1 что в мире компьютеров означает термин заплатка и почему его так назвали

Обновлено: 03.07.2024

Во всех сферах деятельности существуют свои термины. Некоторые из них употребляются часто, другие фигурируют только в специализированной литературе и не нужны обычному человеку. Это же касается и компьютеров, где почти всё состоит из терминов. И чаще всего они объясняются как-то сложно для простого пользователя. И если ты сам почти не разбираешься в компьютерах или учишь своего деда современным технологиям, то эта статья будет для тебя полезной.

Мы составили список некоторых компьютерных терминов и расшифровали их максимально просто и коротко, чтобы их суть мог уловить человек даже с минимальными знаниями в этой сфере.

1. ОЗУ и ПЗУ

ОЗУ — это оперативная память, а ПЗУ — постоянная. Часто ПЗУ называют жёстким диском, но это не совсем корректно, так как, помимо него, есть ещё твердотельные накопители. Если объяснить просто, то ОЗУ — это кратковременная память, а ПЗУ — долговременная.

2. IP-адрес

IP-адрес — это что-то вроде уличного адреса, по которому ты можешь найти нужный дом. Только этот адрес состоит не из привычного названия и цифр, а из ряда чисел.


3. Программирование

Если объяснить самым простым языком, то программирование — это когда человек даёт компьютеру алгоритм действий в виде «если видишь это — делай это, а если не видишь — делай то».

4. 3D-печать

3D-принтер, если ему дали команду напечатать объект, разделяет его на несколько небольших слоёв, а после берёт нагретый до жидкого состояния пластик и наносит его по слоям до момента, пока не получится готовая деталь.

5. Интернет вещей

Интернет вещей является очередным модным словом, за которым маркетологи скрыли устройства, которые подключаются к интернету и могут взаимодействовать друг с другом.

6. Кеш

Кеш — это область программы, позволяющая получить быстрый доступ к информации, которую ты недавно использовал. Это как положить ключи на самое видное место, чтобы не тратить время на их поиски перед выходом.

7. Cookie

Это просто маленькие файлы, которые сайт отправляет автоматически на твой компьютер. В них содержится различная информация, такая как учётные данные для входа, информация о корзине покупок, предпочтениях и так далее. Когда ты вновь заходишь на тот же сайт, он считывает эти файлы и подстраивает информацию под твои предпочтения. Это что-то вроде того, как если бы ты пришёл в магазин, а продавец уже знает, что ты хочешь.

8. Облако

Облако — это удалённый сервер, оборудование, на котором хранятся твои данные. Другими словами, если ты пользуешься обычной программой, то все её данные хранятся на твоём компьютере, занимают место, и она может даже не запускаться из-за неподходящего оборудования.

В случае же с облачными сервисами программа находится на мощном оборудовании где-то в другом месте (например, в офисе компании, но чаще всего в специальных центрах), и ты можешь работать с ней с любого устройства. Главное, чтобы был доступ к интернету.

9. Фишинг

Фишинг — это один из способов кражи информации. Для этого злоумышленник отправляет электронное письмо или ссылку, которые выглядят так, будто их отправила авторитетная компания. Человек вводит привычные данные, не подозревая, что это не настоящий сайт, и тем самым просто заполняет форму вроде анкеты для злоумышленников.


10. Блокчейн

Ещё одно модное слово, которое пришло вместе с криптовалютами. Если проще, то блокчейн — это система бухгалтерского учёта, которая использует открытую распределённую запись для отслеживания движения информации в разные стороны.

11. DDoS-атака

DDoS-атака — это атака на сервер с целью «выключить» его. Дело в том, что есть определённые лимиты, и когда они превышаются, вычислительных способностей оборудования уже недостаточно для обработки запросов, и оно начинает отказывать. Чтобы было проще, представь, что ты пьёшь с друзьями, и до определённого момента всё хорошо. Но перебрав, ты просто отрубаешься и не можешь функционировать.

Отправляя множество запросов на сервер, злоумышленники имитируют сотни, тысячи и даже миллионы одновременных заходов на сайт, что сильно превышает возможности оборудования.

12. Хостинг

Это просто сервис, который размещает сайты на своём оборудовании. Хостинг-сервисы предлагают размещать сайты на одном оборудовании рядом с другими, а также на отдельном. Это можно сравнить с общежитием, где жить можно, но не особо комфортно, и если отключат отопление, то замёрзнут все.

13. Интернет-провайдер

Интернет-провайдер — это компания, которая предоставляет доступ к интернету. В зависимости от масштаба, компания может иметь свои сети или арендовать их у других более крупных фирм.

14. Машинное обучение

Машинное обучение — это когда программист «скармливает» искусственному интеллекту, предварительно обученному распознавать шаблоны и реагировать на них, нужную информацию. Когда ИИ начинает понимать, что при запросе нужно сделать то или это, выбирая наиболее подходящее решение, он может выдавать более точные ответы.

15. Плагины

Плагины — это дополнения, которые расширяют возможности программы. К примеру, добавив плагин блокировки рекламы к браузеру, можно полностью или частично отключить надоедливые рекламные ролики и баннеры, хотя изначально программа такого функционала не имела. Это можно сравнить со свежеиспеченным печеньем: оно и так вкусное, но стоит посыпать его корицей или тёртым шоколадом — и оно станет ещё лучше.

16. Песочница

Песочница — это что-то вроде виртуального загона, куда программисты закидывают сомнительные программы и проверяют, как те будут себя вести. Песочница, по сути, полностью повторяет обычные операционные системы, и, если что-то пойдёт не так, всё оборудование не упадёт от неумелых действий программиста.


17. SEO

SEO — это поисковая оптимизация, стратегия, которая помогает оптимизировать ресурс для того, чтобы его можно было найти как можно проще и чтобы он показывался выше остальных.

Это как если бы ты хотел продать гараж и наклеил объявление только в своей квартире, и о продаже знала бы только твоя семья. Однако стоит тебе развесить большие объявления повсюду, предварительно поработав над их содержанием, так чтобы они были максимально понятными и интересными, и они не только не затеряются среди остальных, но и будут привлекать к себе больше внимания.

18. Доменное имя

Если IP-адрес — это что-то вроде точного адреса дома, который тем не менее может периодически меняться, если ты не застолбил его, то доменное имя — это действительно точный адрес, который будет твоим независимо от IP-адреса. Грубо говоря, может поменяться название города, улицы, но на доме всегда будет табличка с твоими фамилией, именем и отчеством, и так тебя будет найти намного проще, нежели вводить множество цифр.

19. Обратная совместимость

Обратная совместимость — это когда новая версия программы может прочитать файлы старой. К примеру, ты печатаешь текст дома в Microsoft Word 2019, а потом приходишь на работу, где стоит старая версия Microsoft Word 2010, и там файл открывается без проблем. Как и в случае, если ты возьмёшь текстовый файл из версии 2010 года и откроешь его в версии 2019 года. Это и называется обратной совместимостью.

20. Хештег

Первая счетная машина, которую с натяжкой можно назвать компьютером, была изобретена в 1922 году профессором-математиком из Англии Чарльзом Бэббиджем. Под руководством Говарда Эйкснома четыре специалиста из компании IBM приступили в 1941 году к созданию ЭВМ под названием «Марк-1». За алгоритм действий взяли схему вычислений Чарльза Бэббиджа.

Современный социум настолько зависим от компьютерных технологий, что невозможно себе представить, как люди жили раньше. Причём самый первый компьютер в мире появился относительно недавно, в середине ХХ века. Прототипы абсолютно не схожи с нынешними устройствами.

ЭВМ были громоздкими, а некоторые занимали по несколько аппаратных комнат. Но даже крупные размеры и примитивные вычисления заставляли население планеты восторгаться техническим открытием. Никто не подозревал, что это был прорыв в мир информатики. Кто же стал пионером в индустрии программного обеспечения и какие функции выполняли первые машины?

Машина Чарльза Бэббиджа

Английский профессор математики и изобретатель Чарльз Бэббидж был одержим вычислительными науками. Ещё в молодости 21-летний учёный впервые задумался о вычислительной машине, а это был 1812 год. На основании многолетних трудов по совершенствованию вычислительных таблиц он придумал механизм, который бы свободно производил сложения разностным методом. Так появилась разностная машина. К 1822 году Чарльз собрал свою первую, Малую разностную машину. Аппарат, состоящий из множества шестерёнок, был представлен Королевскому Астрономическому обществу.

Чарльз Бэббидж был слабым в юношестве, при этом он увлекался паранормальными явлениями и неоднократно пытался установить контакт с потусторонним миром.

К 1854 году математик сумел создать несколько аналогичных разностных машин и даже одну из них продал. Затем он принялся за разработку аналитической машины, работа которой была основана на металлических числовых перфокартах. Но довести дело до конца он не смог. Не хватило финансирования. Остатки жизни учёный посвятил философии и скончался в 79 лет.

История создания компьютера «Марк-1»

Первая ЭВМ, которую можно назвать компьютером, была создана американскими учёными математиками из Гарвардского университета. Под руководством Говарда Эйкснома четыре специалиста из компании IBM приступили в 1941 году к созданию ЭВМ. За алгоритм действий взяли схему вычислений Чарльза Бэббиджа. В конце лета 1944 года учёные продемонстрировали работу своего изобретения. Компьютеру было присвоено название «Марк 1», состоящее из букв имён создателей. Аппарат остался в Гарварде и успешно эксплуатировался.

На создание «Марк 1» была затрачена баснословная по тем временам сумма $500 000. Для размещения всех узлов и элементов был создан специальный 17-метровый корпус из стекла и нержавеющих перекрытий. Высота сооружения составила 2,5 метра. Масса компьютера оценивалась в 5 тонн. В целом «Марк 1» насчитывал 765 000 узлов и деталей. Для соединения контактов были использованы провода общей протяжённостью 800 километров.

Первая советская модель

К середине ХХ века СССР был измождён Второй мировой войной, но отставать от Запада он не хотел. Советскими учёными и инженерами велись работы над отечественной ЭВМ. За 5 послевоенных лет удалось разработать и запустить устройство с названием «Малая электронная счётная машина» (МЭСМ). Аппарат уместился на площади 60 м². Он состоял из 6 тыс. ламп и потреблял мощность 25 кВт. Фото первого компьютера СССР удивило Западную Европу, так как таких машин там ещё не было.

МЭСМ выполняла около 3 тыс. вычислительных операций в секунду. Изначально советская ЭВМ поступила в распоряжение учёных для исчисления сложных задач. Через пару лет МЭСМ перевели в статус учебного пособия. А в 1959 году машину демонтировали. Дело в том, что уже в 1952 году советские учёные выпустили более совершенную модель компьютера — Большая электронная счетная машина (БЭСМ). В новой версии увеличили количество ламп до 12 тыс. Как следствие, выросло число операций, до 10 тыс. за 1 секунду.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.


Электронные вычислительные машины того времени представляли из себя массивные конструкции весом в несколько тонн. Каждый новый этап развития ЭВМ был связан не только с техническим прогрессом, но и с программным. Взять хотя бы Windows, который пришел на смену "бездушному" DOS.

Именно IBM, годом основания которой считается 1889 год, внесла огромный вклад в развитие компьютерной техники. Ее прародительница, корпорация CTR (Computing Tabulating Recording) включала в себя сразу три компании и выпускала самое различное электрическое оборудование: весы, сырорезки, приборы учета времени. После смены директора в 1914 году компания начала специализироваться на создании табуляционных машин (для обработки информации). Спустя 10 лет CTR поменяло свое название на International Business Machines или IBM.


Еще в 1888 году инженер Герман Холлерит, основатель IBM, создал первую электромеханическую счетную машину - табулятор, который мог считывать и сортировать данные, закодированные на перфокартах (бумажных карточках с отверстиями). Его даже использовали при переписи населения в 1890 году в США.

При этом история компьютеров IBM началась спустя более полувека, в 1941 году, когда был разработан и создан первый программируемый компьютер "Марк 1" весом порядка 4,5 тонн, 17 метров в длину, 2,5 метра – в высоту. Президент IBM вложил в него 500 тысяч долларов. Впервые "Марк 1" был запущен в Гарвардском университете в 1944 году. Чтобы понять, насколько сложна была конструкция машины, достаточно сказать, что общая длина проводов составила 800 км. При этом компьютер осуществлял три операции сложения и вычитания в секунду.

Первое поколение ЭВМ


Первая ЭВМ, основанная на ламповых усилителях, под названием "Эниак" была создана в США в 1946 году. По размерам она была больше, чем "Марк 1": 26 метров в длину, 6 метров в высоту, а ее вес составлял около 30 тонн. При этом по производительности "Эниак" в 1000 раз превышала "МАРК-1", а на ее создание ушло почти 500 тысяч долларов. Но у нее были существенные недостатки: очень мало памяти для хранения данных и долгое время перепрограммирования – от нескольких часов и до нескольких дней.

Кстати, среди создателей "Эниак" был ученый Джон фон Нейман, предложивший архитектуру ЭВМ, заложенную в компьютерах с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Именно он осуществил переход к двоичной системе счисления и хранению полученной информации.

В 1951 году появился первый коммерческий компьютер UNIVAC, и уже в 1952 году вышел "IBM 701". Это был первый крупный ламповый научный коммерческий компьютер, причем создали его достаточно быстро – в течение двух лет. Его процессор работал значительно быстрее, чем у UNIVAC - 2200 операций в секунду против 455. В одну секунду процессор "IBM 701" мог выполнять почти 17 тысяч операций сложения и вычитания.

Второе поколение ЭВМ


Второе поколение ЭВМ использовало в своей основе транзисторы, созданные в 1947 году. Это была очередная революция, в результате которой существенно уменьшились размеры и энергопотребление компьютеров, так как сами биполярные транзисторы в разы меньше вакуумных ламп.

В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах. Они были надежны, и ВВС США стали использовать их в системе раннего оповещения ПВО. А в 1960 году IBM разработала мощную систему Stretch или "IBM-7030". Она была и вправду сильна – создатели добились 100-кратного увеличения быстродействия. В течение трех лет он был самым быстрым компьютером в мире. Однако со временем IBM уменьшила его стоимость, а вскоре и вовсе сняла с производства.

Третье поколение ЭВМ


Третье поколение компьютеров связано с использованием интегральных схем (в которых используется от десятков до сотен миллионов транзисторов), впервые изготовленных в 1960 году американцем Робертом Нойсом.

В 1964 году IBM объявила о начале работы над целой линейкой IBM System/360.

System/360 хорошо продавалась даже спустя шесть лет после анонса системы. За 6 лет IBM выпустила более 30 тысяч машин. Однако затраты на разработку System/360 были очень велики - около пяти миллиардов долларов. Таким образом, System/360 заложила фундамент для следующих поколений, первым из которых был System/370.

Четвертое поколение ЭВМ


Четвертое поколение связано с использованием микропроцессоров. Первый такой микропроцессор под названием "Intel-4004" был создан в 1971 году компанией Intel, до сих пор остающейся в лидерах. Спустя 10 лет IBM выпустила первый персональный компьютер, который так и назывался IBM PC. Самая дорогая конфигурация стоила 3000 долларов и предназначалась для бизнеса, а конфигурация за 1500 долларов – для дома.

Процессор Intel 8088 работал на частоте 4,77 МГц (сейчас этот показатель в тысячи раз больше), а объем ОЗУ - 64 кбайта (сейчас – в миллионы раз больше). Для хранения информации использовались 5,25-дюймовые флоппи-дисководы. Жесткий диск нельзя было установить из-за недостаточной мощности блока питания.

Интересно, что разработкой компьютера занимались всего четыре человека. Причем IBM не запатентовала ни операционную систему DOS, ни BIOS, что породило огромное количество клонов. Уже в 1996 году IBM уступило первое место по продажам ПК на ею же основанном рынке.

Несмотря на то, что современные гаджеты сильно отличаются по характеристикам от своего предшественника, все они относятся к тому же поколению ЭВМ.

Основные толчки для развития компьютеров дала наука (появление ламп, а затем транзисторов). В настоящее время распространяется ввод информации с голоса, общения с машиной на человеческом языке (приложение Siri в iPhone) и активная работа над роботами. Основное мнение, что будущее – за квантовыми компьютерами, которые будут использовать в своей основе молекулы и нейрокомпьютерами, использующими центральную нервную систему человека и непосредственно его мозг. Однако для того, чтобы эти технологии появились, необходимо досконально изучить эти системы.

30815486.jpg

Компью́тер (англ. computer — «вычислитель» ) — устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.

БК 0010-01 с Бейском

Отношение к слову «компьютер» довольно точно выражено в одном из юридических изданий:

В других языках согласия в названиях для компьютера тоже нет. Во французском используют ordinateur, то есть буквально «сортировщик» , в итальянском, как и в русском, чаще используют computer, но иногда и calcolatore или elaboratore. Образнее всех компьютер навали в Финляндии — tietokone, что переводится как «машина знаний» , и в Китае — «дьян-нао» (дословно «электронный мозг») .

То, что слово это пришло к нам из английского языка, еще не делает его английским или американским, как того многим хотелось бы. Слово компьютер является производным от английских слов to compute, computer, которые переводятся как «вычислять» , «вычислитель» (английское слово, в свою очередь, происходит от латинского computāre — «вычислять») . Первоначально в английском языке это слово означало человека, производящего арифметические вычисления с привлечением или без привлечения механических устройств. В дальнейшем его значение было перенесено на сами машины, однако современные компьютеры выполняют множество задач, не связанных напрямую с математикой.

Впервые трактовка слова компьютер появилась в 1897 году в Оксфордском словаре английского языка. Его составители тогда понимали компьютер как механическое вычислительное устройство. В 1946 году словарь пополнился дополнениями, позволяющими разделить понятия цифрового, аналогового и электронного компьютера.

Действительно, первым в современном значении слово computer употребил американский инженер Джордж Стибиц, представивший в феврале 1945 года Национальному комитету по обороне США доклад «Релейные компьютеры» . В докладе Стибиц разделил машины на две категории — на калькуляторы, предназначенные для выполнения четырех действий арифметики, и компьютеры, способные наряду с этим хранить промежуточные результаты. Он же предложил перестать применять термин «компьютер» в приложении к людям, выполняющим расчетные операции, т. е. тех, которых в соответствии с современными представлениями следует называть «операторами» . Ирония ситуации состоит в том, что сам-то Стибиц строил очень интересные, но все же калькуляторы.

В 70-е годы в Соединенных Штатах слово «компьютер» ассоциировалось, прежде всего, с мэйнфреймами (mainframe - большой универсальный высокопроизводительный отказоустойчивый сервер со значительными ресурсами ввода-вывода, большим объёмомоперативной и внешней памяти, предназначенный для использования в критически важных системах (англ. mission-critical) с интенсивной пакетной и оперативной транзакционной обработкой.), а потому создатели первых мини-ЭВМ называли свои творения «программируемыми процессорами» , не желая переносить на них ассоциируемую с мэйнфреймами тяжеловесность. Стандарт, в котором отказались от именования людей-операторов «компьютерами» , был принят в США только в 1964 году.

4 октября того же года в журнале Science компания Hewlett-Packard представила программируемый калькулятор, назвав его «персональным компьютером» . Указанную дату стали считать первым использованием этого термина, внеся дополнительную путаницу.

На самом же деле слова «калькулятор» и «компьютер» начали параллельное существование гораздо раньше. Иногда их траектории пересекались на протяжении многих столетий. «Калькулятор» имеет очевидное происхождение от латинского calculi; так называли кости, использовавшиеся в кабаках, предшественниках появившихся позже счет. Те же корни у математического термина calculus, переводимого как «исчисление» . Примерно 2000 лет назад существовало слово computare, состоявшее из двух частей — com («вместе» ) и putare («считать, полагать, рассматривать, рассчитывать») . В VI веке computare в основном использовали для обозначения специфических расчетов, связанных с определением даты праздника Пасхи.

Читайте также: