Make install linux что делает

Обновлено: 05.07.2024

Все программы для компьютера представляют собой набор команд процессора, которые состоят из определенного набора бит. Этих команд несколько сотен и с помощью них выполняются все действия на вашем компьютере. Но писать программы непосредственно с помощью этих команд сложно. Поэтому были придуманы различные языки программирования, которые проще для восприятия человеку.

Для подготовки программы к выполнению, специальная программа собирает ее из исходного кода на языке программирования в машинный код - команды процессора. Этот процесс называется компиляция. Linux - это свободное программное обеспечение, а поэтому исходные коды программ доступны всем желающим. Если программы нет в репозитории или вы хотите сделать что-то нестандартное, то вы можете выполнить компиляцию программы.

В этой статье мы рассмотрим, как выполняется компиляция программ Linux, как происходит процесс компиляции, а также рассмотрим насколько гибко вы сможете все настроить.

Подготовка системы

Мы будем компилировать программы, написанные на Си или С++, так как это наиболее используемый язык для программ, которые требуют компиляции. Мы уже немного рассматривали эту тему в статье установка из tar.gz в Linux, но та статья ориентирована больше на новичков, которым нужно не столько разобраться, сколько получить готовую программу.

В этой же статье тема рассмотрена более детально. Как вы понимаете, для превращения исходного кода в команды процессора нужно специальное программное обеспечение. Мы будем использовать компилятор GCC. Для установки его и всех необходимых инструментов в Ubuntu выполните:

sudo apt install build-essential manpages-dev git automake autoconf

compiling6

Затем вы можете проверить правильность установки и версию компилятора:

compiling5

Но перед тем как переходить к самой компиляции программ рассмотрим более подробно составляющие этого процесса.

Как выполняется компиляция?

Компиляция программы Linux - это довольно сложный процесс. Все еще сложнее, потому что код программы содержится не в одном файле и даже не во всех файлах ее исходников. Каждая программа использует множество системных библиотек, которые содержат стандартные функции. К тому же один и тот же код должен работать в различных системах, содержащих различные версии библиотек.

На первом этапе, еще до того как начнется непосредственно компиляция, специальный инструмент должен проверить совместима ли ваша система с программой, а также есть ли все необходимые библиотеки. Если чего-либо нет, то будет выдана ошибка и вам придется устранить проблему.

Дальше идет синтаксический анализ и преобразование исходного кода в объектный код, без этого этапа можно было бы и обойтись, но это необходимо, чтобы компилятор мог выполнить различные оптимизации, сделать размер конечной программы меньше, а команды процессора эффективнее.

Затем все объектные файлы собираются в одну программу, связываются с системными библиотеками. После завершения этого этапа программу остается только установить в файловую систему и все. Вот такие основные фазы компиляции программы, а теперь перейдем ближе к практике.

Компиляция программ Linux

Первое что нам понадобиться - это исходники самой программы. В этом примере мы будем собирать самую последнюю версию vim. Это вполне нейтральная программа, достаточно простая и нужная всем, поэтому она отлично подойдет для примера.

Получение исходников

Первое что нам понадобиться, это исходные коды программы, которые можно взять на GitHub. Вы можете найти исходники для большинства программ Linux на GitHub. Кроме того, там же есть инструкции по сборке:

compiling7

Давайте загрузим сами исходники нашей программы с помощью утилиты git:

Также, можно было скачать архив на сайте, и затем распаковать его в нужную папку, но так будет удобнее. Утилита создаст папку с именем программы, нам нужно сделать ее рабочей:

Настройка configure

Дальше нам нужно запустить скрипт, который проверит нашу программу на совместимость с системой и настроит параметры компиляции. Он называется configure и поставляется разработчиками программы вместе с исходниками. Весь процесс компиляции описан в файле Makefile, его будет создавать эта утилита.

Если configure нет в папке с исходниками, вы можете попытаться выполнить такие скрипты чтобы его создать:

Также для создания этого скрипта можно воспользоваться утилитой automake:

aclocal
autoheader
automake --gnu --add-missing --copy --foreign
autoconf -f -Wall

Утилита automake и другие из ее набора генерируют необходимые файлы на основе файла Mackefile.am. Этот файл обязательно есть в большинстве проектов.

После того как вы получили configure мы можем переходить к настройке. Одним из огромных плюсов ручной сборки программ есть то, что вы можете сами выбрать с какими опциями собирать программу, где она будет размещена и какие дополнительные возможности стоит включить. Все это настраивается с помощью configure. Полный набор опций можно посмотреть, выполнив:

compiling1

Рассмотрим наиболее часто используемые, стандартные для всех программ опции:

  • --prefix=PREFIX - папка для установки программы, вместо /, например, может быть /usr/local/, тогда все файлы будут распространены не по основной файловой системе, а в /usr/local;
  • --bindir=DIR - папка для размещения исполняемых файлов, должна находится в PREFIX;
  • --libdir=DIR - папка для размещения и поиска библиотек по умолчанию, тоже в PREFIX;
  • --includedir=DIR - папка для размещения man страниц;
  • --disable-возможность - отключить указанную возможность;
  • --enable-возможность - включить возможность;
  • --with-библиотека - подобно enable активирует указанную библиотеку или заголовочный файл;
  • --without-библиотека - подобное disable отключает использование библиотеки.

Вы можете выполнить configure без опций, чтобы использовать значения по умолчанию, но также можете вручную указать нужные пути. В нашем случае ./configure есть, и мы можем его использовать:

compiling2

compiling3

В таком случае нам необходимо установить требуемую библиотеку. Например, программа предлагает ncurses, поэтому ставим:

sudo apt install libncurces-dev

Приставка lib всегда добавляется перед библиотеками, а -dev - означает, что нам нужна библиотека со всеми заголовочными файлами. После удовлетворения всех зависимостей настройка пройдет успешно.

Сборка программы

Когда настройка будет завершена и Makefile будет готов, вы сможете перейти непосредственно к сборке программы. На этом этапе выполняется непосредственно преобразование исходного кода в машинный. Утилита make на основе Makefile сделает все необходимые действия:

compiling4

Дальше осталось установить саму программу, если вы использовали опцию prefix, чтобы не устанавливать программу в основную файловую систему, то можно применить стандартную опцию make:

После этого программа будет установлена в указанную вами папку, и вы сможете ее использовать. Но более правильный путь - создавать пакет для установки программы, это делается с помощью утилиты checkinstall, она позволяет создавать как deb, так и rpm пакеты, поэтому может использоваться не только в Ubuntu. Вместо make install выполните:

Затем просто установите получившийся пакет с помощью dpkg:

sudo dpkg install vim.deb

После этого сборка программы полностью завершена и установлена, так что вы можете переходить к полноценному использованию.

Если вы устанавливали программу с помощью make install, то удалить ее можно выполнив в той же папке обратную команду:

sudo make uninstall

Команда удалит все файлы, которые были скопированы в файловую систему.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели, как выполняется компиляция программы Linux. Этот процесс может быть сложным для новичков, но в целом, все возможно, если потратить на решение задачи несколько часов. Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

На завершение видео о том, что такое компилятор и интерпретатор:

Переходя с Windows на Linux, я не могу понять процесс установки программного обеспечения в Linux. В Windows, когда мы запускаем установочный файл, он спрашивает, куда вы хотите установить программу, скорее всего, только в папке программных файлов. Позже он редактирует реестр. Это называется установкой в ​​Windows. Что именно означает «установка программного обеспечения» в Linux?

Предположим, я скачал исходный код, настроил его, а затем собрал бинарный файл, используя make . Теперь это просто бинарная, а не полезная программа. Как это будет установлено? По make install ? И что именно делает эта команда?

Make - программа общего назначения, обычно используемая для компиляции. Но это может быть использовано для чего угодно.

Когда вы делаете что-то вроде «make all», программа make выполняет правило с именем «all» из файла в текущем каталоге с именем «Makefile». Это правило обычно вызывает компилятор для компиляции некоторого исходного кода в двоичные файлы.

Когда вы делаете «make install», программа make берет двоичные файлы из предыдущего шага и копирует их в некоторые подходящие места, чтобы к ним можно было получить доступ. В отличие от Windows, установка требует только копирования некоторых библиотек и исполняемых файлов, и в этом случае требования к реестру отсутствуют. Короче говоря, «make install» просто копирует скомпилированные файлы в соответствующие места.

Технически, реестр не является обязательным требованием - то, что добавляют все установщики, это просто удобная функция, очень похожая на базу данных менеджера пакетов в Linux, для людей, которым нравится иметь возможность удалять программное обеспечение. @ Grawity На самом деле, в Windows требуется редактировать реестр по многим причинам, например, по интеграции. В Linux интеграция программного обеспечения друг с другом обычно включает в себя копирование файлов или добавление строк в файлы конфигурации с помощью чего-то вроде сценария после установки. @sharjeel Было бы полезно рассказать, как я могу найти правило с именем all в Makefile и как выглядит маркер конца этого раздела, чтобы я мог видеть, где all останавливается обработка правила .

make install делает все, что Makefile хочет автор. Как правило, к этому моменту уже слишком поздно менять каталог установки, как это часто известно ранее , во время сборки, поэтому на файлы справки и файлы конфигурации можно ссылаться с правильными путями.

Многие проекты используют GNU Autotools, чтобы попытаться улучшить их переносимость между аппаратными средствами и операционными системами. (Различные варианты Unix используют немного разные заголовки для объявлений функций, которые немного отличаются от обычного пути - за исключением того, что большинству программ нужна та или иная из тех, которые объявлены в разных местах.)

Когда проект использует Автоинструменты, обычная мантра для его установки:

./configure , Как правило , позволяет использовать параметр командной строки , как --prefix /opt/apache или что - то подобное , чтобы указать другой путь к файлу. /usr/local/ это общее значение по умолчанию prefix . Локально построенному программному обеспечению гораздо проще жить в одном месте, а распространяемое программное обеспечение - в «главных каталогах»: /usr/ /bin/ и так далее. (Упаковщики очень осторожны, чтобы никогда не трогать файлы /usr/local/ - они знают, что это исключительно для системных администраторов.)

В любом случае, ./configure --prefix /path/to/new/prefix переменная будет установлена ​​в том, Makefile что доступно при компиляции программы, изменении страниц руководства, чтобы они указывали на правильные местоположения для файлов, изменении файлов конфигурации и т. Д. Таким образом make , программное обеспечение будет создано специально для места установки, которое вы хотите, и make install установит его в это место.

Большинство программ могут работать даже без последнего make install шага - просто ./program_name часто их запускают. Это определенно вещь для каждого проекта - некоторые, например postfix , qmail и т. Д. Состоят из множества разных движущихся частей и полагаются на то, что они работают вместе. Другие, такие как ls или su могут быть достаточно автономными, чтобы нормально работать из каталога, в котором они были встроены. (Это не часто полезно, но иногда очень полезно.)

Однако не все проекты используют Autotools - они огромные , сложные и убогие в обслуживании. Написанные от руки Makefile гораздо проще писать, и я лично считаю, что просто распространять простое Makefile с доступными переменными конфигурации намного проще как для разработчиков, так и для пользователей. (Хотя ./configure ; make ; make install мантра действительно проста для пользователей, когда она работает.)

Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).

Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом 'пережитке прошлого' (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.

Make- основные сведения

make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:

1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).

В общем виде синтаксис makefile можно представить так:

То есть, правило make это ответы на три вопроса:


Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:

Простейший Makefile

Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:


Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:


Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — «hello», реквизита — «main.c», и команды — «gcc -o hello main.c». Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:

Компиляция из множества исходников

Предположим, что у нас имеется программа, состоящая из 2 файлов:
main.c

Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:


Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.

Инкрементная компиляция

Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.

Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:


Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.

После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.

Фиктивные цели

На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:


Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:

  • all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать.
  • clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции.
  • install — произвести инсталляцию
  • uninstall — и деинсталляцию соответственно.


Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.

Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:


Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.

Переменные

Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don't repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:


Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:


Так мы определили список исходных файлов. Для использования значения переменной ее следует разименовать при помощи конструкции $(<VAR_NAME>); например так:


Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.


Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.

Автоматические переменные

Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам:

  • $@ Имя цели обрабатываемого правила
  • $< Имя первой зависимости обрабатываемого правила
  • $^ Список всех зависимостей обрабатываемого правила

Заключение

В этой статье я попытался подробно объяснить основы написания и работы мэйкфайлов. Надеюсь, что она поможет вам приобрести понимание сути make и в кратчайшие сроки освоить этот провереный временем инструмент.

Это небольшая заметка для начинающих линуксоидов, о том что же означают эти три замечательные команды и для чего одни нужны. Начнём, как говорится, с начала. Большинство программ перед использованием надо скомпилировать, то есть преобразовать из текста понятного человеку в набор единиц и нулей, понятных компьютеру. Процесс условно разделён на три этапа: конфигурирование (configure), сборка (make) и установка (make install). Подробности под катом 🙂

./configure

Данная команда выполняет поиск необходимых для компиляции библиотек и заголовочных файлов (это для программ частично или полностью написанных на C/C++ и подобных языков), а так же настройку особых параметров или подключение специальных библиотек, в случае если ./configure обнаружит всё что ему нужно, он создаст Makefiles - файл, необходимый для сборки программы

Выполнить настройку параметров конфигуратора можно при помощи ключей и аргументов этих самых ключей, например:

./configure --prefix=/opt/my_program

При помощи ключа --prefix=<path> Вы можете указать директорию, которая в дальнейшем будет выступать как префикс для вашей программы (то есть корневая директория). Это связанно с тем что в мире Linux и не только, существует специальная Иерархия Файловой Системы (HFS) в соответствии с которой любая программа, чтобы работать без ошибок, должна быть собрана и установлена.

В файловой системе есть три основных префикса, относительно которых большинство программ конфигурируется, а именно:

  • / - корневая директория операционной системы, так называемый ROOT
  • /usr - директория, в которой находятся приложения пользовательского окружения
  • /usr/local - дополнительная директория для пользовательских программ, собираемых вручную, специально для того чтобы операционная система не превратилась в свалку

Если открыть любую из этих директорий, то можно увидеть очень схожую структуру, как минимум там будут папки: bin, etc, include, libs, sbin.

Если запустить ./configure без ключей, то префиксом по умолчанию (директория, в которую будет установлена собираемая программа) будет /usr/local, помните это если не можете запустить свою программу, возможно у Вас не прописан путь в PATH.

Кроме ключа --prefix в конфигураторе, как правило, имеется ещё множество других ключей, посмотреть их все можно если выполнить:

./configure --help

Самая важная и простая команда/программа, выполняет запуск процедуры компиляции приложения из исходного кода. Для своей работы данная программа использует специальные файлы Makefiles, в которых подробно описан процесс сборки приложения со всеми параметрами, которые мы указали конфигуратору. Результатом успешного выполнения команды make будет собранная программа в текущей директории.

make install

Данная команда выполняет непосредственную установку приложения в указанную, на этапе конфигурирования, директорию, после выполнения команды make install вы можете запустить свежеустановленную программу.

Послесловие

Чтобы не писать три команды по очереди можно написать их в одну строку:

./configure && make && make install

&& - это оператор И пришедший из языка C/C++, однако, с точки зрения оболочки он означает то, что следующую команду нужно выполнить только в случае успешного выполнения предыдущей команды, это очень удобно если один из этапов завершается с ошибкой.

На самом деле make install так же может выполнить сборку, потому как задача install зависит от задачи all (то есть непосредственно сборки приложения), это означает что этап make можно пропустить и выполнить всего две команды, если записать их в одну строку получится:

./configure && make install

Удачи Вам! И спасибо за то что дочитали!

2 thoughts on “ Чарующая магия configure, make и make install ”

Всё, что нужно знать про эти три команды, так это то, что это отличный способ запомоить систему.

Сначала Вам скорее всего нужно скачать архив с программой, которую Вы хотите установить.

Например, команда для скачивания python3.7:

Затем распаковать архив

tar -xf Python-3.7.0.tgz

И перейти в только что распакованную директорию

В этой директории скорее всего будет находиться скрипт configure

Configure

configure - это не команда linux а скрипт, который обычно лежит в папке к configure


--prefix=PREFIX - папка для установки программы, вместо /, например, может быть /usr/local/, тогда все файлы будут распространены не по основной файловой системе, а в /usr/local;

--bindir=DIR - папка для размещения исполняемых файлов, должна находится в PREFIX;

--libdir=DIR - папка для размещения и поиска библиотек по умолчанию, тоже в PREFIX;

--includedir=DIR - папка для размещения man страниц;

--disable-возможность - отключить указанную возможность;

--enable-возможность - включить возможность;

--with-библиотека - подобно enable активирует указанную библиотеку или заголовочный файл;

--without-библиотека - подобное disable отключает использование библиотеки.

.cpp файлы компилируются в .o файлы

один .h файл может использоваться несколькими .cpp файлами

makefile нужны для того чтобы печатать меньше названий файлов и опций вручную.

С их помощью можно делать build только тех файлов, которые изменились.

Make это инструмент, который вызывает компиллятор. Можно указать тот компиллятор который нужен именно Вам.

С помощью инструкций в makefile можно указать какие именно файлы нужно заново компилировать.

Рассмотрим пример из C++ .

В директории находятся три .cpp файла, два .h файла и три .o файла, оставшиеся от прошлой компиляции.

  • Example.cpp , Example.o
  • Second.cpp , Second.h , Second.o
  • Third.cpp , Third.h , Third.o

Все они нужны для проекта и не могут быть объединены в один файл.

Известно, что Example.cpp включает в себя файл Second.h и других зависимостей не имеет.

Мы хотим, чтобы при изменении самого Example.cpp либо его зависимости Second.h начиналась новая компиляция Example.cpp а затем новый Example.o линковался со старыми Second.o и Third.o

Для этого напишем Makefile aomake

all: simple simple: Example.o Second.o Third.o g++ Example.o Second.o Third.o - Simple Example.o: Example.cpp Second.h g++ -c Example.cpp

Отступы нужно ставить табуляцией

Смотрим на последние две строки:

Если Second.h или Example.cpp (в который включен Second.h) изменились нужно компилировать файл Example.cpp после чего получается object файл Example.o и, как видно из первых двух строк - после обновления Example.o все object файлы линкуются.

Выигрыш в этой ситуации заключается в том, что нам не нужно было перекомпилировать Second.cpp и Third.cpp мы просто перелинковали уже существующие Second.o Third.o с новым Example.o

Чтобы запустить этот файл нужно к команде make добавить опцию f и название файла

У файла Second.cpp две зависимости: Second.h и Third.h

У файла Third.cpp только одна зависимость: Third.h

Учтём эти зависимости в нашем aomake

all: simple simple: Example.o Second.o Third.o g++ Example.o Second.o Third.o - Simple Second.o: Second.cpp Second.h Third.h g++ -c Second.cpp Third.o: Third.cpp Third.h g++ -c Third.cpp Example.o: Example.cpp Second.h g++ -c Example.cpp

Ещё одной полезной опцией является j

-j - jobs Определяет число работ - jobs (commands) которые запускаются одновременно.

Если указано больше чем одна -j опция, то применяться будет последняя.

Если -j опция дана без аргументов make не будет ограничивать количество работ запускаемых одновременно. То есть запуститься сможет неограниченное количество работ одновременно.

Более подробную информацию по Makefile вы можете найти в статье «makefile tutorial»

Install

Make - это не единственный способ устанавливать программы под linux. Более того, за сорок с лишним лет существования утилиты make вышло много её версий.

Прежде чем ставить что-то по-старинке с make install - советую изучить checkinstall

Читайте также: