Pascal abc windows forms команды

Обновлено: 04.07.2024

На данном этапе мы уже многое изучили и получили неплохой опыт программирования. Думаю, что до сих пор вам нужно было уметь только набирать текст программы, запускать программу на выполнение и сохранять код программы на жёсткий диск. Мне самому при написании примеров для этой книги этого было вполне достаточно.

Идём дальше. Что такое интегрированная среда. Слово интегрировать обозначает объединение в единое целое каких либо отдельных частей. Значит, в интегрированной среде объединены какие-то отдельные части.

Нам уже известно, что код программы представляет собой текстовый файл. Что бы этот код перевести в машинный необходима программа, которая называется компилятором. Как раз интегрированная среда программирования и объединяет в себе текстовый редактор, для написания кода, и компилятор, который этот код переводит в машинный.

Обо всём этом и пойдёт речь в данном параграфе.

При написании учебника, я придерживался принципа, при котором изучение параграфа должно занимать один подход. Т.е. вы сели, изучили материал параграфа, затем выполнили задания. Всё это предположительно можно сделать за один раз. Этот параграф за раз изучить вероятнее всего не получится. Тем не менее, я не стал его делить по той причине, что вся информация в нём относится к одной теме. Поэтому изучайте данный параграф порциями, которые определяйте сами для себя.

Текстовый редактор, в котором вы набираете код программы, называется редактором кода. Т.к. плюс к тому, что делает просто текстовый редактор, редактор кода делает ещё то, что нужно только программисту для написания кода программ.

В этом учебнике я не буду расписывать то, что может делать обычный текстовый редактор. Тем белее, что написав не одну программу, вы уже знакомы с основными принципами работы в нём. Далее буду писать только о тех возможностях, которые нужны программисту.

Выделение текста различным цветом.

Думаю, что вы уже обратили внимание на то, что в текстах программ буквы в том или ином случае имеют различные цвета. Это потому, что редактор кода подсвечивает или выделяет шрифт слов в зависимости от их назначения. Далее в таблице приведу, что и как выделяет редактор кода:

3 Фрагмент статьи из ВикиУчебника 3 Checked Ширина радио-кнопки. Высота радио-кнопки. Текст на радио-кнопки. Цвет фона радио-кнопки. Цвет текста радио-кнопки. Позиция радио-кнопки форме. Будет ли меняться размер радио-кнопки, подгоняясь под размер содержимого, или будет отображаться лишь та часть содержимого, умещающаяся на радиокнопке. Видна ли радио-кнопка. Определяет установлена ли радио-кнопка или нет. TrackBar (ползунок) System.Windows.Forms.TrackBar - класс ползунка. Синтаксис его создания: name := new TrackBar(); name - имя ползунка. Minimum Maximum Value Orientation TickStyle TickFrequency Ширина ползунка. Ширина ползунка. Позиция ползунка на форме. Виден ли ползунок. Минимальное значение ползунка. Максимальное значение ползунка. Текущее значение ползунка. Ориентация ползунка. System.Windows.Forms.Orientation.Horizontal - горизонтальная System.Windows.Forms.Orientation.Vertical - вертикальная Контролирует как отображаются деления. System.Windows.Forms.TickStyle.Both - с двух сторон System.Windows.Forms.TickStyle.BottomRight - деления либо снизу (для горизонтального ползунка) или справа (для вертикального полузнка) System.Windows.Forms.TickStyle.TopLeft - деления либо сверху (для горизонтального ползунка) или слева (для вертикального полузнка) System.Windows.Forms.TickStyle.None - не отображаются Расстояние между делениями.

5 Фрагмент статьи из ВикиУчебника 5 SelectedItem Items.Item[k] Integral Выбранный элемент выпадающего списка. K-ый элемент выпадающего списка. Указывает будет ли подгоняться размер выпадающего списка под размер элементов, чтобы был видны названия всех элементов полностью. Click Событие SelectedIndexChanged Ниже a - выпадающий список. Функция a.items.add a.items.clear Описание Хранит ссылку на процедуру, которая выполнится при щелчке по выпадающему списку. Хранит ссылку на процедуру, которая выполнится при смене выбранного элемента выпадающего списка. Описание Добавляет в выпадающий список элемент. Удаляет все элементы выпадающего списка. GroupBox System.Windows.Forms.GroupBox- класс фрейма. Синтаксис его создания: name := new GroupBox(); name - имя фрейма. Ширина фрейма. Высота фрейма. Текст на в заголовке фрейма. Позиция фрейма на форме. В качестве значения должна быть точка System.Drawing.Point. Будет ли меняться размер фрейма, подгоняясь под размер содержимого, или будет отображаться лишь та часть содержимого, умещающаяся на кнопке. Виден ли фрейм. SplitContainer System.Windows.Forms.SplitContainer - класс элемента разделения окна. Синтаксис его создания: name := new SplitContainer(); name - имя элемента разделения окна. Ширина элемента разделения окна. Высота элемента разделения окна. Позиция элемента разделения окна на форме.

6 Фрагмент статьи из ВикиУчебника 6 Orientation Panel1 Panel2 В качестве значения должна быть точка System.Drawing.Point. Будет ли меняться размер элемента разделения окна, подгоняясь под размер содержимого, или будет отображаться лишь та часть содержимого, умещающаяся на элементе разделения окна. Виден ли элемент разделения окна. Ориентация элемента разделения окна. System.Windows.Forms.Orientation.Horizontal - горизонтальная System.Windows.Forms.Orientation.Vertical - вертикальная Имя виджета, входящего в левую или верхнюю часть элемента разделения окна. Имя виджета, входящего в правую или нижнюю часть элемента разделения окна. MenuStrip (главное меню) System.Windows.Forms.MenuStrip - класс главного меню. Синтаксис его создания: name := new MenuStrip (); name - имя главного меню. GripStyle Цвет фона главного меню. Цвет текста меню. Ниже a - главное меню. Процедура Видим ли объект для перемещения меню, находящийся слева. объект перемещения меню спрятан - System.Windows.Forms.ToolStripGripStyle.Hidden объект перемещения меню виден- System.Windows.Forms.ToolStripGripStyle.Visisble a.items.add(k) Добавляет подменю k в главное меню. ToolStripMenuItem (подменю) System.Windows.Forms.ToolStripMenuItem - класс подменю. Синтаксис его создания: name := new ToolStripMenuItem (); name - имя подменю. Ниже b - подменю. Цвет фона заголовка подменю. Цвет текста заголовка подменю. Процедура b.dropdownitems.add(t,i,act) Добавляет пункт в подменю b.

9 Фрагмент статьи из ВикиУчебника 9 Оригинал статьи здесь: D0%B2_Windows_Forms

Бурное развитие вычислительной техники, потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования, ориентированных на так называемую "быструю разработку" приложений. В основе систем быстрой разработки лежит технология визуального проектирования и событийного программирования, суть которой заключается в том, что среда разработки берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя программисту работу по конструированию диалоговых окон и функций обработки событий.

Pascal Windows Forms — это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Pascal. Программы, работающие под управлением операционной системы Windows, обычно называют приложениями.

Знакомство с визуальной средой программирования Pascal

Бурное развитие вычислительной техники, потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования, ориентированных на так называемую "быструю разработку" приложений. В основе систем быстрой разработки лежит технология визуального проектирования и событийного программирования, суть которой заключается в том, что среда разработки берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя программисту работу по конструированию диалоговых окон и функций обработки событий.

Элементы управления

Элементы управления - это объекты, которые служат для организации интерфейса между пользователем и компьютером. Элементами управления являются меню, кнопки, надписи, списки, таймеры и т.д.

События и процедура обработки события

События – это действия, совершаемые пользователем или операционной системой.

  • действия пользователя – нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок мыши и т.д.;
  • действия операционной системы – активизация окна, посылка сигнала таймера и т. д.

Задание свойств элементов управления программным способом

Основная часть программы на языке Pascal представляет собой последовательность операторов. Оператор – это конструкция языка программирования, которая определяет одно действие при выполнении программы.

Чтобы обратиться к свойству элемента управления из программы нужно указать имя элемента управления, к свойству которого мы хотим обратиться, и через точку имя свойства.

Процедуры и функции

При программировании в Pascal Windows Forms работа программиста заключается в основном в разработке процедур (подпрограмм) обработки событий. При возникновении события автоматически запускается процедура обработки события, которую и должен написать программист. Задачу вызова процедуры обработки при возникновении соответствующего события берет на себя Pascal Windows Forms.

Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.

✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.

✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:

В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:

Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .

✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.

✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:

Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:

этот текст выведен на экране

В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

В результате получим на экране результат:

Величина площади равна: S = 50

А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: « Мой возраст 32 года ».

Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши первые шаги.

Перед чтением данной статьи Вы должны быть уверены в том, что у Вас есть какие-либо знания по программированию.

Содержание

Программы в данной IDE строятся так:

В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:

Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:

ОперацияОписание
s1 + s2Объединение строк
s1*nДублирование строки n раз

Декларация переменной типа real:

Пример присваивания переменной данного типа:

Тип символ или «char» используется в основном для хранения одного любого символа вне зависимости от того, является ли данный символ буквой или цифрой. Объявление переменной символьного типа:

Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:

P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.

Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:

Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:

Декларация N-мерной матрицы:

, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.

Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.

Пример объявления массива:СтатическийДинамическийВызов SetLength (для динамического массива)
Векторный
Двумерный Трехмерный

Составим таблицу, которую следует запомнить:

Индексом может быть значение элемента массива:

Вывод значений произвольного количества переменных:

Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.

Общий синтаксис условного оператора if:

Команды . будут выполнены только при истинности условия.

Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:

Общий синтаксис сравнения двух величин:

Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:

Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.

Для выхода из цикла можно использовать break:

Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.

Общий синтаксис описания функции:

Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.

Pascal abc все команды список

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Pascal abc все команды список

Pascal abc все команды список

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Сумма вводимых целых чисел

Pascal abc все команды список

Произведение целых чисел

Pascal abc все команды список

Сколько нечетных среди n введенных

Pascal abc все команды список

Защита от неверного ввода

Pascal abc все команды список

Вывод 10 первых степеней двойки

Pascal abc все команды список

Найти сумму цифр целого положительного числа m

Pascal abc все команды список

Разложение числа на простые множители

Pascal abc все команды список

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Pascal abc все команды список

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

Pascal abc все команды список

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и;
  • array – массив;
  • begin – начало;
  • do – выполнить;
  • else – иначе;
  • for – для;
  • if – если;
  • of – из;
  • or – или;
  • procedure – процедура;
  • program – программа;
  • repeat – повторять;
  • then – то;
  • to – до;
  • until – до (= пока);
  • var – переменная;
  • while – пока.

Структура программы

Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

Pascal abc все команды список

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

Структуру можно представить так:

Pascal abc все команды список

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

Pascal abc все команды список

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Pascal abc все команды список

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

Pascal abc все команды список

С ними также проводят простые действия:

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Pascal abc все команды список

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:

Pascal abc все команды список

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt;
  • абсолютная величина – abs;
  • квадратичная функция – sqr;
  • синус – sin;
  • косинус – cos;
  • арктангенс – arctan;
  • натуральный логарифм – ln;
  • экспонента – exp.

Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int;
  • дробная часть числа – frac;
  • получение целой части числа – trunc;
  • округление до целого – round;
  • преобразование порядкового типа – ord;
  • преобразование кода в символьный тип – chr;
  • определение предыдущего значения величины – pred;
  • определение последующего значения величины – succ.

Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Pascal abc все команды список

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer;
  • логические – boolean;
  • символьные – char;
  • перечисляемые;
  • интервальные;
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Pascal abc все команды список

Структурированные делят на:

  • массивы – array;
  • записи – record;
  • множества – set;
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Pascal abc все команды список

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Pascal abc все команды список

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

Функции управления программой

Pascal abc все команды список

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа;
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
  • Uses crt – запуск clscr;
  • Length – возвращение длины строки;
  • Val – преобразование строки в число;
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
  • Assign – связывание переменной с файлом;
  • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

Читайте также: