Какой компании принадлежит windows

Обновлено: 07.07.2024

Именно так, с журнальной статьи, и началась Microsoft. Вернее, Micro-Soft — Пол Аллен назвал компанию именно с дефисом, поскольку это было сокращение двух слов: microprocessor (микропроцессор) и software (программное обеспечение). Молодые разработчики — Гейтсу на момент основания компании было 20 лет, Аллену — 22 — заключили первое соглашение с компанией MITS, создавшей Altair, за два месяца до основания компании. Однако уже тогда в программном коде была следующая шутливая фраза: «Micro-Soft BASIC: Bill Gates wrote a lot of stuff; Paul Allen wrote some other stuff» («Micro-Soft BASIC: Билл Гейтс написал много чего, Пол Аллен написал остальное»).

Успех приходит к друзьям практически мгновенно — их ПО становится популярным, и уже в 1978 году, через три года после создания компании, у Microsoft появляется офис продаж в Японии. Но по-настоящему успех приходит к компании в 1981 году, в тот момент, когда на рынке появляется IBM PC, который работал на MS-DOS. Основой для системы стала 86-DOS, которую Гейтс и Аллен выкупили у компании Seattle Computer Products и доработали под требования IBM.

История самого главного продукта Microsoft, Windows, началась в 1984 году. Тогда это была всего лишь оболочка для MS-DOS. И хотя консервативные пользователи не принимали надстройку всерьез («взаимодействовать с компьютером надо с помощью команд, а не графики!»), оконный интерфейс в итоге показал свою состоятельность.

Примечательно, что Гейтса в воровстве интерфейса обвинял Стив Джобс, чьи компьютеры Macintosh уже имели подобный интерфейс.

Однако Гейтс парировал это тем, что первоначально такой интерфейс появился у Xeroх, которые были известны не только как производители оргтехники.

«Я думаю, дело скорее обстояло так, что у нас был богатенький сосед по имени Xerox, и когда я влез к нему домой, чтобы украсть у него телевизор, я увидел, что ты уже сделал это до меня», — обращался Гейтс напрямую к Джобсу, подразумевая, что это и не его изобретение тоже.

К тому времени занимавший пост вице-президента Аллен уже покинул Microsoft. В 1983 он продал свои акции Биллу по $10 за штуку, сохранив лишь небольшую часть и кресло в совете директоров компании. Позже он вспоминал, что Гейтс хотел заработать как можно больше и не выпускал ничего из рук.

В том же 1983-м Microsoft представила свое первое устройство — мышь под простым названием Microsoft Mouse. Она предназначалась для того, чтобы удобнее работать с текстовым редактором Word. В то время не существовало еще пакета программ Office. Более того — неизменные «друзья» Word, Excel и PowerPoint, сами появились в 1985 и 1987 годах соответственно. Единым пакетом приложений они стали в 1989 году, причем сначала появилась версия для Macintosh, и только в 1990 году вышла и Windows-версия.

Сама Windows к тому времени уже стала самой популярной надстройкой над MS-DOS.

Но все же надстройкой. Самостоятельной системой в она стала в версии Windows 95, когда наконец «поглотила» MS-DOS. Тогда же появилось и покорившее пользователей меню «Пуск», отказ от которого в Windows 8 стал одним из главных поводов для критики компании.

С Windows 95 начинает действовать и ставший притчей во языцех принцип чередования «удачности» систем от Microsoft. Согласно шутливому правилу, удачные Windows у компании выходят через одну, и отсчет хороших начинается как раз с Windows 95. Как ни странно, он действует до сих пор: если XP была крайне удачной, то Vista вызвала волну негодования. Ей на смену пришла Windows 7, которую многие назвали достойной преемницей «хрюши». В свою очередь, Windows 8 опять же стала объектом для ругани.

История мобильных продуктов Microsoft также начинается в 1990-е годы. Первая версия Windows CE (Compact Edition), предназначенная для переносных устройств и встраиваемых систем, увидела свет в 1996 году и базировалась на Windows 95. В 2000 году уже на базе Windows CE появилась платформа Pocket PC, способствовавшая распространению коммуникаторов — по современным меркам пухлых карманных устройств с крошечными экранами, предназначенными для работы со стилусом.

Но тогда это был прорыв — коммуникатор на Pocket PC, которую в дальнейшем переименовали в Windows Mobile, должен был иметь для работы с документами каждый уважающий себя бизнесмен.

Сейчас карманные устройства на Windows уже не имеют той популярности. Для усиления слабых на данный момент позиций на рынке мобильных устройств компания в 2013 году сделала очень важный шаг — Microsoft приобрела мобильное подразделение финской Nokia, получив в свое полное распоряжение линейку смартфонов Lumia, команду инженеров и лицензию на патенты компании до 2023 года.

Нынешняя Windows Phone, используемая в Lumia, отчасти является потомком Windows CE — Windows Phone 7 представляла собой не что иное, как WinMobile с интерфейсом, написанным на Silverlight. В дальнейшем от платформы CE в карманных устройствах в Microsoft отказались в пользу настольного ядра NT. В версии Windows 10 же компания окончательно сольет мобильные и настольные системы в одну.

На Windows 10 будет работать и другой крайне успешный продукт компании — игровая консоль Xbox One. Семейство консолей, которому удалось навязать борьбу Sony Playstation и отнять долю рынка у Nintendo, появилось в 2001 году. Консоль работала на сильно модифицированной версии Windows 2000. И хотя первое поколение не стало суперхитом, пришедшая ей на смену Xbox 360 стала одной из самых продаваемых консолей в истории. И это несмотря на то, что первые версии приставки имели почти 100-процентный производственный брак, который приводил к перегреву и «убивал» устройство без возможности восстановления.

Но все же Xbox — это маркетинговая победа компании. Как ни странно, их было не так много, несмотря на то что продукты Microsoft есть практически везде и де-факто являются стандартом в массовых компьютерных технологиях.

Пробовала Microsoft выйти и на рынок музыкальных плееров. Так, устройство Zune должно было навязать борьбу Apple с ее iPod. Но на самом деле Zune стал провалом компании. И дело не в самом устройстве — оно получило приятный металлический корпус, отличный экран, а объема памяти должно было хватить практически любому меломану образца 2006 года. В итоге проект Zune было решено свернуть, поскольку конкурировать с iPod Microsoft оказалось не по зубам.

Еще одно сокрушительное поражение Microsoft — это доля на рынке планшетов. Первое подобное устройство Билл Гейтс представил аж в 2002 году. Это была стандартная Windows XP с небольшими доработками, оптимизировавшими систему под стилус. Однако факт остается фактом: до 2010 года, когда появился iPad, Microsoft не предпринимала никаких серьезных шагов по популяризации формфактора планшетов в массах — тогда это были сугубо утилитарные устройства.

Сдвинуть ситуацию с места не удавалось ни спокойному и рассудительному Биллу Гейтсу, ни его преемнику, эксцентричному и эмоциональному Стиву Балмеру, который занял пост генерального директора компании в 2008 году. Фактически, он продолжил политику Гейтса и не принес ничего нового в политику компании. Первое (и зачастую единственное), что приходит в голову при упоминании его имени, становится знаменитое «Developers!» («разработчики») — слово, которое он, прыгая по сцене, прокричал в зал на одной из конференций 14 раз. И поскольку это произошло даже до того, как он занял кресло гендиректора, данный факт наглядно показывает, что его личность и его характер нашли более сильный отклик в народе, нежели его руководство.

Более того, при Балмере Microsoft потеряла более $1 млрд на планшетах Surface RT, работавших на ARM-версии Windows. Одним из ключевых минусов этого устройства является невозможность установки привычных Windows-приложений из-за мобильной архитектуры системы.

Но все же нельзя винить Балмера в бедах компании — при нем она становилась все богаче и богаче, наращивая как капитал, так и капитализацию.

Сейчас же ему на смену пришел третий гендиректор Microsoft — бывший вице-президент компании Сатья Наделла, ранее отвечавший за облачные системы. Наделла продолжает работать в привычном для себя направлении. При нем компания начала переориентироваться в сторону продажи сервисов (в том числе и мобильных) вместо продажи коробочных продуктов.

Любопытно также, что при Наделле Microsoft начала избавляться от имиджа «скучной» компании и стала занимать нишу «крутой», аккуратно выталкивая из нее Apple. Последняя презентация, на которой компания показала Windows 10 и Windows HoloLens, лишь подтвердила это.

Впрочем, нельзя сказать, что все это является полностью заслугой Наделлы — все же председатель совета директоров Microsoft не кто иной, как Билл Гейтс. И хотя его полномочий и не хватает, чтобы напрямую руководить действиями Наделлы, это тот человек, к которому прислушиваются абсолютно все в компании. И если позволить себе немного лукавства, то можно сказать, что это именно Гейтс руками Наделлы начал направлять компанию в сторону сервисов, отказываясь от привычной бизнес-модели.

И, судя по всему, Microsoft еще долго будет на коне. Ведь в 40 лет, как известно, жизнь только начинается.

Многие не любят Microsoft за ее непростое прошлое и решения, которые принимались Гейтсом, Балмером и даже Наделлой, когда они руководили компанией в разные годы. Microsoft сделала много ошибок за десятилетия своего существования, но в отличие от большинства людей, причастных к IT-индустрии, я никогда по-настоящему не испытывал ненависти к этой компании. Ну все ненавидят Microsoft, да и я буду ненавидеть, что уж тут, отбиваться от коллектива?


В этот момент многие олдовые фанаты Linux потянулись за ружьем, но давайте будем объективны: в последнее десятилетие Microsoft дает все меньше поводов для ненависти. Да, Windows 10 с каждым патчем все больше и больше выводит из себя. Да, Microsoft бросила на произвол судьбы малое, но крайне преданное сообщество фанатов их мобильной платформы.

Но при этом я, как человек, внимательно наблюдающий за новыми продуктами и вообще, за новостями компании, понимаю, что руководство Сатьи Наделлы войдет в историю Microsoft, как эпоха мечтателей и визионеров. И сейчас я постараюсь объяснить, почему я пришел к подобным выводам.

Эпоха Балмера

Думаю, обсасывать историю Microsoft с момента основания компании и обсуждать дела Гейтса — излишне, а вот на эпоху правления Стива Балмера стоит посмотреть повнимательнее.


Период руководства Балмера с 2000 по 2014 годы достоит упоминания хотя бы за то, что именно под его руководством компания достигла своего «продуктового» пика силы и выпустила сразу две легендарные системы — Windows XP и Windows 7. Под его же руководством была проведена основная работа по созданию Windows 10 — ОС, которая доминирует на ПК-платформе и по сей день.

Но чем примечательна эпоха Балмера в разрезе нашего текста? В первую очередь тем, что Microsoft Балмера, на мой взгляд, максимально далек от Microsoft образца 2020 года. Энергичный, агрессивный и харизматичный Балмер — практически полная противоположность нынешнему гендиректору Microsoft Сатье Наделле. Все мы помним и легендарные презентации с участием Балмера, и его крики «Developers! Developers!».

Стив принял компанию в странное время. Став гендиректором в январе 2000 года, заменив на этом посту основателя компании Билла Гейтса, Балмер получил компанию «на коне»: до пика «пузыря доткомов» оставалось несколько месяцев, акции компании подросли в цене, активно велась работа над Windows XP, которая поступила в продажу в августе 2001 года. Многим может показаться, что при Балмере Microsoft с ее агрессивной, непреклонной политикой, добивалась успехов и дорожала из года в год. Однако если посмотреть на стоимость ценных бумаг компании в период руководства Балмера, то можно понять, что Стиву еле-еле удавалось держать Microsoft на плаву после сокрушительного удара финансового пузыря по гигантам индустрии в 2000-2001 годах. Балмер принял компанию со стоимостью акции в районе $47, а сдал ключи от кабинета при стоимости в $41 за бумагу. То есть, фактически, он на протяжении 14 лет что-то выпускал, но не развивал бизнес Microsoft так активно, как казалось со стороны.


В это верится с трудом, потому что именно нулевые многим запомнились как эпоха тотального доминирования Microsoft по всем фронтам: Windows XP, Windows Server 2003, Windows 7, Windows Server 2008. Пакет MS Office — фактический мировой стандарт ПО для работы с документацией, создание Microsoft Office 365 и разверстка веб-сервисов из пакета Office, и так далее и далее. Удивительно, но вся эта агрессивная политика захвата «всего рынка и сразу» не принесла Microsoft значительных денег, хотя и помогла удержаться на плаву.

Начало эпохи мечтателей

При этом именно при агрессивном и «старомодном» Балмере Microsoft начала свою трансформацию в компанию-мечтателя. К началу десятых годов в компании поняли, что ехать дальше на хромой кобыле под названием Windows не получается: мир меняется, платформы становятся все меньше и мобильнее, доля ПК в повседневном использовании сокращается.

Неизвестно, чего стоило руководству компании убедить себя и акционеров в том, что им опять надо соваться на мобильный рынок. Если кто-то забыл, то напомню: Microsoft уже были пионерами в области планшетных компьютеров и знатно обогнали тогда свое время. Речь идет про забытый многими планшетный компьютер с архитектурой x86, управлением полноценной Windows XP, стилусом и кнопками управления на рамке, который компания презентовала в 2003 году как альтернативу ноутбукам и ПК.



Два известных кадра. Билл Гейтс презентует в 2003 году Microsoft Tablet PC — устройство, о котором он сам много лет мечтал, и Стив Джобс, доработавший и доведший до ума идею инженеров Гейтса, на презентации первого iPad в 2010 году.

Многие скажут, что первым заметным шагом по возвращению Microsoft на мобильный рынок после провала Tablet PC было партнерство с Nokia — в 2011 году финская компания выпускает смартфон Nokia 800 под управлением ранней версией Windows Phone (так называемая Windows 7,5). Спустя два года, в 2013, Microsoft полностью выкупит бизнес финнов по производству мобильных телефонов вместе с патентами за $5,44 млрд наличными. Но нет!

На самом деле компания работала над планшетным форм-фактором на протяжении всех нулевых! В Microsoft сделали выводы после провала Tablet PC и стали развивать свою первоначальную идею рабочего инструмента с тачскрином. Вот только выводы были сделаны крайне специфичными и вместо конкурента первого iPad, который мы упоминали выше, инженеры породили прародителя линейки Surface — Microsoft PixelSense.

Microsoft PixelSense — это сенсорный стол, который впервые был презентован в 2007 году и управлялся Windows Vista. Основное назначение разработки — интерактивная витрина или инфокиоск для торговых центров, банков и музеев.




Как Tablet PC в 2003, так и PixelSense в 2007 выглядели максимально футуристично. Это сейчас огромной сенсорной панелью никого не удивить — в любом банке или магазине стоят инфокиоски с подобной системой ввода. Но 13 лет назад сенсорный дисплей размером с письменный стол — это технология, которой не было даже в классическом Star Trek! Панели управления там были, все же, кнопочными. Хотя создатели сериала и предсказали миниатюрные мобильные телефоны и планшеты формата iPad (кстати, не удивлюсь, если Tablet PC был вдохновлен все тем же Star Trek).

Спустя пять лет Microsoft возвращается к потребителю с менее революционной новинкой и выпускает в октябре 2012 года гибридный планшетный компьютер Surface под управлением мобильной версии Windows 8 — Windows RT.


Surface — прямой наследник PixelSense в плане технологий, о чем заявляет и сама компания. Но и тут инженеры Microsoft не пошли на поводу у моды на iPad и не стали делать «красивенький девайс для тыканья пальцем». Хотелось сделать что-нибудь полезное, фантастическое, что-то, что изменит представление миллионов о рабочем процессе. Так вновь получился гибрид ПК и планшета: отстегиваемый от клавиатурной базы рабочий блок, возможность как сенсорного, так и ввода с помощью устройств, Windows 8 на борту.

При Балмере удалось выпустить для поколения Surface под управлением Windows 8.1. Базовые модели уже сняты с поддержки, а вот устройства линейки Pro тех поколений до сих пор получают обновления и поддерживаются компанией уже семь и шесть с половиной лет соответственно.

Так что оставил после себя Балмер, когда ушел с поста генерального директора в 2014 году?

В основном, ряд провалов. Tablet PC — провал. PixelSense — провал. Оба проекта опередили свое время и были слишком амбициозными. Tablet PC не хватило уровня технологий, PixelSence был слишком амбициозным и футуристичным. Бизнес Nokia тоже повис камнем на шее Microsoft: с одной стороны они провели отличную работу по созданию мобильной платформы, но не сумели привлечь разработчиков приложений в свою экосистему, что сделало ее мертворожденной. Единственный сравнительно успешный проект, который обеспечил бы компании частичный уход от Windows — проект Surface, но развивал его уже не Балмер.

В 2014 году ему на смену пришел Сатья Наделла, нынешний генеральный директор Microsoft.

Эпоха Сатьи Наделлы и новый курс Microsoft

Прежде чем начать рассматривать трансформацию Microsoft, которую провел нынешний гендиректор, стоит посмотреть на финансовые показатели компании. Если Балмер просто держал Microsoft на плаву, то Наделла сделал акционеров богаче в разы. Приняв руководство при стоимости бумаги в районе $41, текущий гендиректор Microsoft сумел увеличить этот показатель в пять раз: сейчас ценные бумаги технологического гиганта торгуются в районе отметки в $200 за акцию.


Что сделал Наделла для Microsoft и каким образом полтора десятилетия стагнирующая компания внезапно стала настолько привлекательной для инвесторов? Ведь все это время рос Google, Amazon, Nvidia, Intel — с десяток гигантов наращивали свою капитализацию и если их достижения были вполне ощутимы, то чем отметилась Microsoft?

В первую очередь стоит вспомнить, как Наделла начал вести дела, как только стал генеральным директором. Балмер был продуктом 90-х — вестник Microsoft-гегемона, он работал над тем, чтобы утвердить компанию безусловным лидером и монополистом в какой-либо из сфер. Отсюда и тяга к революционным решениям, мертвый совместный проект смартфонов с Nokia, футуристичный PixelSense и спорный Surface. Наработками последнего, кстати, воспользовались инженеры Lenovo и создали намного более привлекательный Yoga Book, практически повторив телодвижение Apple в случае с Tablet PC и созданием iPad.


Наделла, фактически, отказался от тактики тотального подавления и стал встраивать Microsoft в существующую систему систем и сервисов, понимая, что эпоха доткомов и их доминирования ушла, теперь нужно договариваться и существовать.

Вполне вероятно, Балмер был очень прав, когда скандировал «Developers!» со сцены. Этим воспользовался и новый генеральный директор и пошел на невероятное — занялся поддержкой Open Source сообщества.

Многие помнят этот момент: Microsoft стала официально платиновым партнером Linux Foundation и занялась поддержкой разработчиков Linux-систем и всего Open Source, стала выкладывать исходники ряда своих проектов на GitHub. Я писал об этом новость четыре года назад: «Компания Microsoft получила статус платинового участника Linux Foundation». Откровенно говоря, в шоке были все, включая достаточно известных в наших широтах людей от разработки. Тот же bobuk однозначно дал понять, что ожидал от жизни чего угодно, но уж точно не поддержки Linux-сообщества их идеологическим врагом — мелкомягкими.

К моменту входа Microsoft в число главных партнеров Linux Foundation компания стала владельцем самого большого Open Source-репозитория на GitHub. И это еще одно свидетельство того, что Наделла ушел от стратегии доминирования к стратегии взаимодействия с внешним миром и сторонними разработчиками. Тогда же, в 2016 году я писал, что Microsoft изменился в лучшую сторону а Сатья Наделла — прогрессивный визионер, который работает не только на благо компании, но и на благо всей индустрии, в отличие от до сих пор закрытой Apple:

«Как облачная платформа компании мы стремимся помогать разработчикам достичь большего с помощью их языков и платформ», — сказал Скотт Гарти, исполнительный вице-президент Microsoft Cloud и Enterprise Group. «Linux Foundation является домом не только для Linux, но для многих других более инновационных проектов с открытым исходным кодом. Мы очень рады присоединиться к Linux Foundation и сотрудничать с сообществом, чтобы помочь разработчикам заработать на текущем переходе к интеллектуальным облачным и мобильным технологиям».

И это был только первый звоночек. Если посмотреть внимательнее на деятельность компании, то можно заметить, что Windows 10 и последующие версии ОС отошли для Microsoft на второй план. С момента релиза «десятки» прошло 5 лет (июль 2015 года), и новых версий не предвидится. Windows 10 по заверениям компании станет последней ОС от Microsoft. Вместо глобальных релизов новых продуктов — постоянные доработки и патчи. Может быть, мы когда-нибудь доживем до лицензионной подписки за пару баксов в месяц вместо пожизненной лицензии за несколько сотен. Лично для меня такая форма монетизации была бы приятнее и понятнее.

Но дело далеко не в отказе от новых Windows. Microsoft методично искала и поддерживала множество инновационных проектов. В 2014 году, сразу по приходу Наделлы, компания потратила $2,5 млрд на покупку разработчика игры Minecraft, студии Mojang вместе со всеми патентами. Уже мало кто вспомнит, но еще в 2015 году блокчейн Ethereum — второй по популярности криптовалюты после биткоина — перекочевал в облака Azure и находится там до сих пор.

А вот покупку GitHub помнят все. Многие тогда боялись ее, потому что у технологических гигантов есть дурная привычка, ярче всего проявившаяся в политике Google: купить, развалить, закрыть. Разработчики по всему миру опасались, что Microsoft начнет пилить из GitHub какой-нибудь свой внутренний продукт, плотно завязанный на Windows-платформу, либо же вовсе закроет его и вся дружба с Open Source закончится. Однако сделка, которая состоялась летом 2018 года, прошла относительно гладко для всех. Во всяком случае пророчества, что MS завяжет все на Azure и OneDrive, удалит все Open Source-репозитории, введет всеобщий язык на базе VB и вообще, превратит GitHub в ГУЛАГ имени Билла Гейтса, не сбылись. Не-а, не превратила.

И визионерских проектов с годами стало только больше. Пока Google, Apple, Amazon и другие технологические гиганты отчитываются о ежегодном увеличением четкости дисплея, повышению продаж и приросту производительности на 3% по сравнению с предыдущим поколением, Microsoft занимается какими-то своими делами.

Да, компания исправно проводит презентации новых устройств линейки Surface, но что еще вы слышали о широком потребительском сегменте? Да вроде ничего такого, только грядет новая инкарнация Windows Phone в виде Windows 10X — для планшетов Surface Neo.



Surface Neo, двухэкранный планшет-книжка. Для управления двумя экранами инженеры компании модернизировали Windows 10 и выпустили специальную версию Windows 10X

А вот исследовательская работа ведется крайне широкая. Вообще, деятельность Microsoft в последние несколько лет — неиссякаемый источник инфоповодов. Всего исследовательское подразделение компании — Microsoft Research — ведет работу по трем основным направлениям: «Искусственный интеллект», «Системы» и «Теория». Есть еще четвертый раздел «Остальное», там собраны проекты, которые не попали в предыдущие три класса.


В указанных направлениях проходят исследования в самых передовых и «футуристичных» направлениях, к чем тяготели инженеры компании еще с нулевых годов. Компьютерное зрение, работа с графикой и звуком, машинные исследования языков, нейросети, квантовые компьютеры, приватность и криптография, экологические проекты, медицина, социальные науки и исследования. С полным перечнем всего, над чем сейчас активно работают Microsoft, можно ознакомиться на сайте исследовательского подразделения компании.

И я не просто так хвалю Microsoft в общем и Наделлу в частности. Вместо того, чтобы бодаться с Google на рынке браузеров и поисковиков, или покупать ARM чтобы производить еще один вид центральных процессоров, Microsoft успешно закрепилась в B2B-сегменте, выжимает деньги из более приземленных бизнесов по всему миру и вкладывает полученное в будущее. «Майки» вообще публично почти пристрелили IE и EdgeHTML на одной из своих презентаций, отдав предпочтение движку Chromium. Почти, потому что его пришлось оставить в Enterprise-версии в качестве встроенного модуля для обеспечения обратной совместимости с древними корпоративными системами, построенными еще в нулевые. Вот такое вот наследие эпохи Балмера. Я писал о чудесах упаковки от Microsoft в мае 2019 года.

Голографические звонки? Есть такой проект. Подводные дата-центры? Буквально на неделе отчитались об успешном завершении второй фазы испытаний у берегов Шотландии о чем я, кстати, тоже писал.



Тот самый подводный дата-центр перед погружением и его основные разработчики. Кстати, менеджер проекта — крайний справа парень-косплеер Билла Гейтса

Многократная оптимизация потребления ресурсов при обучении нейросетей, распознавание объектов, предметно-ориентированные языковые модели для анализа научных публикаций по медицине, развитие математического аппарата человечества — все это действующие проекты компании, которая еще десять лет назад просто приторговывала проприетарной ОС с закрытым исходным кодом.

Microsoft давно переросла штанишки «софтверной компании» и стала мегакорпорацией, которая тихо и без шума делает будущее реальностью. И это очень круто, особенно на фоне очередной презентации Apple, на которой главным достижением называются плетеные ремешки для оверпрайснутых умных часов.

Ненавижу ли я Microsoft, как это было еще 10-15 лет назад? Нет, отнюдь. Не все решения компании можно принять с улыбкой, но во мне намного больше негодования вызывает сейчас Apple, Google, Intel или Amazon, но уж точно не MS. И я не удивлюсь, если через N-лет, когда бывшие конкуренты по цеху будут презентовать очередной 32K OLED ARMORED MEGA-SUPER DISPLAY, который на 12% ярче и на 4% четче, чем в прошлом году, Сатья Наделла или его последователь представит публике технологию создания лекарства от рака или ВИЧ, или что-то еще, что навсегда изменит мир.

На правах рекламы

Вдсина предлагает серверы с Windows. Используем исключительно брендовое оборудование и одни из лучших дата-центров в России и ЕС. Поспешите проверить!

Microsoft разрабатывает и выпускает широкий спектр программных продуктов. В их число входят настольные и сетевые операционные системы, серверные приложения для клиент-серверных сред, настольные бизнес-приложения и офисные приложения для пользователей, интерактивные программы и игры, средства для работы в интернете и инструменты разработки. Кроме того, Microsoft предлагает интерактивные (online) услуги, издает книги по компьютерной тематике, производит периферийное оборудование для компьютеров, занимается исследовательской деятельностью и разработкой новых компьютерных технологий. Продукты Microsoft продаются более чем в 80 странах мира, переведены более чем на 45 языков (в том числе — на русский) и совместимы с большинством платформ персональных компьютеров.

История

История американской корпорации Microsoft - это история самой успешной ИТ-компании мира в ХХ веке.

Менеджмент

Генеральные директора компании:

  • 1975-2000 - Билл Гейтс
  • 2000-2013 - Стив Баллмер
  • февраль 2014 - по н.в. - Сатья Наделла

Структура

По состоянию на конец июля 2021 года бизнес Microsoft построен на следующих основных подразделениях:

  • Productivity and Business Processes;
  • Intelligent Cloud;
  • More Personal Computing;

Другие подразделения Microsoft:

Показатели деятельности

Финансовый год компании завершается в конце июня.

2021: Выручка - $168,09 млрд, прибыль - $61,27 млрд

По итогам 2021 финансового года Microsoft выручила $168,09 млрд против $143,02 млрд годом ранее. Большая часть продаж пришлась на облачное подразделение Microsoft Intelligent Cloud, которое за год заработало $60,08 млрд выручки, тогда как в 2020-м она равнялась $48,37 млрд.

Доходы в направлении Productivity and Business Processes увеличились с $46,4 млрд до $53,92 млрд, в подразделении More Personal Computing показатель вырос с $48,25 млрд до $54,09 млрд.



Облачный бизнес оказал влияние на рост годовой выручки Microsoft

Из отчета Microsoft также следует, что к концу июня 2021 года у продукта Microsoft 365 Consumer насчитывалось 51,9 млн подписчиков, что на 22% больше, чем годом ранее. Аудитория корпоративного мессенджера Microsoft Teams превысила 250 млн активных пользователей в месяц. Доля премиальных аккаунтов E5 в общем количестве коммерческих подписчиков Office 365 составила 8%. Социальная сеть LinkedIn принесла корпорации около $10 млрд годовой выручки.

В направлении серверных продуктов Microsoft, куда относятся операционная система Windows Server и СУБД SQL Server, выручка поднялась на 16% в годовом исчислении. В данном случае сильно повлияли невысокие показатели 2020 фингода, которые стали следствием пандемии коронавируса COVID-19.

Негативное влияние пандемии проявилось в игровом бизнесе Microsoft, однако на других рынках (например, на облачном) этот фактор, напротив, оказался позитивным.

Чистая прибыль Microsoft в 2021 финансовом году составила $61,27 млрд, что существенно больше прибыли годичной давности (порядка $44,28 млрд).

В день публикации финансовой отчетности (27 июля 2021 года) котировки акций Microsoft на дополнительных торгах снизились на 2,9%. Капитализация Microsoft с начала 2021 года подскочила на 28,6% и составила $2,18 трлн. [1]

Отношения с правительствами и спецслужбами стран мира

Бизнес в странах мира

Бизнес в России

Свое представительство в России корпорация открыла в ноябре 1992 г. (с июля 2004 г. — ООО «Майкрософт Рус»). Офис занимается продвижением программного обеспечения, развитием партнерской сети, внедрением продуктов, локализацией передовых решений и развитием российского рынка информационных технологий.

Бизнес на Украине

Бизнес в Китае

В 1995 году представительство Microsoft China начало работу.

Поглощения компаний

Бизнес-культура

Microsoft часто характеризуют как корпорацию, бизнес-культура которой построена вокруг разработчиков. Ежегодно компания расходует немало средств на пополнение своего штата молодыми разработчиками ПО, их обучение и содержание в компании.

В пределах Microsoft распространено выражение «Ешь еду своей собаки» (dogfooding), которое отражает политику корпорации в отношении новейших версий своих продуктов. Политика, собственно, заключается в том, что последние версии продуктов Microsoft используются непосредственно внутри компании с тем, чтобы протестировать их в реальных условиях. Как правило, в качестве «собачьей еды» (dogfood) используются только неготовые версии программ.

Сотрудники и управление персоналом

Собственная ИТ-инфраструктура

ИТ-бюджет Microsoft в 2011 г. сохранится на уровне 2010 года и составит немногим более $1 млрд, заявил CNews ИТ-директор корпорации Скотт Тони (Tony Scott) [2] .

Все свои ИТ-расходы Microsoft делит на две части. 60% средств идут на организацию каналов связи, хранилища данных, обеспечение информационной безопасности и другие общие инфраструктурные работы, для которых сложно определить конкретных внутренних заказчиков. Оставшиеся 40% тратятся на разработку и обслуживание внутреннего делового ПО, используемого в конкретных бизнес-процессах. Это соотношение, по словам Скотта, будет меняться: «Целевой показатель для меня - 50% на 50%».

Ядром ИТ-инфраструктуры Microsoft служит ERP-система SAP, сателлитами для различных задач являются продукты на базе собственной системы Microsoft Dynamics, говорит он. В частности, на SAP компания тестирует новые версии SQL Server. По словам ИТ-директора, менять основную ERP-систему Microsoft не планирует.

В корпоративной инфраструктуре Microsoft работает 1,2 млн пользовательских устройств (ПК, ноутбуков, смартфонов и т.п.) и 7,5 тыс. серверов, расположенных в 8 дата-центрах (3 основных находятся в США). Предпочтений относительно того или иного поставщика, по словам ИТ-директора, у компании нет.

«Политика поддержки оборудования разных вендоров в Microsoft отличается от тех компаний, где я работал раньше, - говорит Тони Скотт. - Обычно потребители пытаются ограничить число поставщиков, но в Microsoft собственные продукты должны работать на оборудовании самый разных вендоров, поэтому мы используем устройства практически всех крупных игроков».

В офисах Microsoft по всему миру установлено 106 тыс. копий операционной системы Windows 7 и 105 тыс. пакетов Office 2010, компания использует более 1 тыс. различных бизнес-приложений. Для внутренних нужд в Microsoft работают 746 тыс. сайтов SharePoint 2010. Беспроводной интернет обеспечивают 15,5 тыс. точек доступа. В штате Microsoft насчитывается около 89 тыс. сотрудников.

Около 2,5 лет назад Microsoft взяла курс на перевод своей инфраструктуры в облака. В ближайшие четыре года 80% используемого в компании ПО должно предоставляться как услуга, говорит Скотт. Использование оставшихся 20% приложений постепенно будут прекращено за ненадобностью.

Продукция

Редмондская компания с ее 10 тыс. патентов (2010 г) входит в число пяти крупнейших патентовладельцев США. Большинство охранных документов на интеллектуальную собственность относится к весьма пространной области программного обеспечения. Но есть те, что имеют значение и для широких масс потребителей. Например, пятитысячный патент получен за технологию удаленного наблюдения за процессом игр на популярной консоли Xbox.

Некоторым направлениям в работе Microsoft посвящены отдельные статьи:

ЦОДы Microsoft



Облачная инфраструктура Microsoft на апрель 2017 г

Платформа Microsoft








Компоненты платформы Microsoft для публичных, гибридных, частных облаков

Интернет-аудитория

2020: В топ-50 крупнейших интернет-сайтов мира



2018: В топ-20 интернет-гигантов по размеру интернет-аудитории


Партнёрская сеть

Коллекция искусства Microsoft

На 2010 год Microsoft — это крупнейший корпоративный коллекционер искусства с числом произведений около 5 тыс. Это картины, скульптуры, произведения современных авторов (в том числе мультимедийное искусство). Большая часть экспонатов выставлена в 150 офисных зданиях компании. По мнению руководства, общение с произведениями искусства помогает сотрудникам снять стресс.


Несколько дней назад в сеть просочился образ ранней версии Windows 11. Различные издательства провели тесты по производительности и пришли к неутешительному выводу: Windows 11 в среднем работает хуже, чем Windows 10. Но расстраиваться рано! Проблемы производительности могут быть связаны с «сыростью» слитого образа и нюансами совместимости с текущими программами. Так или иначе, 24 июня состоится официальная презентация нового поколения операционных систем Windows, которая, возможно, даст ответы на многие вопросы. Если сегодня у вас есть настроение для ностальгии, предлагаем вам окунуться в мир Windows: познакомиться с историей, как менялась ось и что у нее внутри.

История Windows



В начале 80 годов прошлого века компания IBM работала над персональным компьютером на базе процессора Intel 8088. С середины 70 годов компания Microsoft была основным поставщиком Basic для восьмибитных микрокомпьютеров. Когда IBM обратилась к Microsoft для лицензирования Basic для их нового компьютера IBM PC, Microsoft согласилась, а также посоветовала обратиться к компании Digital Research для лицензирования операционной системы CP/M. Но, получилось так, что глава Digital Research не нашел в своем графике времени для встречи для IBM, и IBM снова обратилась к Microsoft, теперь уже с просьбой решить вопрос операционной системы для IBM PC. Microsoft купила клон ОС CP/M у компании Seattle Computer Products и перенесла её на IBM PC. Итоговым названием получившейся ОС стало MS-DOS 1.0.


Первые продукты с названием «Windows» от Microsoft не были операционными системами. Это были графические среды для MS-DOS. На фоне успеха, в том числе и коммерческого, пользовательского интерфейса на Apple Lisa, компания решила реализовать графический интерфейс на IBM PC с MS-DOS. В отличии от относительно дешевых IBM PC, Apple Lisa стоили дорого (почти 10 тысяч долларов), и немногие покупатели могли позволить купить их. Microsoft решила занять нишу дешевых компьютеров с графическим интерфейсом. При этом низкая стоимость достигалась экономией на комплектующих и более низкая производительность, по сравнению с Lisa, избежать не получилось. Так, в 1985, 1987 и в 1990 выходят первые три версии Windows — 1.0, 2.0 и 3.0. Причем за первые шесть месяцев после релиза Windows 3.0 было продано более 1 миллиона экземпляров. Дальнейшее развитие Windows можно разделить на два направления — Windows на базе MS-DOS и Windows на базе NT.


Windows 1.01

Windows 9x

Windows на базе MS-DOS или Windows 9x не были первыми ОС от Microsoft, но они продолжали «старые традиции» и были построены на основе 16-битного кода MS-DOS. В августе 1995 года была выпущена Windows 95 — первая система семейства Windows 9x. Она уже была полноценной операционной системой с соответствующими возможностями. Однако у системы были проблемы с безопасностью (например, не было «администратора») и с изоляцией приложений. Зависание 16-битного приложения приводило к блокировке всей системы. Проблемы со стабильностью достались и Windows 98 и Windows ME, которые отличались от выпуска 95 года рядом небольших обновлений.


Windows NT

В целом, к концу 80-х годов в Microsoft появилось понимание о необходимости разработки операционной системы не на базе MS-DOS. Параллельно с разработкой софта, связанного с MS-DOS, Microsoft наняла команду инженеров из компании DEC для разработки новой 32-битной операционной системы. Главой группы стал Дэйв Катлер — один из главных разработчиков ОС VMS. Новая система была названа NT — от сокращения New Technology. Основной упор при разработке NT делался на безопасность и надежность системы, а также на совместимость с Windows на MS-DOS. Так получилось, что опыт при разработке VMS повлиял на NT и сходство между ними стало причиной спора между DEC и Microsoft. По итогу спор был решен во внесудебном порядке.


Дэйв Катлер

Первая система Windows называлась Windows NT 3.1 и была выпущена в 1993 году. Это была первая ОС от Microsoft. Индекс 3.1 был выбран для соответствия Windows 3.1 на MS-DOS. Эта версия не имела особого успеха. Для NT требовалось больше памяти, 32-разрядных приложений на рынке было мало, возникали проблемы с совместимостью драйвером. Достичь поставленных целей смогли в NT 3.5. А первым серьезным обновлением для NT стала версия 4.0 в 96 году. Теперь эта система была мощна, надежна и безопасна, а также обеспечивала тот же интерфейс, что и Windows 95 (которая к тому моменту была чрезвычайно популярной).


Windows NT 3.1

В 2000 году вышла новая версия Windows — Windows 2000. Она развивала идеи, заложенные в системы NT. Был добавлена технология Plug-and-Play, управление электропитанием и улучшен интерфейс пользователя.


Windows 2000

Успех Windows 2000 задал вектор развития для следующего поколения — Windows XP. В «хрюшке» Microsoft улучшила совместимость, интерфейс стал более дружелюбным. Стратегия Microsoft завоевывать аудиторию уже знакомыми системами дала плоды — за несколько лет Windows XP была установлена на сотнях миллионах ПК. Эпоха MS-DOS подошла к концу.


Следующий проект Microsoft пал жертвой собственных амбиций. Через пять лет после Windows XP, в 2006 году на свет вышла Windows Vista. В ней был переделан графический интерфейс, переработаны и добавлены функциональные возможности в плане безопасности. Была улучшена производительность, надежность.

Первоначальные планы Microsoft по поводу Vista были настолько обширны, что через несколько лет после начала разработки проект пришлось сильно ограничить. Vista включала в себе 70 миллионов строк кода, часть которого составлял «причесанный» код XP. Неудача Vista отчасти с тем, что она вышла не в то время. На 2006 год пришелся бум недорогих компьютеров, которые не могли обеспечить достаточную для Vista производительность.


Windows Vista

Проблемы Vista были учтены при разработке Windows 7. Microsoft уделила большее внимание тестированию и производительности новой системы. Windows 7 быстро вытеснила Vista, а затем и XP, став самой популярной версией Windows до появления Windows 10 (сейчас Windows 7 на втором месте по популярности).


Бум смартфонов в начале 2010-х подтолкнул Microsoft к созданию операционной системы, которую можно было бы развернуть на разных устройствах: на телефонах, планшетах, приставках и т. д. В результате этой работы мир узрел Windows 8. «Восьмерка» построена на модульном подходе MinWin для получения небольшого ядра ОС, которое можно было бы расширить на линейку других типов устройств. Но аудитория встретила холодно такой подход. Многие люди критиковали «смартфоноподобный» интерфейс на ПК, отсутствие кнопки пуск. Для решения многих проблем Microsoft выпустила обновление под названием Windows 8.1, которая, помимо исправления имеющихся ошибок, добавила новые функции.


И вот, к 2015 году Microsoft выпускает Windows 10. При разработке Microsoft продолжала развитие идеи единой системы для разных устройств. В «десятке» появилась голосовая помощница Кортана, вернули меню «Пуск», улучшена системная безопасность.


Технические аспекты

Чтобы осветить все технические аспекты и тонкости операционной системы Windows понадобится не менее 1000 страниц. Для особо любопытных советуем 7-е издание «Внутреннего устройства Windows« Марка Руссиновича, специалиста по внутреннему устройству Windows. Также можно почитать «Современные операционные системы« Эндрю Таненбаума и «Operating System Concepts«: в обеих книгах есть главы, посвященные Windows. Здесь же ограничимся рассмотрением инструментов взаимодействия приложений пользователя с операционной системой (Windows API) и архитектуры «оси».

Архитектура

Во многих многопользовательских операционных системах сама ОС отделяется от приложений. Код ядра ОС выполняется в привилегированном режиме процессора (режим ядра). Для него доступны системные данные и оборудование. В непривилегированном режиме (пользовательский режим) выполняется код приложений. Ему предоставляется ограниченный набор интерфейсов и ограниченный доступ к системным данным. Прямой доступ к оборудованию заблокирован. При вызове программой пользовательского режима системной функции процессор выполняет специальную команду, переключающую вызывающий поток (последовательность команд внутри процесса, планируемая Windows для исполнения) в режим ядра. Когда системная функция завершается, операционная система переключает контекст потока обратно в пользовательский режим и дает возможность вызывающей стороне продолжить работу.

Рассмотрим ключевые системные компоненты, формирующие архитектуру системы. На рисунке ниже представлена упрощенная схема, на которой опущены некоторые элементы, например, сетевые компоненты и различные уровни драйверов. Первое, на что стоит обратить внимание — это линия, разделяющая части пользовательского режима и режима ядра. Как упоминалось выше, потоки пользовательского режима выполняются в закрытом адресном пространстве процессов. На время выполнения в режиме ядра они получают доступ к системному пространству. Таким образом, системные процессы, пользовательские процессы, процессы служб и подсистемы среды обладают собственным закрытыми адресными пространствами.


Упрощенная схема архитектуры Windows

Вторая линия разделяет компоненты режима ядра и гипервизор (Hyper-V). Гипервизор перехватывает многие привилегированные операции, выполняемые ядром, и эмулирует их таким образом, чтобы позволить на одной и той же машине одновременно работать нескольким операционными системам. Гипервизор работает на том же уровне привилегий процессора (0), что и ядро. Но из-за использования специализированных команд процессора (VT-x у процессоров Intel, SVM у АMD) он может изолироваться от ядра с сохранением контроля над ним и приложениями. Поэтому некоторые иногда применяют термин «кольцо -1».

Четыре базовых типа процессов пользовательского режима:

  • Пользовательские процессы. Эти процессы относятся к одному из следующих типов: 32- или 64-разрядные приложения Windows (приложения Windows Apps, работающие на базе среды Windows Runtime в Windows 8 и выше, включаются в эту категорию), 16-разрядные приложения Windows 3.1, 16-разрядные приложения MS-DOS, 32- и 64-разрядные приложения POSIX. Заметим, что 16-разрядные приложения могут выполняться только в 32-разрядных версиях Windows, а приложения POSIX в Windows 8 уже не поддерживаются.
  • Процессы служб. В эту категорию входят процессы, являющиеся хостами для служб Windows (например, службы планировщика задач и диспетчер печати). Обычно к службам предъявляется требование независимости выполнения от входа пользователя. Многие серверные приложения Windows (например, Microsoft SQL Server и Microsoft Exchange Server) также включают компоненты, выполняемые как службы.
  • Системные процессы. Фиксированные процессы, такие как процесс входа или диспетчер сеансов, не являются службами Windows. Другими словами, они не запускаются диспетчером служб.
  • Серверные процессы подсистем среды. Такие процессы реализуют часть поддержки среды ОС, предоставляемой пользователю и программисту. Изначально в Windows NT было три подсистемы среды: Windows, POSIX и OS/2. Подсистема OS/2 включалась только до Windows 2000, подсистема POSIX в последний раз была включена в Windows XP.Ultimate- и Enterprise-выпуски клиента Windows 7. Все серверные версии Windows 2008 R2 включают поддержку расширенной подсистемы POSIX, называемой SUA (Subsystem for UNIX-based Applications). Сейчас подсистема SUA не поддерживается и уже не включается как необязательное часть в версии Windows (Windows 10 версии 1607 включает подсистему Windows для Linux — WSL, Windows Subsystem for Linux).

Компоненты режима ядра:

  • Исполнительная система. Она содержит базовые сервисные функции ОС: управление памятью, управление процессами и потоками, безопасность, ввод/вывод, сетевая поддержка и межпроцессные коммуникации.
  • Ядро Windows. Низкоуровневые функции ОС: планирование потоков, диспетчеризация прерываний и исключений и многопроцессорная синхронизация. Также ядро предоставляет набор функций и базовых объектов, которые используются исполнительной системой для реализации высокоуровневых конструкций.
  • Драйверы устройств. Сюда входят как драйверы физических устройств, преобразующие вызовы пользовательских функций ввода/вывода в конкретные запросы ввода/вывода к устройству, так и драйверы устройств, не относящихся к физическому оборудованию, например драйверы файловой системы или сетевые драйверы.
  • Слой абстрагирования оборудования (HAL). Прослойка кода, изолирующее ядро, драйверы устройств и прочий исполняемый код Windows от платформенно-зависимых различий в работе оборудования, например различий между системными платами.
  • Оконная и графическая система. Реализация функций графического интерфейса (GUI), также известных как функции GDI: работа с окнами, элементы пользовательского интерфейса и графический вывод.
  • Уровень гипервизора. Включает всего-навсего один компонент: сам гипервизор. В этой среде нет ни драйверов, ни других модулей. При этом сам гипервизор состоит из нескольких внутренних уровней и служб: собственный диспетчер памяти, планировщик виртуальных процессов, управление прерываниями и таймером, функции синхронизации, разделы (экземпляры виртуальных машин) и внутрипроцессные коммуникации (IPC, Inter-Process Communication) и многие другие.
Имя файла Компоненты
Ntoskrnl.exe Исполнительная система и ядро
Hal.dll HAL
Win32k.sys Часть подсистемы Windows режима ядра (GUI)
Hvix64.exe (Intel), Hvax64.exe (AMD) Гипервизор
.sys в \SystemRoot\System32\Drivers Основные файлы драйверов: DirectX, Volume Manager, TCP/IP и поддержка ACPI
Ntdll.dll Внутренние вспомогательные функции и заглушки диспетчеризации системных сервисных функций
Kernel32.dll, Advapi32.dll, User32.dll, Gdi32.dll Dll основных подсистем Windows

Windows API

Windows API (Application Programming Interface) — это программный интерфейс пользовательского режима для Windows. До появления 64-разрядной версии операционной системы программный интерфейс 32-разрядных версий Windows назывался Win32 API в отличие от исходного 16-разрядного Windows API (программный интерфейс для исходных 16-разрядных версий Windows). На данный момент термин Windows API или Win32 API относят как к 32-разрядным, так и к 64-разрядным версиям.

В «доисторические времена» Windows API состоял только из функций в стиле C. Выбор языка C был обусловлен тем, что написанный на нем код также мог использоваться из других языков. Он являлся достаточно низкоуровневым для предоставления сервиса ОС. Но огромное количество функций в сочетании с недостаточной последовательностью выбора имен и отсутствием логических группировок (вроде пространств имен C++) привели к тому, что в некоторых новых API используется другой механизм — модель COM.

WinRT

В Windows 8 появился новый API и исполнительная среда поддержки Windows Runtime (WinRT). WinRT состоит из платформенных сервисов, предназначенных для разработчиков приложений Windows Apps (приложения Windows Apps подходят для устройств, начиная от миниатюрных IoT-устройств до телефонов, планшетов, десктопных систем, ноутбуков и даже Xbox One и Microsoft HoloLens).

Читайте также: