Какое ядро linux выбрать для игр

Обновлено: 08.07.2024

Для новых пользователей Linux или людей, которые хотят перейти на него, выбор Linux системы для игр может оказаться сложным вопросом. Какой дистрибутив Linux лучше всего подходит для игр? На самом деле это не сложный вопрос.

За последние "полвека" поддержка игр в Linux прошла долгий путь. Хотя в Linux всегда можно было играть, игр, которые безупречно работали бы на этой платформе, было не так уж и много.

К сожалению, есть некоторые (на самом деле довольно много) авторы и ресурсы, которые, кажется, ограничиваются только тем, что перепечатывают чужие статьи и дают действительно плохие советы по играм в Linux. Большинство людей, пишущих подобные статьи, явно не пользовались Linux или недостаточно им пользовались.

Давайте начнем с того, чего делать не надо? Какой Linux дистрибутив не подходит для игр? Во-первых, даже не рассматривайте дистрибутив SteamOS от Valve. Операционная система SteamOS устарела и не обновлялась с 2019 года. Любой пользователь, который предлагает этот дистрибутив, вероятно, понятия не имеет, о чем говорит, и любой веб-сайт, который предлагает SteamOS в качестве Linux дистрибутива для игр в 2021 году, не является компетентным в этом вопросе.

Далее: Ubuntu GamePack или любой «специализированный» игровой дистрибутив Linux. Вы можете выбросить почти все «специализированные» дистрибутивы в мусорную корзину. Они действительно не делают того, чего не делают обычные дистрибутивы Linux, кроме того, они могут содержать свои собственные ошибки. Относитесь к ним как к старым дискам, которые вы можете встретить на прилавке в местном магазине ПК. Они вам действительно не нужны, не тратьте зря свое драгоценное время.

Так какой Linux дистрибутив выбрать для игр в 2021 году?


Ответ на самом деле очень прост, и это не длинный список перечня дистрибутивов. Обратите внимание на два действительно простых варианта: Ubuntu или Pop! _OS . Версиями LTS (долгосрочная поддержка) вы можете пользоваться в качестве надежной системы в течение многих лет.

Почему именно Ubuntu и Pop! _OS? Что ж, Ubuntu почти всегда является наиболее широко используемым Linux дистрибутивом среди обычных пользователей настольных компьютеров. В статистике Steam он всегда был на вершине как самый популярный дистрибутив Linux среди игроков - для этого тоже есть очевидная причина - он работает. Для информации по его работе можно легко найти ответы и им не сложно пользоваться. Что касается Pop! _OS, он основан на Ubuntu, и, поскольку компания-разработчик System76 продает устройства с разрабатываемым дистрибутивом, то вы можете быть уверены, что он хорошо протестирован.

Кстати, видеообзорщик игр сайта Gaming On Linux также использует Ubuntu. Наш отечественный обзорщик игр в Linux, Михаил из канала gamer station [on linux] - Ubuntarium, тоже использует Ubuntu.

Все необходимые приложения вы можете легко установить в Ubuntu. Например, Steam для самой большой библиотеки Linux-совместимых игр и дополнительной совместимости Steam Play Proton для игр Windows в Linux, Minigalaxy для игр GOG, RetroArch для эмуляторов, itch.io для инди-игр, Lutris - в качестве универсального менеджера установки игр. Начать установку тоже очень просто, в Ubuntu вам просто нужно открыть центр приложений Ubuntu и найти Steam, а дальше он сделает все за вас.

Кроме того, в Ubuntu и Pop!_OS очень хорошая поддержка видеокарт Nvidia, в том числе технологии Prime для устройств с гибридной графикой. И именно в дистрибутиве Ubuntu, среди Linux систем, впервые появилась данная технология.

Да, Steam отлично работает во многих системах Linux, но официально поддерживает только Ubuntu LTS с рабочими окружениями Unity, Gnome и KDE.

Я был приятно удивлен тому, что в популярном сообществе linux_gaming, форума reddit, на вопрос выбора операционной системы Linux для игр, чаще рекомендуют именно Ubuntu либо Pop! _OS.

“Зависит от вашего уровня опыта в Linux . Если вы новичок в Linux, я бы порекомендовал Linux Mint или PopOS, или другую производную Ubuntu.

Если вы более опытны, вы, вероятно, не задали бы этот вопрос.”


“Только что собрал новый компьютер с графическим процессором nVidia и Ubuntu, по умолчанию система поставляется с пропиетарными драйверами nVidia, и все это отлично работает для игр. Кроме того, система также поставляется с утилитой игровогом режима Feral. Поддержка Ubuntu, если что-то пойдет не так, на мой взгляд, не имеет себе равных.”


“Ubuntu, потому что все, что должно работать в Linux, будет протестировано в Ubuntu.”


Не усложняйте себе задачу. Я длительное время пользовался Arch Linux, Manjaro, Fedora, EndeavourOS и многими другими системами Linux, и я все еще считаю Ubuntu дистрибутивом Linux номер 1 для быстрого развития, особенно если вы начинающий пользователь Linux.

Имейте в виду, что как у macOS и Windows, так и у Linux есть много проблем. Не ожидайте совершенства, будьте готовы немного учиться и работать в системе немного по-другому.

Мир Linux обширен и иногда требуется приложить немало усилий для его изучения. Но время идёт и платформа становится всё популярней среди обычных пользователей, которые не хотят тратить время на изучение скучных мануалов и проведения ненужных тестов. Сегодня речь пойдёт о Kernel (Ядрах) Linux, мы протестируем основные кастомные ядра Linux и сведём их в битве за звание лучшего игрового фундамента нашей системы.


Битва вошедшая в легенду

Введение

Существует большое количество пользовательских ядер, которые мало чем отличаются от стандартного, но как говорится «Дьявол кроется в деталях». Даже небольшое изменение переменных и использование альтернативных модулей, позволяет добиться сногсшибательных результатов и полностью переориентировать ядро на выполнение ранее недоступных задач. В основном ядра делятся на:

  • Бинарное ядро — обычное ядро, что вы стягиваете с архива вашего дистрибутива, может обновляться автоматически и не требует сборки, ибо изначально собрано для множество машин.
    Типичные представители таких ядер: Linux, Linux-zen.
  • Нативное ядро — обычно представляет собой кастомное ядро, что собирается из исходников под вашу систему с заданными флагами. Не может быть обновлено без пересборки. Максимальная производительность.
    Типичные представители таких ядер: Linux-lqx, Linux-xanmod, Linux-rt.

Тестирование производилось в

Все тесты производятся по три раза во избежание погрешности.

Симуляция обыденной работы
Geekbench 5

Из теста симуляции ежедневных задач отчётливо видно, что Linux-zen не зря считается лучшим для повседневной работы. Все остальные бинарные ядра показали почти не от отличимый результат, разве что можно отметить LQX, в улучшенной работе с многопоточностью.

Работа с OpenGL
Superposition Benchmark

На удивление, несмотря на упор теста в гпу при средних настройках, мы опять наблюдаем преимущество zen ядра. А также можно отметить, что из-за особенностей теста в обсчёте физики, Linux-rt набирает дополнительные балы, ибо особенность RT ядра это выполнение сверхточного обсчёта без задержек.

Goverlay — призван показать чистую выжимку производительности из железа с шагом 5 секунд .

ЯдраШаг 1 (FPS)Шаг 2 (FPS)Шаг 3 (FPS)Шаг 4 (FPS) Шаг 5 (FPS)Шаг 6 (FPS)
Standart5967.1766001.9596062.946 6017.4436012.3985887.241
Zen6045.4726084.305 6026.536 6091.624 6025.0486079.093
LQX6118.435 6126.3316126.7356104.2626125.4396130.997
RT5632.043 5658.1495651.1335661.9315652.8555660.478

Ещё один тест лишь подтверждает уверенное лидирование LQX и Zen ядра.

Deus Ex: Mankind Divided
БинарныеМинимальный FPSСредний FPSМаксимальный FPS
Standart324257
Zen334459
LQX364764
RT304156.6

Если перейти на графики (тыкнуть название ядра), то отчётливо видно, что наибольший результат за игровым ядром LQX, ибо он обеспечивает максимальную производительность. Следом идёт Zen, что обеспечивает плавность без проседаний. Все остальные ядра показали плачевный результат.

Counter-Strike: Global Offensive

Тестирование на минимальных настройках графики, без упора в гпу, показывает преимущество LQX и Zen ядра.

Выводы

Несмотря на заявление отечественных «Гуру» Linux, замена ядра может существенно повысить вашу производительность и добавить из воздуха до 10-20% чистой производительности, что может стать спасением для геймеров, которые совсем недавно перешли с Windows и ещё не разобрались, как можно выжимать максимум.


Пересобирать ядро ради получения 47 фпс вместо 42 — такое себе. Был бы хотя бы на треть прирост, можно было бы и заморочиться. Ну и уверен, что кривой порт от Feral выбрали для тестирования не просто так, наверняка в нормальных играх разница и того меньше.


Ядро лишь одно из звеньев. Если заморочиться - профит будет. Но только не ядром единым.

Ну и уверен, что кривой порт от Feral выбрали для тестирования не просто так, наверняка в нормальных играх разница и того меньше.

Что и продемонстрировано на CSGO, где разница 262 vs. 266 fps — на уровне погрешности.


10% вообще-то. Автор арчевод, вот и развлекается. Почему бы и нет? Это тоже своего рода игра.

Evgueni ★★★★★ ( 06.04.21 09:32:20 )
Последнее исправление: Evgueni 06.04.21 09:34:06 (всего исправлений: 1)


Для этого утверждения нужно больше тестов :)

В венде один хрен будет производительность выше. При упоре в видеокарту пересборки ядра ничего не дадут.


Кстати, это довод в пользу свободных драйверов.



Как мертвому припарки. Хотя я не осуждаю, ибо сам гентушник.


Экспериментировать можно и с их сборкой. Это я про драйвера. Альтернативная система мне как-то параллельна.

Evgueni ★★★★★ ( 06.04.21 09:47:13 )
Последнее исправление: Evgueni 06.04.21 09:48:03 (всего исправлений: 1)

Глупость полная. Перекомпиляция никак не поможет неэффективно использующему видеокарту коду начать её использовать эффективно, тут только переписывать.


Очевидно, что оптимизации могут осуществляться на разных этапах. Для того, чтобы их оценить, для начала следует организовать процедуру измерения. До этого можно утверждать что-то конечно можно, ну лучше чтобы эти утверждения были подтверждены фактами.

В одной игре. Как по мне, не стоит и ради 10% заморачиваться, если только это не даёт стабильных 60 фпс вместо нестабильных 55 в нужной тебе игре, но тут каждому своё — как развлечение и своего рода игра норм, я ж ничего против не имею, но с практической точки зрения так себе. Плюс опять же, это не прирост 10% везде, а в одной игре, которая кривой порт от Feral. Рядом другой тест, в котором разница на уровне погрешности, и наверняка во всяких играх на Unity (подавляющее большинство игр) так же. При этом даже в фералопорте «Тестирование на минимальных настройках графики, без упора в гпу» — то есть в синтетических условиях. В реальных условиях разница будет такая, что геймер её попросту не заметит.


С Mesa ты никак не поэксперементируешь. Максимум - соберёшь со свежим LLVM, и то не факт что будет польза. Флаги компиляции тут роли не играют особо


В этом тесте. Как оно в среднем по больнице мы не знаем. Нужно больше достоверных тестов.

не стоит и ради 10% заморачиваться


Мне нравится подход Garuda Linux: zen-ядро, Ananicy (скрипты, автоматом поднимающие приоритет процессу, например игровому), Performance Governor (либо GameMode для тех же целей юзать), ну и свежайший графический стек. Вот это даёт пользу, в зависимости от железа весьма ощутимую.


Тут 10%, там 10%, а потом глядишь и заработает сложный процент!

Нет никаких противоречий в такого рода деятельности. Очевидно, что улучшать лучше всё и сразу, но даже для этого нужно уметь качество инфраструктуры измерять.

57 и 62 кадра, разница тотальная, а 42 и 47 вообще нет разницы в восприятии картинки. Тут уж всё зависит от конечного результата. Чуть больше всегда лучше. Темболее бесплатно.

Когда упирается в боттлнек, то будет 0% тут, 0% там, и зря потраченное не туда время.

С Mesa ты никак не поэксперементируешь.

Не бзди, у меня тормоза были из за частиц (GL_POINTS) в игре, никак нельзя было убрать. Залез в месу, вытер нахер их реализацию вставив заглушку так что они не отправлялись на растеризацию и вуаля. Норм играл. По этой же причине раньше в вайне куча игр просто летала, а в винде тормоза были при равном железе просто во многих вещах что на стороне вайна что на стороне месы были загрушки.

Финансово да. Но во-первых, пересборка ядра на каждый апдейт (автор арчевод, как и я, ядро обновляется раза три-четыре в месяц) отнимает драгоценное время, во-вторых, могут возникнуть неожиданные проблемы в чём-то другом: если бы эти оптимизации были полезны не только для игр, или хотя бы не вредны для чего-то ещё, они давно были бы в ванильном ядре.

ОП тут собирается тут что-то перекомпиляцией получать, а не вдумчивой правкой кода.

Тут 10%, там 10%, а потом глядишь и заработает сложный процент!

Обычно это работает не так. Если игра упирается в GPU, например, то пересобирай не пересобирай, будет всё то же самое, тесты не зря проводились именно на минимальной графике, потому что в реальных условиях это не даст вообще ничего, ведь бутылочное горлышко в другом месте.


Одно другому как бы не мешает. Измерялка поможет во всех случаях.


Когда есть узкое горлышко, то конечно устранять проблему нужно с неё, но что делать, когда крупные или точнее очевидные косяки уже вычищены? Ответ: Улучшать везде понемножку.

Что у них за сайт такой мудрёный, 4 раза кликнул по ссылкам и вообще в каком то ином месте. Как стаковерфлов параша всё в одну кашу.


Это другое. Это уже хак

Время? Драгоценное? Да ладно тебе, челы по 12 часов шпилятся в доту и это ок, человек развлекает себя. Как только он полез что-то настраивать он теряет время ))))))))

Это как ша получпущенном колесе ехать и торопится, эффективнее будет остановится и подкачать (или ещё спустить если на песке в пустыне) и ехоть быздрее.

И вообще 1 скрипт который пересоберёт ядро после апдейтов тебе как надо и проверит не сломалось ли оно и только после этого накатит как основное. Всё равно у адекватов всегда 2+ ядер стоит как минимум прошлое и новое в чём беда докатить ещё и кастомное.


крупные или точнее очевидные косяки уже вычищены?

Ага, видимо, открытый драйвер уже довели до идеала, остались мелочи. Вот тогда заживем!


особенность RT ядра это выполнение сверхточного обсчёта без задержек

По-моему, это ернуда какая-то.


Ну да, автор не гений и не литератор. Кто из нас он?

Ссылку не читал. Но то, что я себе представляю, заставляет поддержать их начинание и положительное (если я не ошибаюсь) впечателение ТС. По-моему, сложилось бы сообщество ярых фанатов линукс-гейминга, добавивших линукс-приёмы к стандартным виндовым - получили бы широкую практику стресс-тестирования для онтопика под десктоп. Сам я особо не мотивирован этим заниматься, и времена моего интереса на оверклокерсах ушли, но вижу пользу от такого рукоделия. (Ту же самую пользу, что приносят энтузиасты-геймеры и оверклокеры для оффтопика)

автор не гений и не литератор. Кто из нас он?

По-моему не надо быть ни гением, ни литератором, чтобы просто две минуты почитать про какую-то вещь.


IMHO там скорее невнимательность и кривой язык нежели злонамеренность. Для получения более подробной информации нужен допрос субъекта.

На злономеренность (хотя это, конечно, слишком громкое слово) всё же больше похоже. Автор всеми силами пытается именно убедить в том, что всё это не зря. Посмотрите на формулировки в остальных приложениях. 1% разницы в опенгл-тесте у него «уверенное лидирование», 10% разницы в намеренно выбранной ради максимальной разницы игре — «плачевный результат». Видно, что слог именно рекламно-убеждающий, а не информационный, намерения автора совершенно очевидны без всяких допросов.


Заявление Valve о собственном игровом дистрибутиве Linux стало поворотным моментом, который заставил издателей игр встать и признать наличие платформы с открытым исходным кодом. Вскоре игры начали появляться, и теперь даже крупные игровые студии с гордостью демонстрируют совместимость своих популярных игр с пингвином. Благодаря таким инициативам, как Proton, пользователи Linux получают достойный игровой процесс даже в играх, разработанных только для Windows.

Еще до того, как Valve начала действовать, флагманами игр на Linux были WINE, а также игровые платформы, такие как Lutris, которые полагаются на свое сильное сообщество для создания сотен игр на Linux, и качественные драйверы с открытым исходным кодом от таких поставщиков, как AMD.

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Благодаря всем этим инициативам операционная система с открытым исходным кодом не только зарекомендовала себя как очень способная игровая платформа, но даже иногда способная превзойти Windows.

И вот некоторые из лучших игровых дистрибутивов:

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


1. ОС Drauger

ОС Drauger описывает себя как игровую ОС Linux для настольных ПК. Дистрибутив основан на выпусках Ubuntu LTS, а текущая версия 7.5.1 находится поверх Ubuntu 20.04 LTS. Однако вместо того, чтобы выбирать ядро из Ubuntu, Drauger использует ядро Linux.

Разработчики скомпилировали ядро с включенной низкой задержкой, а также изменили частоту планирования с 250 Гц на 1000 Гц. Благодаря этим изменениям геймеры должны ощутить более высокую частоту кадров, уменьшение разрывов экрана и, в целом, лучшую производительность в игре.

реклама

Дистрибутив устанавливает клиент Steam прямо при запуске среды Live. В дистрибутиве используется настроенная среда рабочего стола Xfce, и новые пользователи оценят учебное пособие в приветственном приложении, которое проведет их через краткий тур по новой среде.

Drauger утверждает, что поддерживает большинство контроллеров Xbox и Xbox360, а также некоторые контроллеры PlayStation. Дистрибутив также имеет несколько приложений и инструментов, установленных из коробки для улучшения игрового процесса, включая PlayOnLinux, WINE, Lutris, Steam и DXVK .

Дистрибутив поставляется с большим набором приложений, что означает, что вы можете использовать его как очень мощный настольный дистрибутив для обычных вычислительных задач. Фактически, для установки Drauger вам понадобится диск с объемом не менее 32 ГБ.


реклама

2. Ubuntu GamePack

Ubuntu GamePack от украинских разработчиков UALinux и очень похож на Drauger OS. Оба дистрибутива основаны на Ubuntu 20.04 LTS, хотя Ubuntu GamePack использует настроенную среду рабочего стола Gnome. Кроме того, помимо проприетарных кодеков и драйверов, Ubuntu GamePack также предоставляет несколько игровых платформ и инструментов, включая Steam, Lutris, PlayOnLinux и другие.

Однако с Ubuntu GamePack вы также получаете ограниченную по времени пробную версию CrossOver, проприетарного приложения для совместимости на основе WINE, которое вы можете использовать для запуска игр (и приложений) для Windows. Дистрибутив также включает эмулятор DOSBox для запуска игр DOS, а также ScummVM для запуска классических приключенческих и ролевых игр.

Изюминкой дистрибутива является набор оптимизаций, известный как GameMode, который настраивает установку, чтобы сделать ее более подходящей для игр. Дистрибутив также включает в себя целый набор обычных настольных приложений для повышения производительности, и позиционирует себя как очень настольный дистрибутив для геймеров. Он также выигрывает у Drauger за счет установщика Ubuntu Ubiquity.


3. GamerOS

Превратите свой компьютер в игровую консоль Steam

GamerOS, как вы, наверное, понимаете по названию, - это дистрибутив, предназначенный для игр. Но в отличие от некоторых аналогов, поддерживающих несколько игровых платформ, GamerOS фокусируется только на Steam.

Фактически, дистрибутив загружается прямо в новый режим Steam Big Picture, который представляет собой интерфейс, разработанный специально для использования с телевизорами. Новый режим предназначен для навигации с помощью контроллеров, поэтому GamerOS по умолчанию работает с контроллерами, хотя вы все равно можете использовать мышь и клавиатуру, если хотите.

GamerOS поддерживает Xbox 360, Xbox One, DualShock 3 и 4, Switch Pro, контроллеры Steam и некоторые другие. Он также включает в себя самодельный набор инструментов под названием Steam Tweaks, который помогает упростить настройку вашей игровой среды. Еще одной изюминкой дистрибутива является его поддержка игр, отличных от Steam, благодаря настраиваемой веб-службе Steam Buddy.

GamerOS основана на Arch Linux и разработана как единственная ОС на машине, поэтому вы не можете выполнить двойную загрузку. Это значительно упрощает установку, которая не требует вмешательства пользователя, кроме указания жесткого диска, на который вы хотите ее установить. GamerOS загрузит свежий образ дистрибутива во время установки, поэтому убедитесь, что у вас есть активное подключение к Интернету.


4. Fedora Games spin

Смысл существования Fedora Games - продемонстрировать лучшие игры с открытым исходным кодом, доступные в репозиториях дистрибутива Fedora.

Дистрибутив распространяется в виде массивного образа размером 4,1 ГБ и полон всевозможных игр, от стратегий до шутеров и всего, что между ними.

Fedora Games использует среду рабочего стола Xfce, и разработчики выпускают новый выпуск каждый раз, когда Fedora выпускает крупный патч.

Хотя Fedora Games spin является очень мощным игровым дистрибутивом и работает так, как заявлено, ему не хватает ловкости, как у некоторых других игровых дистрибутивов, которые мы здесь описали. Во-первых, он не включает другие платформы, такие как Steam, или такие утилиты, как PlayonLinux или WINE, хотя все они могут быть установлены вручную.


5. Pop! _OS

Хорошая база для постройки игровой станции

Один из лучших вариантов для геймеров. Pop! OS основана на Ubuntu LTS и имеет собственный пользовательский интерфейс поверх Gnome, получивший название Pop Shell. В дистрибутиве есть все необходимое, чтобы пользователи могли формировать его в соответствии с их требованиями. Хотя дистрибутив не поставляется с какими-либо игровыми платформами, в отличие от других вариантов, вы можете легко установить как Steam, Lutris так и GameHub, из его магазина приложений. Кроме того, дистрибутив доступен в нескольких вариантах; стандартный образ и тот, который поставляется с предустановленным проприетарным драйвером Nvidia.


6. Lakka

Эмулируйте впечатляющее количество игровых консолей

Lakka - это облегченная версия Linux, которая может превратить ваш компьютер в приставку для ретро-игр. Он построен на основе ядра либретро и использует RetroArch в качестве интерфейса.

Lakka доступен как загрузочный USB-образ для ПК. Есть также версии для машин на базе ARM, таких как Raspberry Pi.

Этот дистрибутив поддерживает большинство клавиатур, а также беспроводные контроллеры PS3 и PS4, а также контроллеры Xbox 360. RetroArch может похвастаться очень удобной функцией автоконфигурации, которая должна означать, что большинство контроллеров будут работать из коробки без необходимости вручную сопоставлять ключи. В документации Lakka также есть отличные пошаговые руководства для необычных настроек.

Из-за авторских прав ОС поставляется без предустановленных игр. Вам нужно будет получить легальные копии ISO-образов игровых компакт-дисков, или предварительно скомпилированных файлов ROM аркадных игр.

Читайте также: