Source ubuntu что делает

Обновлено: 02.07.2024

Для работы в Ubuntu пользователь может выбрать один из двух возможных вариантов интерфейса: графический либо интерфейс командной строки. Графический интерфейс (GUI - Graphical user interface) знаком большинству пользователей, в нем для выполнения действий нужно использовать различные элементы рабочего стола. Он имеет свои преимущества, которые выражаются главным образом в удобном и привычном формате подачи информации, а также в отсутствии необходимости знать какие-либо команды.

Однако многие пользователи Linux предпочитают работать в командной строке (CLI, Command Line Interface). Как правило, эти пользователи так или иначе связаны с программированием или системным администрированием, тем не менее знание основ bash будет полезно всем пользователям. Командная строка позволяет выполнять команды значительно быстрее, чем при использовании GUI, при этом экономит ресурсы. Более того, зачастую команды не имеют своих аналогов в графическом интерфейсе и, благодаря этому, дают значительную свободу пользователям в своих действиях. При этом интерфейс командной строки встроен в ядро операционной системы, а значит, он доступен даже тогда, когда вы не можете воспользоваться графической оболочкой. Сами же команды одинаковы для всех операционных систем на базе Linux, будь то Ubuntu, CentOs, Fedora или какая-либо другая.

Что такое bash

Bash расшифровывается как Bourne again shell (что можно перевести как «Еще одна оболочка Борна»), название частично заимствованно от более ранней версии командной оболочки UNIX, которая называлась просто Bourne shell («Оболочка Борна» – по фамилии разработчика Стивена Борна).

Bash позволяет интерактивно взаимодействовать с компьютером, вводя определенные команды и получая на них соответствующий отклик. Также этот командный процессор позволяет выполнять скрипты (команды из файла), может производить автодополнение названий файлов и директорий, допускает использование переменных, операторов ветвления и цикла.
Далее в статье будут приведены самые простые и необходимые для работы в bash команды, которые помогут вам сориентироваться и начать самостоятельно использовать командную строку для своих задач, но сначала необходимо перейти к интерфейсу командной строки.

Используя Ubuntu в качестве операционной системы, вы можете перейти к командной строке двумя путями, а именно через консоль или через терминал.
Если вы хотите зайти в командную строку через терминал, то для этого необходимо нажать Ctrl+Alt+F(1-6) – в зависимости от выбранного номера (F1, F2…) вы попадаете в первую, вторую или другую по счету виртуальную консоль (они независимы и запускаются во время загрузки Ubuntu), каждая из которых имеет интерфейс командной строки. Если вы нажмете Ctrl+Alt+F7, то перейдете в седьмую виртуальную консоль, которая имеет графический интерфейс.

Что касается терминала, то это графическая программа, которая эмулирует консоль. Вы можете найти ее в меню, выбрав «Приложения», затем «Стандартные», а затем «Терминал», либо нажав сочетание клавиш Ctrl+Alt+T. Вы сможете выполнять команды, продолжая находиться в графическом интерфейсе.
Также возможен вариант, когда вам необходимо подключиться к серверу, на котором установлена Ubuntu. В этом случае вам нужно воспользоваться специальной программой (например, puTTy): наберите нужный ip-адрес, а затем введите имя пользователя и пароль.

Примечание.
При вводе пароля в командную строку он не высвечивается – вам нужно просто набрать пароль и нажать Enter. Если пароль введен правильно, вы сможете продолжить работу в командной строке.

Пользователь и система

Используя bash, вы можете легко получить любую необходимую вам техническую информацию о пользователях и системе.
Если вы хотите идентифицировать, под каким пользователем авторизованы в данный момент, вам нужно ввести в командную строку следующую команду:

Если вам нужно узнать не только о вашем, но и о других пользователях, находящихся в данный момент в этой операционной системе, используйте команды:

В отличие от whoami, эти команды показывает более подробную информацию: кроме имени пользователя вы также узнаете о том, какая используется терминальная линия, время начала сеанса, IP-адрес и некоторые другие данные.

Что касается данных о системе, то с ними можно ознакомиться, используя команду uname. Сама по себе эта команда даст вам не так много информации – только название системы. Однако если вы будете использовать ключи, то сможете узнать гораздо больше.

Ключи – это специальные аргументы, которые пишутся через пробел после команды и начинаются с одного или двух дефисов. Они определяют параметры, которые будут применены к команде. Как правило, узнать о доступных ключах вы можете, написав команду и --help (либо -help): к примеру,

У команды uname вы можете задать ключ -a (или --all), и тогда на экран будет выведена вся информация об операционной системе:

Если вас интересуют конкретно данные о ядре, то наберите следующую команду:

В этом случае вы узнаете о релизе и версии ядра операционной системы.
Получить информацию обо всех процессах можно при помощи этой команды:

А команда pstree выведет информацию в виде дерева процессов.

Узнать сетевое имя машины вы можете с помощью команды hostname.

Переход по директориям

В этом разделе вы познакомитесь с основными командами bash, которые позволят вам выполнять самые простые действия в командной строке.
Команда cd позволяет переходить из одной директории в другую. При этом если вы используете команду без ключей, то попадете в домашнюю директорию; для того, чтобы перейти в какую-либо конкретную директорию, необходимо просто прописать ее путь, к примеру:

Вы также можете указывать команду cd с определенными ключами:

cd ../.. - переход на две директории выше;

cd - - переход в предыдущую директорию (в которой вы были до перемещения в нынешнюю).

Команда pwd укажет путь той директории, в которой вы в данный момент находитесь.

Создание, перемещение и удаление

Используйте команду mkdir для создания директории. Не забудьте указать имя:

Новая директория будет создана в той директории, где вы находитесь в данный момент, но вы также можете прописать какой-то другой путь для создания новой директории:

Для создания файла вам нужно ввести команду touch и название будущего файла:

В этом случае прописать путь, где нужно создать файл, тоже возможно:

Для перемещения директорий и файлов используется команда mv, после которой вы пишете название директории или файла, который хотите переместить, а затем место, куда хотите переместить:

Обратите внимание, что команда mv также используется для переименования, поэтому если при отсутствии директории dir2 вы напишете такую команду:

то директория dir1 будет переименована в директорию dir2. Этот пример справедлив и для файлов, которым вы можете давать другие названия при помощи команды mv.

Для удаления файлов следует использовать команду rm, а для удаления директорий rmdir. Если вы хотите удалить каталог, используйте команду rm с ключами -rf:

Еще одно действие, которое вы можете использовать, - это копирование при помощи команды cp. Синтаксис у этой команды такой же, как и у предыдущих, - вы просто пишете, что и куда хотите скопировать. Для копирования директории обязательно нужно использовать ключ -r, при этом если конечная директория (dir2) не существует, то она будет создана при копировании:

Информация о файлах, каталогах и процессах

Для вывода информации о содержании каталога используется команда ls. Если использовать ее без ключей, то она просто выведет информацию об имеющихся в данной (или указанной) директории файлах и директориях. Основные ключи, которые часто используются с этой командой:

-a - вам будут показаны все файлы директории, в том числе те, которые начинаются с . (точки);

-s - запрос информации о размерах файлов (или директорий);

-l - данные о файлах, в частности имя пользователя, который их создал, права доступа и время создания;

-h - перевод размера файлов в удобном для восприятия формат (Кбайт, Мбайт и т.д.).

Также ключи можно комбинировать, поэтому обычно для вывода размера содержимого используется команда:

Другой командой, которая поможет вам получить необходимую информацию, является команда du. К примеру, введя эту команду:

вы получите информацию о размерах и именах файлов.

Информацию о работающих процессах вы можете получить при помощи команды df. Лучше всего использовать ее сразу с ключом -h, чтобы данные были показаны в более удобном для чтения формате:

Поиск и использование регулярных выражений

Для поиска файлов в bash используется команда find. Ее синтаксис следующий: find + нужная директория (путь) + ключ (или несколько) + критерии ключа + (опционально) последующее действие над найденными файлами.

Со множеством ключей этой команды, которые значительно облегчают и сужают поиск, вы можете ознакомиться, введя в командную строку:

К примеру, следующая команда позволит вам найти все файлы, которые находятся в директории dir1, и имеют название file:

Для поиска наиболее удобно пользоваться некоторыми регулярными выражениями, а именно:

* - обозначает любое количество символов, включая их отсутствие (например, по запросу file* будут найдены все файлы: file, file1, file829, fileabc и т.д.);

? - обозначает один символ (по запросу file? будут найдены файлы с одним символом после слова file: file1, file9, filea и т.д.; по запросу file?? будут найдены файлы с двумя символами: file12, file34, file92 и т.д.);

[] - обозначает подмножество значений, которые может принимать один символ (по запросу file8 будут найдены файлы: file1, file2, file3 и так далее до file9; по запросу file[a-d] файлы filea, fileb, filec и filed).

Перенаправление и конвейер

Перенаправление вывода какой-либо команды задается символом > либо >>. Различие в том, что при использовании > вывод команды будет записан поверх содержимого файла, а при использовании >> вывод дописывается в конец файла.

Этим очень удобно пользоваться для логирования, если вы хотите записать какие-либо данные в файл. К примеру, эта команда запишет все найденные согласно указанными параметрам файлы в файл log (он автоматически появится в той директории, в которой вы работаете):

Что касается конвейера, то этот инструмент позволяет использовать вывод одной команды в качестве ввода другой команды. Для этого необходимо использовать символ |:

Если вы введете данную строку, то сначала будут найдены все файлы, которые соответствуют условию, а затем командой sort они будут отсортированы в обратном порядке (из-за использования ключа -r).

Содержимое файлов

Если вы хотите посмотреть содержимое файла, то можете обратиться к команде cat - в ответ на команду вы увидите все, что содержится в файле. Если данных слишком много, используйте конвейер и команду more - она позволит просматривать содержимое постранично:

Если вам нужно не только посмотреть содержимое файла, но и отредактировать его, тогда нужно использовать одну из утилит: nano либо vim. Это текстовые редакторы, при помощи которых вы можете открыть файл, изменить и сохранить его. Несмотря на кажущееся сходство, эти утилиты имеют ряд отличий; большинство пользователей сходится во мнении, что nano представляет собой более простой редактор, в то время как vim обладает большими возможностями.

Заключение

Существует множество различных команд и ключей, которые можно использовать в bash. В данной статье мы остановились лишь на самых основных, базовых командах, при помощи которых вы сможете выполнять операции и получать необходимую информацию.

Командная оболочка играет очень важную роль в работе семейства операционных систем Linux. Она используется не только пользователями для работы в терминале, но и программами, а также компонентами операционной системы для обмена данными между собой. Для этого применяются переменные окружения. Для перезагрузки переменных окружения из файла часто используется команда source.

Эта команда позволяет выполнить скрипт в текущем процессе оболочки bash. По умолчанию для выполнения каждого скрипта запускается отдельная оболочка bash, хранящая все его переменные и функции. После завершения скрипта всё это удаляется вместе с оболочкой. Команда source позволяет выполнить скрипт в текущем командном интерпретаторе, а это значит, что всё переменные и функции, добавленные в этом скрипте, будут доступны также и в оболочке после его завершения. Как вы уже поняли, в этой статье будет рассмотрена команда source linux.

Команда source linux

Синтаксис команды очень прост. Надо вызвать саму команду и передать ей путь к исполняемому файлу:

$ source путь_к_файлу аргументы

Никаких опций более не нужно. Если указан не абсолютный путь к файлу, а просто имя файла, то утилита будет искать исполняемый файл в текущей папке и директориях, указанных в переменной PATH. Давайте разберём несколько примеров работы с утилитой. Создаём скрипт, объявляющий переменную:

Затем загрузим переменную из этого файла:

Теперь можно попытаться вывести содержимое переменной и убедиться, что всё работает:

Однако, переменная есть только в текущем командном интерпретаторе, в других командных интерпретаторах её нет. Это отличие команды source от команды export, позволяющей экспортировать переменные окружения глобально.

Если выполняемому скрипту нужно передать параметры, можно это сделать, просто перечислив их после пути к файлу скрипта. Модифицируем наш скрипт, чтобы переменная бралась из первого параметра:

И снова выполняем:

Аналогично работают и функции. Если объявить функцию в скрипте bash, а затем выполнить его с помощью команды source linux, то функция станет доступна в интерпретаторе:

Теперь можно выполнить функцию print_site в терминале или любом другом скрипте:

Вместо команды source можно использовать точку (.), однако здесь следует быть осторожными — между точкой и именем файла должен быть пробел для того, чтобы bash интерпретировал эту точку как отдельную команду, а не как часть имени файла:

Однако, нельзя писать .losstsource или ./losstsource, потому что обозначение ./ — это уже отсылка на текущую директорию, скрипт будет выполнен как обычно.

Выводы

В этой небольшой статье мы рассмотрели работу с командой source linux. Как видите, это очень простая и в то же время полезная команда, очень сильно облегчающая работу в терминале. Именно с её помощью работают виртуальные окружения Python и многие другие подсистемы.

Нет похожих записей


Статья распространяется под лицензией Creative Commons ShareAlike 4.0 при копировании материала ссылка на источник обязательна.

Favorite

Добавить в избранное (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Bash Heredoc

К оманда source читает и выполняет команды из файла, указанного в качестве аргумента в текущей среде оболочки. Полезно загружать функции, переменные и файлы конфигурации в сценарии оболочки.

source это оболочка, встроенная в Bash и другие популярные оболочки, используемые в операционных системах Linux и UNIX. Его поведение может немного отличаться от оболочки к оболочке.

Синтаксис исходной команды

Синтаксис команды source следующий:

Примеры команды source

В этом разделе мы рассмотрим некоторые основные примеры использования команды source.

Функции поиска

Если у вас есть сценарии оболочки, использующие те же функции, вы можете извлечь их в отдельный файл, а затем получить этот файл в своих файлах.

Теперь в каждом из ваших сценариев, которые должны запускаться только пользователем root, просто создайте файл functions.sh и вызовите функцию:

Если вы запустите приведенный выше сценарий как пользователь без полномочий root, он напечатает «Этот сценарий должен быть запущен от имени пользователя root» и завершится.

Преимущество этого подхода состоит в том, что ваши скрипты будут меньше и более читабельны, вы можете повторно использовать один и тот же файл функций при необходимости, и если вам нужно изменить функцию, вы отредактируете только один файл.

Конфигурационный файл Bash

С помощью команды source вы также можете читать переменные из файла. Переменные должны быть установлены с использованием синтаксиса VARIABLE=VALUE в Bash.

Давайте создадим тестовый файл конфигурации:

В вашем bash-скрипте используйте команду source для чтения файла конфигурации:

Если вы запустите скрипт, результат будет выглядеть так:

Заключение

Из этой статьи вы узнали, как использовать sourceвстроенную команду в сценариях оболочки.

Если у вас есть какие-либо вопросы или отзывы, не стесняйтесь оставлять комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скрипт оболочки - это просто файл, содержащий последовательность команд оболочки. Подобно функциям, скрипты можно выполнять как обычные команды. Синтаксис доступа к аргументам такой же, как и для функций.

В общем случае при запуске скрипта запускается новый процесс. Для того, чтобы выполнить скрипт внутри текущей сессии bash, необходимо использовать команду source, синонимом которой является просто точка ".". Скрипт оболочки служит просто аргументом этой команды. Ее формат:

source filename [arguments]

Эта команда читает и выполняет команды из файла с именем filename в текущем окружении и возвращает статус, определяемый последней командой из файла filename. Если filename не содержит слэша, то пути, перечисленные в переменной PATH, используются для поиска файла с именем filename. Этот файл не обязан быть исполняемым. Если в каталогах, перечисленных в PATH, нужный файл не найден, его поиск производится в текущем каталоге.

Если заданы аргументы, на время выполнения скрипта они становятся позиционными параметрами. Если аргументов нет, позиционные параметры не изменяются. Значение (статус), возвращаемое командой source, совпадает со значением, возвращаемым последней командой, выполненной в скрипте. Если ни одна команда не выполнялась, или файл filename не найден, то статус выхода равен 0.

[service data–source]

[service data–source] type < ip–traffic | netflow | libpcap | netgraph | raw >Задает тип источника данных• ip–traffic• данные берутся путем перехвата ip–пакетов из ядра через divert socket (FreeBSD) или netfilter (Linux 2.4.x)• netflow• данные о прошедшем трафике приходят от маршрутизатора Cisco, отдающего поток информации в

data–source

Правила для data–source

Правила для data–source В случае использование FreeBSD правила должны выглядеть следующим образом:Случай использования «честных» адресов:rule number «ip from any to any via ifname»где:number — относительно любой номер правила в таблице ipfw, например 100ifname — название внешнего интерфейса, через

6.16.10 Кодирование Strict Source Route

6.16.10 Кодирование Strict Source Route Вариант Strict Source Route (точный маршрут от источника) содержит указатели на список адресов. Указатель определяет позицию следующего обрабатываемого адреса. Первоначально указатель имеет значение 4, которое увеличивается на 4 при каждом

6.16.11 Кодирование Loose Source Route

6.16.11 Кодирование Loose Source Route Вариант Loose Source Route (произвольный маршрут от источника) содержит указатели на список адресов. Исходное положение указателя, как в предыдущем случае, здесь 4 и увеличивается на 4 при достижении каждого из адресов

Firebird 1.5 - Open Source DBMS

Firebird 1.5 - Open Source DBMS Прошел год с момента выпуска первой версии СУБД Firebird (12 апреля 2002 года) и. 1аким образом, с момента официального вхождения продукта в мир Open Source и начала завоевания собственного авторитета. Но это уже в прошлом, нас же больше интересует состояние дел на

Скрипты схемы

Скрипты схемы В Firebird, как и во всех других системах управления базами данных SQL, вы создаете вашу базу данных и ее объекты (метаданные или схема базы данных), используя операторы из специализированного подмножества операторов SQL, называемого языком определения данных (Data

Скрипты Firebird

Скрипты Firebird Скрипт для создания и изменения объектов базы данных иногда называют файлом определения данных или скриптом DDL. Скрипт DDL может содержать определенного рода операторы isql, а также некоторые из команд SET &lt;параметр&gt;. COMMIT также является допустимым оператором в

Зачем использовать скрипты?

Зачем использовать скрипты? Очень хорошей практикой является использование скриптов DDL для создания вашей базы данных и ее объектов. Перечислим несколько причин для этого.* Самодокументирование. Скрипт является текстовым файлом, просто обрабатываемым любым текстовым

Open Source: разработчики и спонсоры

Снова Open Source в науке

Как читать и определять переменные окружения и оболочки на Linux главное изображение

В этой статье будет описано взаимодействие с окружением, а также чтение и установка переменных окружения и оболочки напрямую и через конфигурационные файлы. Все дальнейшие действия должны быть релевантны на любой системе Linux.

Введение

Когда происходит взаимодействие через сессию оболочки, имеется множество информации, которую консольная оболочка обрабатывает для определения своего поведения и доступа к сторонним ресурсам. Некоторые из этих настроек находятся в конфигурационных настройках, а другие определены самим пользователем.

Место, в котором оболочка держит пути всех этих настроек, называется окружением. Окружение — это место, которое оболочка определяет каждый раз, когда запускается сессия. В ней заключены переменные, созданные свойствами системы.

Как работает окружение и его переменные

Окружение обеспечивает набор переменных, через которые оболочка может получать или определять настройки, и пропускать их через дочерние процессы. Различные системные и пользовательские файлы могут обращаться к окружению.

Окружение реализовано как строка, состоящая из пары ключ-значение. Если определяется несколько значений, то они последовательно разделены знаком двоеточия. Каждая пара будет выглядеть как:

Если значение содержит пробелы, тогда используют кавычки

Ключами в данных примерах являются переменные. Она могут быть одним из двух типов: переменной окружения и переменной оболочки.

Переменные окружения это переменные, определенные для текущей оболочки — они наследуются любым потомком оболочки и запущенного процесса. Эти переменные используются, чтобы пропускать информацию в процессы, которые образуются от самой оболочки.

Переменные оболочки это переменные, которые содержатся исключительно в оболочке, где они были определены или установлены. Они часто используются для хранения путей, например, как текущая рабочая директория.

По правилам — эти типы переменных определяются, используя заглавные символы. Эта особенность помогает пользователям определять контекст употребления переменных.

Вывод переменных оболочки и окружения

Каждая сессия оболочки хранит пути своих собственных переменных и переменных окружения. Их достигнуть можно разными способами.

Можно распечатать список всех переменных окружения используя env или printenv . По умолчанию они должны делать все то же самое:

Как правило, этот вывод довольно типичен для обоих команд. Различия между ними в функциональности. Например, в printenv можно запрашивать значения определенной переменной.

С другой стороны env позволяет изменять окружение, указывая определение переменной. Например:

Дочерние процессы, как правило, наследуют переменные окружения от родительского процесса, и это дает возможность переписывать значения или добавлять дополнительные переменные для потомков.

Если посмотреть на вывод команды printenv , то там есть несколько переменных окружения, которые установлены через нашу файловую систему и процессов без нашего ввода.

Это были переменные окружения, но выглядят как переменные консольной оболочки.

Существует команда set , которую можно использовать для отображения. Если ввести set без дополнительных параметров, будет выводиться список всех переменных консольной оболочки, переменные окружения, локальные переменные и функции оболочки:

Вывод этой команды довольно огромен. Для удобства работы с этими переменными можно использовать пейджеры more или less .

В принципе, отсутствует особая необходимость знать все функции, определенные для bash . Поэтому — можно очистить вывод, указав, что set должен проводить операции в режиме POSIX , которые опускают отображение функций консольной оболочки. Это можно выполнить в дочерней оболочке, чтобы наше текущее окружение оставалось прежним:

Возникнет список всех определенных переменных окружения и оболочки.

Можно попробовать сравнить этот вывод с выводом команд env или printenv , тем самым получив список только переменных оболочки. Возможно, вывод будет довольно кривым:

Отображение будет до сих пор включать несколько переменных окружения, в связи с тем фактом, что set команда выводит значения в кавычках, в то время как команды printenv и env показывают значения, опуская их.

Все это должно давать правильное понимание переменных окружения и оболочки.

Эти переменные используются для всех необходимых вещей. Они обеспечивают альтернативный способ определения постоянных значений для сессии — между процессами, тем самым избегая изменений в файле.

Общие переменные окружения и консольной оболочки

Некоторые переменные окружения и оболочки очень полезны и к ним часто обращаются. Здесь перечислены общие переменные окружения, которые зачастую используются:

SHELL: отображает путь к оболочке, которая занимается интерпретацией тех или иных команд, которые вводит пользователь. Как правило, по умолчанию, это будет интерпретатор bash , но возможно и применение других значений, которые можно указать.

TERM: указывает тип терминала, который эмулируется, когда запускается консольная оболочка. Могут эмулироваться различные терминалы для необходимых операционных требований.

USER: имя текущего пользователя оболочки.

PWD: переменная отображает значение текущей рабочей директории.

OLDPWD: предыдущая рабочая директория. Оболочка держит эту переменную для обратного переключения, когда запускается команда cd - .

LS_COLORS: определяет цвет кодов, которые используются для вывода команды ls . Чтобы различать типы файлов и директорий.

MAIL: отображает электронную почту текущего пользователя.

PATH: список директорий, которые будет проверять система, когда будет идти обращение к той или иной команде. Когда пользователь вводит команду, система смотрит указанные директории, в последовательном порядке.

LANG: текущий язык и локализационные настройки, включая кодировку символов.

HOME: текущая домашняя директория пользователя.

_: отображает вывод последней запущенной команды.

В дополнение к этим переменным окружения, имеются некоторые переменные оболочки, которые также будут часто встречаться:

BASHOPTS: список опций, которые используются при запуске bash . Это может быть полезно для выяснения, каким конкретно способом будет оперировать консольная оболочка.

BASH_VERSION: отображает конкретную версию bash .

BASH_VERSINFO: мажорная версия bash .

COLUMNS: число колон, используемых для отображения вывода в оболочке.

DIRSTACK: директории, которые доступны для команд pushd и popd .

HISTFILESIZE: количество линий, хранящиеся в файле истории набранных команд.

HISTSIZE: количество линий, которые можно хранить в памяти.

HOSTNAME: имя компьютера системы на данный момент.

IFS: внутренний разделитель поля в командной строке. По умолчанию — это пробел.

PS1: строка приглашения на ввод. Эта переменная используется для того, чтобы определить, как будет выглядеть эта строка. Еще есть вторая строка PS2 которая используется, когда команда многострочная.

SHELLOPTS: опции оболочки, которые можно определять с помощью команды set .

UID: идентификатор текущего пользователя.

Установка переменных окружения и оболочки

Для лучшего понимания различий между двумя видами переменных и представления синтаксиса их определения, мы покажем примеры этого процесса.

Создание переменной оболочки

Определение этой переменной будет происходить в пределах текущей сессии консольной оболочки.

Кавычки здесь используются, поскольку значение переменной содержит пробел. В дальнейшем будут использоваться одинарные кавычки — это позволит сделать так, что особые знаки в bash будут правильно отображаться.

Определенная выше переменная теперь доступна в текущей сессии, но в дочернем процессе она будет отсутствовать. Увидеть ее можно при помощи команды grep на вывод set :

Если запустить команду exit , тогда оболочка выходит на родительскую сессию, в которой уже определена данная работающая переменная. Также можно убедиться в отсутствии данной переменной в окружении, сделав ту же проверку:

Чтобы получить значение той или иной переменной, используется следующая конструкция:

Команда echo делает вывод введенной строки как аргумента. Но, в данном случае применяется знак $ , в совокупности с ключом переменной, который возвращает ее значение.

Создание переменной окружения

Чтобы обернуть созданную переменную оболочки в переменную окружения, можно ее экспортировать:

Если создать новую дочернюю сессию, то можно увидеть, что в ней также существует эта переменная:

Дочерний процесс принял переменную, созданную предыдущей сессией. Также можно попробовать определить переменную в текущем процессе и проверить ее наличие в родительском:

Переменные окружения проходят только в дочерние процессы. Переменная NEW_VAR была определена в дочернем окружении переменных. Она была бы также доступна любым другим дочерним сессиям от этой текущей. Вернувшись обратно — в основную сессию, — через команду exit , предыдущее окружение вместе с этой переменной было стерто.

Отвязка переменный

На данный момент переменная TEST_VAR находится в окружении. По необходимости можно делать отвязку переменных.

Теперь, если посмотреть в окружение, то удаленная переменная там будет отсутствовать.

При этом она до сих пор существует в переменной оболочки:

Если возникает потребность окончательно сделать отвязку переменной из оболочки и окружения, то можно применить команду unset :

Проверить результат команды можно с помощью echo :

Отсутствует какое-либо возвращаемое значение, потому что переменная была отвязана.

Установка переменных окружения по логину

Как упоминалось выше, множество программ используют переменные окружения, чтобы решать, как конкретно производить операции. И вместо того, чтобы каждый раз делать вручную определение всех переменных, лучше определять переменные автоматически.

На самом деле, это более сложная проблема, чем кажется сперва, поскольку различные конфигурационные файлы, которые bash читает при запуске — и это зависит от того, как все запущено.

Различие между логин, не-логин, интерактивной и не-интерактивной сессией оболочки

Bash оболочка читает различные конфигурационные файлы в зависимости от того, какая сессия запущена.

Логин-сессия оболочки запускается по аутентификации пользователя. Если пользователь входит в сессию терминала или через SSH и аутентифицируется, тогда эта сессия оболочки будет определена как логин-оболочка.

Если начинается новая сессия bash-оболочки в пределах аутентифицированной сессии, подобно вызову команды bash из консоли, тогда такая оболочка определяется без логина и сразу запускается.

Помимо этих типов сессий, существуют интерактивный и не-интерактивный подход. Первый прикрепляется к терминалу, второй же — наоборот.

Таким образом сессии оболочки могут различаться по этим двум типам.

Обычная сессия, начинающаяся с SSH, обычно является интерактивной оболочкой с логином. Скрипты, запускающиеся из командной строки, обычно являют собой не-интерактивной и не-логин оболочкой. Терминальная сессия может быть составлена из любых комбинаций этих двух свойств.

В независимости от того, какая сессия определена как логин или не-логин, существуют некоторые заявления, по которым происходит инициализация сессии оболочки.

Логин сессия при запуске в первую очередь будет читать конфигурационные заявления из файла /etc/profile . Затем она будет смотреть данные в первом конфигурационном файле и пользовательской домашней директории, чтобы получить особые настройки пользователя.

Читаются исключительно файлы, которые располагаются в

В не-логин сессии оболочка читает файл /etc/bash.bashrc и пользовательский

/.bashrc файл для построения своего окружения.

Не-интерактивные оболочки читают переменную окружения под названием BASH_ENV и читают указанный файл, чтобы определить новое окружение.

Реализация переменных окружения

Как можно увидеть выше, существуют различные отдельные файлы для настроек.

Это обеспечивает гибкость, которая может помочь в особых ситуациях, где будут необходимы конкретные настройки для логин и не-логин оболочки. Хотя, обычно, настройки одинаковы в обоих ситуациях.

Большинство Linux-дистрибутивов производят конфигурацию файлов к источнику не-залогиненых конфигурационных файлов. Это значит, что можно определять окружение переменных внутри них. И они будут прочитаны в обоих случаях.

Обычно в конфигурациях указываются особые переменные окружения для пользовательских нужд. Эти настройки указываются в

Внутри этого файла будет уже содержаться определенные данные. Большинство из определений нужны для настройки bash-опций, которые мало связаны с окружением переменных. Переменные внутри файла устанавливаются так же, как и в командной оболочке:

Любое новое окружение переменных может быть добавленно в этот файл. Желательно добавлять новые данные в конец файла — это позволит быстрее их найти в случае, если нужно что-либо изменить. При следующем запуске оболочки, после изменения этого файла, указанные переменные будут прочитаны и пропущены в окружение оболочки. Возможно также и текущую сессию обновить, прочитав файл, введя следующую команду:

Если необходимо установить системные переменные, то можно добавить их в /etc/profile , /etc/bash.bashrc или /etc/environment .

Заключение

Переменные окружения и оболочки всегда представляются в сессиях оболочки и могут быть довольно полезными. Они являются интересным способом установки конфигурационных деталей родительских процессов для их дочерних, а также позволяют удобно производить настройку через внешние файлы.

Существуют различные сценарии, по которым необходимо читать окружение на системе. Эти инструменты и приемы должны дать хорошее основание для создания этих изменений и корректное их использование.

Читайте также: