Windows ce mips что это

Обновлено: 05.07.2024

Windows Embedded Compact, ранее Windows Embedded CE и Windows CE, является подсемейством операционной системы, разработанным Microsoft в рамках семейства продуктов Windows Embedded. В отличие от Windows Embedded Standard, который основан на Microsoft Windows NT, Windows Embedded Compact использует другое гибридное ядро. Microsoft лицензирует Windows CE для производителей оригинального оборудования (OEM), которые могут модифицировать и создавать свои собственные пользовательские интерфейсы, предоставляя техническую основу.

Текущая версия Windows Embedded Compact поддерживает процессоры x86 и ARM (Advanced RISC Machine) с пакетом поддержки плат напрямую. Архитектуры MIPS (Microprocessor without Interlocked Pipeline Stages) и SHx имели поддержку до версии 7.0.

Содержание

Особенности

Windows CE оптимизирован для устройств с минимальной памятью (ядро Windows CE может работать с одним мегабайтом памяти [Источник 1] . С графическим интерфейсом (GWES) для работы Windows CE понадобится от 5 мегабайтов. Устройства часто не имеют дискового хранилища и могут быть сконструированы как «закрытая» система,без расширения конечного пользователя (например, его можно "зашить" в ROM). Начиная с версии 3 и далее система поддерживает 256 уровней приоритетов [1] и использует приоритетное наследование для обработки инверсии приоритетов. Windows CE предоставляет разработчикам приложений набор API, основанный на стандартном Win32 API и дополненный специализированным API для встраиваемых устройств.

Первая версия, известная во время разработки под кодовым названием «Pegasus», отличалась графическим интерфейсом Windows и рядом популярных приложений Microsoft, которые были урезаны для уменьшения объема памяти и скорости работы. С тех пор Windows CE превратилась в встроенную операционную систему реального времени. На базовой операционной системе Windows CE основаны многие платформы, включая Microsoft AutoPC, Pocket PC 2000, Pocket PC 2002, Windows Mobile 2003, Windows Mobile 2003 SE, Windows Mobile 5, Windows Mobile 6, Smartphone 2002, Smartphone 2003, Portable Media Center, Zune, Microsoft Windows Phone и многие промышленные устройства и встроенные системы.

Отличительной особенностью Windows CE по сравнению с другими операционными системами Microsoft является то, что большая ее часть предлагается в виде исходного кода. Во-первых, исходный код был предложен нескольким производителям, чтобы они могли настроить его на свое оборудование. Затем такие продукты, как Platform Builder (интегрированная среда для создания и интеграции образов ОС Windows CE или настраиваемые конфигурации операционных систем на основе CE) предлагали несколько компонентов в виде исходного кода для широкой публики.

История

Предшественник Microsoft Windows CE, различия и сходства

Первая версия Microsoft Windows CE, выпущенная в ноябре 1996 года, была «урезанной» версией настольной операционной системы Microsoft Windows 95.

При создании последующих версий группа разработчиков ОС Windows CE была в тесном взаимодействии с группой, создававшей настольную ОС Microsoft Windows NT, ведь ОС Windows CE изначально проектировалась так, чтобы она была совместимой с универсальными ОС семейства Windows. Поэтому изначально ядро и компоненты ОС Windows CE были в большой степени унифицированы с ядром и компонентами настольных ОС семейства Windows NT.

Примерно с 2000 года группа разработки ОС Windows CE перестала тесно взаимодействовать с разработчиками настольных ОС Windows NT. С тех пор ОС Windows CE развивалась самостоятельно, и современные версии ОС Windows CE сильно отличаются от современных версий настольных ОС семейства Windows NT, но при этом сохраняется программная совместимость с приложениями, основанными на Microsoft Win32 API (Application Programming Interface).

Анонс продукта

Windows Embedded Compact раньше называлась Windows CE. Согласно Microsoft, «CE» не является явной аббревиатурой чего-либо, хотя он подразумевает ряд понятий, которые разработчики Windows имели в виду, такие как «компактный», «соединяемый», «совместимый», «компаньон» и «эффективный». Название изменилось один раз в 2006 году, с выпуском Windows Embedded CE 6.0 и снова в 2011 году, с выпуском Embedded Compact 7.

Windows CE была первоначально анонсирована Microsoft на выставке COMDEX в 1996 году и была продемонстрирована на сцене Биллом Гейтсом и Джоном Макгилла. Microsoft начала тестирование Pegasus в начале 1995 года и выпустила строгую справочную платформу. Устройства должны были иметь следующие минимальные технические характеристики:

  • SH3, MIPS 3000 или MIPS 4000
  • Минимум 4 МБ ПЗУ
  • Минимум 2 МБ оперативной памяти с резервным источником питания, например батареей типа CR2032
  • Питание от двух батареек АА
  • Вес менее 1 фунта
  • Физическая клавиатура QWERTY, включая клавиши Ctrl, Alt и Shift
  • ЖК-дисплей 480x240 пикселей с четырьмя оттенками серого и двумя битами на пиксель с сенсорным экраном
  • Инфракрасный приемопередатчик
  • Серийный порт
  • Слот для ПК
  • Встроенный динамик

Microsoft извлекла уроки из отзывов потребителей Windows CE 1.0 и внесла много изменений в операционную систему. Меню «Пуск» представляло собой каскадное меню, идентичное меню Windows 95 и Windows NT 4.0. Также поддерживались цветные экраны, и производители стремились выпустить первый цветной H / PC. Первым на рынке, однако, был Hewlett Packard с HP 620LX. Windows CE 2.0 также поддерживает более широкий спектр архитектур процессоров. Программы можно также установить непосредственно в ОС, дважды щелкнув CAB-файлы. Из-за характера ПЗУ, содержащих операционную систему, пользователи не могли прошивать свои устройства с помощью новой операционной системы. Вместо этого производители выпустили обновления ROM, которые пользователи должны были физически установить на своих устройствах, после удаления предыдущей версии.

Поддержка и основные зависимости для клиента мобильного устройства Windows CE

Для управления устройствами Windows CE 4.2 при помощи Microsoft System Center Configuration Manager 2007 необходим клиент устройств SMS 2003 Device Management Feature Pack для PocketPC 2003. Этот клиент можно установить во время выполнения. Встроенный клиент для операционной системы Windows CE 4.2 отсутствует в инструменте Platform Builder. Для платформы Windows CE 4.2 предъявляются те же требования к зависимостям, что и для клиента Windows CE 5.x и Windows CE 6.x.

Клиенту мобильных устройств Microsoft System Center Configuration Manager 2007 требуется, чтобы в операционной системе Windows CE были установлены некоторые компоненты. Для запуска клиента мобильных устройств операционную систему Windows CE необходимо устанавливать со всеми перечисленными ниже зависимостями.

Образы Windows CE создаются для определенного оборудования и определенных целей при помощи инструмента Platform Builder. Инструмент Platform Builder — это интегрированная среда разработки (IDE) для создания встроенных пользовательских платформ операционной системы Windows CE. Инструмент позволяет разрабатывать, создавать, строить, тестировать и отлаживать образ Windows CE для устройств Windows CE.

Управление Microsoft System Center Configuration Manager 2007 в операционной системе Windows CE можно включить двумя способами. Лучше всего воспользоваться встроенным клиентом Platform Builder. Для этого просто добавьте версию клиента управления устройством, включенным в комплект Platform Builder 5.0, в образ операционной системы Windows CE 5.x устройства или в образ операционной системы Windows CE 6.x для комплекта Platform Builder 6.0. В результате в операционную систему будут встроены все зависимости для клиентского программного обеспечения, и в ней будет поддерживаться смешанный режим для устройств Windows CE 5.x или Windows CE 6.x. Использование встроенного клиента управления устройствами связано с двумя ограничениями:

  1. Встроенная версия инструмента Platform Builder клиента управления устройствами Configuration Manager 2007 не поддерживает основной режим. Шаблон "Enterprise Web Pad" в инструменте Platform Builder содержит все зависимости клиента мобильных устройств.
  2. Встроенный клиент Platform Builder отсутствует для устройств Windows CE 4.2.

Ниже приведен список элементов каталога Platform Builder, необходимых для того, чтобы в операционной системе Windows CE поддерживался клиент мобильных устройств Configuration Manager 2007.

Средства разработки

Visual Studio

Microsoft Visual Studio 2012, 2013 и 2015 поддерживают приложения и платформу Builder для Windows Embedded Compact 2013 [2] .

Pascal и Lazarus

Free Pascal представила порт CE в версии 2.2.0, ориентированный на архитектуры ARM и x86. Позднее файлы заголовков Windows CE были переведены для использования с Lazarus, пакетом программ RAD на основе Free Pascal. Приложения Windows CE разработаны и закодированы в интегрированной среде разработки Lazarus (IDE) и скомпилированы с помощью соответствующего кросс-компилятора [3] .

Platform Builder

Этот инструмент программирования используется для построения платформы (BSP + [[[Kernel]]), драйверов устройств, а также приложений. Это одноэтапная среда для запуска системы. Можно также использовать Platform Builder для экспорта SDK (набора для разработки программного обеспечения) для целевого микропроцессора (SuperH, x86, MIPS, ARM и т. д.), Который будет использоваться с другим ассоциированным набором инструментов, названным ниже.

Другие

Embedded Visual C ++ (eVC) - инструмент для разработки встроенных приложений для Windows CE. Он может использоваться автономно, используя SDK, экспортированный из Platform Builder, или с помощью установки Platform Manager Platform Manager.

GLBasic - очень простой в изучении и использовании язык BASIC, который компилируется для многих платформ, включая Windows CE и Windows Mobile. Он может быть расширен путем написания встроенного кода C / C ++.

LabVIEW - графический язык программирования, поддерживающий множество платформ, включая Windows CE.

AutoHotkey - порт программного обеспечения для создания и автоматизации макросов с открытым исходным кодом, доступного для Windows CE. Это позволяет создавать макросы и простые GUI-приложения, разработанные системным аналитиком Джонатаном Максианом Тимкангом.

Связь с Windows Mobile, Pocket PC и SmartPhone

Часто Windows CE, Windows Mobile и Pocket PC используются взаимозаменяемо, отчасти из-за их общего происхождения. Windows CE - это модульная / компонентная операционная система, которая служит основой для нескольких классов устройств. Некоторые из этих модулей являются подмножеством других компонентов (например, различные уровни поддержки окон, DCOM и COM), другие, которые являются отдельными (поддержка шрифтов Bitmap или TrueType). Можно купить комплект (Platform Builder), который содержит все эти компоненты и инструменты для разработки пользовательской платформы. Приложения, такие как Excel Mobile (ранее Pocket Excel), не являются частью этого набора.

Windows Mobile лучше всего описывается как подмножество платформ, основанных на подкреплении Windows CE. В настоящее время Pocket PC (теперь называемый Windows Mobile Classic), SmartPhone (Windows Mobile Standard) и Pocket PC Phone Edition (Windows Mobile Professional) являются тремя основными платформами под управлением Windows Mobile. Каждая платформа использует различные компоненты Windows CE, а также дополнительные функции и приложения, подходящие для соответствующих устройств.

Pocket PC и Windows Mobile являются настраиваемыми Microsoft платформами для общего использования КПК, состоящими из определенного набора минимальных профилей (Professional Edition, Premium Edition) программного обеспечения и аппаратного обеспечения. Правила изготовления устройства Pocket PC являются более строгими, чем правила для создания пользовательской платформы на базе Windows CE [4] . Определяющими характеристиками Pocket PC являются cенсорный экран в качестве основного устройства интерфейса пользователя и его небольшой размер.

Платформа SmartPhone - это многофункциональная ОС и интерфейс для мобильных телефонов. SmartPhone предлагает функциональные возможности для бизнес-пользователей, такие как электронная почта и мультимедийные возможности для потребителей. Устройства, на которых работает SmartPhone, не имеют сенсорного интерфейса.

Версии

Версии Изменения
1.0 Выпущена 16 ноября 1996 года [Источник 2] . Кодовое имя «Пегас» и «Алдер».

Устройства, названные «handheld PC» (H / PC) [5]
Не менее 4 МБ ROM
Не менее 2 МБ оперативной памяти RAM
Версия 1.01 (1.0a) - добавлена поддержка японского языка.

Устройства под названием «Palm-size PC»
Планирование детерминированных задач в режиме реального времени
Архитектуры: ARM, MIPS, PowerPC, StrongARM, SuperH и x86
цветные экраны
SSL 2.0 и SSL 3.0
Версия 2.11 (Palm-Size PC 1.1) - изменено разрешение экрана до QVGA, добавлено распознавание рукописного текста. Версия 2.11 (Palm-Size PC 1.2) - на основе ядра Windows CE H / PC 2.11, удален Pocket Office.
HandeldPC 2.11 версия (HandheldPC Professional) - добавлены небольшие версии Microsoft Access, улучшена поддержка форматов документов MS Office.

Основной перекодировщик, который заставил CE в реальном времени опуститься до микросекундного уровня
Основание для Pocket PC 2000, Handheld PC 2000, Pocket PC 2002 и Smartphone 2002
Приоритетные уровни были увеличены с 8 до 256
Объем хранилища объектов увеличен с 65 536 до 4,19 миллиона разрешенных объектов
Ограниченный доступ к критическим API или ограничение доступа на запись к частям реестра
Не поддерживается по состоянию на 9 октября 2007 г.

Добавлено автоматическое создание отчетов для производителей [6]
Direct3D Mobile, версия API мультимедиа [6] Microsoft DirectX для Microsoft Windows XP
DirectDraw для 2D-графики и DirectShow для поддержки оцифровки видео и видео [Источник 6]
Поддержка протокола удаленного рабочего стола (RDP)
В этой версии Wordpad также был устранен
Версия «Pro» содержит браузер Internet Explorer и проигрыватель Windows Media 9

Объем адресного пространства процесса увеличен с 32 МБ до 2 ГБ
Количество процессов было увеличено с 32 до 32 768
Возможны драйверы режима пользователя и режима ядра.
Физически управляемая память объемом 512 МБ
Device.exe, filesys.exe, GWES.exe были перемещены в режим ядра
Поддерживается до 10 апреля 2018 года.
Улучшена производительность системных вызовов

Поддержка многоядерных процессоров (SMP)
Система определения местоположения Wi-Fi
Поддержка Bluetooth 3.0 + HS
DLNA
Технология DRM
Протокол передачи мультимедиа
Windows Phone 7 IE с поддержкой Flash 10.1
Поддержка NDIS (Network Driver Interface Specification) 6.1
UX C ++ XAML API с использованием технологий, таких как Windows Presentation Foundation и Silverlight для привлекательных и функциональных пользовательских интерфейсов
Модернизированная графика на основе OpenGL ES 2.0
Усовершенствованный сенсорный ввод и ввод жестов
Поддержка ядра для физической памяти 3 ГБ и поддержки сборки ARMv7 (имеет поддержку для «x86, SH (только для автомобилей) и ARM».)
Поддерживается до 13 апреля 2021 года.

DHCPv6-клиент с конфигурацией с состоянием / без учета состояния [7] .
L2TP / Psec через IPv6 для подключения VPN.
Загрузка моментальных снимков [7] .
Улучшена поддержка привязки данных XAML и поддержка Expression Blend [7] .
Улучшения модели OOM от 7 [7] .
Поддерживается до 10 октября 2023 года.
Добавлен просмотр справки HTML [7] .

Компьютерные технологии все глубже и глубже проникают в жизнь людей. Сегодня многие не представляют своего существования без мобильного телефона или портативного цифрового музыкального проигрывателя. Никого не удивляет установленный на улице или в вестибюле метро банкомат с функцией выдачи наличных по кредитной карте, автомат для оплаты разнообразных услуг с возможностями погашения кредита, автомат для покупки билетов в кино или на концерт. Приемники кабельного или спутникового телевидения есть во многих квартирах. Цифровые фотокамеры вытесняют, по крайней мере, из любительской съемки пленочные. Что общее у всех этих устройств? Все они содержат внутри себя микропроцессор. Зачастую он достаточно производителен — всего несколько лет назад такая вычислительная мощность была мечтой большинства владельцев настольных компьютеров. Для «оживления» этого микропроцессора и выполнения необходимых функций часто используются операционная система с прикладной программой.
10—12 лет назад, на начальном этапе развития рынка встраиваемых интеллектуальных устройств, у производителя практически не было другого выхода, как под каждое новое устройства заново разрабатывать специализированную операционную систему, жестко интегрированную с прикладной задачей, отвечающей за выполнение тех или иных функций. Помимо временных затрат, такой подход требовал усилий большой команды высококвалифицированных разработчиков. Это, в свою очередь, оборачивалось высокой себестоимостью разработки и, следовательно, высокой стоимостью для конечного пользователя, что сильно ограничивало число потенциальных потребителей. Однако спрос на различные интеллектуальные устройства продолжал расти. Решением проблем стоимости и сроков разработки стало появление специализированных операционных систем, предназначенных для широкого спектра решений. Теперь разработчики смогли сосредоточиться на решении прикладных задач и реализации новых функций, необходимых потребителям.
Сегодня корпорация Microsoft предлагает производителям встраиваемых интеллектуальных устройств и разработчикам целое семейство операционных систем для некомпьютерных интеллектуальных устройств (см. рис. 1).

В это семейство входит несколько классических операционных систем с лицензионным ограничением на использование только во встраиваемых и некомпьютерных устройствах, две ОС широкого применения, ОС, ориентированная на вертикальный рынок, а также версии серверных ОС для создания специализированных сетевых серверов.
Microsoft Windows Embedded CE предназначена для мобильных устройств, терминалов, сотовых и IP-телефонов, мультимедийных устройств, телевизионных приставок, промышленной автоматики и др., где требуется минимальный размер, согласованное действие множества микропроцессорных архитектур, а также работа в условиях жесткого реального времени.
Microsoft Windows Embedded Standard предназначена для использования в банкоматах, игровых автоматах, мощных телевизионных приставках, кассовых машинах, торговых терминалах и информационных киосках, т.е. там, где требуется высокая производительность, защита информации, использование стандартного компьютерного оборудования, минимальные затраты на разработку и использование прикладного программного обеспечения.
Microsoft Windows Embedded POSReady предназначена для рынка систем обслуживания и основана на технологиях Windows XP Professional SP3 с дополнительными возможностями по встраиванию; предоставляет возможность стандартного OEM-развертывания из дистрибутива.
Линейка встраиваемых серверных решений от Microsoft логично завершает линейку встраиваемых операционных систем, позволяя выстраивать инфраструктурные решения на платформе Windows Embedded.
Рассмотрим Windows Embedded CE 6.0 и Windows Embedded Standard 2009 подробнее.

Егор

Егор Морозов | 8 Мая, 2017 - 12:15

Copy-of-T163.jpg

История процессоров ARM началась больше 30 лет назад, когда компания Acorn Computers, после успеха своего компьютера BBC Micro, задумалась об обновлении процессора в нем: в оригинальной BBC использовался процессор MOS Technology 6502 (который так же был и в NES, и в Apple II, и в других популярных устройствах того времени), возможности которого в середине 80ых уже были достаточно скромны. Разумным выбором выглядел процессор Motorola 68k, однако после его тестов оказалось, что его возможности в OC Acorn используются всего лишь на 30%. И тогда Acorn решила сделать собственный процессор, упор в котором был на исключении ненужных блоков из процессора и оптимизации. Архитектуру назвали Acron RISC Machine — сокращенно ARM. Эта архитектура понравилась очень многим, потому что ее возможностей вполне хватало для работы портативных устройств (так называемых палмтопов - компьютеров, умещавшихся в ладони), которые стали массово развиваться в 90ые — ярким примером такого палмтопа является Apple Newton, который работал на процессоре ARM 610 с частотой в 20 Мгц.

1427221821_452584108.jpg

Windows CE

Палмтопы в 90ые по сути заменяли современные планшеты и были достаточно продвинутыми аналогами записных книжек. Однако работать на них (к примеру, писать и редактировать документы) было неудобно. Разумеется, в то время уже были ноутбуки, однако они имели габариты чемодана и вес больше 3-4 кг — постоянно носить с собой такое устройство было невозможно. И поэтому уже в конце 80ых появилось множество портативных ноутбуков (прапрадедушек нетбуков), оснащенных процессорами от Intel (обычно 8088 или аналогами), монохромными экранами и работающими под MS-DOS. Примером такого устройства является Atari Portfolio:

В то время это было достаточно мощное устройство, без проблем работающее с документами, контактами и прочей текстовой информацией. При желании можно было даже смотреть картинки — правда, разумеется, они становились монохромными. Но самое главное — такие устройства работали на обычном DOS и процессорах от Intel, то есть были IBM-совместимыми ПК и позволяли запускать практически весь софт под DOS без всякой перекомпиляции.

Windows_CE.jpg

Однако время шло, и к середине 90ых, когда на ПК уже вовсю царствовала Windows с ее графическим интерфейсом, такие портативные нетбуки с монохромными дисплеями и текстовым интерфейсом уже выглядели анахронизмами. И тогда Microsoft специально для таких устройств выпустила в 1996 году Windows CE. По внешнему виду эта система была вылитой Windows 95: кнопка Пуск, Проводник, окна, возможность работы с мышью и т.д.:

Но внутренне с полноценной Windows эта система изначально не имела ничего общего — отсутствие накопителя как такового (вместо него использовался RAM-диск, то есть по сути все данные хранились в ОЗУ), собственное ядро, написанное на C, и к тому же это была система реального времени — то есть система, реагирующая на внешние события в определенный промежуток времени (иными словами, если система занята обработкой какой-то информации, и вы нажали на кнопку пуск — система в первую очередь обработает нажатие на пуск, поэтому такого понятия как «система зависла» под CE не было). Все это в итоге привело к тому, что софт, написанный под Windows 95, на такой системе не запускался.

С одной стороны, это был шаг навстречу пользователям — теперь не нужно было знать MS-DOS, для того чтобы работать с устройством. С другой стороны — если старые ноутбуки были IBM-совместимыми и могли запускать все то море софта под DOS, то под Windows CE программы приходилось писать практически с нуля. Однако в основном устройства на WIndows CE стояли достаточно дорого, и покупали их в основном все те же люди, которые пользовались ноутбуками на MS-DOS — то есть бизнесмены, владельцы компаний и т.д., и нужные им программы уже были предустановлены — это текстовый редактор, планировщик задач, календарь, и т.д. Поэтому проблема софта остро не стояла, а более удобная в сравнении с MS-DOS система понравилась многим.

Windows RT

И хотя ноутбуки с Windows CE были выдавлены с рынка более продвинутыми устройствами на x86-процессорах, в Microsoft отлично понимали, что будущее портативных устройств — это все же ARM-процессоры, которые к 2012 году имели достаточно внушительную производительность, позволяющую без проблем решать большинство пользовательских задач (просмотр 1080р видео без тормозов, быстрый серфинг в интернете, работа с документами, обработка фото и т.д.), при этом потребляя ощутимо меньше энергии, чем x86-аналоги: к примеру, потребление Apple A5 не превышало 1 Ватта, когда Intel Atom требовали минимум 2-3, а на пике TDP составляло 5 Ватт.

Понимая все это, Microsoft решила провернуть старый трюк, и в 2012 году вместе с WIndows 8 презентовала новую ОС — Windows RT. Как и CE, внешне RT выглядела абсолютно так же, как и 8 — тот же плиточный интерфейс, поддержка Microsoft Office 2013, наличие все тех же стандартных программ, панели управления, диспетчера задач и т.д. — в общем, с виду различий не было абсолютно:

rt-screenshot.jpg

Но внутри они, увы, были — как и следовало ожидать, софт под x86 процессоры на Windows RT не запускался. Однако Microsoft решили основную проблему Windows CE — в Windows RT был магазин так называемых универсальных приложений, которые могли работать как под ARM, так и под x86.

Но общественность такую систему не оценила — очень многие, поведясь на низкую стоимость устройств на ней и отсутствие внешних различий с Windows 8, стали такие устройства покупать и уже дома обнаруживать, что поставить тот же Google Chrome на нее нельзя. Разумеется, в огород Microsoft полетели камни, и те были вынуждены говорить, что Windows RT является сильно урезанной по своим возможностям системой, что в итоге привело к падению продаж до почти нулевых.


Ситуация с софтом в целом была гораздо лучше, чем с Windows CE, где возможности запуска десктопных прог не было вообще, однако все же набор программ был сильно ограничен. С учетом того, что тогда же в 2012 году вышли планшеты с Intel Atom Z2760, который не требовал активного охлаждения и был полноценным x86-процессором, планшеты с недо-Windows RT постигла та же судьба, что и устройства на Windows CE: так как Microsoft обещала 5 лет поддержки, то все устройства на Windows 8 RT обновились до Windows 8.1 RT (хотя по сути это все та же RT с невозможностью устанавливать x86-софт), а год назад вышло дополнение к Windows 8.1 RT, добавляющее в систему внешний вид от Windows 10 (внутренне все осталось так же). С учетом того, что пятилетний срок поддержки истекает уже в этом году, можно смело говорить, что в этом же году Windows RT умрет окончательно.

Windows 10

После второй неудачной попытки выпустить систему для портативных ноутбуков и нетбуков в Microsoft наконец поняли, что основная проблема заключается в том, что эти системы не поддерживали запуск x86-программ по принципу скачал — установил — запустил и работаешь. Магазин Windows не прижился вовсе — большинство программ там вчистую проигрывает десктопным аналогам, а выбор браузеров вообще сводится к IE или UC Browser — нет ни Chrome, ни Opera, ни Firefox. В итоге идея делать софт, совместимый одновременно и с x86, и с ARM, провалилась с треском, и остался второй вариант — это написать x86-эмулятор для ARM-процессоров, благо с графикой серьезных проблем нет — большинство современных видеочипов в ARM-процессорах без проблем работают с DirectX 10 или 11, то есть никакого эмулятора для работы с графикой не требуется. И такой эмулятор для ARM-процессоров действительно был написан, и на флагманском Snapdragon 820 он позволяет запускать достаточно тяжелый современный софт типа того же Photoshop:


Чем же это хорошо? Это хорошо в первую очередь тем, тот же Snapdragon 820 без проблем ставится в обычный смартфон, а значит можно будет получить полноценную Windows в кармане. С учетом того, что Windows уже 5 лет как заточена под сенсор, проблем с управлением не будет, а производительности топовых ARM-процессоров вполне хватает для запуска большинства пользовательских х86-программ. Минусов, увы, тоже хватает: во-первых это эмулятор, а значит какая-то часть вычислительной мощности процессора уходит просто впустую. С учетом того, что по кроссплатформенным тестам тот же Snapdragon 820 находится лишь на уровне Atom Cherry Trail, реальная производительность будет хуже — посидеть в интернете хватит, Photoshop так же запустится, но при попытке активно использовать несколько программ скорее всего будут проблемы со скоростью работы — то есть такой ARM-франкенштейн будет работать медленнее современных планшетов на Intel Atom. Второй минус — это графика. Да, совместимость с DirectX убирает большинство проблем с отображение графического интерфейса системы и программ. Но вот с играми не из магазина приложения практически гарантированно будут проблемы из-за отсутствия специфических библиотек и поддержки того же PhysX. Но, с другой стороны, устройства с ARM-процессорами, работающие на Windows 10, разрабатываются как мультимедийные и бизнес-устройства, а с таким применением никаких проблем возникнуть не должно.

Итог

В этом году истории запуска Windows на ARM-процессорах исполняется ровно 20 лет (в 1997 году вышла Windows CE 2.0 с поддержкой ARM), и за это время Microsoft проделала гигантскую работу — от Windows CE, только внешне похожей на полноценную Windows, и Windows RT, под которую все же можно было запустить часть х86-софта, но о полной совместимости и речи не было, до полноценной работы десктопной Windows 10 на ARM-процессорах. С учетом того, что Microsoft активно развивает свой проект Surface Phone — идея о полноценной Windows в кармане уже совсем скоро может стать реальной.

Windows CE (она же WinCE) — это вариант операционной системы Microsoft Windows для наладонных компьютеров, мобильных телефонов и встраиваемых систем. Windows CE не является «урезанной» версией Windows для настольных ПК и основана на совершенно другом ядре. Поддерживаются архитектуры x86, MIPS, ARM и процессоры Hitachi SuperH.

Windows CE оптимизирована для устройств, имеющих минимальный объём памяти: ядро Windows CE может работать на 32 Кб памяти. С графическим интерфейсом (GWES) для работы Windows CE понадобится от 5 мб. Устройства часто не имеют дисковой памяти и могут быть сконструированы как «закрытые» устройства, без возможности расширения пользователем (например, ОС может быть «зашита» в ПЗУ). Windows CE соответствует определению операционной системы реального времени.


На базе Windows CE основано множество платформ, включая Handheld PC, Pocket PC, Pocket PC 2002, Pocket PC 2003, Pocket PC 2003 SE, Smartphone 2002, Smartphone 2003, Windows Mobile, а также множество промышленных устройств и встроенных систем. Приставка Sega Dreamcast имела поддержку Windows CE. Самой Windows CE в изначальной поставке не было, но она могла запускатся на приставке с CD. Некоторые игры использовали данную возможность===

Основная платформа корпорации Microsoft для таких портативных устройств, как карманные персональные компьютеры (PDA, КПК), смартфоны и Portable Media Center. Стандартизация требований к оборудованию и программам позволила оптимизировать параметры устройств на основе Windows Mobile и обеспечить поддержку приложений от сторонних разработчиков. Платформа Windows CE предназначена для более широкого спектра встраиваемых устройств. Учитывая разнообразие устройств, которые могут быть созданы на базе Windows CE, к ним не предъявляется никаких стандартных требований относительно оборудования и программ.

Следует учитывать тот факт, что решения Windows Mobile всегда создаются на базе текущей версии Windows CE, которая в этом случае является ядром платформы. По мере совершенствования платформы Windows CE происходит обновление и платформы Windows Mobile. Для наглядности соответствие версий Windows CE и Windows Mobile сведено в таблицу.

Platform Builder – это интегрированная среда разработки для создания, отладки и развертывания специализированных образов ОС на базе Windows CE.

Подробный обзор основных потребительских характеристик платформы Windows Mobile приведен здесь.

В контексте сравнения с платформой Windows CE, следует отметить, что производитель устройств на базе Windows Mobile получает это программное обеспечение для своего устройства не в виде исходного кода, а в виде уже почти законченного продукта. В этот продукт производителю необходимо внести только те изменения, которые касаются аппаратных особенностей разрабатываемого им устройства, но благодаря стандартизации требований к устройствам Windows Mobile, внесение подобных изменений не требует от производителя значительных затрат. Таким образом, использование платформы Windows Mobile позволяет производителю портативных устройств значительно сократить время разработки устройства и снизить финансовые расходы на подготовку к выпуску в продажу своего издения. Для обозначения этого качества используется термин “go-to-market”.

Читайте также: