Топ игр на виндовс 95

Обновлено: 07.07.2024

Если вы любите старые квесты от Sierra, LucasArts и не только – рекомендую первым делом сходить и посмотреть, нет ли нужной вам игры в списке поддерживаемых ScummVM или ResidualVM.

Если есть пометка “Good” или “Excellent” – то качайте без проблем, но учтите, что не всегда поддерживаются пиратские русификации игры (для фанатов лицензионной чистоты поясню – официальных локализацией для множества старых игр не существует, а пиратские порой были на высоте).

Данные программы – эдакие альтернативные интерпретаторы игровых квестовых движков.

ScummVM изначально заточенный под квесты от LucasArts, но позже в него была добавлена поддержка других квестов, вроде The Neverhood, Toonstruck и многих других. ResidualVM же изначально писался для запуска Grim Fandango.

Реализация обоих портов есть под разные ОС, в том числе Windows, Linux,Mac OS X, Android и другие. Исходный код открыт.

Игры под MS-DOS

Source-порты

Первым делом для выбранной вами игры рекомендую поискать source-port. К ним относятся проекты двух видов:

  1. Автор игры открыл исходный код игры, и фанаты его портировали на другие ОС, часто попутное улучшая его, например, добавляя поддержку высоких разрешений, полигональных моделей, более удобное управление и т.п. Пример – порты Doom, Quake, Duke Nukem 3D и т.п.
  2. Программисты-фанаты игры самостоятельно разобрали исполняемый файл и ресурсы игры, воссоздав движок игры с нуля, никто им ничего не давал. Такие продукты формально нельзя назвать source-портом, т.к. собственно “source” (исходный код) оригинала в них не фигурирует. Но на практике их всё равно называют так, ибо проще. Пример: OpenXcom.
  1. Сайт Games Revival – периодически обновляется силами сообщества, на нём собрана информация про 300+ портов к почти 150 играм.
  2. В любой поисковой системе набрать “[название игры] source port” и надеяться на позитивный исход.

DosBox

Самый универсальный вариант – эмулятор DOS’а под названием DosBox. Он лучше, чем просто виртуальная машина, потому что как правило работает быстрее и заточен именно под эмуляцию игр. Но официальную версию 0.74 брать не рекомендую – та обновлялась последний раз в 2010 году.

Лучше используйте DOSBox SVN Daum – свежайшую сборку с последними патчами. Она работает стабильнее, заметно быстрее (захотите запустить шутеры 1995 года и старше – почувствуете колоссальную разницу), у неё лучше с совместимостью, есть возможность управлять эмуляцией через менюшки, есть поддержка эмуляции трёхмерного ускорителя Voodoo (эмуляция Glide API), эмуляция сетевой карты, MIDI-синтезатора Roland MT-32… Короче, эта версия – правильный выбор.

Игры под Windows 3.1

Если игра 16-битная, она не запустится под 64-битной версия ОС. Но можно ведь запустить Windows 3.1 в DosBox! Существуют и готовые сборки этого добра, например – от коллектива old-games. Наверняка есть и другие, но я не встречал.

Игры под Windows 95 и выше

Здесь я считаю, что у вас на компьютере установлена Windows 7 или старше. Если вы гордый владелец Mac OS X или Linux, то последующие советы вам вряд ли помогут. Но всё равно рекомендую посмотреть, мало ли.

С поддержкой только Glide (Voodoo)

Самая большая в плане проблемности ситуация – встретить игру, которая либо запускается только на видеокарте Voodoo/Voodoo 2, либо только с ними показывает нормальную картинку. Варианта тут два:

  1. Использовать Glide-wrapper – транслятор Glide инструкций для видеокарты в OpenGL/Direct3D. Поддержка далеко не 100% игр, может сказываться на производительности. И тем не менее, далеко не самый плохой вариант. Инструкция по эмуляторам Glide.
  2. Купить Voodoo/Voodoo 2! Сегодня вполне можно купить эти карточки, причем не только на аукционах – их вполне можно найти в специализированных магазинах по цене в 300-500 рублей. Для этого конечно нужен компьютер с PCI-слотом (а то и с двумя, если хотите использовать две Voodoo 2 в SLI-режиме), но оно того стоит. Есть фанатские драйвера для Windows XP, которые подходят к Windows 7 (возможно и к 8, не проверял). Сайт с драйверами.

Без необходимости использовать Glide (Voodoo)

Здесь есть надежда, что игра просто запустится, что бывает довольно часто. Если же нет…

Source-порты

Патчи от фанатов

Режим совместимости

Правый клик по ярлыку к программе -> свойства -> вкладка “совместимость”. Далее выбрать старую ОС и/или попробовать поиграться с чекбоксами вроде “отключить композицию рабочего стола”. Многие игнорируют эту возможность, а ведь ряд игр так вполне можно запустить. Тот же Drakan: Order of the Flame в режиме совместимости под Windows 7 у меня работает стабильнее, чем под Windows XP.

DxWnd

Утилита, решающая многие проблемы путём подмены DirectX-вызовов на свои. Может помочь игрушкам, написанным под Direct X версия с 1 по 7ю. Может работать как замедлялка, решает проблему с играми, работающими в 256-цветном режиме (например, StarCraft или Diablo 2), позволяет запустить в окне игры, работающие только в полноэкранном режиме и т.п. Но может и неплохо просаживать производительность, так что с настройками стоит экспериментировать. Есть открытые исходники.

Оригинальная версия.
Версия с патчами от old-games — для каких то игр может подойти лучше, для каких-то хуже, так что пробуйте обе версии.

Патчи для поддержки широкоформатных режимов

Ряд старых игр работает на современных ПК без проблем, но не поддерживают режимы экрана с пропорциями, отличными от 4:3 – или просто не позволяют их выставить, или искажают пропорции картинки в этих режимах (например, персонажи превращаются в толстеньких карликов). Как правило, такую проблему можно решить, покопавшись в исполняемом файле игры, даже не имея исходного кода. Здесь рекомендую сайт Widescreen Gaming Forum, ни разу меня он не подводил, когда я искал подобные патчи.

Виртуальные машины

  1. Серьёзная потеря производительности.
  2. Отсутствие нормального трёхмерного ускорения при установке ОС ниже Windows XP

Windows XP

Если вы являетесь счастливым обладателем этой ОС – то, во-первых, вы не получите проблем со старыми играми использующими 256-режим, да и ряд старых игр под Windows запустятся без проблем.

А во-вторых, вы можете напрямую запускать DOS-игры (если у вас 32-битная версия ОС). В этом случае рекомендую установить утилиту VDMSound Project. Она улучшает эмуляцию звуковой карты и вообще является крайне полезной альтернативой для DosBox. Но для более поздних ОС не подходит.

Консольные игры и игры с IBM-PC-НЕСОВМЕСТИМЫХ компьютеров

Тут всё обычно просто и приятно: скачиваем эмулятор, образ картриджа/дискеты с игрой, запускаем первое и загружаем в него второе. Иногда так же придётся скачивать BIOS (обход ограничений на авторское право со стороны разработчиков) и плагины (когда эмулятор является ядром, а для видео/аудио/IO-подсистем код пишется отдельно).

Большинство консолей до 4го поколения включительно (до Sega Mega Drive включительно) И ранних 8/16 битные ПК эмулируется практически идеально. Так что если вы фанат Famicom, Atari 2600 или ZX Spectrum – всё пойдёт просто прекрасно.

Консоли 5го поколения (например Sony PlayStation или Nintendo 64) эмулируются как правило хорошо, но не без исключений.

Эмуляция консолей 6 и последующих поколей скорее исключение, чем правило (Sony PlayStation 2, например, эмулируется более-менее прилично, только компьютер нужен мощный; Xbox – практически никак ).

Большинство эмуляторов и плагинов можно найти тут.
Отдельно стоит отметить эмулятор «всё в одном» RetroArch, который содержит пачку эмуляторов под одной оболочкой. Правда, на мой вкус, он настраивается сложнее других, узкоспециализированных эмуляторов. Зато на данный момент это быстрейший и совместимейший эмулятор PS1 под Android.

Нашли ошибку в советах или инструкциях? Знаете ещё какой-то способ? Пишите в личку или в комментарии, пост будет дополнен.

Fallout

Сюжет игры повествует о похождениях Выходца из Убежища — жителя подземного бункера, которому было поручено в течение 150 дней найти водный чип и доставить его в своё убежище, чтобы спасти жителей от нехватки воды. Игрок может свободно перемещаться по карте мира, посещать игровые локации, выполнять различные задания и сражаться с враждебными существами.

Положительно встреченная критиками, игра положила начало серии Fallout. Среди достоинств игры обозреватели выделяли инновационный сеттинг, открытость игрового мира и реалистичность игрового процесса. В течение нескольких лет Fallout фигурировала в списках лучших игр от различных игровых изданий.

Commandos: Behind Enemy Lines

Действие происходит во времена Второй мировой войны. Игроку предстоит, командуя отрядом диверсантов, пройти 20 миссий, для чего в каждой из них предстоит выполнить определённые задания. Эти задания могут быть очень разнообразны — от уничтожения вражеских объектов или техники до спасения союзников из плена или ликвидации вражеского группенфюрера. Всего в отряде 6 постоянных человек, но во всех миссиях, за исключением последней, принимает участие только его часть. Для успешного выполнения заданий необходимо применять различное оружие, в некоторых случаях представляется возможным захватить вражескую технику. Дислокация миссий так же весьма разнообразна — от Норвегии до Северной Африки. Задачу усложняет то, что враги имеют подавляющее численное превосходство, а в случае гибели хотя бы одного из наших бойцов миссия будет провалена.

Delta Force

Релиз игры состоялся 1 ноября 1998 года. На русский язык игра официально переведена не была (существует неофициальный перевод от студии 7Wolf).

В игре 40 боевых миссий объединены в 5 кампаний: Перу, Чад, Индонезия, Узбекистан и Новая земля. Все миссии в игре проходят под открытым небом, на природе, что даёт игроку свободу действий и выбора тактики. Задания в каждой миссии разные: уничтожение незаконных вооружённых формирований и боевой техники, освобождение заложников и даже перехват ядерных боеголовок.

Age of Empires

Игрок управляет одной из двенадцати наций, переходя в разные «века». Игра начинается с каменного века, затем можно перейти в век земледелия, бронзовый век и железный век. Игрок управляет юнитами, которые могут атаковать, строить здания, собирать ресурсы. В игре существуют 4 типа ресурсов: золото, камень, древесина и пища. Дерево требуется для постройки зданий, кораблей, ферм и для тренировки лучников. Камень используется для строительства башен и стен. Пища нужна для большинства юнитов и технологий. Золото нужно для более поздних технологий и юнитов.

SimCity 2000

Главное внешнее отличие SimCity 2000 от своего предшественника SimCity — изометрическая проекция города. Здания стали более наглядными и детализированными — никаких больше «FD» и «PD» на крышах построек — около пожарного участка теперь можно разглядеть пожарные машины, а на здании участка полиции — значок правоохранительных органов. Помимо этого в игре увеличилось разнообразие зданий, появились новые постройки (метро, госпитали, зоопарки), добавлена опция присвоения строениям названий. Строящийся город стал окружен другими городами, с которыми можно вести выгодную торговлю.

StarCraft

Культовая компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная и выпущенная компанией Blizzard Entertainment в 1998 году. Одним из важнейших новшеств игры является радикальное различие между воюющими сторонами при полном соблюдении баланса сил. StarCraft — одна из первых стратегий в реальном времени, в которой каждая сторона отличается не только внешним видом, но и характеристиками своих представителей, а также общей стратегией боя. Стороны конфликта представлены тремя игровыми расами: терраны, протоссы и зерги.


Quake — культовая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная Id Software и выпущенная 22 июля 1996 года. Перед официальным релизом полной версии игры, а именно 24 февраля 1996 года была выпущена технологическая демо-версия игры под названием QTest. В ней не было поддержки одиночного режима игры, и часть геймплея была .

Z The Game (1996)


Настоящая олдскульная классика выбирается из своего подполья на современные компьютеры - переиздание одной из замечательных представительниц стратегического жанра игра "Z". Z - довольно быстрая, забавная, безумная игра стратегия с примесью экшена, полностью пересмотревшая все правила и основы жанра. Абсолютно бескровная, но о войне. Без с .

Tibia Online Тибия Онлайн (1996)


Tibia — компьютерная игра в жанре MMORPG. Эта игра берет начало в далеком 1995 году, и является одной из первых в своем жанре! Игра выполнена в формате 2D, что ее не только не ухудшает, а на оборот, придает свой неповторимый шарм. Кроме того, свободе, которая предоставляется вам в игре, может позавидовать огромное количество не только 2D .

DX-Ball Arkanoid (1996)


Самая лучшая игра. Помню, каждый день играл, на старом-то компе) DX-Ball — бесплатная компьютерная игра созданная в 1996 году Майклом П. Вельчем. Игра является обновленной версией более ранней игры Megaball, классическим образцом игр подобных Breakout и Arkanoid. Игра стала культовой в Windows среди бесплатных компьютерных игр конца 90-х .

Год выпуска: 1996-1997
Жанр: Логические, аркады
Разработчик: Michael P.Wich
Издательство: Michael P.Wich Inc
Язык интерфейса: Английский
Платформа: PC
Операционная система: MS-DOS | Microsoft Windows 95, 98, ME, 2000, XP, Vista, 7
Процессор: Intel Pentium 2 233 МГц
Оперативная память: 1 Мб
Место на жестком диске: 8 Мб

Down in the dumps (1996)


В Down in the Dumps вы правите чокнутой семьей инопланетян. Они желают поехать на выходные на иную планету, но злобные инопланетяне подбили их корабль, и они оказались на земле. Вашей задачей является починить их корабль.

Orion Burger (1996)


Межгалактическая сеть ресторанов Orion Burger в один прекрасный день обнаруживает, что на Земле можно добыть чуток протеина для прокорма посетителей. Но, не тут-то было. Чтобы полакомиться человечеством, придётся доказать, что людишки не обладают интеллектом и годятся только на сосиски. Нашего героя, Уилбура Ваффлемайера забирают на хар .

Год выпуска: 1996
Жанр: Adventure
Разработчик: Sanctuary Woods
Издательство: Sanctuary Woods
Сайт разработчика: n/a
Язык интерфейса: Eng
Платформа: PC Процессор 486 33 Mhz, Память 8 Mb, Видеокарта SVGA
Место на жестком диске: - 552 МБ

Дилогия Earthworm Jim (1996)


Год выпуска: 1996
Жанр: Arcade (Platform)
Разработчик: Shiny Entertainment и Rainbow Arts Software
Издательство: Playmates Interactive Entertainment
Сайт разработчика: Уже не существует
Язык интерфейса: Английский
Платформа: PC

HIND: The Russian Combat Helicopter Simulation (1996)


Игра той же серии, что и АПАЧ (1995 г. вып.). Интерфейс и файловая структура игры те же. Отличительной особенностью игры является то, что, собственно, вы летаете на нашей отечественной технике (аналогичный случай по самолетам - Су-27 Фланкер). Здесь реализован уникальный вариант управления - как бы сразу за двоих членов экипажа. Можно смо .

Год выпуска: 1996
Жанр: Simulator
Разработчик: Digital Integration
Издательство: Interactive Magic
Язык интерфейса: только английский
Платформа: PC PC, Pentium 120, Windows 95, 98, 16 Mb RAM, 4 Mb Video

Монти Пайтон и Поиски Святого Грааля / Monty Python & the Quest for the Holy Grail (1996)


Англия. 932 год. Англия переживает нелегкие времена(что в общем-то для Англии свойственно). Отважный король Артур отправляется по настаянию божьему на поиски чаши Святого Грааля. Вам предстоит пройти Англию в поисках отважных рыцарей, готовых присоеденится к вашим поискам. Фантастически идиотское и забавное путешествие по древней Англии. .

Batman Forever: The Arcade Game (1996)


Неплохая игра с нормальной графикой по тем временам в каторой вам предстоит играть бэтманом игра нетребует эмулятора также возможно играть в двоем на одном компьютере.

Arcade America (1996)


На карте среди других типично американских городишек с типично же американским образом жизни притаился один особенный - особенный тем, что именно там проживает добродушный толстяк Джоуи бок о бок с весьма необычными соседями - монстрами, которые только на лицо ужасные, а на самом деле - его лучшие друзья. В один прекрасный вечер (надо ска .

The Lost Files of Sherlock Holmes: The Case of the Rose Tattoo / Шерлок Холмс: Дело о татуированной розе (1996)


Лондон, 1889 год. Старая добрая Англия. Шерлок Холмс получает от своего брата Майкрофта записку с просьбой немедленно встретиться в клубе "Диоген" по важному делу. Встреча, однако ж, так и не состоялась: на глазах у сыщика клуб сотряс мощный взрыв. Один из посетителей погиб, а Майкрофта в тяжелом состоянии отправили в госпиталь. Странное .

Toonstruck (1996)


Знаменитый американский киноактер Кристофер Ллойд на этот раз выступает в роли художника-мультипликатора, который однажды ночью. Однажды ночью он сидел у себя в студии и рисовал новых героев для своего очередного мультика. Что-то не ладилось, как вдруг мультяшки ожили и затащили его в свой мультипликационный мир. А там творится натураль .

Год выпуска: 1996
Жанр: Приключение
Разработчик: Burst
Издательство: Virgin Interactive Entertainment
Язык интерфейса: Русский
Платформа: Windows Win95/98/XP; IBM PC 486/66; 16 Мб памяти; 30 Mb свободного места на жестком диске

The Elder Scrolls Chapter II: Daggerfall (1996)


The Elder Scrolls II: Daggerfall (дословно: Древние Свитки, Глава II: Даггерфолл) — компьютерная ролевая игра от первого лица для DOS, разработанная Bethesda Softworks и выпущенная в 1996 году.

Год выпуска: 1996
Жанр: CRPG
Разработчик: Bethesda Softworks
Издательство: Bethesda Softworks
Язык интерфейса: только английский
Платформа: PC 486DX2 66 МГц, 8MB ОЗУ, 50MB HDD, видеокарта, CD-ROM

M.A.X.: Mechanized Assault and Exploration (1996)


M.A.X. - это стратегическая игра, в пошаговом (turn-based) и смешанном (simultaneous) режиме. В вашем распоряжении будет 3 рода войск - наземные (танки, САУ, разведчики, пехота, ракетницы и т.п.), воздушные (истребители, штурмовики, АВАКсы, транспортники) и военно-морские силы (ракетные и артелерийские крейсера, подлодки и т.п.). Впрочем, .

Год выпуска: 1996
Жанр: Strategy (Turn-based) / Top-down
Разработчик: Interplay Productions
Издательство: Interplay Productions
Язык интерфейса: только русский

Этот текст — переложение нашего видеовыпуска по этой же теме. Поэтому, если вам больше нравится материал с видеорядом и большим количеством титров и картинок, то видео на канале для вас.

Ну, а мы продолжим.

Windows третьей редакции стала популярной как операционная система, и хотя её и называют операционной оболочкой, но в первой половине 90-х для неё успел сложиться свой рынок и своя ниша. Активно издавались программы начиная от скринсейверов и офисных до проектировочных и графических редакторов. Старые версии получали более удобные и универсальные оконные интерфейсы. Все устройства и настройки системы можно было контролировать через единое меню. Появился рабочий стол, окна, выпадающие менюшки и ограниченная многозадачность. Под DOS ничего этого не было.

Разумеется, игры там тоже были. Но за Windows закрепилась слава платформы с казуальными, несложными играми. Какими-нибудь квестами или простыми аркадами. Или там каким-нибудь мультимедийными проектами, где много видео, картинок, озвучки, но игры были несерьёзными. Тем не менее 16-битных Windows-приложений вышло достаточно много. И хотя для комфортной работы в трёшке, для отрисовки окон и меню требовалась быстрая видеокарта, сам он не поспевал за прогрессом. По крайней мере в том, что касалось игр.

Но что её закончило? Выход Windows 95. Полноценной 32-битной операционной системы, в которой разработчики попытались разрешить имевшиеся недостатки, и повернуться лицом к геймерам и создателям видеоигр.

Но здесь не всё так просто — ещё в 93-м году Microsoft уже выпустили одну 32-битную операционную систему. И это Windows NT 3.1 или New Technology, построенная на обломках совместной стройки с IBM, то есть работы над OS/2. Которая также вышла, но без участия Microsoft. NT имела мало общего с простым Windows, уже не зависела от DOS, могла работать на нескольких архитектурах, типа MIPS и Power PC, не замыкаясь на x86, но при этом была совместима с имеющимися программами. Так почему люди знают о ней лишь из надписей вроде «эта программа не запускается на Windows NT»?

Она была не совсем народной — в системных требованиях стоял процессор 386-25 мгц и 12 мегабайт памяти, а рекомендавался 486 и 16 мегабайт, в то время как у многих на 93 год не было и половины. Поддержка устройств была мутной – понять будет ли работать звук, видео и периферия иногда было тяжело, ведь почти никто не писал ничего про Windows NT. Тоже было и с портами программ. В ней однозначно были плюсы — настоящая многозадачность, поддержка DOS, Windows и OS/2-программ, повышенная безопасность, но ОС была сырой и сделанной на скорую руку. Поэтому об NT заговорили лишь после появления 95-го, когда появились версии 3.5 и более поздние, в последствии эволюционировавшие в Windows 2000 и XP.

95-й не был уникален в своём исполнении — рабочий стол с иконками, многозадачность и многоконность появилась в прошлых версиях Windows на ПК, и даже раньше на других системах — Макинтош, Амига, Атари СТ, Акорн Архимидес. Возможно, сначала всё было не столь прилизано, но к началу 90-х их смогли обкатать.

Да даже сама IBM успела сделать свою OS/2 нормальной операционной системой за семь лет. И несколько лет уже как появились Debian и Slackware – дистрибутивы Linux, где вы могли получить те же окна, меню и рабочий стол. Но Microsoft не только совершенствовали свой продукт, но и умели его рекламировать и поддержать. И даже до появления многие знали, что такое Чикаго — кодовое название 95-го.

Windows 95, который должен был новый виток в технологиях, поступил в продажу 24 августа 1995 года. Старый виток, в виде NES ушёл на покой за 10 дней до этого. Не стоит говорить, что премьера была обставлена помпезно. Вышел бесплатный номер газеты London Times, посвящённый этому событию, другие публикации уделяли ему специальные выпуски, герои сериала «Друзья» сняли рекламный фильм, а музыкальную тему — Start Me Up взяли у Rolling Stones. А для живой презентации вместе с Биллом Гейтсом на сцену поднялся Джей Лино, шутник, озорник, и ведущий вечернего шоу на американском ТВ. Не услышать о Windows 95 мог только глухой, но и им бы тоже растолковали.

Цена нового продукта составляла 90 долларов, и он поставлялся на компакт-диске, который включал как и большой набор драйверов устройств, так и дополнительных материалов. Но также был вариант для компьютеров без него на 13 дискетах, а позже в два раза больше. И версии были не идентичными, и если вы хотели получить ещё немного из того, что осталось для владельцев CD, то могли выписать себе дополнительный набор CD Extras ещё на пяти дискетах. Можно представить себе удовольствие от такой установки.

Новая операционная система просила для работы процессор 386DX частотой 20 МГц и выше, 4 мегабайта оперативной памяти, 70 мегабайт на жёстком диске, видеокарту стандарта VGA. Такая конфигурация 5-летней давности. Но это были минимальные требования и на такой системе тормозили не то, что игры, а сама ось и рассчитывать на работу в серьёзных приложениях и адекватное время загрузки не следовало. Windows 95 лучше распоряжался доступными ресурсами, и вы даже могли запустить Ворд и Эксель на такой минимальной конфигурации, но скорость работы была удручающей. Если конечно ваша задача не просто создавать её видимость. Хотя для работы в блокноте этого могло и хватить.

Адекватные же минимальные требования были: 486 процессор с частотой в 33 МГц, хотя бы 8 мегабайт памяти и опять же быстрая видеокарта. Не обязательно ускоритель, но и не старьё на шине ISA. Понятно, что не все могли выполнить переход на 95 с DOS и Win3 без апгрейда системы или полной её замены. Ну, и это минимальные требования, не оптимальные для работы, многозадачности, интернета и игр. Для этого уже нужен был Пентиум и 16 мегабайт памяти. Кстати, ни Internet Explorer ни других браузеров в комплекте изначально не было. Впрочем, время шло, цены падали и 8 Мб памяти в 96-м стояли уже 200 долларов.

Но какие эксклюзивы получали геймеры, которые покупали себе новую операционную систему при её релизе?

Программа DTF.exe выполнила недопустимую операцию и будет закрыта

Microsoft выпускало жизнеутверждающие рекламки, где говорили, что 95 – это и для игроков и для игр. Но похоже, что при грандиозном запуске не было игровых программ, сделанных специально для новой версии ОС. Король остался без свиты, если не считать Сапёра и пасьянс Косынку, но эти игры были в версии 3, и прямо скажем, слабо вязались с технологической революцией. Однако, на диске глубоко в папке с дополнительными материалами, была также засунута и игра Hover.

В ней вы управляете ховеркрафтом с видом от первого лица, и гоняете по трёхмерным лабиринтам как в шутерах. Только здесь есть разгон и инерция, и всё скорее напоминает о гонках. По картам валяются бонусы типа возможности прыгать или защиты. И стрелять тоже нельзя — только толкаться, соперничество довольно мирное. А цель сводится к захвату вражеских флагов, которые появляются тут и там на карте, пока этого не сделали боты. И хотя это не шедевр, но куда лучше показывает возможности платформы — быстрое 3D в окне с детальными текстурами, настройки из выпадающих меню, отзывчивое управление и даже мультиплеер.

Вскоре Microsoft выпустили Windows 95 Plus! — что-то вроде премиального набора программ, утилит и всего прочего в отдельной коробке. Стоял он немало — 50 долларов. Там была первая версия браузера Internet Explorer, разные полезные и не очень вещи, шрифты, темы для кастомизации рабочего стола. Не так много контента — 32 мегабайта. И среди этого нашлось место и для игры. И вы с большой вероятности про неё знаете.

Это знакомый почти всем пользователям Windows со стажем пинбол. Да, это тот самый Звёздный Кадёт. Позднее он будет включён в состав других версий Windows, но здесь он как бы за деньги. Это обрезанная и даже в чём-то переписанная версия Full Tilt Pinball, где было три разных стола, а здесь лишь один. Это вполне обычный пинбол с двумерной графикой. И хотя так можно убить немного времени, это его явно не прорыв в технологиях или геймлпее. Но всё же какие игры первыми показали возможности системы?

Собственно, зачем гадать, когда есть диски, которые MS сама раздавала во время релиза 95. Что-то вроде презентации и каталога имеющихся или готовящихся к выходу приложений. Открываем этот диск, находим там раздел «развлечения» и получаем целых четыре игры: Microsoft Golf 2, Microsoft Arcade, и The Magic School Bus, но это скорее просто игры для Windows 3.1. Единственное, что обещает прочуствовать всю мощь 32 бит — это Fury3.

Эта игра вышла чуть ранее ещё на лейбле Microsoft Home, где издаавалась всякая Multimedia, но у неё имелся отдельный Windows 95 релиз. Это по сути продолжение Terminal Velocity, одной из первых по-настоящему быстрых 3д-экшенов. Fury3 имеет новый набор уровней, моделек врагов, текстур и прочего, но по сути точно такая же игра. Она сочетает полёты на поверхностях планет, коридорам и битвы с боссами. Это не симулятор, здесь нет инерции, запаса горючего, здесь нельзя разбиться. Фокус на быстрых полётах, стрельбе из кучи видов оружие и кучи противников. Кстати, вполне запускается на современных версиях Windows.

А что другие? Переход произошёл не сразу — многие хиты и технологичные игры того времени оставались DOS-приложениями. Command&Conquer, Warcraft II, Quake, Duke Nukem 3D, Tomb Raider, Daggerfall – все они появились в виде DOS-приложений. Почему программисты предпочитали DOS? Потому что хоть он и был однозадачным, и ограниченным, и требовал костылей для работы с памятью и новыми процессорами, но он потреблял мало ресурсов и позволял программе напрямую общаться с железом. Что позволяло достигать высокой производительности, а с Windows это было гораздо сложнее, потому что добавлялся новый слой, который надо было работать или как-то обходить.

По легенде причиной создания direct x стало именно фиаско с WinG. В 94 появился мультфильм Король-Лев, который собрал огромную кассу. Дисней решили закрепить успех и выпустить игры по мотивам его событий. Кстати, это был их первый продукт на компакт-диске. И всё вроде ничего — Lion King Animated Storybook сделали менее чем за полгода, использовали кадры анимации из фильма, оригинальный сценарий, и игра была готова в Ноябре, как раз к рождеству 94-го года. За это время на одних лишь игрушках по лицензии фильма дисней заработал 214 миллионов долларов и дисней потратили несколько миллионов на раскрутку проекта. Но в последующие недели на телефон службы поддержки обрушился вал звонков. И большая их часть касалась неработы игры Lion King.

Симба смеётся над детьми, у которых не работает игра.

Кстати, Microsoft изначально не одобрили проект, не посчитав его важным, и трое разработчиков работали над ним буквально в обстановке секретности, опрашивая создателей игр как можно улучшить ситуацию. В основном они говорили, что Windows слишком прожорливый и неповоротливый по сравнению с DOS, и нужно сделать так, чтобы они имели опять же прямой доступ к железу и операционная система им при этом не мешала и не ела ресурсы. В апреле 95, рядом с ежегодной конференции разработчиков игр, трое представили бета версию Direct X. Она работала только на видеокарте ATI Mach 64, и диски с ней напечатали в последний момент, за считанные часы до мероприятия. Но даже в таких условиях они сумели убедить часть аудитории в том, что избушка MS будет повёрнуто к их лицу передом. Позже они обратились в id и Origin, чтобы те поддержали инициативу и из Origin в Microsoft отправили команду работать специально над портированием.

Самый первый комплект разработки, ещё без названия DirectX

Компоненты назывались DirectDraw, DirectInput и DirectSound. Имелось в виду, что разработчики получают прямой доступ к железу, миную слои абстракции — прямой доступ к видео, звуку и контроллерам. DirectSound была создана Джоном Майзлом, автор Miles Sound System, программа, которая использовалась во многих дос-играх для настройки звука, и потом портирована на Windows. DirectSound обеспечивал низкую задержку при работе со звуковой картой. Direct 3D появился потом и создавала его приобретённая MS компания. Хотя в планах было использовать проприетарные стандарты. Первая версия набора для разработки игр под DirectX появилась в сентябре 95-го. До этого игроделы работали с бетами.

Второй Direct X вышел 5 июня 96, а третий уже 15 сентября. С поддержкой Direct3d. Четвёртый планировали сделать также за несколько месяцев, но по воспоминаниям разработчика Крэйга Айслера, создатели чипов графики Cirrus Logic не смогли выпустить их вовремя, и поскольку изменения в новой версии касались во многом их, то было принято решение пропустить четвёртую ревизию и сказать, что ждите пятой летом 97. Что и случилось — 16 июля 97 и имела куда большую поддержку разработчиков игр, чем предыдущие.

Читайте также: