Какой установщик входит в состав oc windows

Обновлено: 03.07.2024

На IBM-совместимых персональных компьютерах используются операционные системы корпорации Microsoft Widows, а также свободно распространяемая операционная система Liux.
На персональных компьютерах фирмы Apple используются различные версии операционной системы Mac OS.
На рабочих станциях и серверах наибольшее распространение получили операционные системы Widows T/2000/XP и UIX.

Назначение операционной системы

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

Состав операционной системы

Современные операционные системы имеют сложную структуру, каждый элемент которой выполняет определенные функции по управлению компьютером.

1. Управление файловой системой. Процесс работы компьютера сводится к обмену файлами между устройствами. В операционной системе имеются программные модули, управляющие файловой системой.

2. Командный процессор. Специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их.

3. Драйверы устройств. Специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств. Технология «Plug ad Play» (подключай и играй) позволяет автоматизировать подключение к компьютеру новых устройств и обеспечивает их конфигурирование.

4. Графический интерфейс. Используется для упрощения работы пользователя.

5. Сервисные программы или утилиты. Программы, позволяющие обслуживать диски (проверять, сжимать, дефрагментировать и т.д.), выполнять операции с файлами (архивировать и т.д.), работать в компьютерных сетях и т.д.

6. Справочная система. Позволяет оперативно получить информацию как о функционировании операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей.

Загрузка операционной системы

После включения компьютера происходит загрузка операционной системы с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполнятся в соответствии с программой загрузки. Однако для того, чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находится в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

Самотестирование компьютера

В состав компьютера входит энергонезависимое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы – это BIOS(Basic Iput/Output System – базовая система вввода/вывода).

После включения питания или нажатия кнопки RESET на системном блоке компьютера или одновременного нажатия комбинации клавиш на клавиатуре процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST(Power-OSelf Test). Производится тестирование работоспособности компьютера.

Загрузка операционной системы

После проведения самотестирования специальная программа, содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы. Происходит поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам и поиск в определенном месте наличия специальной программы Master Boot(программы загрузчика операционной системы).

Если системный диск и программа-загрузчик оказываются на месте, то она загружается в оперативную память и ей передается управление работой компьютера.

Процесс загрузки операционной системы

После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору.

Операционные системы Windows можно разделить на две группы:

1) Пользовательские системы Windows

2) Сетевые системы Windows

В группу пользовательских систем Windows входят: Windows 3.Х, Windows 95, Windows 98, Windows МЕ. В основу этих систем входит отказоустойчивость в ущерб безопасности.

В группу сетевых систем Windows входят: Windows NT, Windows2000, Windows XP. В основу этих систем входит безопасность.

WindowsХР скорее является компромиссной между группой пользовательских и сетевых систем Windows. В Windows ХР используется сетевая платформа, уровень безопасности понижен, но за счет этого расширенно программное пространство. Это дает возможность более широкому использованию различных приложений. На данный момент существует три версии Windows ХР: Windows XP Home Edition, Windows XP Professional, Windows XP Corporation.

Состав ОС Windows.

0) Программы BIOS (используются на начальной стадии загрузки ОС).

1) Программа IPL (Initial Program Loader).

2) Некоторые информационные файлы: BOOT.INI, реестр.

3) Файлы на системном диске, использующиеся для загрузки ОС (NT.EYE)

4) HAL – уровень абстракции оборудования (программы, которые делают оборудование «невидимым» для остальных приложений на более высоких уровнях и низкоуровневые драйверы).

5) Драйверы: универсальные и виртуальные.

Универсальные драйверы для группы однотипных устройств, а виртуальные

драйверы для поддержки работы устройств ввода/вывода, для программ на

6) Драйверы устройств ввода/вывода высокоуровневые (логический уровень)

7) Уровень ядра ОС.

- User – обработка прерываний

- GDI – графический интерфейс устройств вывода.

8) Уровень диспетчеров (низкоуровневое планирование)

- Диспетчер процессов (планирование прохождения процессов)

- Диспетчер планирования памяти (RAM) (распределение памяти между процессами)

- Диспетчер устройств ввода/вывода (инициация и завершение процессов ввода/вывода)

- Диспетчер Plug & Play устройств

- Диспетчер конфигурации (конфигурация оборудования ос, внесение всех изменений в реестр)

- Диспетчер управления сервисами (сервисы – службы ос)

9) Уровень логического программного интерфейса NTDLL, средства API (написания интерфейсов), планировщики (драйвера высокого уровня).

- планировщики сеансов WINLOGON

- планировщик очереди печати (SPOOLER)

- планировщик сервисов (управление сервисами)

- планировщик задач (TASK MANAGER)

10)Подсистемы приложений WIN 32

основные приложения OSIX и OS/2

11) Оснастка Windows. (средства ОС, которые доступны пользователю, после ее загрузки).

12)Приложения (программы, которые находятся в данной ОС).


Несколько дней назад в сеть просочился образ ранней версии Windows 11. Различные издательства провели тесты по производительности и пришли к неутешительному выводу: Windows 11 в среднем работает хуже, чем Windows 10. Но расстраиваться рано! Проблемы производительности могут быть связаны с «сыростью» слитого образа и нюансами совместимости с текущими программами. Так или иначе, 24 июня состоится официальная презентация нового поколения операционных систем Windows, которая, возможно, даст ответы на многие вопросы. Если сегодня у вас есть настроение для ностальгии, предлагаем вам окунуться в мир Windows: познакомиться с историей, как менялась ось и что у нее внутри.

История Windows



В начале 80 годов прошлого века компания IBM работала над персональным компьютером на базе процессора Intel 8088. С середины 70 годов компания Microsoft была основным поставщиком Basic для восьмибитных микрокомпьютеров. Когда IBM обратилась к Microsoft для лицензирования Basic для их нового компьютера IBM PC, Microsoft согласилась, а также посоветовала обратиться к компании Digital Research для лицензирования операционной системы CP/M. Но, получилось так, что глава Digital Research не нашел в своем графике времени для встречи для IBM, и IBM снова обратилась к Microsoft, теперь уже с просьбой решить вопрос операционной системы для IBM PC. Microsoft купила клон ОС CP/M у компании Seattle Computer Products и перенесла её на IBM PC. Итоговым названием получившейся ОС стало MS-DOS 1.0.


Первые продукты с названием «Windows» от Microsoft не были операционными системами. Это были графические среды для MS-DOS. На фоне успеха, в том числе и коммерческого, пользовательского интерфейса на Apple Lisa, компания решила реализовать графический интерфейс на IBM PC с MS-DOS. В отличии от относительно дешевых IBM PC, Apple Lisa стоили дорого (почти 10 тысяч долларов), и немногие покупатели могли позволить купить их. Microsoft решила занять нишу дешевых компьютеров с графическим интерфейсом. При этом низкая стоимость достигалась экономией на комплектующих и более низкая производительность, по сравнению с Lisa, избежать не получилось. Так, в 1985, 1987 и в 1990 выходят первые три версии Windows — 1.0, 2.0 и 3.0. Причем за первые шесть месяцев после релиза Windows 3.0 было продано более 1 миллиона экземпляров. Дальнейшее развитие Windows можно разделить на два направления — Windows на базе MS-DOS и Windows на базе NT.


Windows 1.01

Windows 9x

Windows на базе MS-DOS или Windows 9x не были первыми ОС от Microsoft, но они продолжали «старые традиции» и были построены на основе 16-битного кода MS-DOS. В августе 1995 года была выпущена Windows 95 — первая система семейства Windows 9x. Она уже была полноценной операционной системой с соответствующими возможностями. Однако у системы были проблемы с безопасностью (например, не было «администратора») и с изоляцией приложений. Зависание 16-битного приложения приводило к блокировке всей системы. Проблемы со стабильностью достались и Windows 98 и Windows ME, которые отличались от выпуска 95 года рядом небольших обновлений.


Windows NT

В целом, к концу 80-х годов в Microsoft появилось понимание о необходимости разработки операционной системы не на базе MS-DOS. Параллельно с разработкой софта, связанного с MS-DOS, Microsoft наняла команду инженеров из компании DEC для разработки новой 32-битной операционной системы. Главой группы стал Дэйв Катлер — один из главных разработчиков ОС VMS. Новая система была названа NT — от сокращения New Technology. Основной упор при разработке NT делался на безопасность и надежность системы, а также на совместимость с Windows на MS-DOS. Так получилось, что опыт при разработке VMS повлиял на NT и сходство между ними стало причиной спора между DEC и Microsoft. По итогу спор был решен во внесудебном порядке.


Дэйв Катлер

Первая система Windows называлась Windows NT 3.1 и была выпущена в 1993 году. Это была первая ОС от Microsoft. Индекс 3.1 был выбран для соответствия Windows 3.1 на MS-DOS. Эта версия не имела особого успеха. Для NT требовалось больше памяти, 32-разрядных приложений на рынке было мало, возникали проблемы с совместимостью драйвером. Достичь поставленных целей смогли в NT 3.5. А первым серьезным обновлением для NT стала версия 4.0 в 96 году. Теперь эта система была мощна, надежна и безопасна, а также обеспечивала тот же интерфейс, что и Windows 95 (которая к тому моменту была чрезвычайно популярной).


Windows NT 3.1

В 2000 году вышла новая версия Windows — Windows 2000. Она развивала идеи, заложенные в системы NT. Был добавлена технология Plug-and-Play, управление электропитанием и улучшен интерфейс пользователя.


Windows 2000

Успех Windows 2000 задал вектор развития для следующего поколения — Windows XP. В «хрюшке» Microsoft улучшила совместимость, интерфейс стал более дружелюбным. Стратегия Microsoft завоевывать аудиторию уже знакомыми системами дала плоды — за несколько лет Windows XP была установлена на сотнях миллионах ПК. Эпоха MS-DOS подошла к концу.


Следующий проект Microsoft пал жертвой собственных амбиций. Через пять лет после Windows XP, в 2006 году на свет вышла Windows Vista. В ней был переделан графический интерфейс, переработаны и добавлены функциональные возможности в плане безопасности. Была улучшена производительность, надежность.

Первоначальные планы Microsoft по поводу Vista были настолько обширны, что через несколько лет после начала разработки проект пришлось сильно ограничить. Vista включала в себе 70 миллионов строк кода, часть которого составлял «причесанный» код XP. Неудача Vista отчасти с тем, что она вышла не в то время. На 2006 год пришелся бум недорогих компьютеров, которые не могли обеспечить достаточную для Vista производительность.


Windows Vista

Проблемы Vista были учтены при разработке Windows 7. Microsoft уделила большее внимание тестированию и производительности новой системы. Windows 7 быстро вытеснила Vista, а затем и XP, став самой популярной версией Windows до появления Windows 10 (сейчас Windows 7 на втором месте по популярности).


Бум смартфонов в начале 2010-х подтолкнул Microsoft к созданию операционной системы, которую можно было бы развернуть на разных устройствах: на телефонах, планшетах, приставках и т. д. В результате этой работы мир узрел Windows 8. «Восьмерка» построена на модульном подходе MinWin для получения небольшого ядра ОС, которое можно было бы расширить на линейку других типов устройств. Но аудитория встретила холодно такой подход. Многие люди критиковали «смартфоноподобный» интерфейс на ПК, отсутствие кнопки пуск. Для решения многих проблем Microsoft выпустила обновление под названием Windows 8.1, которая, помимо исправления имеющихся ошибок, добавила новые функции.


И вот, к 2015 году Microsoft выпускает Windows 10. При разработке Microsoft продолжала развитие идеи единой системы для разных устройств. В «десятке» появилась голосовая помощница Кортана, вернули меню «Пуск», улучшена системная безопасность.


Технические аспекты

Чтобы осветить все технические аспекты и тонкости операционной системы Windows понадобится не менее 1000 страниц. Для особо любопытных советуем 7-е издание «Внутреннего устройства Windows« Марка Руссиновича, специалиста по внутреннему устройству Windows. Также можно почитать «Современные операционные системы« Эндрю Таненбаума и «Operating System Concepts«: в обеих книгах есть главы, посвященные Windows. Здесь же ограничимся рассмотрением инструментов взаимодействия приложений пользователя с операционной системой (Windows API) и архитектуры «оси».

Архитектура

Во многих многопользовательских операционных системах сама ОС отделяется от приложений. Код ядра ОС выполняется в привилегированном режиме процессора (режим ядра). Для него доступны системные данные и оборудование. В непривилегированном режиме (пользовательский режим) выполняется код приложений. Ему предоставляется ограниченный набор интерфейсов и ограниченный доступ к системным данным. Прямой доступ к оборудованию заблокирован. При вызове программой пользовательского режима системной функции процессор выполняет специальную команду, переключающую вызывающий поток (последовательность команд внутри процесса, планируемая Windows для исполнения) в режим ядра. Когда системная функция завершается, операционная система переключает контекст потока обратно в пользовательский режим и дает возможность вызывающей стороне продолжить работу.

Рассмотрим ключевые системные компоненты, формирующие архитектуру системы. На рисунке ниже представлена упрощенная схема, на которой опущены некоторые элементы, например, сетевые компоненты и различные уровни драйверов. Первое, на что стоит обратить внимание — это линия, разделяющая части пользовательского режима и режима ядра. Как упоминалось выше, потоки пользовательского режима выполняются в закрытом адресном пространстве процессов. На время выполнения в режиме ядра они получают доступ к системному пространству. Таким образом, системные процессы, пользовательские процессы, процессы служб и подсистемы среды обладают собственным закрытыми адресными пространствами.


Упрощенная схема архитектуры Windows

Вторая линия разделяет компоненты режима ядра и гипервизор (Hyper-V). Гипервизор перехватывает многие привилегированные операции, выполняемые ядром, и эмулирует их таким образом, чтобы позволить на одной и той же машине одновременно работать нескольким операционными системам. Гипервизор работает на том же уровне привилегий процессора (0), что и ядро. Но из-за использования специализированных команд процессора (VT-x у процессоров Intel, SVM у АMD) он может изолироваться от ядра с сохранением контроля над ним и приложениями. Поэтому некоторые иногда применяют термин «кольцо -1».

Четыре базовых типа процессов пользовательского режима:

  • Пользовательские процессы. Эти процессы относятся к одному из следующих типов: 32- или 64-разрядные приложения Windows (приложения Windows Apps, работающие на базе среды Windows Runtime в Windows 8 и выше, включаются в эту категорию), 16-разрядные приложения Windows 3.1, 16-разрядные приложения MS-DOS, 32- и 64-разрядные приложения POSIX. Заметим, что 16-разрядные приложения могут выполняться только в 32-разрядных версиях Windows, а приложения POSIX в Windows 8 уже не поддерживаются.
  • Процессы служб. В эту категорию входят процессы, являющиеся хостами для служб Windows (например, службы планировщика задач и диспетчер печати). Обычно к службам предъявляется требование независимости выполнения от входа пользователя. Многие серверные приложения Windows (например, Microsoft SQL Server и Microsoft Exchange Server) также включают компоненты, выполняемые как службы.
  • Системные процессы. Фиксированные процессы, такие как процесс входа или диспетчер сеансов, не являются службами Windows. Другими словами, они не запускаются диспетчером служб.
  • Серверные процессы подсистем среды. Такие процессы реализуют часть поддержки среды ОС, предоставляемой пользователю и программисту. Изначально в Windows NT было три подсистемы среды: Windows, POSIX и OS/2. Подсистема OS/2 включалась только до Windows 2000, подсистема POSIX в последний раз была включена в Windows XP.Ultimate- и Enterprise-выпуски клиента Windows 7. Все серверные версии Windows 2008 R2 включают поддержку расширенной подсистемы POSIX, называемой SUA (Subsystem for UNIX-based Applications). Сейчас подсистема SUA не поддерживается и уже не включается как необязательное часть в версии Windows (Windows 10 версии 1607 включает подсистему Windows для Linux — WSL, Windows Subsystem for Linux).

Компоненты режима ядра:

  • Исполнительная система. Она содержит базовые сервисные функции ОС: управление памятью, управление процессами и потоками, безопасность, ввод/вывод, сетевая поддержка и межпроцессные коммуникации.
  • Ядро Windows. Низкоуровневые функции ОС: планирование потоков, диспетчеризация прерываний и исключений и многопроцессорная синхронизация. Также ядро предоставляет набор функций и базовых объектов, которые используются исполнительной системой для реализации высокоуровневых конструкций.
  • Драйверы устройств. Сюда входят как драйверы физических устройств, преобразующие вызовы пользовательских функций ввода/вывода в конкретные запросы ввода/вывода к устройству, так и драйверы устройств, не относящихся к физическому оборудованию, например драйверы файловой системы или сетевые драйверы.
  • Слой абстрагирования оборудования (HAL). Прослойка кода, изолирующее ядро, драйверы устройств и прочий исполняемый код Windows от платформенно-зависимых различий в работе оборудования, например различий между системными платами.
  • Оконная и графическая система. Реализация функций графического интерфейса (GUI), также известных как функции GDI: работа с окнами, элементы пользовательского интерфейса и графический вывод.
  • Уровень гипервизора. Включает всего-навсего один компонент: сам гипервизор. В этой среде нет ни драйверов, ни других модулей. При этом сам гипервизор состоит из нескольких внутренних уровней и служб: собственный диспетчер памяти, планировщик виртуальных процессов, управление прерываниями и таймером, функции синхронизации, разделы (экземпляры виртуальных машин) и внутрипроцессные коммуникации (IPC, Inter-Process Communication) и многие другие.
Имя файла Компоненты
Ntoskrnl.exe Исполнительная система и ядро
Hal.dll HAL
Win32k.sys Часть подсистемы Windows режима ядра (GUI)
Hvix64.exe (Intel), Hvax64.exe (AMD) Гипервизор
.sys в \SystemRoot\System32\Drivers Основные файлы драйверов: DirectX, Volume Manager, TCP/IP и поддержка ACPI
Ntdll.dll Внутренние вспомогательные функции и заглушки диспетчеризации системных сервисных функций
Kernel32.dll, Advapi32.dll, User32.dll, Gdi32.dll Dll основных подсистем Windows

Windows API

Windows API (Application Programming Interface) — это программный интерфейс пользовательского режима для Windows. До появления 64-разрядной версии операционной системы программный интерфейс 32-разрядных версий Windows назывался Win32 API в отличие от исходного 16-разрядного Windows API (программный интерфейс для исходных 16-разрядных версий Windows). На данный момент термин Windows API или Win32 API относят как к 32-разрядным, так и к 64-разрядным версиям.

В «доисторические времена» Windows API состоял только из функций в стиле C. Выбор языка C был обусловлен тем, что написанный на нем код также мог использоваться из других языков. Он являлся достаточно низкоуровневым для предоставления сервиса ОС. Но огромное количество функций в сочетании с недостаточной последовательностью выбора имен и отсутствием логических группировок (вроде пространств имен C++) привели к тому, что в некоторых новых API используется другой механизм — модель COM.

WinRT

В Windows 8 появился новый API и исполнительная среда поддержки Windows Runtime (WinRT). WinRT состоит из платформенных сервисов, предназначенных для разработчиков приложений Windows Apps (приложения Windows Apps подходят для устройств, начиная от миниатюрных IoT-устройств до телефонов, планшетов, десктопных систем, ноутбуков и даже Xbox One и Microsoft HoloLens).

7. Операционная система Windows

7.1. Основные особенности операционной системы Windows

Операционная система Windows является графической операционной системой для компьютеров платформы IBM PC. Её основные средства управления – мышь и клавиатура. Операционная система Windows предназначена для управления автономным компьютером, но также содержит все необходимое для создания небольшой локальной компьютерной сети. В состав операционной системы включены средства для работы в Интернет.

В операционной системе Windows реализован документно-ориентированный подход. Это означает, что пользователь концентрирует своё внимание на своих документах, а не на приложениях (программах), с помощью которых эти документы обрабатываются.

Документ Windows – это любой файл, обрабатываемый с помощью приложений. Документ может содержать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Особенностью Windows является то, что когда открывается документ, то автоматически запускается приложение, работающее с файлом этого документа. Например, если необходимо работать с рисунком, то следует открыть файл, в котором он содержится, а графический редактор будет загружен автоматически.

  • Программа Блокнот. Это простейший текстовый редактор, который можно использовать для просмотра текстовых файлов. Для создания текстовых документов используется редко.
  • Графический редактор Paint. Используется для обучения работе с графическими объектами перед изучением профессиональных графических редакторов.
  • Текстовый процессор WordPad. Служит для создания, редактирования и просмотра текстовых документов. Является упрощенным вариантом текстового процессора Word.
  • Калькулятор.

В состав операционной системы Windows входит набор служебных программ, предназначенных для обслуживания и настройки компьютера.

Для правильной работы приложение должно пройти операцию установки. Необходимость в установке связана с тем, что разработчики программного обеспечения не могут знать заранее особенности аппаратной и программной конфигурации вычислительной системы, на которой будет работать приложение. Установочный диск содержит полуфабрикат, из которого в процессе установки на компьютере формируется полноценное приложение. При этом осуществляется его привязка к аппаратной и программной среде и настройка. Управление установкой осуществляет операционная система.

Поскольку Windows обеспечивает совместное использование ресурсов, нельзя допустить, чтобы при удалении приложения были удалены ресурсы, используемые другими приложениями. Поэтому удаление приложений происходит под управлением операционной системы.

Для обмена данными между различными приложениями используется буфер обмена. Буфер обмена представляет собой область памяти, к которой имеют доступ все приложения и в которую они могут записывать данные или их считывать.

Возможность использования в одном документе объектов различной природы основана на концепции внедрения и связывания объектов. Под внедрением объекта понимается включение его в документ, созданный другим приложением. При сохранении документа происходит сохранение всех внедренных в него объектов в одном файле. При этом размер исходного текстового документа увеличивается на величину внедренного объекта.

Связывание отличается от внедрения тем, что сам объект не вставляется в документ, а вместо него вставляется указатель на его местоположение. Когда при просмотре документа читатель дойдет до этого указателя, текстовый процессор обратится по адресу в указателе и отобразит объект в тексте документа.

При использовании связывания размер результирующего документа практически не увеличивается. Однако если не принять специальных мер, то при передаче такого документа не произойдет передачи связанных объектов. Потеря связей может произойти даже при перемещении связанных объектов в другую папку. Поэтому при использовании связывания необходимо контролировать целостность связей между объектами и при передаче документа на другой компьютер передавать и все связанные с ним файлы.

Обычно, если документ готовится для использования в пределах локальной сети организации, то объекты вставляются в него методом связывания. При передаче документа в другие организации объекты в него внедряются.

7.2. Рабочий стол

Экран Windows называется рабочим столом. На рабочем столе отображаются объекты Windows и элементы управления. Всё, с чем мы имеем дело, работая с компьютером, можно отнести либо к объектам (файлам), либо к элементам управления.

В исходном состоянии на рабочем столе можно наблюдать несколько экранных значков и панель задач. Значок – это графическое представление объекта Windows. То, что мы делаем со значком, мы на самом деле делаем с соответствующим объектом. Например, удаление значка приводит к удалению объекта.

Панель задач – это один из основных элементов управления. Она представляет собой горизонтальную полосу внизу экрана. На панели задач находится кнопка Пуск, с нажатия которой начинается и нажатием которой заканчивается работа. Во время работы на панели задач появляются кнопки с именами окон, открытых в данный момент на рабочем столе.

Если щелкнуть на кнопке Пуск, на рабочем столе появится главное меню. В нём собраны команды управления компьютером. Для того чтобы выполнить какое-либо действие – запустить программу, открыть документ или закрыть окно – компьютер должен выполнить соответствующую команду.

7.3. Управление Windows

Большую часть команд можно выполнить с помощью мыши. С мышью связан активный элемент управления – указатель мыши. Чаще всего он имеет вид стрелки. При перемещении мыши по плоской поверхности указатель перемещается по рабочему столу. Его можно позиционировать на значках объектов или на пассивных элементах управления приложений.

В Windows используются две кнопки мыши: левая и правая. Центральная кнопка не функционирует. Основной является левая кнопка, с её помощью выполняется большинство действий. Правая кнопка – вспомогательная.

Основные приемы работы с мышью:

  • щелчок– быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши;
  • двойной щелчок – два щелчка, выполненных с малым интервалом времени;
  • щелчок правой кнопкой - быстрое нажатие и отпускание правой кнопки мыши;
  • перетаскивание – перемещения мыши при нажатой левой кнопке, сопровождающееся перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель;
  • Протягивание мыши – выполняется как и перетаскивание, но используется при работе с окном для изменения его размеров.

Если навести указатель мыши на значок и щелкнуть левой кнопкой мыши, то значок изменит свой цвет. Эта операция называется выделением. Двойной щелчок левой кнопки мыши на значке открывает любой объект, находящийся на рабочем столе, например, запускает программу.

Основной элемент управления Windows Главное меню. Оно открывается щелчком по кнопке Пуск . С помощью Главного меню можно:

  • запустить программу, установленную на компьютере;
  • открыть последние документы, с которыми выполнялась работа;
  • получить доступ к поисковой и справочной системам Windows;
  • получить доступ к средствам настройки операционной системы.

В Главном меню имеется пункт Завершение работы, использование которого обязательно для корректного завершения работы с системой перед выключением питания.

7.4. Окна

Окно – это ограниченная рамкой часть экрана. Каждое окно связано с каким-либо объектом или приложением. На рабочем столе может быть открыто одновременно несколько окон. Окно можно с помощью мыши перемещать по экрану и изменять его размеры.

Все окна имеют одинаковый вид и состоят из одинаковых элементов. Рамка – линия, ограничивающая окно. Перетаскивая какую-либо строку рамки или её угол, можно изменять высоту или ширину окна. Вверху каждого окна находится строка заголовка. В этой строке, как правило, высвечивается название приложения, которому принадлежит окно. За эту строку выполняется перетаскивание окна по рабочему столу. Если строка заголовка высвечена, то окно активно.

В правой части заголовка находятся кнопки управления размером окна: закрывающая, сворачивающая и разворачивающая. Щелчок по закрывающей кнопке закрывает окно и удаляет его с экрана. Если окно связано с приложением, то его работа прекращается. Щелчок по сворачивающей кнопке также приводит к удалению окна с экрана, но при этом работа приложения продолжается. На панели задач при этом появляется кнопка с названием окна. Щелчком по этой кнопке окно восстанавливается на экране. Щелчком по разворачивающей кнопке можно увеличить размер окна до размеров экрана. В развернутом окне разворачивающая кнопка сменяется восстанавливающей, с помощью которой можно восстановить прежний размер окна.

Под заголовком окна находится меню. При щелчке на пункте меню открывается ниспадающее меню, пункты которого позволяют выполнять операции с содержимым окна. Окно может содержать панель инструментов с кнопками для выполнения наиболее часто встречающихся команд.

Если часть выводимых данных не помещается в окне, на его нижней и правой границах появляются полосы прокрутки. Полоса прокрутки имеет движок и две кнопки. Положение движка отмечает часть документа, которая в данный момент отображается на экране. Прокрутка выполняется тремя способами:

  • щелчком на одной из концевых кнопок;
  • перетаскиванием движка;
  • щелчком по полосе прокрутки выше или ниже движка.

7.5. Диалоговое окно

Диалоговое окно является разновидностью окна, позволяющей пользователю вводить в компьютер данные. Диалоговые окна появляются при выборе в меню команды, рядом с которой стоит многоточие.

Диалоговое окно может иметь следующие элементы.

  • Флажок – маленький квадратик рядом с названием параметра. Для установки параметра нужно щелкнуть в квадратике. При этом появляется галочка. Одновременно может быть установлено любое число из имеющихся флажков.
  • Кнопка выбора – круглая кнопка рядом с названием параметра. Позволяет отметить один параметр из перечня. Для этого нужно щелкнуть по кнопке, при этом в кружке появится черная точка.
  • Командная кнопка – прямоугольная кнопка с названием команды. Чтобы выполнить команду, нужно щелкнуть по кнопке. При этом диалоговое окно закроется. Основные командные кнопки: ОК, Отмена, Справка.
  • Список – окно с перечнем элементов. Чтобы выделить нужный элемент, нужно щелкнуть по нему. Если в окне есть стрелка, можно щелкнуть по ней для просмотра всего списка.
  • Поле ввода – прямоугольное окно для ввода текста с клавиатуры. Для ввода нужно щелкнуть внутри окна и ввести текст. Если в окне есть стрелка, можно щелкнуть по ней и выбрать текст из имеющегося списка.

7.6. Работа с меню

Все программы, работающие под управлением Windows, имеют меню, содержащее команды для управления этими программами. Выбирая команду меню, можно сообщить операционной системе, какая работа должна быть выполнена и каким образом, а в диалоговом окне задать дополнительные параметры.

Для работы с меню нужно щелкнуть мышью на нужном пункте в строке меню и под ним откроется прямоугольник с группой команд меню (пунктов). Для выбора нужной команды надо щелкнуть по названию этой команды. Для отмены выбора команды нужно щелкнуть мышью вне области меню.

Если справа от названия пункта меню изображен треугольник, то при выборе этого пункта откроется подчиненное меню, из которого нужно сделать выбор обычным способом.

При работе с меню приняты следующие соглашения:

  • серый цвет команды меню означает, что эта команда в данный момент недоступна;
  • выбор пункта меню с многоточием вызывает появление диалогового окна;
  • Комбинация клавиш, указанная справа от команды, используется для быстрого вызова команды без обращения к меню.

7.7. Контекстное меню

Щелкнув правой кнопкой мыши в определенных областях экрана, можно открыть контекстное меню. Список команд в контекстном меню непосредственно связан с выполняемым в данный момент действием и зависит от той области рабочего стола, на которой вы щелкнете мышью. Для закрытия контекстного меню нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на пустой области рабочего стола.

7.8. Операции с файлами и папками

Все операции с файлами и папками можно выполнять с помощью системы папок, которая берет своё начало с папки Мой компьютер, которой соответствует значок с таким же названием на рабочем столе. Диски, представленные в окне этой папки, можно открыть, а потом разыскивать в них нужные папки и файлы.

Файл занимает определенное место на диске и его можно найти по имени. Когда файл открывается, его содержимое отображается на экране.

Чтобы систематизировать файлы по определенным темам, их можно объединять в папки. В папке может храниться произвольное число файлов. При сохранении на диске указывается папка, в которую будет записан файл этого документа.

Можно создавать папки внутри других папок. Копирование и перемещение файлов и папок из одной папки в другую можно выполнять путем перетаскивания их значков из окна одной папки в окно другой. Для удаления объектов можно использовать перетаскивание их на значок корзины.

Корзина – это специальный объект, Windows , выполняющий функции контейнера. Она служит для временного хранения удаляемых объектов. Если какой-то документ или программа стали ненужными, их можно удалить в корзину, но при этом они не удаляются физически и их можно впоследствии восстановить.

Если щелкнуть по значку Мой компьютер, откроется окно с таким же названием. В нём можно найти значок жесткого диска С: . Если щелкнуть нему дважды, откроется новое окно, в котором представлены значки объектов, присутствующих на диске С:. Эти значки обозначают папки и файлы. Если щелкнуть дважды на значке любой папки, откроется её окно и можно ознакомиться с её содержимым. Так можно погружаться вглубь структуры папок до последнего уровня вложенности.

Архитектура ОС Windows (в данном разделе она излагается, следуя главным образом [ Кастер ] и [ Руссинович ] ), претерпела ряд изменений в процессе эволюции. Первые версии системы имели микроядерный дизайн, основанный на микроядре Mach , которое было разработано в университете Карнеги-Меллона. Архитектура более поздних версий системы микроядерной уже не является.

Высокая модульность и гибкость первых версий Windows NT позволила успешно перенести систему на такие отличные от Intel платформы, как Alpha (корпорация DEC), Power PC (IBM) и MIPS ( Silicon Graphic). Более поздние версии ограничиваются поддержкой архитектуры Intel x86.

Упрощенная схема архитектуры, ориентированная на выполнение Win32-приложений, показана на рис. 1.4.

Упрощенная архитектурная схема ОС Windows


Рис. 1.4. Упрощенная архитектурная схема ОС Windows

ОС Windows состоит из компонентов, работающих в режиме ядра, и компонентов, работающих в режиме пользователя. Несмотря на миграцию системы в сторону монолитного ядра она сохранила некоторую структуру. В схеме, представленной на рис. 1.4, отчетливо просматриваются несколько функциональных уровней, каждый из которых пользуется сервисами более низкого уровня.

Задача уровня абстрагирования от оборудования (hardware abstraction layer, HAL) - скрыть аппаратные различия аппаратных архитектур для потенциального переноса системы с одной платформы на другую. HAL предоставляет выше лежащим уровням аппаратные устройства в абстрактном виде, свободном от индивидуальных особенностей. Это позволяет изолировать ядро, драйверы и исполнительную систему ОС Windows от специфики оборудования (например, от различий между материнскими платами).

Ядром обычно называют все компоненты ОС, работающие в привилегированном режиме работы процессора или в режиме ядра. Корпорация Microsoft называет ядром (kernel) компонент, находящийся в невыгружаемой памяти и содержащий низкоуровневые функции операционной системы, такие, как диспетчеризация прерываний и исключений, планирование потоков и др. Оно также предоставляет набор процедур и базовых объектов, применяемых компонентами высших уровней.

Ядро и HAL являются аппаратно-зависимыми и написаны на языках Си и ассемблера. Верхние уровни написаны на языке Си и являются машинно-независимыми .

Исполнительная система (executive) обеспечивает управление памятью, процессами и потоками, защиту, ввод-вывод и взаимодействие между процессами. Драйверы устройств содержат аппаратно-зависимый код и обеспечивают трансляцию пользовательских вызовов в запросы, специфичные для конкретных устройств. Подсистема поддержки окон и графики реализует функции графического пользовательского интерфейса (GUI), более известные как Win-32-функции модулей USER и GDI

В пространстве пользователя работают разнообразные сервисы (аналоги демонов в Unix), управляемые диспетчером сервисов и решающие системные задачи. Некоторые системные процессы (например, обработка входа в систему) диспетчером сервисов не управляются и называются фиксированными процессами поддержки системы. Пользовательские приложения ( user applications ) бывают пяти типов: Win32, Windows 3.1, MS-DOS, POSIX и OS/2 1.2. Среду для выполнения пользовательских процессов предоставляют три подсистемы окружения: Win32, POSIX и OS/2. Таким образом, пользовательские приложения не могут вызывать системные вызовы ОС Windows напрямую, а вынуждены обращаться к DLL подсистем (краткое определение dll имеется в приложении).

Основные компоненты ОС Windows реализованы в следующих системных файлах, находящихся в каталоге system32:

Читайте также: