаем удаленный сервер:

Теперь подключаемся с локального компьютера к удаленному серверу. Для этой цели мы используем утилиту, встроенную в Windows. Открываем меню «Пуск», «Выполнить» и запускаем mstsc . В появившемся окне вводим адрес сервера, имя пользователя (по умолчанию – root) и нажимаем «Подключить»:

Читайте также: